Четьи минеи дмитрия ростовского краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Написанные святителем Димитрием Ростовским в конце XVII – начале XVIII века Четьи-Минеи явились не только значительным церковным событием, но и одним из ценнейших вкладов в сокровищницу русской культуры. Они стали целой эпохой в истории русской агиографии.

Поэтому, прежде чем говорить об их месте и значении, необходимо хотя бы кратко ознакомиться с тем, как возник и развивался такой жанр, как описание жизни святых. Русская агиография заимствовала у греков литературные формы и приемы в тех Житиях и сказаниях, которые были принесены на Русь в славянских переводах. В свою очередь основой для греческой агиографии послужили евангельские рассказы о жизни Спасителя и Его учеников, ведь житие святого – это воплощение заповедей Господних и уподобление Христу. Таким образом, евангельская история продолжается в описании подвигов святых, которые на своих примерах раскрывают возвещенное Христом учение о спасении.

Юго-Западная Русь, вошедшая с XIV века в состав Великого княжества Литовского, а затем в состав польского государства Речь Посполита, испытывала сильнейшее католическое влияние и давление со стороны польских властей. Живя обособленно, эта часть некогда единой Руси была занята своими насущными проблемами – борьбой с навязыванием унии, а затем с уже состоявшейся в 1596 году Брестской унией, отстаиванием прав православного населения, апологетической полемикой с католиками и униатами, да и просто физическим выживанием в католическом государстве. Так что не сразу было обращено внимание на то, что народ в качестве душеполезного чтения пользуется западными мартирологами, переведенными на польский язык и подвергшимися обработке католическими авторами, а также стихотворными житиями католических святых, написанными простым и понятным языком.

Ревностный поборник просвещения святитель Петр (Могила), занимавший Киевскую кафедру в 1632–1647 годах, в числе значительных своих деяний озаботился написанием и изданием Житий православных святых. Задумав сделать новые переводы греческих жизнеописаний, он выписал с Афона корпус Житий святых, составленный преподобным Симеоном Метафрастом (Х в.). Кончина святителя Петра помешала осуществлению этих планов, но его начинание подхватил и продолжил Иннокентий (Гизель; ок. 1600–1983), с 1656 года архимандрит Киево-Печерской лавры К уже имеющимся материалам, собранным святителем Петром (Могилой), он испросил у патриарха Московского Иоакима Минеи-Четьи святителя Макария. Книги, содержавшие первые три месяца, ему были высланы, но военные смуты в Малороссии помешали заняться этим важным делом. Работа началась лишь при преемнике архимандрита Иннокентия архимандрите Лавры Варлааме (Ясинском), приложившем все свои силы к осуществлению этого труда.

Находясь на хлопотной должности, архимандрит Варлаам при всей своей учености и желании заняться собиранием Житий, не решился взяться за дело сам. Он стал искать человека образованного, но менее занятого. Выбор его пал на настоятеля Никольского Крупицкого монастыря в Батурине иеромонаха Димитрия, сына известного киевского сотника и мецената Саввы Туптало. Сам Димитрий к этому времени был известен в православной среде своим искусством говорить проповеди так, что слова его растапливали лед в сердцах людей. Обители Малороссии, Белоруссии, Литвы соревновались между собой в стремлении пригласить к себе известного проповедника. Рассказывая о празднуемом событии или святом, иеромонах Димитрий всегда делал акцент на нравственном приложении того, что несет в себе это событие или же пример святого. Очевидно, именно это качество, в сочетании с высокой образо-ванностью, привлекло внимание архимандрита Варлаама к личности молодого настоятеля батуринского монастыря.

В 1684 году по благословению Собора старцев Киево-Печерской лавры иеромонах Димитрий приступает к написанию Четьих-Миней. Хотелось бы отметить своеобразие и уникальность этого великого труда Ростовского святителя, который занял у него половину жизни, а по популярности превзошел все предыдущие и последующие подобные произведения.

Если говорить в общем, то в Четьих-Минеях святителя Димитрия мы имеем соединение латинских и славянских источников с явным предпочтением последних. Прекрасное знание латинского языка избавляло святителя от необходимости прибегать к помощи готового перевода, а совершенное подобие источников обеспечивало правильность латинского текста и избавляло от необходимости проверять его по славянскому.

При написании Четьих-Миней святитель поставил для себя две основные задачи. Первая из них – это практическая польза. Вспомним, что сама мысль о составлении подобного труда возникла в силу острой церковной нужды – необходимо было оградить православных от инославных агиографических сочинений и дать им книгу, которая была бы написана понятным, ясным языком; Жития должны были быть не слишком длинными, чтобы человек мог легче запомнить прочитанное. Кроме того, эти Жития должны были прочитываться за богослужением. Все это обязывало к допустимой краткости, так что вместе с заботой о фактической полноте святитель Димитрий должен был думать и о том, как передать все события из жизни святого в небольшом рассказе, удобном для прочтения за один раз.



Отсутствие попыток составить новые Четьи-Минеи после святителя Димитрия ясно показывает, как великолепно понял и прекрасно выполнил он то, что составляло тогда задачу русской агиографии и потребность Православной Церкви.

Автор:

Святитель Димитрий (1651–1709) — митрополит Ростовский, церковный писатель, собиратель и редактор жизнеописаний святых, автор драм и стихов.

Время написания:

1684–1705 гг.

Почти 20 лет святитель Димитрий собирал, переводил, редактировал и издавал Четьи Минеи. Он разделил все жития на 4 тома — по временам года, начиная с 1 сентября — церковного новолетия. Первый том был издан в Киеве в 1689 году.

Содержание:

2/3 житий посвящены мученикам, пострадавшим в гонениях от римских властей и императоров-еретиков.

Почти 4000 житий святых вошли в Четьи Минеи Димитрия Ростовского. За три века, прошедших с момента составления житий, святцы Русской Церкви пополнились примерно тысячей новых святых. Большинство из них — мученики начала XX века.

Четьи Минеи Димитрия Ростовского, Киев, 1714 год

Четьи Минеи Димитрия Ростовского, Киев, 1714 год

За основу Четий Миней Димитрий Ростовский взял составленные за полтора века до этого Великие Четьи Минеи святителя Макария, митрополита Московского.

Мученик Орест Тианский

Мученик Орест Тианский

Ростов-на-Дону был назван в честь святителя Димитрия Ростовского. Город постепенно вырос из основанной в 1760 году крепости в дельте Дона.

Ростов-на-Дону. Фото Дениса Демкова

Ростов-на-Дону. Фото Дениса Демкова

Романовы

Николай Чудотворец спасает трех девиц от бедственного положения, Сербия, XIV в., Косово. Церковь святителя Николая

Николай Чудотворец спасает трех девиц от бедственного положения, Сербия, XIV в., Косово. Церковь святителя Николая

sandvige

Меню

logo

sandvige

Меню

ИСТОРИЯ ЧЕТЬИХ-МИНЕЙ: ЖАНР, АВТОРЫ, ЭПОХИ

Как показал опыт проведения нашим монастырем многочисленных мероприятий, связанных с популяризацией жизни и творческого наследия св. Димитрия Ростовского, наши современники если что и знают о том, что такое Четьи-Минеи, то только то, что написал их святитель Димитрий.

Действительно, он написал самые известные Четьи-Минеи — свод житий святых за семнадцать веков христианства, труд, вошедший в историю как первая попытка собрать воедино все имеющиеся на то время жития святых, почитаемых в православном мире. Дореволюционные исследователи назвали св. Димитрия Ростовского за этот труд первым русским историком, поскольку работая на этим фундаментальным агиографическим сборником, он привлек большое количество источников, какое до него в нашей стране никто не привлекал. Более того, он пользовался вышедшими к тому времени в Европе агиграфическими сборниками, содержащими жития святых неразделенной Церкви, сопровождавшиеся историческим введением и критическими комментариями.

Хотя многотомное произведение св. Димитрия Ростовского и стало самым известным из всех Четьих-Миней, написанных на Руси, и самым издаваемым в дореволюционной России после Евангелия, но оно не является единственным в этом жанре.

О том кто и когда работал над Четьими-Минеями, в чем особенность этих произведений по сравнению с другими церковными литературными памятниками и в чем выразилось своеобразие и значение Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского в истории русской литературы, можно будет узнать на предстоящей встрече.

Адрес: Ярославль, ул. Свердлова, 25 В.

Лекцию проведет Рубцова Мария Леонидовна, референт по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

Че́тьи Мине́и (четьи – др. рус.: для чтения, минеи – от греч. μήν: месяц) – сборники, содержащие, в отличие от миней, не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.

Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси.

Начало формирования четьих миней на Руси относится еще к домонгольскому времени, первые четьи-минеи содержат по преимуществу переводной материал, хотя, видимо, возможно было и включение русских сочинений (в Успенском сборнике, рукописи XII в., которая может рассматриваться как четья минея на май месяц, помещается Сказание о Борисе и Глебе и Житие Феодосия Печерского). Определенная переработка четьих миней была осуществлена в конце XV в. (этот этап пока что недостаточно изучен).

Великие Четьи Минеи

В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария, своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют "поучения" или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.

Великие Минеи Четьи известны доселе в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый "царский" список, писанный для царя Иоанна IV, без марта и апреля. Описание их Горского и Невоструева с дополнениями Е.В. Барсова, в "Чтениях Московского Общества Истории", 1884 г.; в) список Софийской библиотеки и г) список Чудова монастыря — оба неполные. Издание этих М. предпринято Императорской археографической комиссией, но доселе изданы лишь месяцы сентябрь и октябрь (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича).

Четьи Минеи Германа Тулупова и свящ. Иоанна Милютина

В XVII в. четьи-минеи составлялись Германом Тулуповым (в 1627-1632 гг.) и священником Иоанном Милютиным (в 1646-1654 гг.) - рукописи, первая в библиотеке Сергиевой лавры, вторая в синодальной библиотеке в Москве [1]. Подробное описание М. Милютина в "Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1868 г., кн. IV.

Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского

В конце XVII в. составление четьих миней предпринимает св. Димитрий Ростовский. Его четьи-минеи издавались четвертями с 1689 по 1705 г. Они включали только жития святых и были составлены на основе Великих Четий Миней митрополита Макария, Acta Sanctorum, издававшихся болландистами, и ряда других источников. Этому труду присущи начала исторической критики.

Все четьи-минеи XVIII-XIX вв. представляют собой дополненные тем или иным материалом четьи-минеи св. Димитрия. Книга много раз переиздавалась и перерабатывалась, пользуясь громадной популярностью среди православного населения России.

Литература

  • И. А. Шляпкин, "Св. Димитрий Ростовский и его время" (СПб., 1891);
  • Свящ. В. Нечаев, "Св. Димитрий Ростовский" (М., 1849; в этом сочинении, между прочим, — специальный разбор источников, которыми пользовался св. Димитрий);
  • С. Ф. Платонов, "Взгляд св. Димитрия. и проч." ("Библиограф", 1888, № 1).

Использованные материалы

[1] По информации энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

[2] Александр Державин, прот. Четьи-Минсм свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник // Богословские труды. М., 1976. Сб. 15. С. 124-130.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Читайте также: