Цель изучения химии в школе
Обновлено: 05.07.2024
ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума будут сделаны
именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)
Таблица
Менделеева
Универсальная таблица растворимости
Коллекция таблиц к урокам по химии
Содержание, цели, структура химического образования в средней школе.
Важными элементами процесса обучения химии являются:
- цели обучения;
- суть предмета;
- способы и средства;
- деятельность учителя и ученика, и получаемые при этом результаты.
Школьное химическое образование базируется на изучении основных теоретических идеях:
- атомно-молекулярное учение,
- теория электролитической диссоциации,
- механизм и условия протекания химических реакций,
- периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева,
- теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.
Школьный курс химии включает в себя знакомство ученика с азами науки, законами, теориями, понятиями, что определяет формирование у ученика научной картины мира, разностороннему развитию личности, интереса к предмету, обеспечивает интеллектуальное развитие учеников. Курс химии включает две основные системы знания:
- систему знаний о веществе;
- систему знаний о химических реакциях.
Из большого разнообразия веществ для изучения учениками в школе были выбраны такие:
- вещества имеющие важное научное значение (кислород, водород, вода, основания, соли);
- вещества имеющие важное практическое значение ( иониты, мыла, и др.);
- вещества имеющие важную роль в неживой и живой природе;
- вещества на примере которых можно иметь представления о технологических процессах и химических производствах (аммиак, серная и азотная кислота, этилен, и др.);
- вещества показывающие достоинства современной науки и производства (катализаторы, синтетические каучуки и волокна, и др.).
Построение и содержание программы химии должны отвечать определенным учебным правилам, требованиям и идеям, которые взаимно дополняют друг друга.
Правила построения школьной программы по химии:
- правило научности обуславливает выбор в учебной программе законов, теорий, явлений, фактов и вопросов, которые научно доказаны и не вызывают сомнений;
- правило доступности обуславливает уровень и меру научной информации, список методов исследований этой науки, для того чтобы ученики, разных возрастных особенностей и меры приобретенных знаний, которые смогли усвоить весь материал учебника;
- правило систематичности обуславливает определенное построение содержания школьного курса, логику, последовательность изложения материала от известного к неизвестному, от простого к сложному (дедукция и индукция);
- правило системности обуславливает отражение в учебнике единой системы научных знаний с фактами, связями, теориями и т.д.;
- правило историзма обуславливает наличие в учебнике примеров развития науки и ее методологии, вклада ученых в разные открытия, суть этих открытий и т.д.;
- правило связи обучения с жизнью, с практикой обуславливает использование в учебниках примеров практического знания химии, что в большой степени обеспечивает интерес ученика к химии - мотивирует ученье.
По нормативам Госстандарта основы изучения органической химии перенесены в материал 9-го класса. Базовую основу курса органической химии составляет теория строения органических веществ А.М. Бутлерова. В рассмотрение данной темы лежит идея генетического развития органических веществ от простых по составу и строению углеводородов до сложных белков. Направленность на гомологию веществ строится на изучении углеводов, жиров, белков, аминокислот, аминов.
Школьный курс химии заканчивается теоретическим суммированием и систематизацией знаний по неорганической и органической химии. Учителю нужно выбрать программу из разнообразия вариантов программ, которые будут сочетаться с обязательным минимумом содержания по химии, который не может рассматриваться как отдельный курс химии.
В основной школе варианты содержания изучения химии предложены в авторских программах, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Преподавательская деятельность учителя и результаты его учебно-воспитательной работы определяются школьной программой по химии. Объяснительная записка программы содержит задачи, цели и общие идеи, стоящие перед методикой обучения химии. Программа определяет: цель преподавания учебного предмета, раскрытие учебно-воспитательной задачи, которую необходимо изучить в процессе обучения, развитие и воспитание учеников. В основной части программы указываются законы, факты, понятия, теории науки, исторические сведения, знания технологического характера, которые должны изучить ученики. В месте с этим в основную часть программы включен комплект демонстрационных опытов и учебного эксперимента (лабораторные опыты и практические работы), примеры расчетных задач, которые ученики должны решать после прохождения курса. Этапы учебного курса выделены в отдельные темы. В каждой расписано примерное время на ее освоение. В завершающей части программы содержатся правила к результатам обучения.
Прохождение химии в средней школе проходит в рамках профильных курсов: гуманитарного, общеобразовательного и естественнонаучного.
В классах с гуманитарным профилем курс химии должен гарантировать освоение минимума химических знаний для того, чтобы выпускник средней школы мог разбираться в общественных и значимых проблемах, связанных с химией. Программа химии для школ гуманитарного профиля должна раскрывать суть химии как элемента человеческой культуры.
В классах с технико-технологическим профилем должны входить основные направления применения химии в различных областях производственной деятельности: сельском хозяйстве, строительстве, машиностроении. В силу разнообразия специальностей в которых требуются знания химии, проблемы могут изменяться в зависимости от производственного общества и возможностей школы. Это оставляется на выбор учителя.
В классах с общеобразовательным профилем курс химии основывается на двух важных теориях: периодическом законе (на основе учения о строении атомов) и теории химического строения веществ.
В классах с естественнонаучным профилем курс химии направлен на подготовку выпускников к продолжению обучения в высших учебных заведениях по специальностям, связанных с химией.
Основная функция среднего химического образования состоит в передаче в обобщенном, логически и дидактически переработанном виде опыта химического познания, накопленного предшествующими поколениями молодежи для его воспроизведения, применения, приумножения.
Образовательная функция обучения химии выступает как основная и определяющая. Только на базе приобретенных знаний и умений возможно усвоение идеалов общества, развитие личности.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
В обучении химии реализуются все группы целей: образования, воспитания и развития.
К числу образовательных целей относится формирование естественнонаучных и технологических знаний по химии и соответствующих умений. Они вносят существенный вклад в научное миропонимание учащихся и в формирование их диалектико-материалистического мировоззрения.
К воспитательным целям относятся взаимосвязанные между собой и с целями образования идейно-политическое, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание учащихся в процессе изучения химии.
К развивающим целям обучения химии относится формирование социально активной личности. При этом развивается психика, укрепляется воля, раскрываются интересы и способности учащихся. В обобщенном виде комплекс образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения химии отражен во введении к программам по химии для средних школ.
Общие цели обучения химии охватывают в целом процесс обучения данному предмету:
1) усвоение учащимися основ химической науки и методов ее познания, политехническая подготовка в процессе ознакомления с научными основами химического производства и важнейшими направлениями химизации народного хозяйства;
2) формирование умений наблюдать и объяснять химические явления, протекающие в природе, в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни, пользоваться логическими приемами, связно и доказательно излагать изучаемый материал;
3) формирование практических умений и навыков обращаться с веществами, химическим оборудованием, измерительными приборами, осуществлять несложный химический эксперимент, решать химические задачи, выполнять графические работы и пр.;
4) ориентация учащихся на возможность приложения химических знаний и умений в будущей трудовой деятельности, подготовка к труду;
5) формирование научного мировоззрения, советского патриотизма, и пролетарского интернационализма, бережного отношения к природе;
6) развитие любви к химии, устойчивого интереса к предмету, пытливости, самостоятельности в приобретении знаний;
7) развитие общих и специальных (химических) способностей, наблюдательности, аккуратности и других качеств личности.
Общие цели обучения включают более частные цели изучения отдельных разделов, тем, уроков, факультативных занятий и др. Конкретизация общих целей обучения опирается на понимание специфики предмета, на знание того, что он может внести в развитие личности ученика по сравнению с другими предметами.
Для этого можно выделить то специфичное в содержании обучения, что изучается, раскрывается и формируется только при изучении химии:
1. система знаний о химических элементах, образованных ими веществах и их превращениях, о важнейших химических закономерностях, о методах их познания — как важный компонент химического образования и знаний об окружающем мире и его законах;
2. химическая картина природы как неотъемлемая составная часть научной картины мира и одна из основ формирования научного мировоззрения;
3. основы химической технологии и производства как важный компонент политехнической подготовки учащихся;
4. понятие о химизации страны как показатель научно-технического прогресса, знания о социальных закономерностях ее развития, о связи науки и производства, о роли творческой и преобразующей деятельности человека по созданию мира синтетических материалов, о значении химии в повышении материального уровня жизни. Это важно для формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебе, для подготовки учащихся к жизни;
5. специфические для химии и важные для жизни методы познания (химическое экспериментирование и моделирование, анализ и синтез веществ, оперирование языком науки, приемы и операций, используемые в химической лаборатории, что также необходимо для подготовки учащихся к труду).
Зная возможности химии как учебного предмета в формировании личности учащихся, учитель определяет цели уроков, тем, разделов.
• Цели образовательные: дать понятие о коррозии как разновидности окислительно-восстановительных процессов, раскрыть их сущность и виды. Познакомить учащихся со способами предупреждения коррозии металлов. Сформировать умение графически и символически выражать эти процессы.
• Цели воспитания: раскрыть связь теории данных процессов с жизнью, показать социальное значение борьбы с коррозией, осуществить на основе этого материала профориентацию учащихся.
• Цели развития: развить умение переносить знания об окислительно-восстановительных реакциях в новые условия, объяснять и предсказывать процессы коррозии и защиты от нее, а также моделировать их с помощью условных знаков науки и решать задачи с практическим содержанием.
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.
Читайте также: