Чехов на мельнице краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В центре внимания рассказа — мельник Бирюков, злой и неприятный человек. У него одна мельница во всей округе, и монахи, которые разгружали мешки ржи возле мельницы, сетовали на то, что пребывание возле мельницы для них сущее мучение, поскольку Бирюков постоянно бранится и ругается плохими словами, а иногда может и избить.

Пришла его мать и начала просить денег, ведь у ее сына денег много и живёт он один, а она живёт с сыном пьяницей и его четверыми детьми. Бирюков не хотел давать денег, но в конце сжалился и дал ей самые мелкие деньги, которые были в его кармане.

Около мельницы трудились два монаха — сгружали с телеги мешки привезённой для помола ржи. Неподалёку сидел совершенно пьяный работник Бирюкова и делал вид, что починяет сеть.

Я в посаде и у вас реку на откуп взял, деньги вам плачу, стало быть, рыба моя и никто не имеет полного права ловить её. Богу молитесь, а воровать за грех не считаете.

Монахи возражали, что заплатил мельник только за право ставить сети на монастырском берегу, а река — она божья и чьей-то быть не может. Бирюков не унимался, грозил пожаловаться мировому судье, осыпал монахов чёрной бранью, обещал поймать их за ловлей его рыбы и избить. Руку на служителей божьих мельник поднимал не раз, поэтому монахи сносили брань молча.

Умолк мельник, только когда на плотине показалась маленькая, кругленькая старушка в полосатом солопике с чужого плеча. Это была мать мельника. Она соскучилась по сыну, которого давно не видела, но Бирюков большой радости не выказал и заявил, что ему пора уезжать.

Старушка начала жаловаться на нищету. Она жила у младшего сына, горького пьяницы, вшестером в одной комнате. Жалования на еду не хватает, дети голодают, а тут ещё и она, старая, на шее сидит. А Алёшенька, старший её сын, ещё холостой, заботиться ему не о ком. Так неужто не поможет он своему брату и четверым племянникам?

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Герой рассказа Алексей Бирюков, мельник средних лет. Коренастый, здоровый, словно моряк, с красным угрюмым лицом. К нему на мельницу приехали пара монахов, смуглый чернобородый Диодор и старик Клиопа. Пока они разгружали мешки ржи с телеги, Бирюков ругался. Его возмущало, что монахи и мещане ловят рыбу, когда он реку и в посаде, и в приходе выкупил. Клиопа возразил, что их архимандрит считает, что река и рыба в ней принадлежит лишь Богу. Мельник обещал побить любого, кого еще раз увидит у реки. Клиопа смиренно согласился, ведь пара монахов уже потерпели от злого мельника побои.

Поругавшись из-за рыбы и пары мешков, которые якобы монахи украли, Бирюков заметил своего работника. Евсей сидел на траве пьяный и делал вид, что чинит рыболовную сеть. Брань хозяина так возмутила монахов, что Клиопа сравнил поездки на мельницу с сущим адом.

Вдруг к мельнице пришла пожилая мать мельника. Она заботливо побеспокоилась о здоровье сына и сказала, что шла из посада больная и слабая, чтобы его навестить. Сама она живет с сыном-пьяницей Василием и четырьмя его детьми. Жалование сына маленькое, он ходит босым, дети и матушка побираются. Женщина попросила у Алексея немного денег, заметив, что у него большое хозяйство, но он одинок. Мельник ответил на просьбу матери молчанием и заявил, что ему нужно ехать по делам.

Мать была уверена, что он не поможет, и попросила за помещика. Когда-то Бирюков взял у него мешки для помола и не отдал. Мельник велел ей не вмешиваться и идти домой. Женщина отчитала сына, что он богат, но душа его пропала. Он злой, грубый, грабит и ворует, все в округе желают ему смерти. Одно имя ему – Каин и Ирод.

Когда мельник стал запрягать лошадь, мать прощалась и вспомнила про гостинец. Бедная женщина взяла в гостях у дьяконицы пряник и принесла его сыну. Тот накричал на мать, и она, уронив пряник, поплелась домой. Монахи и даже Евсей взирали на это с ужасом. Бирюков будто опомнился и достал кошелек. Он вынул из мешочка комок монет и купюр и долго рассматривал их. А затем протянул матери двугривенник.

Рассказ показывает алчного и бездушного человека, который не хочет заботиться о матери на старости лет. Несмотря на злой характер сына, женщина ругает, но по-прежнему любит его. Нельзя так поступать с мамой.

Читать краткое содержание На мельнице. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок На мельнице

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Евгений Дмитриевич работал артистом в драматическом театре и однажды он отправился в школу, чтобы заинтересовать и предложить детям учиться актерскому мастерству. Когда актер вошёл в класс и объяснил цель своего визита

В деревне, возле самого леса жили дед Кузьма и внучка Варя. Когда наступила зима, у деда закончилась махорка, он стал кашлять и все время жаловался на здоровье

Однажды, в канун Нового Года хозяйка магазина игрушек разносит подарки по домам детям, чьи родители совершили заранее покупку. Хозяйка представляется в образе баронессы-феи и передвигается по улицам верхом на метле, олицетворяя добрую колдунью из сказок

Наворчавшись вдоволь насчёт рыбы и двух привезённых мешков, якобы украденных монахами, Бирюков переключился на своего работника. Евсей, чуть живой после выпитой самогонки сидел на траве и пытался сделать вид, что чинит сеть. Бирюков набросился на него с отборной руганью. Эта брань настолько возмутила монахов, что они сравнили поездку на мельницу с адом.

Женщина осмелилась попросить у Алексея денег, но он промолчал в ответ и буркнул, что уезжает по делам. Зная сына, мать напомнила Бирюкову, что тот однажды взяв мешки для помола, у одного помещика не вернул их. Алексей сказал ей, чтобы не лезла в его дела, и отправил домой. Возмущённая женщина принялась отчитывать мельника, зато, что тот обеспечен, а помочь Василию не хочет и душа его чёрствая, он злой и всех ненавидит, и люди желают его смерти.

Алексей собирался ехать и запрягал лошадь, а мать, прощаясь с сыном, неожиданно вспомнила о подарке. Перед тем как идти на мельницу, женщина зашла к дьяконице и та угостила её пряником. Несчастная женщина принесла этот гостинец сыну, он вместо благодарности накричал на мать, она, уронив пряник на землю пошла домой. Монахи и даже пьяный Евсей были поражены такой ужасной сценой. Мельник словно опомнился. Он достал из кармана деньги, долго рассматривал их, примеряясь, сколько не жалко затем протянул матери двугривенный.

Рассказ учит с любовью и нежностью относиться к своей матери. Только её сердце способно любить своего ребёнка таким, какой он есть на самом деле.

Другие произведения автора: ← Маска↑ ЧеховЗлой мальчик →

Краткое содержание

Рассказчик с Ермолаем решили переночевать на мельнице. На улице было уже темно, и поначалу охотников никто не хотел впускать. В итоге мельник разрешил переночевать путникам на открытом воздухе под навесом. Появилась красивая мельничиха, которая угостила их ужином.

Рассказчик было задремал, но его разбудил легкий шепот Ермолая и мельничихи Арины. По разговору барин сразу понял, что они были близки. Ермолай звал к себе Арину, обещая выгнать надоевшую жену.

Антон Чехов — На мельнице

Чехов Антон Павлович

Мельник Алексей Бирюков, здоровенный, коренастый мужчина средних лет, фигурой и лицом похожий на тех топорных, толстокожих и тяжело ступающих матросов, которые снятся детям после чтения Жюля Верна, сидел у порога своей хижины и лениво сосал потухшую трубку. На этот раз он был в серых штанах из грубого солдатского сукна, в больших тяжелых сапогах, но без сюртука и без шапки, хотя на дворе стояла настоящая осень, сырая и холодная. Сквозь расстегнутую жилетку свободно проникала сырая мгла, но большое, черствое, как мозоль, тело мельника, по-видимому, не ощущало холода. Красное, мясистое лицо его по обыкновению было апатично и дрябло, точно спросонок, маленькие, заплывшие глазки угрюмо исподлобья глядели по сторонам то на плотину, то на два сарая с навесами, то на старые, неуклюжие ветлы.

Около сараев суетились два только что приехавших монастырских монаха: один Клиопа, высокий и седой старик в обрызганной грязью рясе и в латаной скуфейке, другой Диодор, чернобородый и смуглый, по-видимому, грузин родом, в обыкновенном мужицком тулупе. Они снимали с телег мешки с рожью, привезенной ими для помола. Несколько поодаль от них на темной, грязной траве сидел работник Евсей, молодой, безусый парень в рваном кургузом тулупе и совершенно пьяный. Он мял в руках рыболовную сеть и делал вид, что починяет ее.

Мельник долго водил глазами и молчал, потом уставился на монахов, таскавших мешки, и проговорил густым басом:

— Вы, монахи, зачем это в реке рыбу ловите? Кто вам дозволил?

Монахи ничего не ответили и даже не взглянули на мельника.

Тот помолчал, закурил трубку и продолжал:

— Сами ловите да еще посадским мещанам дозволяете. Я в посаде и у вас реку на откуп взял, деньги вам плачу, стало быть, рыба моя и никто не имеет полного права ловить ее. Богу молитесь, а воровать за грех не считаете.

Мельник зевнул, помолчал и продолжал ворчать:

— Ишь ты, какую моду взяли! Думают, что как монахи, в святые записались, так на них и управы нет. Возьму вот и подам мировому. Мировой не поглядит на твою рясу, насидишься ты у него в холодной. А то и сам, без мирового справлюсь. Попаду на реке и так шею накостыляю, что до страшного суда рыбы не захочешь!

— Напрасно вы такие слова говорите, Алексей Дорофеич! — проговорил Клиопа тихим тенорком. — Добрые люди, которые бога боятся, таких слов собаке не говорят, а ведь мы монахи!

— Монахи, — передразнил мельник. — Тебе понадобилась рыба? Да? Так ты купи у меня, а не воруй!

— Господи, да нешто мы воруем? — поморщился Клиопа. — Зачем такие слова? Наши послушники ловили рыбу, это точно, но ведь на это они от отца архимандрита дозволение имели. Отец архимандрит так рассуждают, что деньги взяты с вас не за всю реку, а только за то, чтоб вы на нашем берегу имели право сети ставить. Река не вся вам дадена… Она не ваша и не наша, а божья…

— И архимандрит такой же, как ты, — проворчал мельник, стуча трубкой по сапогу. — Любит обшить, тоже! А я разбирать не стану. Для меня архимандрит всё равно что ты или вот Евсей. Попаду его на реке, так и ему влетит…

— А что вы собираетесь бить монахов, так это как вам угодно. Для нас же на том свете лучше будет. Вы уж били Виссариона и Антипия, так бейте и других.

— Замолчи, не трогай его! — проговорил Диодор, дергая Клиопу за рукав.

Монахи сначала крепились и только громко вздыхали, но скоро Клиопа не вынес… Он всплеснул руками и произнес плачущим голосом:

— Владыка святый, нет для меня тягостнее послушания, как на мельницу ездить! Сущий ад! Ад, истинно ад!

— А ты не езди! — огрызнулся мельник.

— Царица небесная, рады бы сюда не ездить, да где же нам другую мельницу взять? Сам посуди, кроме тебя тут в окружности ни одной мельницы нет! Просто хоть с голоду помирай или немолотое зерно кушай!

Мельник не унимался и продолжал сыпать во все стороны ругань. Видно было, что ворчанье и ругань составляли для пего такую же привычку, как сосанье трубки.

— Хоть ты нечистого не поминай! — умолял Клиопа, оторопело мигая глазами. — Ну помолчи, сделай милость!

Скоро мельник умолк, но не потому, что его умолял Клиопа. На плотине показалась какая-то старуха, маленькая, кругленькая, с добродушным лицом, в каком-то странном полосатом салопике, похожем на спинку жука. Она несла небольшой узелок и подпиралась маленькой палочкой…

— Здравствуйте, батюшки! — зашепелявила она, низко кланяясь монахам. Помогай бог! Здравствуй, Алешенька! Здравствуй, Евсеюшка.

— Здравствуйте, маменька, — пробормотал мельник, не глядя на старуху и хмурясь.

— А я к тебе в гости, батюшка мой! — сказала она, улыбаясь и нежно заглядывая в лицо мельника. — Давно не видала. Почитай, с самого Успеньева дня не видались… Рад не рад, а уж принимай! А ты словно похудел будто…

Старушонка уселась рядом с мельником, и около этого громадного человека ее салопик еще более стал походить на жука.

— Да, с Успеньева дня! — продолжала она. — Соскучилась, вся душа по тебе выболела, сыночек, а как соберусь к тебе, то или дождь пойдет, или заболею…

— Сейчас вы из посада? — угрюмо спросил мельник.

— Из посада… Прямо из дому…

— При ваших болезнях и при такой комплекции вам дома сидеть нужно, а не по гостям ходить. Ну, зачем вы пришли? Башмаков не жалко!

— Поглядеть на тебя пришла… Их у меня, сынов-то, двое, — обратилась она к монахам, — этот, да еще Василий, что в посаде. Двоечко. Им-то всё равно, жива я или померла, а ведь они-то у меня родные, утешение… Они без меня могут, а я без них, кажется, и дня бы не прожила… Только вот, батюшки, стара стала, ходить к нему из посада тяжело.

Наступило молчание. Монахи снесли в сарай последний мешок и сели на телегу отдыхать… Пьяный Евсей всё еще мял в руках сеть и клевал носом.

— Не вовремя пришли, маменька, — сказал мельник. — Сейчас мне в Каряжино ехать нужно.

— Езжай! с богом! — вздохнула старуха. — Не бросать же из-за меня дело… Я отдохну часик и пойду назад… Тебе, Алешенька, кланяется Вася с детками…

— Всё еще водку трескает?

— Не то чтобы уж очень, а пьет. Нечего греха таить, пьет… Много-то пить, сам знаешь, не на что, так вот разве иной раз добрые люди поднесут… Плохое его житье, Алешенька! Намучилась я, на него глядючи… Есть нечего, детки оборванные, сам он — на улицу стыдно глаза показать, все штаны в дырах и сапогов нет… Все мы вшестером в одной комнате спим. Такая бедность, такая бедность, что горчее и придумать нельзя… С тем к тебе и шла, чтоб на бедность попросить… Ты, Алешенька, уж уважь старуху, помоги Василию… Брат ведь!

Мельник молчал и глядел в сторону.

— Он бедный, а ты — слава тебе, господи! И мельница у тебя своя, и огороды держишь, и рыбой торгуешь… Тебя господь и умудрил, и возвеличил супротив всех, и насытил… И одинокий ты… А у Васи четверо детей, я на его шее живу, окаянная, а жалованья-то всего он семь рублей получает. Где ж ему прокормить всех? Ты помоги…

Мельник молчал и старательно набивал свою трубку.

— Дашь? — спросила старуха.

Мельник молчал, точно воды в рот набрал. Не дождавшись ответа, старуха вздохнула, обвела глазами монахов, Евсея, встала и сказала:

— Ну бог с тобой, не давай. Я и знала, что не дашь… Пришла я к тебе больше из-за Назара Андреича… Плачет уж очень, Алешенька! Руки мне целовал и всё просил меня, чтоб я сходила к тебе и упросила…

— Просит, чтоб ты ему долг отдал. Отвез, говорит, я ему рожь для помолу, а он назад и не отдал.

— Не ваше дело, маменька, в чужие дела мешаться, — проворчал мельник. Ваше дело богу молиться.

— Я и молюсь, да уж что-то бог моих молитв не слушает. Василий нищий, сама я побираюсь и в чужом салопе хожу, ты хорошо живешь, но бог тебя знает, какая душа у тебя. Ох, Алешенька, испортили тебя глаза завистливые! Всем ты у меня хорош: и умен, и красавец, и из купцов купец, но не похож ты на настоящего человека! Неприветливый, никогда не улыбнешься, доброго слова не скажешь, немилостивый, словно зверь какой… Ишь какое лицо! А что народ про тебя рассказывает, горе ты мое! Спроси-ка вот батюшек! Врут, будто ты парод сосешь, насильничаешь, со своими разбойниками-работниками по ночам прохожих грабишь да коней воруешь… Твоя мельница, словно место какое проклятое… Девки и ребята близко подходить боятся, всякая тварь тебя сторонится. Нет тебе другого прозвания, окромя как Каин и Ирод…

— Глупые вы, маменька!

Цели и задачи урока:

обучающие: углубление и расширение знаний по поэтике А.П.Чехова, обобщение знаний учащихся о средствах создания образа героя, формирование умений и навыков по филологическому анализу текста;

развивающие: развитие речи учащихся (ответы на вопросы, монологическая речь, совершенствование умения бегло и выразительно читать текст), формирование умения обобщать, делать выводы, сравнивать, развитие навыков деятельности в группе;

воспитательные: формирование мировоззрения учащихся посредством анализа произведений русской классической литературы (раскрытие духовно-нравственного смысла поступков героев рассказа), воспитание уважительного отношения к родителям, умения сопереживать.

— умение оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

— умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь доказывать свое мнение;

— выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

А.П. Чехов

Чехов …умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно.

М. Горький

Ход урока

1.Приветствие учащихся. Создание психологического настроя.

2.Слово о писателе.

29 января исполнилось 158 лет со дня рождения А.П. Чехова. Вглядитесь в его портрет: умное, немного усталое лицо, выразительные глаза. Таким запомнился он современникам.

А.П. Чехов обладал удивительным чувством юмора. Читая его рассказы, смеешься и грустишь одновременно.

Вы уже знакомы с несколькими рассказами А.П. Чехова. На выставке представлены произведения писателя и книги о его творчестве. Обратимся к газете – это проект Звягинцевой Полины.

— А.П. Чехов сам был таким человеком с молоточком, постоянно напоминавшим своим читателям о необходимости быть добрее, совестливее, человечнее.

1) Беседа по первым впечатлениям.

— Какое впечатление произвел на вас рассказ?

— Какие мысли и чувства остались после чтения рассказа?

2) Работа в группах.

Осмысление эпиграфа (слова М.Горького).

Для этого класс делится на 4 группы. Каждой группе предстоит заполнить таблицу.

1 группа: проанализируйте портрет Алексея Бирюкова. Каковы черты характера героя, проявляющиеся через портрет? Какова роль пейзажа в начале рассказа в раскрытии характера героя?

2 группа. Проанализируйте речь Алексея Бирюкова. Как проявляется его характер через диалог с монахами?

3 группа. Проанализируйте поведение, поступки мельника. Что мы узнаем о нем из разговора монахов?

— Вспомните, какие средства создания образа героя вы знаете?

3) Выступления представителей каждой группы учащихся. Чтение отрывков из рассказа. Называемые учащимися средства создания образа героя выносятся на доску (заполнение кластера).

4)Просмотр одноименного фильма (7 минут). Обратите внимание на то, какой изображает А.П. Чехов мать мельника, как в разговоре с матерью проявляются черты его характера.

5) Динамическая пауза.

6) Беседа по тексту рассказа.

— Какой изображает А.П. Чехов мать мельника? (Приветливая, ласковая, уважительная).

— Какими художественными средствами создает её портрет? (Подчеркивает ее беспомощность, используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: маленькая, кругленькая, салопик, спинка, палочка, старушонка).

— Как старушка обращается к сыну? (Алёшенька, батюшка, сыночек).

— Почему старушка, зная, что мельник денег не даст, все равно идет к нему с такой просьбой? (В глубине души надеется, что просьба матери тронет сердце сына. Просит не за себя, за других).

7) Чтение в лицах сцены прощания матери с мельником.

— Что в этой сцене создает тяжелое впечатление?

8)

Сопоставление сцены прощания с рисунками учащихся.

— В чем символический смысл мятного пряника? (Символ материнской любви, милостыня духовно нищему человеку).

9) Составление синквейна по группам:

1,2 – мельник, 3,4 – мать мельника.

10) Смысл названия рассказа.

— Согласны ли вы со словами А.П. Чехова (эпиграф)? Действительно ли мельник изменится?

— Над какими нравственными проблемами размышляет А.П. Чехов в рассказе?

— Некоторые критики считали, что такой правдивостью, а порой жестокостью Чехов убивал все человеческие надежды. Согласны ли вы с этим высказыванием?

КЛАСТЕР

Задания для групп

1 группа. Проанализируйте портрет Алексея Бирюкова. Каковы черты характера героя, проявляющиеся через портрет? Какова роль пейзажа в начале рассказа в раскрытии характера героя?

Алексей Бирюков Черты характера (ключевые слова)
Портрет: Пейзаж:

2 группа. Проанализируйте речь Алексея Бирюкова. Как проявляется его характер через диалог с монахами?

Речь героя Черты характера (ключевые слова)

3 группа. Проанализируйте поведение, поступки мельника. Что мы узнаем о нем из разговора монахов?

Черты характера (ключевые слова)
Поступки мельника:

Читайте также: