Цель выразительного чтения в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Статья посвящена проблеме формирования навыка выразительного чтения у младших школьников. Автор рассматривает процесс работы учителя над выразительным чтением детей. Особое внимание уделяется исследованию этапов и средств выразительного чтения.

Содержимое публикации

Рамина Дамиркызы Рамазанова

Учитель начальных классов

Казахстан, Усть-Каменогорск

rmznova 94@ mail . ru

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования навыка выразительного чтения у младших школьников. Автор рассматривает процесс работы учителя над выразительным чтением детей. Особое внимание уделяется исследованию этапов и средств выразительного чтения.

Ключевые слова: [полноценный навык чтения, выразительное чтение, техника речи, интонация]

Введение

Полноценный навык чтения включает в себя 4 компонента: правильность, осознанность, беглость и выразительность. Выразительность является важным компонентом в обучении учащихся полноценному навыку чтения. Владение выразительным чтением помогает учащимся достичь правильного четкого произношения, развивать воображение, расширять словарный запас, делает их речь ярче и образнее. Овладение навыком выразительного чтения позволяет учащимся активизировать свои познавательные процессы, мыслительную деятельность, развивать память и навыки общения. Умение читать выразительно позволит наиболее полно усвоить идейное, нравственное и эстетическое содержание художественного произведения.

С нашей точки зрения, чтобы достичь такого высокого уровня владения выразительным чтением учителю и учащимся необходимо пройти довольно последовательный путь обучения. Конечно же основная роль ложится на учителя.

Учитель на основе задач выразительного чтения целесообразно организует работу с учениками для реализации определенных целей перед ними. Ниже мы приводим следующие задачи:

-совершенствование полноценного навыка чтения т.е. проведение целенаправленной работы над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения;

-формирование читательских умений по работе с текстом;

-формирование первоначальных литературных знаний.

Мы считаем, что выше упомянутые задачи должны осуществляться на уроках чтения. И тогда работа с текстом будет активизировать умственную деятельность детей, формировать мировоззрения и мироощущение.

Задачи и этапы выразительного чтения тесно связаны между собой. Работа над выразительным чтением произведения проходит в следующие этапы:

Педагог должен хорошо владеть технической стороной речи, т.е. дыханием, голосом, дикцией, соблюдением орфоэпических норм. От этого зависит правильное, выразительное чтение[3,с.45].

Техника речи: по мнению М.А. Рыбниковой , в системе работы над выразительным чтением необходимо выделить время для специальных занятий техникой произношения. В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия:

Дыхание: должно быть свободное, глубокое, частое, незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца. Безусловно, умение правильно пользоваться дыханием во многом определяет способность управлять голосом.

Голос: большое значение для выразительного чтения имеет звонкий, приятного тембра, гибкий, достаточно громкий, послушный голос. Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким. Одной из главных задач в постановке голоса является умение пользоваться так называемой атакой звука, чтобы на основе правильного дыхания добиться свободного, ненапряженного звучания. Атака звука – это способ смыкания голосовых связок в момент перехода от дыхательного положения к речевому. Голос имеет особые свойства: силу, высоту, длительность, полезность, качество. Эти свойства голоса, собственно, и являются условием выразительности речи.

Тембр голоса — средство выразительности устной речи и чтения. Волнение, грусть, радость, подозрение — все это отражается в голосе. В состоянии возбуждения, подавленности и др. голос меняется, отклоняясь от обычного звучания. Это отклонение называют эмоциональной окраской, тембром.

Дикция: одно из важнейших качеств речи преподавателя. Поэтому работу над дикцией рекомендуется начинать с артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц. Дикция – четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка.

Орфоэпия: неправильные ударение в словах, фонетические отклонение от общепринятых норм произношения являются грубыми нарушениями правильности речи, без которой невозможна выразительность речи. Орфоэпия устанавливает нормы литературного произношения[4,с.105].

Мы считаем, что учителю очень важно знать средства выразительности устной речи и свободно владеть ими. С их помощью педагог передает суть произведения.

Для того чтобы правильно преподнести текст, учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения:

Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Демонстрация образца выразительного чтения имеет цель:

во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель;

во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателем понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению;

Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Обучение выразительному чтению - сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, так как органически обусловливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работой над идеей произведения.

Работа над языком произведения – тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения, если ими не понята форма произведения, поэтому наблюдения над изобразительно-выразительными средствами становится органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения.

Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателем свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи.

1. Членит речевой поток.

2. Оформляет высказывание в единое целое.

3. Различает коммуникативные типы высказывания.

4. Выделяет важное.

5.Выражает эмоциональное состояние.

6. Различает стили речи.

7. Характеризует личность говорящего.

Интонация описывается при помощи акустических параметров: интенсивности, длительности, частоты основного тона и спектра. Интонация должна быть живой, яркой.

Чтобы представить себе ее более отчетливо, рассмотрим отдельные компоненты, составляющие интонацию:

1. Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабление. Она выражается, во-первых, в общей громкости звучания, но и в выделении наиболее значимых слов.

3. Пауза – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом.

4. Темп и ритм – обязательные компоненты, участвующие в создание определенной интонации. Эти выразительные средства между собой Станиславский объединял их в единое понятие темпоритм [7,с.28].

Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения – прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса.

5. Мелодика речи – движение голоса по звукам разной высоты. Именно с работы над мелодикой чтения начинается формирования выразительности речи в начальных классах.

6. Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношения к тому, о чем говоришь или читаешь.

7. Тембр – это природная окраска голоса, которая в той или в иной степени остается постоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу… Тембр в определенной степени можно менять.

8. Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей. Неязыковые средства выразительности органично связаны с интонацией, а их характер зависит от ситуации и содержания высказывания, поэтому их никогда не надо придумать. Педагогу целесообразно соблюдать правила использования неязыковых средств выразительности. Приведем здесь некоторые из них:

- на уроке лучше стоять. Такое положение помогает овладеть вниманием учащихся, дает возможность наблюдать за аудиторией, держать в поле зрения всех детей;

- не следует расхаживать по классу: хождение отвлекает внимание детей и утомляет их;

- учителю надо держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно;

- следует избегать механических жестов, не оправданных психологически;

- удобная поза, не мешающая дыханию и работе всего речевого аппарата, вызывают у исполнителя чувство уверенности, и помогает найти нужное для исполнения внутреннее состояние.

Важным компонентом исполнения является выразительная мимика. При подготовке к исполнению рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.Все перечисленные компоненты, составляющие интонацию, помогают в усвоение выразительного чтения. Интонация – это ответ на ситуацию разговора. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней: она – проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувства[8,с.148].

Заключение

Я считаю, что формирование у детей выразительного чтения является одновременно сложным последовательным и необходимым процессом в обучении. Основная роль в работе по выразительному чтению принадлежит учителю. Для того чтобы проводить данную работу учителю необходимо:

-знать задачи выразительного чтения;

- соблюдать последовательность этапов;

- владеть средствами выразительного чтения;

-знать условияработы над выразительностью чтения.

Если учитель будет соблюдать вышеперечисленные условия, то у него появляется возможность активизировать умственную деятельность детей, формировать мировоззрения и мироощущение, а также способствовать нравственному, эстетическому воспитанию, развитию речи, мышления и воображения.

Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы./А.А. Леонтьев – М.: Просвещение.- 1981. – 215с.

Рыбникова М.А. Очерки о методике литературного чтения: Пособие для учителя. - 4-е изд., испр./М.А. Рыбникова - М.: Просвещение, 1985. - 288с.

Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах /А.И. Липкина, М.И. Оморокова – М.: Просвещение.- 1967. – 112 с.

Лошкарева Н.А. Рекомендации о развитии общих умений и навыков школьников./Н.А. Лошкарева – Киев.- 1984. – С.17.

Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения /Л.Д. Мали //Начальная школа. – 1981. – №3. – С.27-31.

Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников/ Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – С – Пб.: Специальная литература.- 1997. – 168 с.

Задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы вызвать у детей, пришедших в школу, внимание и интерес к собственной устной речи и к речи окружающих людей, к процессу говорения, нацелить их на постоянное совершенствование своей речи, обращать внимание на тон высказывания, темп, громкость речи, логическое ударение, жесты, мимику. Учителю нужно так построить урок, чтобы можно было увлечь каждого, чтобы даже самый инертный ученик испытал удовлетворение от практических результатов своей работы.

Выразительность речи имеет большое значение в общей системе развития детей. Большую роль играют уроки литературного чтения, которые способствуют усвоению школьниками литературного языка.

Сформировать выразительность речи у детей – это одна из задач обучения в начальной школе. По мнению многих учителей-практиков, выразительное чтение является обязательным компонентом уроков литературного чтения и в процессе развития речи интонационная работа имеет огромное значение. Если правильно организовать процесс обучения, то речь воспитанников становится живой, непринужденной, у учащихся возникает желание к совершенствованию собственной речи, и данные навыки переносятся на чтение художественных произведений.

Наша повседневность позволяет говорить о том, что речь, ее особенности, свойства могут воздействовать на чувства людей, вызывать интерес к сказанному, будить воображение, удерживать внимание и стимулировать последующее общение. Данные свойства речи и принято называть выразительными. Выразительность представляет собой живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, то есть это такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.

В процессе работы по развитию выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения используют различные методы и приемы, основной целью которых является овладение интонационно правильной речью, творческая подача связного текста, работа над восприятием целого текста – его образов, сюжета, идеи; осмысление логического содержания художественного произведения.

Методы для развития выразительности речи :

1) метод творческого чтения, который наиболее характерен для литературного чтения как учебного предмета. Данному методу свойственны такие приемы, как:

- чтением педагогом художественного текста с комментариями;

-постановка на уроке литературного чтения проблемы, которая вытекает из прочитанного и углубляет художественное восприятие обучающихся;

- творческие задания по наблюдениям учащихся либо по тексту произведения.

2) метод объяснительного чтения, который был разработан К. Д. Ушинским. Его требование: чтобы дети при чтении не просто поняли, но и почувствовали произведение. Объяснительное чтение помогает уяснить смысл как отдельных слов и выражений, так и всего текста в целом. На уроках объяснительного чтения младшие школьники получают новые общеобразовательные знания и, в связи с этим, накапливают запас слов, развивают словесно-логическую речь и мышление;

4) метод литературно-художественного чтения, направленный на формирование эстетического вкуса младших школьников, активизации интереса к литературному чтению, как искусству слова.

5) метод показа, основная цель которого заключается не в том, чтобы навязать школьнику готовую интонацию, а в том, чтобы сформировать в их воображении живые картины, возбудить их чувства;

Работа над развитием выразительности речи на уроках литературного чтения включает следующие этапы:

Первый этап, представляющий собой подготовку слушателей к восприятию произведения, называемую вводным занятием. Готовясь к выразительному чтению, педагог пытается как можно глубже и яснее представить изображаемые события. Именно данный этап направлен на то, чтобы заинтересовать читателя в тексте.

Второй этап – первое знакомство с произведением, которое в начальной школе чаще всего реализуется способом выразительного чтения произведения педагогом. В классе педагог предлагает учащимся закрыть учебники и внимательно послушать его. Дети слушают с закрытыми глазами для того, чтобы не рассеивалось внимание. Если у учеников будут открыты учебники, то у них возникнет желание проверять чтеца по тексту, а это рассеивает их внимание. На данном этапе необходимо преподнести текст так, чтобы ученики осознали идею произведения и прочувствовали его.

На первоначальной стадии обучения чтению показ является самым эффективным методом работы. Показ опирается на образцовое чтение педагога. Метод показа реализуется в различных формах. Б. А. Буяльским выделены следующие формы:

- образцовое чтение педагога позволяет детям установить темп, ритм, мелодику чтения, сформировать представление о том, с каким настроении ем читается произведение;

- повторное декламирование педагогом отдельных звеньев в процессе обучения, это позволяет сформировать у школьников представления о том, какую эмоциональную окраску имеет произведение;

- слушание аудиозаписи с образцовым исполнением мастера художественного слова, подражая его интонации, демонстрирующей конкретные чувства, ученик начинает испытывать данные чувства и посредством эмоциональных переживаний осмысляет произведение;

- показательные чтения лучших учащихся, а ученики класса обсуждают удачи и промахи в их чтении. При этом не следует забывать, что стиль данного обучения должен быть деловым и доброжелательным.

Большое значение в развитии выразительности речи младших школьников имеет работа со скороговорками, способствующая выработке чистоты звуков, интонации.

Также, развивая выразительность речи младших школьников, на уроках литературного чтения можно работать над пословицами и поговорками. У учащихся формируется умение выразительно читать пословицу, заучивать ее, объяснять смысл и воспроизводить ту ситуацию, при которой уместно использовать пословицу.

Знакомясь с колыбельными, основное предназначение которых успокоить ребенка, протянуть ниточку любви, которая связывает мать и ребенка, следует исполнять их негромко, нежно, слегка монотонно, однообразно, однако в голосе должна слышаться доброта. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы интонация у детей при чтении колыбельных была успокаивающей, убаюкивающей.

Знакомясь с потешками, учитель должен развеселить детей, научить их весело говорить, весело давать нравственный урок. Очень важно добиваться от младших школьников того, чтобы потешки в их исполнении звучали весело. Прибаутки высмеивают плохую черту характера либо показывают остроумие героя. Поэтому, читая прибаутки, дети должны передать живую, разговорную речь, характер героя.

Развивать выразительность речи можно в процессе знакомства со сказками. Для этого следует учитывать следующие особенности:

- сказку нужно читать в простой, задушевной, разговорной манере, чуть напевно, чтобы учащиеся смогли уловить ее смысл;

- присказка должны читаться живо, заинтересованно, для того чтобы заинтересовать детей, вызвать эмоциональные чувства, чувства радости;

- в зачине и тех местах, где имеются чудесные действия, события, превращения, необходимо соблюдать тон таинственности;

- голос должен звучать приглушенно, с паузами перед эпизодами, в которых рассказывается о необычайных приключениях героев;

- положительные герои требуют теплого, дружеского отношения, ласковой, одобрительной интонации;

- если главный герой страдает, обижен, то голос должен звучать сочувственно;

- отрицательному герою должна соответствовать сухая, неприязненная интонация, которая передает осуждение, недовольство, возмущение;

- после окончания чтения должна быть сделана длинная пауза, которая помогает детям осознать и подготовиться к обсуждению сказки [10, с. 226].

При чтении басен также происходит развитие выразительности речи, для этого необходимо:

- при исполнении басен использовать естественный, близкий к разговорной речи тон;

- чтецу непосредственно обращаться к слушателям, сообщать о событиях, которые как будто бы действительно имели место быть;

- обязательное соблюдение ритмических (построчных) пауз, если басня имеет стихотворную форму;

- учитель, читая басню детям, должен ориентироваться на видение того образа, который непосредственно нарисован автором [1, с. 316].

В начальной школе дети знакомятся с былинами, которые также способствуют развитию выразительности. Рассмотрим правила чтения былин :

- чтение былин должно осуществляться на ритмико-мелодической основе;

- голосом нужно подчеркнуть контраст между главным героем и его врагами, интонацией необходимо передать негативное отношение рассказчика к супротивникам русского богатыря;

- в бытовых сценах величавый тон можно заменять интонациями живой разговорной речи;

- при чтении нужно выделять голосом образные слова и выражения : повторы, сравнения и т. д., на них необходимо делать акцент;

- былину нужно читать мерным напевом, чуть протяжно, с легким акцентированием размера и рифмы.

Поскольку у каждого ученика разная речевая подготовка, то работу над выразительностью речи следует осуществлять, начиная с первого класса, с первых уроков, с упражнений в произношении звуков. Необходимо, чтобы учитель на уроках литературного чтения помог обучающимся выбрать правильную интонацию и темп речи, с тем, чтобы они способствовали правдивому выражению мысли, а звучание голоса ученика было выразительным.

Таким образом, мы приходим к выводу: эффективность формирования выразительности речи младших школьников может быть достигнута в процессе систематической, поэтапной работы, начиная с первого дня обучения в начальной школе.

Липатова Елена Николаевна, учитель начальных классов

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует.

Развитие памяти младших школьников Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Память связывает прошлое человека с его настоящим,.

Развитие связной речи младших школьников Связная речь - это сложное целое, состоящее из одной или нескольких групп предложений, характеризующихся единством темы, чётким выделением.

Развитие творческих способностей младших школьников в досуговой деятельности Понятие досуга часто интерпретируется, как свободное время. Такие исследователи как С. А. Шмаков, Э. В. Соколов и др. внесли огромный вклад.

Читайте также: