Дагестанская роспись в доу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект организованной образовательной деятельности

по художественно – эстетическому развитию

"Как прекрасен этот мир -

народные промыслы Дагестана" в старшей группе.

Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для развития

творческих способностей у детей старшей группы, на примере народных

- Обучение росписи балхарской посуды, развивать творческие способности детей, их фантазию, воображение, художественный вкус.

- Закрепить знания детей о народных промыслах Дагестана; навыки работы с гуашью;

- Воспитывать у детей любовь к Родине, традициям, культуре своего народа;

-Пополнить словарный запас детей :жюлла, чара;

-Способствовать развитию мелкой моторики.

Индивидуальная работа (оказать помощь нуждающимся детям при росписи кувшинов).

Предварительная работа: Беседы о народном прикладном искусстве Дагестана; Чтение и рассматривание книг, о быте и традициях дагестанского народа; Посещение музея; Лепка из глины посуды; Рисование элементов узоров балхарской росписи.

Материалы: Образцы балхарской росписи (таблицы); образцы глиняных игрушек, посуды (тарелок, кувшинов). Тарелки и кувшины, изготовленные из глины детьми на предыдущих занятиях, репродукция глиняной посуды; глина, гуашь белая, две кисточки (тонкая и широкая), доска для лепки, салфетки, банки с водой, подставки для кисточек.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

(Дети под музыку в национальных костюмах заходят в зал.)

Педагог: - Здравствуйте гости дорогие!

Дети: Здравствуйте.

Педагог: - Дети посмотрите, пожалуйста, как украшен наш зал. Что его так украсило?

Дети: ковры, посуда, игрушки.

Педагог: - Да, ребята наш зал украшен изделиями дагестанских народных промыслов. Труд и талант мастеров превращает обыкновенные вещи в произведения искусства. Дети присаживайтесь на стульчики. (дети садятся)

Педагог: Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы же знаете, как называется наша страна? (Ответы детей.) Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия.

Земля русская издавна славилась своими мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

- Дети, а какими народными промыслами славится Россия?

Дети1: Россия славится Дымковской игрушкой.

Дети2: Городецкой росписью.

Дети3: Русскойматрёшкой.

Дети4: Хохломской росписью

Дети5: Гжельской керамикой.

Педагог: Молодцы. А сейчас на ковре – самолете яприглашаю всех в необычное путешествие по высокогорным селам Дагестана, в центры народных промыслов.

Наша малая родина Дагестан. Горы дали название нашей республике: Даг – горы, стан – страна. Более тридцати народностей живут в Дагестане.

Кто мне назовет их?

Дети: (русские, аварцы, даргинцы, табасаранцы, лакцы, лезгины, кумыки и другие).

Педагог: Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел - художественная обработка металла, резьба по дереву, гончарное производство, ковроделие.

В Дагестане издавна развита художественная обработка дерева. Особенно славен данным промыслом аул Унцукуль. Где мы с вами сейчас остановимся. Мастера украшают деревянные изделия металической насечкой, затем шлифуют и покрывают лаком. Изделия унцукульских мастеров известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Самобытный промысел унцукульцев начался с палочки – волжанки. В окрестностях аула на берегу Аварского Койсу рос тростник – волжанка. Из стебля мастера делали трости, кнутовища, которые украшались медью, серебром. Так зародилось в Унцукуле искусство насечки по дереву. Убедившись в том что тростниковые изделия не долговечны, унцукульцы стали искать более крепкий, прочный материал – абрикос, кизил.

Кто знает, сколько таких корявых

Морщинистых, сучковатых палок

Этот морщинистый, старый мастер

За долгую жизнь свою обстругал?

Гляжу я на крепкие, цепкие руки

Старого мастера из Унцукуля:

Не меньше на них царапин и трещин,

Чем на мозолистом этом суку.

И скоро в руках старика-умельца

Этот корявый сук превратится

В отполированную красавицу

- Стройную, в тонких узорах трость.

Педагог: Молодец. Продолжаем наше путешествие.

И на пути нашего маршрутааул Кубачи.

Ребенок: Тайну кубачинского изделия не ищите в нитках серебра.

Носят тайну этого искусства в сердце кубачинцы – мастера.

Так говорил дагестанский поэт Расул Гамзатов о кубачинских мастерах.

Более всего прославило народное искусство Дагестана во всем мире небольшое село Кубачи, оно является уникальным центром культуры. Здесь зародился знаменитый промысел ювелирной обработки металлов. Кубачинские мастера научились превращать золото и серебро в изысканные предметы, необычайной работы с причудливым узором. Кинжалы, сабли, женские украшения, предметы сервировки стола, письменные приборы и другие изделия.

В каждой семье села Кубачи хранили свой узор.Кубачинский орнамент имеет изначально растительную основу, а это значит, узор напоминает изогнутые стебли, листья и цветы.

Работы выдающихся кубачинских мастеров Расула Алиханова, Гаджи и Магомеда Богатыревых, Али Малаева и многих других оценены во всем мире. Стихотворение нам расскажет …

С десятью колечками,

С жемчужным ожерельем,

С красивой обувью,

В шелковом одеянии,

В шелковой головной накидке –

С нелиняющим платком,

С парчовой чухтой,

С карманами из серебра…

Педагог: Молодец.

Мы подлетаем к аулуХив.

Ручное ковроткачество – это наиболее распространенный и один из древнейших видов декоративно – прикладного искусства Дагестана. Красотой узоров и цветовых сочетаний, прославились особеннотабасаранские ковры. Все эти узоры – язык коврового искусства, отражающие окружающий мир, природу и настроение. По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные.

Мастерство и секреты ручного ковроткачества вот уже много веков передаются от матери к дочери. За много лет композиции орнамента только совершенствовались, а навыки постепенно оттачивались. Всегда ковер, сделанный вручную, был самой ценной вещью в любой дагестанской семье.О секретах ковроткачества нам расскажут дети:

Мальчики стоят во внешнем кругу, девочки во внутреннем лицом друг к другу.

Мальчики поют, девочки хлопают в ладоши:

Сшита золотом Она?

Девочки поют, мальчики хлопают в ладоши:

Ля - ля - ля. Ля - ля - ля.

Ля - ля — ля. Ля - ля - ля.

Ля — ля — ля. Ля — ля — ля.

Ля — ля — ля. Ля — ля — ля.

Педагог: Молодцы. Последний пункт нашего путешествия аулБалхар, расположенный высоко в горах.

(Заходит бабушка Айшат в национальном костюме).

Бабушка Айшат: Здравствуйте, ребята! Я бабушка Айшат из аула Балхар. Далеко ли путь держите?

Дети: Ой, как хорошо бабушка, что мы вас встретили, а мы к вам идем.

Бабушка Айшат: "Слыхаливы про наш аул Балхар?
Видаливы , как люди месят глину?
Узнали вы, как трудится гончар,
Давая жизнь чудесному кувшину. "

Дети: Мы слыхали, но не видали.

Педагог: Бабушка Айшат наши дети знают легенду о первом гончаре. Хотите послушать?

Бабушка Айшат: Да, с большим удовольствием.

Бабушка Айшат: Молодец. Да ребята жители нашего села еще в далеком прошлом занимались керамикой, т.е. из глины они делали, делают и сегодня замечательные кувшины. Вот так стал аул Балхар знаменитым аулом гончаров.

Ой, ребята, к нам в селение Балхар едут иностранные гости. Они хотят узнать, чем славится наше селение, увидеть нашу посуду, предметы быта, которые изготавливают наши мастерицы.

И я хотела бы подарить гостям на память балхарские сувениры. Раньше я сама с этой работой справлялась, а сейчас мне нужна ваша помощь.

Я слышала вы в детском саду хорошо справляетесь с этой работой! Поможете мне?

Педагог : Конечно поможем.

Бабушка Айшат: Пройдемте ко мне в мастерскую.

Педагог: Ребята, занимайте рабочие места!

( Дети садятся на места).

Педагог: А какую балхарскую посуду вы можете назвать?

Дети: Кувшины, тарелки.

Педагог: А какие предметы быта изготавливают в Балхаре?

Дети: Игрушки-свистульки, персонажи из сказок.

Педагог : Ребята в основе балхарской росписи лежит растительный, геометрический, а так же изобразительные средства - линия, штрих и пятно.

Педагог : Какие линии используются в балхарской росписи?

Дети1: Зигзагообразные, волнистые;

Дети2: Параллельные линии, штрихи;

Дети3: Завитки, спирали;

Дети4: Изогнутые стебельки, изображения глаза.

Педагог: Молодцы дети. А как называется краска для росписи балхарских изделий?

Дети: Ангоб.

Педагог: А как изготавливают ангоб?

Дети: Разводят глину водой до густоты жидкой сметаны.

Педагог: Дети мы знаем что изделияиз красной глины расписывают ангобом из белой глины и наоборот.А мы сегодня, вместо ангоба будем работать гуашью!

Педагог: Мы с вами уже расписывали тарелки. Роспись начинали с центра.

Педагог: Сегодня будем расписывать кувшин. Из каких частей состоит кувшин.

Дети: Из горловины, тулово, основание.

Педагог :При росписи керамических изделий учитывается форма и поверхность изделия.

Для росписи кувшина нам понадобится две кисточки, для нанесения линий широкая, другая тоненькая для мелких элементов узора. Ребята посмотрите на горловину широкой кисточкой нанесу прямую линию, следующую линию нанесу у соединения горловины и тулова, а на центральную часть тулова нанесу 2 параллельные линии и последнюю линию на основание. А теперь концом тоненькой кисточки буду наносить элементы узора между линиями. Под линией горловины нанесу штрихи, между линией на центральной части тулова нанесу волнистую линию с точками. Основание тоже украшу штрихами.

(рассматривается кувшин)Посмотрите какой кувшин у меня получился.

Ребята а вы можете нанести на кувшин узор, который вам нравится.

(Словесное закрепление последовательного нанесения узора на кувшин).

Педагог :С чего начнем расписывать кувшин? (С горловины.)

Какими линиями ты украсишь тулово?

Как ты украсишь основание?

Сейчас приступили к работе. Спинки ровные, прямые. Включим музыку, она в работе помогает и настроение поднимает.

Самостоятельная работа:

На столе: баночки с водой, кисточки, тряпочки, тарелочки из глины, силуэты кувшинов, белая гуашь (ангоб.)

Дети работают самостоятельно. (Воспитатель ходит между столами и оказывает индивидуальную помощь).

Педагог: Ребята завершайте работу, бабушке Айшат не терпится посмотреть на ваши изделия.

(После выполнения задания дети рассматривают работы, любуются, анализируют).

Педагог: - Какая работа вам больше нравится? Почему?

Дети: – А мне нравится …

Педагог: Бабушка Айшатпосмотрите какие красивые кувшины получились.

Бабушка Айшат: Спасибо ребята. Вот и подарки готовы. Вы мне очень помогли! Я пойду встречать иностранных гостей, а для вас у меня сюрприз, не прощаемся, приходите ко мне.

Педагог : Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня побывали, и что узнали?

Дети1: Мы узнали, что селе Унцукуль, мастера украшают деревянные изделия металлической насечкой.

Дети2: В ауле Кубачи мастера из золота и серебра делают красивые изделия.

Дети3: В ауле Хив ткут ковры.

Дети 4 : В ауле Балхар изготовляют глиняную посуду.

Педагог : Какие новые слова вы узнали?

Дети 5 : Жюлла – гончарный круг.

Дети 6: Чара – печь для обжига посуды.

Педагог : Чем мы еще сегодня занимались?

Дети: Мы расписывали кувшины.

Цель: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды (кувшинов и тарелок).

Задачи:

  • Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать развитию творческого воображения.
  • Научить создавать эскизы предстоящего узора для, кувшина.
  • Развивать чувство красоты предмета, его узоров, способствовать развитию мелкой моторики, желание расписывать посуду, делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую.
  • Приобщать детей к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Дагестана.
  • Воспитывать любовь к Родному краю.
ВложениеРазмер
ood_balhar_podg.docx 599.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ИЗО

в подготовительной группе

Асланова Джавгарат Камалутдиновна

Конспект ООД по ИЗО в подготовительной группе

Цель : Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды (кувшинов и тарелок) .

  • Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать развитию творческого воображения.
  • Научить создавать эскизы предстоящего узора для, кувшина.
  • Развивать чувство красоты предмета, его узоров, способствовать развитию мелкой моторики, желание расписывать посуду, делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую.
  • Приобщать детей к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Дагестана.
  • Воспитывать любовь к Родному краю.

Материал : Образцы балхарской росписи (таблицы) ; образцы глиняной посуды- кувшинов. Кувшин, изготовленный из "папье-маше",белая гуашь, кисть,шаблон кувшина, клеенки. Использование ИКТ-дагестанская музыка.

Рисование элементов узоров балхарской росписи.

Изготовление из папье-маше тарелочек, силуэтов кувшинов.

Посещение Музея народно-прикладного искусства Дагестана.

Дети сидят на ковре в кругу :

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой)

Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Воспитатель- Скажите, в какой стране мы живем? А как называется столица России? В какой республике мы живем? Как называется столица нашей республики?

Дети- В России, город Москва, в Дагестане, город Махачкала.

(показ ролика Дагестан)

Воспитатель- Как удивительна и разнообразна природа и культура нашего края. Сегодня наш разговор пойдет о народных ремеслах Дагестана. Ребята, а какими народными ремеслами славится наша республика?

Дети- Серебряная насечка по дереву – селение Унцукуль; Ковроткачество – села Табасаранского района; Златокузнецы (ювелирные изделия) – селение Кубачи; Гончарное производство (изготовление глиняной посуды) селение Балхар.

О балхарцах много пишут

И статей и умных книг-

Чем живут они, чем дышат,

Каковы мечты у них?

Вот мечты моей вершина :

Пусть решится спор любой

Тихо, мирно, у кувшина

С доброй горскою бузой.

Воспитатель-Так в каком же дагестанском селении делают керамическую (глиняную) посуду?

Дети- В селении Балхар!

Воспитатель-Правильно. Селение Балхар расположено в горах. Жители этого села еще в далеком прошлом занимались керамикой, из глины они делали, делают и сегодня замечательные кувшины. Работами по выделке керамики здесь всегда занимались женщины, а мужчины заготавливали хворост для обжига и торговали готовой посудой. Женщины – балхарки формуют свое изделие на гончарном круге. Готовые сосуды они просушивают, раскрашивают в купольных печах. Для изготовления своих изделий мастера используют специальную глину. Благодаря тому, что посуда окрашена в два цвета (один цвет фон, а другой узор, изделие выглядит строго, нет лишней пестроты.

Как называется краска для росписи балхарских изделий?

Воспитатель - А как изготавливают ангоб?

Дети - Приготовить ангоб можно самим, разведя глину водой до густоты жидкой сметаны. Изделия из красной глины расписывают ангобом из белой глины и наоборот.

Воспитатель - А мы, вместо ангоба будем работать гуашью! Ребята, а какую балкарскую посуду вы можете назвать?

Дети- Водоносные кувшины, кувшины для молока, маслобойки, подойники, тарелки.

Воспитатель - А какие предметы быта изготавливают в Балхаре?

Дети- Игрушки-свистульки, сюжетные композиции на темы сказок.

Воспитатель- Ребята, какие элементы лежат в основе балхарской росписи?

Дети- Растительный, геометрический, зооморфный, а так же простейшие изобразительные средства - линия, штрих и пятно.

Воспитатель- Какие линии используются в балхарской росписи?

Дети- Зигзагообразные, волнистые, параллельные линии, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаза.

Воспитатель- В декоративном украшении керамических изделий роспись используется с учетом формы и поверхности изделий. (на доске образцы росписи) Ребята при росписи кувшина, как расписываем горловину?

Дети- Горловину украсим прямыми линиями и полосками.

Воспитатель- А как распишем центральную часть кувшина?

Дети- Композиция узора этой части кувшина строится из одного, двух крупных элементов (изображение волнистой линии и точками) и заполнение остальной части более мелкими деталями (завитки, спирали, мелкие листочки, штрихи) (рассматривается кувшин)

Пошли пальчики гулять (Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять, (Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом (Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком (Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал (Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал. (Стук кулаками по поверхности стола.)

Практическая часть под музыку- индивидуальный подход

Физкультминутка (дети имитируют.)

В Дагестане есть гора

Под горой течет река

И бурлива, и шумна…

Мы по мостику пройдем-

Речку эту перейдем

Очутились на полянке

Где скакали наши зайки…

Зайки прыгали, шутили

И волка вдруг разбудили.

Зарычал спросонья волк,

Побежал зубами щелк.

Зайки очень испугались

И с испуга в лес подались.

Выставка, анализ работ. Ребята, что нового вы узнали на занятии? Чем славится селение Балхар?

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1422729-1573785780.jpg

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование в подготовительной группе.Скопинская керамика

Конспект открытого занятия.


Конспект сценария "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве" рассчитан на детей 6-7 лет. Более подходит для проведения дня рождения у девочки. Будет полезен для музыкальных руководителей, педаго.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки.ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ:·.


Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной.



Цель: продолжать знакомить детей с элементами дагестанского орнамента.

1. Продолжать учить ритмично располагать узор различным материалом, учить детей самостоятельно составлять узор, закреплять знания детей об национальном орнаменте. 2. Закрепить навыки рисования элементов орнамента. Воспитывать интерес к народному творчеству. Материал: образцы элементов дагестанского орнамента, образцы воспитателя (вырезанные из бумаги кувшины и ковров, иллюстрации кувшинов и ковров с орнаментом, видео с мастерами Кубачи,Балхар, орнамент и ткание ковров Раздаточный материал: шаблон кувшин и вырезанные виде геометрической фигуры прямоугольник, цветные карандаши, акварельные краски. Словарная работа: закрепление названий элементов орнамента. Предварительная работа: провести с детьми беседу о республике Дагестан.

Воспитатель: Ребята, в какой республике мы живем?

Дети: В республике Дагестан.

Воспитатель: Что вы можете рассказать о нашей республике?

Дети рассказывают, что знают.

Воспитатель: Как и у всех народов, у коми народа есть свои узоры и орнаменты. Народ из поколения в поколение передает свое искусство, и оно приумножается. Мы с вами живем в республике Дагестан и должны знать ее искусство. Сегодня я вам покажу фильмы посвященные мастерам своего дела. То есть какой орнамент и изделия делают в Кубачи, кувшины в Балхаре, табасаранские ковры, паласы.


По ходу смотрения фильма воспитатель отвечает на вопросы детей.

Воспитатель: (показывает на ковер). Ребята, посмотрите на ковер, и вы увидите что орнамент похож на что?

Дети: Геометрические фигуры.


Воспитатель: Правильно, а на какие?

Дети: Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, ромб.

Воспитатель:(показывает кувшины вырезанные из бумаги). Я же вам уже говорила, что орнамент из элементов всегда строится в полосе. Элементы могут быть разные и одинаковые. Поэтому рисовать можно сверху и снизу провести полоски, а между ними в ряд расположить элементы орнамента, можно и без полосок, по вашему выбору.

Хорошо подумайте, какой орнамент вы нарисуете, какие элементы будете использовать. В рисунках используйте один – два элемента. Возьмите шаблон ковра или кувшина, карандаши и краски, подберите цвет и начинайте рисовать. Но в начале давайте проведем небольшую физминутку, чтоб быть более готовой к работе

Раз, два, три, четыре, пять, начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули, ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать, чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)



В ходе рисования помогаю детям индивидуально, даю советы, замечания, указания.

Воспитатель: Давайте вместе проведем анализ всех работ и узнаем у кого лучше получилось.

Дети вместе с воспитателем выявляют лучшие работы и ошибки работ.

Воспитатель: Молодцы, ребята, нарисовали красиво, аккуратно, хорошо подобрали орнамент, но не все элементы орнамента нарисованы правильно и аккуратно, но я знаю что следующий раз у вас получится лучше и вы будете более внимательны.


Цель: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды (тарелок).

Задачи: Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать развитию творческого воображения. Научить создавать эскизы предстоящего узора для тарелки. Развивать чувство красоты предмета, его узоров, способствовать развитию мелкой моторики, желание расписывать посуду, делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую. Приобщать детей к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Дагестана. Воспитывать любовь к родному краю.

Материалы: Образцы балхарской росписи (таблицы, белая гуашь, кисть, шаблон тарелки, клеенки.

Предварительная работа: Рисование элементов узоров балхарской росписи. Изготовление из папье-маше тарелочек. Посещение Музея народно-прикладного искусства Дагестана. Отгадывание загадок.

Использование ИКТ- Дагестанская музыка.

Ход занятия

Дети стоят в кругу на ковре.

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

Воспитатель- Ребята, в какой стране мы живем? А как называется столица России? В какой республике мы живем? Как называется наш город?

Дети- В России, город Москва, республика Дагестан, город Хасавюрт.

(показ видео-ролика Дагестан)

Воспитатель- Как удивительна и разнообразна природа и культура нашего края. Сегодня разговор на нашем занятии пойдет о народных ремеслах Дагестана. Ребята, а какими народными ремеслами славится наша республика?

Дети- Серебряная насечка по дереву – селение Унцукуль; Ковроткачество – села Табасаранского района; Златокузнецы (ювелирные изделия) – селение Кубачи; Гончарное производство (изготовление глиняной посуды) селение Балхар.

О балхарцах много пишут

И статей и умных книг-

Чем живут они, чем дышат,

Каковы мечты у них?

Вот мечты моей вершина:

Пусть решится спор любой

Тихо, мирно, у кувшина

С доброй горскою бузой.

Воспитатель- Так в каком же дагестанском селении делают керамическую (глиняную) посуду?

Дети- В селении Балхар!

Воспитатель- Правильно. Селение Балхар расположено в горах. Жители этого села еще в далеком прошлом занимались керамикой, из глины они делали, делают и сегодня замечательные кувшины. Работами по выделке керамики здесь всегда занимались женщины, а мужчины заготавливали хворост для обжига и торговали готовой посудой. Женщины – балхарки формуют свое изделие на гончарном круге. Готовые сосуды они просушивают, раскрашивают в купольных печах. Для изготовления своих изделий мастера используют специальную глину. Благодаря тому, что посуда окрашена в два цвета (один цвет фон, а другой узор, изделие выглядит строго, нет лишней пестроты.

Как называется краска для росписи балхарских изделий?

Воспитатель- А как изготавливают ангоб?

Дети- Приготовить ангоб можно самим, разведя глину водой до густоты жидкой сметаны. Изделия из красной глины расписывают ангобом из белой глины и наоборот.

Воспитатель- А мы, вместо ангоба будем работать белой гуашью! Ребята, а какую балкарскую посуду вы можете назвать?

Дети- Водоносные кувшины, кувшины для молока, маслобойки, подойники, тарелки.

Воспитатель- А какие предметы быта изготавливают в Балхаре?

Дети- Игрушки-свистульки, сюжетные композиции на темы сказок.

Воспитатель- Ребята, какие элементы лежат в основе балхарской росписи?

Дети- Растительный, геометрический, зооморфный, а так же простейшие изобразительные средства - линия, штрих и пятно.

Воспитатель- Какие линии используются в балхарской росписи?

Дети- Зигзагообразные, волнистые, параллельные линии, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаза.

Воспитатель- В декоративном украшении керамических изделий роспись используется с учетом формы и поверхности изделий. (на доске образцы росписи). Ребята, напоминаю, что роспись начинается с центра. Край тарелки – различные мотивы ленточного орнамента.

(показываю детям ход работы)

Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки).

Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний "идут" по другой руке.)

Эти - любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга).

Эти - тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони).

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца).

Практическая часть под музыку- индивидуальный подход

Физкультминутка (дети имитируют.)

В Дагестане есть гора

Под горой течет река

И бурлива, и шумна…

Мы по мостику пройдем-

Речку эту перейдем

Очутились на полянке

Где скакали наши зайки…

Зайки прыгали, шутили

И волка вдруг разбудили.

Зарычал спросонья волк,

Побежал зубами щелк.

Зайки очень испугались

И с испуга в лес подались.

Рефлексия. Выставка, анализ работ. Чем славится селение Балхар? Вам понравилось украшать тарелки балхарской росписью?


Цель занятия: Приобщение к национальной художественной культуре Дагестана, выполнение орнаментальной композиции силуэтов балхарских изделий по мотивам балхарской росписи и создание декоративного натюрморта на основе полученных продуктов творческой деятельности.

Образовательные - обобщение опыта изучения теории и практики народного орнамента, закрепление знаний об основах балхарской росписи, совершенствование умения составлять композиции узоров простых и сложных форм (силуэты балхарских изделий), отработка навыков кистевой росписи, формирование навыков исследовательской работы;

Развивающие – развитие глазомера, ассоциативного мышления, навыков декоративного рисования, развития умения классифицировать художественные средства по заданным признакам, развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;

Воспитательные – эстетическое воспитание средствами народного декоративно-прикладного искусства, развитие интереса к народной художественной культуре, воспитание патриотизма, художественного вкуса, укрепление коммуникативных способностей, умения работать в группах.

Оборудование:

Для обучающегося: картонные силуэты балхарских изделий (кувшин, тарелка, игрушка, разные по форме), тонированные под цвет обожженной глины, белая гуашь, тонкие кисти.

Ход занятия.

I этап. Организационно - мотивирующий.

1.Эмоциональная подготовка воспитанников к занятию, наличие необходимых учебных материалов.

3. Предварительная беседа ( Экспресс - опрос)

Педагог: Ребята, перед нашим занятием я попросила вас самих узнать о нашем известном селе Балхар. Кто поделиться с нами своими знаниями?

Балхар древнее село, известное во всем мире;

Изделия балхарских мастеров украшают интерьеры школ, детских садов, офисов: Педагог: Молодец, а где еще мы можем увидеть балхарские изделия?

Балхарская керамика находится во многих музеях Дагестана и мира;

Мой дядя собирает керамику, у него в коллекции есть балхарские игрушки; Педагог: Интересно было бы посмотреть

В Балхаре ткут паласы и изготавливают сувенирные войлочные сапожки; - Педагог: Правильно, Балхарский традиционный костюм включает в себя и войлочную обувь. А где ты видела такие сапожки?

Я выучила стихотворение про Балхар .

Педагог: А кто автор стихотворения, прочти нам его –

Это стихотворение Арсена Мирзаева –

"Слыхал ли ты про наш аул Балхар?

Видал ли ты, как люди месят глину?

Узнал ли ты, как трудится гончар,

Давая жизнь чудесному кувшину. "

Педагог: Спасибо, а может кто-нибудь вспомнит слова Расула Гамзатова о Балхаре. Их очень часто помешают на стенды с дагестанским декоративно-прикладным искусством. Такой стенд висит на стене в нашей школе.

Самые прекрасные кувшины

Делаются из обычной глины

Так же как прекрасный стих

Состоит из слов простых.

Педагог: Молодцы, ребята. Вижу, вы заинтересовались Балхаром. Это село действительно уникально своей древней историей и культурой.

II этап. Проверка опережающих заданий:

Педагог: Молодец Саид. Как ты правильно отметил в Балхаре гончарным промыслом занимаются только женщины, в отличии от того же Сулевкента, в котором весь процесс производства глиняного изделия выполняется мужчинами. Поэтому, когда мы говорим балхарские мастера, мы имеем в виду мастериц Патимат Шамодаеву, Зайнаб Умалаеву, Хадижат Омаеву.

Выступления с мини-проектами:

Педагог: Спасибо Эльза. Как сказала Эльза все узоры очень простые. В этих незатейливых узорах выражается древняя символика жизни горцев. Круг - солнце, треугольник - земля, веточки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от сглаза и плохих мыслей.

III этап. Игровой момент (фронтальный опрос)

Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в небольшую игру-разминку, и проверим ваши знания по народным художественным промыслам России и Дагестана. Включается слайды. Дети поднимают руки, педагог жестами вызывает их к ответу. Педагог старается спросить каждого ребенка. Педагог: Молодцы, ребята все справились.

IV этап Практическая работа

Мотивация к учебному действию. Я в вас верю, у вас все получится. Вы хорошо знаете теорию народного искусства, а сейчас вам предстоит продемонстрировать свои практические умения и навыки работы с кистями и красками.

В ходе практической части педагог делает несколько важных замечаний, относительно технической стороны работы и особенностей процесса изготовления балхарской керамики, останавливая внимание детей на их демонстрации в фильме, предупреждает детей об аккуратности и взаимной вежливости в работе. Подходя к каждому ребенку, педагог отмечает его ошибки и хвалит за старательность и аккуратность в работе. Педагог: Старайтесь не нажимать на кисточку, линия узора должна быть ровной, не прерывистой. Работайте кончиком кисти. Каждый узор обрамляйте полосками, это придает узору законченность. Обращает внимание на ключевые моменты видеофильма – Педагог: Обратите внимание, мастерица расписывает кувшин самодельной кистью, как и в старину. Расписывают изделия до обжига цветной глиной ангобом белой и красной. После обжига роспись приобретает характерную полупрозрачную окраску. Для красоты и похожести на готовые изделия мы выбрали для ваших силуэтов цвет обожженной глины.

Педагог обозначает завершение первой части задания призывом к ребятам заканчивать начатую работу, чтобы перейти ко второй части – составлению декоративной композиции натюрморта. После первой части практической работы (роспись силуэтов), дети собирают и откладывают в сторону палитры, кисти и краски, раздают клеи-карандаши и, разбившись в группы по три человека (по местам) начинают отбирать лучшие работы, получившиеся в мини-группе с тем, чтобы лучшим образом расположить их на фоне.

Педагог, отвечая на вопросы ребят: Ребята, формат вашего фона прямоугольный - вы можете строить композицию, как по вертикали, так и по горизонтали – как вам покажется выгоднее для общего решения натюрморта.

Готовые работы педагог собирает и вывешивает на мольберты для всеобщего рассмотрения.

V этап. Завершение работ. Подведение итогов

Рефлексия. Ребята, вы все молодцы, справились с работой. У вас получились замечательные композиции. Вам понравилось занятие? Как вы себя ощущали в роли балхарских мастеров? Поняли, как непросто создается красота? Поедете в Балхар? Хотелось бы вам иметь балхарские изделия дома?

Молодцы, ребята, в завершении нашего занятия, я хочу вам сказать очень важные слова. Мы дагестанцы-наследники богатой древней художественной культуры, которую мы обязаны изучать и беречь, чтобы передать нашим потомкам. Вам я желаю вам увлечься нашей культурой, это очень интересное и увлекательное занятие. До свидания, успехов, спасибо за внимание и понимание.

Читайте также: