Даль авсень краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

По мертвом как ни плачь, а он уже не встанет,

Поплачет месяц, много два,

А там и плакать перестанет.[1]

Так сказано на счет женщин в одной из лучших басен г. Измайлова; но эту иронию, кажется, справедливее было бы отнести к нашему полу. Есть много женщин (и очень мало мужчин), для которых потеря любезного человека бывает незабвенною во все продолжение жизни, делает их несчастными в высочайшей степени и нередко доводит до гроба. Мужчина уже по самому образу жизни, по его гражданским обязанностям, разнообразию занятий, склонности к предприятиям всякого рода имеет тысячу средств к рассеянию, между тем как женщина, ограниченная в деятельности и цели своей жизни — более домашней, нежели публичной, — одаренная от природы сильною чувствительностию, живым и пылким воображением, выпивает до дна горькую чашу постигающих ее злоключений. Если ж иногда случается противное, если женщина, например, равнодушно переносит вечную разлуку с человеком, который, по-видимому, был для нее драгоценен, то одно приличие, сей неусыпный блюститель правил общежития и нередко надежный сподвижник самой нравственности, заставляет ее, по крайней мере, казаться огорченною, и сия необходимость (от которой мужчины вовсе почти освобождаются) бывает столь велика, что никакая вдова, легко забывающая потерю мужа, явно предающаяся шумным удовольствиям света, не избегнет строгого осуждения. Об ней не много скажут хорошего даже и те, для которых ее общество, ее любезность доставляют столько приятных минут; а избави Бог, если она молода и прекрасна, — тогда завистливые соперницы не пощадят ее нисколько.

Так точно случилось с Евгениею. Она имела достойного супруга, любила его, как говорили все, до безумия, была неутешною, когда жестокая чахотка похитила его из ее объятий; но по прошествии полугода,

Такие рассуждения вскоре подкреплены были советами некоторых приятельниц. Евгения иногда возражала, но всегда слушала их с тайным внутренним удовольствием: ей приятно было находить людей, которые в этом случае думали с нею одинаково.

По окончании траура — это было весною, притом в Петербурге — она переехала на дачу и радовалась, что удаление из города, освобождая ее на некоторое время от визитов, приятным образом продолжит искус ее, поможет ей в полной мере сохранить законы приличия. Но живописное местоположение дачи, близость оной к публичному гульбищу,[3] прекрасная погода во все продолжение лета привлекали к Евгении, нарочно и мимоездом, множество знакомых. Сначала старались развлечь Евгению разными невинными забавами: играли в кружок, в веревочку;[4] потом, в день ее именин, вздумали потанцевать. Сначала прогуливались только в роще, окружавшей мызу;[5] потом уговорили Евгению ехать на Крестовский;[6] спустя месяц — на известный великолепный праздник в Петергоф,[7] а, наконец, по возвращении в город, стали приглашать ее в театр, на балы, на ужины, — словом, молодая вдова предалась совершенному рассеянию. Я не похвалю Евгении, но, впрочем, могла ли она не заметить, что красота ее — первый источник суетности женщин — обращала на нее общее внимание? Торжество женщин иногда стоит им очень дорого. Между тем как Евгения, пленяя всех мужчин любезностию своею и красотою, оживляя присутствием своим вечерние собрания, не видала, в чаду удовольствий, ничего предосудительного в своем поведении, коварная зависть следила ее на каждом шаге. Евгению скоро начали называть расточительною, ветреною, кокеткою, и — долго ли очернить имя молодой, прекрасной вдовы? — говорили даже, что она имеет подозрительные связи. Первое заключение было действительно справедливо: успехи ласкательства[8] вскружили ей голову, — она жила совершенно для света, вовсе не думала о хозяйстве, редко заглядывала в колыбель сына и оправдывала себя тем, что он был еще слишком мал для ее попечений.

Муж Евгении имел друга, человека строгих, но честных правил. Ему в особенности не нравился новый образ ее жизни; а дурные на счет оного толки, оскорбляя честь покойного, огорчали его чрезвычайно. Он намекнул о невыгодах такого рассеяния, она отвечала холодною улыбкою; он советовал перемениться, она покраснела и с досадою перервала разговор; он повторил то же в другой, в третий, в четвертый раз — она рассердилась и просила избавить ее от скучных поучений. Нечего делать, доброжелательный друг увидел себя принужденным оставить дом, который привык столько почитать. Дела скоро вызвали его из Петербурга, и Евгения, узнав, что он поехал надолго, очень обрадовалась сей вести: его присутствие как будто связывало ей руки; теперь она могла свободно предаться склонности своей к рассеянию.

Прошел, может быть, год после отъезда Вельского. Евгения, продолжая веселиться и, от часу более, терять доброе свое имя, собралась однажды, на Святках, в публичный маскарад[9], где, при помощи великолепного наряда в восточном вкусе, надеялась пожать новые лавры на счет своих соперниц. В самом деле, костюм турчанки был ей чрезвычайно к лицу. Самые женщины не могли не признаться, что Евгения прелестна в этом наряде, а мужчины почти вслух ахали от восхищения. Торжествующая красавица была в самом лучшем, в самом веселом расположении духа, танцевала, говорила много остроумного, заводила речь с каждою интересною маскою. Но более всех привлек на себя ее внимание осанистый турка в богатом уборе. Его поклон и сходство в костюме подали Евгении повод думать, что это кто-нибудь из ее знакомых. Желая удостовериться, она преступила к нему с вопросами. Турка отвечал хотя отрывисто и холодно, но так умно, так выразительно, что Евгения занялась им совершенно. Нечувствительно вышли они из залы и очутились в отдаленной комнате дома, куда едва доходил отголосок музыки и где не было никого, кроме двух немцев, дремавших за стаканами пунша.

— Так вы находите, что я сего дня некстати весела, некстати одета с таким великолепием? — говорила Евгения, остановясь у зеркала и с улыбкою посматривая на маску.

Маска (маскарадным голосом). Думаю, что некстати. Вспомните, какой ныне день.

Евгения. Пятница. А, понимаю: постный день! не правда ли? Ха-ха-ха!

Маска. Некогда это был день рождения вашего супруга.

Евгения (смутившись). Ах! точно так… я совсем забыла… Но почему вы это знаете? Для чего вздумали огорчать меня таким напоминанием?

Маска. За несколько лет назад мне случилось проводить у вас этот день с большим удовольствием. Тогда вы, конечно, могли наряжаться и веселиться, а теперь этот день, кажется, приличнее было бы посвятить горестному воспоминанию о вашем супруге.

Евгения (покраснев). Вы говорите правду; но тон ваш становится слишком дерзким, и я не усомнилась бы назвать вас Вельским, если бы он был теперь в Петербурге. Скажите мне, кто вы?

Тут можно слушать бесплатно Авсень. Исполнитель: Максим Цупкин, Жанр: Ужасы, мистика. Так же Вы можете слушать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте knigiaudio.club или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Аудиокнига Авсень

Установить таймер сна

Владимир Даль - Авсень краткое содержание

Авсень - описание и краткое содержание, исполнитель: Максим Цупкин, слушайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки knigiaudio.club

— Груша что-то затевает, — сказала одна из трех девок, сошедшихся в авсень, Васильев или богатый вечер на улице. Трескучий мороз донимал их порядочно, сквозь башмачки с чулочками и ситцовые юбчонки, хотя они и кутались под самый нос и уши куценькими штофными шубейками, с красивыми, нашитыми на тесьму сборками по заду лифа.

Авсень слушать онлайн бесплатно

Похожие аудиокниги на "Авсень", Владимир Даль

Владимир Даль слушать все книги автора по порядку

Владимир Даль - все книги автора в одном месте слушать по порядку полные версии на сайте онлайн аудио библиотеки knigiaudio.club

Владимир Даль - Авсень отзывы

Отзывы слушателей о книге Авсень, исполнитель: Максим Цупкин. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.

Главной героиней произведения является Груша, которая приняла решение устроить гадание и выяснить, кто будет ее будущим мужем. Однако она вызвала злую сущность и едва спаслась.

За минуту

Главная героиня – Груша. Последняя была молодой незамужней девушкой. Она решила выяснить, кто будет ее будущим супругом. С этой целью Груша отправилась зимой в баню и разложила все необходимые предметы для гадания. Затем она зажгла свечи и 3 раза позвала своего мужа. Главная героиня увидела в зеркале только свое отражение. Однако девушка сильно испугалась, когда услышала звук отворяющейся двери.

Груша закрыла глаза, а когда обернулась, то увидела перед собой симпатичного молодого человека, который стал вежливо с ней общаться. Но девушка почуяла неладное, когда сущность заявила, что хочет увезти ее с собой. Груша решила выиграть немного времени и потребовала, чтобы вызванная сущность сделала ей подарки.

Молодой человек сразу же клал неподалеку от главной героини все вещи, которые она называла. Вскоре Груша решила бежать из бани, однако сделать это не удалось – сущность схватила ее. Раздался крик петуха, после чего сущность пропала. Груша отправилась домой и стала молиться.

Овсе́нь (авсе́нь, овесень, баусень, таусень) — 1) По мнению В. Даля, народный праздник у восточных славян, вероятно, первый день весны, 1 марта, которым прежде начинался год. Название перенесено на Новый год и на Васильев вечер, канун Нового года.

2) Ключевой термин, относящийся к рус. новогоднему обходному обряду (разновидность колядования); служит для обозначения следующих понятий:
• песня, исполняемая во время хождения по домам;
• обходный обряд и его участии или дар за овсеньканье;
• канун Нового года или сам новогодний праздник.

Содержание

Территория распространения

Территория распространения обозначенных терминов (а также их вариантов: авсенька, усень, тусень, таусень, баусень и др.) — р-ны Поволжья, средних и некоторых южных областей России (Тверская Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично — Воронежская, Белгородская и Курская).

Основное значение слова

Особенности песен-овсеней

В цикле овсенсвых песен, кроме величаний, фигурировали и особые кумулятивные тексты вопросно-ответной структуры, содержание которых не связано с поздравительной темой. Ср., например:


Красивое святочное произведение от русского классика.

Мне кажется, что настоящую книгу, которая особенно пахнет, заменить ничем нельзя. Но, к сожалению, жизнь стала настолько динамичной, что времени иногда на чтение катастрофически не хватает. Вот и ищешь разные варианты, чтобы выкроить на что-то действительно интересное, свое время. В этом случае здорово выручают аудиокниги. Конечно, нужно выбирать и чтеца достойного. Он него многое зависит. Можно темпом или своим голосом испортить любое, даже самое хорошее, произведение. Примеров этому масса.

Несколько слов хочу написать о прекрасном рассказе Владимира Ивановича Даля. Он есть в хорошей начитке Максима Цупкина.

Произведение Даля входит в знаменитую антологию "Святочные истории". Советую всем с нею ознакомиться. Найдет много интересного.

Также считаю, что стоит напомнить читателям, кто такой Владимир Даль и какой вклад он внёс в русскую литературу.

Итак, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ - русский писатель, собиратель фольклора, военный врач.

Знаменит в первую очередь тем, что составил "Толковый словарь живого великорусского языка". Кстати, нужно обязательно отметить, что на это он потратил пятьдесят три года своей жизни. Воистину титанический труд.

Но помимо составления словаря, Даль писал интересные сказки для детей и отличные рассказы, в которых всегда присутствовал смысл.

Повторюсь, "Авсень" - это короткий рассказ на святочную тематику.

Длительность аудиокниги всего около 16 минут. Качество записи идеальное. Чтец читает так, чтобы было удобно воспринимать материал.

Сам же рассказ о том, как молодая девушка Груша, захотела узнать своего будущего супруга. Для этого, многие девушки знают, нужно было в канун большого праздника погадать. По народным поверьям, во время гадания, можно в зеркало увидеть облик своего суженного. Вот Груша и решила таким образом испытывать свою судьбу, приподнять завесу неизвестного. Для этого она решила, как я выше написал, использовать зеркало. И таки да, во время гадания пришел будущий суженный, но девица опомнилась и вспомнила предостережения старых людей. Ведь прийти может вовсе не парубок, а лишь его облик. Реальный гость не имеет ничего общего с человеком и не верит в сына Божьего.

Да, многим народам хорошо известно, что сулит девичье гадание, если оно переходит разумные границы. Вызвать можно все, что угодно. А вот как отбиться, откреститься?

Владимир Иванович Даль решил рассказать историю о том, как нужно опасаться потустороннего. Человек слаб и его может укрепить только вера. Никак иначе. Лукавый охотится на душами девиц. Он их соблазняет, толкает на скользкий путь. Готов одаривать драгоценными каменьями, одеждами, обещать и главное дарить, злато, серебро.

А что же взамен?

Все очень просто - человеческая душа. На нее ведётся охота. Именно она представляет огромную ценность для нечестивого.

Рекомендую аудиокнигу прослушать, если есть интерес к такому формату. Получите удовольствие.

Читайте также: