Цель изучения предмета музыка в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель и задачи уроков музыки в начальной школе в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Цель музыкального образования в начальной школе. Развивающие задачи уроков музыки. Предметные, метапредметные и личностные результаты изучения музыки в начальной школе.

Глобальную цель обучения музыке младших школьников сформулировал Д.Б.Кабалевский, создатель программы по музыке для общеобразовательной школы, которая используется до сих пор. Цель музыкального воспитания младших школьников - формирование музыкальной культуры, как части духовной культуры человека. Несмотря на изменение условий жизни, образовательной политики, появления новых технологий, данная цель, безусловно является по-прежнему актуальной.

Однако требования ФГОС к музыкально-эстетическому развития личности ребенка, о которых мы говорили на прошлой лекции, диктуют необходимость корректировки постановки конкретных задач музыкального образования в младших классах. Как же реализовать данные требования конкретно на уроках музыки в начальной школе? Необходимо понять, какими знаниями, умениями и навыками конкретно должен обладать ученик после четырех лет изучения музыки в начальной школе.

Прежде всего, правильно спланированная система уроков музыки, должна способствовать развитию личности ребенка. В частности, самореализации в области творческих возможностей, готовности к самовыражению в области искусства, формированию ценностного нравственного стержня, адекватной самооценки.

Ознакомление с мировым искусство (в данном случае, с яркими примерами музыкального творчества) формирует те свойства и характеристики личности, на которые особенно обращает внимание ФГОС НОО: понимание целостной картины мира (в частности и художественной), патриотическое мировоззрение, понимание истоков толерантных взаимоотношений в многокультурном мировом сообществе, активизация способности креативно и продуктивно мыслить и рефлексировать.

Основной спецификой музыкального образования в младших классах прежде всего является формирование целостности в представлениях о музыкальной культуре, ее основаниях, образности. Подобранные в современных программах музыкальные произведения – русские и зарубежные, духовные и современные, народные и авторские – способствуют этому.

Возможность совершенно различной и весьма специфической деятельности в ходе уроков музыки – наблюдения, восприятия, размышления о явлениях искусства, разучивания и исполнения музыкальных произведений, игры на музыкальных инструментах и т.д обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся.

Важно также обратить внимание на следующие моменты при обучении младших школьников на уроках музыки:

- формирование личностного восприятия музыки, которое основывается на эмоционально-окрашенном отношении к ней через понимание ее характера, содержания, средств музыкальной выразительности;

- знакомство с произведениями величайших представителей музыкальной классики;

- ознакомление с музыкально-теоретическими понятиями, терминами и явлениями: музыкальными интонациями, значением песенности, танцевальности, маршевости, основами нотной грамоты, музыкальными инструментами и т.д.

При обучении музыке, особенно в начальной школе, задачи – образовательные, развивающие и воспитательные, не могут рассматриваться по-отдельности и должны решаться комплексно. ФГОС дает учителю свободу в самостоятельном выборе методов обучения, но при этом сбалансированное соотношение сочетание традиционных и инновационных технологий должно соблюдаться.

На основании всего вышесказанного распределим некоторые конкретные развивающие задачи применительно к содержанию музыкального искусства по трем группам: задачам личностного развития, познавательного развития, коммуникативного и социального развития.

- духовное развитие личности;

- формирование личностного отношения к искусству;
- формирование адекватной самооценки относительно творческих (прежде всего музыкальных) способностей и желания самосовершенствоваться;

- формирование умения самостоятельно планировать творческие действия;

- развитие креативности, самостоятельности и оригинальности при решении творческих задач.

- развитие целостного восприятия картины мира;

- развитие видеть связь музыкальных явлений с жизнью;

- умение применять логические операции (анализ, сравнение, синтез) относительно музыкальных произведений (анализировать и сравнивать их; уметь объединять по признаку вида и жанра, группировать по определенным характеристикам);

- приобретение знаний об основных закономерностях использования графического обозначением музыки нотами и умение работать с ним;

- развитие умения прогнозировать и оценивать итоговый результат деятельности (в данном случае – художественной)

- приобретения навыков общения в диалоге;

- формирование умения работать в группе, команде (например, входе взаимодействия в пении, музицировании, танце);

Одним из важных показателей эффективности уроков согласно требованиям ФГОС НОО является достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Подробные определения данных понятий даются непосредственно в тексте ФГОС. Следует только отметить, что в своей работе настоящие педагоги-профессионалы всегда уделяли значительное внимание приобретению, развитию и закреплению тех умений и навыков, который отнесены во ФГОС к метапредметным результатам. Однако они впервые выделены в отдельное направление педагогической деятельности в российской педагогике. Подробнее о них мы еще будем говорить на Лекции №3.

Рассмотрим некоторые предметные, метапредметные и личностные результаты изучения музыки, которые должны показать учащиеся к окончанию младшей школы.

- развитие интереса к различным видам искусства;

- формирование художественного вкуса;

- умение формулировать собственную оценку произведения музыкального искусства;

- понимание музыкального произведения, как способе выражения внутренних переживаний личности;

- четкое представление о роли музыки в человеческой жизни и художественной картине мира в целом;

- знание основных закономерностей музыкального искусства;

- элементарные умения и навыки при реализации содержания различных видов творческой деятельности;

- готовность применять приобретенные знания во внеурочной и внешкольной творческой деятельности;

- участие в конкретных видах художественной деятельности (в спектаклях, литуратурно-музыкальных композиций, пение в хоре, участие в творческих фестивалях, конкурсах и т.д.)

- умение оценивать произведения различных видов искусства;

- ориентирование в многокультурном разнообразии;

- участие в культурной жизни класса, школы, города и т.д.;

- способность к воплощению творческих замыслов, понимание их целей и выбор путей решения проблем;

- использование знаковых, символических и речевых средств при решении коммуникативных и познавательных задач;

- умение применять различные логические приемы (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация);

- умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свои учебные действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир в его природном, культурном, социальном и художественном многообразии.

- сформированность эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- умение реализации музыкально-творческого потенциала;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Читайте также: