Человек должен быть одет чисто и опрятно изложение

Обновлено: 05.07.2024

Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Да, именно красиво.

Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить ее. И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к ее исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.

Письмо девятнадцатое
Как говорить?

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо [1] .

Письмо двадцатое
Как выступать?

Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.

Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда его будет интересно слушать.

И еще: в выступлении не должно быть нескольких равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.

А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие.

Письмо двадцать первое
Как писать?

Сейчас речь пойдет только о письменном языке, и по преимуществу о том виде письменного языка, к которому я сам больше привык, то есть о языке научной работы (литературоведческой в основном) и о языке журнальных статей для широкого читателя.

Прежде всего одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо еще в юные годы – о своем детстве, например).

То же можно сказать и о такой разновидности художественного творчества, как шутка. Шутка незаменима, например, в споре. Заставить рассмеяться аудиторию – это значит наполовину убедить ее в своей правоте. Художественный образ и шутка заставляют читателя или слушателя разделить с их автором ход его мыслей.

Шутка важна в трудных положениях: ею восстанавливается душевное равновесие. Суворов шуткой подбадривал своих солдат.

Обогащение и легкость письменного языка часто идут от разговорного языка. Из разговорного языка можно заимствовать отдельные слова и целые выражения. Но надо помнить, что разговорные выражения настолько стилистически сильны и заметны в письменном языке, что в точном научном языке их нельзя повторять на близком расстоянии друг от друга.

В науке очень важно найти нужное обозначение для обнаруженного явления – термин. Очень часто это значит закрепить сделанное наблюдение или обобщение, сделать его заметным в науке, ввести его в науку, привлечь к нему внимание.

Если вы хотите, чтобы ваше наблюдение вошло в науку, – окрестите его, дайте ему имя, название. Вводя в науку свое детище, предоставьте его обществу ученых, а для этого назовите его и ничто не оставляйте безымянным. Но не делайте это слишком часто. Некоторые новые работы по лингвистике или литературоведению перенасыщены новой терминологией. В деле своей жизни ученому достаточно создать всего два-три новых термина для значительных явлений, им открытых.

Обычный путь создания нового обозначения, нового термина – привлечение метафоры. Метафорой будет и заимствование слова из какой-то соседней области науки.

Здесь образ пародирован. Пародия оправдана тем, что в обоих случаях речь идет о величайших переходных этапах: одной – в истории Западной Европы, другой – в истории России. Но царь Алексей Михайлович не Данте, и над ним стоило посмеяться.

Говоря о научных терминах, мы должны вспомнить и об особой роли терминов в исторической науке, когда для научного понятия берется старое слово или целое выражение. Архаизмы, инкрустации в свои работы целых выражений, цитат вполне законны у историков, так как старые явления жизни лучше всего выражаются в старом же языке. Но опять-таки – не следует этим злоупотреблять.

Хорошо, когда образ постепенно развертывается и имеет многие отражения в описываемом явлении, то есть когда образ соприкасается с описываемым явлением многими сторонами. Но когда он просто повторяется (даже не всегда прямо) – это плохо. У Ключевского в одном месте говорится о том, что кривая половецкая сабля была занесена над Русью, а немного дальше – о том, что кривой ятаган был занесен над Европой. Не совсем точный и удачный образ становится совершенно невозможным от его повторения, хотя бы и варьированного.

Внимание читающего должно быть сосредоточено на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать. Поэтому чем проще, тем лучше. Не следует бояться повторений одного и того же слова, одного и того же оборота. Стилистическое требование не повторять рядом одного и того же слова часто неверно. Это требование не может быть правилом для всех случаев. Язык должен быть, разумеется, богат, и поэтому для разных явлений и понятий надо употреблять разные слова. Употребление одного и того же слова в разном значении может создать путаницу. Этого делать не следует. Однако если говорится об одном и том же явлении, слово употребляется в одном и том же значении, вовсе не надо его менять. Конечно, бывают сложные случаи, которые нельзя предусмотреть. Бывает, что одно и то же понятие (а следовательно, и одно и то же слово) употребляется от бедности самой мысли. Тогда, разумеется, если нельзя усложнить мысль, то надо прийти на помощь мысли стилистически, разнообразя словами тупо вертящуюся мысль. Лучше всего помогать мысли самой мыслью, а не вуалировать словом скудоумие.

Бойтесь пустого красноречия! Язык научной работы должен быть легким, незаметным, красивости в нем недопустимы, а красота его – в чувстве меры.

А в целом следует помнить: нет мысли вне ее выражения в языке и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому ученому, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и дает легкость стиля. Язык должен быть прост (я говорю сейчас об обычном и научном языке – не о языке художественной литературы).

и в зависимости от ситуации. Неряшливость, неуместность деталей в одежде – это не только неуважение к окружающим. Это прежде всего свидетельство внутренней слабости, неуверенности человека в себе. Намеренная грубость в языке, как и показное неряшество в одежде, свидетельствует о психологической незащищённости человека. Говорящий стремится грубой шуткой или резким выражением подавить в себе чувство неуверенности, страха. Этим он как бы хочет показать, что выше тех явлений, которых на самом деле боится. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит не сила, а слабость. По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, тем более не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Нужно учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи, которая является не только признаком ума, но и свидетельством силы, уверенности человека.

Написать изложение по тексту:
Человек должен быть одетым чисто, опрятно, в том стиле, который больше всего ему идёт, и в зависимости от ситуации. Неряшливость, неуместность деталей в одежде – это не только неуважение к окружающим. Это прежде всего свидетельство внутренней слабости, неуверенности человека в себе.

Намеренная грубость в языке, как и показное неряшество в одежде, свидетельствует о психологической незащищённости человека. Говорящий стремится грубой шуткой или резким выражением подавить в себе чувство неуверенности, страха. Этим он как бы хочет показать, что выше тех явлений, которых на самом деле боится. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит не сила, а слабость.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, тем более не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Нужно учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи, которая является не только признаком ума, но и свидетельством силы, уверенности человека.


Человек должен быть одетым чисто, опрятно, красиво, потому что по одежке встречают.
Грубость в языке, как и неряшество в одежде, - это показатель незащищенности человека перед социумом. Это свидетельство его внутренней слабости, неуверенности в себе.
Сильный человек не станет без нужды громко говорить, употреблять жаргонные словечки. Он и так уверен, что его слово весомо. Нужно учиться интеллигентной ,правильной речи, которая является и признаком ума, и свидетельством духовной силы.

Лучшие помощники

ше всего ему идёт, и в зависимости от ситуации. Неряшливость, неуместность деталей в одежде – это не только неуважение к окружающим. Это прежде всего свидетельство внутренней слабости, неуверенности человека в себе. Намеренная грубость в языке, как и показное неряшество в одежде, свидетельствует о психологической незащищённости человека. Говорящий стремится грубой шуткой или резким выражением подавить в себе чувство неуверенности, страха. Этим он как бы хочет показать, что выше тех явлений, которых на самом деле боится. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит не сила, а слабость. По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, тем более не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Нужно учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи, которая является не только признаком ума, но и свидетельством силы, уверенности человека.


Ответы на вопрос


Человек должен быть одетым чисто, опрятно, красиво, потому что по одежке встречают.
Грубость в языке, как и неряшество в одежде, - это показатель незащищенности человека перед социумом. Это свидетельство его внутренней слабости, неуверенности в себе.
Сильный человек не станет без нужды громко говорить, употреблять жаргонные словечки. Он и так уверен, что его слово весомо. Нужно учиться интеллигентной ,правильной речи, которая является и признаком ума, и свидетельством духовной силы.

Читайте также: