Цель исследования в школе

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема занятия: Цели и задачи исследовательской работы.

Цель: научить обучающихся ставить цели и задачи учебного исследования.

Задачи - образовательные:

знание, что такое цель, и какие требования к ней предъявляются;

умение использовать целеполагание, как способ решения проблемы;

обучение алгоритму постановки задач.

- развивающие:

формирование навыков логического мышления;

умение самостоятельно мыслить и рассуждать;

-воспитательные:

умение работать в коллективе;

формирование навыков делового общения.

Технические средства обучения: ПК, проектор, презентация.

Ход занятия.

Организационный этап: поверка готовности обучающихся к занятию. Фронтальный вопрос по пройденному материалу по следующим вопросам:

Что такое проблема исследования?

Чем отличаются предмет и объект исследования?

Какая связь между предметом, объектом исследования и темой?

Какие приемы существуют для правильной формулировки темы?

Основной этап:

Актуализация темы занятия обучающимися, совместная с преподавателем формулировка основной цели занятия.

Объяснение преподавателем понятия цель исследования, совместно обучающимися, на конкретных примерах, установление логической связи между целью, темой и проблемой исследования.

Лекционный материал:

определение характеристик явления или процесса, не известных или не изученных ранее;

описание нового явления;

сравнительный анализ, выявление общих закономерностей и различий явлений;

изучение развития явления или процесса;

обобщение полученных результатов и т.д.

Процесс постановки цели - это цикличный процесс. Поставив цель, мы начинаем

двигаться вперед, в конце концов, получаем нечто, затем это нечто сравниваем с

поставленной целью, если нет совпадения, то начинаем двигаться дальше, и так до тех пор пока нечто не совпало с целью. Чаще бывает, что на первом этапе цикла все заканчивается, так как результат нас устраивает. Но в ходе ряда исследований могут возникнуть новые, непредвиденные обстоятельства, которые заставят уточнить, скорректировать, переформулировать ранее поставленную цель. Поэтому окончательная формулировка цели происходит по ходу проводимой работы.

Требования, предъявляемые к цели:

Цель должна быть:

Конкретна, определяет результат деятельности.

Формулировка цели начинается с глагола неопределенной формы(так как формирование - сформировать, создание - создать, а также выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать).

Определена во времени.

Рекомендации при постановки цели

Краткосрочные цели - самые важные, при их постановки нужно быть более чем реалистичным.

Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

Прислушивайтесь к чувствам, возникающим в момент определения цели - любые сомнения свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей, естественны - мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

Итак, цель исследовательской работы - найти решение выявленной проблемы, доказать гипотезу. Зачем - знаю, но как? На этот вопрос призваны ответить задачи исследования. Правильное целеполагание определяет общую направленность и логику всего исследования, позволяет сформулировать основные задачи.

Задачами исследования являются те действия, которые необходимо совершить, вопросы, на которые необходимо ответить в процессе работы для достижения поставленной цели. Задач всегда несколько и чем их больше, тем полнее и шире охватывается проблема исследования. Решая поставленные в самом начале работы задачи, мы реализуем проблему и достигаем цели исследования, проверяем гипотезу. Алгоритм постановки задач сводится к разделению цели на конкретные действия. Непосредственно лучше всего формулировать задачи утверждением того, что предстоит сделать: доказать… проверить… установить… обосновать… изучить… выявить… и т.д.

Задачи определяются и выстраиваются по мере сложности – от более простых к самым сложным и трудоёмким. Их количество определяется характером и глубиной исследования, но не следует увлекаться чрезмерно – не надо забывать, что для успешного достижения цели и положительного результата работы придётся решить все поставленные задачи. Для исследования, которое выполняется студентом или школьником вполне достаточно 3-5 задач, учитывая их взаимосвязь - как правило, решение одной задачи затруднительно или невозможно без решения другой, например:

Первая задача всегда связана с выявлением и уточнением сущности изучаемого объекта и предмета исследования, направлена на обоснование проблемы и актуальности (поиск и знакомство с литературой по теме работы, анализ существующих теорий и версий об объекте исследования).

Вторая задача направлена на собственный анализ предмета исследования.

Третья – на преобразование предмета, выявление новых его свойств, сторон, взаимосвязей.

Четвёртая определяет проверку, в том числе опытно-экспериментальным путём, полученных результатов.

Степень решения той или иной задачи отражается в выводах, которые делаются по ходу исследования. Существуют и другие методики определения задач исследования, например такая:

hello_html_m3fbc1942.jpg

Что необходимо сделать в работе, чтобы достичь поставленной цели? Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач строится по принципу - от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Схема постановки задач:

изучить теоретические, аспекты темы;

проанализировать состояние изучаемого объекта;

на основании проведенного анализа наметить пути улучшения, совершенствования.

Познакомиться с наиболее распространенными конструктивными моделями современных самолётов.

Собрать материал по авиакатастрофам за последние 30 лет, где основной причинной стали недостатки конструирования.

Определить в существующих моделях наиболее уязвимые места и представить это в таблице.

Дать рекомендации по устранению существующих проблем.

В дальнейшем, при создании текста работы формулировки задач могут быть использованы как названия глав и разделов.

Этап закрепления полученных знаний, формирование умений и навыков:

Обучающиеся выполняют практические задания, подготовленные преподавателем. В случае ограничения времени на изучение материала выполняются одно-два задания в конце занятия для закрепления и проверки полученных знаний. При наличии достаточного времени целесообразно предусмотреть отдельное практическое занятий на эту тему. Примерные практические задания и вопросы:

ПАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Цель: отработка умений ставить цели и задачи учебной исследовательской работы

Задание 1. Вставьте в пропущенные места текста слова, преобразованные из ниже предложенного списка имен существительных так, что бы получились логически выстроенные цели и задачи исследования.

Список предлагаемых существительных:

оценка, изготовление, изучение, знакомство, прослеживание, освоение, выяснение.

Задание 2. Методические указания по выполнению: каждый студент получает индивидуальное задание и должен на основе полученной темы реальной исследовательской работы определить её цель, установить задачи (не менее 3) и постараться сформулировать объект и предмет исследования.

Темы для заданий:

Преимущества БПЛА над другими летательными аппаратами для фотографирования и мониторинга земли.

Разработка программного комплекса для проведения психологической диагностики личностный опросник Г.Ю. Айзенка.

Развитие креативного мышления на уроках информатики.

Переход высших учебных заведений на электронную систему управления образованием.

Разработка системы автоматизированного расчета мощности двигателей электрооборудования промышленных предприятий.

Моделирование распространения электромагнитных волн в беспроводных системах связи.

История церквей и соборов города Кинешмы.

История общественного питания в России.

Петербургское (земское) ополчение и его роль в Отечественной войне 1812 года.

Противостояние советских спецслужб и германского Абвера в блокадном Ленинграде.

Развитие гражданской авиации в республике Бурятия.

Поведение декоративного кролика в условиях Сахалинского зоопарка и домашних условиях.

Приготовление сыра с благородной плесенью в домашних условиях.

Как сделать так, чтобы хотелось учиться.

Математика в экономике. Выгодно ли жить в кредит?

Математическое моделирование полёта футбольного мяча.

Использование современных технологий создания баз данных в сфере управленческого учета торгово - промышленного предприятия.

Причины безработицы Краснодарского края.

Возможность использования интерактивной доски в учебном процессе колледжа.

Разработка электронного приложения для определения свойств нефтепродуктов.

Первые сведения о поселении Калашниково.

Художественная жизнь Вышневолоцкого уезда в контексте жизнедеятельности выдающихся русских живописцев 19 - 20 веков.

Влияние генно-модифицированных организмов на организм человека.

Волонтёрская деятельность как важнейшее направление реализации духовно патриотического воспитания в профессиональном образовании.

Проектно-исследовательская деятельность как направление военно-патриотического движения молодежи.

Читайте также: