Чудеса в решете рябинин краткое содержание
Обновлено: 07.07.2024
Вашему вниманию предлагается книга ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ с рассказами.
Содержание:
У бабушки, у дедушки (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Атаман, который не хотел плавать (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Яшка (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Идёт-бодёт коза-дереза (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Путешествие за коровьим хвостом (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Большая вода (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Красуля телится (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Мышка-норушка, которая пришла к людям (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Дружище котька (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Чудеса в решете (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Добрый доктор Айболит, прими. (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Лиза хочет домой (Автор: Рябинин Борис Степанович)
За тридевять земель (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Простудился жираф (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Сыновья забота (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Абаканские скворцы (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Картонка с сюрпризом (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Кошка на карнизе (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Обиделись (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Хорошее воспитание (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Памятник среди льдов (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Сильва (Автор: Рябинин Борис Степанович)
Примечание: на развороте дарственная надпись, в остальном книга в хорошем состоянии.
Борис Степанович Рябинин был одним из зачинателей экологического движения, особенно на Урале. Он всегда вставал на защиту братьев меньших. Это главная тема всего творчества, и это было делом всей его жизни. Он был из числа тех людей, у кого слова не расходятся с делом. Десятки книг в защиту природы, не меньше судов с теми, кто ее губит. На партийно-хозяйственном активе в Нижнем Тагиле он заявил во всеуслышание, что директора заводов, которые отравляют воздух, те же браконьеры, даже хуже. Или проект о переброске северных рек на юг. Рябинин тоже участвовал в знаменитой писательской борьбе. Он изучил мнение ученых Сибири и Урала, все они были против проекта. Так создавалось общественное мнение, подкрепленное научным словом.
Борис Рябинин - автор 21 книги. Из известных произведений можно выделить: Нигер, Мои друзья, Друг, воспитанный тобой. Все книги можно читать онлайн и бесплатно скачивать на нашем портале.
Эта история, рассказанная простым безыскусным языком, тронет сердце каждого, кто хоть раз заглядывал в преданные собачьи глаза. Собак не зря считают лучшими друзьями человека - пес по кличке Нигер стал для девочки Мани и всей ее семьи настоящим другом и защитником. Из маленького пушистого комочка он вырос в благородное и умное животное и не раз выручал своих хозяев из беды. Для детей младшего и с.
Фото Андрея Усова. Они стоят в створе траншеи Валерия Петренко, который прорезал вал в начале 1970-х. Видимо, он вписался в напольные ворота Любшанской каменно-земляной крепости,пройдя в метре от скрытой в теле вала каменной стенки VIII века. До раскопок Рябинина считалась, что археологам тут делать нечего: во время войны на Любше был госпиталь, и культурный слой был утрачен. Лишь копавший с Петренко Лебедев, полагал, что им просто не удалось выйти на слой. То, что Глеб оказался прав, выяснится через пару месяцев. А пока – первая вылазка на Любшу и день рождения Волховской археологической экспедиции."]"> 12 июня 1997 г. Любшанский вал. Глеб Лебедев и Евгений Рябинин. Фото Андрея Усова. Они стоят в створе траншеи Валерия Петренко, который прорезал вал в начале 1970-х. Видимо, он вписался в напольные ворота Любшанской каменно-земляной крепости,пройдя в метре от скрытой в теле вала каменной стенки VIII века. До раскопок Рябинина считалась, что археологам тут делать нечего: во время войны на Любше был госпиталь, и культурный слой был утрачен. Лишь копавший с Петренко Лебедев, полагал, что им просто не удалось выйти на слой. То, что Глеб оказался прав, выяснится через пару месяцев. А пока – первая вылазка на Любшу и день рождения Волховской археологической экспедиции.
Опыт ладожских штудий говорит мне о том, что и сегодня мы весьма смутно представляем тот мир, который пытаемся изучать по самой надежной из летописей – летописи культурного слоя.
Евгений Рябинин, в 1970-х копавший Земляное городище (это ему и Наталье Черных мы обязаны начальной для Ладоги дендрохронологической датой – 753 г.), рассказывал, как был поражен, когда понял, что избушки на курьих ножках – это не сказка, а раскопанные им амбары, которые были поставлены на четыре столба. И каждый столб – взятая прямо с корнем (для устойчивости и лучшей сохранности) нижняя часть елового ствола.
Я не случайно вспомнил про бабу Ягу.
Наши предки жили в куда более страшном и простом, но заведомо и более осмысленном, и более поэтичном мире.
Ну, вот, скажем обручальное латунное колечко на среднего размера мужской безымянный палец. Подобрано на берегу Волхова. Новгородский ширпотреб XII–XIII вв.:
Оно потому и обручальное, что тут ручкаются. Реконструировать законы этого почти детского мировосприятия – значит научиться читать текст археологических артефактов. Увы, мы наделяем предков нашей собственной психологией и нашим же отношением к вещам, людям, земле и небу. И потому слишком часто не понимаем того, что изучаем, видим лишь то, что нам уже знакомо и пропускаем самое интересное, – то есть неизвестное.
Аргументирую это на материале нескольких староладожских сюжетов, накопленных за то время, когда я был организатором Волховской археологической экспедиции Института истории материальной культуры АН РАН (1997–2001 гг.; руководитель Е. А. Рябинин).
Сюжет 1. Горе луковое (костяное изделие № 2)
Начну с простой и невзрачной костяной пластинки (Любша, жилой слой; VIII–IX вв.). Какая-то накладка, с лица плоская, с изнанки полукруглая. Двенадцать или тринадцать столетий назад некий любшанец расколол звериную трубчатую кость вдоль, а потом обтесал и отполировал внешнюю ее сторону. Правда, отполировал лишь до половины. Зато в другой половине сделал семь отверстий: шесть круглых, а под ними еще и овальное.
, его профиль и сантиметровая шкала. А зачем я тут нарисовал кружок – скажу позже. Любша. Раскопки Е. А. Рябинина, 1998 г."]">Костяное нечто, его профиль и сантиметровая шкала. А зачем я тут нарисовал кружок – скажу позже. Любша. Раскопки Е. А. Рябинина, 1998 г.
А эта штуковина как раз ни на что не похожа.
. Археологу зима дана для того, чтобы он скучал по полю. И перебирал в памяти то непонятное, над чем летом просто не было времени подумать.
И однажды по какой-то боковой ассоциации, как обожгло: накладка на центральную часть лука! Можно сказать – налучие.
Приезжаю и узнаю, что подобные штуки действительно находят в приазовских курганах вместе со стрелами. И имя им дали то же: налучие. Что ж, название вполне логичное, поскольку это. петли для колчана. Но не того, что для стрел, а того, что для лука.
Итак, бредет посредине VIII столетия берегом Волхова простой любшанский паренек и несет тугой лук. Но не абы как, а как скрипку или контрабас, – в специальном футляре. Футляр же закрывается хитроумными пластинами со шнуровкой. Высмотрит паренек утку или лебедя, подкрадется, расшнурует футляр, разомкнет петли, достанет звончатый лук. А птицы помешать ему не смеют, ждут, когда наш герой совладает с футляром и прицелится.
– А хотите я ее по дырочкам к палке привяжу?
Изящная, как викингский морской узел, хитроумная и одновременно очень простая плетенка, которую сделал двенадцатилетний Николай Михайлович Михеев (см. реконструкцию), как мне представляется, и ставит точку в этой атрибуции. Потому что на самом деле все наоборот: это не шнуровка под данные дырки, а дырки были сделаны под такую шнуровку. Итак, действительно налучие – накладка на весьма архаичный лук.
Реконструкция Н. М. Михеева.На левом рисунке пластина перекрывает ствол лука; на среднем видна в виде узкой полоски (справа от шнуровки); на правом находится сзади лука и торчит лишь краешком (слева над шнуровкой)."]">Шнуровка налучия. Реконструкция Н. М. Михеева.На левом рисунке пластина перекрывает ствол лука; на среднем видна в виде узкой полоски (справа от шнуровки); на правом находится сзади лука и торчит лишь краешком (слева над шнуровкой).
Считалось, что тут в основе образа метафора кузнечного дела. Однако переведем:
2. Второй шип прорезался
(слева) и готовый наконечник (справа нарождающийся второй шип)"]">Заготовка костяного дротика (слева) и готовый наконечник (справа нарождающийся второй шип)
Впрочем, одношипный железный дротик нам тоже попадется (сезон 1999 г.):
А вот в Полой сопке (она станет полой, когда ее в начале XIX в. раскопает Ходаковский), как и в сопке на Победище мертвому герою положат двушипый дротик (их аналоги есть и на Любше).
И только позже настанет время втульчатых копий. Хотя одну втульчатую стрелу (середина IX в.) мы все же поднимем.
– стилизованная, но анатомически корректная вульва, которую стерегут две головы зубастых дракончиков (сверху), и четыре лебединых головки"]">Справа наконечник пояса (VI–VII вв.), слева навершие финской заколки – стилизованная, но анатомически корректная вульва, которую стерегут две головы зубастых дракончиков (сверху), и четыре лебединых головки
Шила в мешке не утаишь. Даже, если оно меньше всего похоже на шило.
Может ли женское кокетство быть чересчур откровенным? Наверное, не может, потому что эту вот штуку мы не опознали и сделали в первый год эмблемой Волховской экспедиции. (В первом сезоне это была единственная орнаментированная находка.) И несколько месяцев флаг с этой штукой гордо висел в нашей столовой в доме купца Калязина (до нас этот дом был детским садиком, но потом его закрыли).
А пряжку от пояса Антон найдет лишь через год (она будет лежать в полуметре метре от наконечника пояса, но попадет в соседний квадрат).
Наконечник впишется в нее заподлицо, и,если не затыкать его за пояс, будет свисать у чресл.Так что местные финские парни в знаковой откровенности своего наряда от девушек не отставали"]">Пряжка от пояса. Наконечник впишется в нее заподлицо, и,если не затыкать его за пояс, будет свисать у чресл.Так что местные финские парни в знаковой откровенности своего наряда от девушек не отставали
Сегодня в Доме Калязина чистота и никаких глупостей – главная экспозиция Староладожского музея.
4. Чудеса в решете
Грохот – это археологическое сито (короб, подвешенный на двух столбах).
Свою староладожскую коллекцию, я составил на кирпичниковских отвалах (большая ее часть уже в здешнем музее). С Анатолием Николаевичем у нас отношения трудные, но честные, поскольку делаем одно (хотя и разное) дело. Однако не все мои левые находки только с его отвалов. Вот этот зуб (знающие люди говорят, что он принадлежал козе) я нашел на Земляном городище там, где проходит граница давних раскопов Равдоникаса и Рябинина.
Это корень зуба, белое пятнышко эмали только на толстом его конце. Зуб спилен, и очень аккуратно. Значит, это действительно поделка, артефакт. Но почему надпилена спинка этой уточки (см. туда, где тело переходит в шею)?
Сравним с музейным образцом. Уточка X века (раскопки, если не ошибаюсь, Валерия Петренко):
Нас в детстве забавляли деревянные Ваньки-Встаньки и заводные механические цыплята, а это древний аналог того и другого.
Уточки отменно сбалансированы (для того и нужен пропил на спинке).
Качни – и они долго и благодарно будут тебе кланяться.
То и другое – детские игрушки. Марксист сказал бы, что налицо социальное неравенство: первой играл крестьянский ребенок, вторая – цацка знатного отпрыска. Я бы и согласился, однако первая просто может быть на два века старше второй.
5. Ладожская рулетка
Октябрь 1997 г. Первый снег и конец полевого сезона. Фото Андрея Усова "]">Подпорная стена с напольной стороны Любшанской крепости. Октябрь 1997 г. Первый снег и конец полевого сезона. Фото Андрея Усова
6. Фрагмент волшебной палочки
Обыкновенная палочка с аккуратно вырезанными делениями какой-то мерной шкалы – древняя измерительная линейка. Эта мерка длиной 139 мм найдена археологом В. П. Петренко в слое конца Х века на языческом капище близ Варяжской улицы, уничтоженном при крещении Ладоги около 991 года. Она представляет собой часть мерной, овальной в сечении линейки (диаметр от 21 до 26 мм) с четырьмя тонко и аккуратно нанесенными резами, то есть тремя делениями (25,8; 25,8 ; 26,2 мм).
Можно ли поверить, что на языческом святилище в Старой Ладоге до 991 года сидели волхвы, которые творили свои требы и жертвы, пользуясь античным греческим футом? Впрочем, договор Олега с Византией был подписан за восемьдесят лет до разгрома святилища воеводой Владимира Добрыней, и заморский фут был нужен волхвам, чтобы измерять ценившиеся тогда на вес золота греческие ткани, импорт которых в Северную и Центральную Европу шел через Ладогу.
Античный греческий фут, равный 0,30871 м, – это 1/100 короткой стороны плиты под Парфеноном Акрополя или, на что исследователи внимания не обратили, – 1/31 от высоты ствола его колонн (каждая по 9,570 м).
Число 31 здесь не случайность, это метрологический каламбур на тему пропорций Парфенона: 100 = 69 + 31, а отношение 69 к 31 только в 1,005 раз меньше √5, на котором, как показал архитектор-реставратор И. Ш. Шевелев, и основаны пропорции Парфенона[Шевелев. И. Ш. Принцип пропорции. М., 1986. С. 82–95].
А потом и вовсе начали пользоваться модным французским нововведением – метром.
Читайте также: