Цель предмета самопознания в школе

Обновлено: 03.07.2024

Содержимое публикации

Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі

Павлодар облысының Білім беру басқармасы

Красноармейка аграрлық - техникалық колледжі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управление образования Павлодарской области

Красноармейский аграрно – технический колледж

Басшының

оқу ісі жөнінен орынбасары

___________ А. С. Байжуманова

Оқу жұмыс бағдарламасы

Рабочая учебная программа

Оқытушы АЛЕКСАНДРОВОЙ ЕЛЕНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

пәні бойынша 2010 жылдың жұмыс бағдарламасының негізінде құрастырылған.

Оқыту сағаттарын бөлу

Распределение учебного времени

Оның ішінде/из них

Топтарда оқылатын пән

Предмет изучается в группах

Оқу жылы/учебный год

Курстың нөмірі/номер курса

Топтың шифрі/шифр группы

Жалпы білім беретін пәндердің циклдік - әдістемелік комиссиясы отырысында қаралды

ЦӘК төрайымы _______________________________/А. Х. Копеева /

Структура рабочей программы

Содержание учебной программы.

Цели дидактического процесса

Перечень ЛПЗ по предмету.

Перечень тем курсовых проектов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Объектом самопознания как целостного процесса является человек, который рассматривается в контексте природного и социального аспектов бытия. Человек, являясь сложноорганизованной системой, проявляет себя как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность. Органическое единство этих ракурсов человека обеспечивает его гармоническое развитие, включающее самоопределение, самоактуализацию, самореализацию и самосовершенствование. Это определяет предметную область самопознания и конкретизирует познавательную, развивающую и воспитывающую функции учебного предмета.

Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала посредством создания своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности.

Основное назначение учебного процесса по самопознанию заключается в том, чтобы:

– раскрывать способности человека и развивать его как индивида, как личность, как субъекта деятельности и как индивидуальность с учетом его темперамента, характера, направленности и способностей;

– формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом;

– формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на служение обществу.

способствовать осознанию каждым учеником своего внутреннего мира и осмыслению своей индивидуальности;

содействовать гармоничному становлению личности посредством целенаправленного развития следующих жизненно важных ключевых компетенций:

определять свою жизненную позицию;

конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным нормам;

выстраивать доброжелательное отношение с собой, людьми и окружающим миром;

оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;

жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;

проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм;

проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки;

развивать на практике навыки служения обществу.

Развивать потребность учащихся в самопаознаниии и творческой самореализации.

Содействовать формироавнию целостной картины мира, пониманию сути общечеловеческих ценностей.

Формировать опыт нравственного поведения в учебных, жизненных и профессиональных ситуациях.

Понимать целостность мира, единство и взаимозависимость человека, общества и природы.

Понимать ценность человека, его жизни и достоинства, прав и свобод, проявлять приверженность общечеловеческим ценностям.

Быть гражданином, любить свою Родину – Республику Казахстан.

Осозновать свое предназначение и роль в обществе, необходимость в максимально полной творческой самореализации.

Ценностно относиться к истории, отечественному и мировому культурному наследию.

Проявлять созидательную активность в познании мира и самого себя.

Руководствоваться в жизненных и профессиональных ситуациях нравственными критериями

Позитивно общаться с людьми, быть толерантными к людям с иными взглядами и убеждениями.

Понимать ценность семьи в жизни человека.

Ответственно относиться к природе, окружающей среде.

Осознанно следовать здоровому образу жизни, поддерживать в норме свое физическое и эмоционально – духовное состояние.

Казахстана, основы философии, основы политологии и социологии, основы экономики, основы права, основы культурологии, основы экологии, основы психологии.

В соответствии с ними были определены 7 тематических раздела:

Особенностью занятий является личностное общение педагога с учащимися, юноши и девушки дают нравственную оценку своим и чужим поступкам, учатся воспринимать людей такими, какие они есть, проявлять к ним доброжелательность и терпимость.

В процессе обучения самопознанию применяется совокупность методических приемов , учитывающих специфику дисциплины.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

функционально определен для разных возрастных групп учащихся;

оформлен в соответствии с задачами развития нравственной убежденности юного гражданина;

соответствовать современным требованиям к учебным кабинетам (располагать библиотекой, аудио-, видео техникой, функциональной мебелью, дидактическими материалами, канцелярскими принадлежностями и т.д.).

В школе необходимо иметь, как минимум, 4 типа кабинетов (для учащихся предшколы, начальной школы, средних классов и для старшеклассников/студентов вузов). Учебный кабинет по самопознанию должен представлять собой специальное помещение, достаточное для месторасположения нескольких зон, с площадью не менее 36 кв. метров на 10-15 человек.

В кабинете самопознания:

должна быть функциональная мебель (с учетом возраста обучаемых);

Можно оформить кабинет фотографиями/картинами, изображающими пейзажи родного края, портретами духовных учителей мира, в том числе — казахстанскими. Стены кабинета самопознания должны быть оформлены тематическими и меняться в зависимости от возрастной группы учащихся. В кабинете для дошкольников и в предшколе одна стена должна быть представлена (в рисунках, панно, стенде) по содержанию предмета самопознания. В кабинете для учащихся начальных классов одна стена должна быть представлена (панно, стендами, SJ работами детей) в русле азбуки самопознания.

В кабинете для учащихся средних классов одна стена должна быть представлена панно, стендом по мотивам историко-культурного и современного социального мира (портреты/социальные фотографии, оперативная информация о важных социальных событиях и др.). В кабинете для учащихся старших классов и для студентов вузов одна стена должна быть представлена панно, стендом в мотивах событий мирового и национального (государственного) масштабов. В кабинете должны быть доски (стенды, планшеты), которые используются для презентации работ учащихся (рисунков, сочинений и проч.).

Для дошкольников/предшколы:

столы круглой (овальной) формы на 4-6 человек;

стулья легкие пластмассовые;

диван и кресла, расставленные в форме подковы вокруг мягкого ковра/покрытия;

шкафы-стеллажи с закрытыми и открытыми полками не выше 0,8 метра;

доски, флипчарты, регулирующиеся по высоте (металлические, меловые);

наборы канцелярских принадлежностей (ручки, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, ластики и др.)

ТСО (ТВ-двойки, проигрыватель, компьютер, цифровой фотоаппарат и др.);

цветы, зеленые растения.

Для начальной школы:

индивидуальные парты с отделением для книг;

диван и кресла, расставленные полукругом вокруг мягкого ковра/покрытия;

шкафы-стеллажи с закрытыми и открытыми полками не выше 1 метра;

доски, регулирующиеся по высоте;

наборы канцелярских принадлежностей (ручки, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, ластики и др.);

ТСО (ТВ-двойки, проигрыватель, компьютер, цифровой фотоаппарат и др.);

цветы, зеленые растения.

Для средней школы:

ЗА стола (квадратной, круглой формы) для проективной работы по микрогруппам;

офисные стулья (полумягкие, с подлокотниками, с приставкой для ведения записей);

шкафы-стеллажи с закрытыми и открытыми полками не выше 1,3 метра;

доски, регулирующиеся по высоте;

наборы канцелярских принадлежностей (ручки, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, ластики и др.)

ТСО (ТВ-двойки, проигрыватель, компьютер, цифровой фотоаппарат и др.);

цветы, зеленые растения.

Для старшеклассников и студентов вузов:

либо один овальный конференц-стол с офисными креслами на колесиках, либо офисные стулья (полумягкие, с подлокотниками, с приставкой для ведения записей) без большого стола, но с ЗА небольшими столами для групповой работы;

шкафы-стеллажи с закрытыми и открытыми полками не выше 1,5 метра;

наборы канцелярских принадлежностей (ручки, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, ластики и др.)

ТСО (ТВ-двойки, проигрыватель, компьютер, цифровой фотоаппарат и др.);

цветы, зеленые растения.

В шкафах-стеллажах сосредоточены дидактические материалы, работы детей; можно разместить наборы канцелярских принадлежностей, бумагу, ватман и проч. Специальный шкаф/стеллаж должен быть предназначен для библиотечки по нравственно-духовному образованию. Рекомендуется к каждому занятию делать выставку какой-либо книги, источника с краткой презентацией содержания, выделением цитаты, мудрой мысли и т.п.

МО самопознания

Презентация кабинета самопознания

Первая Леди РК Сара Алпысовна Назарбаева.

МАТЕРИАЛЫ из ГОСО РК 2.004.043-2010

Образование среднее общее

Реализация нравственно-духовного образования предполагает обогащение идеями самопознания содержания обязательных учебных предметов уровней начального, основного среднего, общего среднего образования.

Основаниями для определения мировоззренческих и поведенческих ориентиров человека в процессе самопознания являются:

1) система гуманистических ценностей, позволяющая человеку познать себя, других, мир, духовный опыт человечества;

2) качества личности, проявляющиеся относительно самого себя, других людей, окружающего мира, духовного опыта человечества.

- определять свою жизненную позицию;

- конструктивно решать разные вопросы соответственно нравственным нормам;

- выстраивать позитивное отношение к себе, к людям и окружающему миру;

- оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;

- жить в ладу с самим собой; быть искренним в мыслях, словах и действиях;

- проявлять созидательную активность, гражданственность, патриотизм и толерантность;

- проявлять готовность к нравственному выбору и ответственность за свои мысли, слова и поступки;

- развивать на практике навыки служения обществу.

- развитие потребности учащихся в самопознании и творческой самореализации;

- содействие в формировании гармоничной картины мира, понимании сути гуманистических ценностей;

- формирование опыта нравственного поведения в учебных и жизненных ситуациях.

В учебных программах базовое содержание конкретизируется с учетом возрастных особенностей развития детей.

1. Познание человеком самого себя

2. Человек и общество

3. Человек и окружающий мир

6. Духовный опыт человечества.

Познание человеком самого себя. Предусматривается изучение ценностей: самопознание, нравственность, человек, жизнь, духовность, красота, мудрость, истина, здоровье, гармония, служение, труд, дружба, любовь, общение.

Раскрытию целостного процесса развития гармоничной личности будет содействовать рассмотрение понятий: самопознание, чувства, эмоции и поступки человека, духовный мир, любовь как основа жизни, смысл жизни и предназначение, здоровье, здоровый образ жизни, творчество, дух, душа, тело, сознание, интуиция и осознание, нравственный закон в душе каждого, одаренность и способности, темперамент и характер.

Человек и общество. Предусматривается изучение ценностей: человек, труд, мастерство, семья, дети, общество, родина, патриотизм, этика, нравственность.

Раскрытию роли человека в обществе будет содействовать рассмотрение понятий: культура взаимоотношений с другими людьми, нравственное поведение, этика человеческих отношений, этика взаимоотношений в семье, воспитание детей, регулирование споров и конфликтов, позитивное общение, строгое соблюдение моральных принципов каждым, социальные роли человека, человек как носитель морали, достижение профессионального самоутверждения, преемственность поколений, патриотизм и гражданственность, роль женщины и роль мужчины в обществе, служение обществу.

Человек и окружающий мир. Предусматривается изучение ценностей: природа, человек, гармония, красота, земля, космос, любовь, вселенная, здоровье.

Развитию ценностного отношения человека к себе и окружающему миру будет содействовать рассмотрение понятий: гармония и единство всего созданного, влияние природы на человека, влияние человека на природу, влияние животного и растительного мира на человека, красота окружающего мира как средство воспитания души, здоровый образ жизни, законы космоса, Вселенной.

Духовный опыт человечества. Предусматривается изучение ценностей: мудрость, истина, мир, ненасилие, правда, служение, любовь, жизнь, человек, счастье, искусство, творчество.

Раскрытию ценностей в контексте духовного опыта человечества будет содействовать рассмотрение понятий: духовная культура человечества, влияние разных видов искусства на человека, поиск истины, культурное наследие, традиции и обычаи народов мира, жизнь замечательных людей, духовные учителя человечества.

Учащийся по окончании уровня начального образования должен:

- иметь представление о человеческих ценностях и понятиях: знание, мысль, слово, дело, мир, правда, труд, служение, истина, гармония, красота, духовность, нравственность, человечность;

- иметь понятие о положительных качествах человека: любовь к себе и другим, доброта, доверие, честность, справедливость, смелость, уважение, а также о проявлениях негативных качеств и эмоций человека;

- иметь представление о ценности мира и согласия между людьми разных национальностей; о ценности дружбы народов, проживающих в Казахстане;

- осознавать радость общения и искренней дружбы; уметь оценивать проявления дружбы и уважения среди сверстников и взрослых;

- знать и понимать права и обязанности школьника, уметь пользоваться ими;

- понимать значимость природы как источника жизни; уметь проявлять заботу об окружающей среде, сохранять чистоту природных источников;

- иметь первичные представления об единстве человека и природы и позитивном влиянии природы на развитие человека; уметь бережно и осознанно относиться к окружающему миру;

- осознавать себя гражданином Республики Казахстан; понимать свою сопричастность к жизни страны, города, села, школы; понимать значимость служения обществу;

- иметь первичные представления об единстве человека и природы и позитивном влиянии природы на развитие человека;

- понимать необходимость физического развития, уметь применять на практике оздоровительные методики и меры безопасности, обеспечивающие сохранение здоровья;

- уметь применять элементарные правила здорового образа жизни;

- уметь выражать свои мысли, чувства, впечатления через творческую деятельность;

- уметь поддерживать дружеские отношения с представителями противоположного пола;

- осознавать ответственность за свои поступки; уметь применять правила достойного поведения в школе, дома, в общественных местах;

- уметь разбираться в проявлениях человеческих чувств и эмоций, различать свое эмоциональное состояние, выражать свои чувства и устремления; уметь сдерживать негативные эмоции и действия;

- знать и применять на практике правила этикета; уметь проявлять ответственность в своих словах и поступках;

- уметь разбираться в проявлениях добрых и недобрых человеческих чувств и поступков, уметь анализировать их причины и следствия;

- уметь проявлять внимание и уважение к людям, уважение к самому себе, поддерживать позитивные, дружеские взаимоотношения в группе, классе, дома, с незнакомыми людьми;

- проявлять интерес и уважение к труду и профессии своих родных и близких;

- уметь делать осознанный выбор книг для чтения, оценивать собственное поведение через поступки литературных героев.

Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся основного среднего образования.Учащийся по окончании уровня основного среднего образования должен:

- иметь понятие о ценностях: свобода, независимость, толерантность, ненасилие, разум, воля, любовь, честь, достоинство, творчество, мудрость, верность, согласие, правда, счастье, жизнь, культура, искусство;

- проявлять интерес к самообразованию и самореализации, к самостоятельному творчеству; стремиться к максимальной реализации собственных способностей и возможностей;

- иметь расширенное представление о позитивных и негативных качествах, эмоциях и чувствах человека;

- уметь поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, в совместной деятельности на основе принципов нравственности и норм духовности; осознавать негативность ссор, конфликтов, уметь преодолевать их и взаимодействовать на основе сотрудничества и согласия;

- уметь свободно выражать свои мысли и чувства, уметь быть объективным в оценке себя;

- уметь принимать самостоятельные и ответственные решения и обосновывать их;

- уметь отстаивать свои принципы, позиции и убеждения, не унижая достоинства других людей;

- уметь различать положительные и отрицательные черты характера человека, его действия и намерения;

- уметь управлять своим эмоциональным и психическим состоянием, сдерживать проявления негативных эмоций и действий;

- знать и уважать семейные традиции, понимать свою роль в семье в обществе; уметь быть ответственным, заботливым, поддерживать дружеские отношения с родными и близкими;

- осознавать неповторимость своей индивидуальности, уметь с уважением относиться к проявлениям индивидуальности другого человека;

- уметь быть милосердным по отношению к слабым, больным, обиженным, проявлять сострадание к людям через оказание реальной помощи;

- понимать важность гармонии физического и духовного здоровья, значимость здорового образа жизни; стараться избегать вредных наклонностей и привычек;

- осознавать необходимость продуктивной организации личного досуга, уметь планировать свое время;

- уметь ценить дружбу и общение, быть терпеливым, прощать обиды, непонимание; уметь выслушать и понять другого человека;

- уметь достойно и ответственно вести себя в разных ситуациях; управлять своим эмоциональным состоянием, сдерживать негативные эмоции, побуждения;

- иметь представление о многообразии социальных ролей человека с учетом гендерного различия;

- уметь идентифицировать свои поступки с поступками окружающих людей и оценивать их; уметь различать в жизни интересных людей то ценное, что помогает стать лучше;

- уметь выполнять разные виды физической деятельности, способствующие здоровому образу жизни;

- уметь оценивать красоту окружающего мира и человека; выражать свое отношение к ним через творческую деятельность;

- понимать значение ответственного отношения к своим обязанностям, уметь трудиться самостоятельно и в коллективе;

- уметь определять собственные цели и возможности их достижения в соответствии с нравственно-духовными нормами;

- уметь оценивать негативные стереотипы и опасные увлечения; уметь оценивать свои действия и свое развитие с точки зрения предупреждения вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики и т.д.);

- понимать значимость культуры, традиций, обычаев, языка своего и других народов;

- осознавать ценность позитивного общения, уметь проводить самооценку и сопоставлять ее с оценкой учителей, сверстников, родных и близких;

- уметь соблюдать правила достойного поведения в обществе, оценивать личные поступки и поступки окружающих;

- уметь самостоятельно принимать решения, сознавая свою социальную и гражданскую ответственность.

Учащийся по окончании уровня общего среднего образования должен:

- понимать значимость общечеловеческих, нравственно-духовных ценностей жизни; уметь распознавать и оценивать человеческие взаимоотношения;

- владеть культурой позитивного общения и уметь применять ее на практике в повседневной жизни;

- уметь анализировать и критически оценивать свои взгляды и поступки, взгляды и поступки других людей; быть ответственным за собственные мысли, слова и действия;

- знать о негативных последствиях проявления насилия и жестокости;

- уметь определять, распознавать прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое в жизненных ситуациях и выражать свое отношение к ним;

- знать о важности сознательного выбора будущей профессии; уметь продуктивно организовать и использовать свое личное время с пользой для себя и общества;

- уметь строить позитивные отношения с окружающими людьми, трудиться в команде; уметь идентифицировать свой статус в группе, коллективе;

- осознавать важность создания собственной семьи и перспективы будущей взрослой жизни;

- уметь управлять своим поведением, физическим и психическим состоянием; уметь проявлять эстетический вкус, хорошие манеры, творить повседневную жизнь по законам красоты; свободно выражать свои мысли и чувства;

- знать о важности гармоничных отношений с окружающим миром;

- уметь отстаивать свои принципы и убеждения;

- осознавать жизнь и здоровье как ценности; уметь определить пути своего дальнейшего физического и духовного развития; уметь на практике использовать знания о здоровом образе жизни, пользе оздоровительных методик, избегать курения, алкоголя, наркотиков;

- осознавать ценность позитивного общения в семье, нравственный долг перед родителями, воспитателями или опекунами, уметь проявлять любовь, уважение к ним, терпимость;

- уметь объективно соизмерять желания и возможности, различать потребности материального и нематериального плана;

- уметь сопоставлять, анализировать, критически оценивать информацию, полученную из различных источников;

- уметь свободно, аргументировано выражать и обосновывать свои взгляды и суждения; проявлять терпимость к мнениям, отличным от собственного мнения;

- уметь распознавать и оценивать отдельные проявления девиантного поведения, уметь сдерживать негативные побуждения, избегать и предотвращать ссоры, конфликты, разрешать их без причинения вреда другим людям;

- понимать значимость взаимопомощи для достижения определенного успеха; уметь оказывать посильную помощь и поддержку своим близким и друзьям;

- стремиться к осознанию гражданской принадлежности, проявлять уважительное отношение к казахскому и другим языкам, к казахским национальным традициям и традициям других народов; иметь навыки практического служения обществу;

- уметь проявлять уважение и терпимость к представителям других национальностей и конфессий, независимо от их положения в обществе и личных качеств;

- уметь вести здоровый образ жизни; применять знания и умения для создания и поддержания условий здоровьесберегающей среды в классе, школе, дома;

- уметь творчески и продуктивно использовать информационные и коммуникационные технологии для самосовершенствования;

- уметь принимать ответственные решения в непростых ситуациях, придерживаясь гражданской позиции;

- уметь оценивать конкретную ситуацию, уметь вести поиск решения разных вопросов; находить нестандартные решения в стандартных ситуациях.

«В каждом человеке - СОЛНЦЕ,

Сократ (сл.2)

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о его молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников как личности , связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

- в о-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

- в о-вторых , в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

- в -четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Прежде всего, необходимо определить, какой смысл несет в себе само понятие самопознание.

(сл. 5)Любовь, добро, дружба – эти простые слова на занятии по самопознанию обретают новый смысл, становятся волшебными.

Идеи самопознания постепенно интегрируются с другими общеобразовательными дисциплинами, на таких уроках гармонично переплетаются, дополняя друг друга, знания из разных областей науки, а дети наблюдают, сравнивают, делают свои выводы, познают мир. А мы знаем, что лучше всего познавать мир любовью, добром и красотой.

(сл. 6) Дарите свое сердце детям, будьте к ним внимательны и добры, не оставайтесь равнодушными к проблемам детей, и тогда они смогут построить именно такое общество, в котором будут царить ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО и ВЫСОКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ.

Закончить свое выступление я хочу словами Великой женщины Сары Алпыскызы Назарбаевой:

2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Аршабеков Н.) довести данный приказ до сведения областных, городов Астаны и Алматы управлений образования.

3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на вице-министра Сарыбекова М.Н.

Министр Ж. Туймебаев

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

ИНСТИТУТ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

для организаций среднего образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ, НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ

ИНСТИТУТ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Рекомендовано Министерством образования и науки

Программа по самопознанию для начального образования

Л.А.Саинова, М.Ж.Джадрина, Г.З.Байжасарова, И.В.Калачева, Б.К. Кудышева, В.Н.Ким

Программа по самопознанию

для основного среднего образования

Л.А Саинова, М.Ж.Джадрина, Г.З.Байжасарова,

Б.К. Кудышева, И.В.Калачева

Программа по самопознанию

для общего среднего образования

Л.А.Саинова, И.В.Калачева, М.Ж.Джадрина,

Г.З.Байжасарова, Б.К. Кудышева

Приоритетным направлением развития национальной системы образования становится нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека.

Самопознание как учебный предмет призвано выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации.

Объектом самопознания как целостного процесса является человек, который рассматривается в контексте природного и социального аспектов бытия. Человек, являясь сложноорганизованной системой, проявляет себя как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность. Органическое единство этих ракурсов человека обеспечивает его гармоническое развитие, включающее самоопределение, самоактуализацию, самореализацию и самосовершенствование. Это определяет предметную область самопознания и конкретизирует познавательную, развивающую и воспитывающую функции учебного предмета.

Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала посредством создания своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности.

Основное назначение учебного процесса по самопознанию заключается в том, чтобы:

– раскрывать способности человека и развивать его как индивида, как личность, как субъекта деятельности и как индивидуальность с учетом его темперамента, характера, направленности и способностей;

– формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом;

– формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на служение обществу.

  • способствовать осознанию каждым учеником своего внутреннего мира и осмыслению своей индивидуальности;
  • содействовать гармоничному становлению личности посредством целенаправленного развития следующих жизненно важных ключевых компетенций:
  • определять свою жизненную позицию;
  • конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным нормам;
  • выстраивать доброжелательное отношение с собой, людьми и окружающим миром;
  • оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
  • жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;
  • проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм;
  • проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки;
  • развивать на практике навыки служения обществу.

Это обеспечивается решением следующих задач, предусмотренных предлагаемой программой по самопознанию для начального образования, основного среднего образования и общего среднего образования организаций среднего образования:

  • раскрытие ценностного отношения к самому себе, к людям и окружающей действительности; способности проявлять чуткость и доброжелательность к окружающим, заботиться о них;
  • развитие мотивации к познанию себя, других, мира и человечества, к пониманию своего предназначения, к проявлению добра и любви к себе и другим;
  • развитие чувства собственного достоинства, уверенности в себе, ответственности за свои мысли, слова и поступки;
  • развитие способности понимать взаимосвязь внутреннего и внешнего мира человека, его единство с природой, взаимозависимость физического и духовного здоровья; регулировать собственное физическое и психическое состояние как основу для ведения здорового образа жизни;
  • развитие способности к критическому осмыслению и осознанию возможностей в саморегуляции своих поступков и поведения с точки зрения многообразия социальных позиций и ролей;
  • раскрытие способности применять знания, умения и навыки для сбора и анализа информации в заданном контексте; оценивать ситуацию; выражать свое отношение для принятия личностно значимых решений, не противоречащих общечеловеческим и этнокультурным ценностям;
  • развитие способности проявлять созидательную активность в повседневной жизни в решении конкретных вопросов; умения сотрудничать в коллективе и работать в группе, команде для конструктивного решения намеченных задач соответственно нравственным нормам.

Логическая структура содержания предмета определена исходя из:

– системы общечеловеческих ценностей, позволяющих

  1. познавать себя: любовь, здоровье, свобода, счастье, труд, гармония тела и духа;
  2. познавать других: семья, дружба, общение, равенство, братство, диалог, взаимопонимание, сотрудничество;
  3. познавать мир: природа, Родина, мир, жизнь, гармония со Вселенной, вера, надежда;
  4. познавать духовный опыт человечества: истина, земля как общий дом человечества, творчество, культура, единение с человечеством;

- основных качеств личности, проявляющихся относительно:

  1. себя: любовь, человечность, благородство души, уважение к себе, самостоятельность, трудолюбие, уверенность в себе, целеустремленность;
  2. других: ответственность, общительность, отзывчивость, справедливость, толерантность, вежливость;
  3. мира: стремление к познанию, стремление любить, стремление заботиться, стремление служить обществу, любознательность, доброта;
  4. человечества: мудрость, открытость, оптимизм, приверженность традициям, устремленность в будущее, глобальная ответственность;

- составных компонентов социального опыта, накопленных человечеством: мировая культура, мудрость народов, знания/наука .

Содержательные линии, выстроенные в ключе: познать себя, познать других, познать мир, познать человечество, конкретизируются в базовом содержании, включающем в себя следующие направления:

Указанные направления выступают ключевыми векторами процесса самопознания, так как в полной мере отвечают логике человеческой жизни, системе общечеловеческих ценностей и содержат значительные предпосылки для развития нравственно-духовных качеств, самоопределения и максимальной самореализации личности и являются сквозными, что предполагает более точную конкретизацию на разных ступенях школы с учетом возрастных особенностей детей.

Через содержание предмета обеспечивается формирование и развитие эстетических воззрений, знаний об окружающем мире и месте человека в нем; раскрытие разных сторон целостного процесса развития гармоничной личности, роли человека в обществе, значения гармонии и единства человека и природы, Вселенной; воспитание культуры взаимоотношений с другими людьми; понимание значения общечеловеческих ценностей в духовном опыте человечества.

Программа по самопознанию для общеобразовательной школы дает широкие возможности для нравственно-духовного и физического развития и самосовершенствования учащихся, понимания смысла жизни и предназначения человека. Данный курс, усиливая ценностный смысл образования, имеет направленность на раскрытие и развитие способностей человека любить, верить в себя, творить добро, проявлять чуткость, заботиться о себе и других, критически мыслить, совершать нравственный выбор, ценить и преумножать традиции, созидать, принимать ответственность на себя, сотрудничать, самосовершенствоваться.

В программе предусмотрена преемственность в развитии основных понятий об общечеловеческих ценностях и личностных качествах по классам и уровням среднего образования. Вместе с тем, данная программа может служить основой для осуществления межпредметной связи и интеграции основных идей самопознания с содержанием других учебных предметов в плане формирования мировоззрения, здорового образа жизни; развития нравственных качеств, экологического сознания, эстетических вкусов.

В программе по самопознанию учитывается, что развитие личности учащегося осуществляется в процессе организации всей его жизни и учебной деятельности в школе и вне ее, в учебное и свободное от учебных занятий время.

Этим определяется особенность данной программы, в которой предусматривается развитие качеств личности и ее представлений об общечеловеческих ценностях, что необходимо каждому человеку на протяжении всей жизни. При этом следует отметить, что качества личности не могут быть развиты в порядке определенной очередности. Учитывая тесную их связь между собой, темы внутри каждого раздела от класса к классу выстроены в направлении раскрытия тех или иных граней понятий в различном их сочетании. При этом в содержании тем и их расположении отражается логика раскрытия основной идеи каждого раздела.

Портфолио - это совокупность творческих работ учащегося, иллюстрирующая его достижения в процессе самопознания. Творческие работы могут носить индивидуальный, групповой или коллективный характер. Цели введения портфолио:

- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию,

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников, содействовать их дальнейшей успешной социализации.

Анализ качества портфолио позволяет совершенствовать и развивать образовательный процесс по самопознанию, принимать своевременные решения для повышения эффективности деятельности учителя и учеников на уроке и служит одним из способов оценивания познавательной деятельности учащихся.

С учетом специфики предмета, где обучение происходит на основе интерактивной методики, предусмотрено деление контингента учащихся каждого класса на две подгруппы. Деление на подгруппы обеспечивает для учителя возможность проявить более пристальное внимание к внутренней динамике личностного, духовного роста учащихся, способствует организации полноценного диалога субъектов образовательного процесса, а также содержит возможность для учащихся высказать свою позицию по поводу обсуждаемой на уроке проблемы, максимально раскрыть свои способности, развить интересы и выработать ценностное отношение к себе и окружающему миру.

Далее предлагаются краткое методическое описание основных тематических разделов, содержательная основа уроков, требования к уровню подготовки учащихся и критерии оценки знаний учащихся по уровням среднего образования.

НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ (1-4 классы)

Основное базовое содержание предмета для начальной школы с учетом возрастных особенностей учащихся разворачивается в следующих разделах:

Новая социальная роль ребенка - роль ученика школы - связана не только с освоением принципиально нового вида деятельности (учения), но и с изменением всей системы отношений, интересов, ценностей, уклада жизни ребенка. Знания дети данного возраста получают в основном через игровую, внешне и внутренне привлекательную, форму. В связи с этим необходимо широко использовать игровые методы обучения, предлагать различные задачи на осмысление ситуаций, на творческую деятельность, коммуникативно-деятельностное обучение с использованием элементов дискуссии.

Полученные знания позволят детям понять необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу. Выработанные навыки будут способствовать формированию у детей доброты, чуткости, доброжелательности, навыков сотрудничества в процессе школьной жизни. Важность уроков данного раздела заключается еще и в том, что устойчивые доброжелательные отношения в школьном коллективе обуславливают в дальнейшем развитие положительных качеств личности уже взрослого человека.

Важно, чтобы в процессе обучения ребенок усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учить понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в разных жизненных ситуациях.

Различные формы практического включения детей в упражнения, игры, творчество, эксперимент, деятельность должны способствовать приобщению растущего человека к нормам воспитанности , формированию эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, развитию коммуникативных и социальных навыков, умений и опыта общения, необходимых для правильного поведения в обществе и личностного развития.

Предполагается, что знания о приемах, средствах и методах вежливого общения, полученные на уроках данного раздела, дадут детям представление об искусстве человеческих взаимоотношений, позволят воспитывать в них добрые и искренние чувства к близким людям, одноклассникам, знакомым. Они научат детей понимать эмоциональное состояние собеседника, правильно выражать свои мысли и чувства, ценить хорошие отношения и получать радость от общения с окружающими людьми, проявлять о них заботу и предлагать им посильную помощь.

Содержанием программы предусмотрено познание себя и других, развитие умения сравнивать, анализировать поступки других и собственные, видеть и оценивать их этическое содержание.

Содержание и методы обучения направлены на развитие эмоциональной отзывчивости детей, на создание условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявления чувства эмпатии. Образовательный процесс должен быть построен с позиций самого ребенка, его жизненного опыта, поэтому информация, передаваемая ученикам в процессе образования и воспитания, должна быть не просто принята во внимание ребенком, но и эмоционально прожита. Необходимо использовать имеющийся опыт, на основе которого происходит обучение детей нравственным способам разрешения жизненных ситуаций.

При изучении раздела ведущим методом целесообразно использовать этическую беседу. В процессе обсуждения фактов проявления нравственности учителю необходимо пробуждать положительные эмоции детей, развивать чувство собственного достоинства. Содержание этических бесед должно быть связано с разнообразной деятельностью детей, чтобы они могли ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков. Эффективным приемом и средством нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. В ходе их решения младшие школьники применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков, анализе ситуаций, выражении своего личного отношения к ним. На уроках необходимо отводить время для размышлений, мечтаний о будущем – это минуты тишины и раздумий о разных проблемах: о самом себе, о близких и родных, о добре и зле, об улучшении жизни людей. В результате такой работы дети научатся: видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих людей в быту, в общественных местах; поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам; действовать самостоятельно и самостоятельно находить решение поставленных задач.

Полученные представления о поступках и привычках людей дадут возможность младшему школьнику вырабатывать социально значимые мотивы положительного поведения, развивать в себе желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку вырабатывать в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт личности.

Сформированный опыт нравственного и экологически ориентированного поведения поможет младшему школьнику научиться жить в гармонии с собой и окружающим миром, сохранять и укреплять свое здоровье, обеспечивать экологические условия для своей жизнедеятельности – труда, отдыха, питания, формировать у учащихся навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Эффективность нравственно-духовного образования младших школьников во многом зависит от согласованной работы учителей и семьи. Родителям необходимо знать, какие нормы нравственности преподносит учитель, какие требования предъявляются к поведению детей, как оцениваются их поступки по нравственному критерию, каково общественное мнение в классном коллективе. Единство воспитывающего влияния родителей и педагогов проявляется в однозначном понимании целей и конкретных задач воспитания, в умении реализовать их, используя разнообразие методов и приемов. Для повышения эффективности этического просвещения младших школьников необходимо, чтобы и родители анализировали свой опыт бесед с детьми на моральные темы, видели результаты (положительные и отрицательные) воздействия словом и поведением на нравственное развитие детей, на их поступки. Привлечение родителей к реализации программы курса достигается разными способами. Широко практикуются совместные домашние задания (для детей и их родителей), предоставление литературы, проведение ознакомительных занятий и тренингов, бесед, раскрывающих цели, задачи и методику курса. Это позволяет обеспечить непрерывность воспитания детей как в школе, так и дома.

Далее представлено содержание образования для каждого класса начальной школы, требования к уровню подготовки, критерии оценивания знаний учащихся.

Читайте также: