Цели профилактики вредных привычек в школе

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время в нашей стране наблюдается рост числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности, преступности и количества детей, подверженных вредным привычкам.

Вредные привычки и их последствия – это тема, которая все больше волнует и тревожит наше общество. Наиболее активно поднимают ее люди, которые имеют непосредственное отношение к воспитанию и охране здоровья подрастающего поколения. Дети младшего дошкольного возраста и подростки представляют собой группу повышенного риска.

Вредными считаются те привычки, которые мешают человеку жить полноценной жизнью, не дают ему возможности реализовать себя как личность. Иметь их – это значит всегда идти по пути наименьшего сопротивления, что, конечно, гораздо проще, чем добиваться хорошего, преодолевая множество преград и делая усилия над собой. В человеческом багаже немало вредных привычек, но среди них есть пристрастия особые: пагубная тяга к алкоголю, курению, токсическим веществам, наркотикам.

Особое внимание специалистов привлекает проблема злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Это объясняется ее особой актуальностью – распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны.

Сравнительный анализ показателей наркологичекой заболеваемости детей и населения в целом свидетельствует о том, что в последнее время уровень заболеваемости наркоманией среди детей был в два раза выше, чем среди всего населения, а заболеваемость токсикоманией – в 8 раз. Дети злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз чаще, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11, 4 раза чаще, чем взрослые.

В настоящее время без организации профилактической работы невозможно добиться позитивных результатов в решении проблемы вредных привычек. Сегодня профилактика вредных привычек становится одной из важнейших социальных задач общества, решение которых стоит особо остро.

Основной целью педагогического процесса является воспитание и формирование всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной личности. Добиться таких результатов возможно только при проведение профилактики вредных привычек среди детей и их родителей. Ведь предотвратить беду намного проще, чем потом с нею бороться!

Влияние вредных привычек на организм подростка

Алкоголизм - это вредная и страшная привычка. Привыкание к алкоголю происходит незаметно как для пьющего, так и для окружающего, и заканчивается хроническим алкоголизмом, создающим в семье тяжелый психологический климат, который оказывает непоправимое отрицательное влияние на детей, их воспитание и здоровье. Особенно недопустимо привлекать и приучать детей и подростков к алкоголизму. Привыкание детского организма к алкоголю происходит быстро.

Алкоголь влияет отрицательно и на половые железы. Снижается выработка половых гормонов, что приводит к преждевременному старению и нарушениям половой функции. Организм, получающий с раннего возраста алкогольные дозы, не может вырасти здоровым.

Курение табака приравнивают к наркоманиям. Благодаря никотину (веществу, которое обладает специфическим действием на вегетативную нервную систему) человек испытывает своеобразное эйфорическое состояние.

Курение отрицательно влияет: на нервную систему; мозговое вещество надпочечников; артериальное давление; дыхательный центр; привратник желудка (вызывает спазм, нарушается секреция желудочного сока); ритм сердечных сокращений.

Из всех веществ табачного дыма 30 особенно вредны (бензопирены, которыми богат табак, провоцируют перерождение тканей, возникновение опухолей). При курении особенно страдает сердечно-сосудистая система (может возникнуть спазм коронарных сосудов, а длительный спазм ведет к инфаркту). Подвержены изменениям и другие сосуды (развивается атеросклероз). Нарушение питания подкожных сосудов ведет к преждевременному старению и желтой коже лица. Воспаляется также слизистая оболочка трахеи и бронхов. Образуется застой слизи в легких, что приводит к постоянному кашлю. Иммунитет у курильщиков ослаблен. 80% курящих страдают одной из форм заболевания легких. По статистике до 4 млн человек в мире умирает ежегодно от табака.

Так как у подростков легкие еще не сформированы, они особенно страдают от курения. У молодых курильщиков ухудшаются процесс запоминания и внимание. Нарушаются работоспособность, зрение, слух, обоняние.

Токсикомания - это злоупотребление теми веществами, которые не входят в список наркотиков. Это различные химические, биологические лекарственные вещества, которые вызывают привыкание и зависимость. К токсическим веществам относятся летучие вещества наркотического действия (бензин, клей, химические растворители). В большинстве случаев при токсикомании отмечаются те же явления наркотической зависимости, но степень выраженности их меньше, хотя они также приводят к нарушению физического и психического здоровья. Токсикомания характерна для детей с 9 до 16 лет. Большинство из них вылечивается, но имеет заболевания, меньшинство – становится алкоголиками и наркоманами.

Токсикомания приводит к разным осложнениям в организме - токсическое поражение печени, гибель клеток головного мозга и энцефалопатии, частые пневмонии, язвы на слизистых оболочках рта и дыхательных путей, постоянный насморк, носовые кровотечения, мочекаменная болезнь.

Наркомания – это тяжелейшее заболевание, приводящее к серьезным расстройствам здоровья, инвалидности, распаду личности и смерти в молодом возрасте.

Прием наркотика становится более регулярным. Пропадает депрессия, улучшается настроение. Но все это только на время. А хочется подольше побыть в состоянии эйфории. Да и организм уже начал настраиваться на регулярное наркотическое опьянение. Для него это становится нормой. Так человек попадает в зависимость.

Одни наркотики считаются более сильными, другие - менее. Но беда заключается в том, что, начав с них, человек чаще всего жаждет все новых ощущений и переходит к более сильным наркотикам. А это приводит к гибели более 34 тысяч человек в России ежегодно. Наркотическая зависимость может наступить уже через 3-7 дней приема. А если это длится в течение 20 дней, то в большинстве случаев наступает 100%-ная зависимость. Жизнь наркоманов коротка - 3-5 лет, не более. А смертность среди юных наркоманов увеличилась за последние годы в 42 раза. Ведь появляются новые наркотики со все усиливающимся эффектом. Например, силобицин, который готовят из грибов-галлюциногенов. Действие 1 г этого наркотика приравнивается к 10 г героина.

На первой стадии заболевания возникает стойкая психическая зависимость, появляется психический дискомфорт. На второй стадии происходит поражение головного мозга, возникают психические изменения, которые характеризуются деградацией личности, падением работоспособности, сужением круга интересов.

По мере развития болезни наступает время, когда нервная система не способна выполнять свои функции без наркотика.

Человечество не может оставаться на месте. Прогресс, движение вперед - это норма его жизни. Человеку не уйти ни от нового, ни от появляющихся в связи с этим проблем. Новые компьютерные технологии не могли не оказать влияния на людей, на их успехи, здоровье, психику. Сначала шел процесс адаптации. Затем компьютер стал предметом пов-седневного пользования.

От чрезмерного увлечения компьютером падает зрение, дети становятся вялыми, малоподвижными или, наоборот, впадают в депрессию. Отрицательно это сказывается и на формировании растущего, еще не окрепшего организма. Последствия связаны даже с проблемами в половой сфере.

Компьютерная зависимость - это болезнь. Каждый родитель должен прежде всего знать симптомы компьютерной зависимости.

• Дети проводят за компьютером большую часть своего свободного времени. Некоторые из них доводят это время до 6-10 часов в сутки.

• Уход от друзей реальных к виртуальным - это тоже один из признаков зависимости.

• Когда родители все-таки замечают, что игра становится для ребенка смыслом и содержанием его жизни, они налагают запрет на чрезмерное увлечение. Если в подобной ситуации ребенок не просто расстроен, а очень тревожен и даже агрессивен, то из этого следует, что его уже коснулась проблема компьютерной зависимости.

• Могут начаться обман, пропуски школы, потеря интереса к ранее любимым занятиям, постоянное требование денег на покупку новых игр или дополнительную не предусмотренную семейным бюджетом, оплату Интернета - все для того, чтобы посидеть лишний раз за компьютером, коснуться своего мнимого могущества в виртуальном мире.

• Иногда, в процессе игры, ребята настолько начинают отождествлять себя с виртуальными героями, что начинают всерьез беседовать с ними и даже с самими собой.

• Если ребенка игра захватывает до такой степени, что он, бывший чистюля, уже не обращает внимания на свой внешний вид и личную гигиену, а порой забывает даже поесть, знайте, что это тоже тревожный симптом.

• Если для улучшения настроения ребенок использует видеоигры, то болезнь уже рядом.

Профилактика вредных привычек

Профилактика зависимостей от вредных привычек в настоящее время становится не просто актуальной, а обязательной, т. к. является более эффективным средством, чем лечение сформировавшихся болезней.

Проведение профилактических мероприятий должно стать неотъемлемой часть воспитательного процесса в каждой школе. Такие мероприятии в целом способствуют сохранению жизни, здоровья и психического благополучия школьников, формированию у них здорового образа жизни, принятию большей ответственности за свое поведение, созданию некоего барьера препятствующему началу экспериментирования с вредными привычками.

В настоящее время проводятся основные виды профилактики вредных привычек :

• Работа с родителями,

• Воспитательно – педагогическая работа с учащимися,

• Органиационно – методическая работа по предупреждению вредных привычек.

В школе есть учащиеся с аддиктивным поведением. Аддиктивное поведение – это одна из основных форм отклоняющегося поведения с наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, путем злоупотребления различными веществами (табакокурение, алкоголь, токсические вещества, наркотики) или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

Цель проекта : воспитание здорового образа жизни и активной жизненной позиции учащихся.

Задачи проекта :

• воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• воспитание человека, который бережет свое здоровье и здоровье окружающих;

• формирование навыков общения и способности оценивать свое поведение и нести ответственность за свои поступки;

• обучение ребят отстаивать свое мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников;

• ознакомление с причинами злоупотребления токсических веществ, наркотиков, никотина, алкоголя;

• формирование у обучающихся осознанно – отрицательное отношение к наркотикам, токсическим веществам, сигаретам, алкоголю, киберзависимости.

Участники проекта : учащиеся 7 класса, классный руководитель, родители, школьный педиатр, педагог – психолог.

Подготовительная работа: анкетирование, составление плана проекта, подбор литературы по теме, консультации по подготовительной работе со специалистами, согласование вопросов с психологом, разработка мероприятий.

Длительность проекта : четыре месяца (сентябрь - декабрь 2018 – 2019 учебного года).

Этапы деятельности классного руководителя в данном проекте :

I. Диагностико – аналитический этап (анкетирование).

II. Планирование воспитательного процесса по проекту.

III. Организация воспитательной работы с учащимися и родителями по профилактике вредных привычек.

IV. Выводы по результатам проделанной работы по реализации проекта.

Первый этап проекта. В начале учебного года были проведены диагностика и анкетирование (приложение 1) классного коллектива.

1. изучение личности каждого учащегося (оценка уровня воспитанности личности).

2. изучение характера классного коллектива (оценка уровня воспитанности коллектива).

3. анализ семейного воспитания каждого ребенка.

Анкетирование проводится с целью получения информации о вредных привычках школьников, а именно о формировании привычек курить, употреблять наркотические, токсические вещества, алкоголь, злоупотреблении компьютером; выявления роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.

Анкета помогает получить информацию о владении теоретическими сведениями по данному вопросу; дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников; помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей; дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.

Второй этап проекта – составление плана (приложение 2). План составляется, опираясь на результаты анкетирования и диагностики каждого ученика и всего классного коллектива. В плане проекта акцентировалось внимание на воспитание здорового образа жизни учащихся и профилактику вредных привычек.

Все мероприятия проходили в разнообразных методических формах. Это классный час, урок – игра, сюжетно – ролевая игра, викторина, беседа, индивидуальная беседа, конкурс, встреча, ситуативный практикум.

Велась просветительская работа среди родителей о пагубном влиянии вредных привычек на детский организм с целью привлечь родителей к профилактической работе по предупреждению вредных привычек (приложение 3). С целью выявления игровой и компьютерной зависимости среди детей было проведено анкетирование родителей (приложение 4).

На внеклассных занятиях выполнялись поставленные цели и задачи: образовательные, воспитательные, коррекционно – развивающие.

Четвертый этап проекта – выводы по результатам проделанной работы по реализации проекта.

Критерии эффективности проекта :

1. Самооценка деятельности классного руководителя.

2. Самооценка деятельности педагога – психолога.

3. Самооценка деятельности педиатра.

4. Количественное сравнение учащихся (отношение к вредным привычкам) до осуществления данного проекта и после реализации проекта :

• по заключениям и рекомендациям специалистов,

• по наблюдениям за поведением учащихся.

5. Отзывы родителей учащихся.

В декабре было проведено повторное анкетирование среди учащихся 7 класса. Сравнивая данные анкетного опроса до осуществления (рис. 1) и после реализации проекта (рис. 2) и учитывая оценку эффективности проекта, была выявлена положительная динамика (рис. 3) :

• На 2 человека меньше стало употреблять токсические вещества,

• 4 учащихся перестали курить. Несколько человек задумались о вреде курения и курить стали меньше, а со временем решили покончить с курением,

• 2 школьника сделали вывод, что алкоголь – это яд для организма и употреблять его нет необходимости,

• 5 учащихся решило использовать компьютер и Интернет только для обучающих целей.

Рис. 1. Данные анкетного опроса школьников (сентябрь 2018г.)

Рис. 2. Данные анкетного опроса школьников (декабрь 2018г.)

Рис. 3. Результаты эффективности проекта.

Профилактика вредных привычек в младшем школьном возрасте направлена в первую очередь на формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации и поэтому имеет специфические особенности. Очень важно сформировать у детей культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья, его значимости позволяет ребенку понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

В моем проекте главный акцент сделан на то, как помочь ребенку избежать наркотиков, токсических веществ, употребления сигарет, алкогольных напитков, использование компьютера и Интернета в разумных целях; и пропагандирование здорового образа жизни.

Если ребенку ничего не рассказывать о токсических, наркотических веществах, никотине, алкоголе, о негативном влиянии на организм чрезмерного использования компьютера, мобильного телефона, то ребенок может предполагать, что это безвредно для здоровья и разрешено для использования.

Педагогика как наука заключает в себе многолетний опыт воспитания и обучения подрастающего поколения. Эта наука является результатом многовековых исследований закономерностей формирования личности.

Многие ученые – теоретики и практикующие педагоги сходятся во мнении, что основной целью педагогического процесса является воспитание и формирование всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной личности.

Дети прекрасны, однако, воспитание их – нелегкий труд. Воспитание ребенка – это наиболее важная миссия из всех, которую каждый из нас будет когда – либо иметь в нашем обществе. Это трудная, но необходимая работа.

Мы (педагоги) и родители должны помочь детям научиться вырабатывать разумные решения и наслаждаться безопасным, здоровым и счастливым детством и юностью. Работа педагога основана на понимании, терпении, любви и практике!

Воспитание привычек у дошкольника Воспитание привычек у дошкольника Подготовила: Багно Е. Н., воспитатель С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вредные привычка школьников – предмет огорчения педагогов и родителей. Для того чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная профилактика, которая убережет их от пагубной зависимости.

Вредные привычки – проблема, с которой очень часто сталкивается современная молодежь.

Если раньше вредными привычками страдали подростки старшего возраста, то настоящий момент - это характерно для учеников школы. Чем же привлекают ребят столь пагубные привязанности? Скорее всего, как выглядят взрослые.

Значимое место, если не одно из главных, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике употребления алкоголя, никотина, ПАВ среди подростков.

Общая цель всей деятельности в данном направлении – не только научить ребенка объективно оценивать свои действия и поступки (соответственно особенностям своего возраста), а развить веру в свои возможности и силы, адекватно реагировать на сложную жизненную ситуацию и делать свой собственный выбор. Помочь ему достигнуть социально-значимых результатов в жизни, и получить грамотно и своевременно дозированную информацию о разрушающем эффекте вредных привычек не только на организм человека, но на саму жизненную ситуацию.

Система построения работы педагога психолога и социального педагога в направлении пропаганды здорового образа жизни и предупреждение вредных привычек у подрастающего поколения строится следующим образом.

К началу учебного года составляется годовой план мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди учащихся. В него включаются следующие разделы: организационные вопросы, воспитательная работа с учащимися, спортивно-оздоровительные мероприятия, работа с родителями, работа с классными руководителями и учителями.

Следующий этап в данной работе это выявление неблагополучных семей и учащихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табакокурению и корректировка индивидуального учета подростков, состоящих на всех видах учета (запросы в КДН, ПДН).

Работа психолога в направлении профилактики вредных привычек и формирования мотивации на здоровый образ жизни, ведется в трех основных направлениях:

Педагог-психолог и социальный педагог школы проводят следующую работу по предупреждению вредных привычек у учащихся:

· диагностирование школьного микрорайона с целью выявления микроучастков, отрицательно воздействующих на детей;

· информационно – просветительская работа - классные часы, направленные на профилактику вредных привычек;

· диагностика – анкеты, тесты, опросники, направленные на выявление подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, ПАВ, табакокурения или вовлеченных в употреблении;

· тренинговые занятия, выпуск буклетов, показ презентаций и видеороликов, видеофильмов;

· консультации по вопросам профилактики алкоголизма, табакокурения, наркозависимости и лечениях их последствий;

· разработка рекомендаций для родителей;

· организация встреч с врачом – наркологом Любимцевым А.М., старшим инспектором ПДН ОМВД по Шатковскому району Ушевым О.Л. На этих встречах учащимся рассказывают о вреде курения, алкоголизма и наркомании, а так же какие могут быть последствия.

· выступления на родительских собраниях (по запросам).

Очень важно, чтобы ребёнок с ранних лет понимал мнения всех членов семьи о здоровом образе жизни и о том, насколько он важен.

Первое, о чём нужно помнить, это то, что мама и папа должны стать для ребёнка положительным примером. Важно не просто читать ему нотации, а на своем примере показывать, насколько яркой и насыщенной момент быть жизнь без вредных привычек. Если мама подрастающей дочери позволяет себе курить, то слова родительницы о вреде курения будут звучать достаточно комично. С самых ранних лет необходимо приучить ребёнка к правильному питанию, правильному распорядку дня, заниматься домашним делом и спортом.

Очень хорошей профилактикой вредных привычек служат занятия в спортивных секциях школы. Там, как правило, собираются дети и родители, ведущие здоровый образ жизни. Любое занятие или хобби само по себе является хорошей профилактикой от вредных привычек. Школьник, увлеченный каким – либо занятием, будет тратить свободное время исключительно на него. У него уже не возникнет желания бесцельно болтаться по улицам с сигаретой и пивом в руках. В борьбе за правильный образ педагоги и родители школьников должны действовать согласованно и слаженно. Лучше объединить свои усилия.

Профилактика вредных привычек у школьников – задача, которая должна стоять как перед педагогами, так и перед родителями учеников. Она должна стать обязательным элементом воспитательной работы.

Именно так удастся достигнуть желаемой цели быстрее. Кроме этого родители всегда должны поддерживать связь с педагогом, узнавать у них него обо всем, что связано с их ребёнком. Именно, это является одним из правил достойного воспитания.

Совершенствование навыков по профилактике вредных привычек обучающихся.

Профилактика вредных привычек.

Выявлять творческие возможности по пропаганде ЗОЖ;

Учить извлекать полезную и нужную информацию о БЖ и ЗОЖ.

Цель моей педагогической деятельности - пропаганда ЗОЖ обучающихся. Именно учитель может сделать для сохранения здоровья обучающихся гораздо больше, чем врач. Знания о здоровье человека, социальной среде, умения и навыки по их сохранению помогают развитию личностных качеств ребёнка, то есть формируют культуру здоровья, имидж здорового образа жизни.

Для достижения поставленной цели я определила задачи:
1. Изучать и наблюдать за состоянием здоровья детей в процессе обучения .
2. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательно-воспитательном процессе
3.Формировать мотивацию к ЗОЖ.

4.Активная работа по профилактике вредных привычек подростков.

Пути воспитания ЗОЖпо профилактике вредных привычек разнообразны:это комплекс оздоровительно-образовательной работы,мотивация к активному образу жизни, природно-оздоровительной, эстетической, нравственной направленности в сочетание с образованием детей по вопросам укрепления и сохранения здоровья: отказ от вредных привычек.

Школа - это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо.

Работа с родителями является одним из главных направлений в формировании и совершенствовании навыков сохранения ЗОЖ, профилактике вредных привычек,которые могут убивать наших подростковНа родительских собраниях рассматриваются вопросы режима дня подростка,воспитание трудовой дисциплины подростков, формирование сознательного отношения к учебе, выбору профессии, свободное время подростков, их увлечения, досуговая деятельность, вопросы ЗОЖ,ПДД и другие.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.Связано это с тем, что школа,как центр социализации,призвание которой-дать человеку адекватные знания,воспитать его,не смогла противостоять негативным тенденциям в изменении образа жизни людей.Не для кого не секрет, что в последние десятилетия в несколько раз увеличилось употребления алкоголя,табака,наркотиков,появились новые виды зависимостей/компьютерная, мобилозависимость,/которые, серьезно сокращают здоровье детей.

Родители позитивно воспринимают рекомендации школы по вопросам привития здорового образа детям, профилактике вредных заболеваний. Воспитание начинается в семье; рассматриваются вопросы нравственного и эстетического направления:


Цели:

образовательная – обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).

развивающая – создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством: освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки; развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям;

воспитательная – воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Форма урока: комбинированный урок с использованием следующих педагогических и воспитательных технологий:

личностно – ориентированная технология;

Материально-техническое обеспечение:

Карточки обратной связи 3 цветов: зеленого, желтого и красного (по количеству участников);

карточки с разрезанными частями пословиц и поговорок

опережающее задание – цитаты, рисунки;

План урока:

Обратная связь (рефлексия) – оценка впечатлений учащихся о проведённом уроке.

1. Вступительное слово учителя.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить на уроке.

В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!

Из истории табака. (1 обучающийся)

Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

Из истории алкоголя. (2 обучающийся).

А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла. Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”.

Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии уличенных в пьянстве заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964, 1982 годах появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.

Учитель: Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?

Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?

Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?

На эти вопросы попытайтесь ответить в группах. Работа в группах по направлениям:

меры для предупреждения курения;

причины употребления алкоголя, пива;

последствия употребления алкоголя, пива;

меры для предупреждения употребления алкоголя, пива.

Работаем 5 минут.

Краткие выступления обучающихся и комментарии учителя. Результаты работы оформляются на доске на бумажном носителе (раздаточный материал - бумага).

Примерные ответы обучающихся:

Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя:

- желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”,

- быть “крутым”; “легкое” общение,

- неумение отдыхать без допинга,

- пример друзей и взрослых,

- наличие свободных денег;

- влияние кино, телевидения, рекламы;

-от нечего делать,

- уйти от проблем.

Наиболее характерные последствия табакокурения:

Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.

Раковые заболевания легких, гортани.

Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.

Спазм артерий, облитерирующий эндоартрит, инфаркт, инсульт, мигрень.

Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.

Расстроена работа потовых и сальных желез.

Волосы истончены, секутся и выпадают.

Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция.

Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.

Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.

Понижается острота слуха.

Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.

“Синдром хронической усталости”.

Последствия употребления алкоголя:

Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).

Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.

Сердечно - сосудистые заболевания, инфаркт.

Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит.

Снижение сексуальной потенции, влияние на беременность (потеря ребенка, преждевременное появление).

“Синдром хронической усталости”.

Раннее старение (особенно девушек).

Ухудшение работы желез внутренней секреции.

Меры для предупреждения:

Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.

Запретить рекламу сигарет.

Запрет со стороны родителей.

Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.

Получать достоверную информацию о вреде.

Принятие самостоятельного решения: да или нет!

Учитель: А сейчас разделимся на две команды (можно по рядам). Нам нужно выбрать жюри, которое будет оценивать работу команд. Предлагаю это сделать гостям урока. Даю 1 минуту на обдумывание названия команд. Приступаем к работе.

Итак, первый конкурс пословиц.

В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная мудрость. Группам предлагается составить по 10 пословиц; начало каждой из них написано на одном листе, конец – на другом. За каждый правильный ответ – 1 балл. Работаем 5 минут.

Хмель шумит, | а ум молчит.

Дали вина, | так и стал без ума.

Пьяному море по колено, | а лужи по уши.

И худой квас лучше | хорошей водки.

Кто вино любит, | тот сам себя губит.

Работа денежки копит, | хмель их топит.

Вино полюбил – | семью разорил.

Водка и труд | рядом не идут.

Кто чарки допивает, | тот веку не доживает.

Невинно вино, | но проклято пьянство.

Если хочешь долго жить,

Умей не пить и не курить!

Здоровый образ жизни моден,

От куренья стань свободен.

Алкоголь нам всем опасен,

Без него наш мир прекрасен.

Давайте люди всех планет

Группы зачитывают получившиеся стихотворения. Жюри оценивает в баллах.

Учитель: Следующее задание - экспресс-опрос. Я задаю вопрос, вы поднимаете карточку с номером ответа. Жюри фиксирует результаты. (Раздаточный материал – карточки с цифрами).

Френсис Дрейк – 16 век.

Христофор Колумб – 15 век.

Васко да Гама – 15 век.

Царь Михаил Федорович.

Из-за частых пожаров.

Для сохранения здоровья.

О причинах пьянства. (2, 5, 13).

Пьянство – угроза жизни и здоровью человека (1, 9, 13,14, 16, 19, 20, 23).

Алкоголь и труд (4, 6, 11, 12, 18, 21, 22, 24).

Пьянство и семья. (3, 10, 15).

Народные рекомендации тем, кто употребляет алкоголь (7, 8, 17, 21).

За каждый правильный ответ 1 балл. Баллы каждого члена команды суммируются и добавляются к общекомандному результату. Работаем 5 минут.

1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь.

2. Начинается пьянство с легкомыслия.

3. Без ума пьет - без угла живет.

4. Водка и труд рядом не идут.

5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.

6. Веселая голова живет спустя рукава.

7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки.

8. Пей за столом, а не пей за столбом.

9. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы.

10. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез.

11. Водка белая, но красит нос и чернит душу.

12. Когда вино входит – тайна выходит.

13. Вино веселит, да от вина голова болит.

14. Водку пить – ум топить.

15. Счастлив тот, кто вина не пьет.

16. Вино веселит сердце, да человека губит.

17. Не упивайся вином – будешь крепче умом.

18. Как хватил через край, так все пропадай.

19. Дали вина – так и стал без ума.

20. Пьяному море по колено, а лужи по уши.

21. Пей, да дело разумей.

22. Работа денежку копит, а хмель ее топит.

23. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато.

24. Вечером пьяница, утром лентяй.

Учитель: Мы заканчиваем свое соревнование, дадим возможность жюри подвести итоги. А мы пока с вами подведем итоги нашего урока.

Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.

Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить.

Я прошу вас оценить проведённый урок поднятием карточки того цвета, который соответствует вашему настроению. Зеленый цвет – я принял решение вести здоровый образ жизни; желтый – я задумался о выборе здорового образа жизни; красный – я не собираюсь отказываться от соблазнов.

Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.

Дружба и свет любимых глаз,

Шум и радость жизни,

И служение Отчизне.

Новых звезд и открытий блеск,

А не вредных соблазнов треск.

Их не выбираешь,

А то жизнь ты проиграешь!

Вредные привычки, это порождение варварства, мёртвой хваткой держат человечество со времён седой старины и собирают с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. Я думаю, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам избежать этой участи.

Читайте также: