Чайковский зимние грезы краткое содержание

Обновлено: 21.07.2024

Творчество Чайковского - вершина мировой музыкальной культуры XIX века - вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать мудрость и вдохновение композиторы XX – XXl веков.

Имя П. И. Чайковского дорого любителям музыки всего мира. Несколько лет тому назад ЮНЕСКО проводило статистические исследования, и они показали, что Чайковский самый исполняемый в мире композитор. Его музыка близка и понятна людям разных стран, национальностей, вероисповеданий.

Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в городе Воткинске на Урале.

Отец будущего композитора был горным инженером, управляющим Воткинскими заводами. Мать была дочерью обрусевшего француза. Второй сын в семье, Пётр Ильич имел ещё двух сестёр и четырёх братьев.

Мальчик рос в атмосфере родительской любви. Его воспитание было поручено француженке - гувернантке Фанни Дюрбах.

Что из детских впечатлений следует особо отметить? Конечно, близость природы, пробуждение интереса к музыке, фольклору, поэзии, обучение игре на фортепиано, начавшееся около пяти лет. Представьте, если музыка звучит во всём: в шелесте листьев, перезвоне часов в гостиной, в стихах Пушкина и Шекспира, если можно сидеть за инструментом и играть по памяти иногда лишь раз услышанные мелодии, если голова полна новыми мелодиями, если вся жизнь в музыке, - можно ли её оставить, заставить себя делить с музыкой другие занятия! И мальчик попробовал.

Из Воткинска в десять лет мама отвезла его в Петербургское Училище правоведения, которое готовило чиновников для департамента юстиции. Будущие правоведы получали хорошее образование, в том числе и музыкальное. Музыка все больше заполняла его жизнь. Он стал петь в хоре училища правоведения - сначала дискантом, а затем альтом; брал уроки музыки у итальянца Пиччиоли; слушал оперы и концерты с друзьями-правоведами.

В конце 60-х годов Чайковский уже был известным композитором, чьи произведения с успехом исполнялись в России, а в середине 70-х годов творчество композитора достигает небывалого расцвета. Поражает частота появления крупных произведений. Это было возможно благодаря совершенно особому его отношению к композиторскому труду.

Благо, что нашёлся друг, который взял на себя все материальные расходы, дал композитору возможность сменить обстановку и возродиться для творчества. Этим другом оказалась Надежда Филаретовна фон Мекк. Она была вдовой крупнейшего железнодорожного магната, наследницей миллионного состояния.

1885 год начинает последний период творчества композитора. В этом году его избирают Директором Московского отделения Русского музыкального общества. Много сил и энергии он тратит на пропаганду музыки русских композиторов. Чайковский гастролирует в городах России и за рубежом в качестве дирижёра. Концерты маэстро проходят с триумфальным успехом.

С огромным энтузиазмом чествовали Чайковского на музыкальных вечерах в Париже, в Праге. В 1893 году в Англии Кембриджский университет присвоил ему звание доктора права, как гениальнейшему композитору мира.

Эта симфония безгранично богатым языком говорила о жизни и смерти, о судьбе, о борьбе, из которой человек выходит победителем. Ведь добро, красота и творчество бессмертны. Эта симфония прозвучала как реквием, как прощание композитора с жизнью потому, что премьера симфонии состоялась 16 октября 1893 года. Через несколько дней Чайковский заболел. Болезнь оказалась смертельной. В ночь с 25 на 26 октября композитора не стало. Он умер в самом расцвете сил, полный надежд и творческих замыслов.

И мы сегодня, в начале XXI века, можем с уверенностью сказать, что мечта композитора сбылась. Его музыка любима, она живёт полнокровной жизнью во всех странах мира. Каждый из нас находит в этой музыке что-то близкое и понятное только ему. Она приносит истинное эстетическое наслаждение.

Вопросы для закрепления материала:

  1. Где Пётр Ильич получил образование?
  2. Кто был его другом в годы учёбы?
  3. В каком году Чайковский начал учиться в консерватории? Какие произведения были им написаны в это время?
  4. Где композитор работал после окончания консерватории?
  5. Назовите произведения, написанные в Каменке.
  6. Кто такая Н. Ф. фон Мекк? Как она связана с Чайковским? Какое произведение посвятил ей композитор?
  7. Перечислите сочинения середины 70-х годов.
  8. Расскажите о последнем периоде жизни композитора.
  9. Какие произведения написаны в это время?

Первая симфония создавалась Чайковским весной и летом 1866 года. В музыке этого сочинения воплощены впечатления композитора от русской природы, которую он очень любил, воспоминания детских лет о зимней дороге из далёкого Воткинска в Петербург, куда родители везли его учиться, картины весёлых народных гуляний.

Работа над симфонией давалась трудно. Пётр Ильич уже начал работу профессора, и занятия с учениками отнимали почти все дневное время. Поэтому на музыку оставалась только ночь. И все же к сентябрю композитор закончил симфонию и отдал её на суд своих учителей – профессоров Петербургской консерватории А. Рубинштейна и Н. Зарембы. Симфония была сурово раскритикована. Включить её в программы концертов Русского музыкального общества отказались.

Вторая редакция симфонии тоже не получила одобрения. Чайковскому удалось только добиться исполнения двух средних частей, но оно прошло почти незамеченным.

П. И. Чайковский дал симфонии и первым двум её частям названия.

Что-то слышится в музыке беспокойное, тревожное. Нарастает звучность. Вступают все новые инструменты. Дробится мелодия. Будто подхваченные ветром, вьются, летят друг за другом ее обрывки. И вот уже во весь голос зазвучала мощная тема, выросшая из темы колючек-снежинок. Первая грустная тема влилась в неё и тоже стала мощной, будто почерпнула силы из чудесного родника. Но вот все смолкло. Несколько сухих аккордов, и вот запел кларнет. Песня его - побочная партия – задумчива и спокойна.

Эту песню подхватили другие инструменты, повели дальше, распели шире. И вновь молчание. Заключительный раздел экспозиции, праздничный, торжественный, вливается в разработку.

Её развитие полно драматизма и приводит к кульминации. И снова - генеральная пауза. После неё осторожно, робко, как будто раскачиваясь, начинают вступать разные инструменты.

И вот, наконец, полилась печальная мелодия - главная тема первой части. Это началась реприза. В конце части возвращается начальный образ. И только как отзвук, напоминание появляется колючий мотив. Постепенно он истаивает. Так заканчивается первая часть.

Ее, как лёгкое дуновение ветерка, пробежавшую по озёрным волнам рябь, сопровождают флейты. Потом со своей мелодией вступает фагот. И вот уже два голоса – высокий мальчишеский и мужской - поют каждый свою песню, согласно сливаясь. Прихотливо переплетаются голоса. Их мощный хор подхватывает песню, ведёт ее дальше. И вот взмывает ввысь могучая народная песня. Закончен рассказ.

Третья часть симфонии не имеет подзаголовка. Но содержание скерцо понятно и без этого. Слушая эту музыку, сразу же вспоминаешь Пушкина:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик динь-динь-динь.
Страшно, страшно поневоле
Средь невидимых равнин.

Но мелькнул огонёк вдали. И усталый путник на своей заснеженной кибитке въезжает в гостеприимную усадьбу. Ярко освещены окна. Звучит нежный вальс. Это - средний раздел скерцо. Но сквозь мелодию этого вальса начинает пробиваться завывание метели. Все громче оно. И вот уже не слышно изящного вальса, только ветер метёт и бьёт в лицо колючим снегом.

Главная партия имеет активный характер. Она звучит задорно, в ритме быстрого марша, с резкими восклицаниями. Это - образ ликующего веселящегося народа. Ярко, колокольно-празднично заканчивается эта симфония. Финал её стал прообразом целого ряда подобных финалов симфоний Чайковского.

Вопросы:

Презентация

Чайковский Зимние грезы

Композитор начал сочинять произведение весной 1866 года. Вдохновение Пётр Ильич Чайковский черпал из воспоминаний о зиме в родном городе Воткинске. Ведь именно там самые веселые праздничные гуляния, самые красивые пейзажи и добрые люди. Композитор недавно закончил консерваторию в Санкт-Петербурге и сразу был принят на работу в качестве преподавателя по приглашению Николая Григорьевича Рубинштейна. Работы в учебном заведении было много, а график занятий был расписан практически поминутно. Уставший от повседневной рутины, без возможности заниматься любимым делом в дневное время, Чайковский был практически на грани нервного срыва.

Чайковский в юности

Тем не менее, на качестве музыки состояние музыканта никак не отразилось. Наоборот, погружение в воспоминания настраивало его на творческий лад, композитор мог отдыхать от бесконечных лекций. Уже в сентябре сочинитель представил законченный вариант симфонии. К большому огорчению Чайковского сочинение было жестоко раскритиковано, и ему не дали права на исполнение.

Далее последовали дни переработки произведения, которые тянулись до ноября. И во второй раз композитор услышал, что симфония не доработана и требует внесения коррекции. Тем не менее, Николай Рубинштейн отметил, что вторая и третья части стали намного лучше и даже включил их в концерты Русского Музыкального общества, проходившие в Санкт-Петербурге и Москве. Премьера прошла незаметно и не принесла успеха молодому музыканту, лишь один неизвестный критик отметил необычайную мелодичность и превосходную оркестровку. Профессиональные критики же проявили холодность и не оставили рецензий.

Николай Григорьевич Рубинштейн

Полностью симфония была исполнена вначале февраля в 1868 году на восьмом по счету симфоническом собрании Русского Музыкального общества. За дирижерским пультом был Николай Григорьевич Рубинштейн. К слову, данной редакции сочинения было суждено быть исполненной всего лишь один раз. Так как критики не пожелали написать о молодом таланте, и композиция была быстро забыта слушателями.

Интересные факты

  • Наиболее важными людьми в своём творческом развитии Чайковский считал учителей Рубинштейна и Зарембу. Они всегда строго относились к молодому композитору и давали весомые советы для совершенствования.
  • Вторая часть является музыкальным впечатлением от поездки на остров Валаам, находящийся на ладожском озере, музыка выражает в себе образ бескрайних русских равнин, демонстрирующих строгую красоту северных пейзажей.


Содержание


Удивительная сердечность и искренность музыки открывают для слушателя возможность прочувствовать всю красоту момента. Образное содержание тесно связано с впечатлениями от русских зимних пейзажей. Симфония имеет косвенную программность, так как не имеет в основе литературного произведения, и лишь две части из четырех имеют название.

Строение цикла имеет традиционную классическую форму, состоящую из четырех частей. Стоит отметить, что драматургическая линия практически не прослеживается, что говорит о лирическом характере симфонического сочинения.

Чудесная оркестровка позволяет передать всю красочность зимнего пейзажа. Легкий фон струнных полностью отражает колыхание морозного зимнего воздуха и ненавязчивый перезвон рождественских колокольчиков. Холодные тембры духовых инструментов идеально подчеркивают красоту и изящность главной темы.

Побочная партия, как и положено, написана в тональности доминанты. После достаточно напряженной связующей партии, возвращается спокойствие и благодать.

Заключительная партия имеет ярко-выраженный народно-плясовой характер. Большим контрастом является разработка, в которой главенствуют хроматические интервалы. Сокращенная реприза включает в себя большое количество полифонических приемов, помогающих привести к кульминации. Кода возвращает слушателя к истокам. Первая часть открывает многогранный мир природы для слушателя. Настроение музыки меняется также быстро, как направление ветра.


Третья часть скерцо, в основе которого лежит вальсовая трехдольность. Тональность до минор. Форма сложная трехчастная. Легкость и прихотливость темы отлично передают солирующие инструменты: флейты и кларнеты. Средняя часть полностью оказывается во власти вальса, которое становится все более напряженным. Минорное звучание вальса является кульминацией всего цикла. На столь мрачной ноте заканчивается скерцо.

Финал – это торжественная картина народного гуляния. Основой является хороводная песня. Ликование и радость пронизывают каждый такт, даря ощущение массового сплочения. Сцена быта народа открывает для слушателя новые грани реальности. Полифонические приемы помогают в должной степени отразить многоуровневость и разнообразность народного творчества.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Симфоническая музыка, наряду с оперной, была главной областью творчества Чайковского. Композитор считал сим­фонию высшей формой музыкального искусства, способной наиболее полно отразить состояния человеческой души.

В симфонии четыре части, из которых первая и вторая носят программные заголовки.

Скоро, безмятежно


Скоро, безмятежно


Обе темы активно развиваются и достигают мощной драматической кульминации. Побочная партия (ре ма­жор) — светлая широкая мелодия у солирующего кларне­та; своими интонациями, ладовой переменностью, богатым подголосочным развитием она близка народным протяж­ным песням:

Скоро, безмятежно


Заключительная партия имеет народно-плясовой харак­тер и звучит у духовых инструментов:


Ее аккордовая тема непосредственно переходит в разра­ботку. Здесь ведущее значение получает первая тема глав­ной партии, которая благодаря активному развитию приоб­ретает героический облик. Ее кульминация подчеркивает­ся фанфарным звучанием труб и валторн.

Реприза сокращена. Главная партия (первая тема) те­перь взволнованно и ярко звучит у струнных; а после по­бочной и заключительной партий (соль мажор) начинает­ся развернутая драматичная кода, в которой продолжают развиваться темы главной партии. Но к концу коды напря­женность музыки ослабевает, и первая часть заканчивается возвращением первой темы главной партии в ее первона­чальном изложении.

Главная тема исполняется солирующим гобоем и впе­чатляет плавной широтой и непрерывностью развития пленительной мелодии, длящейся 20 (!) тактов. Интонаци­онно она, как и темы первой части, связана с народной ли­рической песенностью:

Вторая часть симфонии имеет рондообразное строение, и эта мелодия выполняет роль рефрена. Музыка обоих эпизо­дов рождается из развития одного из мотивов рефрена и является его непосредственным продолжением. Второе про­ведение рефрена звучит у виолончелей в ля-бемоль мажо­ре. Кульминацией всей части становится третье проведе­ние главной темы, где она звучит у валторн по-новому ярко и драматично.

Скоро, шутливо



В Трио (ми-бемоль мажор) возникает задушевный ли­рический вальс, создающий теплую, уютную атмосферу, — первый вальс Чайковского в симфонической музыке:

Постепенно его звучание становится более напряженным; тревога проникает и в коду Скерцо, где тема вальса печаль­но звучит в миноре на фоне беспокойного и прихотливого ритма первой темы, исполняемого литаврами.

Постепенно характер музыки светлеет, и сонатное ал­легро (соль мажор) начинается размашистой, немного тяже­ловатой (благодаря массивному тутти) главной партией:

Побочная партия (си минор) строится на уже звучав­шей во вступлении народной мелодии; здесь она приобре­тает лихой плясовой характер:

Первая симфония стала одним из лучших сочинений московского периода творчества Чайковского. В ней впер­вые проявились характерные образы, композиционные приемы и особенности музыкального мышления великого ком­позитора-симфониста.

Вопросы и задания

1.Какова роль симфонической музыки в творчестве Чайковского?

2. Назовите основные симфонические произведения композитора. К каким жанрам они относятся?

3. Расскажите об образном содержании Первой симфонии. Оха­рактеризуйте темы и композиционные особенности каждой части.

4. Сыграйте основные темы произведения.

Сюжет для оперы Чайковскому подсказала известная певица Е. А. Лавровская. В письме к Модесту Ильичу ком­позитор рассказывал:

В составлении либретто принимал участие его друг, ли­тератор К. С. Шиловский.

Главная героиня оперы — Татьяна. Чайковский вслед за Пушкиным тонко передал красоту и поэтичность ее души, гениально изобразил силу любви Татьяны. Сохранив в ос­новном пушкинские характеристики главных действующих лиц, композитор немного по-иному обрисовал их: так, в обли­ке Ленского он подчеркнул его вдохновенность, восторжен­ность чувств и искренность души. Чайковскому дорого душевное родство Татьяны и Ленского, темы которых он объеди­няет общими интонациями. Музыкальные образы персона­жей, как и их судьбы, непрерывно развиваются на протяже­нии всего произведения. Лирическая драма развертывается на фоне бытовых сцен разного характера, которые ярко и рельефно оттеняют глубину душевных переживаний героев.

В опере семь картин (три действия).

Краткое содержание

Картина первая.Усадьба Лариных. Из дома доносится пение сес­тер — Татьяны и Ольги. В саду Ларина и няня Филиппьевна варят варенье и вспоминают свою молодость. С разукрашенным снопом при­ходят крестьяне поздравить барыню с окончанием жатвы.

Приезжают гости. Владимир Ленский, юный поэт, влюбленный в Ольгу, представляет своего соседа и друга Онегина. Татьяна глубоко взвол­нована новым знакомством, она видит в Онегине воплощение своих меч­таний о счастье и любви.

Картина вторая.Комната Татьяны. Взволнованная встречей с Оне­гиным, она не может уснуть и просит няню рассказать о ее молодости. Няня начинает бесхитростный рассказ, но Татьяна не слушает ее, погло­щенная своими мыслями. Оставшись одна, она пишет письмо Онегину, в котором признается ему в любви.

Наступает утро. Вдали слышится наигрыш пастушеской свирели. Татьяна просит няню послать внука с письмом к Онегину.

Картина третья.В саду девушки собирают ягоды. Вбегает Татьяна. Она взволнована в ожидании встречи с Онегиным. Появляется Онегин. На признание Татьяны он отвечает с холодной откровенностью: он не склонен к семейной жизни, его речь сдержанна, учтива и завершается нравоучением, которое потрясенная девушка выслушивает молча. М.Н.Клементьева-Муромцева – первая

исполнительнмца роли Татьяны (1879 г.)

Картина четвертая.Зима. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны. Гости от души веселятся; француз Трике посвящает Татьяне поздравительные куплеты собственного сочинения. Онегин, которого привез на бал Ленский, раздражен провинциальными лицами, нарядами, сплетнями и пересудами. Он сердится на Ленского и, решая ему ото­мстить, начинает ухаживать за Ольгой, приглашая на вальс, а затем и на мазурку. Ленский оскорблен: он вызывает Онегина на дуэль. Гости без­успешно пытаются их помирить.

Картина пятая.Зимнее утро. У мельницы назначена дуэль. Лен­ский и его секундант Зарецкий ждут Онегина. Мысли Ленского про­никнуты тяжелыми предчувствиями.

Появляется Онегин со своим слугой-секундантом. Бывшие друзья, понимая нелепость ссоры, полны нерешительности, но, ни один из них не делает первого шага к примирению. Противники становятся к барьеру и по знаку секундантов начинают сходиться. Раздается выстрел: Лен­ский убит. Онегин в ужасе охватывает голову руками.

Картина первая.Опера начинается с небольшого оркест­рового вступления.Его задумчивая нежная тема, изложен­ная в виде нисходящей секвенции, является первой музы­кальной характеристикой Татьяны, темой ее девичьих грез. Она будет иметь большое значение в музыкальном разви­тии первой и второй картин, а также появится в заключи­тельной сцене:

Б Весьма умеренно

Различны и характеры сестер: если Татьяна любит меч­тать под звуки песен (в оркестре появляется ее тема из вступ­ления), то Ольга от души веселится, повторяя плясовой на­пев.

Приезд Ленского и Онегина продолжает экспозицию главных действующих лиц оперы. КвартетТатьяны, Ольги, Ленского и Онегина на мгновение останавливает развитие событий и передает душевное состояние каждого из героев, несходство их взглядов и характеров.

Умеренно


Сцена письма,с которой Чайковский начал сочинять оперу, раскрывает всю глубину переживаний героини, тай­ники ее души. Сцена представляет собой монолог, состо­ящий из четырех эпизодов с кодой, и начинается с оркестро­вого вступления, построенного на теме любви:

Оживленно

Первый раздел — небольшое ариозо «Пускай погибну (ре-бемоль мажор) выражает страстную решимость Татьяны:

Третий раздел (до мажор), исполненный уверенности в выборе избранника, звучит пылко и устремленно:

В его среднем эпизоде на смену приходит светлая мечтательная мелодия:

Он является одновременно тональной репризой сцены (ре-бемоль мажор) и ее ликующей кульминацией, которая подчеркивается в оркестре мощным тутти (с трубой соло).

Оркестровая картина рассвета, безыскусный наигрыш пастушьего рожка (соло гобоя) своим покойным, безмятеж­ным характером подчеркивает драматизм предыдущей сцены. Завершает вторую картину широкое и властное зву­чание темы любви.

Умеренно скоро


Появление Татьяны сопровождается стремительным и тревожным звучанием оркестра, выражающим ее душев­ное смятение. Вокальная партия Татьяны в этой сцене ла­конична; она строится на нисходящих секундовых интона­циях, которые передают ее душевное состояние.

Темп вальса



Вальс не только рисует пеструю картину собравшегося у Лариных общества; постепенно его музыка драматизирует­ся, отражая переживания героев и первое столкновение Ленского и Онегина.

Чистота и искренность чувства сменяются настроением горького упрека. Ариозо переходит в ансамбль и хор; в квин­тете мелодически различные вокальные партии передают тревожное состояние всех участников. Вызов на дуэль и все­общее смятение завершают картину.

Л.В.Собинов в роли Ленского

Главная тема арии — изумительная по красоте лири­ческая мелодия — интонационно родственна темам Татья­ны. Особенную выразительность придает ей широкое ниспадающее движение от III к V ступени лада, опеваемой секундами:

Мерно повторяющиеся на доминанте до-диез минора при­глушенные удары литавр придают музыке характер мрачно­го оцепенения. Далее в оркестре, как воспоминание, проходит преображенная тема любви Ленского; стремительно ускоря­ющееся движение музыки обрывается выстрелом, который передается с помощью уменьшенного септаккорда и тремоло литавр. Как прощание с героем, картину завершает траурное проведение в оркестре темы предсмертной арии Ленского.

Появление Татьяны на балу сопровождается спокойной и благородной лирической темой вальсаре-бемоль мажор, который создает новый облик героини — приветливо-сдер­жанной и величаво-прекрасной княгини Греминой:

Ария Гремина (бас) дополняет эту характеристику Татьяны и вместе в тем обрисовывает благородный облик князя:

В момент представления Онегина Татьяне в оркестре горячо и взволнованно звучит тема любви Татьяны.

тональности Ленского, которая, завершая оперу, под­черкивает трагическую обреченность чувств и судеб героев.

Вопросы и задания

1.Почему опера стала излюбленным жанром для Чайковского? Какие сюжеты привлекали к себе композитора?

3. В каком жанре написана опера? Какова ее тема?

4. Изложите содержание оперы по картинам.

5. Расскажите о главных героях; как они охарактеризованы в му­зыке?

6. В чем состоят особенности музыкального языка оперы? Расска­жите об интонационных связях музыкальных образов произведения.

Основные произведения

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, ударная группа, струнные.

История создания

Пётр Ильич Чайковский

Первая симфония создавалась Чайковским весной и летом 1866 года. В музыке этого сочинения отразились впечатления композитора от русской природы, которую он очень любил; воспоминания детских лет о зимней дороге из далекого уральского городка Воткинска в Петербург, куда родители везли его учиться; картины веселых масленичных гуляний.

Сочинение симфонии шло с трудом. Окончив весной Петербургскую консерваторию, Чайковский был тут же приглашен Николаем Рубинштейном, основателем Московской консерватории, в число ее профессоров. Занятий с учениками было много, они отнимали почти все дневное время, так что для сочинения оставалась лишь ночь. Композитор не любил работать по ночам, да и хрупкое здоровье ему этого не позволяло. Острое переутомление вскоре привело к нервному расстройству. Однако в сентябре Чайковский все же закончил симфонию и отдал ее на суд своих бывших учителей — профессоров Петербургской консерватории А. Рубинштейна и Н. Зарембы. Они сурово раскритиковали первый симфонический опус своего выпускника и отказались включить его в программы концертов Русского музыкального общества, на что Чайковский рассчитывал.

Премьера симфонии в полном виде состоялась только 3 (15) февраля 1868 года в Москве, в восьмом симфоническом собрании РМО под управлением Н. Г. Рубинштейна. Но это исполнение оказалось единственным. На него критика также не сочла нужным отреагировать. Симфония больше не исполнялась, казалось, о ней было забыто.

Музыка

Третья часть симфонии не имеет подзаголовка, но содержание ее очевидно и без этого. Открывается скерцо легкими трелями у кларнетов и флейт. И сразу зашелестели в прихотливом ритме скрипки, словно снежные хлопья, подхваченные метелью. Причудливую, но народную по характеру мелодию подхватили деревянные духовые, и скоро все закружилось в метельном хороводе. Вспоминается Пушкин:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин! —

Вместе с тем уже в структуре основных тем ясно выражена симфоничность мышления Чайковского. Особенно показательна с этой точки зрения тема главной партии первой части. При легко улавливаемой близости отдельных ее мелодических оборотов к народной песне, тема лишена песенной закругленности: принцип прогрессирующего дробления (4 такта + 2 + 1 + 1) придает ей разомкнутый характер




которая в дальнейшем приобретает большое значение в качестве динамизирующего фактора. Пронизывая все последующее развитие, она достигает перед самым вступлением побочной партии мощного торжествующего звучания.



Не все удалось Чайковскому в этом своеобразно задуманном финале. Наиболее уязвимой его частью является несколько формальная разработка, начинающаяся небольшим фугато на материале побочной партии, после чего следует развернутая фуга, в основе которой лежит краткий мотив, вычлененный из темы главной партии.

Несмотря на следы известной незрелости, Первая симфония Чайковского, пленяющая своей лирической непосредственностью и поэтичностью музыки, уже позволяет увидеть в ее авторе будущего гениального симфониста-драматурга. И в конструировании тематического материала, и в обращении с ним, его развитии, трансформации и прорастании из немногих первоначальных элементов все новых образований проявляется подлинная симфоничность музыкального мышления композитора.

Чайковский

Симфония № 1 П. И. Чайковского создана композитором вскоре после окончания Петербургской консерватории, знаменуя собой начало нового этапа в жизни и творчестве композитора, завершая период становления. Начав работу над симфонией в мае 1866 года, Петр Ильич завершил ее к ноябрю. Первый опыт в симфоническом жанре дался ему трудно – много времени отнимала работа в Московской консерватории, для сочинения музыки оставалось только ночное время, что привело композитора к нервному истощению.

Судьба произведения оказалась непростой – консерваторские наставники композитора Н. Рубинштейн и Н. Заремба ее не одобрили, исполнена она была только в 1868 году и забыта на несколько лет. Лишь после исполнения в 1874 году переработанного варианта симфонии к ней пришло подлинное признание.

Читайте также: