Данте алигьери монархия краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Цель всего человеческого рода, по Данте, — всеобщий мир (concordia — гармония, мир). Это и есть дело всемирной монархии. Основные доказательства, которые он приводит в ее пользу, следую щие: единая цель требует одного управляющего начала. Если челове ческий род имеет одну цель, то он должен управляться одним монар хом. Как единый Бог владычествует во всей Вселенной, так и род че ловеческий должен быть устроен по такому образцу. Споры между отд е льным и к нязьям и д олжны ра зре шаться высшим суд ье й императором. В мире должна царствовать правда, а она лучше всего водворяется всемирным монархом, поскольку ему нечего желать для себя. В монархии правитель существует для граждан, а не граждане для монарха. Всемирный монарх издает законы для всего человечества, отдельные же князья прилагают эти законы сообразно особенностям своих стран. Единство есть вообще высшее благо. Согласие — добро. Но согласие опятьтаки требует единой направляющей воли, то есть власти единого монарха. Он должен защищать свободу от тирании, за конность, справедливость и вечный мир на земле.

В третьей части сочинения Данте доказывает, что наследник рим ского владычества — император получил власть непосредственно от Бога, а не от Папы. Последнему не дана вся полнота божественной власти. К тому же императорская власть возникла значительно раньше папской. Право утверждать светских князей, говорится в сочинении, противоречит самой природе церкви, естественному праву.

Таково основное содержание теории всемирной монархии (импе рии) Данте, отстаивавшей приоритет светской власти в государстве. Идея всемирной монархии — не средневековая ли мечта о едином ор гане мирового сообщества по безопасности и сотрудничеству народов, о верховенстве норм международного права?

Целью человечества является, по Данте, деятельность разума, отличающая людей от всего остального животного мира. Высшая цель – спасение. А так как эта цель не может быть достигнута вполне одним человеком, ни даже отдельным обществом людей, то необходимо для этого общение всего человеческого рода. В этом состоит высшее благо человека на земле. Люди совершенствуются, только находясь в состоянии покоя. Следовательно, весь человеческий род нуждается в мире. Итак, всеобщий мир – это то, что требуется для нашего блаженства. Это и есть дело всемирной монархии.

Главные доводы в пользу всемирной монархии:

1) Во всем, что устрояется в виду единой цели, необходимо одно управляющее начало. В человеке владычествует единый разум, в доме – хозяин.

2) Устройство целого есть более высокое благо, нежели устройство отдельных частей; первое составляет цель последнего.

3) Человеческий род тогда достигает совершенства, когда он уподобляется Богу: единый Бог владычествует во Вселенной – единый князь.

4) Между отдельными князьями могут возникать споры, следовательно, должен быть высший судья – император.

5) Человечество свободнее всего под властью всемирного монарха, ибо свободен тот, кто существует для себя, а не для других; в монархии же правитель существует для граждан, а не граждане для монарха. Только он может защитить людей от извращенных государственных систем, которые подчиняют себе народ. С точки зрения Данте, не только демократия, олигархия и тирания, но и монархия, если она не есть всемирная империя, является узурпацией власти.

6) Единство вообще есть высшее благо. Из трех верховных категорий разума: бытие, единство и добро, бытие производит единство, а единство – добро. Грешить – значит жертвовать единством множеству.

1) римляне знатные (доблестные) ->должны первенствовать

2) боги являли римлянам чудеса

3) римляне чтили закон

В третьей части Данте доказывает, что наследник римского владычества держит власть непосредственно от Бога, а не от папы. Сначала приводятся доводы защитников папства и затем опровергаются один за другим.

Данте приводит следующие доводы:

1) Католические богословы объясняли, что Солнце означает власть духовную, а месяц – светскую. Данте отвечает, что таково не может быть значение светил, ибо они сотворены прежде человека. Кроме того, месяц не происходит от Солнца.

2) Сравнение с Леви и Иудой, из которых старший был представителем священства, а младший представителем царства. Данте возражает, что старшинство лет не означает старшинства власти, а потому этот довод не имеет силы.

3) Папа – наместник Бога, но не во всем, ему не дана вся полнота божественной власти. Например, он не может распоряжаться стихиями.

4) Текст о двух мечах вовсе не означает двух властей, толкование здесь произвольное. Данте не соглашается с теми, кто толковал евангельский текст как указание на то, что Петр (церковь) обладает двумя мечами (светской и духовной властью), из которых меч светский он вручает императору как вассалу. Соответственно два независимых вождя должны направлять людей к этим целям: папа и император. Все попытки взять обе функции в одни руки чреваты, подчеркивает Данте, и нарушением божьей воли, и извращением как религиозной, так и политической жизни общества. Данте, таким образом, выступил против господствовавшей в его время концепции теократии, которая обосновывалась, например, таким крупным теоретиком, как Фома Аквинский. Фома призывал императоров подчиняться папе, как самому Христу. Данте же настаивает на том, что император непосредственно предстоит перед богом, получает от него санкции на власть и несет полноту ответственности. Папа, с его точки зрения, наместник не Христа, а Петра. И хотя монарх должен оказывать ему уважение, подобное уважению бога-сына к богу-отцу, они суть равноправные выразители божьей воли.

5) Данте опровергает юридические доказательства папской власти, а именно мнимый подарок Константина Великого и перенесение империи с греков на германцев. Император, по Данте, не имеет права отчуждать империю, потому что это не его собственность. Император поставлен для сохранения Империи, а не для ее разрушения. Со своей стороны, церковь не могла принять такого дара, ибо ей запрещено светское владычество. Она не имела права и переносить Империю, которая ей не принадлежала.

6) Церковная власть не может быть причиною власти императорской, ибо последняя существовала и действовала, когда той еще не было.

7) Церковь не имеет права утверждать императоров, ибо она такого права ни от кого не получала.

8) Право утверждать светских князей противоречит самой природе церкви, ибо идеал церкви есть жизнь Христа, а Христос сказал, что царство его не от мира сего.

9) Одна власть не состоит под другою как низшее начало под высшим и полнейшим, но обе, имея различное ведомство, составляют равноправные виды одного общего родового понятия, которого полнота заключается в Боге.

Итак, главные задачи монарха – защита свободы, налаживание отношений между политическими элементами империи и установление мира. Только мир может дать человечеству то состояние, которое в Писании названо “полнотой времен”, т.е. благополучие и гармонию. Только в мирном обществе могут найти себе место справедливость, законность и правда – три социальные добродетели, которые Данте ценил превыше всего. Но мир возможен тогда, когда человек предельно точно воспроизводит образец, заданный самим богом-мироправителем, а для этого нужно, чтобы он отказался от своекорыстия, опираясь на универсальное начало в самом себе. Монархия, по Данте, – идеальный строй для такого преодоления ложной индивидуальности, поскольку в ней человек подчинен только одному началу и это начало реализует, не поступаясь свободой, всеобщий идеал.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: