Черная курица или подземные жители краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Санкт-Петербург, Васильевский остров, Первая линия. Около сорока лет назад стоял здесь двухэтажный, крытый голландской черепицей, с деревянным крылечком дом. В нем находился пансион для мальчиков. Город тогда был не так красив, как сейчас. Доски вместо тротуаров, маленькие мостики, канавы, мало деревьев. И жили в том пансионе 30-40 мальчиков. А еще две столетние голландки, видевшие самого Петра Великого.

Однажды злая кухарка Трина ее поймала, чтобы зарезать к столу для гостей директора. Но плачущий мальчик вцепился в ее платье, курочка убежала. Алеша отдал кухарке золотую монетку, бабушкин подарок, чтобы она не трогала Чернуху. Курочка была благодарна ему. Она пришла к нему ночью, и поманила за собой. Запертые двери распахивались перед ними, глаза курочки лучились. Она сказала не шуметь, но он попросил кошечку дать ему лапу – и разбудил рыцарей. И в зале с люстрами они напали на Чернушку. Она же сделалась огромной и билась с ними…

Алеша долго болел, а после его было не узнать. Он стал прежним: добрым, прилежным и послушным, его вновь все полюбили.

Сюжет

Сорок лет назад в Петербурге на Васильевском острове был пансион, где учился Алеша. Мальчику было 9-10 лет. Он читал про рыцарей, глядел на переулок через дырочки в заборе, и кормил курочек, среди которых любил тихую Чернушку. Алеша спас ее от ножа кухарки Трины. В благодарность ночью Чернушка отвела его к подземным жителем, где она была главным министром при короле и выглядела маленьким человечком. В награду Алеша получил конопляное семечко. Оно исполнило его желание: не учить уроки, но все знать. Король напомнил, что Алеше никому нельзя рассказывать о подземном царстве.

Отзыв

Алеша – добрый, жалостливый мальчик, но у него есть недостатки. Он немного ленив, тщеславен, непослушен, неосторожен. И исправляется только после многих бед и огорчений. Но мальчик запомнит этот урок на всю жизнь, будет жить по совести, с уважением к людям. Сказка-повесть учит не зазнаваться, честно учиться и трудиться, отвечать за свои поступки, признавать и исправлять свои ошибки, просить прощения, приходить на выручку, уметь дружить, держать слово, хранить чужие тайны, прислушиваться к добрым советам, быть благодарным, скромным.

Главные герои

  • Алеша - добрый, честный, но ленивый школьник, который спас от смерти черную курицу
  • Чернушка - курица, доброе, смелое, благодарное сказочное существо, которое показало Алеше подземное царство

Сюжет произведения

Мальчик Алеша на протяжении двух лет жил в пансионе вдали от родителей и чувствовал себя одиноким. По вечерам и выходным он постоянно читал, также любил играть с курицей. Однажды мальчик увидел, что кухарка хочет зарубить ее, и ему показалось, что курица просит о помощи. Алеша уговорил женщину не убивать птицу.

Ночью после этого происшествия Чернушка пришла к мальчику в спальню и повела его в волшебный подземный город, где она была министром. Пока они добирались до королевского замка, Алеша увидел много необыкновенного. Подземный король решил наградить мальчика за то, что он спас Чернушку и сказал просить, чего угодно. Алеша захотел никогда не учить уроки, но знать все наизусть. Тогда король подарил ему волшебное зернышко, с помощью которого будет осуществлена его мечта. Мальчика также строго предупредили о том, что он должен никому ничего рассказывать о подземном городе.

После этого события Алеша стал лучшим учеником в пансионате. Он никогда не делал уроки, но всегда знал все назубок. Однако это кардинально изменило его характер. Из доброго и скромного мальчика он превратился в эгоистичного и заносчивого сорванца и растерял всех своих друзей.

Однажды учитель решил наказать Алешу, и тот, сильно испугавшись розги, рассказал ему о волшебном зернышке и Чернушке. И хотя преподаватель не поверил ему и все же решил высечь, у мальчика пропало зернышко. А ночью к Алеше в последний раз пришла Чернушка, чтобы попрощаться. Подземные жители должны были покинуть город, так как мальчик выболтал их тайну.

После этого Алеша осознал свою вину и снова стал добрым и послушным. Его опять полюбили ученики и учителя в пансионе.

План пересказа

  • 1 Описание пансиона в Санкт-Петербурге.
  • 2 Знакомство со школьником Алешей, который очень любил читать.
  • 3 Алеша спасает от смерти черную курицу.
  • 4 Визит черной курицы к Алеше ночью.
  • 5 Алеша путешествует вместе с Чернушкой в подземное царство.
  • 6 Второе путешествие. Король награждает Алешу за спасение Чернушки, которая оказалась министром. Он дарит мальчику волшебное зернышко, благодаря которому он может не учиться, но знать все уроки наизусть.
  • 7 Алеша дает обещание не рассказывать никому о подземном царстве.
  • 8 Алеша становится лучшим учеником в пансионате.
  • 9 Мальчик превращается в ленивого, эгоистичного и самолюбивого сорванца.
  • 10 Пропажа волшебного зернышка. Учитель наказывает Алешу за то, что он не может выполнить его задание.
  • 11 Чернушка помогает мальчику отыскать волшебное зернышко.
  • 12 Учитель пытается узнать, как Алеше удается выучить так много страниц.
  • 13 Мальчик сознается во всем и рассказывает о Чернушке, короле и подземном царстве.
  • 14 Волшебное зернышко пропадает безвозвратно. Чернушка приходит к Алеше, чтобы попрощаться с мальчиком.
  • 15 Алеша опять становится добрым, скромным и послушным, его снова любят ученики и учителя.

Главная мысль

Вывод

Хорошее отношение и добрый поступок всегда вознаграждаются. Мальчик спас Чернушку, и она щедро отблагодарила его за помощь. Также можно сделать вывод, что нужно всегда быть благодарными тому, кто помог вам и никогда не держать зла. Даже несмотря на то, что Алеша не сдержал своего обещания, Чернушка простила его и продолжала любить, о чем сказала ему во время последней встречи.

  • Алеша – мальчик, обучающийся в пансионе в С.-Петербурге.
  • Черная курица – министр таинственного королевства.
  • Учитель – строгий, но справедливый человек.

Краткое содержание

В Петербурге на Васильевском острове в двухэтажном доме расположился пансион для мальчиков. Здесь жил десятилетний мальчик Алеша. Он был умный, способный, добрый, хорошо учился. Его в пансионе все любили. Ему нравилось здесь учиться. Только по выходным и праздникам, когда все мальчики разъезжались по домам, ему было очень одиноко.

Алеша очень любил читать. В учительской библиотеке были только сказки и романы о рыцарях. Воображение мальчика переносило его в старинные времена, в сказочные королевства.

Еще Алеша очень любил гулять во дворе. Он смотрел на улицу в дырочки на заборе, кормил курочек. Особенно ему нравилась черная хохлатая курочка, которую так и звали Чернушка.

Однажды в зимние праздники Алеша гулял во дворе. Кухарка Тринушка попросила его помочь поймать Чернушку. Ее решили зарезать, потому что она не несла яиц. Алеша заплакал. Когда курица оказалась в руках кухарки, Алеша кинулся на шею Тринушке. Она от неожиданности выпустила курицу из рук, та взлетела на крышу сарая. Кухарка была вне себя, но Алеша подарил ей империал, и она сменила гнев на милость. Алешина любимица была спасена.

Ночью, когда мальчик уже лежал в постели, он увидел, что дрогнула простыня на кровати рядом. Из-под нее вышла Чернушка и позвала Алешу за собой. Они вышли из спальни, прошли по комнатам старушек-голландок, где мальчику давно хотелось побывать. Алеша, проходя, попросил лапку у кошки, та замяукала и поднялся переполох. Алеша и Чернушка бросились бежать вниз по лестнице. Им преградили дорогу рыцари, с которыми стала сражаться Чернушка. Алеше сделалось страшно, и он упал в обморок. Очнулся он утром в спальне.

В следующую ночь курица снова пришла к Алеше. Они пошли прежним путем, только мальчик был предельно осторожен. Они пришли в просторную невысокую залу. Через некоторое время открылась боковая дверь, и вошли маленькие люди.

Министр Чернушка показал Алеше подземный город. Они побывали в саду, в зверинце, на охоте. Министр попросил мальчика сохранить в тайне то, что он узнал, иначе подземным жителям придется переехать. Алеша поклялся молчать.

Алеше сначала было стыдно, что его хвалят незаслуженно, ведь он не приложил никакого труда. Со временем мальчик стал гордым и непослушным. Он стал много шалить, чем вызвал неудовольствие учителя. Тот решил дать ему большое задание, чтобы у Алеши не оставалось времени на шалости. Он задал ему выучить двадцать страниц, Алеша даже не прикоснулся к книге.

На следующий день мальчик вышел к доске и не смог вымолвить ни слова. Он краснел, бледнел и, в конце концов, заплакал. Ему дали книгу и заперли его в комнате. Оставшись один, Алеша стал искать конопляное зернышко, но его нигде не было. В отчаянии мальчик стал звать Чернушку, желая получить новое зернышко.

В обед зашел учитель и поинтересовался успехами. Алеша, плача, признался, что ничего не выучил. Учитель велел дать ему воды и хлеба и оставил в комнате. Алеша пытался учить, но он давно уже отвык от занятий и ничего не мог запомнить. Перед сном учитель снова поинтересовался, что мальчик выучил. Результат был тот же, завтрашний день Алеше предстояло провести здесь же на хлебе и воде.

Когда, спустя время, Алеша успокоился, полез в карман, конопляного зернышка там не было. Он вспомнил о нарушенной клятве, его мучила совесть. Когда стало темно и все уснули, пришла попрощаться Чернушка. Из-за того, что Алеша раскрыл их тайну, они вынуждены переехать. Он попросил у друга прощения. Из-за Алешиной нескромности Чернушку заковали в кандалы.

На рассвете мальчик услышал под полом шум. Ему казалось, что идет множество маленьких людей, стучат колеса повозок. Он услышал крик Чернушки, которая прощалась с ним навсегда.

Утром Алешу нашли на полу без памяти. Доктор сказал, что у него горячка. Через несколько недель мальчик выздоровел. Никто не напоминал ему о происшедшем. Сам же он стал добрым, послушным и прилежным.

Санкт-Петербург, Васильевский остров, Первая линия. Около сорока лет назад стоял здесь двухэтажный, крытый голландской черепицей, с деревянным крылечком дом. В нем находился пансион для мальчиков. Город тогда был не так красив, как сейчас. Доски вместо тротуаров, маленькие мостики, канавы, мало деревьев. И жили в том пансионе 30-40 мальчиков. А еще две столетние голландки, видевшие самого Петра Великого.

Однажды злая кухарка Трина ее поймала, чтобы зарезать к столу для гостей директора. Но плачущий мальчик вцепился в ее платье, курочка убежала. Алеша отдал кухарке золотую монетку, бабушкин подарок, чтобы она не трогала Чернуху. Курочка была благодарна ему. Она пришла к нему ночью, и поманила за собой. Запертые двери распахивались перед ними, глаза курочки лучились. Она сказала не шуметь, но он попросил кошечку дать ему лапу – и разбудил рыцарей. И в зале с люстрами они напали на Чернушку. Она же сделалась огромной и билась с ними…

Алеша долго болел, а после его было не узнать. Он стал прежним: добрым, прилежным и послушным, его вновь все полюбили.

Сюжет

Сорок лет назад в Петербурге на Васильевском острове был пансион, где учился Алеша. Мальчику было 9-10 лет. Он читал про рыцарей, глядел на переулок через дырочки в заборе, и кормил курочек, среди которых любил тихую Чернушку. Алеша спас ее от ножа кухарки Трины. В благодарность ночью Чернушка отвела его к подземным жителем, где она была главным министром при короле и выглядела маленьким человечком. В награду Алеша получил конопляное семечко. Оно исполнило его желание: не учить уроки, но все знать. Король напомнил, что Алеше никому нельзя рассказывать о подземном царстве.

Отзыв

Алеша – добрый, жалостливый мальчик, но у него есть недостатки. Он немного ленив, тщеславен, непослушен, неосторожен. И исправляется только после многих бед и огорчений. Но мальчик запомнит этот урок на всю жизнь, будет жить по совести, с уважением к людям. Сказка-повесть учит не зазнаваться, честно учиться и трудиться, отвечать за свои поступки, признавать и исправлять свои ошибки, просить прощения, приходить на выручку, уметь дружить, держать слово, хранить чужие тайны, прислушиваться к добрым советам, быть благодарным, скромным.

Краткие сведения о произведении

Главные герои сказочной повести

  • Алёша — добрый мальчик лет 9–10, превратившийся в лентяя и гордеца и потом исправившийся.
  • Чернушка — главный министр подземного короля, принимающий на земле облик курицы.

Другие персонажи

  • Король — добрый властелин подземного королевства, наградивший Алёшу за спасение главного министра.
  • Учитель — строгий человек.
  • Кухарка — бранчливая, сердитая женщина.

Очень краткое содержание для читательского дневника


Алёша учился в пансионе. Однажды он спас от гибели курочку Чернушку, кода её хотела зарезать кухарка. Ночью курочка повела мальчика в подземное королевство. Там жили маленькие человечки. Их главный министр, появляясь наверху, принимал облик курицы Чернушки.

Король спросил у Алёши, какую он хочет награду за спасение министра. Мальчик пожелал, чтобы он всегда знал уроки, не уча их. Король подарил ему конопляное семечко, которое будет помогать в этом. Он предупредил Алёшу, чтобы никому не говорил о подземном королевстве, иначе все его жители покинут это место.

Алёша стал лучшим учеником и зазнался. Однажды он не смог ответить урок, потому что потерял семечко. Главный министр возвратил его Алёше. На следующий день мальчик отлично ответил урок.

Нечаянно он проговорился учителю о подземном королевстве. Пришлось маленьким человечкам уйти из здешних мест. Алёша от огорчения заболел. Когда он выздоровел, то утратил умение отвечать урок, не выучив его. Зато он перестал зазнаваться и стал прилежным учеником.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Действие повести происходит 1780-х годах. Алёша, которому лет 9–10, обучался в пансионе в городе Санкт-Петербурге. Каникулы ему приходилось проводить там же, потому что родители жили очень далеко. Мальчик любил кормить куриц, которых содержали при кухне. Особенно нравилась ему Чернушка. Когда кухарка хотела зарезать её, Алёша попросил не делать этого и подарил кухарке империал (золотую монету).

Ночью Чернушка привела своего спасителя в подземное королевство. Там жили человечки ростом в пол-аршина (примерно 35 см). Их король поблагодарил мальчика за спасение главного министра, который появляясь на поверхности, умел превращаться в курицу.

Король спросил Алёшу, какую награду он желает. Мальчик пожелал не учить уроки, но всегда знать их. Король подарил ему конопляное семечко, которое будет помогать в этом. Король предупредил Алёшу, чтобы он никому не говорил о подземном королевстве, иначе его жителям придётся уйти в другие страны.

Благодаря семечку Алёша стал лучшим учеником и сильно зазнался. Однажды он потерял семечко и не смог ответить урок. Ночью Чернушка (уже в человеческом облике) возвратила мальчику семечко.

На следующий день Алёша снова отлично отвечал урок. Учитель посчитал, что вчера он не стал отвечать из-за упрямства. Чтобы не быть наказанным розгами, Алёша хотел объяснить, почему не мог вчера ответить урок, и проговорился о подземном королевстве. Учитель не поверил в это, и Алёшу высекли.

Ночью пришёл министр Чернушка и сказал, что из-за того, что Алёша не сохранил тайну, подземные жители уходят в другое место, а его заковали в кандалы. Алёша с ужасом увидел на руках Чернушки кандалы. Утром Алёшу нашли без сознания. Он заболел и выздоровел через 6 недель. Стал Алёша добрым и прилежным, хотя утратил волшебную способность отвечать урок, не выучив его.

Заключение к краткому пересказу

  • зазнайство;
  • робость, трусость;
  • верность данному слову.

Сказка учит всего в жизни добиваться старанием и трудом.

Краткое содержание сказочной повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Читайте также: