Цель краеведения в школе

Обновлено: 05.07.2024

Краеведение — одна из самых распространенных и популярных среди педагогов и обучающихся форм внеклассной деятельности по любому учебному предмету. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.

Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности.

Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами образовательного учреждения. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от заинтересованности самого учителя и от того, как он сумеет заинтересовать краеведческой (поисковой) деятельностью своих учеников.

Учитель должен хорошо знать свой край (область, регион), систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Занимаясь краеведческой работой с детьми и подростками, учитель в первую очередь повышает свой интеллектуальный уровень и более глубоко овладевает профессиональной компетенцией. Краеведение для учителя — верный путь к научно-исследовательской деятельности.

В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

В школьном краеведении следует иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение (его содержание и характер определяются учебной программой) и внепрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например, на пришкольном участке, во время учебной экскурсии или в походе. Но в таком виде учебной деятельности предполагается обязательное участие обучающихся всего класса. Во внепрограммном краеведении ребята принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по родному краю, школьные экспедиции, археологические раскопки, организация экспозиций школьного музея и другие виды краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Организация и отношение к учебной программе этих видов школьного краеведения различны, но, тем не менее, они очень связаны.

Учебное краеведение преследует две задачи: всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала; использование этого материала в преподавании учебного предмета. Решение первой задачи открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения.

1. Географическое и экологическое краеведение

В преподавании географии и экологии краеведение — одно из основных средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических и экологических понятий. Материал о природе, полезных ископаемых, особенностях рельефа родного края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках или внеклассных мероприятиях по учебному предмету.

Таким образом, географическое и экологическое краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение родного края (области, региона, республики), но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии и экологии на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении.

Главное назначение географического и экологического краеведения состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, повседневной обстановке наблюдать географическую (экологическую) действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования конкретных понятий. Благодаря этому устраняются абстрактность географических понятий и механическое их усвоение.

В школьном курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на основе краеведческого материала. Опыт работы многих учителей показывает, что понятия о расходе воды в реке, строении долины, почве хорошо усваиваются, если их изучение самостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.

Краеведение служит связующим звеном в интеграции многих учебных предметов. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и биологии. Научную ценность географические характеристики, особенно по экономической географии, будут иметь только в том случае, если они проводятся в историческом плане, отсюда и интеграция географического и исторического краеведения.

В практике многих образовательных учреждений в процессе экологического образования и воспитания сложился определенный междисциплинарный процесс организации совокупности видов деятельности обучающихся, направленный на изучение экосистем края в прошлом и настоящем, выявление местных экологических проблем во взаимосвязи с региональными, поиск и практическую реализацию доступных для школьников способов их решения. Грамотно организованное экологическое краеведение в школе или лицее становится органической частью системы экологического образования, так как позволяет в комплексе решать все основные задачи экологического образования.

Концепция школьного экологического краеведения в образовательном учреждении может опираться на следующие основные идеи:

1. Школьное экологическое краеведение как междисциплинарный педагогический процесс организации различных видов деятельности обучающихся по изучению, сохранению и улучшению окружающей среды в своей местности.

2. Системная организация экологического краеведения на основе принципов целостности, целесообразности, взаимосвязи локальных и региональных аспектов экологии, оптимальности.

3. Школьное экологическое краеведение как средство формирования экологической культуры учащихся через реализацию образовательных и комплексных организационно-деятельностных программ, построенных с учетом основных объектов, источников, сфер, этапов, видов и способов эколого-краеведческой деятельности школьников.

4. Школьное экологическое краеведение как механизм реализации регионального компонента экологического образования.

Существуют основные тенденции развития теории и практики экологического образования школьников1:

— повышение роли экологического образования в решении современных экологических проблем, а также в целостном процессе формирования личности третьего тысячелетия;

— активизация международного сотрудничества в сфере экологического воспитания молодежи и образования в области окружающей природной среды;

— обеспечение органического единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей среды;

— использование в процессе экологического образования элементов системного подхода, методов моделирования и историзма;

— усиление ценностных аспектов содержания экологического образования;

— экологизация учебного содержания предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов;

— введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов экологического содержания;

— дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий на личность;

— учет в процессе формирования у школьников ответственного отношения к природе, психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности, а также специфики ее реального отношения к природе;

— внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического образования учащихся (межпредметные уроки, ролевые и сюжетные игры, приемы имитации и игрового моделирования, ученические конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы родного края, ролевые практикумы).

2. Историческое краеведение

ассоциируются с конкретным поселком, деревней, городом, в котором проживают учащиеся. От того, насколько хорошо знают и любят ребята свой край, его историю, часто зависит и глубина их патриотического чувства.

Знакомство с памятниками культуры, изучение истории родного края по конкретным археологическим источникам, обычаев и традиций народов, населяющих тот или иной регион, выявление связи местных культов и обрядов с особенностями истории края содействуют воспитанию мировоззрения детей и подростков.

Историческое краеведение способствует решению задач социальной адаптации выпускников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Важная составляющая системы исторического краеведения в школе — содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний, которые можно образно представить в следующем виде:

1. Моя семья. Предполагает изучение родословной семьи, истории происхождения фамилий и имен членов семьи, ближайших и дальних родственников, основоположников семейного древа, их социального происхождения и т. д.

2. Родная школа. Изучение истории и традиций образовательного учреждения, биографий известных выпускников и учителей школы, педагогических династий, достижений учеников школы или лицея.

3. Мое село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития; история названия населенного пункта, известные односельчане (горожане), история промышленных предприятий и культурно-просветительных центров.

4. История района (микрорайона). Историческое прошлое, история возникновения, особенности становления и развития промышленности (сельского хозяйства, животноводства и т. д.), народного творчества и прикладного искусства, образования и культуры.

5. История автономного округа (области, края). Историческое прошлое и настоящее, место региона в историческом развитии России, народные традиции и обычаи, национальная и духовная (религиозная) культура; становление и развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства, общественно-политических взглядов и течений (политических партий), органов власти; состояние экологии региона и т. д.

При этом важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и понимали необходимость их единства, интеграции, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи исторического прошлого с реалиями сегодняшнего дня. Но история любого региона, народа всегда противоречива. На различных исторических этапах многие понятия, терминология и трактовки реформируются, порой искажаются. Наличие различных точек зрения, противоречивость фактов подталкивают краеведов к поиску исторической справедливости.

Одна из составляющих системы школьного краеведения — организационные формы историко-краеведческой работы в школе. К ним можно отнести:

1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России с включением элементов краеведения и специальных уроках по истории края (или их циклах) в рамках учебных часов по курсу отечественной истории, об интегративных учебных курсах с включением регионального компонента.

2. Специальные учебные курсы регионального компонента в обычных классах и школах (лицеях, гимназиях) с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла.

4. Специализированные внеклассные занятия: работа краеведческих кружков, научных ученических обществ, клубов, лекториев и т. д.

5. Туристско-краеведческая (пешеходный, водный, горный, комбинированный туризм, вело- и мототуризм), поисковая, экскурсионная, исследовательская (археологическая) деятельность; работа совета школьного музея, летних профильных лагерей и поисковых отрядов.

3. Литературное краеведение

Одними из разновидностей краеведения в современной школе, лицее или гимназии являются лингвистическое и литературное (в целом филологическое) краеведение.

Литературно-краеведческие знания углубляют у школьников представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. Вековые традиции народной (региональной) культуры осмысливаются глубже

именно на занятиях краеведческого типа, этому способствует усиленное чтение той литературы, которая некогда была незаметной. Процесс усвоения новых знаний благотворно сказывается на увеличении словарного запаса, обогащении языка и, в конечном счете, на повышении качества обучения и воспитания школьников.

Литературное краеведение условно можно разделить на три ветви:

— изучение народных обычаев и традиций, фольклора, устного и письменного народного творчества данного региона (края, области, республики), их влияния на становление современной публицистики и литературного творчества;

— исследование литературного прошлого своего региона (области, района, города или села): первых печатных СМИ, художественных, публицистических и драматических произведений, поэзии, их особенностей, своеобразия литературных жанров, языка и т. д.;

— изучение биографий и малоизвестных, и популярных авторов литературных произведений региона, известных литераторов, поэтов, журналистов и публицистов родного края.

Литературное краеведение учит обобщению и систематизации литературных фактов, помогает приобретать навыки публичных выступлений. В исключительных случаях определенную роль краеведческие уроки играют и в обогащении национального достояния страны: нередко собранный учениками библиографический и литературно- краеведческий материал помогает специалистам и ученым уточнить известные факты или события.

Следует отметить и еще одну особенность занятий литературным краеведением: они учат не только наблюдать, но и активно участвовать в социально-политической жизни общества, формируют у старшеклассников активную жизненную позицию. Профессиональная компетентность, опыт, эстетический вкус преподавателя словесности и глубокая его заинтересованность в деле образования молодежи и будут диктовать особые, неповторимые формы преподавания этой дисциплины в учебном заведении.

Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины - сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность.

А ведь верно подмечено, что патриотизм - это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота - человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.

Возможности краеведческого курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:

· беречь природу и окружающую среду в целом,

· сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,

· беречь памятники истории и культуры.

· относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

2. Человек - звено в цепи жизни.

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители читают историю. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье.

Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история - это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края [13, С. 28]. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

3. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.

Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание - эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.

Очень важно объяснить детям - вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать - от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я - достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

Кроме того, школьники должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:

4. Научить школьника осознавать проблемы окружающего его микромира.

5. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

6. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

7. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.

8. Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.

Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих [3, С. 34].

Содержание учебного курса.

Следующей составляющей системы преподавания краеведения является содержание. Можно условно говорить о концентрах (кругах) знаний по краеведению:

Мой дом. Родословная семьи.

Родная школа. Её история и традиции.

Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.

История автономного округа.

История области, края.

Возможны и другие темы-концентры. Педагогам-краеведам необходимо разработать вопрос о соотношении этих пластов знаний в учебных занятиях, во внеклассной работе. Обратив внимание на важность тем, касающихся истории семьи, школы, села, города.

Например, изучая Великую Отечественную войну, ребята рассматривают её влияние на область, район, село и, наконец, свою семью. Или изучая родословную своей семьи, учащиеся связывают её с историей своего села, города, района, области, страны. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся называют принципом маятника.

Вместе с тем необходимо реализовать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным событиям снова и снова, шли бы из класса в класс в процессе учебной, внеурочной работы по восходящей. Углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Можно взглянуть на проблему и с несколько другой стороны. Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае - жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район и т. д.).

Если изучить социально-экономические, общественно-политические, культурные связи, отношения людей. Познакомиться с их духовной жизнью в тот или иной период времени, то можно утверждать: я знаю историю, ведь знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы - значит понять саму эпоху, саму историю.

Предметом краеведческих изысканий может быть любой человек, самый обычный, главное чтобы материал был конкретен и помогал преодолеть безликость исторических фактов. Хотя, как правило, на уроках уделяется внимание только знаменитым землякам или другим известным лицам, а о людях находящихся в других районах Беларуси в ближнем и дальнем зарубежье, но сделавших много для нашего края, забывают. Это ошибка. Как и изучение этноса, наиболее распространенного на определенной территории. Ребята должны четко знать, что мы живем в полиэтническом и поликультурном государстве, поэтому необходимо внимание всем народам.

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям.

Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности, общественные организации и объединения в крае.

История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и с современным состояние села, предположить перспективы развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно- следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

Необходимо также освещать вопросы, связанные с международными отношениями: влияние зарубежных стран на нашу культуру, экономику, политику на разных этапах развития нашего государства.

1. Принцип диалектической взаимосвязи с курсами отечественной и всеобщей истории. Материал отражает исторические и культурные тенденции характерные для всех регионов Беларуси и, возможно, для всего мира.

2. Принцип интегративности. Краеведение дает учащимся целостное представление о человеке, живущем на определенной территории. Интегративность заключается в том, что для уроков берутся сведения и археологии, и географии, и этнографии, и экономики, и литературы, и истории.

3. Принцип поликультурной толерантности. Сведения из местной истории ещё раз подчеркивают, что мы живём в обществе, где очень много различных наций, что каждый народ имеет свой язык, веру, обычаи, менталитет, но при этом необходимо помнить: все люди равны и интересны и мы должны уметь жить в мире с окружающими.

4. Антропологический принцип. Человек является центром изучения краеведения, история его духовно-практического опыта, а политическая и экономическая история рассматриваются лишь как условия развития человека.

5. Принцип практической направленности курса. "Этот принцип требует разрабатывать содержание, ориентируясь на существующую педагогическую реальность, учитывать имеющиеся методы, закономерности, принципы и возможности обучения в целом."[7, С. 31].

Содержание учебного курса краеведения.

Экономические и политические взаимоотношения.

Человек в истории

История культур народов региона

Содержательные единицы национально- региональной истории

История народов, государств, цивилизаций, региона

Одна из проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, - разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп, организаций, государственных учреждений, структур. Её следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов, ценностей, разделяемых людьми того времени.

Организуя работу по историческому краеведению важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет. Прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и большие разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом свете. Необходимы: правда о фактах, событиях, лицах, документально аргументированное изложение событий. Объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Школьное краеведение – это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально - экономических и исторических условий родного края. Необходимо рассматривать школьное краеведение как систему. Системный подход, наряду с педагогической эффективностью школьного краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения. Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения определяются целями и задачами учебно-воспитательного процесса в школе, требованиями учебных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края. Школьное краеведение как система в учебно-воспитательной работе проводится в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все эти направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами общешкольного краеведения, тесно связаны между собой как по своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения.

Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый педагогом в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.

Занятие краеведением является еще и важнейшей частью патриотического воспитанияв школе

Основная задача патриотического воспитания- это формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своего Отечества, способный выполнять гражданский долг как в мирное так и в военное время.

Любить могучую и благополучную страну легко. Гораздо труднее найти что-то интересное, значимое, вызывающее гордость в своей маленькой деревне, селе или ауле. Но ведь именно с любви к своей малой Родине, к этой маленькой частице большой страны и начинается любовь к огромной стране, к своему Отечеству.

Для занятий краеведением не нужно больших затрат, длительных поездок, дорогостоящего оборудования. Достаточно сходить на экскурсию по окрестностям своего аула, присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет. И тогда малая Родина тебе откроет массу своих тайн. И тогда станет ясно, что без истории твоей малой Родины история России была бы неполной, что вся великая держава состоит из множества маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей малой Родине, возникнет необходимость бережного отношения к ней.

Такие огромные возможности дает краеведение для патриотического воспитания.

Краеведение как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом.

У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания они либо устно или в различных письменных документах передавали последующим поколениям.

Школьное краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

• приоритет воспитательных задач;
• возможности реализации принципов адаптивной педагогики;
• интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.); применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;
• самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;
• реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности;
• внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;
• практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

Все это требует особого подхода к организации учебнопознавательной деятельности учащихся, методике организации учебновоспитательного процесса в учреждениях образования каждого региона.

Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

- познакомить учащихся с историей и современностью края;
- сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
- развить у школьников стремление знать свой край;

- способствовать формированию личностного отношения учащихся к нему;
- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;

- создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни; (Решение данной задачи нацеливает педагогов на организацию проблемного обучения, использование проектных исследовательских форм обучения, практических работ прикладного характера, проведение полевых экспедиционных работ);
- способствовать адаптации школьников к действительности своего края, профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных сферах повседневной жизни);

- способствовать становлению, развитию и упрочению учебновоспитательных коллективов, семьи;
- способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения.

Учреждения образования могут реализовать одно, или несколько направлений краеведческой деятельности, обеспечивающих выполнение поставленных задач. Направления краеведческой деятельности образовательного учреждения могут быть индивидуальны для каждого класса, объединения учащихся, вплоть до отдельного ученика, в зависимости от возможностей и интересов конкретных учащихся и их объединений.

Краеведческая работа учреждений образования может развиваться по ряду направлений:

• Историческое краеведение (военноисторическое, историкокультурное, историкоархивное, археологическое и др.)
• Естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.)
• Этнокультурное и социологодемографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)
• Туристскокраеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов)
• Спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода)
• Оздоровительный туризм (совершение некатегорийных походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода)
• Музейное краеведение (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея)
• Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных, или участия в плановых экскурсиях)
• Семейное краеведение.

Таким образом, поставленные задачи и многообразие направлений деятельности нацеливают педагогов на организацию системной разноплановой деятельности учащихся, формирующей у них отношение к своей малой родине, опирающееся на систему разнообразных краеведческих знаний; организацию разнообразной развивающей коллективной и индивидуальной творческой деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время.

Краеведческая деятельность учащихся представляет собой сложную систему, состоящую из интегрированных краеведческих курсов, внеурочной работы по предмету, туристскокраеведческих и экспедиционных объединений, факультативов, кружков, музеев.

Реализация задач, решаемых средствами краеведения, возможна при использовании образовательных ресурсов краеведения реализуемых в системе разнообразных форм краеведческой деятельности, в каждом элементе которой может принять деятельностное участие каждый ребенок.

Организационные формы краеведческой деятельности:

- уроки основного курса "Краеведение";
- интегрированные краеведческие курсы;
- уроки всех учебных дисциплин, опирающихся на краеведческий принцип преподавания;
- краеведческие объединения, клубы, кружки, работающие на базе образовательных учреждений;
- экскурсионные объединения;
- музейные коллективы, работающие на базе музеев образовательных учреждений округа;
- научные ученические общества;
- территориальные объединения;
- общественные объединения;
- семейные формы.

Сложность поставленных задач и специфика школьного краеведения требуют от руководства образовательного учреждения вдумчивого подхода к перспективному планированию системы школьного краеведения, основанного на анализе информации о:

- законодательной и нормативноправовой базе; школьного краеведения
- кадровом составе: квалификации, компетентности, готовности использовать оптимальные педагогические технологии, методы, приемы, формы обучения и воспитания;
- программном, научнометодическом, дидактическом и материальнотехническом обеспечении деятельности;
- состоянии деятельности и уровне потребности в ней учащихся и родителей;
- состоянии системы дополнительного образования;
- вовлеченности семей в краеведческую деятельность;
- ресурсах природного и социокультурного пространства, внешней образовательнойсреды;
- специфике и традициях образовательного учреждения,и учете специфики школьного краеведения.

Рассмотрим основные элементы системы краеведческой деятельности образовательного учреждения.

Познавательная (по основной задаче) краеведческая деятельность реализуется в структуре учебного процесса на основе выбранной образовательным учреждением учебной программы. В настоящее время преподавание учебных краеведческих курсов осуществляется по ряду образовательных программ, которые, как правило, не отражают всего многообразия содержательной стороны краеведческой подготовки школьников, являются профильными (исторические, этнокультурные, геологические и т.п.). Другими недостатками программ являются: отсутствие требований к знаниям и умениям учащихся, перечня практических работ, экскурсий; достаточно узкая содержательная направленность.

Воспитательно-развивающие и оздоровительные аспекты школьного краеведения реализуются в подсистемах внеурочной, внеклассной деятельности и дополнительного образования, призванных содействовать решению приоритетных – воспитательных задач школьного краеведения. Внеурочная краеведческая работа, более эффективно позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные интересы учащихся, организовать деятельность, направленную на развитие личности каждого конкретного ученика. Кроме того, она способствует решению проблемы организации досуга учащихся во внеурочное время, решению задач школы полного дня.

Цели работы данных подсистем:

- способствовать развитию личностных качеств каждого ученика в процессе творческой коллективной деятельности
- углубить и расширить знания учащихся о своей малой родине (за счет включения в деятельность внепрограммного и расширения программного материала)
- способствовать формированию общеучебных умений и навыков (путем выполнения творческих, исследовательских, проектных работ, не укладывающихся в рамки уроков)
- способствовать социальной адаптации и профессиональной ориентации школьников
- способствовать семейному воспитанию.

Внеклассная краеведческая работа отличается разнообразием форм. Выбор содержания и форм работы, как правило, определяются педагогом исходя из его опыта, круга увлечений. При этом педагог обязан учитывать интересы и возрастные особенности учащихся, возможности использования социокультурного пространства региона, особенности и традиции конкретного образовательного учреждения

В наше сложное время мы все чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времен, осознаем необходимость изучения своих национальных корней, как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Тверского края, родного района. Воспитывает любовь к малой родине, истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе являются глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы, района, региона. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.

Цель моей работы – показать систему краеведческой работы в школе, взаимосвязь ее разных направлений.

При этом решались следующие задачи:

• показать важность краеведческой работы в школе;

• охарактеризовать ее направления;

•показать варианты использования краеведческого материала во внеурочной деятельности;

• проанализировать исследовательскую работу по изучению истории родного края;

• выделить основные пути организации краеведческой работы;

• оценить результативность работы.

II. Цели и задачи краеведческой работы в школе :

-воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и город, желающего сохранить его и принять активное участие в его развитии; создание условий для всестороннего развития личности.

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви и уважения к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в наше непростое время сложно, но очень важно. Человек будет любить свой край, его историю, если будет знать его прошлое и настоящее. Одних громких призывов здесь мало. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше.

Актуальность данной системы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Основные принципы, положенные в основу системы :

• принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

• принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

• научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

• систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении системы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

III. Система краеведческой работы в школе

1. Содержание краеведческой работы

Краеведческая работа в школе должна строиться в комплексе и вестись по нескольким взаимосвязанным направлениям.

Направления краеведческой работы :

Краеведческие направления

№ Направление Вопросы теоретического изучения Практическая деятельность

История родного края История Тверской области.

Сбор и оформление материалов.

История Краснохолмского района.

Подвиги героев Советского Союза Краснохолмского района Совместная деятельность с краеведческим музеем г. Красный Холм.

Выполнение поисковых заданий.

2. История православных памятников г. Красный Холм История краснохолмских памятников культурно-исторического прошлого. Встреча с краеведами

Тема родины в произведениях краснохолмских писателей. Творчество писателей Краснохолмского района.

Краеведческие чтения.

4. Духовно-нравственное Составление родословного древа.

Народные обычаи, обряды.

Творчество знаменитых уроженцев района Запись воспоминаний старожилов.

Сбор и оформление материалов.

5. География родного края.

Флора и фауна родного края География Краснохолмского района. Редкие растения и животные края.

Участие в экологических субботниках.

6. Основы туризма Что должен знать и уметь юный турист.

Туристские маршруты Краснохолмского края. Походы по родному краю.

Участие в турслётах.

Только ведя работу по разным направлениям, можно добиться хороших результатов. Необходимо помнить, что предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах, в границах определё нной территории:

- духовная жизнь (взгляды, помыслы, идеалы);

- особенности культуры, быта, истории коренных жителей края;

- деятельность многих поколений жителей села, района, края, социально-экономические и политические отношения;

- судьбы конкретных людей, история семей.

История края, местные события и явления изучаются в единстве трё х временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая историю села, важно познакомить учащихся с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействовать формированию исторического мышления.

Формы и методы краеведческой работы.

Составляющей системы школьного краеведения являются организационные формы обучения. К ним относятся:

-изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Здесь следует понимать, что региональный материал используется как часть урока по истории России или как самостоятельный урок по истории края в рамках учебного плана.

-кружковая работа, которая проводится за счет часов школьного компонента. На них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Основной задачей кружка по краеведению является развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний и развития способностей учащихся. Кружки по краеведению сочетают в себе многие формы, приемы и методы как внеклассной, так и урочной работы с детьми : здесь и семинары, и практикумы в музеях и архивах, конференции, экскурсии. В процессе кружковой работы ребята могут научиться правильно писать рефераты, проводить различные исследования, анкеты, опросы, работать с научной, научно-популярной литературой и источниками, а также получают опыт публичных выступлений.

Они могут быть массовыми, групповыми, индивидуальными. Поэтому мероприятия, основанные на сведениях по местной истории и проходящие во внеурочное время, можно разделить на три группы:

1) мероприятия, на которых участники выступают в роли потребителей информации (классные часы, экскурсии, встречи с представителями администрации и другими интересными людьми);

2) мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ);

3) мероприятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные ребятами в учебном курсе (работа краеведческого кружка, защита рефератов, научно-исследовательская работа, поисковые экспедиции).

Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы.

Экскурсии, являются продолжением изучения материала. Полученные сведения конкретизируют учебный материал, делают предметным.

Экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников.

Историко-производственные экскурсии, помогают правильной профориентации учащихся

Методы самостоятельной работы :

- опросы, анкетирование (не нуждается в специальной подготовке ребят, необходима лишь тщательная работа по продумыванию вопросов);

- интервьюирование (занимает гораздо больше времени для подготовки т. к. интервьюеру приходится менять вопросы с учетом текущих событий, обстоятельств интервью, атмосферы беседы и возраста опрашиваемого);

- коллективно творческие дела (главной целью является вовлечение большого количества учащихся в активную поисково-исследовательскую работу. В этом направлении нужно очень внимательно подходить к разработке тематики занятий. Необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития, степень подготовленности класса. Возможна дифференциация заданий. Готовясь к ктд, классы производят поиск, сбор, накопление материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные учащиеся пишут доклады, рефераты, а остальные — разрабатывают отдельные вопросы и выступают в качестве содокладчиков, оппонентов); - практические (лабораторные) занятия (учащиеся учатся приемам работы с местной литературой, периодической печатью, документами, вещественными памятниками, методам составления сложного плана, конспектов, рефератов); - составление летописи по истории школы, предприятия, села, города Игра - это тоже один из видов изучения краеведения. В увлекательной форме ребята осмысленнее узнают что-то новое, закрепляют ранее изученный материал и навыки работы с документами.

Многообразие форм и методов— все это делает краеведческую работу более живой и интересной, помогает увлечь детей в замечательный мир исследований и открытий, раскрывает их творческие способности, раскрепощает и оказывает воспитательное воздействие на учащихся.

Включение краеведческого компонента в программы учебных предметов

-изучение материалов краеведения на уроках основного курса Отечественной истории.

Систематически проводятся мероприятия краеведческого направления

Привлечение ярких эпизодов из истории родного края позволяет сделать многие события истории более близкими и понятными для учащихся. По ряду вопросов можно дать задание самостоятельно проработать материал в краеведческой литературе, выполнить творческое задание.

Внеклассная работа.

-работа с архивными документами, с периодической печатью;

-сбор газетных материалов о людях и событиях родного края, района, села;

-работа школьного музея;

-работа лекторской группы;

-летопись школьной жизни;

-встречи с участниками и очевидцами исторических событий;

-фотографирование участников событий, других знатных людей, а также зданий и иных исторических объектов;

-консультации научных сотрудников архивов, музеев, работников библиотек и внешкольных учреждений;

-беседы с местным населением;

-поиск предметов материальной и духовной культуры;

-использование материалов для написания рефератов, исследовательских работ.

Совет музея школы

Оформление новых стендов.

Проведение экскурсий по различным экспозициям.

Познавательная краеведческая работа имеет три уровня.

1 уровень. Получение готовых знаний

- со слов учителя, из учебных пособий и СМИ; - встречи с ветеранами; - экскурсии.

2 уровень. Самостоятельное приобретение знаний

3 уровень. Участие в научно-исследовательской деятельности.

Учащиеся принимают участие в подготовке и проведении многих мероприятий разных уровней.

Участие учащихся и учителей ОУ в мероприятиях краеведческого направления районного и краевого уровней.

№ Мероприятие Участники Результат

Проведены масштабные долгосрочные проекты

-воспитание уважения к памяти защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны;

- расширить знания по историческому краеведению о Героях Советского Союза Краснохолмского района;

-развивать умения поисковой деятельности, обработки и представления материалов, полученных в результате проведения акции; формировать умения работать в коллективе, в творческой группе;

-развивать чувство патриотизма, чувство долга перед памятью героев – защитников нашей Родины у подрастающего поколения.

19 февраля 2018 года все обучающиеся школы принимали участие в торжественной линейке, посвященной 20-летию присвоения школе имя воина-интернационалиста Сергея Забавина.

Целью проекта по духовно-нравственному воспитанию- сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Основные принципы исследовательского проекта:

1. Принципы духовно-нравственного воспитания (гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность).

Участие в конкурсах

- на лучшее исполнение песни о городе Красный Холм;

- лучшее стихотворение собственного сочинения о родном крае;

- лучшее исполнение стихов краснохолмских поэтов;

2. Конкурс МБОУДО «Краснохолмский районный Дом детского

ставшем впоследствии г. Красный Холм 2017 г. -1 место

ГБОУ ДПО ТИУУ Видеоконференция экскурсоводами в онлайн режиме о Сергее Забавине, чье имя присвоено нашей школе.

3. Центр русского языка и русской культуры ТвГУ

МАОУ СОШ № 5 им. Л. Н. Гумилева г. Бежецка Тверской области

5. Областная краеведческая викторина, посвященная 75-летию освобождения г. Калинина от немецко-фашистских захватчиков 20.11.2016. Пр. № 49 от 04.11.2016.

3. Районные конференции исследовательских работ обучающихся

- работа по теме "Родники- святые источники Краснохолмского района"-участие;

Наша школа презентовала выступление об известном географе, исследователе Антарктиды Русине.

14 мая 2018 г. обучающиеся нашей школы посетили новую интересную выставку периодических изданий, посвященных изучению Тверского края.

Взаимодействие с районным музеем

25 января 2018 г. в краеведческом музее для учащихся 7-а класса сош №2 им. Сергея Забавина прошел урок мужества "Незатихающая боль блокады". Его совместно подготовили и провели работники музея, дома детского творчества и центральной библиотеки, рассказав ребятам о мужестве жителей города - героя.

2 октября, Всемирный день архитектуры, отмечается ежегодно в первый понедельник октября. Поздравляем архитекторов и ценителей архитектурных шедевров. По городу организованы экскурсии на которых обучающиеся знакомились с архитектурными зданиями и памятниками города.

Г. Тверь. Путевой императорский дворец

д. Утехово Экскурсия на могилу летчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны.

д. Пруды на родину знаменитого художника П. П. Чистякова. Приведение в порядок памятника, знакомство и беседа с жителями деревни.

Традиционными стали участия на межрегиональной Антониевской ярмарке. Весной и осенью дети с удовольствием выставляют поделки декоративно-прикладного искусства и в концертных программах.

Наличие программно-методических материалов:

Васильева В. В., учитель географии, МБОУ сош № 2 им. С. Забавина

-экскурсия на пищекомбинат;

-уборка территории сквера и парка Победы;

-посадка сосен на территории больницы;

1. В. Н. Суслов. Моя семья. Мой народ. Моё Отечество. Легион, 2011

2. Судьбы без Родины не вижу…История района. Б. Петропавловский 2015

3. Т. К. Щеглова. Устная история и краеведческая работа. Преподавание истории в школе, №5, 1998г. : Школа- Пресс, 1998

4. Краеведение в школьном историческом образовании. Преподавание истории и обществознания в школе, №10, 2004: школьная пресса, 2004

5. Материалы школьного музея

Формирование навыков самообслуживания в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Так как.

Система работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности по программе Нищевой Н. В Выступление на методическом объединении в МБДОУ детский сад № 19 «Система работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности.

План образовательно-воспитательной работы на октябрь Октябрь Утренняя гимнастика 1. Ходьба и бег вокруг кубиков. Построение вокруг кубиков, затем по сигналу воспитателя ходьба и бег вокруг.

Читайте также: