Цель изучения химии в школе

Обновлено: 05.07.2024

ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,

величайшие завоевания разума будут сделаны

именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)

Таблица
Менделеева

Универсальная таблица растворимости

Коллекция таблиц к урокам по химии

Содержание, цели, структура химического образования в средней школе.

Важными элементами процесса обучения химии являются:

  1. цели обучения;
  2. суть предмета;
  3. способы и средства;
  4. деятельность учителя и ученика, и получаемые при этом результаты.

Школьное химическое образование базируется на изучении основных теоретических идеях:

  • атомно-молекулярное учение,
  • теория электролитической диссоциации,
  • механизм и условия протекания химических реакций,
  • периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева,
  • теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Школьный курс химии включает в себя знакомство ученика с азами науки, законами, теориями, понятиями, что определяет формирование у ученика научной картины мира, разностороннему развитию личности, интереса к предмету, обеспечивает интеллектуальное развитие учеников. Курс химии включает две основные системы знания:

  • систему знаний о веществе;
  • систему знаний о химических реакциях.

Из большого разнообразия веществ для изучения учениками в школе были выбраны такие:

  • вещества имеющие важное научное значение (кислород, водород, вода, основания, соли);
  • вещества имеющие важное практическое значение ( иониты, мыла, и др.);
  • вещества имеющие важную роль в неживой и живой природе;
  • вещества на примере которых можно иметь представления о технологических процессах и химических производствах (аммиак, серная и азотная кислота, этилен, и др.);
  • вещества показывающие достоинства современной науки и производства (катализаторы, синтетические каучуки и волокна, и др.).

Построение и содержание программы химии должны отвечать определенным учебным правилам, требованиям и идеям, которые взаимно дополняют друг друга.

Правила построения школьной программы по химии:

  • правило научности обуславливает выбор в учебной программе законов, теорий, явлений, фактов и вопросов, которые научно доказаны и не вызывают сомнений;
  • правило доступности обуславливает уровень и меру научной информации, список методов исследований этой науки, для того чтобы ученики, разных возрастных особенностей и меры приобретенных знаний, которые смогли усвоить весь материал учебника;
  • правило систематичности обуславливает определенное построение содержания школьного курса, логику, последовательность изложения материала от известного к неизвестному, от простого к сложному (дедукция и индукция);
  • правило системности обуславливает отражение в учебнике единой системы научных знаний с фактами, связями, теориями и т.д.;
  • правило историзма обуславливает наличие в учебнике примеров развития науки и ее методологии, вклада ученых в разные открытия, суть этих открытий и т.д.;
  • правило связи обучения с жизнью, с практикой обуславливает использование в учебниках примеров практического знания химии, что в большой степени обеспечивает интерес ученика к химии - мотивирует ученье.

По нормативам Госстандарта основы изучения органической химии перенесены в материал 9-го класса. Базовую основу курса органической химии составляет теория строения органических веществ А.М. Бутлерова. В рассмотрение данной темы лежит идея генетического развития органических веществ от простых по составу и строению углеводородов до сложных белков. Направленность на гомологию веществ строится на изучении углеводов, жиров, белков, аминокислот, аминов.

Школьный курс химии заканчивается теоретическим суммированием и систематизацией знаний по неорганической и органической химии. Учителю нужно выбрать программу из разнообразия вариантов программ, которые будут сочетаться с обязательным минимумом содержания по химии, который не может рассматриваться как отдельный курс химии.

В основной школе варианты содержания изучения химии предложены в авторских программах, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Преподавательская деятельность учителя и результаты его учебно-воспитательной работы определяются школьной программой по химии. Объяснительная записка программы содержит задачи, цели и общие идеи, стоящие перед методикой обучения химии. Программа определяет: цель преподавания учебного предмета, раскрытие учебно-воспитательной задачи, которую необходимо изучить в процессе обучения, развитие и воспитание учеников. В основной части программы указываются законы, факты, понятия, теории науки, исторические сведения, знания технологического характера, которые должны изучить ученики. В месте с этим в основную часть программы включен комплект демонстрационных опытов и учебного эксперимента (лабораторные опыты и практические работы), примеры расчетных задач, которые ученики должны решать после прохождения курса. Этапы учебного курса выделены в отдельные темы. В каждой расписано примерное время на ее освоение. В завершающей части программы содержатся правила к результатам обучения.

Прохождение химии в средней школе проходит в рамках профильных курсов: гуманитарного, общеобразовательного и естественнонаучного.

В классах с гуманитарным профилем курс химии должен гарантировать освоение минимума химических знаний для того, чтобы выпускник средней школы мог разбираться в общественных и значимых проблемах, связанных с химией. Программа химии для школ гуманитарного профиля должна раскрывать суть химии как элемента человеческой культуры.

В классах с технико-технологическим профилем должны входить основные направления применения химии в различных областях производственной деятельности: сельском хозяйстве, строительстве, машиностроении. В силу разнообразия специальностей в которых требуются знания химии, проблемы могут изменяться в зависимости от производственного общества и возможностей школы. Это оставляется на выбор учителя.

В классах с общеобразовательным профилем курс химии основывается на двух важных теориях: периодическом законе (на основе учения о строении атомов) и теории химического строения веществ.

В классах с естественнонаучным профилем курс химии направлен на подготовку выпускников к продолжению обучения в высших учебных заведениях по специальностям, связанных с химией.

Основная функция среднего химического образования состоит в передаче в обобщенном, логически и дидактически переработанном виде опыта химического познания, накопленного предшествующими поколениями молодежи для его воспроизведения, применения, приумножения.

Образовательная функция обучения химии выступает как основная и определяющая. Только на базе приобретенных знаний и умений возможно усвоение идеалов общества, развитие личности.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

В обучении химии реализуются все группы целей: образования, воспитания и развития.

К числу образовательных целей относится формирование естественнонаучных и технологических знаний по химии и соответствующих умений. Они вносят существенный вклад в научное миропонимание учащихся и в формирование их диалектико-материалистического мировоззрения.

К воспитательным целям относятся взаимосвязанные между собой и с целями образования идейно-политическое, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание учащихся в процессе изучения химии.

К развивающим целям обучения химии относится формирование социально активной личности. При этом развивается психика, укрепляется воля, раскрываются интересы и способности учащихся. В обобщенном виде комплекс образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения химии отражен во введении к программам по химии для средних школ.

Общие цели обучения химии охватывают в целом процесс обучения данному предмету:

1) усвоение учащимися основ химической науки и методов ее познания, политехническая подготовка в процессе ознакомления с научными основами химического производства и важнейшими направлениями химизации народного хозяйства;

2) формирование умений наблюдать и объяснять химические явления, протекающие в природе, в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни, пользоваться логическими приемами, связно и доказательно излагать изучаемый материал;

3) формирование практических умений и навыков обращаться с веществами, химическим оборудованием, измерительными приборами, осуществлять несложный химический эксперимент, решать химические задачи, выполнять графические работы и пр.;

4) ориентация учащихся на возможность приложения химических знаний и умений в будущей трудовой деятельности, подготовка к труду;

5) формирование научного мировоззрения, советского патриотизма, и пролетарского интернационализма, бережного отношения к природе;

6) развитие любви к химии, устойчивого интереса к предмету, пытливости, самостоятельности в приобретении знаний;

7) развитие общих и специальных (химических) способностей, наблюдательности, аккуратности и других качеств личности.

Общие цели обучения включают более частные цели изучения отдельных разделов, тем, уроков, факультативных занятий и др. Конкретизация общих целей обучения опирается на понимание специфики предмета, на знание того, что он может внести в развитие личности ученика по сравнению с другими предметами.

Для этого можно выделить то специфичное в содержании обучения, что изучается, раскрывается и формируется только при изучении химии:

1. система знаний о химических элементах, образованных ими веществах и их превращениях, о важнейших химических закономерностях, о методах их познания — как важный компонент химического образования и знаний об окружающем мире и его законах;

2. химическая картина природы как неотъемлемая составная часть научной картины мира и одна из основ формирования научного мировоззрения;

3. основы химической технологии и производства как важный компонент политехнической подготовки учащихся;

4. понятие о химизации страны как показатель научно-технического прогресса, знания о социальных закономерностях ее развития, о связи науки и производства, о роли творческой и преобразующей деятельности человека по созданию мира синтетических материалов, о значении химии в повышении материального уровня жизни. Это важно для формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебе, для подготовки учащихся к жизни;

5. специфические для химии и важные для жизни методы познания (химическое экспериментирование и моделирование, анализ и синтез веществ, оперирование языком науки, приемы и операций, используемые в химической лаборатории, что также необходимо для подготовки учащихся к труду).

Зная возможности химии как учебного предмета в формировании личности учащихся, учитель определяет цели уроков, тем, разделов.

• Цели образовательные: дать понятие о коррозии как разновидности окислительно-восстановительных процессов, раскрыть их сущность и виды. Познакомить учащихся со способами предупреждения коррозии металлов. Сформировать умение графически и символически выражать эти процессы.

• Цели воспитания: раскрыть связь теории данных процессов с жизнью, показать социальное значение борьбы с коррозией, осуществить на основе этого материала профориентацию учащихся.

• Цели развития: развить умение переносить знания об окислительно-восстановительных реакциях в новые условия, объяснять и предсказывать процессы коррозии и защиты от нее, а также моделировать их с помощью условных знаков науки и решать задачи с практическим содержанием.

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

Читайте также: