Цель изучения предмета музыка в начальной школе
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель и задачи уроков музыки в начальной школе в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Цель музыкального образования в начальной школе. Развивающие задачи уроков музыки. Предметные, метапредметные и личностные результаты изучения музыки в начальной школе.
Глобальную цель обучения музыке младших школьников сформулировал Д.Б.Кабалевский, создатель программы по музыке для общеобразовательной школы, которая используется до сих пор. Цель музыкального воспитания младших школьников - формирование музыкальной культуры, как части духовной культуры человека. Несмотря на изменение условий жизни, образовательной политики, появления новых технологий, данная цель, безусловно является по-прежнему актуальной.
Однако требования ФГОС к музыкально-эстетическому развития личности ребенка, о которых мы говорили на прошлой лекции, диктуют необходимость корректировки постановки конкретных задач музыкального образования в младших классах. Как же реализовать данные требования конкретно на уроках музыки в начальной школе? Необходимо понять, какими знаниями, умениями и навыками конкретно должен обладать ученик после четырех лет изучения музыки в начальной школе.
Прежде всего, правильно спланированная система уроков музыки, должна способствовать развитию личности ребенка. В частности, самореализации в области творческих возможностей, готовности к самовыражению в области искусства, формированию ценностного нравственного стержня, адекватной самооценки.
Ознакомление с мировым искусство (в данном случае, с яркими примерами музыкального творчества) формирует те свойства и характеристики личности, на которые особенно обращает внимание ФГОС НОО: понимание целостной картины мира (в частности и художественной), патриотическое мировоззрение, понимание истоков толерантных взаимоотношений в многокультурном мировом сообществе, активизация способности креативно и продуктивно мыслить и рефлексировать.
Основной спецификой музыкального образования в младших классах прежде всего является формирование целостности в представлениях о музыкальной культуре, ее основаниях, образности. Подобранные в современных программах музыкальные произведения – русские и зарубежные, духовные и современные, народные и авторские – способствуют этому.
Возможность совершенно различной и весьма специфической деятельности в ходе уроков музыки – наблюдения, восприятия, размышления о явлениях искусства, разучивания и исполнения музыкальных произведений, игры на музыкальных инструментах и т.д обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся.
Важно также обратить внимание на следующие моменты при обучении младших школьников на уроках музыки:
- формирование личностного восприятия музыки, которое основывается на эмоционально-окрашенном отношении к ней через понимание ее характера, содержания, средств музыкальной выразительности;
- знакомство с произведениями величайших представителей музыкальной классики;
- ознакомление с музыкально-теоретическими понятиями, терминами и явлениями: музыкальными интонациями, значением песенности, танцевальности, маршевости, основами нотной грамоты, музыкальными инструментами и т.д.
При обучении музыке, особенно в начальной школе, задачи – образовательные, развивающие и воспитательные, не могут рассматриваться по-отдельности и должны решаться комплексно. ФГОС дает учителю свободу в самостоятельном выборе методов обучения, но при этом сбалансированное соотношение сочетание традиционных и инновационных технологий должно соблюдаться.
На основании всего вышесказанного распределим некоторые конкретные развивающие задачи применительно к содержанию музыкального искусства по трем группам: задачам личностного развития, познавательного развития, коммуникативного и социального развития.
- духовное развитие личности;
- формирование личностного отношения к искусству;
- формирование адекватной самооценки относительно творческих (прежде всего музыкальных) способностей и желания самосовершенствоваться;
- формирование умения самостоятельно планировать творческие действия;
- развитие креативности, самостоятельности и оригинальности при решении творческих задач.
- развитие целостного восприятия картины мира;
- развитие видеть связь музыкальных явлений с жизнью;
- умение применять логические операции (анализ, сравнение, синтез) относительно музыкальных произведений (анализировать и сравнивать их; уметь объединять по признаку вида и жанра, группировать по определенным характеристикам);
- приобретение знаний об основных закономерностях использования графического обозначением музыки нотами и умение работать с ним;
- развитие умения прогнозировать и оценивать итоговый результат деятельности (в данном случае – художественной)
- приобретения навыков общения в диалоге;
- формирование умения работать в группе, команде (например, входе взаимодействия в пении, музицировании, танце);
Одним из важных показателей эффективности уроков согласно требованиям ФГОС НОО является достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Подробные определения данных понятий даются непосредственно в тексте ФГОС. Следует только отметить, что в своей работе настоящие педагоги-профессионалы всегда уделяли значительное внимание приобретению, развитию и закреплению тех умений и навыков, который отнесены во ФГОС к метапредметным результатам. Однако они впервые выделены в отдельное направление педагогической деятельности в российской педагогике. Подробнее о них мы еще будем говорить на Лекции №3.
Рассмотрим некоторые предметные, метапредметные и личностные результаты изучения музыки, которые должны показать учащиеся к окончанию младшей школы.
- развитие интереса к различным видам искусства;
- формирование художественного вкуса;
- умение формулировать собственную оценку произведения музыкального искусства;
- понимание музыкального произведения, как способе выражения внутренних переживаний личности;
- четкое представление о роли музыки в человеческой жизни и художественной картине мира в целом;
- знание основных закономерностей музыкального искусства;
- элементарные умения и навыки при реализации содержания различных видов творческой деятельности;
- готовность применять приобретенные знания во внеурочной и внешкольной творческой деятельности;
- участие в конкретных видах художественной деятельности (в спектаклях, литуратурно-музыкальных композиций, пение в хоре, участие в творческих фестивалях, конкурсах и т.д.)
- умение оценивать произведения различных видов искусства;
- ориентирование в многокультурном разнообразии;
- участие в культурной жизни класса, школы, города и т.д.;
- способность к воплощению творческих замыслов, понимание их целей и выбор путей решения проблем;
- использование знаковых, символических и речевых средств при решении коммуникативных и познавательных задач;
- умение применять различные логические приемы (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация);
- умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свои учебные действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир в его природном, культурном, социальном и художественном многообразии.
- сформированность эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- умение реализации музыкально-творческого потенциала;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Читайте также: