Дельфина де сталь краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

ДЕЛЬФИНА - героиня “романа в письмах” мадам Анны-Луизы-Жермены де Сталь (1766-1817) “Дельфина” (1802), - девушка высшего света, полюбившая аристократа Леонса де Монвиля и продолжающая его любить после его женитьбы, уходит в монастырь. Жена Леонса де Монвиля умирает, Великая французская революция приговаривает аристократа к смерти, а Дельфина, узнав об этом, принимает яд. Дельфина бунтовала во имя свободы чувства, протестовала против установленных норм поведения по воле г-жи де Сталь. Результатом этой стализации Татьяны и было ее чересчур открытое объяснение Онегину в любви.

Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Клариссой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты.. .

Вообщем, начиталась Татьяна французских романов, героини которых и сподвинули ее написать письмо Онегину. (А чьи романы, Вам уже написали, не буду повторяться) .
Поступок для девушки того времени отчаянно смелый!

Консервативная литература всей Европы объявляла террор сугубо якобинским явлением. Но к террору обращались не только якобинцы: герцог Брауншвейгский в манифесте открыто грозил французам террором, от террора не отказывалась ни одна из партий революции XVIII в. — ни вандейцы, ни интервенты, ни жирондисты, ни тем более термидорианцы. Рассказав о погроме в доме Дельфины, Сталь показала, что террор был повсеместно распространенным явлением. Больше того, если свет травит Дельфину, если австрийские чиновники, арестовавшие ее по подозрению в шпионаже, вели себя бесчеловечно, если в монастыре к героине относятся крайне жестоко, то солдаты революционной армии по возможности гуманно обращаются с возлюбленными. Леоне был контрреволюционером, перешедшим к интервентам и захваченным с оружием в руках. По законам военного времени он заслуживает расстрела. Но, тронутый мольбами Дельфины, судья революционного трибунала сжалился над ним, а суровый комиссар, отменивший было оправдательный приговор, все же согласился отпустить Леонса, если тот даст подписку о неучастии в гражданской войне. Леоне отказался. И даже после этого солдаты-революционеры, видя отчаяние Дельфины, хотели самовольно отпустить молодого аристократа.

Финальные сцены романа вносят существенный нюанс в оценку революционного террора. Они показывают, что писательница осуждает не столько революционеров, сколько вообще то суровое время, в какое живут ее герои. Доносы, аресты, репрессии, погромы повсюду.

Свет продолжает травить Дельфину, но у нее появляются и новые преданные друзья — Сербелланы и Лебенсеи. Теперь она не одинока, вокруг нее люди, симпатизирующие ее демократическим убеждениям.

В романе рассказывается, как революция сметает мирок салонов и поместий, выводя героев в широкий мир, где судьбу людей решают не салонные сплетники, а солдаты-санкюлоты и, в конечном счете, закономерности общественно-политиче­ской борьбы во Франции.

Ж. де Сталь показала, что революция (в рамках 1789-1791 гг.) несла здоровые нравственные отношения, и в этом аспекте оправдала ее. Правда, Дельфина помогла д’Орсану и Вальорбу избежать наказания, как и сама Сталь во время революции помогала друзьям и недругам; но она не считала это изменой демократическим идеалам, рассматривая революционный процесс с позиции книжного гуманизма.

Это не означало примирения с бесчеловечным нравственным климатом высшего общества. Молодую вдову травят за то, что она благородна и честна, что она противопоставила себя неписаным законам, подавляющим личность.

Картина нравственного состояния света достаточно полно воссоздана в первых двух частях романа, последующие лишь уточняют ее. Функцию ведущего злодея — режиссера действия, часто встречающегося в романах конца XVIII — начала XIX в., выполняет Софи де Вернон, родственница героини. Она обманывает и обирает героиню, затевает интригу вокруг дара Дельфины, опозорив ее в глазах света и Леонса. Ей невольно подыгрывает и фанатичная ханжа Матильда. Другие представители общественного мнения собраны вокруг мадам дю Марсе: ее поклонник Фьервиль, племянник д’Орсан и др.

Революция сняла их с командных постов, обнажила их нравственную низость. Д’Орсан, Фьервиль, Вальорб стали врагами отчизны. Лебенсей сообщает еще об одном аристократе, которого он спас из тюрьмы, но который теперь повсюду шельмует своего освободителя за революционные убеждения. Возможно, что это намек на Шатобриана, который вел себя аналогично.

Светлана Кайдаш-Лакшина о самой влиятельной французской писательнице


В 20 лет Жозефина по настоянию родителей вышла замуж за шведского посла во Франции Эрика Магнуса де Сталь, польстившегося не только на молодость, но и на богатое приданое невесты. Супруги вскоре негласно расстались, но она сохранила эту фамилию не только для себя, но и для детей, хотя отцом двух сыновей был граф Нарбонн, военный министр во время революции.

Воображаясь героиней

Своих возлюбленных творцов,

Кларисой, Юлией, Дельфиной,

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит…

Герой Леонс де Мондовиль любит Дельфину, но выполняет желание своей матери и женится на ее кузине, потому что Дельфина — молодая вдова, которая решила пренебречь условностями светского общества. Общество оклеветало Дельфину. Герой понял свою ошибку, но поздно — оба погибают.

Коринна не только страстно его любит и первой признается ему в любви (вот откуда у Татьяны Лариной решимость первой признаться Евгению Онегину! От Коринны!). Коринна — известная в Италии поэтесса, писательница, импровизатор, самая знаменитая женщина и красавица. Но ничто ей не может помочь перебороть трусость и мнительность, ложный долг своего героя.

Один из основателей европейского романтизма, де Сталь особое внимание уделяла самобытности, неповторимости каждой нации, каждого народа.

Современниками де Сталь были Гете, Шиллер, Фихте, Байрон, Стендаль. Но только эта отважная женщина осмелилась выступить против завоевателя Европы, которая ему покорилась.

Изображение в информационном окне.

Corinne au cap Misène - это картина Франсуа Жерара, написанная между 1819 и 1821 годами и хранящаяся в Музее изящных искусств в Лионе .

Резюме

История работы

Плод романтических отношений

Создание этой картины, так сказать, конкретизировано благодаря взаимодействию четырех ключевых персонажей: мадам Жермен де Сталь , мадам Жюльетт Рекамье , принца Пруссии Августа и, конечно же, Франсуа Жерара . Итак, все началось летом 1807 года; Принц Август был отправлен во Францию ​​в качестве государственного заключенного в Суассоне, после поражения прусской армии против наполеоновских войск, он, однако, мог часто бывать в Париже, где он часто посещал салоны того времени. Там его представляют мадам де Сталь, которая приглашает его приехать к ней домой, в замок Коппе недалеко от Женевы. Именно во время этого пребывания принц познакомился с Жюльетт Рекамье , которая затем вышла замуж за Жака Рекамье , богатого банкира лионского происхождения (как и она). Из этой встречи рождается взаимная страсть между двумя молодыми людьми, богатая эпистолярными обменами, но также и художественными (они обмениваются произведениями, в частности своими портретами, и призывают художников, модных в то время, выполнять их).


Таким образом, именно в рамках этих романтических отношений Корин родилась на мысе Мизене ; В 1817 году принцу и Джульетте пришлось столкнуться с потерей их общей подруги мадам де Сталь и отдать дань уважения женщине, которая помогла им встретиться, оба решили заказать производство картины, которая засвидетельствовала бы восхищение этим 'он носит одну из самых ярких женщин своего времени. Август Прусский сначала через Жюльетт Рекамье попросил Жака Луи Давида , который затем находился в изгнании в Брюсселе, выполнить эту работу. Однако последний просит слишком высокую сумму (40 000 франков). Затем принц Август спросил Франсуа Жерара.

«Берлин, 6 апреля 1819 года.

Желая сохранить память о мадам де Сталь с помощью искусства, насколько она останется в литературе благодаря ее произведениям, я полагал, что самым верным способом было бы попросить вас сделать для меня картину, сюжет которой был бы взят из Коринн. Дружба, которую г-жа де Сталь показала мне в тяжелые времена, прежде всего побуждает меня выразить ей эту благодарность. Мадам де Рекамье была достаточно любезна, чтобы взять на себя эту комиссию из-за привязанности к г-же де Сталь, поскольку она придает огромное значение всему, что может почтить ее память, и мне очень приятно узнать, что вы готовы взять на себя ответственность. эту работу и выражая вам свою благодарность за эту доброту, я подчинюсь вашему суждению, будет ли вам невыгодно изобразить Коринн в приукрашенных чертах мадам де Сталь и выбрать момент ее триумфа в Капитолии или тот, когда она находится на мысе Мисене, однако не желает мешать вам в составлении этой работы. Я желаю, сэр, чтобы эта картина стала еще одним доказательством моего огромного восхищения вашим талантом и безупречного уважения, с которым я вам предан.

Август, принц Пруссии. "


Прием

Вторая версия картины была представлена ​​в Салоне в Париже в 1822 году и имела большой успех. Адольф Тьер хвалит его:

«Поблагодарив мадам де Сталь за то, что она предоставила этот прекрасный сюжет и прекрасные ситуации, которыми он наполнен, я, тем не менее, нахожу преимущество со стороны художника. На холсте я вижу только разум, истину и совершенную чистоту; Я не нахожу там ни беспорядка, ни мистики; Коринн благородна, трогательна, страстна и, несмотря на свой гений, по-прежнему нежна; Я особенно нахожу там ту глубокую меланхолию, которая очаровывает меня в романе и заставляет часто перечитывать его, несмотря на его ложные сантименты; наконец, я не сожалею об отклонении во вкусе, я, наоборот, вижу в нем национальную радость, прогресс в искусстве, которое чтит и художника, и страну, и век. "

Стендаль пишет, что «мы не могли ничего добавить к той похвале, которую они дали ему единодушно: все согласились похвалить достоинства композиции, ее живописные эффекты, живое и живое выражение Коринн и эмоции, которые испытывали различные персонажи. который подошел к ней, чтобы услышать ее. М. Жерар выставил в салоне очень красивый портрет. "

У художника заказывают несколько реплик, доведенных до главного героя.

Потомство

Что касается первоначальной работы Франсуа Жерара, то она была предложена Жюльетте Рекамье принцем Пруссии Августом в 1821 году. Последний затем установил ее в своих апартаментах в аббатстве Окс-Буа в Париже.

В конце концов, после своей смерти Жюльетт Рекамье завещает Коринн мыс Мизен музею в Лионе , ее родном городе. С тех пор картина выставлялась в Музее изящных искусств в Лионе . Работа была представлена ​​на выставке Juliette Récamier, muse et patron в 2009 году.

Коринна или Италия и Коринна на мысе Мизене

«Именно на мысе Мизене Корин подготовила танцы и музыку. […] Она пошла и села в конце мыса у моря, Освальд поспешил за ней туда; но когда он подошел к ней, сопровождающая их компания немедленно присоединилась к ним, чтобы умолять Корин импровизировать в этом прекрасном месте. В этот момент ее смущение было таким, что она позволила отвести себя к высокой насыпи, на которой стояла ее лира, не имея возможности думать о том, чего от нее ждут. […] С вершины небольшого холма, который вдается в море и образует мыс Мизен, можно было прекрасно открыть для себя Везувий, Неаполитанский залив, острова, которыми он усеян, и сельскую местность, простирающуюся от Неаполя до Гаэте, наконец, регион Вселенной, где вулканы, история и поэзия [sic] оставили наибольшее количество следов. […] Она настроила свою лиру и начала жаждущим голосом. Его взгляд был прекрасен; но кто знал ее как Освальда, мог распутать тревогу ее души: она, тем не менее, пыталась сдержать свою боль и подняться, по крайней мере на мгновение, над своим личным положением. […] Мягкое и чистое сияние луны украшало ее лицо; прохладный морской бриз живописно шевелил ее волосы, и природа, казалось, любила украшать ее. "

«Она больше не была пугливой женщиной, а вдохновленной жрицей, которая с радостью посвятила себя культу гения. "

Решив никогда не предаваться романтическим чувствам, чтобы сохранить свою независимость, Корин, тем не менее, влюбляется в Освальда, молодого лорда, который едет в Италию, чтобы забыть смерть своего отца. Очень быстро Освальд был соблазнен умом, чувствительностью и красотой Корин, но он помнит обещание, которое он дал своему отцу, жениться на англичанке. Коринн узнает о своей трагической судьбе во время импровизации на мысе Мизене, недалеко от Неаполя. Поэтому в письме Освальду она решает рассказать свою историю и раскрыть свою истинную личность, Коринн - псевдоним, заимствованный у поэта из Древней Греции.

Художник выбрал для своей картины эпизод с мыса Мизене, то есть момент, когда героиня, обычно свободная и уверенная в себе, понимает, что ее невозможная любовь к Освальду обрекает ее на отчаяние:

«Мягкое и чистое сияние луны украшало ее лицо, прохладный морской бриз живописно шевелил ее волосы, и природа, казалось, наслаждалась ее украшением. Однако Коринн внезапно охватило непреодолимое чувство: она рассматривала эти очаровательные места, этот опьяняющий вечер, Освальда, который был там, который мог быть не всегда, и слезы текли из ее глаз. Те самые люди, которые только что громко аплодировали ей, уважали ее эмоции и молча ждали, когда она скажет, что она чувствует. "

Художник помещает свою сцену в угрожающий пейзаж, на заднем плане дымящийся Везувий, под лунным светом , отражая эмоции, которые переполняют Корин в этот самый момент:

«Сельская местность Неаполя - это образ человеческих страстей: сернистый и плодородный, его опасности и его удовольствия, кажется, исходят от этих пылающих вулканов, которые придают воздуху столько очарования и заставляют молнии грохотать под нашими ногами. "

Анализ и описание

Франсуа Жерар был одним из учеников Жака-Луи Давида. Поэтому он был очень отмечен неоклассическим стилем , который можно найти в Corinne au cap Misène .

Франсуа Жерар решил представить отрывок из романа М меня де Сталь , где характер Корин находится в Кейпе Misenum ; Она только что сочинила длинное стихотворение для своего любимого Освальда. Она слишком тронута, чтобы продолжать, и поэтому кладет лиру . Она отворачивается к грозному небу.

Вдобавок у Жерара создается впечатление, что время застыло, как будто эмоции Корин были настолько сильны, что она смогла их породить.

Декор

Читайте также: