Цель платных образовательных услуг в школе

Обновлено: 08.07.2024

C каждым годом количество платных услуг в школах растет. Но не всегда процедура сбора средств ясна и прозрачна для родителей. Давайте попробуем разобраться в вопросе платного школьного образования в России и расставить все точки над i.

И действительно, поправки в ФЗ № 83 "Об образовании" были приняты. Но главное в них - не платное образование, а новый статус образовательных государственных (муниципальных) учреждений. Согласитесь, трудно держать в одной узде и лицеи, и гимназии с углубленных изучением предметов, и сельские школы, где учителей-предметников не хватает. Поправки разрешили переход школ в автономные учреждения, дабы предоставить им больше самостоятельности, возможности гибко распоряжаться имеющимися средствами. Допустим, теперь на законных основаниях за внебюджетные средства можно привлекать в школу по договору преподавателей вузов читать лекции. Их и раньше приглашали, но вопрос оплаты оставался как бы в стороне.

При этом гарантированное Конституцией РФ общее среднее образование осталось бесплатным . Из федерального бюджета финансируется все, что входит в учебный план и образовательные стандарты, ознакомиться с ними можно здесь.

Перечень и формы платных услуг должны быть закреплены в уставе школы. То есть финансовые отношения со школой вы можете построить в том случае, если хотите договориться об индивидуальном графике или дополнительных занятиях для своего ребенка. Перечень платных образовательных услуг перечислен в статье №45 закона "Об образовании". Их немного:

  • обучение по дополнительным образовательным программам;
  • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
  • репетиторство;
  • занятия с обучающимися углубленным изучением предметов;
  • другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами (например, олимпиадная подготовка).

Но если речь идет о дополнительных учебных часах по профилю учебного заведения – их тоже оплачивает государство, не родители. То есть, отдавая ребенка, например, в Лицей информационных технологий, родители не должны платить за уроки информатики сверх образовательного стандарта. Знайте об этом, ведь решение о наличии или отсутствии той или иной образовательной услуги, в первую очередь, принимают Родительский комитет и Попечительский совет школы. Данные организации уполномочены вносить и изменения в устав школы.

Вне их компетенции – перевод школы в автономный статус. Это решение принимается учредителем, например, органом управления образования вашего города. Но, опять-таки, при любой форме учреждения (казённой, бюджетной или автономной) обучение в школе в рамках стандарта и принятой на его основе образовательной программы – бесплатное. Платными могут быть только дополнительные образовательные услуги, но оплачиваются они только по желанию родителей , а не в принудительном порядке. Учредителю образовательного учреждения всегда можно пожаловаться на излишние поборы с родителей. А если жалобы на местах не помогли, можно воспользоватьсядискуссионной площадкой Министерства образования и науки РФ.

Не стоит бояться изменений. Слухи о том, что через год или два в России, как в Европе, обучение в школах будут оплачивать родители - это только слухи. Об этом в 2012 году заявил Дмитрий Медведев на специальном совещании, посвященном совершенствованию правового положения бюджетных учреждений.

"Никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает, остаются прежние нормы предоставления образовательных услуг", – сделал вывод Медведев из разъяснений, которые ему дал глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. "Мы абсолютно уверенно можем сказать, что объём бюджетных услуг, бесплатного образования населению не уменьшится – ясно, увеличится", – заявил министр.

Платные услуги. Как оформить по закону

При этом необходимо отметить, что некоммерческие организации должны самостоятельно выстраивать взаимоотношения с родителями образовательных учреждений, пожелавшими принимать участие в деятельности такой организации посредством договоров, заявлений, оформления членских билетов и др.

О поборах в школе

Когда деньги собираются "в черную" без договоров и чеков, и никто не знает, на что они уходят, в этом случае родители начинают говорить о поборах. Чтобы их избежать, родители должны быть готовы к постоянному контролю действий школы. Активность родителей – одна из сторон реформы образования: сами выбираем школу для ребенка, сами определяем количество и степень углубленности предметов и обязательно – контролируем результат.

Общественный контроль – одна из причин "народной нелюбви" поправок об автономии образовательных учреждений. Почему принято, чтобы учителя собирали родительские собрания? Ведь это родители должны решить, что нужно классу. И исполнение любых обязанностей основано на контроле, на родительском контроле. Для изменений в школе необходимо действовать от имени Родительского комитета и Попечительского совета школы.

При пассивности родителей крайней в истории со сбором средств "на нужды школы" становится классный руководитель. На сибирском форуме нашла иллюстрацию к этому тезису: "На школу у нас класс тоже не платил, так директор "поедом ел" нашу учительницу - вроде как плохо работает с родителями. И она платила из своего кармана и нам об этом говорила на собрании. И что – родители, конечно, собирали деньги, но уже для нее. А вообще на собрание уже ходить, думаю, нет смысла - разговоры только про деньги, про учебу минимум - вроде как и неважны занятия теперь для школы".

Ремонт в школе

Читаем Представление Генпрокуратуры РФ от 28.04.2006 №21-22-06 "Об устранении нарушений законодательства, гарантирующего право на получение основного общего образования". К этим нарушениям относится решение родительского собрания о сборе средств и строительных материалов для ремонта школы. Такие решения родительских собраний считаются грубейшим нарушением законодательства РФ об образовании. Генеральная прокуратура регулярно выступает за прекращение практики поборов с родителей.

Антирейтинг: за что платят родители?

Просмотрев российские школьные форумы, приходишь к выводу, что хотя образование у нас и бесплатное, платить родителям все равно придется. Больше всего "страдают" родители первоклассников. Они ведь еще не знакомы со школьной бухгалтерией. Им выставляется целый перечень того, за что надо заплатить: вступительный взнос в фонд школы, форма, комплект учебников, взнос в фонд класса. Плюс родители первоклашек много чего покупают "в класс" - новые парты, настенные пособия, медийную аппаратуру. А потом, когда дети идут на вторую степень обучения и покидают класс, что они, новые парты с собой заберут?

Второе место в рейтинге школьных "поборов" занимают оплата охраны в школе и уборщицы. Понятно, что это весьма скромные взимания, от 30 до 100 рублей, но самые распространенные. Между тем, если школа не может оплачивать их из собственных средств – это проблемы школы, а не родителей.

Далее по популярности следует доплата за школьные обеды. С этим трудно не согласиться. Все мы переживаем за здоровье своих детей и понимаем, что наука на голодный желудок не идет. Если в школе насыщенная программа, должен быть и школьный обед, и школьный завтрак.

На четвертом месте уже упомянутые школьные ремонты и покупка медийной аппаратуры: компьютеры, интерактивные доски, плазменные панели (конечно же, не директору в кабинет, а чтобы фильмы про животных на уроках Окружающего мира смотреть). Прокомментируем это так: если родительский комитет постановил, что школьная столовая будет отремонтирована за внебюджетные деньги, зато сделают все, как надо, - так тому и быть. Но вообще обновлять во всех смыслах школу – не задача родителей. На то есть нацпроект "Образование", по которому в школу должны поступить все современные средства ведения урока (проекторы, компьютеры, интерактивные доски и т.п). В его рамках существуют программы "Школьное окно", "Школьная кровля", подразумевающие проведение капремонтов в школах. На каждый регион РФ из этой программы выделяются немалые средства. Директор школы, как грамотный менеджер, должен эти средства завести в свою школу, а не собирать их с родителей.

Замыкают антирейтинг позиции "на нужды школы", "на нужды класса", "на подарки учительнице и одноклассникам". Формулировки очень расплывчатые и разлет взносов здесь очень разный: от 200 рублей до десятков тысяч рублей в год в зависимости от школы.

А какие еще платные услуги практикуют в школах вашего региона?

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Утвердить Положение об оказании платных образовательных услуг в ГБОУ СОШ № 197г. Москвы в 2012 -2013 учебном году

2.Контроль над выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор Р.А. Фандо

к приказу по ГБОУ СОШ № 197

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы средняя общеобразовательная школа № 197

117447, Москва, ул. Новочеремушкинская, дом 11 А

ОКПО 45393729, ОГРН 1037739006986, ИНН/ КПП 7727188414/ 772701001

директор ГБОУ СОШ № 197

01 сентября 2012 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О порядке оказания ГБОУ СОШ № 197 г. Москвы

Платных дополнительных образовательных услуг

(2012– 2013 учебный год)

Общие положения.

1.2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают:

-"потребитель" - гражданин, имеющий намерение заказать, либо заказывающий образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающий образовательные услуги лично;

- "исполнитель" – государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 197 (ГБОУ СОШ № 197).

1.3. Настоящее Положение распространяется на платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, не предусмотренные соответствующими образовательными программами, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. № 181, от 15 сентября 2008 г. № 682).

1.4. К платным образовательным услугам

а) относятся:

- обучение по дополнительным образовательным программам;

- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

-занятия по углубленному изучению предметов, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств государственного бюджета заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся;

(в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. № 181).

б)не относятся:

- снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;

- реализация основных общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, в соответствии с их статусом;

- факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

Привлечение средств потребителей на образовательные услуги, которые не могут быть отнесены к платным не допускается.

1.5. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования) в рамках образовательных стандартов и требований), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета (в ред. постановления Правительства Российской Федерации, от 15 сентября 2008 г. № 682).

1.6. Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему ГБОУ СОШ № 197 основных образовательных услуг.

1.7. Требования к оказанию образовательных услуг, в том числе к содержанию образовательных программ, специальных курсов, определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями (в ред. постановления Правительства Российской Федерации, от 15 сентября 2008 г. № 682).

1.8. Исполнитель обязан обеспечить оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об оказании платных образовательных услуг и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями (в ред. постановления Правительства РФ, от 15 сентября 2008 г. № 682).

1.9. Платные образовательные услуги предоставляются потребителям в ГБОУ СОШ № 197, расположенном по адресу, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, дом 11 А, на основании лицензии № 283936, регистрационный номер № 023036, выданной Департаментом образования города Москвы на срок с 28.11.2007 г. до 28.11.2012 г. на бессрочной основе.

Цели и задачи предоставления платных дополнительных образовательных услуг.

2.1. Целью предоставления дополнительных платных образовательных услуг является:

- более полное удовлетворение запросов жителей района Академический в сфере образования, на основе расширения спектра образовательных услуг;

- обеспечение всестороннего развития и формирование личности ребёнка;

- реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе;

- улучшение качества личностно-ориентированной образовательной среды, положительно влияющей на физическое, психическое и нравственное благополучие обучающихся и воспитанников;

- профилактика и предупреждение заболеваний, функциональных нарушений, формирование у учащихся и воспитанников навыков здорового образа жизни путём эффективной интеграции здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

- учёт индивидуальных склонностей и способностей учащихся при проектировании собственной образовательной траектории, оказание содействия в проф. ориентации;

- создание условий и механизмов для обеспечения высокого уровня качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и запросов потребителей.

2.2. Основные задачи:

· создание максимально возможных благоприятных условий, обеспечивающих умственное, духовное, физическое и эстетическое развитие учащихся;

· повышение мотивации учащихся к учебной деятельности;

· усиление профильной направленности обучения для учащихся средней школы;

· обеспечение преемственности в деятельности педагогов различных уровней и ступеней системы образования;

· создание соответствующих условий для комфортной адаптации детей в переходный период подготовки к учебной деятельности.

Учебный план по оказанию дополнительных платных образовательных услуг разработан с учетом требований следующих нормативных документов:

Порядок оказания дополнительных платных образовательных услуг

Организация образовательного процесса регламентируется графиком проведения занятий в порядке оказания дополнительных платных образовательных услуг в 2016/2017 учебном году, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.

Занятия проводятся после обязательного перерыва, продолжительностью не менее 40 минут, между окончанием последнего урока и началом занятий.

Занятия состоят из уроков, продолжительность которых составляет:

6- летки – 30 минут;

в 1-4 классах – 40 минут;

в 5-11 классах – 40 минут.

В качестве форм организации образовательного процесса применяются:

диалоги, диспуты, беседы;

аудио и видео уроки;

работа в сети Интернет;

организация творческой работы;

открытые уроки для родителей.

Применяемые специальные учебные курсы способствуют достижению целей уставной деятельности образовательного учреждения. К учебным курсам относятся 9 специальных курсов:

Данные занятия представляют собой систему развивающих занятий для детей 6-ти лет. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми. Использование специально отобранного материала и методов работы с ним поможет и позволит детям успешно подготовиться к обучению в школе.

А главное, чтобы ребенок полюбил учиться!

Программа предназначена учащимся 2-4 классов. Концепция программы базируется на необходимости элементарного осознания ребенком явлений родного языка, речи (устной и письменной), лингвистического развития учащегося. Необходимым компонентом программы является речевое воспитание, которое предполагает формирование культуры речевого общения, овладение основными коммуникативными способностями. Обучение языку и развитие устной и письменной речи в рамках данной программы происходит не только в сфере овладения языковыми навыками: фонетическими, грамматическими, лексическими, но и в контексте взаимодействия и сотрудничества детей друг с другом и со взрослыми.

Занятия ведут учителя начальной школы

Занятия по программе создают условия для самореализации учащихся через работу с числом, погружение в математический мир, оставшийся за рамками учебника. У учащихся формируется стойкий интерес к предметам естественно - научного направления. Создаются условия для преодоления трудностей, возникших на уроках математики, воспитание воли, логичности суждений, развитие внимания, памяти, воображения. Через формулировку нестандартных заданий, решение математических головоломок, проработку задач для любознательных, ребенок получает возможность поработать головой, проявить смекалку, развить изобретательность. Решения тестовых заданий помогут обучающимся подготовиться к ЕГЭ.

2 часа в неделю

Все разделы программы тесно связаны по структуре и методическим идеям с основным курсом физики. Она способствует дальнейшему совершенствованию уже освоенных учащимися знаний и умений. Особое внимание уделяется изложению фундаментальных и наиболее сложных вопросов школьной программы. Данный курс имеет практическую направленность, так как значительное количество времени отводится на решение физических задач.помогает успешно сдать ЕГЭ. Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов, срок реализации программы 2 года.

Курс предназначен для учащихся 9-11 классов. В программе предусмотрено повторение основных биологических и экологических понятий, решение задач по генетике. Учащиеся научатся решать расчетные задачи различных типов сложности. Решение задач развивает интерес учащихся к биологии и анатомии, активизирует их деятельность, способствует успешной сдаче ЕГЭ по биологии.

Именно раннее обучение иностранного языка создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка особенно неоценима в развивающем плане.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребенку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.

Особенностью данной программы является широкое использование игр для обучения иностранному языку. Каждое занятие строится как занятие общения, максимально приближенный к естественному общению, чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Для создания коммуникативной обстановки на занятиях немаловажную роль играет поддержка высокой активности каждого ребенка.

Актуальность программы заключается в том, что в качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.

Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность обучающегося, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

Данная программа имеет культурологическую направленность и призвана помочь учащимся в успешном освоении русского языка, развить творческий потенциал личности, познавательные интересы, интеллектуальные способности обучающегося..ЕГЭ требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Тестовые задания по русскому языку включают в себя примерно третью часть вопросов, касающихся культуры речи выпускника и оценивающих степень его речевой компетенции, причем именно они вызывают затруднения. Программа рассчитанная на учащихся 5-11 классов, поможет расширить общелингвистический и культурологический кругозор, углубить и систематизировать знания о языке и речи.

Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания, а также на подготовку к ЕГЭ. Данная программа дает возможность каждому ученику проявить самостоятельность, выразить и обосновать свою точку зрения. Занятия проводятся в лекционной, семинарской и практической форме. Курс рассчитан на 1 год для 9кл. и на 2 года для будущих выпускников.

Количество обучающихся в группах по предоставлению платных образовательных услуг по направлениям.

Читайте также: