Центр игровой поддержки ребенка в доу

Обновлено: 05.07.2024

На этом сайте создано очень много тем и постов, где девочки пытаются разобраться, что ж этот ЦИПР из себя представляет. И, как это обычно бывает, мнения расходятся на совершенно полярные: у одних своих малышей водили сестры-подруги-знакомые и пищали от восторга, у других эти же самые знакомые-подруги-сестры плевались и ругались на чем свет стоит.

Что же такое ЦИПР? Центр игровой поддержки ребенка – это новая (вариативная) форма дошкольного образования, созданная для того, чтобы включить в образовательный процесс малышей.

Цели ЦИПР (по положению):

Развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий;

Адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Задачи ЦИПР (по положению):

Оказание содействия в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности;

Разработка индивидуальных программ игровой поддержки развития ребенка, реализуемых на игровых сеансах;

Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;

Обучение родителей и специалистов детских учреждений способам применения различных видов ИСО, организации на их основе развивающих игр, а также методам игрового взаимодействия с детьми;

Ознакомление родителей, специалистов детских учреждений с современными видами ИСО;

Консультирование родителей по созданию домашней развивающей среды, формированию оптимального состава ИСО, правилам их выбора.

ЦИПР – это тоже государственная услуга(!). Это важно понять. Часто ли вы бываете довольны взрослыми и детскими поликлиниками, больницами, школами, садами? Но дажев них вам попадаются очень хорошие специалисты, врачи, педагоги, логопеды, дефектологи. Надо же такой мастер, а работает в обычной поликлинике… вот и вся суть проблемы. Не бывает идеального ГОСучреждения, важны только ЛЮДИ. На них (специалистов) и стоит смотреть и делать СВОИ выводы (не сестрины, подругины и бабушкины). ВАМ общаться с этими педагогами, ВАМ доверять им детей… Идем дальше.

МИФ 1: Бесплатные занятия всегда хуже платных. Ходить лучше на платные.

Реальность: на самом деле большинство порошенных мною родителей подтверждают, что часто платные занятия не стоят своих денег вообще.Сколько ни заплати, а хорошего отношения не купишь. Вопрос такой же как, например платные и бесплатные роды…

МИФ 2: ЦИПР – фигня и ничего не дает детям.

МИФ 3: После ЦИПР ребенок будет плохо ходить в садик и/или ЦИПР обязан подготовить ребенка к детскому саду.

Реальность: ЦИПР может лишь отчасти подготовить малыша к садику, т.е. предоставить условия для адаптации и социализации. В большей степени то, как пойдет ребенок в сад зависит от РОДИТЕЛЕЙ. Если родитель заранее уверен, что у малыша будут проблемы с привыканием – они будут. И дело тут не в ЦИПР, яслях и садиках. Настрой родителей определяет настрой ребенка.

МИФ 4: В ЦИПР неимоверные поборы, как и во всех садиках

Реальность: ЦИПР обязан работать бесплатно – это положение. То, что в большинствах ЦИПР берут от 500 до 3.000 руб. незаконно и является своеволием администрации. А вот принести свои карандаши-бумагу-краски-кисточки-клей (но никак не деньги!)– законно и очень даже желательно, поскольку государство эти ЦИПР никак почти не обеспечивает и многое специалисты покупают за свой счет. Думаю, что принести краски и бумагу для своего же малыша – не проблема.

МИФ 5: Всю работу должны делать педагоги.

МИФ 6: Зачем тогда ЦИПР, если можно заниматься дома?

Реальность: Можно. Только мало, кто это делает. А потом в садик приходят 3-4-летние дети, которые никогда не пробовали рисовать и лепить и никогда не собирали пирамидку… И эта реальность не такая уж и редкая, правда. И еще важно понять, что никакая площадка с песочницей и/или гости не заменят полноценный детский коллектив.

А ТЕПЕРЬ О ТОМ, КАК ЭТО РАБОТАЕТ:

ЦИПР малыши посещают вместе с мамой или папой (законным представителем, для бабушек и нянь-сестер желательна справка от нотариуса). Игровые сеансы (они же занятия) проходят в мини-группах (от 4 до 8 человек) 2-3 раза в неделю и, при необходимости, индивидуально с психологом 1 раз в неделю. На группах детки танцуют, поют, учатся играть на простых инструментах (погремушки, колокольчики, палочки, бубны и проч.), рисуют, лепят, клеят. Играют в подвижные игры и в дидактические со спец. развивающими пособиями. Родители активно участвуют во всем этом +имеют возможность бесплатно проконсультироваться у психолога, преподавателя музыки, ИЗО и у воспитателей. Для малышей организовывают праздники (Новый год, 8 марта, выпускной). И от активности родителей зависит очень многое, например, будет ли весело и интересно вашему малышу. Ведь никто не мешает, например, договориться с коллективом ЦИПР и показать малышам сказку…

Короче, ЦИПР ЦИПРу рознь, но если ЦИПР у вас хорошо организован, то и работать будет лучше платного центра.

Все,что должны знать родители о центрах игровой поддержки ребенка

Все,что должны знать родители о центрах игровой поддержки ребенка Практически все семьи, в которых есть маленькие детки, сталкивались с вопросом адаптации ребенка к детскому саду. Для малышей первые посещения детского сада – это, прежде всего стресс не только для малыша, но и для его мамы, он обусловлен многими факторами: резкая смена обстановки, боязнь остаться совсем одному без мамы (папы, няни и т.д.), могут возникнуть некоторые сложности с непривычным распорядком дня, режимом питания. Что бы избежать стресса и быстрее адаптироваться в детском саду, психологи рекомендуют посещать Центры игровой поддержки ребенка (ЦИПР).

Рассмотрим более подробно, что же такое ЦИПР?

ЦИПРы – это работающие на базе детских садов, центры игровой поддержки для детей от 1 года до 3 лет. Основные задачи центров:

    — эмоциональное и психическое развитие ребенка, помощь в адаптации к детскому саду;
    — приобщение к творчеству, развитие навыков общения в коллективе;
    — помощь, консультации и ознакомление родителей с современными методиками игровых средств обучения.

Чем занимаются в ЦИПР?

Занятия в ЦИПРах включат в себя:

Для детей организовывают утренники, театральные представления и праздники.

Для родителей в центрах устраивают лекции, консультации, выставки и семинары по вопросам воспитания ребенка, гармоничных отношений в семье и развития ребенка.

Занятия проводятся 3-4 раза в неделю, продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возраста детей. Как правило, занятия проводят высококвалифицированные педагоги и психологи. Группы рассчитаны на 6-8 детей. Большой плюс таких занятий то, что на них присутствуют дети вместе с родителями. Но если вы рассчитываете просто сидеть и смотреть на то, как занимаются с вашим ребенком, то ЦИПР вас разочарует. Основной метод обучения в ЦИПРе построен на том, что малыш либо делает все вместе с мамой, либо сам повторяет действия самого родного и близкого человека, а не чужой незнакомой тети (так ребенок остается спокойным и избегает нежелательных стрессов).

Для каждого ребенка создается и постоянно заполняется специальная карта развития, в ней педагоги отражают итоги занятий и нервно-психическое состояние ребенка. Что должно быть указанно в картах:

    — поведение;
    — социальная адаптация и игра;
    — физическое развитие;
    — навыки общения и речевое развитие;
    — самостоятельность и независимость ребенка.

Какие именно специалисты работают в ЦИПРах?

Есть стандартное штатное расписание для всех ЦИПРов: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, медсестра, в некоторых ЦИПРах дополнительно работают педагог-логопед и физрук. Все специалисты, работающие в ЦИПРах, несут ответственность согласно действующему законодательству, а так же за качественное выполнение своих обязанностей по достижению целей поставлены в ЦИПРе и за соблюдение конфиденциальности.

С какого же возраста лучше начинать посещать занятия в ЦИПРе?

Как утверждают ведущие специалисты: с 1 до 3 лет раскрываются творческие способности, воображение и фантазия ребенка, но оптимальный возраст с которого, стоит начать посещение ЦИПРа выбирать вам! Отдельно замечу, что минимальный срок адаптации к поступлению в дошкольное учреждение — от 6 до 8 месяцев.

Что нужно, чтобы попасть в ЦИПР?

Для того, что бы попасть в ЦИПР Вам понадобится:

    1. Предоставить заявление (в некоторых центрах дополнительно требуется заполнение анкеты). Для подачи заявления при себе необходимо иметь оригинал паспорта, оригинал и ксерокопию свидетельства о рождении ребенка.
    2. Медицинская справка для ребенка из детской поликлиники (эпидокружение, заключение инфекциониста и педиатра), а так же справка о состоянии здоровья для взрослого, который будет находиться с ребенком на занятиях.
    3. Договоренность с администрацией центра (в идеале, вы должны стоять в очереди в детский сад, при котором состоит ЦИПР).
    При поступлении вас обязаны ознакомить с годовым планом работы ЦИПРа, календарным планом работы с узкими специалистами, предоставить график работы и расписание занятий вашей группы, в некоторых ЦИПРах предоставляют список литературы, методических пособий, которые используются в работе.

Стоимость: так как ЦИПР – это специальное подразделение госструктуры (детского сада), то занятия в нем – бесплатные. Но, основываясь на личном опыте, уточню: в месяц вы будете тратить около 1000 руб. на карандаши, цветную бумагу, пластилин, картон, клей. Так же платными могут быть индивидуальные занятия с узкими специалистами: логопед, психолог.

В заключение хочу сказать, сравнив ЦИПРы с частными центрами раннего развития (старший ребенок занимался в частном центра, младший в ЦИПРе) особой разницы в результатах я не увидела, а куда именно отдавать свое чадо решать вам.

Одна из проблем, с которой сталкиваются воспитатели ДОУ и родители при поступлении ребенка в детский сад – это его адаптация в новой среде. В связи с этим у ребенка и родителей возникает масса проблем.

Как отмечает К.Л. Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева “в период адаптации у ребенка происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и т.д.”

Чтобы переход ребенка из семьи в детский сад проходил более плавно, на базе ДОУ стали открываться Центры Игровой Поддержки Ребенка(ЦИПР).

На базе ГОУ д/с № 2463 в 2011 году стал осуществлять свою деятельность ЦИПР для детей от года до двух лет.

Работа в Центре игровой поддержки развития ребенка осуществляется по “Программе воспитания и обучения детей в детском саду” под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. А также, наряду с комплексной программой мы используем парциальную программу воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОУ “Кроха” Г.Г.Григорьевой, Н.П.Кочетовой, Д.В.Сергеевой.

Нашей целью стало: – развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение;

Были определены задачи ЦИПР:

  1. оказание содействия в социализации детей раннего возраста посредством организации игровой деятельности;
  2. разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
  3. консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, а также их обучение способам применения различных видов игровых средств;
  4. формирование у детей чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;
  5. 5. взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям.

При планировании воспитательно-образовательной деятельности ЦИПР нами был разработан перспективный план работы на каждый квартал:

Формирование мотивации на взаимодействие путем вовлечения детей в игровые упражнения.

– вызвать интерес к совместно йдеят-ти с педагогом;

познакомить детей с предметами ближайшего окружения.

  • 1,2 недели
    – Цвет, форма: красный, кубик.
  • 3,4 недели
    – Цвет, форма:
    красный, шар
    – Части тела:
    обучать ориентировке в схеме собственного тела.
  • 1,2 недели
    – Цвет, форма, величина:
    Синий, кубик, большой –маленький
  • 3,4 недели
    Цвет, форма, величина:
    синий, шар, большой –маленький, такой же.

В ЦИПРе используются следующие формы организации образовательного процесса:

  • Подгрупповые игры-занятия с детьми: для ознакомления с окружающим миром, по развитию речи и сенсорики, изобразительной деятельности, по развитию движений, по музыкальному воспитанию;
  • Индивидуальные занятия с психологом;
  • Спортивные и музыкальные досуги;
  • Консультации для родителей.

Игры-занятия с детьми проводятся в присутствии одного из родителей, на которых родитель является активным участником образовательного процесса. На наших занятиях родители (законные представители) на практике узнают, чем можно заниматься с ребенком раннего возраста.

Дети находятся в детском саду 1 час. Однако, с детьми раннего возраста можно проводить образовательную деятельность длительностью не более 10 минут. В связи с этим чтобы увеличить время воспитательно-образовательной деятельности, и при этом не перевозбудить нервную систему детей, нами были разработаны конспекты комплексных игровых занятий. Каждое игровое занятие содержит несколько различных видов деятельности: дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры, рисование и т.д.Смена деятельности помогает сохранить внимание детей и снимает утомляемость.

Все игровые занятия объединены одним сюжетом, что делает переход от одного вида деятельности к другой тематически логичным.

Приведем пример одного из занятий:

Развитие речи .Тема: “Лошадка”.

1. Основная часть.

Детей встречает воспитатель с надетой на руку лошадкой (перчаточный театр). Приветствует детей.

Воспитатель: К нам в гости сегодня прискакала лошадка и принесла с собой портрет своей семьи (воспитатель показывает картину “Лошади на лугу”).

– Рассматривание картины: Лошади

Воспитатель: Дети , посмотрите кто здесь пасется на лугу? Большая мама лошадь, папа конь и маленькие детки жеребятки. (Воспитатель сопровождает речь показом каждого животного и интонационно выделяет слова большие и маленькие.)

Воспитатель предлагает детям самим показать на картине больших лошадей и маленьких жеребят.

Звучит музыка и в группу ввозят лошадку-качалку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам прискакал? Правильно ,лошадка! Давайте к ней подойдем, погладим ее по гриве.

– Посмотрите какие у нее большие глаза. Покажите где у лошадки глазки? А у вас?

– Посмотрите, какие длинные ножки у лошадки! А вот и пушистый длинный хвост. (Каждому ребенку предлагается потрогать и найти хвост у лошадки, гриву, ножки и т.д.)

– Я вам сейчас прочитаю стихотворение про нашу гостью.

2. Чтение стихотворения А.Барто “Лошадка”(показ лошади-качалки).

Я люблю свою лошадку,
Причешу ее шерстку гладко,
Гребешком приглашу хвостик
И верхом поеду в гости!!

Что бы кататься на лошадке ее нужно покормить овощами и фруктами :раздача ведерок каждому ребенку: нужно собрать овощи ,фрукты в ведро .

Воспитатель: Молодцы, покормили нашу лошадку!

Мы с вами ребята тоже поедем кататься на лошадке. (Мамы сажают детей на колени.)

Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровненькой дорожке, на одной ножке.
По кочкам ,по кочкам – в ямку бух!!

3. Подвижные игры под музыку.

а) А теперь мы с вами превратимся в жеребят. Под музыку будем резвиться как лошадки: раздаем лошадок на палке. Лошадки ходят по лугу и щиплют травку, резвятся и бегают.

Артикуляционная гимнастика : цоканье язычком.

б) Лошадки любят когда их украшают лентами, а так как мы тоже лошадки и мы будем танцевать с лентами.

Воспитатель: Молодцы, мы с вами так быстро бегали, как настоящие лошадки! И нам с вами нужно немного отдохнуть.

4. Работа с конструктором “ЛЕГО”.

Дети садятся на пол.

Воспитатель: У меня есть волшебный мешочек (в нем лежат лошадки, раздать детям).

– Лошадки пасутся на лугу, а что бы они не убежали нужно сделать загончик.

И очень, надо сказать, удачная для семей с маленькими детьми.

Центры появились сравнительно недавно - с 2012 года. Это было вызвано повышением рождаемости и большим количеством детей до 3-х лет, которые не могли попасть в детский сад в связи с дефицитом мест. Чтобы компенсировать этот дефицит и были открыты Центры игровой поддержки ребенка (или сокращенно - ЦИПР), сначала в городских психолого-педагогических центрах, а потом и во многих (но не во всех) обычных муниципальных детских садах.
Финансируются ЦИПР из областного бюджета, поэтому для мам и пас маленьких детей все занятия и мероприятия в ЦИПР бесплатны! Согласитесь, это очень неплохо для бюджета семьи ☺️

В ЦИПР принимаются дети, которые не посещают группы детского сада.
В каждом регионе и городе могут быть свои условия работы ЦИПР, но чаще всего в ЦИПР принимаются дети в возрасте от 1 года.

Зачем посещать ЦИПР? На это есть несколько причин:

  • ЦИПР - это возможность интересно и с пользой провести время со своим ребёнком . Занятия для мам и малышей чаще всего проходят раз или два в неделю. В группе, как правило, до 10 пар мама-ребёнок (но никто не будет против, если на занятие с малышом придёт папа или бабушка). Занятие длится от 40 минут до часа. За это время педагоги предлагают мамам и малышам поиграть в разнообразные игры, соответствующие возрасту детей: музыкальные (песенки, общие хороводы), познавательные (пирамидки, кубики, сортеры), социальные (чаще всего из русского народного фольклора). На занятиях малыши с удовольствием играют, слушают потешки, запоминают простые песенки и движения, учатся находиться в коллективе и общаться с другими детьми и взрослыми.
    В отличие от платных центров, которых сейчас достаточно много, здесь не приходится сомневаться в квалификации педагогов, работающих в группе, а также в адекватности подобранного для занятия материала.
  • В ЦИПР родители могут обогатить арсенал игр для общения со своим малышом. Часто молодым мамам сложно разобраться в разнообразии, предлагаемом в интернете. В ЦИПР мамам подскажут, какие и когда игры использовать.
  • В ЦИПР родители могут пообщаться с другими мамами и папами. Не секрет, что "сидеть в декрете" порой утомительно. В ЦИПРе есть возможность познакомиться с такими же молодыми родителями. Часто мамы объединяются и ходят вместе не только на занятия, но и на прогулки.
  • В ЦИПР можно посмотреть на своего ребёнка со стороны и сравнить его с другими детьми. Это, поверьте, бывает очень полезно. Как на ладони, видны особенности малыша, его темп развития, слабые и сильные стороны. Здесь же Вы сможете получить квалифицированную консультацию специалиста, она будет бесплатна.

С какой стороны не посмотри, получается, ЦИПР нужен всем: и малышам, и родителям.

Читайте также: