Чудо на 34 улице краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В США эту классику регулярно транслируют в преддверии праздников.

Резюме

Синопсис

В Нью-Йорке Дорис Уокер, сотрудница сети магазинов Macy's , отчаянно ищет кого-нибудь на роль Санта-Клауса, чтобы оживить ее магазин во время праздников. В конце концов она нанимает Криса Крингла, симпатичного старика, который утверждает, что он настоящий Санта-Клаус. Столкнувшись со скептицизмом своего работодателя, но также и его дочери Сьюзен, Крис решает обратиться в суд, чтобы предоставить публичное подтверждение своей личности.

Техническое описание

Распределение

  • Морин О'Хара(VF: Камилла Фурнье ) : Дорис Уокер
  • Джон Пейн(VF: Люсьен Брион ) : Фредерик М. Гейли
  • Эдмунд Гвенн(VF: Раймонд Роньони ) : Крис Крингл
  • Натали Вуд(VF: Николь Джонеско ) : Сьюзен Уокер, дочь Дорис
  • Перси Хелтон : Санта-Клаус
  • Джин Локхарт : Генри X. Харпер, судья Верховного суда штата Нью-Йорк
  • Филип Тонг(VF: Жерар Фера) : Джулиан Шеллхаммер
  • Лела Блисс : M me Shellhammer
  • Элвин Гринман : Альфред
  • Портер Холл(VF: Жан Тулу ) : Гранвиль Сойер
  • Гарри Антрим(VF: Морис Пьерра ) : Р. Х. Мэйси
  • Герберт Х. Хейес : г-н Гимбел
  • Джеймс Си(VF: Роджер Тревиль ) : доктор Пирс
  • Тельма Риттер(VF: Cécile Dylma ) : мать Питера
  • Тереза ​​Харрис : Клео
  • Уильям Фроули(VF: Жан Кларие ) : Чарли Холлоран
  • Джером Коуэн(VF: Жорж Юбер ) : М. Мара
  • Энн Стонтон(VF: Алин Бертран ) : M me Mara
  • Бобби Хаятт : Томас Мара младший
  • Джек Альбертсон : Почтальон
  • Гай Томаджан(VF: Пьер Лепру ) : Лу
  • Дороти Кристи : секретарь
  • Мэри Филд : мать голландской девочки
  • Роберт Гист : сотрудник магазина устанавливает витрину
  • Тереза ​​Харрис : Клео
  • Ричард Ирвинг : журналист
  • Марлен Лайден : голландская девушка

Награды и номинации

  • Оскар1948 года :
    • Оскар за лучшую мужскую роль за Гвенна
    • Оскар за лучший оригинальный рассказ Валентина Дэвис
    • Оскар за лучший адаптированный сценарий Джорджа Ситона

    Ремейки

    • 1994 : Miracle sur la 34 e rue (или Le Miracle de la 34 e rue в Квебеке), американский фильм Леса Мэйфилда , с Ричардом Аттенборо в роли Крис Крингл и Элизабет Перкинс .
    • 1955 : Чудо на 34-й улице , американский телефильм Джона Монкса-младшего с Терезой Райт и Томасом Митчеллом ;
    • 1959 : Чудо на 34- й улице , американский телефильм Уильям Корриган ;
    • 1973 : Чудо на 34-й улице , американский телефильм Филдера Кука , с Себастьяном Кэботом в роли Криса Крингла.

    Адаптация фильма к роману

    В то время как в России зрители ищут в новогодней программе "Морозко", "Иронию судьбы" или "Чародеев", американцы вот уже много лет отдают предпочтение двум лентам: "Эта замечательная жизнь" и "Чудо на 34-й улице". Что интересно, оба фильма сняты тогда, когда большинство из нас и на свете не было: в 1946 и 1947 году. Но, видно, после второй мировой у народов была такая тяга к хорошему: к мирной жизни, к праздникам, к подаркам, что до сих пор эти фильмы смотрят и пересматривают.

    Сюжет "Чуда на 34-й улице" довольно странен для зрителей пост-советского пространства. Но не для американцев, привыкших любое дело решать в суде. Там это уже отработанная практика в отличие от. Универмаг "Мейсиз" на День благодарения устраивает парад: клоуны, бейсболисты, красотки-барабанщицы. И Санта-Клаус. Проблема в том, что актер, изображающий этого персонажа, принял на грудь для сугреву и лыка не вяжет. К счастью, распорядительница этого действа Дорис Уолкер встречает колоритного старика, который как нельзя больше подходит на эту роль.

    Все проходит настолько удачно, что Дорис нанимает Криса Крингла в качестве штатного актера, изображающего Санта-Клауса в универмаге. Ведь впереди - рождественские праздники и куча народа желает купить подарки своим детям. Задача Криса - убедить их делать покупки именно в универмаге "Мейсиз". Но разве дедушку Санту волнуют такие вещи, как прибыль и деньги? И Крис каждый раз подбирает для ребенка самый лучший подарок. Вот только в универмаге он продается далеко не всегда и дед нередко советует наведаться в магазин, принадлежащий конкурентам.

    Дальше будет много событий: попытка уволить новоявленного Санту; разборки с штатным психиатром "Мейсиз", который утверждает, что Крис опасен для общества; суд над Санта-Клаусом, когда перед судьей встает дилемма: признать подсудимого сумасшедшим и тем самым разбить сердце сыну, или подтвердить волшебную сущность этого деда.

    Но, как вы понимаете, кончится все хорошо, дочь Дорис, Сюзан, которую мать воспитывала очень рационально, поверит в чудеса, а взрослые герои, Дорис и ее сосед, адвокат Фредерик, обретут друг друга.

    Кстати, девочку узнали? Я - нет. Между тем, это Натали Вуд, урожденная Наталья Захаренко. Будущая Мария в "Вестсайдской истории" и Мэгги в "Больших гонках".



    Вот уж , воистину, мир полон чудес : позавчера задумала я написать рассказ про американский фильм "Чудо на 34-й улице" (Miracle on 34th Street), а вчера смотрю - он по ТВ идёт , ну а , раз так, то я решила устроить себе праздник, расположившись у экрана старого доброго телевизора, про который мы всё больше забываем в угоду интернету , отбросив в сторону все остальные дела и заботы и всецело отдавшись его просмотру! А до того я начала уже, было, смотреть его ремейк 1994 года - , однако, знакомые , кто смотрел оба эти фильма , успели уже, на вчерашний день, мне подсказать, что старый фильм 1947 года - именно он шёл вчера по телевизору - намного, на их взгляд, удачнее..

    Да и не только, на взгляд зрителей - об этом можно судить и по разнице в количестве наград , присуждённых этим двум экранизациям одноимённой новеллы Валентина Дэвиса, принесшей ему премию Американской киноакадемии за лучший рассказ. А, вообще, экранизаций этого фильма существует целых четыре, но названные выше являются самыми популярными , а также есть ещё и бродвейский мюзикл, поставленный по его мотивам, и даже разного рода профессиональные и любительские театры тоже увлекались постановкой данного произведения.

    Совпадение здесь, вообще-то, только лишь в том, что демонстрировали эту киноленту по ТВ вчера, в момент, когда мне понадобилось её посмотреть, а, в целом, показ её в декабре-месяце вполне закономерен, так как фильм этот о подготовке к Рождеству, чем сегодня с удовольствием занимаются жители всех католических стран. Однако, моё внимание киноработа эта привлёкла тем, что она не только лишь о Рождестве - в нёй можно увидеть художественную версию парада в честь Дня Благодарения в Нью-Йорке, который является совмещённым мероприятием, приносящим дань и этому очень значимому для американцев празднику и не менее любимому ими Рождеству!

    И рассказом об этом фильме я решила дополнить свои два недавних поста о параде в Нью-йорке в честь прошедшего не далее как 26-го ноября Дня Благодарения и записи эти касались не только парада нынешнего года, но и других, начиная с 1926-го , когда стараниями сети магазинов Мэйсис был проведён первый из них. В первом из этих постов я также освещала и историю этих парадов и почему их тематика оказалась совмещённой с рожденственской. Вкратце напомню, что самое первое из этих шествий было посвящёно исключительно Рождеству, а затем его объединили с Днём Благодарения идеей передачи эстафетной палочки одного праздника другому, отчего в самом конце мероприятия появляется Санта Клаус.

    Этот снимок я сделала с экрана ТВ, как и ещё несколько - в Гугле не всегда есть всё, что хотелось бы :


    В фильме этом можно увидеть не только праздничный парад конца 40-х годов, но и немного его кухню, поскольку основное действие данной киноленты разворачивается именно в Майсис центре - этом огромном магазине, сети которого опутали затем все Америку - торговом центре , ставшем первым спонсором грандиозного парада в честь праздника Рождества, а затем и Дня Благодарения заодно - основным спонсором данного мероприятия он является и до сих пор.

    Сообщу самые основные официальные сведения об этой киноленте , а затем вкратце обрисую её сюжет, вернее, больше намекну о том, что в ней происходит, ведь , речь в ней идёт о чуде, потому постараюсь как можно больше сохранить втайне его суть для тех, кто этот киношедевр ещё не смотрел. Да, это именно киношедевр и это всенепременный фильм на телевизионных экранах США и Канады в сезон Рождества.

    Итак, немного основных сведений, а затем приведу свои соображения, почему эта кинолента достойна того, чтобы её посмотреть:


    Основной актёрский состав:

    Морин О’Хара — Дорис Уолкер
    Джон Пейн — Фредерик М. Гейли
    Эдмунд Гвенн — Крис Крингл
    Натали Вуд — Сюзан
    Портер Холл — психиатр Грэнвилль Сойер
    Филип Тонг — Джулиан Шеллхаммер
    Джин Локхарт — судья Генри Харпер
    Уильям Фроули — Чарли Галлорэн

    Да-да, здесь и великолепная Морин О’Хара , и маленькая Натали Вуд, продолжившая затем свою карьеру в кино и в качестве взрослой актрисы и жизнь которой оборвалась потом трагически , и обаятельнейший Джон Пейн. Ну а роль Санта Клауса (Крис Крингла) , которая почему-то считается ролью второго плана, несмотря на то, что вокруг этого персонажа всё в этом фильме вертится, досталась британскому актёру Эдмунду Гвенну и ему же достался Оскар, что вполне заслуженно.

    Мама маленькой героини работает в том самом Мэйсис центре. Перед Рождеством от неё ушёл муж и это сыграло свою роль в том, чтобы рассказать дочери , что Санта Клауса, которого она всегда так ждёт, на самом деле, не существует :


    Джон Пейн - первый слева:


    Вкратце, начинается всё в этом фильме, являющемся по жанру комедией с элементами фэнтези
    (последнего в нём совсем чуть-чуть)) с той самой кухни парада в честь Дня Благодарения и Рождества одновременно и нанятый магазином на роль Санта Клауса актёр оказывается безответсвенной личностью, явившись на парад в стельку пьяным. Слава Богу, поблизости оказывается пожилой мужчина, просто человек из толпы, которой удачно подменил успевшего уже опозориться перед некоторыми зрителями и, что ещё хуже, детишками, неподобающего поведения волшебника, которого все с таким нетерпением ждали целый год!

    Далее Мэйсис нанимает этого пожилого джентельмена на роль Санты взамен уволенного пьянчуги. Пожалуй, перессказ сюжета, который состоит из последовавших за этим разного рода очень противоречивых и несколько невероятных событий, на этом остановлю, ради тех, кто ещё не смотрел этот фильм.

    В обязанности Санты входило и помогать магазину в увеличением числа предпраздничных продаж, что у него выходило, по некоторым причинам, ровно наоборот, но его, каким-то чудом не торопились за это увольнять , поскольку , опять же, каким-то чудом, его странная политика работы с покупателями шла торговому центру только на пользу :

    Добавлю только ещё , что данная киноработа итересна тем, что в ней наблюдается сразу несколько пересекающихся друг с другом линий , которые, казалось бы, мало вяжутся с рождественской тематикой, но именно эта смесь и придаёт фильму его необычность и выделяет его из ряда подобных , хотя, если вспомнить тот же "Один дома" , то там тоже к рождественской теме подмешан ещё и всякий криминал.. В данном же фильме криминала особого нет, но зато проходит в нём тема американского суда и даже немного политтехнологий. Но особое место занимает в этой киноленте и даёт необходимый запал всему действию тема работающего на Мэйсис психолога, который сам нуждается не в просто психологе, но психиатре. Также , безусловно, с начала до конца проходит в ней линия торгового маркетинга, ведь бОльшая часть действия происходит на территории огромного магазина, который озабочен своими своими предпраздничными продажами. Ну и, конечно, небезынтересно посмотреть на реалии того времени, американский быт, одежный стиль, лица людей тех лет и многое другое , что было свойственно той эпохе.


    В общем, такая гремучая сместь , ингредиенты которой объединены рождественской темой, но самая главная идея этого фильма - показать, что в жизни всегда есть место вере в чудеса , как и самим чудесам, в связи с чем немало места в нём отведено его маленькой героине (Натали Вуд) , которая, разуверившись в том, что Санта Клаус существует, в конце всей этой истории поверила в него опять.. А также это фильм и о любви, с присущими ей разочарованиями, но со счатливым концом, и всё его действие пронизано огромной добротой.

    Кстати, конец 40-х - маленькая героиня надувает пузыри из жвачки, которая к нам , в СССР, пришла чуть ли не в 70-х, ну не ранее конца 60-х , наверное. Фото сделаны мной с телевизора:



    А это , справа, тот самый психолог , без которого данный фильм был бы неполным и который , как никто другой , сам нуждается просто даже в психиатре.

    Сюжет

    Чудо против торговли

    Основная тема, которая сохранилась в обоих фильмах, — это Добро против торгашества, духовность против материализма.

    Фильм 1947-го года:

    Проявляя искреннюю доброту, Санта в роли самого себя становится звездой Нью-Йорка, и каждый день к нему в очередь выстраиваются сотни детей. Хотя Санта и отказывается предлагать детям залежавшиеся игрушки, как о том его просил менеджер магазина, его доброта и щедрость приносят баснословную прибыль супермаркету.

    К примеру, выслушав пожелания детей, Санта даёт советы их родителям, где эту же игрушку можно купить дешевле. Такое поведение поражает менеджеров, но настолько восхищает родителей, что они пишут письма и звонят в магазин с благодарностями, признаниями в любви и вечной покупательской верности, — ведь такую честность у торгашей сыскать сложно!

    santa-klaus-protiv-kapitalizma-1

    В фильме 1947-го года Санта Клаус обращается к покупательнице:

    Позиция Санты становится новым маркетинговым ходом магазина, которому начинают завидовать конкуренты, но главному герою абсолютно безразлична борьба маркетологов, менеджеров и прочих неизвестных ему зверей. Для него нет ничего более важного, чем осчастливить другого человека, в первую очередь, — ребенка, поэтому он выступает вообще против коммерциализации Рождества и против того, во что люди превратили и праздник, и самих себя, прекратив верить во что-то большее, чем деньги.

    Из фильма 1947-го года:

    В фильме 1947-го года также сделана попытка объяснить причину того, почему люди хотят играть Санта Клауса:

    — Тебе нравится играть меня?
    — Это здорово, я обожаю дарить детям подарки и видеть, как у них на лицах отображается Рождество. Я начинаю чувствовать себя таким важным…

    В фильме 1994-го года этот эпизод, к сожалению, уже отсутствует.

    santa-klaus-protiv-kapitalizma-2

    Духовность против материализма

    Более тонко эту тему раскрывает линия семьи Уолкер – Дорис, её дочери Сьюзан и Фреда, ухаживающего за Дорис и старающегося стать отцом для девочки. В одной из первых сцен фильма 1994-ого года (где имя Фреда заменено на Брайана) он в шутку называет Сьюзан 60-летней, поскольку она рассуждает, как ей кажется, здраво и правильно, то есть так, как тому научила мать.

    Фильм 1994-го года:

    — Я сказала ей, что Санта Клауса не бывает, а ты привел её сюда, где она увидела тысячу доверчивых детей и хорошего, действительно очень хорошего актера с настоящей бородой в роли Санты. И кому же она поверит – сказке или маме?!

    santa-klaus-protiv-kapitalizma-3

    Показателен в этом смысле диалог Сьюзан и Дорис о параде из фильма 1947-го года:

    Сьюзан: — Этот парад лучше прошлогоднего…
    Дорис: — Надеюсь, начальство думает также.
    Сьюзан: — Акробаты были хорошие…
    Дорис: — Еще бы! За такую-то зарплату!

    Такое воспитание детей совершенно не нравится Санте, и он решает, что если ему удастся снова вернуть ребенку веру в чудеса и сказки, то человечество, будет иметь шанс на исправление. Фред (Брайан в новой версии) хотя и сам не до конца верит в Санта-Криса, но свято верит в те ценности, что несёт в мир Крис Кингл, и поэтому выступает на его стороне.

    Из фильма 1947-го года:

    Фред: — Доверять человеку надо вне здравого смысла. Здесь дело не в самом Крисе, дело в тех ценностях, в которых он живет: добро, любовь и прочие нематериальные ценности…

    Дорис: — Фред, ты говоришь словно ребенок! Мы живем в реальном мире. Эти ненормальные вещи отныне не ценятся как раньше, и с ними далеко не уйдешь!

    Фред: — Все зависит от того, куда ты идешь… Когда-нибудь ты поймешь, что твой материалистический взгляд на этот мир не работает, тогда ты вспомнишь об этих нематериальных вещах и поймешь, что только они чего-то стоят.

    Вера и отчаяние

    В обоих фильмах присутствует сюжетная линия о том, что Сьюзан попросила у Криса нереальное желание и теперь считает, что Санта Клауса не существует, коль он её желание не исполнил. Санта и сам отчаивается и позволяет упечь себя в сумасшедший дом, но обоих от подобных глупостей спасают Фред и Дорис, говоря похожие вещи:

    Фильм 1947-го года:

    — Если не получается что-то с первого раза, это не значит, что нужно терять веру. Это значит, что нужно пробовать, раз за разом, пока не получится!

    Отличия в идеологической начинке фильмов

    Теперь стоит поговорить о том, насколько разные эти два фильма, хотя и c одним и тем же сюжетом.

    santa-klaus-protiv-kapitalizma-5

    Отношение к коммерциализации и корпорациям

    Образ актеров, играющих Санту. Мотивация актеров в роли Санты

    Характер Санты, причины его попадания в суд

    Враги. Отрицательные персонажи

    Шарлатаны от психологии. Диагноз добру

    Употребление табака, алкоголя, наркотиков

    Воля героев, стиль исполнения Сантой желаний героев фильма

    Национализм

    Религиозный аспект и образ народа

    Юридическая линия фильма

    Безопасность детей

    Образ мужчины и женщины

    Характер Дорис

    Наркотики Присутствует табак в большом количестве, несколько шуток на алкогольную тему.

    Фильм демонстрирует, что вера в свои силы, в добро, в вечные ценности – гораздо более правильная жизненная позиция, чем следование меркантильным интересам и погоня за прибылью.

    Читайте также: