Части речи обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи 3 класс школа россии
Обновлено: 05.07.2024
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Морфология, части речи, имя числительное, имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
- различать части речи;
- называть особенности;
- приводить примеры разных частей речи.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим иллюстрацию. Прочитаем записи. Определим, что у них общего и чем они отличаются.
Как видно из записей, на картинке нарисованы шары, но в записях уточняется разное.
Первая запись – назван предмет (шары).
Вторая запись – назван признак предметов (разноцветные шары).
Третья запись – названо действие шаров (летят шары).
Четвёртая запись – названо количество шаров (три шара).
Сегодня на уроке мы обобщим всё, что мы узнали и вспомнили на предыдущих уроках:
- что такое морфология и что она изучает;
- какие части речи изучает морфология;
- каковы особенности различных частей речи;
- научимся приводить примеры различных частей речи.
В сказочном королевстве Лингвинии - (а такое королевство существует!) – Язык является могущественным, храбрым королём, Грамматика – строгой, любящей порядок, королевой, у которой есть целая свита принцев. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от неё зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Союз, Частица, Междометие.
Имена существительные – это слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?
Слова солнце, кот, девочка, лето, радость, земляника, осина, медведь – это имена существительные.
Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.
Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных.
Кто? Мальчик, девочка, мама, дедушка, собака, кошка, ворона, лягушка.
Такие имена существительные называются одушевлёнными.
Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей, животных.
Что? Зима, листья, автобус, пенал, сапоги, дом, малина, рябина.
Такие имена существительные называются неодушевлёнными.
Имена существительные могут быть собственными и нарицательными.
Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, океанов, морей, рек, проспектов, улиц ‒ это собственные имена существительные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Имена собственные: Анна, Иванова, Сергеевич, Мурзик, Россия, Москва, Тихий океан, Чёрное море, река Волга, Ленинский проспект, улица Тверская.
Все остальные имена существительные - нарицательные. Они называют любой предмет, явление, свойство. Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.
Имена нарицательные: город, попугай, вьюга, доброта.
Имена существительные могут употребляться в единственном или во множественном числе.
Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, машина, письмо, заяц. Есть имена существительные, употребляемые только в форме единственного числа: небо, кофе, метро, эскимо, здоровье.
Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, машины, письма, зайцы. Есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа: санки, ножницы, брюки.
Имена существительные изменяются по числам:
При изменении числа имени существительного изменяется его форма.
В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в одном числе.
Они могут употребляться только в единственном числе: Москва, сахар, сметана.
А могут употребляться только во множественном числе: брюки, качели, шахматы.
Имена прилагательные – это слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Слова умный, нежная, круглый, холодные – это имена прилагательные.
Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной. Например:
день (какой?) осенний, солнечный, прохладный;
бабушка (какая?) мудрая, добрая, заботливая;
небо (какое?) голубое, высокое, чистое;
столы (какие?) деревянные, тяжёлые, прочные.
Имена прилагательные могут отвечать не только на вопросы какой? какая? какое? какие?, но и на другие вопросы. Например:
желаю пути (какого?) доброго;
иду по лугу (какому?) зелёному;
горит светом (каким?) ярким;
вижу картину (какую?) чудесную.
Имена прилагательные могут употребляться в единственном или во множественном числе.
Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на вопросы какой? какая? какое?
диван (какой?) мягкий;
книга (какая?) интересная;
озеро (какое?) глубокое.
Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?
машины (какие?) легковые
Имена прилагательные изменяются по числам:
красивый дом – красивые дома
радостная песня – радостные песни
лёгкое облако – лёгкие облака
Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.
Глаголы – это слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? что делали? что сделали?
Писать, списать, рассказывает, прочитает, гулял, наклеил, будет ждать – это глаголы.
Глаголы могут употребляться в единственном или во множественном числе.
Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета: стучит, поёт, пишет, играет.
Глаголы во множественном числе обозначают признак нескольких предметов: стучат, поют, пишут, играют.
Глаголы изменяются по числам. При изменении числа глагола изменяется его форма.
самолёт летит – самолёты летят
дождь идёт – дожди идут
собака лает – собаки лают
Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.
Слова, называющие числа называются именем числительным. Имена числительные обозначают количество предметов или их порядок при счёте. К ним можно поставить вопросы: сколько? (семь, восемь, десять); который? (первый, второй, третий).
Цель: обобщение знаний учащихся о частях речи.
- Формировать навыки в распознавании частей речи.
- Упражнять в определении числа, рода имен существительных; в распознавании собственных и нарицательных имен существительных.
- Расширять словарный запас.
- Развивать орфографическую зоркость, внимание.
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: Магнитофон, карточки, мяч, картинки с предметами (см. Приложение).
Ход урока
I. Организационный момент
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
II. Актуализация знаний
Учитель: Урок русского языка у нас сегодня будет осенний. Осень красивое и богатое время года. Перед нами предстоит все многоцветье красок: зеленые, желтые, красные, бордовые. А сколько овощей, фруктов, грибов дарит нам природа. А мы с вами сегодня порадуем осень своими делами и знаниями. Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме “Части речи”
При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка и речи.)
– Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
– Прочитайте запись на доске.
По лесам гуляет золотая осень.
– Можно ли сказать, что это предложение? Почему? (Предложение выражает законченную мысль.)
III. Работа в тетради
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь
- Записать число, классная работа, предложение.
- Найти и подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
- Определить части речи.
IV. Имя существительное
Дети закрывают глаза, учитель читает.
Ой, ты, вольный ветерок,
Мчись скорее на восток,
В дальний лес лети, лети
Нас с собою захвати.
Сколько грибов на этой волшебной поляне! А какие это грибы мы сейчас узнаем. Из слогов, которые написаны на доске, составьте слова.
Грузди, сыроежка, опята, мухомор, лисички.
– Какой части речи эти слова? Что такое имя существительное? Определите число в этих словах?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
– Осень богата не только грибами. Чтоб сильным и здоровым быть, всем надо овощи любить. А какие овощи дарит нам это время года. Вы послушайте и запишите в тетрадь.
Дети исполняют частушки
Во саду ли, в огороде
Были мы ребятки.
Вам сейчас споем частушки.
Что растут на грядке.
Я – румяная редиска
Поклонюсь вам низко-низко
А хвалить меня зачем.
Я и так известна всем.
Надо свеклу для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай,
Лучше свеклы нету.
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Вам понравится, конечно.
Для него не нужен ящик,
Поливайте только чаше.
И тогда, как верный друг,
К вам придёт зеленый лук.
Я – картошка, так скромна –
Слова не сказала,
Но картошка всем нужна
И большим и малым!
Что за скрип? Что за хруст
Это что еще за куст.
Как же быть без хруста?
Это ведь капуста!
- Определить в этих словах род.
- Индивид работа по карточкам (2 человека)
Карточка 1
Отгадать загадки, записать отгадки. Определить род.
- Удивительное солнце
В этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат.
- Кафтан на мне зеленый,
А сердца как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч.
- Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
- Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросло.
- Закутан ребенок в сорок пеленок.
- Скинули с Егорушки
Золотые перышки.
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка.
Карточка 2
- Шуба бела всю землю одела.
- В иголках бугорок мышку уволок.
- Туча по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Скачут бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки.
- Землю пробуравил,
Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
- За тобою он плетется,
Хоть на месте остается.
Ответы к карточкам
Карточка 1: 1. Подсолнух 2. Арбуз 3. Тыква 4. Свекла 5. Капуста 6. Лук
Карточка 2: 1. Снег 2. Еж 3. Град 4. Гриб 5. След
V. Физкультминутка
Учитель: Имя существительное бывает собственное и нарицательное. Какие имена существительные мы называем собственными? (Название городов, деревень, лиц, фамилии, клички животных т.е. те, которые пишутся с заглавной буквы)
Игра “Ванька-Встанька”: если услышали имя собственное встали. Если имя нарицательное садятся.
VI. Имя прилагательное
Игра “ Угадай”
Учитель: Разделимся на две команды. Одна команда получит картинки, на которых изображены предметы. И та команда, у которой находятся предметы, должна их охарактеризовать с помощью признаков, а ребята другой команды определить этот предмет по признакам.
Арбуз – вкусный, сладкий, сочный,
Листья – желтые, зеленые, осенние.
Снег – холодный, пушистый, белый,
Ель – ветвистая, зеленая, колючая,
Медведь – косолапый, неуклюжий, бурый.
– Ребята какая часть речи обозначает признак предмета? (Прилагательное)
– Что такое имя прилагательное?
– Значит? мы с вами будем учиться подбирать прилагательные к предметам.
VII. Глагол
Учитель: Ребята, а что вы знаете о глаголе?
Игра с мячом.
Учитель бросает мяч, называет слова, обозначающие предметы. При возвращении мяча дети называют действие этого предмета.
Игра “Синонимы”
Учитель: Ребята, вы замечали, что осенью часто идут дожди. Дождь всегда бывает одинаковым? Давайте подберем и запишем в тетрадь глаголы к слову дождь – идет, моросит, капает, льет, хлещет.
VIII. Итог урока
Учитель: Чем мы сегодня занимались на уроке? Какие части речи вы знаете?
Выслушиваются ответы детей. Учитель выставляет оценки.
– Вы сегодня очень порадовали осень своими знаниями. Она вас поздравляет с “5” и “4” в дневниках. С улыбками на губах.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технологическая карта
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность
Методы и приемы работы
Форма организации учебной деятельности
ФУУД (формирование универсальных учебных действий)
I . Орг. Момент. Задачи: подготовить учащихся к работе, быстро включить их в ритм урока, организовать внимание
Сегодня на уроке я вам желаю быть внимательными, активными и старательными.
Подготовка к уроку. Приветствуют учителя.
Регулятивные:
Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии
адекватно воспринимают информацию
II . Актуализация знаний.
III . Целеполагание
IV . Работа по теме урока
- Начать урок я хочу со стихотворения:
Синее небо, синие тени,
Синие реки сбросили лед.
Синий подснежник, житель весенний,
На синей проталинке смело растет.
- О чем это стихотворение?
- Подснежник – это символ надежды. На нашей земле много разновидностей подснежников: они отличаются и по цвету, и по размеру, и по рисунку на листьях.
- Почему в народе говорят, что подснежники спешат? Оказывается, корешки, корневища и луковица начинают расти осенью и растут всю зиму. Достаточно первых солнечных лучей, чтобы цветы распустились. Вот и получили цветы такое название – подснежники.
- Печально обернулась для подснежников любовь человека к цветам: многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу. В международном экологическом календаре 19 апреля является Днем подснежника.
- Какая буква повторяется в стихотворении чаще остальных?
Чистописание
- Давайте вспомним и напишем правильно букву: Сс., сл петля лс
- Обратите внимание на безотрывное письмо, на соединение букв, которые нам пригодятся при написании слов.
- Какое слово автор использует в стихотворении несколько раз? Почему?
- Что вы можете о нем сказать?
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
- Назовите словосочетания, которые встретились в стихотворении? Что интересного вы заметили в словосочетаниях?
- Выпишите словосочетания по рядам: 1 ряд – словосочетания м.р, 2 ряд – женского рода, 3 ряд – ср.рода
- Какое словосочетание не подошло? (синие тени, синие реки). Почему?
- Образуйте однокоренные слова от слова: синий – синеть, синева, синь
- Какие части речи еще встретились в данном стихотворении?
- Какие еще части речи вы знаете?
Постановка темы и цели урока
- Сформулируйте тему нашего урока?
- Сформулируйте учебные задачи?
(На экране: Повторить …
Сегодня на уроке мы будем говорить о частях речи.
Цель нашего урока: повторить грамматические признаки известных вам частей речи.
Работать будем по такому плану:
Повторение теоретического материала
Практическая работа по применению знаний и умений
- У вас на партах лежат маршрутные листы, ознакомьтесь с ними. Напротив каждого этапа мы будем подводить итог.
Работа по теме урока:
1. Повторение теоретического материала.
- Приступим к повторению теоретического материала.
Работа в группах. (приложение 1)
Давайте вспомним правила работы в группах.
Задание: каждая группа готовится рассказать об одной части речи
Индивидуальная работа (Приложение 2)
- Для чего мы выполняли это задание?
- Отметьте в маршрутных листах свои умения: как вы справились с теоретическим материалом.
2. Практическая работа по применению знаний и умений
Работа по учебнику. Стр 88 упр 540
- Прочитайте отрывок из стихотворения.
- Какое слово передает тему отрывка? Чем оно интересно.
- Спишите стихотворение, графически отмечая выбор орфограмм. Потом покажем строение этого слова
- Какие части речи встретились в данном отрывке?
- Выполните синтаксический разбор 3 предложения.
- Найдите нераспространенное предложение.
- Выполните морфологический разбор глагола – плывет, по речке.
- Какой части нет в этом предложении? (прилагательного)
- Сегодня на уроке мы повторили теоретический материал, выполнили практические задания.
- Отметьте в маршрутных листах свои умения: как вы справились с практической частью урока.
Учащиеся научатся: работать с определениями "Части речи"; определять по изученным признакам слова различных частей речи.
Русский язык
учитель начальных классов:
Неклеса Любовь Георгиевна
22 января
Классная работа
Самоопределение к деятельности
Прочитайте слова. Распределите их по группам.
Звезда, ночной, снег, мы, летит, плывёт, пушистый, я, восемь, десятый.
Читайте также: