Центр игровой поддержки ребенка в доу
Обновлено: 05.07.2024
На этом сайте создано очень много тем и постов, где девочки пытаются разобраться, что ж этот ЦИПР из себя представляет. И, как это обычно бывает, мнения расходятся на совершенно полярные: у одних своих малышей водили сестры-подруги-знакомые и пищали от восторга, у других эти же самые знакомые-подруги-сестры плевались и ругались на чем свет стоит.
Что же такое ЦИПР? Центр игровой поддержки ребенка – это новая (вариативная) форма дошкольного образования, созданная для того, чтобы включить в образовательный процесс малышей.
Цели ЦИПР (по положению):
Развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий;
Адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
Задачи ЦИПР (по положению):
Оказание содействия в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности;
Разработка индивидуальных программ игровой поддержки развития ребенка, реализуемых на игровых сеансах;
Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
Обучение родителей и специалистов детских учреждений способам применения различных видов ИСО, организации на их основе развивающих игр, а также методам игрового взаимодействия с детьми;
Ознакомление родителей, специалистов детских учреждений с современными видами ИСО;
Консультирование родителей по созданию домашней развивающей среды, формированию оптимального состава ИСО, правилам их выбора.
ЦИПР – это тоже государственная услуга(!). Это важно понять. Часто ли вы бываете довольны взрослыми и детскими поликлиниками, больницами, школами, садами? Но дажев них вам попадаются очень хорошие специалисты, врачи, педагоги, логопеды, дефектологи. Надо же такой мастер, а работает в обычной поликлинике… вот и вся суть проблемы. Не бывает идеального ГОСучреждения, важны только ЛЮДИ. На них (специалистов) и стоит смотреть и делать СВОИ выводы (не сестрины, подругины и бабушкины). ВАМ общаться с этими педагогами, ВАМ доверять им детей… Идем дальше.
МИФ 1: Бесплатные занятия всегда хуже платных. Ходить лучше на платные.
Реальность: на самом деле большинство порошенных мною родителей подтверждают, что часто платные занятия не стоят своих денег вообще.Сколько ни заплати, а хорошего отношения не купишь. Вопрос такой же как, например платные и бесплатные роды…
МИФ 2: ЦИПР – фигня и ничего не дает детям.
МИФ 3: После ЦИПР ребенок будет плохо ходить в садик и/или ЦИПР обязан подготовить ребенка к детскому саду.
Реальность: ЦИПР может лишь отчасти подготовить малыша к садику, т.е. предоставить условия для адаптации и социализации. В большей степени то, как пойдет ребенок в сад зависит от РОДИТЕЛЕЙ. Если родитель заранее уверен, что у малыша будут проблемы с привыканием – они будут. И дело тут не в ЦИПР, яслях и садиках. Настрой родителей определяет настрой ребенка.
МИФ 4: В ЦИПР неимоверные поборы, как и во всех садиках
Реальность: ЦИПР обязан работать бесплатно – это положение. То, что в большинствах ЦИПР берут от 500 до 3.000 руб. незаконно и является своеволием администрации. А вот принести свои карандаши-бумагу-краски-кисточки-клей (но никак не деньги!)– законно и очень даже желательно, поскольку государство эти ЦИПР никак почти не обеспечивает и многое специалисты покупают за свой счет. Думаю, что принести краски и бумагу для своего же малыша – не проблема.
МИФ 5: Всю работу должны делать педагоги.
МИФ 6: Зачем тогда ЦИПР, если можно заниматься дома?
Реальность: Можно. Только мало, кто это делает. А потом в садик приходят 3-4-летние дети, которые никогда не пробовали рисовать и лепить и никогда не собирали пирамидку… И эта реальность не такая уж и редкая, правда. И еще важно понять, что никакая площадка с песочницей и/или гости не заменят полноценный детский коллектив.
А ТЕПЕРЬ О ТОМ, КАК ЭТО РАБОТАЕТ:
ЦИПР малыши посещают вместе с мамой или папой (законным представителем, для бабушек и нянь-сестер желательна справка от нотариуса). Игровые сеансы (они же занятия) проходят в мини-группах (от 4 до 8 человек) 2-3 раза в неделю и, при необходимости, индивидуально с психологом 1 раз в неделю. На группах детки танцуют, поют, учатся играть на простых инструментах (погремушки, колокольчики, палочки, бубны и проч.), рисуют, лепят, клеят. Играют в подвижные игры и в дидактические со спец. развивающими пособиями. Родители активно участвуют во всем этом +имеют возможность бесплатно проконсультироваться у психолога, преподавателя музыки, ИЗО и у воспитателей. Для малышей организовывают праздники (Новый год, 8 марта, выпускной). И от активности родителей зависит очень многое, например, будет ли весело и интересно вашему малышу. Ведь никто не мешает, например, договориться с коллективом ЦИПР и показать малышам сказку…
Короче, ЦИПР ЦИПРу рознь, но если ЦИПР у вас хорошо организован, то и работать будет лучше платного центра.
Все,что должны знать родители о центрах игровой поддержки ребенка Практически все семьи, в которых есть маленькие детки, сталкивались с вопросом адаптации ребенка к детскому саду. Для малышей первые посещения детского сада – это, прежде всего стресс не только для малыша, но и для его мамы, он обусловлен многими факторами: резкая смена обстановки, боязнь остаться совсем одному без мамы (папы, няни и т.д.), могут возникнуть некоторые сложности с непривычным распорядком дня, режимом питания. Что бы избежать стресса и быстрее адаптироваться в детском саду, психологи рекомендуют посещать Центры игровой поддержки ребенка (ЦИПР).
Рассмотрим более подробно, что же такое ЦИПР?
ЦИПРы – это работающие на базе детских садов, центры игровой поддержки для детей от 1 года до 3 лет. Основные задачи центров:
-
— эмоциональное и психическое развитие ребенка, помощь в адаптации к детскому саду;
— приобщение к творчеству, развитие навыков общения в коллективе;
— помощь, консультации и ознакомление родителей с современными методиками игровых средств обучения.
Чем занимаются в ЦИПР?
Занятия в ЦИПРах включат в себя:
Для детей организовывают утренники, театральные представления и праздники.
Для родителей в центрах устраивают лекции, консультации, выставки и семинары по вопросам воспитания ребенка, гармоничных отношений в семье и развития ребенка.
Занятия проводятся 3-4 раза в неделю, продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возраста детей. Как правило, занятия проводят высококвалифицированные педагоги и психологи. Группы рассчитаны на 6-8 детей. Большой плюс таких занятий то, что на них присутствуют дети вместе с родителями. Но если вы рассчитываете просто сидеть и смотреть на то, как занимаются с вашим ребенком, то ЦИПР вас разочарует. Основной метод обучения в ЦИПРе построен на том, что малыш либо делает все вместе с мамой, либо сам повторяет действия самого родного и близкого человека, а не чужой незнакомой тети (так ребенок остается спокойным и избегает нежелательных стрессов).
Для каждого ребенка создается и постоянно заполняется специальная карта развития, в ней педагоги отражают итоги занятий и нервно-психическое состояние ребенка. Что должно быть указанно в картах:
-
— поведение;
— социальная адаптация и игра;
— физическое развитие;
— навыки общения и речевое развитие;
— самостоятельность и независимость ребенка.
Какие именно специалисты работают в ЦИПРах?
Есть стандартное штатное расписание для всех ЦИПРов: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, медсестра, в некоторых ЦИПРах дополнительно работают педагог-логопед и физрук. Все специалисты, работающие в ЦИПРах, несут ответственность согласно действующему законодательству, а так же за качественное выполнение своих обязанностей по достижению целей поставлены в ЦИПРе и за соблюдение конфиденциальности.
С какого же возраста лучше начинать посещать занятия в ЦИПРе?
Как утверждают ведущие специалисты: с 1 до 3 лет раскрываются творческие способности, воображение и фантазия ребенка, но оптимальный возраст с которого, стоит начать посещение ЦИПРа выбирать вам! Отдельно замечу, что минимальный срок адаптации к поступлению в дошкольное учреждение — от 6 до 8 месяцев.
Что нужно, чтобы попасть в ЦИПР?
Для того, что бы попасть в ЦИПР Вам понадобится:
-
1. Предоставить заявление (в некоторых центрах дополнительно требуется заполнение анкеты). Для подачи заявления при себе необходимо иметь оригинал паспорта, оригинал и ксерокопию свидетельства о рождении ребенка.
2. Медицинская справка для ребенка из детской поликлиники (эпидокружение, заключение инфекциониста и педиатра), а так же справка о состоянии здоровья для взрослого, который будет находиться с ребенком на занятиях.
3. Договоренность с администрацией центра (в идеале, вы должны стоять в очереди в детский сад, при котором состоит ЦИПР).
При поступлении вас обязаны ознакомить с годовым планом работы ЦИПРа, календарным планом работы с узкими специалистами, предоставить график работы и расписание занятий вашей группы, в некоторых ЦИПРах предоставляют список литературы, методических пособий, которые используются в работе.
Стоимость: так как ЦИПР – это специальное подразделение госструктуры (детского сада), то занятия в нем – бесплатные. Но, основываясь на личном опыте, уточню: в месяц вы будете тратить около 1000 руб. на карандаши, цветную бумагу, пластилин, картон, клей. Так же платными могут быть индивидуальные занятия с узкими специалистами: логопед, психолог.
В заключение хочу сказать, сравнив ЦИПРы с частными центрами раннего развития (старший ребенок занимался в частном центра, младший в ЦИПРе) особой разницы в результатах я не увидела, а куда именно отдавать свое чадо решать вам.
Одна из проблем, с которой сталкиваются воспитатели ДОУ и родители при поступлении ребенка в детский сад – это его адаптация в новой среде. В связи с этим у ребенка и родителей возникает масса проблем.
Как отмечает К.Л. Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева “в период адаптации у ребенка происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и т.д.”
Чтобы переход ребенка из семьи в детский сад проходил более плавно, на базе ДОУ стали открываться Центры Игровой Поддержки Ребенка(ЦИПР).
На базе ГОУ д/с № 2463 в 2011 году стал осуществлять свою деятельность ЦИПР для детей от года до двух лет.
Работа в Центре игровой поддержки развития ребенка осуществляется по “Программе воспитания и обучения детей в детском саду” под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. А также, наряду с комплексной программой мы используем парциальную программу воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОУ “Кроха” Г.Г.Григорьевой, Н.П.Кочетовой, Д.В.Сергеевой.
Нашей целью стало: – развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение;
Были определены задачи ЦИПР:
- оказание содействия в социализации детей раннего возраста посредством организации игровой деятельности;
- разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
- консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, а также их обучение способам применения различных видов игровых средств;
- формирование у детей чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;
- 5. взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям.
При планировании воспитательно-образовательной деятельности ЦИПР нами был разработан перспективный план работы на каждый квартал:
Формирование мотивации на взаимодействие путем вовлечения детей в игровые упражнения.
– вызвать интерес к совместно йдеят-ти с педагогом;
познакомить детей с предметами ближайшего окружения.
- 1,2 недели
– Цвет, форма: красный, кубик. - 3,4 недели
– Цвет, форма:
красный, шар
– Части тела:
обучать ориентировке в схеме собственного тела.
- 1,2 недели
– Цвет, форма, величина:
Синий, кубик, большой –маленький - 3,4 недели
Цвет, форма, величина:
синий, шар, большой –маленький, такой же.
В ЦИПРе используются следующие формы организации образовательного процесса:
- Подгрупповые игры-занятия с детьми: для ознакомления с окружающим миром, по развитию речи и сенсорики, изобразительной деятельности, по развитию движений, по музыкальному воспитанию;
- Индивидуальные занятия с психологом;
- Спортивные и музыкальные досуги;
- Консультации для родителей.
Игры-занятия с детьми проводятся в присутствии одного из родителей, на которых родитель является активным участником образовательного процесса. На наших занятиях родители (законные представители) на практике узнают, чем можно заниматься с ребенком раннего возраста.
Дети находятся в детском саду 1 час. Однако, с детьми раннего возраста можно проводить образовательную деятельность длительностью не более 10 минут. В связи с этим чтобы увеличить время воспитательно-образовательной деятельности, и при этом не перевозбудить нервную систему детей, нами были разработаны конспекты комплексных игровых занятий. Каждое игровое занятие содержит несколько различных видов деятельности: дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры, рисование и т.д.Смена деятельности помогает сохранить внимание детей и снимает утомляемость.
Все игровые занятия объединены одним сюжетом, что делает переход от одного вида деятельности к другой тематически логичным.
Приведем пример одного из занятий:
Развитие речи .Тема: “Лошадка”.
1. Основная часть.
Детей встречает воспитатель с надетой на руку лошадкой (перчаточный театр). Приветствует детей.
Воспитатель: К нам в гости сегодня прискакала лошадка и принесла с собой портрет своей семьи (воспитатель показывает картину “Лошади на лугу”).
– Рассматривание картины: Лошади
Воспитатель: Дети , посмотрите кто здесь пасется на лугу? Большая мама лошадь, папа конь и маленькие детки жеребятки. (Воспитатель сопровождает речь показом каждого животного и интонационно выделяет слова большие и маленькие.)
Воспитатель предлагает детям самим показать на картине больших лошадей и маленьких жеребят.
Звучит музыка и в группу ввозят лошадку-качалку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам прискакал? Правильно ,лошадка! Давайте к ней подойдем, погладим ее по гриве.
– Посмотрите какие у нее большие глаза. Покажите где у лошадки глазки? А у вас?
– Посмотрите, какие длинные ножки у лошадки! А вот и пушистый длинный хвост. (Каждому ребенку предлагается потрогать и найти хвост у лошадки, гриву, ножки и т.д.)
– Я вам сейчас прочитаю стихотворение про нашу гостью.
2. Чтение стихотворения А.Барто “Лошадка”(показ лошади-качалки).
Я люблю свою лошадку,
Причешу ее шерстку гладко,
Гребешком приглашу хвостик
И верхом поеду в гости!!
Что бы кататься на лошадке ее нужно покормить овощами и фруктами :раздача ведерок каждому ребенку: нужно собрать овощи ,фрукты в ведро .
Воспитатель: Молодцы, покормили нашу лошадку!
Мы с вами ребята тоже поедем кататься на лошадке. (Мамы сажают детей на колени.)
Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровненькой дорожке, на одной ножке.
По кочкам ,по кочкам – в ямку бух!!
3. Подвижные игры под музыку.
а) А теперь мы с вами превратимся в жеребят. Под музыку будем резвиться как лошадки: раздаем лошадок на палке. Лошадки ходят по лугу и щиплют травку, резвятся и бегают.
Артикуляционная гимнастика : цоканье язычком.
б) Лошадки любят когда их украшают лентами, а так как мы тоже лошадки и мы будем танцевать с лентами.
Воспитатель: Молодцы, мы с вами так быстро бегали, как настоящие лошадки! И нам с вами нужно немного отдохнуть.
4. Работа с конструктором “ЛЕГО”.
Дети садятся на пол.
Воспитатель: У меня есть волшебный мешочек (в нем лежат лошадки, раздать детям).
– Лошадки пасутся на лугу, а что бы они не убежали нужно сделать загончик.
И очень, надо сказать, удачная для семей с маленькими детьми.
Центры появились сравнительно недавно - с 2012 года. Это было вызвано повышением рождаемости и большим количеством детей до 3-х лет, которые не могли попасть в детский сад в связи с дефицитом мест. Чтобы компенсировать этот дефицит и были открыты Центры игровой поддержки ребенка (или сокращенно - ЦИПР), сначала в городских психолого-педагогических центрах, а потом и во многих (но не во всех) обычных муниципальных детских садах.
Финансируются ЦИПР из областного бюджета, поэтому для мам и пас маленьких детей все занятия и мероприятия в ЦИПР бесплатны! Согласитесь, это очень неплохо для бюджета семьи ☺️
В ЦИПР принимаются дети, которые не посещают группы детского сада.
В каждом регионе и городе могут быть свои условия работы ЦИПР, но чаще всего в ЦИПР принимаются дети в возрасте от 1 года.
Зачем посещать ЦИПР? На это есть несколько причин:
- ЦИПР - это возможность интересно и с пользой провести время со своим ребёнком . Занятия для мам и малышей чаще всего проходят раз или два в неделю. В группе, как правило, до 10 пар мама-ребёнок (но никто не будет против, если на занятие с малышом придёт папа или бабушка). Занятие длится от 40 минут до часа. За это время педагоги предлагают мамам и малышам поиграть в разнообразные игры, соответствующие возрасту детей: музыкальные (песенки, общие хороводы), познавательные (пирамидки, кубики, сортеры), социальные (чаще всего из русского народного фольклора). На занятиях малыши с удовольствием играют, слушают потешки, запоминают простые песенки и движения, учатся находиться в коллективе и общаться с другими детьми и взрослыми.
В отличие от платных центров, которых сейчас достаточно много, здесь не приходится сомневаться в квалификации педагогов, работающих в группе, а также в адекватности подобранного для занятия материала. - В ЦИПР родители могут обогатить арсенал игр для общения со своим малышом. Часто молодым мамам сложно разобраться в разнообразии, предлагаемом в интернете. В ЦИПР мамам подскажут, какие и когда игры использовать.
- В ЦИПР родители могут пообщаться с другими мамами и папами. Не секрет, что "сидеть в декрете" порой утомительно. В ЦИПРе есть возможность познакомиться с такими же молодыми родителями. Часто мамы объединяются и ходят вместе не только на занятия, но и на прогулки.
- В ЦИПР можно посмотреть на своего ребёнка со стороны и сравнить его с другими детьми. Это, поверьте, бывает очень полезно. Как на ладони, видны особенности малыша, его темп развития, слабые и сильные стороны. Здесь же Вы сможете получить квалифицированную консультацию специалиста, она будет бесплатна.
С какой стороны не посмотри, получается, ЦИПР нужен всем: и малышам, и родителям.
Читайте также: