Чудо на мельнице легенда краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Сирота Крабат попадает на мельницу в Козельбрухе, которая оказывается школой чернокнижия. Мастер учит 12 подмастерьев черной магии. Каждый год один из них должен умереть, чтобы продлить ему жизнь.

За минуту

Мальчик-сирота Крабат попадает на мельницу в Козельбрухе. О мельнице в округе ходят плохие слухи. 6 ее жерновов каждый день мелют разное зерно. Местные стараются держаться от этого места подальше. Сюда заходит лишь Незнакомец в черном, с петушиным пером, свет которого озаряет мельницу.

В школе чернокнижия Мастер учит 12 подмастерьев черной магии. Каждый год в новогоднюю ночь один из 12 учеников должен умереть, чтобы жизнь Мастера продолжалась.

Приговоренный к смерти сам роет могилу. На его место вскоре приводят нового ученика, которого мастер выбирает из бездомных и сирот. Никто из подмастерьев не может сбежать, так как их пути околдованы мастером. Существовал лишь единственный способ выбраться оттуда. Для этого было необходимо, чтобы влюбленная в парня девушка выдержала испытание.

К огда-то пришел Христос в худой нищенской одеже на мельницу и стал просить у мельника святую милостыньку.

И стал отсыпать ему из мешка хлеб-ат; отсыпал, почитай, с целую мерку, а нищий все свою кису подставляет.

О тсыпал еще с мерку, а нищий все-таки подставляет свою кису.

О тсыпал ему мужичок и в третий раз, и осталось у него у самого зерна так, самая малость.

В зял он у мужика рожь, засыпал и стал молоть; смотрит: уж много прошло времени, а мука все сыпется, да сыпется! Что за диво! Всего зерна-то было с четверть, а муки намололось четвертей двадцать, да и еще осталось, что молоть: мука себе все сыпется, да сыпится.

Легенда о награде Христом милосердного бедняка, готового поделиться последним зерном с тем, кто беднее его. Христос творит чудо, подобное евангельским, когда он из воды сделал вино или сумел тремя хлебами накормить множество людей. Зло в легендах всегда наказывается, а добро вознаграждается.

9. КАСЬЯН И НИКОЛА

Раз в осеннюю пору увяз у мужика воз на дороге. Знамо, какие у нас дороги, а тут еще случилось осенью – так и говорить нечего! Мимо идет Касьян-угодник. Мужик не узнал его и давай просить:

- Помоги, родимый, воз вытащить! –

- Поди ты! – сказал ему Касьян-угодник,- есть мне когда с вами валандаться! Да и пошел своею дорогою. Немного спустя идет тут же Никола-угодник.

- Батюшка,- завопил опять мужик,- батюшка! помоги воз вытащить.

Никола-угодник и помог ему.

Вот пришли Касьян-угодник и Никола-угодник к Богу в рай.

- Где ты был, Касьян-угодник? – спросил Бог.

- Я был на земле,- отвечал тот. -Прилучилось мне идти мимо мужика, у которого воз завяз, он просил меня: помоги, говорит, воз вытащить, да я не стал марать райского платья.

- Ну, а ты где так выпачкался? – спросил Бог у Николы-угодника.

- Я был на земле, шел по той же дороге и помог мужику вытащить воз,- отвечал Никола-угодник.

- Слушай, Касьян! – сказал тогда Бог, – не помог ты мужику – за то будут тебе через три года служить молебны. А тебе, Никола-угодник, за то, что помог ты мужику воз вытащить – будут служить молебны два раза в год.

С тех пор так и сделалось: Касьяну в високосный только год служат молебны, а Николе два раза в год.

Легенда очень точно отражает отношение к этим двум святым. Никола Милостивый – так называют самого почитаемого в России святого, иконы которого раньше были в каждой крестьянской избе. Иное отношение к Касьяну, праздник в честь которого бывает только в високосный год: куда Касьян глянет – там все вянет. Поэтому високосный год в России считается самым несчастливым.

10. СОЛДАТ И СМЕРТЬ

Жил да был один солдат, и зажился он долго на свете, попросту сказать – чужой век стал заедать. Сверстники его понемногу отправляются на тот свет, а солдат себе и ухом не ведет, знай себе, таскается из города в город, из места в место. А по правде сказать – не солгать: Смерть давно на него зубы точила. Вот приходит Смерть к Богу и просит у него позволения взять солдата: долго де зажился на свете, пора де ему и честь знать, пора умирать! Позволил Бог Смерти взять солдата.

Смерть слетела с небес с такою радостью, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Остановилась у избушки солдата и стучится.

- "А! зачем пожаловала? Я умирать-то не хочу.

Смерть рассказала солдату все, как следует.

- А! если уж Бог велел, так другое дело! против воли Божьей нельзя идти. Тащи гроб! Солдат на казенный счет всегда умирает. Ну, поворачивайся, беззубая!

Смерть притащила гроб и поставила посреди избы.

- Ну, служивый, ложись, когда-нибудь надо же умирать.

- Не растабаривай! знаю я вашего брата, не надуешь. Ложись-ка прежде сама.

- Да так. Я без артикула ничего не привык делать, что начальство прикажет: фрунт – что ли там, аль другое что – то и делаешь. Уж так привык, сударка моя! не переучиваться же мне: старенек стал!

Смерть поморщилась и полезла в гроб. Только что расположилась она в гробу, как следует, – солдат возьми да и нахлопни гроб-то крышкой, завязал веревкой и бросил в море. И долго-долго носилась смерть по волнам, пока не разбило бурей гроба, в котором она лежала.

Первым делом Смерти, как только она получила свободу, опять была просьба к Богу, чтоб позволил ей взять солдата. Бог дал позволение. Снова пришла Смерть к солдатской избушке и стучится в двери. Солдат узнал свою прежнюю гостью, и спрашивает:

- Да я за тобой, дружище! теперь не вырвешься.

- А врешь, старая чертовка! не верю я тебе. Пойдем вместе к Богу.

- Подожди, мундир натяну.

- Что, служивый, правду я сказала? – спрашивает Смерть.

- Врешь, солгала немного. Бог велел тебе прежде еще леса подстригать да горы ровнять, а потом и за меня приниматься.

И солдат отправился на зимние квартиры вольным шагом, а смерть осталась в страшном горе. Шутка ли! разве мала работа – леса подстригать да горы ровнять? И много, много лет трудилась Смерть за этой работой, а солдат жил себе да и жил.

Наконец в третий раз пришла за солдатом Смерть, и нечем ему было отговориться – пошел солдат в ад. Пришел и видит, что народу многое множество. Он то толчком, то бочком, а где и ружье наперевес, и добрался до самого сатаны. Посмотрел на сатану и побрел искать в аду уголка, где бы ему расположиться. Вот и нашел. Тотчас наколотил в стену гвоздей, развесил амуницию и закурил трубку.

Вот черти и придумали штуку: натянули свинячую кожу, и только улегся солдат спать – как забили тревогу. Солдат вскочил да бежать, а черти сейчас за ним двери и притворили, да так себе обрадовались, что надули солдата. И с той поры таскался солдат из города в город, и долго еще жил на белом свете, – да вот как-то на прошлой неделе только помер.

Легенда о жизни и смерти, близкая к социально-бытовым сказкам, в которых действует ловкий солдат. Здесь он сумел обмануть не только Смерть, но и обитателей ада, которым от солдата житья не стало. В легенде присутствует неувядаемый народный оптимизм, жизнелюбие и юмор. Смерть в подобных легендах выступает не как грозное неумолимое существо, ее можно обмануть, если имеешь смекалку.

Раздел: Зарубежная литература
Количество знаков с пробелами: 421883
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Микропересказ : Крабат попадает на мельницу, где учится колдовству. Каждый год на мельнице погибает один подмастерье. Девушка Крабата узнаёт его среди двенадцати воронов и разрушает чары.

Содержание

Часть 1. Год первый [ ред. ]

На Новый год Крабат колядовал с двумя своими друзьями.

Ночью ему приснился сон. На жёрдочке сидели одиннадцать воронов, и какой-то голос говорил ему идти в Шварцкольм, на мельницу. Этот сон повторился ещё два раза. Наконец Крабат разузнал дорогу и отправился в Шварцкольм. Дойдя до деревни, он спросил старика, есть ли тут поблизости мельница. Старик сказал, что есть, но посоветовал ему держаться от неё подальше.

Крабат нашёл мельницу. Дверь была открыта. Внутри было тихо и темно, только неподалёку виднелся какой-то свет. Заглянув в приоткрытую дверь, он увидел мельника, сидящего за столом.

Мастер отвёл его на чердак. Там стояли двенадцать кроватей. Одна из них была застелена, и на ней лежала какая-то одежда. Крабат лёг на свою кровать и сразу уснул. Проснулся он от света фонаря. Над ним склонилось одиннадцать белых фигур. Это были подмастерья. Они познакомились и легли спать.

Тонда взял Крабата под своё покровительство.

После завтрака мастер велел новому подмастерью подмести маленькую каморку. Каморка была вся в мучной пыли, двери и окна были закрыты, и Крабат чуть не задохнулся. Тонда пришёл позвать его на обед. Он сказал какие-то слова и начертил в воздухе знаки. Пыль сразу рассеялась.

Крабат работал от зари до зари и страшно уставал. Другие же подмастерья, казалось, не чувствовали никакой усталости. Тонда иногда ложил Крабату руку на плечо и как будто вливал в него новые силы. Он предупредил, чтобы тот не показывал виду, и особенно чтобы этого не заметил Лышко.

Однажды Крабату приснилось, что он пытался убежать с мельницы, но не смог.

На мельнице было семь жерновов. Шесть работали, а седьмой постоянно стоял без дела. Как-то утром Крабат увидел в седьмом жернове остатки муки. Во время завтрака подмастерья выглядели уставшими. Проснувшись ночью, Крабат увидел, что мастер и остальные подмастерья работают, а во дворе стоит нагруженная повозка, на которой сидит незнакомец в шляпе с петушиным пером.

В последнюю пятницу перед Пасхой мастер собрал подмастерьев. Крабата приняли в школу чернокнижников. В этот день они учились высушивать колодцы.

На следующий день никто не работал. Мастер разделил всех по два человека. Крабат и Тонда пошли в лес. Там у поворота дороги стоял крест. Тонда сказал, что в пасхальную ночь они должны быть по двое в месте, где насильственной смертью погиб человек. На рассвете они нарисовали друг у друга на лбу магический знак.

- Я мечу тебя углём от деревянного креста!
- Я мечу тебя, брат, Знаком Тайного Братства!

Вернувшись на мельницу, все подмастерья начали работать. Вдруг Крабат почувствовал необычайную лёгкость. Он подбрасывал мешки, как будто в них было не зерно, а пух. Тонда сказал ему, что благодаря этим знакам они могут работать целый год не уставая, но только с утра до вечера — ночью придётся опять надрываться.

Каждую пятницу они учились волшебству. Мастер учил их заклинаниям, которые были в Коракторе — большой, толстой книге. Крабат научился очень многому. Скоро наступило новолуние, и опять приехал незнакомец с петушиным пером. Подмастерья снова работали всю ночь.

Время от времени мастер посылал подмастерьев в окрестные деревни, чтобы они практиковались в колдовстве. Как-то утром Тонда, Крабат и Андруш пошли в деревню. Андруш превратился в быка, и его продали. Когда человек, купивший быка, привёл его домой, тот превратился в ласточку и улетел.

Тонда подарил Крабату нож. У него было одно свойство: если человеку грозила опасность, его лезвие становилось чёрным.

Лезвие выпрыгнуло, оно было чёрным, будто Тонда долго держал его над пламенем свечи.

По мере приближения нового года подмастерья становились всё мрачнее. На новый год, утром, Тонду нашли мёртвым.

Часть 2. Год второй [ ред. ]

На мельнице появился новый подмастерье, Витко. Один из старых подмастерьев незаметно от всех помогал ему. Крабата перевели из учеников в подмастерья. Как-то ему приснился Тонда и сказал, чтобы он доверял человеку, который первым назовёт его по имени.

На Пасху Крабату выпало идти с Юро.

Когда они сидели ночью возле костра, Крабат выпорхнул из своего тела. Он полетел в деревню искать певунью, которую слышал в прошлый раз. Он нашёл её, и она ему понравилась.

Подмастерья рассказывали байки про Пумпхута. Пумпхут был самым искусным волшебником в этих местах. Его узнавали по золотой серьге. Он наказывал мастеров, которые плохо относились к своим подмастерьям.

В один прекрасный день на мельнице появился незнакомый подмастерье с золотой серьгой. Он попросился на ночлег, но мастер отказал ему. Незнакомец плюнул на стол, и там появилась маленькая, красная мышь. Мастер тоже выплюнул одноглазую мышь. Мышки бегали, стараясь укусить друг друга. Наконец одноглазая укусила красную.

Незнакомец щёлкнул пальцами, и на месте мышки появился кот. Мастер тоже превратил свою в кота. Красный кот чуть не выцарапал глаз чёрному. Теперь уже пальцами щёлкнул мастер, и на месте кота появился бойцовский петух. Красный петух победил. Всё это время на улице бушевала гроза. Проигравший Мастер сам обслуживал гостя, принёс ему еды и вина. Незнакомец сказал, что его зовут Пумпхут. После он ушёл. На Новый год умер один из подмастерьев.

Часть 3. Год третий [ ред. ]

Появился новый подмастерье, Лобош. Крабат стал за ним присматривать. Он был одним из тех мальчиков, с которыми Крабат колядовал до прихода на мельницу. Крабат, также как Тонда, помог Лобошу, когда тот подметал комнату.

На Пасху ему выпало идти с Лобошем. Вернувшись на мельницу, Крабат вспомнил, что забыл свой нож возле костра, и пошёл за ним. По дороге он встретил Певунью и заговорил с ней. Открыв нож, он увидел, что лезвие стало чёрным.

Крабат сблизился с Юро. Тот рассказал Крабату, что у Мастера договор с незнакомцем. В новогоднюю ночь один из подмастерьев умирал вместо Мастера. Ещё он рассказал, что у Тонды была девушка. Мастер узнал её имя и замучил снами. Она бросилась в реку. Когда Юро только появился на мельнице, там был подмастерье по имени Янко. В последний вечер старого года его девушка пришла и попросила мастера отпустить его. Ей надо было узнать своего парня среди двенадцати воронов. Она не узнала Янко, и они погибли.

Крабат и Юро упражнялись в колдовстве. Певунья встретилась с Крабатом и подарила ему колечко из своих волос. Вскоре Юро заметил, что колечко увеличивает силу Крабата.

В последний вечер года на мельницу пришла девушка и сказала, чтобы мастер отдал ей её парня. Ей пришлось узнавать его с завязанными глазами, но она всё равно узнала Крабата. Все подмастерья разошлись. Мастер должен был умереть в эту ночь, а мельница — развалиться. Певунья сказала, что она почувствовала страх Крабата за неё.

За основу пересказа взято издание повести О. Пройслера (Москва; Правда. 1988)

Чудо на мельнице Российская народная легенда Афанасьева

Когда-то пришел Христос в худенький нищенской одеже на мельницу и стал просить у мельника святую милостыньку. Мельник осерчал: Ступай, ступай отселева с Всевышним! Много вас таскается, всех не накормишь! Так-таки ничего и не отдал. На ту пору случись мужичек привез на мельницу смолоть маленькой мешок ржи, увидал нищего и умилосердился: Подь сюды, я для тебя дам. И стал отсыпать ему из мешка хлеб-ат; отсыпал, почитай, с целую мерку, а нищий все свою кису подставляет. Что, али еще отсыпать? Да, коли будет ваша милость! Ну, пожалуй! Отсыпал еще с мерку, а нищий все-таки подставляет свою кису. Отсыпал ему мужичок и в 3-ий раз, и осталось у него у самого зерна так, самая малость. Вот дурачина! Сколько отдал, мыслит мельник, да я еще за помол возьму; что ж ему-то остается? Ну, хорошо.

Брал он у мужчины рожь, засыпал и стал молоть; глядит: уж много прошло медли, а пытка все сыпется, да сыпется! Что за чудо! Всего зерна-то было с четверть, а пытки намололось четвертей 20, да и еще осталось, что молоть: мука для себя все сыпется, да сыпится. Мужчина не знал, куда и собирать-то!

Читайте также: