Части речи обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи 3 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Морфология, части речи, имя числительное, имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

  • различать части речи;
  • называть особенности;
  • приводить примеры разных частей речи.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим иллюстрацию. Прочитаем записи. Определим, что у них общего и чем они отличаются.


Как видно из записей, на картинке нарисованы шары, но в записях уточняется разное.

Первая запись – назван предмет (шары).

Вторая запись – назван признак предметов (разноцветные шары).

Третья запись – названо действие шаров (летят шары).

Четвёртая запись – названо количество шаров (три шара).

Сегодня на уроке мы обобщим всё, что мы узнали и вспомнили на предыдущих уроках:

  • что такое морфология и что она изучает;
  • какие части речи изучает морфология;
  • каковы особенности различных частей речи;
  • научимся приводить примеры различных частей речи.

В сказочном королевстве Лингвинии - (а такое королевство существует!) – Язык является могущественным, храбрым королём, Грамматика – строгой, любящей порядок, королевой, у которой есть целая свита принцев. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от неё зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Союз, Частица, Междометие.

Имена существительные – это слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?

Слова солнце, кот, девочка, лето, радость, земляника, осина, медведь – это имена существительные.

Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.

Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных.

Кто? Мальчик, девочка, мама, дедушка, собака, кошка, ворона, лягушка.

Такие имена существительные называются одушевлёнными.

Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей, животных.

Что? Зима, листья, автобус, пенал, сапоги, дом, малина, рябина.

Такие имена существительные называются неодушевлёнными.

Имена существительные могут быть собственными и нарицательными.

Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, океанов, морей, рек, проспектов, улиц ‒ это собственные имена существительные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Имена собственные: Анна, Иванова, Сергеевич, Мурзик, Россия, Москва, Тихий океан, Чёрное море, река Волга, Ленинский проспект, улица Тверская.

Все остальные имена существительные - нарицательные. Они называют любой предмет, явление, свойство. Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Имена нарицательные: город, попугай, вьюга, доброта.

Имена существительные могут употребляться в единственном или во множественном числе.

Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, машина, письмо, заяц. Есть имена существительные, употребляемые только в форме единственного числа: небо, кофе, метро, эскимо, здоровье.

Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, машины, письма, зайцы. Есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа: санки, ножницы, брюки.

Имена существительные изменяются по числам:

При изменении числа имени существительного изменяется его форма.

В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в одном числе.

Они могут употребляться только в единственном числе: Москва, сахар, сметана.

А могут употребляться только во множественном числе: брюки, качели, шахматы.

Имена прилагательные – это слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Слова умный, нежная, круглый, холодные – это имена прилагательные.

Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной. Например:

день (какой?) осенний, солнечный, прохладный;

бабушка (какая?) мудрая, добрая, заботливая;

небо (какое?) голубое, высокое, чистое;

столы (какие?) деревянные, тяжёлые, прочные.

Имена прилагательные могут отвечать не только на вопросы какой? какая? какое? какие?, но и на другие вопросы. Например:

желаю пути (какого?) доброго;

иду по лугу (какому?) зелёному;

горит светом (каким?) ярким;

вижу картину (какую?) чудесную.

Имена прилагательные могут употребляться в единственном или во множественном числе.

Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на вопросы какой? какая? какое?

диван (какой?) мягкий;

книга (какая?) интересная;

озеро (какое?) глубокое.

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?

машины (какие?) легковые

Имена прилагательные изменяются по числам:

красивый дом – красивые дома

радостная песня – радостные песни

лёгкое облако – лёгкие облака

Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.

Глаголы – это слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? что делали? что сделали?

Писать, списать, рассказывает, прочитает, гулял, наклеил, будет ждать – это глаголы.

Глаголы могут употребляться в единственном или во множественном числе.

Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета: стучит, поёт, пишет, играет.

Глаголы во множественном числе обозначают признак нескольких предметов: стучат, поют, пишут, играют.

Глаголы изменяются по числам. При изменении числа глагола изменяется его форма.

самолёт летит – самолёты летят

дождь идёт – дожди идут

собака лает – собаки лают

Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.

Слова, называющие числа называются именем числительным. Имена числительные обозначают количество предметов или их порядок при счёте. К ним можно поставить вопросы: сколько? (семь, восемь, десять); который? (первый, второй, третий).

Цель: обобщение знаний учащихся о частях речи.

  1. Формировать навыки в распознавании частей речи.
  2. Упражнять в определении числа, рода имен существительных; в распознавании собственных и нарицательных имен существительных.
  3. Расширять словарный запас.
  4. Развивать орфографическую зоркость, внимание.
  5. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: Магнитофон, карточки, мяч, картинки с предметами (см. Приложение).

Ход урока

I. Организационный момент

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

II. Актуализация знаний

Учитель: Урок русского языка у нас сегодня будет осенний. Осень красивое и богатое время года. Перед нами предстоит все многоцветье красок: зеленые, желтые, красные, бордовые. А сколько овощей, фруктов, грибов дарит нам природа. А мы с вами сегодня порадуем осень своими делами и знаниями. Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме “Части речи”

При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка и речи.)

– Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

– Прочитайте запись на доске.

По лесам гуляет золотая осень.

– Можно ли сказать, что это предложение? Почему? (Предложение выражает законченную мысль.)

III. Работа в тетради

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь

  • Записать число, классная работа, предложение.
  • Найти и подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
  • Определить части речи.

IV. Имя существительное

Дети закрывают глаза, учитель читает.

Ой, ты, вольный ветерок,
Мчись скорее на восток,
В дальний лес лети, лети
Нас с собою захвати.

Сколько грибов на этой волшебной поляне! А какие это грибы мы сейчас узнаем. Из слогов, которые написаны на доске, составьте слова.

Грузди, сыроежка, опята, мухомор, лисички.

– Какой части речи эти слова? Что такое имя существительное? Определите число в этих словах?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

– Осень богата не только грибами. Чтоб сильным и здоровым быть, всем надо овощи любить. А какие овощи дарит нам это время года. Вы послушайте и запишите в тетрадь.

Дети исполняют частушки

Во саду ли, в огороде
Были мы ребятки.
Вам сейчас споем частушки.
Что растут на грядке.

Я – румяная редиска
Поклонюсь вам низко-низко
А хвалить меня зачем.
Я и так известна всем.

Надо свеклу для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай,
Лучше свеклы нету.

Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Вам понравится, конечно.

Для него не нужен ящик,
Поливайте только чаше.
И тогда, как верный друг,
К вам придёт зеленый лук.

Я – картошка, так скромна –
Слова не сказала,
Но картошка всем нужна
И большим и малым!

Что за скрип? Что за хруст
Это что еще за куст.
Как же быть без хруста?
Это ведь капуста!

  • Определить в этих словах род.
  • Индивид работа по карточкам (2 человека)

Карточка 1

Отгадать загадки, записать отгадки. Определить род.

  1. Удивительное солнце
    В этом солнце сто оконцев.
    Из оконцев тех глядят
    Сотни маленьких галчат.
  1. Кафтан на мне зеленый,
    А сердца как кумач.
    На вкус, как сахар, сладок,
    На вид похож на мяч.
  1. Золотая голова велика, тяжела.
    Золотая голова отдохнуть прилегла.
    Голова велика, только шея тонка.
  1. Вверху зелено, внизу красно,
    В землю вросло.
  1. Закутан ребенок в сорок пеленок.
  1. Скинули с Егорушки
    Золотые перышки.
    Заставил Егорушка
    Плакать без горюшка.

Карточка 2

  1. Шуба бела всю землю одела.
  1. В иголках бугорок мышку уволок.
  1. Туча по небу гуляла,
    Тучка бусы растеряла.
    Скачут бусы по дорожке,
    Как хрустальные горошки.
  1. Землю пробуравил,
    Корешок оставил.
    Сам на свет явился,
    Шапочкой прикрылся.
  1. За тобою он плетется,
    Хоть на месте остается.

Ответы к карточкам

Карточка 1: 1. Подсолнух 2. Арбуз 3. Тыква 4. Свекла 5. Капуста 6. Лук

Карточка 2: 1. Снег 2. Еж 3. Град 4. Гриб 5. След

V. Физкультминутка

Учитель: Имя существительное бывает собственное и нарицательное. Какие имена существительные мы называем собственными? (Название городов, деревень, лиц, фамилии, клички животных т.е. те, которые пишутся с заглавной буквы)

Игра “Ванька-Встанька”: если услышали имя собственное встали. Если имя нарицательное садятся.

VI. Имя прилагательное

Игра “ Угадай”

Учитель: Разделимся на две команды. Одна команда получит картинки, на которых изображены предметы. И та команда, у которой находятся предметы, должна их охарактеризовать с помощью признаков, а ребята другой команды определить этот предмет по признакам.

Арбуз – вкусный, сладкий, сочный,
Листья – желтые, зеленые, осенние.
Снег – холодный, пушистый, белый,
Ель – ветвистая, зеленая, колючая,
Медведь – косолапый, неуклюжий, бурый.

– Ребята какая часть речи обозначает признак предмета? (Прилагательное)

– Что такое имя прилагательное?

– Значит? мы с вами будем учиться подбирать прилагательные к предметам.

VII. Глагол

Учитель: Ребята, а что вы знаете о глаголе?

Игра с мячом.

Учитель бросает мяч, называет слова, обозначающие предметы. При возвращении мяча дети называют действие этого предмета.

Игра “Синонимы”

Учитель: Ребята, вы замечали, что осенью часто идут дожди. Дождь всегда бывает одинаковым? Давайте подберем и запишем в тетрадь глаголы к слову дождь – идет, моросит, капает, льет, хлещет.

VIII. Итог урока

Учитель: Чем мы сегодня занимались на уроке? Какие части речи вы знаете?

Выслушиваются ответы детей. Учитель выставляет оценки.

– Вы сегодня очень порадовали осень своими знаниями. Она вас поздравляет с “5” и “4” в дневниках. С улыбками на губах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности

ФУУД (формиро­вание универ­сальных учебных действий)

I . Орг. Момент. Задачи: подготовить учащихся к работе, быстро включить их в ритм урока, организовать внимание

Сегодня на уроке я вам желаю быть внимательными, активными и старательными.

Подготовка к уроку. Приветствуют учителя.

Регулятивные:

Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии

адекватно воспринимают информацию

II . Актуализация знаний.

III . Целеполагание

IV . Работа по теме урока

- Начать урок я хочу со стихотворения:

Синее небо, синие тени,

Синие реки сбросили лед.

Синий подснежник, житель весенний,

На синей проталинке смело растет.

- О чем это стихотворение?

- Подснежник – это символ надежды. На нашей земле много разновидностей подснежников: они отличаются и по цвету, и по размеру, и по рисунку на листьях.

- Почему в народе говорят, что подснежники спешат? Оказывается, корешки, корневища и луковица начинают расти осенью и растут всю зиму. Достаточно первых солнечных лучей, чтобы цветы распустились. Вот и получили цветы такое название – подснежники.

- Печально обернулась для подснежников любовь человека к цветам: многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу. В международном экологическом календаре 19 апреля является Днем подснежника.

- Какая буква повторяется в стихотворении чаще остальных?

Чистописание

- Давайте вспомним и напишем правильно букву: Сс., сл петля лс

- Обратите внимание на безотрывное письмо, на соединение букв, которые нам пригодятся при написании слов.

- Какое слово автор использует в стихотворении несколько раз? Почему?

- Что вы можете о нем сказать?

- С какой частью речи связано имя прилагательное?

- Назовите словосочетания, которые встретились в стихотворении? Что интересного вы заметили в словосочетаниях?

- Выпишите словосочетания по рядам: 1 ряд – словосочетания м.р, 2 ряд – женского рода, 3 ряд – ср.рода

- Какое словосочетание не подошло? (синие тени, синие реки). Почему?

- Образуйте однокоренные слова от слова: синий – синеть, синева, синь

- Какие части речи еще встретились в данном стихотворении?

- Какие еще части речи вы знаете?

Постановка темы и цели урока

- Сформулируйте тему нашего урока?

- Сформулируйте учебные задачи?

(На экране: Повторить …

Сегодня на уроке мы будем говорить о частях речи.

Цель нашего урока: повторить грамматические признаки известных вам частей речи.

Работать будем по такому плану:

Повторение теоретического материала

Практическая работа по применению знаний и умений

- У вас на партах лежат маршрутные листы, ознакомьтесь с ними. Напротив каждого этапа мы будем подводить итог.

Работа по теме урока:

1. Повторение теоретического материала.

- Приступим к повторению теоретического материала.

Работа в группах. (приложение 1)

Давайте вспомним правила работы в группах.

Задание: каждая группа готовится рассказать об одной части речи

Индивидуальная работа (Приложение 2)

- Для чего мы выполняли это задание?

- Отметьте в маршрутных листах свои умения: как вы справились с теоретическим материалом.

2. Практическая работа по применению знаний и умений

Работа по учебнику. Стр 88 упр 540

- Прочитайте отрывок из стихотворения.

- Какое слово передает тему отрывка? Чем оно интересно.

- Спишите стихотворение, графически отмечая выбор орфограмм. Потом покажем строение этого слова

- Какие части речи встретились в данном отрывке?

- Выполните синтаксический разбор 3 предложения.

- Найдите нераспространенное предложение.

- Выполните морфологический разбор глагола – плывет, по речке.

- Какой части нет в этом предложении? (прилагательного)

- Сегодня на уроке мы повторили теоретический материал, выполнили практические задания.

- Отметьте в маршрутных листах свои умения: как вы справились с практической частью урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся научатся: работать с определениями "Части речи"; определять по изученным признакам слова различных частей речи.

Русский язык

учитель начальных классов:

Неклеса Любовь Георгиевна

22 января

Классная работа

Самоопределение к деятельности Прочитайте слова. Распределите их по группам. Звезда, ночной, снег, мы, летит, плывёт, пушистый, я, восемь, десятый.

Самоопределение к деятельности

Прочитайте слова. Распределите их по группам.

Звезда, ночной, снег, мы, летит, плывёт, пушистый, я, восемь, десятый.

Читайте также: