Частые заболевания детей в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Первый год ребенка в детском саду это настоящее испытание для нервов родителей: кроме того, что ребенок бесконечно болеет, получает множество различных лекарств, это еще и постоянные больничные, плохой сон по ночам мам и пап, которые прислушиваются к каждому шороху ребенка (а вдруг он снова заболел?). Если в этих детях и родителях вы узнали себя, тогда это информация для вас.

Детей, подверженных частым респираторным инфекциям, принято называть часто болеющими (ЧБД).

ЧБД — это не нозологическая форма и не диагноз, а группа диспансерного наблюдения, включающая детей с частыми респираторными инфекциями, возникающими из-за транзиторных, корригируемых отклонений в защитных системах организма, и не имеющих стойких органических нарушений в них.

По данным разных авторов, ЧБД составляют от 15% до 75% детской популяции.

По об-щепринятой классификации часто болеющие дети относятся ко II группе здоровья (дети с отягощенным биологическим анамнезом, функциональными и морфологическими особенностями, то есть с риском развития у них хронического заболевания).

У детей в возрасте старше 3 лет в качестве критерия для включения в группу ЧБД используют инфекционный индекс (ИИ), определяемый как отношение суммы всех случаев ОРЗ в течение года к возрасту ребенка:

ИИ = (сумма всех случаев ОРЗ в течение года)/(возраст ребенка в годах).

ИИ у редко болеющих детей составляет 0,2-0,3, а у детей из группы ЧБД — 1,1-3,5 ⠀ Посчитайте данный индекс у Вашего ребенка, и если он относится к группе ЧБД, тогда эта информация для вас.

Проблемы связаны с частыми респираторными заболеваниями

1. Частые и, особенно тяжело протекающие ОРЗ, приводят к нарушению развития функ-ционирования различных органов и систем:

  • органов дыхания с формированием хро-нических воспалительных процессов в бронхолегочной системе;
  • сердечно-сосудистой системы;
  • желудочно-кишечного тракта;
  • вегетативной нервной системы, способствуют срыву компенсаторно-адаптационных механизмов.

2. Многократно переносимые вирусные заболевания приводят к значительно выраженному снижению иммунологической резистентности, т.е. эти дети являются иммунологически скомпроментированными.

3. В связи с частой заболеваемостью изменяется режим двигательной активности, дети реже находятся на свежем воздухе, что способствует развитию фоновых заболеваний (рахит, дистрофия, анемия и др.) и отставанию в физическом и психомоторном развитии.

4. У ЧБД широко и чаще неоправданно используется большое количество медикаментов, т.е. имеет место полипрагмазия, при этом многие препараты (антибиотики, жаропонижающие и др.) сами обладают иммуносупрессивным действием и усиливают нарушения иммунологической резистентности, способствуют развитию аллергии.

5. У ЧБД нарушается социальная адаптация, обусловленная частой потерей контактов со сверстниками.

6. Высокая заболеваемость приводит к большим экономическим затратам родителей и государства, ограничивает детей и подростков в выборе профессии, влияет в будущем на репродуктивные возможности.

Что влияет на частоту респираторных инфекций у детей

На частоту инфекций, переносимых детьми, влияет комплекс факторов, основными из которых являются:

Возникновению частых респираторных заболеваний способствует повышенное число контактов с источниками инфекции, а также эндогенные и экзогенные факторы, повышающие восприимчивость к ним.

Среди экзогенных факторов наибольшую роль играют следующие:

  • низкий уровень санитарной культуры семьи и, как следствие этого, несоблюдение правил здорового образа жизни как наиболее действенного подхода к формированию здоровья.
  • дефекты ухода за детьми, пренебрежение закаливанием и занятиями физической культурой, нерациональное питание и отсутствие режима дня способствуют повышению восприимчивости детского организма и заболеваемости ОРЗ;
  • низкий уровень материального благополучия и неблагоприятные социально-бытовые условия;
  • начало посещения детьми дошкольных учреждений в раннем возрасте, в котором наблюдается повышенная восприимчивость детей к респираторным инфекциям;
  • расширение контактов в семье, транспорте и других местах скопления народа;
  • экологические нарушения способствуют повышению заболеваемости ОРВИ и увеличению числа часто болеющих детей, что связано с повышением степени бронхиальной гиперреактивности под влиянием аэрополютантов.
  • пассивное курение — частые ОРВИ в этой группе отмечаются до возраста 7-8 лет, редко дольше. У небольшой части детей развивается рецидивирующий обструктивный бронхит или бронхиальная астма;
  • ятрогенное воздействие при нерациональном использовании различных лекарственных средств (длительное и необоснованное применение антибиотиков, жаропонижающих и др.).

К эндогенным факторам риска возникновения частых респираторных инфекций у детей можно отнести:

  • неблагоприятные анте- и/или постнатальные факторы развития ребенка (недоношенность, морфофункциональная незрелость, гипотрофия, анемия, рахит, раннее искусственное вскармливание), отражающиеся на функционировании иммунной системы и других защитных механизмах;
  • перинатальную гипоксию, ведущую к частым нарушениям адаптации к факторам внешней среды и расстройствам терморегуляции;
  • изменения функционального состояния вегетативной нервной системы, повышенная метеолабильность также могут влиять на восприимчивость организма к респираторным инфекциям;
  • аллергию и наследственную предрасположенность к неадекватной иммунной реактивности. Это способствует формированию более кратковременной иммунной защиты и, как следствие, большей респираторной заболеваемости у детей с аллергическими заболеваниями.
  • очаги хронической инфекции рото- и носоглотки сопровождаются снижением эффективности местного иммунитета и других факторов защиты, способствуя повышению восприимчивости к инфекционным возбудителям.

Необходимые обследования

Самое главное: нужно найти врача, которому можно доверить здоровье своего ребенка.

Лучше чтобы это был врач аллерголог-иммунолог с опытом обследования и лечения данной категории детей.

Итак:

Консультация врача аллерголога-иммунолога с оценкой состояния здоровья ребенка, его росто-весовых показателей, питания, режима дня.

И это далеко неполный перечень того, что необходимо сделать для выявления причины частых болезней. Вполне возможно потребуется еще что-то дополнительно, на разобраться в этом сможет только врач.

Я бы советовала обратиться вначале все-таки к аллергологу-иммунологу.

Программа реабилитации

И когда найдены причины частых и длительных болезней ребенка разрабатывается комплексная программа реабилитации. Для каждого ребенка она составляется индивидуально.

Эта программа состоит:

  1. Рациональный режим дня (увеличение продолжительности сна, отдыха, прогулки, физические упражнения).
  2. Рациональное питание.
  3. Оздоровительные мероприятия.
  4. Медикаментозная коррекция.
  5. Вакцинотерапия.

Программа питания

Организация рационального питания ЧБД требует соблюдения следующих принципов:

  • использовать оптимальное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов;
  • обязательное включение в ежедневный рацион свежих или замороженных овощей, фруктов и ягод;
  • включение продуктов, обогащенных пектинами, для выведения из организма ксенобиотиков;
  • устранение дефицита витаминов;
  • использование продуктов, содержащих клетчатку, для обеспечения регулярного пас-сажа кала;
  • регулярное назначение кисломолочных продуктов для нормализации микроэкологии кишечника;
  • увеличение количества белка на 10%, главным образом, за счет белка животного происхождения;
  • использование продуктов, богатых полиненасыщенными жирными кислотами— растительные масла, рыба, орехи, семена тыквы или подсолнуха.

Дисбаланс жирорастворимыми витаминами характеризуется наличием недостаточности вит. Е. Латентный дефицит железа и йода имеет место практически у каждого второго ребенка.

В плане реабилитации большое внимание необходимо уделять естественной витаминизации организма путем использования продуктов, богатых витаминами и микроэлементами.

Витамин А — шиповник, морковь, петрушка, сельдерей, черемша, лук-порей, томаты, сладкий перец, чеснок, салат, черноплодная рябина, облепиха.

Витамин С — шиповник, облепиха, черная смородина, петрушка, черемша, сладкий перец, цитрусовые.

Витамины группы В — мясо, молочные продукты, дрожжи, хлеб, греча, чай, овощи, фрукты.

Витамин Е — подсолнечное масло, облепиха, бобовые, греча, кукуруза, зеленый горошек, чеснок, лук, черная смородина, брюссельская капуста, салат, морковь.

Йод — морская капуста, креветки, кальмары, яйца, овес, греча, бобовые, кедровые орехи, редис, черноплодная рябина.

Кобальт в щавеле, укропе, зеленом луке, рыбе, моркови, свекле, крапиве, клюкве, орехах, в бобовых.

Магний в зерновых.

Калий в изюме, кураге, черносливе, орехах, моркови.

Железо — мясные и рыбные продукты, яблоки, шиповник.

Медь содержится в оранжевых фруктах.

Режим дня

Оптимизация режима дня — важное условие успешного оздоровления детей.

В связи с тем, что часто болеющие дети имеют функциональные нарушения со стороны центральной и вегетативной нервной системы, необходимо исключить у них занятия и игры, приводящие к переутомлению и перевозбуждению.

1. Ограничения требует просмотр телепередач, видеофильмов, посещение школьниками дискотек.

2. Соотношение сна и бодрствования в режиме суток у детей должно приближаться к 1:1, т.е. ночной сон должен быть продолжи-тельностью около 10 часов и обязательным является дневной сон (1-2 часа) или в зависимости от возраста спокойный отдых.

3. Крайне важны длительные прогулки на свежем воздухе.

4. При наличии нарушений сна, других астеноневротических реакций показаны:

а) прогулки на свежем воздухе перед сном;

б) прием седативных трав (валерианы или пустырника);

в) в качестве фитотерапии можно использовать готовые лекарственные формы из трав:

  • саносан (смесь экстракта ши-шек хмеля и корней валерианы),
  • персена (капсулы, содержащи еэкстракты валерианы, перечной мяты и лимонной мяты),
  • алталекс (смесь эфирных масел из 12 лекарственных трав, в том числе лимонной мяты).

Эти препараты обладают успокаивающим действием, снимают раздражение и нормализуют сон ребенка.

5. Целесообразно ограничить поездки детей в транспорте (во время эпидемии ОРВИ).

Аллергия, я не простуда

Воспитатели часто не принимают кашляющих или чихающих детей, хотя такое состояние может быть обусловлено не простудой, а аллергией, и совершенно безопасно для остальных детей, поскольку никому, кроме самого ребенка, неудобств не причиняет.

Как же отличить простуду от аллергии?

На самом деле родителям, не имеющим медицинского образования, это сделать невозможно. Нужно помнить, что из 10 часто и длительно болеющих детей, 3 могут иметь аллергические заболевания.

Родители я обращаю ваше внимание! ⠀ Если Ваш ребенок пошел в детский сад и стал:

  • часто и длительно болеть;
  • храпит, хрюкает, сопит носом, дышит открытым ртом не только во время болезни, но и когда он здоров;
  • на фоне ОРВИ на 3-4 день болезни присоединяется сухой приступообразный кашель, который переходит в свистящее затрудненное дыхание, дистанционные хрипы;

И все эти симптомы рецидивируют (повторяются вновь и вновь).

Такого ребенка нужно обязательно показать врачу аллергологу-иммунологу для исключения аллергического заболевания. И для этого необязательно ждать несколько лет.

Чем раньше врач установит правильный диагноз, чем быстрее назначит базисную терапию вашему ребенку, тем меньше проблем со здоровьем у него будет в будущем.

И самое главное аллергия лечится.

Медикоментозная коррекция

Для лечения ЧБД нередко предлагают использовать так называемые адаптогены, биогенные стимуляторы, общеукрепляющие средства, которым приписывается способность повышать общую сопротивляемость организма, оказывать стимулирующее или общеукрепляющее действие и т. д., — понятия, не несущие конкретного содержания.

К таким средствам относят:

  • апилак;
  • прополис;
  • экстракты родиолы розовой;
  • левзеи;
  • элеутерококка;
  • заманихи;
  • лимонника китайского;
  • пантокрин;
  • тинростим и др.

Они имеют противопоказания, такие как повышенная возбудимость, эпилепсия, артериальная гипертония.

В качестве одного из основных компонентов патогенетического лечения и профилактики рецидивирующих респираторных инфекций используются методы, которые принято называть иммунокоррекцией.

Но при этом нельзя забывать, что иммунокоррекция должна проводиться на фоне обязательного соблюдения общих принципов оздоровления. Для ее успешного проведения при частых ОРЗ в первую очередь должно быть максимально уменьшено влияние эндогенных и экзогенных (неблагоприятные социально-бытовые и экологические условия, пассивное курение и др.) факторов.

Выбор оптимального препарата из большого числа иммунотропных средств, действующих на разные уровни повреждения в иммунной системе —фагоцитарный, клеточный, гуморальный, — сложная задача даже для иммунолога.

Поскольку подавляющее большинство иммунокорректоров, обладают невысокой избирательностью воздействия, то их применение возможно только после выявления конкретных выраженных иммунологических сдвигов.

Частые ОРВИ и ОРЗ не являются признаком иммунодефицита!

Оздоровительные мероприятия

Одной из причин, способствующих высокой респираторной заболеваемости, нередко является дисфункция и/или незрелость и детренированность системы терморегуляции с пониженной устойчивостью к изменяющимся климатическим и гелиогеографическим факторам.

В связи с этим большое значение приобретает закаливание, снижающее уровень заболеваемости.

Закаливающие процедуры необходимо сочетать с проведением гимнастики и массажа грудной клетки. Двухнедельные курсы массажа проводятся 2-4 раза в год.

У большинства часто болеющих детей из-за дисфункции вегетативной нервной системы наблюдается повышенная потливость. Им рекомендуется частая (2-3 раза в сутки) смена белья, особенно у детей раннего возраста.

Хороший результат дает систематическое проведение так называемой стопотерапии, представляющей собой массаж стоп ладонью, подушечками пальцев или пальцами, сложенными в кулак (поглаживание, растирание и снова поглаживание подошв обнаженных стоп).

В оздоровлении часто болеющих детей имеет значение систематическое проведение специальных комплексов лечебной физкультуры, направленных на обеспечение хорошего дренажа бронхов и повышение тонуса дыхательной мускулатуры (особенно диафрагмы).

Вакцинация

Помимо обязательных прививок перед детсадом и школой необходимо провести дополнительную иммунизацию.

Носителями гемофильной палочки и пневмококка является 90% детей детсада и школы.

Эти инфекции — причина ОРЗ, отита, пневмонии и бронхита и в тяжёлой форме гнойного менингита.

Хиб-инфекция и пневмококк передаются не только при разговоре и чихании, но и через игрушки.

Восприимчивы к заболеванию именно дети до 5 лет.

Грипп — ОРВИ, передающееся воздушно-капельным путем.

Основные симптомы:

  • сильная головная;
  • мышечная боль;
  • боль в горле;
  • кашель;
  • озноб;
  • высокая температура.

Обычно грипп проходит за несколько дней, но иногда заболевание может продолжаться намного дольше и стать причиной осложнений. Вакцинацию детей проводят с 6 мес.

Ветрянка — это не всегда легкое заболевание. Течение ветрянки бывает разным. Иногда пузырьков немного, температура не поднимается, ребенок чувствует себя хорошо. В других случаях высыпаний очень много, постоянно появляются новые, температура повышается до 39-40 град. Ребенок становится вялым, плаксивым, ухудшается аппетит.

При пустулезной форме на коже возникают гнойнички, болезнь протекает дольше, тяжелее. На месте гнойничков остаются заметные рубцы.

Иногда появляются большие пузыри, заполненные мутной жидкостью. Когда они лопаются, то оставляют мокнущую поверхность — идеальные ворота для инфекции.

Ветрянка может вызвать:

  • ларингит с удушьем,
  • пневмонию,
  • энцефалит,
  • менингит.

Тяжелое течение обычно бывает у детей со сниженным иммунитетом, ослабленных.

Менингококковая инфекция вызывает менингит и сепсис, и представляет опасность для детей дошкольного возраста. Прививку от инфекции делают с 9 мес.

Гепатит A считается болезнью грязных рук. В детском саду дети очень тесно общаются друг с другом и могут легко заразиться желтухой.

Клещевой энцефалит опасен развитием параличей, вследствие чего можно остаться инвалидом на всю жизнь. Дети в детском саду выходят на прогулку в парки, где имеется риск укуса клещом. Прививку от клещевого энцефалита делают малышам с 1 года.

Программа реабилитации

И теперь самое главное: как справится с этой проблемой, когда ребенок болеет бесконечно.

Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая начинается с осмотра ребенка и консультации врача.

По результатам лабораторного обследования, экспертной оценки узких специалистов (инфекциониста, оториноларинголога, гематолога, гастроэнтеролога, невролога, психолога и др.) на основании глубокого анализа всей полученной информации подбирается индивидуальный план комплексной реабилитации, который соответствует уровню здоровья вашего ребенка.

К большому сожалению, каждому родителю приходится в своей жизни сталкиваться с регулярными простудами своего ребёнка с момента отправки его в детский сад. И как констатируют все педиатры частые заболевания детей в этот период - это вполне приемлемая норма. Однако, несмотря на все уверения опытных специалистов, каждый родитель всё равно задаётся вопросом, почему это происходит и как с этим быть.

Первый год в саду у ребенка проходит в режиме социализации. Отрыв от мамы, пристраивание организма под новый распорядок дня, притирки в детском коллективе – всё перечисленное является мини-стрессами. Для “домашнего” малыша такие нововведения могут стать причиной ослабления иммунитета. Для родителей же становится настоящей проблемой череда бесконечных болезней ребенка.

Чтобы начать борьбу с проблемой, прежде всего, стоит найти её основные причины :

1. Физиологические. Не зрелая иммунная система. Новый микроклимат.

У ребенка иммунитет только формируется, поэтому новые, непривычные вирусы и бактерии, которых не было в домашней обстановке, легче проникают в организм. Их приносят родители, персонал детского сада, сами дети, микробы и вирусы попадают на одежду, на кожу по дороге в сад. Сад в своем роде общественное учреждение, поэтому путь для инфекций открыт. Они могут вызвать или не вызвать заболевание. Здесь все решается индивидуальной способностью организма. Если он силен, то ребенок не всегда среагирует на инфекцию повышением температуры и другими симптомами.

Ученые насчитывают более двух сотен микроорганизмов, которые способны провоцировать ОРВИ. Пока малыш не познакомится хотя бы с 50 самыми распространенными типами патогенов, он будет часто болеть. Распространяются патогены воздушно-капельным и бытовым путями, поэтому заразиться ими в дошкольном учебном заведении очень легко.

Также, одной из самых серьёзных проблем для детей с незрелым иммунитетом являются дети с вялотекущими заболеваниями в группе, это не долеченные дети, родители которых торопятся выйти на работу. Если ребёнок не полностью выздоровел после банальной вирусной инфекции, его слизистые оболочки верхних дыхательных путей сильно разрыхлены и не могут выполнять свои барьерные функции, не могут препятствовать проникновению вирусов в организм ребёнка.

Таким образом, в группе детского сада собираются не долеченные от разных вирусных инфекций дети, и в результате в детском коллективе образуется особая вирусная среда, где культивируются ослабленные при обычных условиях вирусы. Но в группе детей с ослабленным иммунитетом эти вирусы набирают силу, становясь причиной длительно текущих насморков, затяжных кашлей, хронических аденоидитов и рецидивирующих обструктивных бронхитов.

2. Психологические. Различные стрессы и нервные переживания.

Как известно стресс негативно воздействует на организм человека, особенно, если это ребенок. Поэтому на родителей возлагается колоссальная ответственность за здоровье своего малыша, они должны знать, как помочь своему ребенку адаптироваться быстрее без вреда здоровью.

После того как ребенок заболевает, то родители всеми способами пытаются выполнить любой каприз своего ребенка. В этом и кроется стратегическая ошибка. В период болезни, находясь дома, ребенок привыкает к вседозволенности и это приводит к тому, что когда болезнь минует, и малыш вновь отправляется в детский сад, происходит повторное скорое заболевание, так как ребенок привык находиться в домашних условиях под тщательным присмотром и опекой.

3. Детский сад. Предельная комплектация групп. Плохое состояние помещений.

В большинстве муниципальных дошкольных учреждений группы в саду комплектуются по 25-35 человек. Скопление детей в одной-двух комнатах площадью 30-40 кв. м. приводит к слишком тесному контакту, и способствует постоянному “гулянию” вируса по группе.

Отсутствие ремонта в группе может стать одной из причин, почему ребенок постоянно болеет в садике. Здания старой постройки с намеком на ремонт, катастрофическими щелями в окнах и ледяным полом приводят к сильному сквозняку. Такое плачевное состояние помещения в осенне-зимний период приводит к повышению заболеваемости детей в группе.

Еще одной причиной многие родители небезосновательно считают неспособность некоторых воспитателей проследить за всеми детьми — чтобы они надели шарфы, застегнули до конца куртку, заправили кофточку. К этому стоит быть готовыми — даже самый ответственный воспитатель и то способен за чем-то не уследить, когда одевает 20 детей на прогулку.

Для того, чтобы ребенок меньше болел, постарайтесь следовать простым советам, которые помогут поднять иммунитет крохи и держать его в тонусе, при постоянном контакте с детьми в детском саду.

1. Лечение до полного выздоровления

Как только на порог ступит первая простуда, “заработанная” в саду, старайтесь вылечить малыша на совесть, до последнего чиха. Основная причина того, почему дети часто болеют в садике, в том, что родители наспех получают справку, как только проходит температура и ведут свое, не долеченное чадо в сад. В результате ребенок, зачастую еще покашливающий, снова быстро набирает темп в болезни и слегает с уже более серьёзными симптомами, успев заразить добрую половину группы.

2. Гардероб ребенка

Чтобы ребенок не оказался на прогулке без шарфа или кофты, целесообразно обучить малыша заранее некоторым навыкам самостоятельности и продумать гардероб. Если малыш не умеет завязывать шнурки, может произойти ситуация, что развозящийся ботинок оголит ножку. Поэтому следует подобрать одежду таким образом, чтобы все надевалось легко. Шарф в данном случае может заменить шапка-шлем или повязка на шею. Комбинезон и штаны на лямках не оголят спину, даже если малыш не заправит свитер и тд.

3. Укрепление иммунитета

Для правильного функционирования иммунной системы организма важно, чтобы содержание витаминов и микроэлементов в продуктах питания было на определенном уровне. Обеспечить это можно при ежедневном употреблении свежих овощей, ягод и фруктов. Пользу также приносят соки и коктейли домашнего приготовления, в которые не добавляется сахар.

В бобовых, орехах и семечках содержится много ценных микроэлементов. Небольшого количества этих продуктов достаточно, чтобы обеспечить дневную норму цинка, селена, жирных кислот и других важных для здоровья веществ.

В перечень продуктов, предназначенных для повышения детского иммунитета, входят цитрусовые, клубника, смородина. В них содержится большое количество витамина С. Но давать их малышам можно только при условии отсутствия аллергической реакции.

Если нет возможности организовать полноценное питание, или ребенок отказывается есть полезную пищу, обратите внимание на витаминные комплексы – ежедневная суточная норма витаминов способствует укреплению иммунной системы.

4. Здоровый образ жизни

Спорт и движение – это жизнь. На здоровье ребенка влияют систематические занятия спортом. С помощью зарядки улучшатся работа сердца, нервная система, повышается аппетит и поднимается настроение у ребенка. Однако стоит помнить о тех факторах, которые оказывают негативное влияние. Например, если ребенок оказывается в очаге, где люди курят. Загазованность воздуха в городе излишняя, поэтому любая поездка за город или в деревню будет полезна для иммунитета не только ребенка, но и всей семьи в целом.

Закаливание – один из важных, но часто игнорируемых методов. Ребёнок, которого не перекутывали, не одевали на прогулку в две куртки и не растили в слишком уж тепличных условиях, даже заболев, перенесут простуду гораздо легче. Да и не каждая зараза сможет к нему прицепиться.

Суть закаливания состоит в том, что при выполнении процедур происходит попеременное расширение и сужение кровеносных сосудов. Эти упражнения поддерживают в форме не только сами сосуды, но и природные механизмы, отвечающие за протекание данных процессов.

Воздействие таких факторов, как холодная и горячая воды, свежий воздух и солнечные лучи, способствует закалке детского организма. Если у вас часто болеют дети в детскому саду, то дома вам необходимо постоянно заниматься с ними.

Постепенное увеличение действия раздражающих факторов усиливает благоприятный эффект, производимый закаливанием.

В список основных процедур, которые можно проводить с ребенком практически любого возраста, входят следующие мероприятия:

• Сбалансированные физические нагрузки.

Нужно отметить, что если вы будете соблюдать все правила закалки, то очень скоро забудете, что раньше жаловались на то, что в детскому саду часто болеют дети. Необходимость в постоянном поступлении свежего воздуха объясняется тем, что у маленьких ребят потребность в кислороде в два раза больше, чем у взрослых. Это связано с тем, что организм ребенка не до конца сформирован. Следовательно, кровь пробегает полный круг кровообращения гораздо быстрее, кислородный обмен в тканях также ускорен. То есть количество потребляемого кислорода значительно выше.

5. Правила личной гигиены

Ребенка следует обучить простым правилам мытья рук. Это обеспечит полноценную защиту от микробов. Прежде всего, нужно напомнить, что руки моют после прихода с улицы и перед едой. На чистой коже потенциально опасные микроорганизмы погибают в течение 5 минут. Эти элементарные правила помогут избежать кишечных инфекций, которые способствуют снижению иммунитета.

Также имеет смысл избавиться от привычки хвататься руками за лицо, особенно за нос и слизистые рта и глаз. Подсчитано, что за день каждый человек (не только ребёнок) влезает пальцем в нос, глаз или рот 300 раз!

Профилактика гриппа у детей и простуды (ОРВИ) может происходить с помощью прививок. Но помните, что эффективность вакцин против гриппа зависит от того, насколько разработчикам вакцин удалось предугадать какой штамм гриппа будет в этом году. Кроме того, не забывайте, что у детей существует ряд противопоказаний к вакцинам.

И самое главное — вакцинация эффективна в борьбе с гриппом и простудой только, если вы сделали вакцину за 1-2 месяца до начала сезона эпидемий. В разгар эпидемии делать ее бесполезно, она может даже навредить детям в детском саду, а не защитить.

7. Внимание и забота

Если ваш ребенок пошел в сад и часто болеет, то необходимо оградить его от семейных конфликтов и ссор. Очень важно в период болезни проявить к малышу максимум заботы и любви.

Ребенок тонко чувствует настроение родителей — радость, спокойствие, волнение или тревогу. Если он видит, что маме грустно, когда она отправляет его в садик, то также будет испытывать нервное напряжение, результатом которого будет очередной эпизод болезни. Необходимо укреплять иммунитет не только физически, но и психологически. Задача родителей, которые хотят успешно адаптировать ребенка к садику — создать доброжелательную атмосферу и позитивный образ дошкольного учреждения, в котором малышу будет приятно и интересно находиться.

Часто родителям советуют составить для ребенка индивидуальный план посещения. Например, сделать еще один дополнительный выходной среди недели для вашего малыша. Однако следует действовать аккуратно. Зачастую ребенок начинает идти на некоторые хитрости и стремится заболеть вновь.

Если сложилась ситуации, когда ваш ребенок заболевает снова и снова, то возможно стоит задуматься о том, чтобы отложить поступление в дошкольное учреждение на следующий год.

Зная и соблюдая все основные правила и рекомендации детских специалистов, родители забудут о проблеме и смогут в полной мере наслаждаться успехами своих деток. Ведь ребенку очень полезно находиться в коллективе, в обществе своих ровесников. Там они узнают мир, учатся общаться и получают первый и бесценный опыт, который обязательно пригодится во взрослой жизни.

Даже если ребенок часто болеет в детском саду, не стоит отказываться от посещения дошкольного учреждения. Максимум, что можно сделать — перерыв на несколько месяцев. Если организм ребенка не выработает иммунитет к инфекциям история повториться уже в школе, где пропуск занятий может отрицательно сказаться на успехах малыша.

Консультация для родителей по адаптации детей в детском саду Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых.

ребенок болеет

Здоровье

У мамы закончился декретный отпуск, пора выходить на работу, а малыша нужно устраивать в детский сад. Это прекрасная пора для ребенка, когда он учится дружить, общаться, играть вместе с ровесниками, привыкает к дисциплине и готовится к школе. Однако походы в садик чреваты постоянными болезнями, которые малыши подхватывают друг за другом. Маме приходится пропускать работу, ухаживать за ребенком, лечить его, снова отправлять в детский сад, а вечером забирать опять больного. Сначала кашель, потом насморк, следом – непонятная сыпь.

Почему малыш постоянно приносит болезни из садика?

Главная причина – ослабленный иммунитет. Организм ребенка не может в полной мере сопротивляться вирусам, поэтому малыш часто болеет. В группе детского сада собираются недолеченные от разных болезней дети, и в результате образуется особая вирусная среда, где культивируются ослабленные при обычных условиях вирусы. Они набирают силу, становясь причиной длительно текущих насморков, затяжных кашлей, хронических бронхитов. Усугубляет ситуацию отсутствие в некоторых детских садах прогулок в осенне-зимний период. Там дети пребывают в среде с вредными микроорганизмами практически весь день.

Ещё одной причиной частой заболеваемости у малышей является повторное заражение в момент ожидания своей очереди у кабинета участкового педиатра, где рядом со здоровыми сидят только что заболевшие дети. Поэтому малыши, вышедшие после больничного в детский сад, через 2-3 дня снова жалуются на плохое самочувствие.

Какие болезни ребенок может подхватить в садике?

ОРВИ

ОРВИ, грипп и ангина

Чтобы уменьшить риск заражения, нужно регулярно прививаться от гриппа, при первых же симптомах оставаться дома, вызывать врача, следить за самочувствием и повышать иммунитет. Даже если ОРВИ кажется несерьёзным, лечить болезнь нужно исключительно под наблюдением доктора.

ветрянка

Ветрянка

Бронхит

Бронхит можно заподозрить, когда у ребенка появляется температура, сухой, а потом влажный кашель с выделениями желтого или зеленого цвета, хрипы, свистящее дыхание в легких, отсутствие аппетита, общая слабость, боль в животе и горле. Запускать болезнь ни в коем случае нельзя: бронхит может перерасти в воспаление легких. Лечение включает в себя прием антибиотиков, препаратов, облегчающих дыхание (ингаляторов), средств против кашля.

Воспаление уха (отит)

Отит чаще всего возникает у детей до 3-х лет, непосредственно после инфекции верхних дыхательных путей. Ребенок, как правило, жалуется на боль в ухе, также поднимается высокая температура. Родителям следует как можно скорее вызвать врача и начать лечение, чтобы избежать серьёзных осложнений. Здесь не обойтись без применения антибиотиков, аэрозолей, ушных капель, промывания слизистой оболочки носа физиологическим раствором.

Ротавирус

Бородавки

Волдыри на коже вызывает вирус папилломы. В группе риска обычно дети от 2-х лет. Ребенок может подцепить вирус от носителя, например, взяв его за руки в хороводе или обменявшись игрушками. Для этого нужны ослабленный иммунитет и ранки на коже. Бородавки в большинстве случаев проходят без медикаментозного вмешательства, однако посоветоваться с врачом необходимо.

Педикулез чаще встречается в детских лагерях, но и в садиках дети от него не застрахованы. Вшей легко подцепить, соприкоснувшись головами с больным ребёнком, воспользовавшись его расческой или полежав на подушке. Болезнь весьма неприятная: у малыша чешется голова, а главное, вши являются переносчиками опасных заболеваний, например, сыпного тифа. Обнаружив вшей, нужно срочно вести ребенка к доктору – есть множество лекарств, которыми педикулез лечится легко и быстро.

Бороться со вшами можно домашними средствами, использовать шампуни по рецепту врача. Чтобы избавиться от паразитов следует очистить квартиру, стирать одежду и постельное белье при высокой температуре. Дабы избежать заражения, родители должны запретить малышу пользоваться чужими расческами, примерять шапки других детей.

Кариес


Одна неделя в садике, три недели дома, знакомо? Давайте разберемся в причинах.

Осень – время постоянных простуд, особенно для малышей, которые только начали ходить в детский сад. Как часто абсолютно здоровый ребенок вдруг ни с того ни с сего начинает болеть? Постоянно больное горло, аденоиды, сопли, отиты: кроха плохо ест, капризничает и у него появились круги под глазами.

Если взять усредненный вариант, то в медицинской литературе прописаны нормы респираторных заболеваний, при которых ребенка можно считать часто болеющим. Итак, часто болеющие дети – термин, который объединяет детей, болеющих острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ):

  • до 1 года – 4 и более раз в год
  • от 1 года до 3-х лет – 6 и более раз в год
  • от 3-х лет до 5-ти лет – 5 и более раз в год
  • старше 5-лет – 4 и более раз в год.


Почему слабеет иммунитет

Причин очень много, и порой, что бы ответить на этот вопрос, ребенку приходится пройти полное медицинское обследование, включающее сдачу анализов, а так же визит к гастроэнтерологу, ЛОРу и иммунологу.

Начальное формирование иммунитета происходит еще до рождения, по этому внутриутробное инфицирование, недоношенность или морфофункциональная незрелость малыша могут привести к тому что ребенок в последствии станет часто болеть. Немаловажную роль играет и то, как протекала беременность: были ли угрозы выкидыша, тяжелый токсикоз, повышенное давление, отеки, вирусные заболевания такие как ГРИПП или обострения хронических заболеваний.

Какие же факторы чаще всего влияют на снижение иммунитета крохи:

Курение в квартире — бич многих современных семей . Пассивное курение с пеленок постепенно приводит ребенка от хронических ОРЗ и бронхитов к бронхиальной астме.

Аллергия и аутоиммунные заболевания. В норме организм реагирует на проникновение чужеродных веществ (вирусов, бактерий) направляя все свои резервы на борьбу с ними. Однако, если возникает поломка этого отлаженного механизма, организм начинает реагировать на свои клетки так же как на чужие.

Вирусы. Если ребенок переболел острыми заболеваниями — дизентерией, корью, гриппом, сальмонеллезом, его иммунитет сильно ослаблен.

Паразитоз. Нередко, причиной ослабления иммунитета становятся глисты и лямблии. Они поглощают питательные вещества из организма человека и выделяют токсины, тем самым угнетая иммунитет.

Дисбактериоз кишечника, который формируется после приема антибиотиков. Антибиотики убивают не только вредную микрофлору, но и хорошую, нужную, формирующую иммунитет. Поэтому, нередко после курса лечения антибиотиками ребенок через непродолжительное время (7 — 10 дней) заболевает снова. Для восстановления нормальной микрофлоры после антибиотикотерапии, нужны пробиотики.

Длительный прием некоторых лекарств (гормональных, антимикробных, противоопухолевых препаратов) так же негативно сказывается на формировании иммунитета.

Энцефалопатия, нервно-психические расстройства, функциональные расстройства нервной системы. Нарушается взаимодействие между различными структурами головного мозга, что влияет на обмен веществ, выработку иммунных антител. Сюда же можно отнести стресс и серьезные психологические травмы: семейные раздоры, развод и пр.

Изменения функции эндокринной системы: гипоталамуса, вилочковой и щитовидной железы, надпочечников. Гипоталамус отвечает за вегетативную нервную систему, в чьем ведении находятся все звенья иммунитета. Недоразвитие или, наоборот, увеличение вилочковой железы снижает иммунитет, поскольку именно она вырабатывает Т-лимфоциты, играющих одну из главных ролей в защите организма от инфекций. Гормоны щитовидной железы принимают участие в регуляции обменных процессов. Гипер- и гипофункция щитовидки приводят к общей разлаженности систем организма. Заболевания надпочечников вызывают нарушение выработки кортикостероидных гормонов, которые регулируют все обменные процессы.

Проживание в экологически неблагоприятных условиях может стать причиной как первичного иммунодефицита, так и вторичного, обусловленного влиянием вредных веществ на иммунную систему малыша.

Неправильный уход за ребенком: редкие гигиенические процедуры, позднее укладывание, недостаточное время для сна, несбалансированное питание и отсутствие прогулок на свежем воздухе отражается на иммунитете. Кроха может часто и подолгу болеть если в его рационе не хватает витаминов, минералов, белков или слишком много углеводов.


Детский сад

Детский сад — это постоянный обмен инфекцией. Постепенно, в ходе общения с другими детьми, у малыша начинает формироваться не только индивидуальный, но и коллективный иммунитет. В первый год посещения садика, нормально если малыш заболевает ОРЗ после 1 — 2 недель посещения садика. Абсолютной нормой для садовского ребенка считается:

  • около 8 ОРЗ на первом году посещения;
  • 5 — 6 раз на втором;
  • 3 — 4 раза на третьем году.

Это закономерная реакция организма на контакт с новыми видами вирусов и бактерий.


Профилактика частых заболеваний

  1. Кормление грудью: и в молозиве, и в молоке содержаться иммуноглобулины — готовые антитела против бактерий и вирусов.
  2. Ограждайте малыша до 3 — 5 месяцев от инфекций. Лучше на время ограничить контакты о случайными людьми: гостями, в общественном транспорте, в торговых центрах и т.д. С той же целью следует пролечиться и всем членам семьи от стафилококка, глистной инвазии, лямблий, хронических заболеваний.
  3. Пересмотрите режим дня, так как у часто болеющих детей нередки функциональные нарушения центральной и вегетативной нервной систем. Укрепить нервную систему помогут достаточный ночной и дневной сон, прогулки на свежем воздухе.
  4. Обеспечьте малышу сбалансированное питание с оптимальным соотношением белков, жиров, минералов и витаминов. В ежедневном рационе обязательно должны быть свежие овощи, фрукты и ягоды.
  5. Регулярно после еды полощите горло настоями трав, обладающих антисептическими действиями (календулой, ромашкой, эвкалиптом, шалфеем). Эти травы обеспечивают местный иммунитет.
  6. Очень полезны орошения солевыми растворами слизистой оболочки носа ребенка. С их помощью смываются вирусы и бактерии.
  7. Для малыша должны стать нормой занятия физкультурой, массаж, закаливание. Они укрепляют иммунную систему и стабилизируют систему терморегуляции часто болеющего ребенка. Массаж можно проходить 2 -4 раза в год курсами по 14 дней. Прекрасным стимулятором иммунитета является массаж стоп, их растирание и поглаживания. Лечебная физкультура у часто болеющих детей должна быть направлена на улучшение дренажной функции бронхов и повышение тонуса дыхательной мускулатуры.
  8. Контролируйте состояние кишечника малыша — не допускайте запоров, но, главное – во-время пролечивайте дисбактериоз.
  9. Обязательно пролечивайте все очаги хронической инфекции (аденоиды, тонзиллит, кариозные зубы), она попадает в кровеносное русло и распространяется по организму.
  10. При необходимости используйте физиотерапевтические методы: ультрафиолетовое облучение, квантовую терапию, ингаляции, посещение бассейна, бани.


Обратитесь к иммунологу

Иммунная система — понятие очень широкое и состоят из нескольких звеньев. Ее расстройство на любом из уровней приводит к постоянным заболеваниям. Так же существует иммунокорректирующая терапия — прием препаратов, влияющих на те или иные звенья иммунной системы. К таким лекарствам относятся интерфероны, иммуноглобулины, лизаты. Выбор препаратов строго привилегия специалиста. Нередко мамы полагаются только на фармакологическую иммунокоррекцию, это ошибка! Она не заменяет работу иммунной системы, а только стимулирует ее, помогает ей. Это своего рода костыль для ребенка, не приучайте его все время ходить на костылях! Формируйте естественный иммунитет у вашего чада.

Читайте также: