Цитаты лихачева о школе

Обновлено: 05.07.2024

Я принимаю близко к сердцу все заботы учителей, потому что всегда считал эту профессию самой главной на свете. Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Учитель должен быть свободен, как поэт, художник, рассказывать о том, что знает и любит сам, а не выполнять указания, данные кем-то со стороны или свыше. Только в этом случае он станет полностью духовным наставником молодежи, независимо от того, какой он предмет преподает - химию, физику, литературу или историю.

Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет. И только она - эта любовь - может стать нравственной основой созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве. Поэтому и говорим мы, что в руках учителя наше будущее, наш двадцать первый век.

Свидетельство эксперта педагогического сообщества

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Свидетельство активного участника педагогического сообщества

Оформить бесплатно документ можно здесь

Добрый вечер. Мне известно и о многих других возможностях Учи.ру. Мы с детьми используем интеракти. Подробнее.

Структура урока логично выстроена и соответствует всем требованиям урока открытия новых знаний. Подробнее.

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я принимаю близко к сердцу все заботы учителей, потому что всегда считал эту профессию самой главной на свете. Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Учитель должен быть свободен, как поэт, художник, рассказывать о том, что знает и любит сам, а не выполнять указания, данные кем-то со стороны или свыше. Только в этом случае он станет полностью духовным наставником молодежи, независимо от того, какой он предмет преподает - химию, физику, литературу или историю.

Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет. И только она - эта любовь - может стать нравственной основой созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве. Поэтому и говорим мы, что в руках учителя наше будущее, наш двадцать первый век.



-75%

Историко-краеведческая деятельность как средство достижения метапредметных результатов в современном обучении и воспитании

Советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук (1947), профессор (1951).

..Совершенствовать свой язык — громадное удовольствие , не меньшее , чем хорошо одеваться , только менее дорогое.

Академик Д. С. Лихачев

Дмитрий Сергеевич Лихачёв - цитаты, высказывания, изречения

Мудрость — это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты — хитрость.

Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.

Национальные особенности — это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других.

Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

Шутка важна в трудных положениях:…
… показать весь текст …

Каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Этого требует культура.

"Письма о добром и прекрасном"

— Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести…
… показать весь текст …

"Письма о добром и прекрасном" (Письмо сорок четвертое)

Надо сказать вам, что стихи я запоминаю плохо. Но к встрече г…
… показать весь текст …

Лучшая площадка для вопросов про отношения между близкими людьми, родственниками, друзьями, коллегами.

Главный враг науки — наукообразность. Главная опасность наукообразности в ее близости с наукой.

Прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека — это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает.

Письма о добром и прекрасном

Пустота всегда агрессивна.

«Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем, можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести с…
… показать весь текст …

Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть.

"Письма о добром и прекрасном".

Уровень – есть, воспитанности – нет?

Поня­тие вос­пи­тан­но­сти в ХХI веке всё более раз­мыто. Оно ухо­дит из нашей жизни. А ведь это довольно точ­ная вели­чина, у кото­рой есть соб­ствен­ная шкала. Неда­ром школь­ные учи­теля еще упо­треб­ляют этот непо­пу­ляр­ный тер­мин – уро­вень воспитанности.

Быть хорошо вос­пи­тан­ным и иметь при­лич­ные манеры сего­дня кажется немного стран­ным и даже ретро­град­ным. А ведь совсем недавно, в веке ХХ‑м, важно было быть не про­сто вос­пи­тан­ным, но и бла­го­род­ным.

Внут­рен­нее бла­го­род­ство – веч­ная цен­ность и сего­дня как нико­гда акту­ально – отча­сти потому что редко. Можно ли вос­пи­тать в ребёнке такое бла­го­род­ство и что для этого нужно?

Обра­тимся за отве­тами к эпи­сто­ляр­ному и про­за­и­че­скому насле­дию Дмит­рия Сер­ге­е­вича Лихачева.

dmitrij lihachev 1 - Воспитание благородства: секреты воспитанности академика Д. С.Лихачева

Достой­ная жиз­нен­ная цель – уве­ли­чи­вать добро в мире

Чело­век, рож­ден­ный в цар­ское время и вос­пи­тан­ный в импер­ской гим­на­зии, потру­див­шийся в стране Сове­тов, Дмит­рий Сер­ге­е­вич нико­гда не пере­ста­вал учиться и вос­пи­ты­вать себя самого.

И, как пишет Д. С. Лиха­чёв, его учи­те­лями и вос­пи­та­те­лями были герои и собы­тия древ­них эпох, памят­ники род­ной исто­рии и ста­рины, древ­не­рус­ской лите­ра­туры, а также встре­чен­ные им люди и реаль­ный жиз­нен­ный опыт.

Лиха­чёв – насто­я­щий рус­ский интел­ли­гент, кото­рый есте­ственно и про­сто нес в себе цар­ствен­ное досто­ин­ство. Он не счи­тал себя веру­ю­щим, однако тек­сты, с кото­рыми он сопри­ка­сался всю жизнь, были христианскими.

Хри­сти­ан­ским же – то есть бого- и чело­ве­ко­лю­би­вым – было и его пове­де­ние, и его отно­ше­ние к окру­жа­ю­щим, мно­гие из кото­рых еще пом­нят при­меры его дей­ствен­ной помощи.

Вхо­жий в выс­шие круги совет­ского обще­ства, он был обще­до­сту­пен и демо­кра­ти­чен, прост в обхож­де­нии, забот­лив и снис­хо­ди­те­лен. Вот несколько ярких выска­зы­ва­ний Дмит­рия Сергеевича.

“В жизни надо иметь слу­же­ние – слу­же­ние какому-то делу. Пусть это дело будет малень­ким, оно ста­нет боль­шим, если ты будешь ему верен… А в чем самая боль­шая цель жизни? Я думаю: уве­ли­чи­вать добро в окру­жа­ю­щем нас”.

regnum picture 15587669351016572 normal - Воспитание благородства: секреты воспитанности академика Д. С.Лихачева

Ака­де­мик Д. С. Лиха­чёв, помимо науч­ных тру­дов, создал много пуб­ли­ци­сти­че­ских очер­ков, чита­тель­ская ауди­то­рия кото­рых – моло­дые люди.

Это обоб­щен­ный Лиха­чё­вым опыт его пред­ше­ствен­ни­ков – то есть боль­шие пла­сты исто­рии, этики и фило­со­фии. И, конечно, педа­го­гики. Про­ци­ти­руем пару глав из этого акту­аль­ного произведения

Полу­чить хоро­шее вос­пи­та­ние можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое насто­я­щая воспитанность.

Я убеж­ден, напри­мер, что насто­я­щая вос­пи­тан­ность про­яв­ля­ется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отно­ше­ниях со сво­ими родными.

Если муж­чина на улице про­пус­кает впе­ред себя незна­ко­мую жен­щину (даже в авто­бусе!) и даже откры­вает ей дверь, а дома не помо­жет уста­лой жене вымыть посуду, – он невос­пи­тан­ный человек.

Если со зна­ко­мыми он веж­лив, а с домаш­ними раз­дра­жа­ется по каж­дому поводу, – он невос­пи­тан­ный человек.

Если он не счи­та­ется с харак­те­ром, пси­хо­ло­гией, при­выч­ками и жела­ни­ями своих близ­ких – он невос­пи­тан­ный человек.

Если уже во взрос­лом состо­я­нии он как долж­ное при­ни­мает помощь роди­те­лей и не заме­чает, что они сами уже нуж­да­ются в помощи, – он невос­пи­тан­ный человек.

Если он громко заво­дит радио и теле­ви­зор или про­сто громко раз­го­ва­ри­вает, когда кто-то дома гото­вит уроки или читает (пусть это будут даже его малень­кие дети), – он невос­пи­тан­ный чело­век и нико­гда не сде­лает вос­пи­тан­ными своих детей.

Если он любит тру­нить (шутить) над женой или детьми, не щадя их само­лю­бия, осо­бенно при посто­рон­них, то тут уже он (изви­ните меня!) про­сто глуп.

Вос­пи­тан­ный чело­век – это тот, кто хочет и умеет счи­таться с дру­гими, это тот, кому соб­ствен­ная веж­ли­вость не только при­вычна и легка, но и приятна.

Это тот, кто в рав­ной сте­пени веж­лив и со стар­шим и с млад­шим годами и по положению.

Чита­тель заме­тил, веро­ятно, что я обра­ща­юсь глав­ным обра­зом к муж­чине, к главе семьи. Это потому, что жен­щине дей­стви­тельно нужно усту­пать дорогу… не только в дверях.

Умная жен­щина легко пой­мет, что именно надо делать, чтобы, все­гда и с при­зна­тель­но­стью при­ни­мая от муж­чины дан­ное ей при­ро­дой право, как можно меньше застав­лять муж­чину усту­пать ей первенство.

А это гораздо труд­нее! Поэтому-то при­рода поза­бо­ти­лась, чтобы жен­щины в массе своей (я не говорю об исклю­че­ниях) были наде­лены боль­шим чув­ством такта и боль­шей при­род­ной веж­ли­во­стью, чем мужчины…

Но люди, к сожа­ле­нию, мало чер­пают из этих книг. Про­ис­хо­дит это, я думаю, потому, что в кни­гах о хоро­ших мане­рах редко объ­яс­ня­ется, зачем нужны хоро­шие манеры.

Кажется: иметь хоро­шие манеры фаль­шиво, скучно, ненужно. Чело­век хоро­шими мане­рами и в самом деле может при­крыть дур­ные поступки.

Да, хоро­шие манеры могут быть очень внеш­ними, но в целом хоро­шие манеры созданы опы­том мно­же­ства поко­ле­ний и зна­ме­нуют мно­го­ве­ко­вое стрем­ле­ние людей быть лучше, жить удоб­нее и красивее.

В основе всех хоро­ших манер лежит забота – забота о том, чтобы чело­век не мешал чело­веку, чтобы все вме­сте чув­ство­вали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу.

Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех слу­чаях и воз­можно. Напри­мер, за сто­лом во время еды.

Поэтому не надо чав­кать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втя­ги­вать в себя суп, громко гово­рить за обе­дом или гово­рить с наби­тым ртом, чтобы у сосе­дей не было опасений.

И не надо класть локти на стол опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно оде­тым надо потому, что в этом ска­зы­ва­ется ува­же­ние к дру­гим – к гостям, к хозя­е­вам или про­сто к про­хо­жим: на вас не должно быть про­тивно смотреть.

Не надо утом­лять сосе­дей бес­пре­рыв­ными шут­ками, остро­тами и анек­до­тами, осо­бенно такими, кото­рые уже были кем-то рас­ска­заны вашим слу­ша­те­лям. Этим вы ста­вите слу­ша­те­лей в нелов­кое положение.

И в так назы­ва­е­мых хоро­ших мане­рах есть все­гда глу­бо­кий смысл. Не думайте, что хоро­шие манеры – это только манеры, то есть нечто поверх­ност­ное. Своим пове­де­нием вы выяв­ля­ете свою суть.

Вос­пи­ты­вать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выра­жа­ется в мане­рах, береж­ное отно­ше­ние к миру: к обще­ству, к при­роде, к живот­ным и пти­цам, к рас­те­ниям, к кра­соте мест­но­сти, к про­шлому тех мест, где живешь, и т.д.

Надо не запо­ми­нать сотни пра­вил, а запом­нить одно – необ­хо­ди­мость ува­жи­тель­ного отно­ше­ния к дру­гим. А если у вас будет это и еще немного наход­чи­во­сти, то манеры сами при­дут к вам или, лучше ска­зать, при­дет память на пра­вила хоро­шего пове­де­ния, жела­ние и уме­ние их применить.

Меня часто спра­ши­вают, почему в быту совер­шенно исче­зают рус­ские игры. Лапта, горелки, городки или рюхи?

Слож­ный вопрос. Исче­зают не только рус­ские игры, исче­зают игры вообще. Они заме­ня­ются тан­цами или тем, что назы­ва­ется танцами.

А между тем игры очень важны в вос­пи­та­тель­ном отношении.

Игра – будь это лапта, волей­бол, горелки или еще какая-нибудь – вос­пи­ты­вает соци­аль­ность, она вос­пи­ты­вает уме­ние дер­жаться вме­сте, играть вме­сте, ощу­щать парт­нера, ощу­щать противника.

Это очень важ­ная вос­пи­та­тель­ная вещь – игра.

Игры должны быть воз­рож­дены в нашей жизни. Потому что я уже не вижу, чтобы играли, ска­жем, в кро­кет. А кро­кет – важ­ная игра, потому что в кро­кет играют и взрос­лые, и дети, это обще­ние взрос­лых и детей. Это важно.

Дома заняты тем, что смот­рят теле­ви­зор. Вот тут теле­ви­зор ока­зы­ва­ется серьез­ным кон­ку­рен­том. А раньше играли в циф­ро­вое лото, играли дети, играли взрос­лые, и это слу­жило обще­нию взрос­лых и детей, это был один из момен­тов, очень важ­ный в вос­пи­та­тель­ном отношении.

Но не только лото, суще­ство­вали раз­ные игры, в кото­рых при­ни­мала уча­стие вся семья. Так же, как, ска­жем, вся семья на Севере где-нибудь при­ни­мала уча­стие в пении хоро­вых народ­ных песен.

Это важ­ный момент, потому что хор, он не только достав­ляет эсте­ти­че­ское удо­воль­ствие, он нрав­ственно орга­ни­зует семью, нрав­ственно орга­ни­зует обще­ство, собрав­ше­еся где-то в деревне, в зим­нюю пору, при вьюге снежной.

Поют – люди обща­ются этим спо­со­бом друг с дру­гом, они всту­пают в кон­такт. А как мало у нас сей­час кон­так­тов между людьми!

Они очень важны, непо­сред­ствен­ные кон­такты, кон­такты инту­и­тив­ные, кото­рые вот в играх, в хоро­вом пении, в музыке организовывались.

Поэтому на эту сто­рону нашего быта, на то, что ухо­дят из нашего быта игры, надо обра­тить вни­ма­ние педа­го­ги­че­ским организациям.

Пуб­ли­ка­цию отрыв­ков глав этого сочи­не­ния хоте­лось бы завер­шить ещё одной вес­кой цита­той Дмит­рия Сергеевича:

Всту­пи­тель­ная ста­тья Вален­тины Киденко (по мате­ри­а­лам СМИ)


Человек с первого дня своего рождения развивается. Он устремлен в будущее. Он учится, научается ставить себе новые задачи, даже не понимая этого. И как быстро он овладевает своим положением в жизни. Уже и ложку умеет держать, и первые слова произносить.

Потом отроком и юношей он тоже учится.

И уже приходит время применять свои знания, достичь того, к чему стремился. Зрелость. Надо жить настоящим…

Но разгон сохраняется, и вот вместо учения наступает для многих время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек все время устремлен к будущему, а будущее уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении. Содержание, подлинное содержание утрачено. Настоящее время не наступает, все еще остается пустая устремленность в будущее. Это и есть карьеризм. Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих.


Человек должен быть интеллигентен


Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Семья Лихачевых, Дмитрий — в центре, .

Семья Лихачевых, Дмитрий — в центре, 1929 год; Дмитрий Лихачев, 1989 год, © Д. Бальтерманц

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой — великое счастье.


Письмо двадцать второе

Любите читать!


Каждый человек обязан (я подчеркиваю — обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития — чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время — величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Скоростное чтение создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует — как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, — свое время.


Письмо двадцать шестое

Учитесь учиться!


Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребенка — с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в предмете — напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости — радости приобретения нового.

Читайте также: