Часовня бунин краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Само название данного произведения достаточно символично и обладает определённой семантикой: часовня представляется нам тихим, уютным местом, где можно побыть наедине со своими мыслями, обратиться к Богу, помолиться.

Нарратором в рассказе выступает сам автор, однако пространственно-временная организация текста указывает на то, что он повествует о событиях в ретроспективе, интерпретируя их детским взглядом. В отличие от взрослых, дети воспринимают всё через образы, и этот прием помогает Бунину передать контрасты окружающего мира наиболее ярко.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Само название данного произведения достаточно символично и обладает определённой семантикой: часовня представляется нам тихим, уютным местом, где можно побыть наедине со своими мыслями, обратиться к Богу, помолиться.

Нарратором в рассказе выступает сам автор, однако пространственно-временная организация текста указывает на то, что он повествует о событиях в ретроспективе, интерпретируя их детским взглядом. В отличие от взрослых, дети воспринимают всё через образы, и этот прием помогает Бунину передать контрасты окружающего мира наиболее ярко.

Солнечный летний день, наполненный светом, теплом и всевозможными красками символизирует радость жизни. В то же время детей влечет и нечто другое, тайное, потустороннее, совершенно противоположное: заброшенное, заросшее кладбище, одинокая, полуразрушенная часовня, темнота и холод, железные ящики с умершими людьми, — все, что олицетворяет смерть.

О человеческой жизни можно написать две-три строки. И.А. Бунин
…Любовь и смерть связаны неразрывно. И.А. Бунин

В начале урока учащиеся получают текст новеллы.

Вступительное слово учителя.

Прослушав рассказ, учащиеся говорят о том, какое настроение у них вызвало это произведение — грустное, элегическое, минорное. Они обратили внимание на то, что миниатюра напоминает стихотворение в прозе, содержит многие признаки лирического произведения: это эмоциональная окраска, концентрация мыслей и чувств, особый ритм, мелодичность.

Какие ассоциации вызывает у нас слово «часовня”? Покой, тишина, молитва. Это символ вечности, место, разделяющее мир живых и мёртвых. Это час воспоминаний, откровения, общения с Богом, вечностью, час ухода от внешней суеты, отрешённости от мира — момент истины для человека.

Обращаемся к анализу композиции. Нетрудно заметить, что в её основе — антитеза: противо­поставляются холод и жара, тьма и свет, старое и новое, молодость и старость, день и ночь, дети и взрослые… Детям и жутко, и весело, они испытывают и удивление, и страх, находясь в земном, ярком, солнечном мире и желая заглянуть в мир потусторонний… Вокруг — буйный рост трав и в то же время — часовня «разрушающаяся”. Итак, мы убеждаемся в том, что произведение пронизано контрастами. Обобщая всё сказанное, выделяем доминирующую антитезу: жизнь — смерть

В начале произведения — картина старой, умирающей усадьбы, разрушающейся часовни. Создаётся впечатление, что смерть торжествует над жизнью: об этом говорят очень выразительные эпитеты (старая, заброшенное, одинокая, разрушающаяся, разбитое…)

. Окружающая природа борется с разрушением, но время всесильно и непобедимо. «Река времён” уничтожает, кажется, всё, что встаёт на её пути. Но властна ли она над человеческой памятью, любовью?

Замечаем, что здесь не один рассказчик: мы видим происходящее не только глазами взрослого, но и глазами детей. Стиль становится другим с появлением детей: «Там ничего не видно, оттуда только холодно дует”. Это детская речь с особой лексикой, построением предложений: «холодно дует”, «стреляют себя”, «дедушки и бабушки”, «жутко и весело” и т.д. Маленькие герои задают детские вопросы («А зачем он себя застрелил?”), следуют детской логике («…а когда очень влюблён…”) и по-детски, как в сказках, делят мир на «свой” (это цветы, травы, солнце) и «чужой” (железные ящики, холод, чужая смерть).

Перейти границу они не пытаются: исчезнет тайна, ради которой они и заглядывают туда, откуда «холодно дует”. Детское повествование заканчивается репликой: «…всегда стреляют себя…”.

Если обратиться к анализу художественного времени, то можно заметить, что это два разных мира: лето, день, солнце (настоящее время) и ночь, холод, тьма (прошлое). Как видим, в основе миниатюры опять антитеза. Но противопоставляются и ещё две «формы” времени: «всегда” (знаменательно, что это слово обрамляет произведение) и «давно”, «молодой” и «старые” (последний эпитет относится и к разрушающейся, заброшенной усадьбе). Приходим к выводу, что в миниатюре сосуществуют все три времени: настоящее, прошедшее и будущее, связанное с образами детей. Кроме этого, все глаголы рассказа — в форме настоящего времени. Создаётся удивительное ощущение, что эту историю рассказывает немолодой человек, вспоминающий своё детство. Но как гармонично переплетаются воспоминания и как будто сегодняшние переживания!

Итак, в миниатюре происходит движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного — к вечному. И всё снова и снова возвращается на круги своя.

В начале урока даю задание двум ученикам выписать слова — приметы художественного пространства. Ребята приходят к выводу, что и здесь господствует противопоставление. Поле, сад, усадьба, «синее море неба” — здесь. Здесь

— солнце, цветы, жара.
Там
— темно и холодно, там «железные ящики”. Границей между двумя мирами является характерный для художественного мира Бунина образ окна. Кроме того, в миниатюре происходит равномерное чередование тьмы и света, холода и солнца, «своего” и «чужого” мира, прошлого и настоящего, жизни и смерти. Таким образом, всё в жизни, природе взаимосвязано и находится в гармонии, равновесии. И последнее предложение служит тому подтверждением (записываем его): «И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна”. Оно всё построено на противопоставлениях:
жарче–холоднее, солнце–тьма, печёт–дует, чем–тем
. И если соединить эти слова друг с другом, то «проявятся” весы, качели, символизирующие равновесие, гармонию жизни.

Так гениально соединяются в рассказе француз­ская старость и русское детство — два пространства и два времени. В одном воспоминании, в одном небольшом эпизоде — мгновение и вечность.

Приходим к выводу, что построенное на противопоставлениях произведение говорит о вечности незыблемых законов жизни, о естественном поступательном ходе времени, о памяти и забвении.

После комментария эпиграфов к уроку учащиеся получают на дом задание

Часовня

Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенное кладбище, — бугры в высоких цветах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно; там, в железных ящиках, лежат какие-то дедушки и бабушки и ещё какой-то дядя, который сам себя застрелил. Всё это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя ещё молодой…

— А зачем он себя застрелил?

— Он был очень влюблён, а когда очень влюблён, всегда стреляют себя…

В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, тёплый ветер с поля несёт сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна.

2 июля 1944

Разделы: Литература

выявление особенностей понимания любви Буниным, авторской позиции, художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа.

Оборудование: ПК, м/м проектор, интерактивная доска.

Запись на доске: “Душевный строй истинного поэта выражается во всем вплоть до знаков препинания”. А.А.Блок

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы будем делать целостный анализ текста художественного произведения. Это рассказ И.А. Бунина из его знаменитого цикла “Темные аллеи”. Все рассказы этого цикла посвящены одной теме – они описывают различные проявления любви между мужчиной и женщиной. Именно в “Темных аллеях” Бунин выразил свое отношение к этому чувству, изложил свою “философию любви”. В какой-то мере бунинский взгляд отражает уже название цикла.

“Темные аллеи” любви – это то, что глубоко спрятано внутри каждого человека, это его инстинкты и желания, его эмоции, которые он подчас не понимает и не может контролировать, но которые во многом определяют его жизнь.

Рассказ датирован 2 июлем 1944 года, он один из самых коротких в цикле. Но, в то же время, и один из самых философских, глубоких. Всего несколько строк, а сколько за ним стоит авторских размышлений, раздумий зрелого уже человека… Мысли писателя здесь — не только и не столько о любви, сколько о сути человеческого бытия, о смысле жизни, о законах мироздания.

3. Чтение рассказа (читает подготовленный ученик, у каждого ученика текст на парте)

4. Анализ рассказа по вопросам:

Определите художественное время и художественное пространство рассказа.

пространствовремя
РоссияЛето
Старая усадьбаИюль (цветущая рожь)
Кладбище

Воссоздадим картину, нарисованную Буниным.

На доске лист ватмана разделенный на две половины голубую и зеленую. Приклеиваем на ватман заранее заготовленные макеты (часовня, облака, солнце, цветы, кресты, дети, окно часовни).

Место действия заброшенное кладбище. Почему кладбище заброшено?

Кладбище семейное, скорее всего принадлежало господам из усадьбы: или все умерли, или уехали за границу)

Вместе со словом “заброшенное” в рассказ входит тема забвения. Все замерло. Как в кинофильме – стопкадр. Как с помощью синтаксических средств автор показывает, что время остановилось? Рассмотрим первое предложение текста. Охарактеризуйте его.

В предложении четыре подлежащих (день, поле, кладбище, часовня), предложение односоставное, назывное.

Почему нет сказуемого?

Нет движения, время остановилось.

Через чье восприятие дает автор изображение?

Через детское восприятие, на кладбище пришли дети.

Данный рассказ – это рассказ–воспоминание. Несмотря на то, что повествование ведется в настоящем времени, мы понимаем, что рассказчик вспоминает случай из своего детства. Как вы думаете, почему?

Интересно, что Бунину важно передать именно “детское” восприятие всего описываемого. Может быть, это объясняется тем, что дети острее и тоньше чувствуют. Детский взгляд не затуманенный, естественный. Дети чувствуют острее и тоньше, их ум и душа еще не так слепы, как у взрослых. У взрослых – неестественный, стереотипный взгляд на жизнь, они не видят остроту бытия.

Что же открывается взору детей? Чтобы ответить на данный вопрос нужно внимательно перечитать текст и разделить его на две части, ведь дети видят две картины.

здесьтам
Солнце, поле, за садом старой усадьбы заброшенное кладбищеНочь, тьма
У нас
цветы, трава, шмели, бабочки
Там ничего не видно, оттуда только холодно дует
Светло и жаркоТам темно и холодно

Какой художественный прием использует автор?

Что такое антитеза?

Взору детей в рассказе открывается странный, но очень яркий контраст. С одной стороны, они видят торжество жизни. Рассказчику вспоминается солнечный летний день, насыщенный светом, красками, теплом и светом. С другой стороны — заброшенное кладбище, тьма, неизвестность, тайна.

Продолжим заполнение таблицы.

Мы можем играть, бегатьОни всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках
Дети (живые) ЯВЬМертвые НАВЬ
Именно эти слова создают антонимичную картину.

Что находится между двумя этими мирами?

Часовня, а точнее разбитое окно на уровне земли, которое делит пространство детей на “свое” и “чужое”, которое всегда таит в себе какую-то опасность. Окно — граница между двумя мирами.

А у окна кладбище – тоже граница, соединяющая настоящее и прошлое.

Когда приходили враги, люди прежде всего охраняли кладбище, ведь это память о семье, предках, ведь кладбище — это история целого рода.

В.Катаев, известный советский писатель, говорил: “Кто я? Песчинка на лице Вселенной”. И, действительно, человек – лишь маленькая песчинка в огромном скоплении людей, населяющих Вселенную.

Как дети оценивают увиденное в окне?

Что говорит о том, что детям интересно?

Они смотрят ЗОРКИМИ глазами, т.е. всматриваются.

1) хорошо видящий дальние и мелкие предметы;

2) пристальный, проницательный.

Какое из двух значений соответствует слову из данного текста? (2)

Что привлекает детей? Почему им жутко, весело, интересно и удивительно одновременно?

Жутко, п.ч. пугает слово смерть, но во сем этом есть какая – то загадка, неизвестность, которую хочется разгадать. Интерес усиливает тот факт, что внутри часовни находятся тела давно умерших людей. Конечно, они еще не понимают всей его глубины и трагичности, но что-то заставляет их и дальше всматриваться вглубь часовни, где “лежат холодные ящики” с телами.

Что же дети открывают для себя там, в неизведанном мире за окном, в глубине часовни?

Приближаясь к смерти, дети учатся познавать жизнь, ее основу – любовь. Автор подчеркивает, что среди гробов с “бабушками и дедушками” был гроб с молодым дядей, “который сам себя застрелил”.

Почему он это сделал?

Один из детей объясняет, что этот человек был очень влюблен, а “когда очень влюблен, всегда стреляют себя…”. Всего несколько слов, по-детски наивных и простых, и больше никаких объяснений и комментариев. За этими словами кроется огромная жизнь души, глубокая человеческая трагедия, очень сильное и яркое чувство.

Ими можно объяснить и Бунинское понимание любви. Это чувство, считает писатель, всегда связано с трагедией, с темным и бессознательным, оно построено на контрастах, также, как и сама жизнь. Контраст – вот универсальный закон человеческого бытия в целом и во всех его частностях.

Что соединяет жизнь и смерть? Какие образы соединяют художественное время и пространство в этом рассказе? Проанализируйте все, о чем мы сегодня говорили, и озаглавьте рассказ. Приготовьтесь обосновать свое мнение.

Часовня — молитвенный дом, храмик без алтаря, где можно читать молитвы.

Часовня соединяет два пространства: временное и вечное – жизнь и смерть. Приходя на кладбище, родные поминают ушедших из жизни в часовне, читают молитвы, ставят свечи.

Разрушающаяся часовня говорит о том, что земное бытие не вечно. Смерть страшна, п.э .нужно дорожить жизнью и тем, что она дает. Дорожить каждым часом бытия и жить достойно.

5. Домашнее задание: Напишите сочинение – рассуждение по высказыванию Д.Гранина: “Час земной сверяй со смертным часом”

Анализ рассказа Бунина “Часовня” (Из цикла “Темные аллеи”)”

Рассказ И. А. Бунина “Часовня” входит в знаменитый цикл “Темные аллеи”. Все рассказы этого цикла посвящены одной теме – они описывают различные проявления любви между мужчиной и женщиной. Именно в “Темных аллеях” Бунин выразил свое отношение к этому чувству, изложил свою “философию любви”. В какой-то мере бунинский взгляд отражает уже название цикла. “Темные аллеи” любви – это то, что глубоко спрятано внутри каждого человека, это его инстинкты и желания, его эмоции, которые он подчас не понимает и не может контролировать,

Рассказ “Часовня”, датированный 2 июлем 1944 года, один из самых коротких в цикле. Но, в то же время, и один из самых философских, глубоких, на мой взгляд. Всего несколько строк, а сколько за ним стоит авторских размышлений, раздумий зрелого уже человека… Мысли писателя здесь – не только и не столько о любви, сколько о сути человеческого бытия, о смысле жизни, о законах мироздания.

“Часовня” – это рассказ-воспоминание. Несмотря на то, что повествование ведется в настоящем времени, мы понимаем, что рассказчик вспоминает случай из своего детства.

Взору детей в рассказе открывается странный, но очень яркий контраст. С одной стороны, они видят торжество жизни. Рассказчику вспоминается солнечный летний день, насыщенный светом, красками, теплом и светом. С другой стороны, детей интересует нечто другое – их притягивает заброшенное кладбище и окна полуразвалившейся часовни.

С самых первых строк произведения Бунин показывает, что жизнь – это соединение контрастов, противоположностей, компромисс между светом и тьмой, добром и злом. И нельзя однозначно сказать, где заканчивается одно и начинается другое.

Так, все кладбище заросло цветами и травами: “бугры в высоких цветах и травах”. На этом фоне торжества жизни еще более одинокой выглядит полуразвалившаяся часовня. Детей, как магнит, притягивает именно она, а вернее то, что находится внутри, за узким разбитым окном. Рассказчик говорит, что ему и его друзьям, ничего не видно, они лишь чувствуют холодное дуновение – прикосновение другого мира. Дети еще не могут рационально объяснить свое любопытство, но на уровне чувств они понимают, что прикасаются к чему-то очень важному, потустороннему, скрытому – к какой-то великой тайне: “Везде светло и жарко, а там темно и холодно…”

Их благоговейный интерес усиливает тот факт, что внутри часовни находятся тела давно умерших людей. Возможно, в этот момент дети впервые прикоснулись к одному из важнейших вопросов человечества – вопросу смерти. Конечно, они еще не понимают всей его глубины и трагичности, но что-то заставляет их и дальше всматриваться вглубь часовни, где “лежат холодные ящики” с телами.

И опять мы сталкиваемся с контрастом – приближаясь к смерти, дети учатся познавать жизнь, саму ее основу – любовь: “…у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте…”

Смотрите так же: Чем часовня отличается от церкви

Автор подчеркивает, что среди гробов с “бабушками и дедушками” был гроб с молодым дядей, “который сам себя застрелил”. Почему он это сделал? Рассказчик передает краткий диалог, который произошел, судя по всему, между детьми. Один из них объясняет, что этот человек был очень влюблен, а “когда очень влюблен, всегда стреляют себя…” Всего несколько слов, по-детски наивных и простых, и больше никаких объяснений и комментариев. Но больше ничего и не нужно – за этими словами кроется огромная жизнь души, глубокая человеческая трагедия, очень сильное и яркое чувство.

Этими словами, в сущности, можно объяснить и бунинское понимание любви. Это чувство, считает писатель, всегда связано с трагедией, с темным и бессознательным, оно построено на контрастах, также, как и сама жизнь. Контраст, сочетание несочетаемого – вот универсальный закон человеческого бытия в целом и во всех его частностях, говорит нам Бунин-философ и писатель. Это подтверждают и финальные строки произведения: “И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна”.

Название рассказа – “Часовня” – конечно, неслучайно. Эта полуразвалившаяся постройка стоит как бы на грани двух миров, жизни и смерти, света и тьмы. Часовня призвана напоминать о вечном, о высоком, о тайном – о самом главном в жизни. Об этом нам говорит и автор, призывая читателя остановиться, задуматься, поразмышлять…


Похожие вопросы

Доброго времени суток!

Если посмотреть в корень, то вообще всё проповедуемое любыми религиями – виртуально. Репортаж из церкви по телевизору тоже виртуален; зато средства, тем или иным способом достающиеся проповедникам, очень даже РЕАЛЬНЫ, и посему к виртуальной часовне (и ко всему подобному) можно относится только в одном аспекте:

Там есть развлекательная комната с пианино гантелями и настольными играми.И роскошное помещение для курящих)

Эммм. а ты "Мастер и Маргарита" Булгакова читал? :)))

ЗЫ Стругацких почитай: "Пикник на обочине", "Трудно быть богом", "Понедельник начинается в субботу". ну и "Обитаемый остров" можно ещё.

Жил был Корень "земл", который вечно норовил вылезти из-под земли, но у него не было подходящего Суффикса, за который можно было бы зацепиться, выбираясь из подземелья. Когда он встретил свой заветный суффикс "н", то сразу же предложил ему свою дружбу. Суффикс, вытащив Корень из-под земли, уже, было, согласился дружить. но никак не мог понять, куда бы ему приткнуться. Так они, бесхозные, гуляли вдвоем по лесу, пока не наткнулись на приставучую Приставку "под". Хотели, было, обойти ее стороной, но не тут то было. Эта вредина вечно выбегала вперед. Пришлось и ее взять с собой в дорогу. Так они шли, шли, и всё не могли понять, где же Окончание леса. И, когда они уже совершенно выбились из сил, Суффикс вдруг увидел, как что-то зашевелилось в траве.
-Ты кто такой?- спросил Суффикс.
-Я - Окончание "-ый". Никто не хочет со мной общаться, все считают меня пустым местом.
И тут Корень, как самый важный и креативный индивид, прозрел:
-Да нам же надо всем сгруппироваться: ПОД-ЗЕМЕЛЬ-Н-ЫЙ.
Они безумно обрадовались, но в итоге поняли, что прилагательное "подземельный" - ничто без существительного. И двинулись в поисках существительного. Но это уже совсем другая история.

Идея есть, Frakkin toasters. Правда прокатит только если знаешь о чем я, если нет, то и ладно.
Пиши тогда о том как люди замутили умных роботов, а те взяли и устроили человекам геноцид, просто для лулзов.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Иван Бунин Часовня

Часовня: краткое содержание, описание и аннотация

Иван Бунин: другие книги автора

Кто написал Часовня? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Иван Бунин: Цифры

Цифры

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Иван Бунин: Натали

Натали

Дэй Леклер: Влюблен и очень опасен

Влюблен и очень опасен

Джиллиан Стоун: Влюблен и очень опасен

Влюблен и очень опасен

Иван Бунин: Дубки

Дубки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Часовня — читать онлайн ознакомительный отрывок

Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенное кладбище, — бугры в высоких цветах и травах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно: там, в железных ящиках, лежат какие-то дедушки и бабушки и еще какой-то дядя, который сам себя застрелил. Все это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя еще молодой…

— А зачем он себя застрелил?

— Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя…

В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, теплый ветер с поля несет сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна.

Читайте также: