Цель интеллектуального конкурса в доу

Обновлено: 08.07.2024

Цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, воображения у детей; выявлению интеллектуальной одаренности воспитанников; внедрению новых форм учебно-воспитательных и социально-культурных мероприятий в деятельность детских дошкольных учреждений; укреплению связей и расширению диапазона профессионального общения; повышению педагогической компетентности воспитателей; распространению передового педагогического опыта.

Атрибуты: набор фотографий (20х30) с видами городов; микрофон, фотоаппарат; наборы картинок по сказкам; карточки с изображением предметов и пустыми клетками (для звукового анализа); наборы цветных карандашей; простые карандаши; набор геометрических фигур (30х40); набор карточек с примерами; набор карточек “Что не так?”, набор карточек “Пары”, набор карточек “Четвертый лишний”; листы с условным изображением моря и суши, радуги (с одной не закрашенной полоской), конверты с наборами плоских геометрических фигур – 1 круг, 4 треугольника, 3 флага разных стран; набор карточек с природными зонами; фонограммы.

Персонажи: корреспондент, Царица Речь, скоморохи – Забывалка и Путалка, Королева Математика, Незнайка.

Зал оформлен согласно тематике мероприятия. Гости – взрослые и дети размещены в зале, участники и их группы поддержки – в первом ряду. Звучит торжественная музыка – музыкальный фрагмент “Космическая одиссея” из телеигры “Что, где, когда?”.

День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собралась детвора
Ее начинать нам настала пора!
Пора увидеть, пора узнать
Героев дня – участников турнира.
Доверено которым ныне,
Себя и сад свой представлять,
А в будущем страну – в турнирах мира!
И так, ура – участникам турнира!
(аплодисменты)
Я приглашаю …………. из детского сада……….!

Приветствие участников – краткое представление себя и своего детского сада.
Участники присаживаются за персональный рабочий стол.

Ведущий. Мы познакомились с командой участников, а сейчас я представляю вам еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри, которой придется сегодня принимать непростые, очень важные решения.

Представление членов жюри.

Ведущий. А теперь переходим собственно к самому турниру! Ведь здесь от участников потребуются все их умения и навыки!

I часть – “Ознакомление с окружающим миром”

Звучит фрагмент песни О. Касаева “Мой город”. Появляется корреспондент.

Корреспондент. Здравствуйте! Добрый день! Разрешите взять интервью у ребят, участников турнира. Это будет очень интересно нашим читателям.

Подходит к каждому ребенку и задает каждому по одному вопросу.

  1. Как называется страна, в которой мы живем?
  2. Почему мы Россию называем Родиной?
  3. Какой город является столицей России?
  4. Кто руководит нашей страной?
  5. Чье имя носит наш город?
  6. Кто руководит нашим городом?
  7. Сколько лет нашему городу?
  8. На какой улице ты живешь?
  9. На какой улице находится твой детский сад?

Корреспондент. Я очень много путешествую, и где бываю, – обязательно фотографирую самые красивые места городов. Сейчас я вам раздам фотографии, а вы внимательно их рассмотрите, и те, на которых запечатлены города России, – поднимите вверх!

Раздает детям фотографии с изображением достопримечательностей Москвы и своего города.

– Что изображено у тебя на фотографии? А что это за место?

Каждому ребенку задается вопрос по его фотографии, и он определяет город, место.

Корреспондент. Вы меня очень порадовали ребята! Вы настоящие маленькие граждане нашей страны и нашего города! Я сейчас вас сфотографирую для нашей газеты! (фотографирует) До свидания! Иду писать про вас заметку!

Ведущий. А пока жюри совещается, для всех звучит красивая песня о России, “Что зовем мы родиной?” (сл. и муз. Т.Бокач) в исполнении….

Музыкальная пауза

II часть – “Развитие речи. Ознакомление с художественной литературой. Грамота”

Звучит фрагмент мелодии “Сказка, приходи!” (муз. Г.Гладкова). Появляется Царица Речь с придворными скоморохами Забывалкой и Путалкой.

Царица Речь. Здравствуйте, достойнейшие из достойнейших, судари и сударыни! Свой нынешний визит к вам я посвятила нашим любимым русским сказкам. Сейчас мои скоморохи раздадут вам карточки с сюжетами из сказки. Вам нужно определить, что это за сказка, расставить картинки последовательно, определить на какой картинке начало, а на какой конец сказки и ответить на мои вопросы.

  1. Кого позвала на помощь внучка?
  2. Кто из зверей первым нашел потерянную дедом рукавичку?
  3. Кто помог зайцу выгнать лису из избушки?
  4. Как волку удалось попасть в дом козы?
  5. Как медведи узнали о присутствии девочки в их доме?
  6. Как Маше удалось вернуться домой?
  7. Почему плакали дед и баба?
  8. Что случилось с Колобком при встрече с лисой?
  9. Кто пришел к теремку предпоследним?

(Сказки: “Репка”, “Рукавичка”, “Заюшкина избушка”, “ Козлята и волк”, “Три медведя”, “Маша и медведь”, “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Теремок”)

Скоморох Путалка. А я целую неделю сказки читал, готовился к встрече с самыми умными детьми!

Скоморох Забывалка. Ой, хвастун! А как они назывались?

Скоморох Путалка. Я – не ты! Я все помню!

  1. “Царевна-индюшка
  2. “Сивка-будка
  3. “Иван-царевич и красный волк”
  4. “Сестрица Аленушка и братец Никитушка
  5. “ По собачьему велению”
  6. “Петушок- золотой пастушок
  7. “Мальчик с кулачок
  8. “У страха уши велики”
  9. “ Как мужик котят делил”

Забывалка. Опять ты все перепутал!

Царица Речь. Ребята, назовите сказки правильно, а то видите, Путалка опять всех насмешил.

Путалка переспрашивает у каждого из ребят, задавая каждому, неправильный вариант названия сказки, – участник должен назвать сказку правильно.

Забывалка. А в сказках этих, много животных разных было, а еще царевичей всяких, бабушек, красавиц. Больше всего мне понравились…

Забывалка подходит к каждому из участников и называет неправильно имена персонажей сказок:

– Вот Баба Бяка там была, помнишь? В ступе летала!

Путалка. Ты же все забыл! Помогите ему ребята!

– А братец козлёночек, такой непослушный!
– Коза-береста.
– Василиса Преглупая.
– Царевна-жаба.
– Чудо-блюдо.
– Кощей Бесстрашный.
– Елена Престрашная.
– Жар-муха.

Царица Речь. Молодцы, ребята! Отлично знаете русские сказки и их героев! А еще я хочу узнать, насколько вы знаете грамоту, может, я возьму вас к себе на службу, когда вы вырастете! Сейчас мои скоморохи, раздадут вам карточки, нужно определить изображенный предмет, определить первый и все последующие звуки в слове, отметить гласные, твердые и мягкие согласные, зарисовав их точками нужного цвета: красным – гласные, синим – твердые согласные, зеленым – мягкие согласные. За работу!

Звучит спокойная музыка. Скоморохи раздают карточки, каждый ребенок выполняет задание, после чего работы собираются и передаются в жюри.

Царица Речь. Нам пора, мы очень рады нашему знакомству с такими умными детьми! Приглашаем вас к нам в гости, в наше царство Речи.

Ведущий. А пока жюри оценивает ваши работы, для вас выступает танцевальная группа … с задорным танцем!

Музыкальная пауза

III часть – “РЭМП. Логика ”

Звучит фрагмент песни “Дважды два – четыре”( муз. В. Шаинского). Появляется Королева Математика.

Королева Математика. Здравствуйте, умники и умницы!

Вы знаете, как важно учиться считать?
Делить, умножать, прибавлять, вычитать?
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Но прежде, чем в знания ваши, поверить
Мне физминуткой их надо проверить!
Вставайте ребята, сюда выходите,
Фигуры, увидев – движенья творите!

Физкультминутка:

Треугольник увидали – на месте быстро побежали!
Увидев квадрат, – присядь-ка, мой брат!
А, заметив круг, – прыгаем вокруг!

Текст сопровождается показом геометрических фигур, 3 раза повторяющихся в разных комбинациях, а последний раз – без слов.

Королева Математика. А теперь разойдитесь, перемешайтесь и встаньте по порядку, согласно вашему номеру на бэйдже! Садитесь, на свои места – у меня для вас несколько интереснейших заданий.

Во время выполнения заданий звучит спокойная музыка

1. Сначала решите примеры: один – на сложение и один – на вычитание, ответ запишите в пустой клеточке

Детям раздаются карточки с примерами и карандаши, каждая карточка – подписана именем участника.

2. Определите в ряду то, что, не подходит к остальным, заметно отличается и нарушает закономерность, зачеркните его линией

3. Определите пары птиц, соедините их линиями

4. Определите четвертого лишнего на картинке, зачеркните линией

Все листы сдаются жюри для проверки и оценки за 4 задания (+, –)

Королева Математика. Молодцы ребята! Вас можно приглашать в мое королевство, для вас там есть много дел! Я буду ждать вас, до свидания!

Королева Математика уходит. Звучит фрагмент песни “Дважды два – четыре”.

Ведущий. А сейчас, пока жюри будет оценивать правильность выполнения заданий, для всех еще один музыкальный сувенир!

Музыкальная пауза.

IV часть – “Конструирование. ИЗО. Экология. Музыкальное воспитание”

Звучит веселая мелодия. Появляется Незнайка.

Незнайка. Добрый день! Приветствую вас умники и умницы! А я к вам за помощью, я тут новый корабль придумал, схему сделал, а Знайка говорит, что по моей схеме ничего построить нельзя, потому что ничего не понятно. Вот смотрите! (показывает схему), что здесь непонятно? Сможете построить?

Приготовлены листы с условным изображением моря и суши, радуги (с одной незакрашенной полоской), 7 цветных карандашей, конверты с набором плоских геометрических фигур – 1 круг, 4 треугольника, 3 флажка разных стран. Во время выполнения заданий звучит спокойная музыка.

Незнайка. Ребята, прежде всего, давайте докрасим радугу, а то я так спешил к вам, что не успел этого сделать, а если честно, то я забыл каким цветом, какую полоску, нужно красить. Вот Тюбик надо мной посмеется! Вы красьте – а я посмотрю, и себе так сделаю.

Незнайка раздает листы с радугой.

– А теперь, ну-ка, кто быстрее всех сможет построить кораблик? (Раздает листы-основы и конверты с деталями). Внимательно смотрите на мою схему! У вас есть несколько флагов, найдите среди них – флаг России, прикрепите его на мачту корабля, – наши корабли поплывут под российским флагом!
А сейчас ребята, вам нужно определить, кто из животных оказался не там, где он обычно живет, и зачеркнуть его линией (раздает картинки с заданием).

Дети выполняют задание, карточки собираются и передаются в жюри.

Незнайка. Как вы мне помогли ребята, я так горжусь вами, всем в Цветочном городе расскажу о вас! А вы любите мультфильмы? Я особенно люблю песни из мультфильмов, давайте поиграем в “Угадай мелодию”! Прозвучат фрагменты песен из любимых мультфильмов, а вы отгадайте из каких именно.

  1. “Бременские музыканты” (“Такая, сякая сбежала из дворца…”)
  2. “Чебурашка и крокодил Гена” (“ Я был, когда странной, игрушкой безымянной…”)
  3. “Ну, погоди!” ( “Расскажи Снегурочка…”)
  4. “Незнайка в Цветочном городе” ( “В траве сидел кузнечик..”)
  5. “Каникулы Бонифация” (“Чунга-Чанга”)
  6. “Как Львенок и Черепаха пели песню” (“Я на солнышке лежу…”)
  7. “Летучий корабль” (“ Ах, если бы мечта сбылась…”)
  8. “Чебурашка и крокодил Гена” ( “ Пусть бегут неуклюже…”)
  9. “Зима в Простоквашино” ( “Если б не было зимы…”)

– Отлично, вы здорово справились! И пока жюри будет оценивать вашу быстроту реакции, смекалку, мы с вами отдохнем да поиграем!
Я приглашаю вас и ваших друзей поиграть со мной в веселую игру “Музыкальный серпантин”.

Игра проводится для участников и групп поддержки. Ритмичный танец с веселыми движениями (“ Мы сейчас пойдем направо…” или “Если нравиться тебе…

Незнайка. Ой, какие вы все веселые, я так рад, что с вами познакомился, но все теперь мне пора, до свидания детвора, спешу домой – там меня заждались!

Уходит под веселую мелодию.

Ведущий. Вот и подошел к концу наш турнир, вы очень достойно представляли себя и свои детские сады. Вы – самые настоящие герои! Жюри пришлось нелегко, но все мы с нетерпением ожидаем услышать результаты. Слово предоставляется жюри!

Жюри оглашает итоги конкурсов по разным номинациям. Награждаются участники турнира, а также родители и воспитатели участников. Всем вручаются призы (персонажи помогают жюри).

Ведущий. Мы говорим вам до свидания, расставания не для нас, до новых встреч – вы ждите нас!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТУРНИР

Сценарий интеллектуального развлечения для детей старшего дошкольного возраста

Гречишкина А.Б.

Ведущий День необычный сегодня у нас,

Мы искренне рады приветствовать вас!

Для умной игры собралась детвора

Ее начинать нам настала пора!

Все сюда скорей идите,

Собирайтесь в этот зал,

Турнир умников и умниц

В гости нас к себе позвал.

Ведущий Я как главный церемониймейстер приглашаю команды занять свои места.

Участники команд под музыку проходят на середину зала

Ведущий Всем! Всем! Всем! Смотрите и не говорите, что не видели! Слушайте и не утверждайте, что не слышали!

Ее Величество Королева точных наук!

Королева. Добрый день, мои верноподданные! Рада приветствовать вас на нашем открытом турнире знаний! Долго ждала я встречи с вами! Надеюсь, много знаний вы накопили за это время!

Повелеваю Турнир умников и умниц начать!

Ведущий Ваше Величество, разрешите пригласить Вас на Полонез

Ведущий Пора увидеть, пора узнать

Героев дня – участников турнира,

Доверено которым ныне

Себя и группу свою представлять,

А в будущем страну – в турнирах мира!

Итак, ура – участникам турнира!

1 часть турнира умников и умниц – Представление команд

Ппредставление команд.

Ведущий Команды, для дальнейшего продолжения турнира предлагаю занять свои места за столами

Команды рассаживаются на свои игровые места

Ведущий Весело и с пользой игру нам провести.

В этом поможет прекрасное жюри.

Им сегодня придется принимать непростые, очень

Итак, в составе жюри Королевские магистры…

Фанфары, ведущий представляет жюри.

Ведущий 2 часть нашего турнира - Разминка

Играть готова детвора? (ДА)

Турнир продолжать пришла нам пора.

Пора увидеть, пора узнать!

И разминку начинать!

Королева. Я приготовила вам задания для разминки.

Главный церемониймейстер, зачитайте их участникам турнира

Ведущий Слушаюсь, Ваше Величество!

Инструкция Я называю несколько слов, а вы скажите, как можно их назвать одним словом. Например, груша, яблоко, слива, абрикос – это…фрукты

поезд, самолет, трамвай, грузовик – это…(транспорт)

врач, повар, воспитатель, шахтер – это…(профессии)

портфель, ручка, линейка, тетрадь – это…(школьные принадлежности)

Королева. Молодцы, ребята, я довольна вами! С этим заданием вы справились. Объявляю Математическое состязание! Хочу проверить, сильны ли вы в математике! Все выполненные задания прошу сдать Королевским магистрам.

Математический конкурс

Инструкция. Это задание будете выполнять всей командой. Нужно сосчитать, сколько предметов нарисовано на картинке и соединить с нужной цифрой

Инструкция . Это задание будете выполнять каждый на своей карточке. На листиках написаны цифры, но некоторые из них пустые. Напишите на пустых листиках нужные цифры.

Королева. Порадовали вы меня! И это задание вам оказалось под силу! Вы, наверное, устали, пора вам отдохнуть и немного поиграть! Главный церемониймейстер, объявите о начале перемены!

Ведущий Слушаюсь! Отдохнуть от заданий нам пора – в запасе есть у нас игра!

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать,

На чем тебе сейчас играть.

Дети по кругу передают кубик с изображениями музыкальных инструментов. У кого на последние слова оказывается кубик, тот берет изображенный на картинке инструмент и играет на нем, а остальные танцуют.

После игры дети присаживаются на свои места.

Ведущий Ваше Величество, каким будет следующий конкурс?

Королева. Хочу проверить, знают ли наши дети буквы! Объявляю Грамматический конкурс. Выполненные задания прошу сдать Королевским магистрам.

Г рамматический конкурс

Инструкция . Это задание вы будете выполнять всей командой.

Посмотрите внимательно на картинку. Под ней в клеточках записано слово, но некоторых букв не хватает. Допишите их в пустых клеточках.

Инструкция . Это задание будете выполнять каждый на своей карточке.

В строке записано много букв. Нужно вычеркнуть те буквы, которые повторяются, в клеточках записать буквы без пары и прочитать слово.

Королева. Вы все очень хорошо потрудились, с достоинством прошли нелегкие испытания, показали свои знания и смекалку! Я как ректор Дошкольных наук довольна вами! Но что скажут Королевские магистры?

Ведущий Для оглашения итогов интеллектуального турнира прошу команды построиться!

Ведущий Королевским магистрам пришлось нелегко. Пришло время узнать, кто же среди нас оказался самым умным, самым эрудированным. Слово предоставляется Главному Королевскому Магистру…

Подведение итогов. Жюри оглашает итоги конкурса. Фанфары.

Королева. Внести королевские подарки и медали!

Поздравляю, Вас с окончанием Турнира Знаний! За это время вы показали свои знания, смекалку, любознательность и творчество.

Разрешите мне, Королеве Точных и всея наук, вручить вам медали победителей турнира! Удачи, Вам и творческих побед!

Вручение медалей, награждение

Ведущий Спасибо всем, кто сегодня был вместе с нами. До новых встреч! И новых побед!

Автор: Смирнова Наталия Владимировна, педагог-психолог ГБОУ ШМК Бибирево ДО№5
Материал может быть полезен педагогам работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Описание материала: сценарий интеллектуального конкурса для детей подготовительных групп "Знай-ка!"

Участниками конкурса являются дети, достигшие шестилетнего возраста, посещающие подготовительные группы детского сада. Конкурс проводится в командной форме. В команду входят 5 участников от одной группы. В конкурсе участвуют 2 команды

Содержание конкурса составляют задания по следующим направлениям:
- речь;
- внимание
- коммуникативность
- мышление.
Каждое задание имеет критерии оценки.
Выполнение заданий конкурса рассчитано на коллективную работу детей-участников конкурса. На выполнение всех заданий конкурса отводится не более часа.
Все задания, которые проецируются на экран, каждая команда в распечатанном виде получает на стол.



Ведущий:
- Ребята вас приветвует учитель Еж из Лесной школы! Задания для вашего конкурса подготовили мои ученики.
На экране появляется волчонок




- Вы видите рисунок постройки с трех сторон: сверху, спереди, сбоку. У вас на столах кирпичики, пожалуйста постройте у себя на столе эту постройку.
Дети выполняют задание, когда они считают, что самолет готов, они садятся на стулья.
Ведущий
- А теперь проверим, посмотрите на экран!
На экране появляется изображение готового самолета.




- Задание от бельчонка. Вы должны догадаться, что должно стоять вместо вопросительных знаков.
Детям на стол дается распечатанные таблицы с картинками:
Для первой команды:






Колосья, зерна, мука, тесто, хлеб
Третье задание
Ведущий
- Молодцы ребята! Вас ждет следующее задание от лисенка.




Дается время на обсуждение задания, отвечает один ребенок от каждой команды.
После на экран проецируются картинки с отмеченными ошибками.





- Ребята вам надо объяснить значение пословиц.
Каждой команде предлагается по очереди по одной пословице. Здесь может отвечать каждый ребенок сам за себя. Жюри выслушивает все ответы. Если никто из команды не может дать объяснение, то ведущий спрашивает другую команду.
Крылатые выражения и пословицы для объяснения:
1. Крутиться как белка в колесе.
2. Поспешишь людей насмешишь
3. Из мухи сделать слона
4. Семь раз отмерь один отрежь
- А теперь вас ждет последнее, самое сложное задание.
Пятое задание
На экране появляется медвежонок



На стол детям кладутся листы бумаги расчерченные 4х4 клетки, и конверты с знаками.
Ведущий обращается к детям:
- Вы должны расставить знаки, так чтобы ни в одной строке или столбике не было двух одинаковых.
Пример выполнения.



Дети выполняют задание.
- Молодцы ребята! Справились со всеми заданиями!
На экране снова появляется лесная школа и учитель Еж.
- Учитель Еж и его ученики прощаются с вами. А для жюри настало время подведения итогов!
Ведущий предлагает детям посмотреть короткий мультфильм, пока члены жюри считают баллы.

1 Конструирование по схеме в 3-х проекциях
Задание выполнено верно или с незначительными ошибками – 2 балла
Задание выполнено с явными ошибками
Задание не выполнено – 0 баллов
2 Смысловые ряды
Недостающие катинки названы верно, дано верное и четкое обоснование - 2 балла
Недостающие картинки названы верно, но не дано обоснавания, или верно указана всего одна картинка из двух – 1 балл
Недостающие детали указаны неверно – 0 баллов
3 Путаницы
Найдены все ошибки художника – 2 балла
Пропущено не более двух ошибок – 1 балл
Большая часть ошибок не найдена – 0 баллов
4 Объяснение крылатых выражений
Точное аргументированное объянение – 2 балла
Дано неточное объяснение – 1 балл
Дети не понимают смысла фразы – 0 баллов
5 Логические таблицы
Знаки расставлены верно – 2 балла
Есть не больше двух ошибок – 1 балл
Знаки расставлены с многочисленными ошибками – 0 баллов
Максимальное количество баллов - 10.
Результаты заносятся в протокол:

Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Математическое развитие в свете современных требований стало ориентироваться на развитие личности ребёнка. Отсюда следует, что процесс математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен: активизировать мыслительную деятельность; позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности; развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

При этом главная задача педагога заключается в том, чтобы использовать современные формы для закрепления пройденного материала, которые не только позволят дошкольникам считать или сравнивать, но и предоставят возможность творить, мыслить, затронут интеллектуальную и эмоциональную сферы. Такой формой, в образовательной практике дошкольных учреждений, можно считать детские интеллектуальные конкурсы, которые вызывают большой интерес, как у родителей, так и у педагогов. Участие в интеллектуальных конкурсах способствует раскрытию способностей и талантов ребенка, помогает лучше оценить уже достигнутые результаты и понять, над чем ещё стоит поработать.

Таким образом, математические представления становятся передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний — осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Через участие в конкурсных мероприятиях дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать. Следует обратить внимание на то, что участие в интеллектуальных конкурсах обеспечивают личностно-ориентированный подход к детям, это позволяет увеличить предлагаемый материал для ознакомления.

Цель - выявление, поддержка и развитие интеллектуальных (математических) способностей старших дошкольников через организацию интеллектуальных конкурсов в ДОУ.

Образовательные: формировать умение анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части; познакомить с методикой выполнения логических заданий.

Развивающие: развивать логическое мышление ребенка (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивное мышление (на геометрическом материале). Развивать память, внимание, творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать у детей 6–7 лет интерес к математике через участие в интеллектуальных конкурсах, формировать умение работать в коллективе, воспитывать навыки обоснования действий.

Формы работы с детьми

  • Дидактические игры.
  • Математические упражнения.
  • Логические задачи.
  • Игровые ситуации.
  • Рисование.

Задания Конкурса разработаны таким образом, что каждое задание соответствует теме, определенному уровню сложности и одному из познавательных универсальных учебных действий, которое оно проверяет: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и т.д.

Условия для организации конкурсных интеллектуальных мероприятий

Проведение интеллектуальных конкурсов организуется в групповой комнате.

В конце каждого месяца, продолжительность выполнения заданий конкурса - зависит от возраста детей.

Дети владеют следующими компетенциями: знают числа первого десятка и записывать их; понимают независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета; сравнивают группы одно - и разнородных предметов по количеству; устанавливают соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; дорисовывают геометрические фигуры знакомых предметов; рисуют символические изображения предметов; ориентируются на листе бумаги; определяют положение предмета по отношению к другому; решают логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; понимают задание и выполнять его самостоятельно; проводят самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Проведение интеллектуальных конкурсов становится частью образовательного процесса в ДОУ.

Способы и направления поддержки детской инициативы

- Способствовать самостоятельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей, чисел в совместной со взрослыми содержательной познавательной деятельности.

- Стимулировать проявление детьми активности, инициативы, творчества в заданиях на преобразование, изменение объектов, использование условных знаков и схем.

- Развивать у детей способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.

- Учить детей активно пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.

- Определение тем интеллектуальных состязаний в соответствии с ООП ДОУ

- Первичный мониторинг математического развития дошкольников;

- Подбор материала, пособий и изучение методической литературы, интернет ресурсов;

- Организация развивающей предметно-пространственной среды по математическому развитию.

Основной практический этап:

- Теоретические, познавательные, интересующие детей стороны математического развития;

- Образовательная деятельность с детьми;

- Разработка макета бланка интеллектуального конкурса в соответствии с темой и содержанием ООП ДОУ для старшего дошкольного возраста.

- Итоговый мониторинг уровня математических знаний;

- Оценка полученных результатов. Анализ уровня по математическому развитию у каждого участника.

- Разработка положения и инструкции о порядке проведения и организации интеллектуального конкурса в ДОУ.

I. Подготовительный этап

На подготовительном этапе важно узнать, уровень сформированности математических представлений. Разработать мониторинг и провести его в индивидуальном взаимодействии с детьми, в игровой форме, используя необходимый инструментарий, подобранный по возрасту детей. Так же требуется наблюдение за совместной и самостоятельной детской деятельностью.

Многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм. Однако затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач. Очень мало дошкольников проявляют настойчивость в доведении дела до конца. Результаты мониторинга позволят выявить возникшие пробелы у дошкольников в математическом развитии, а так же наметить план взаимодействия с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Чтобы плодотворно решать возникшие проблемы по вопросу формирования математических представлений, используя интеллектуальные конкурсы у детей старшего дошкольного возраста, необходимо составить план, в котором будет отражена работа математической направленности со всеми участниками образовательного процесса.

Для более успешного развития детей в области познавательного развития (математических представлений), огромную роль играет, конечно, предметно-развивающая среда, которая обеспечивала бы у каждого ребенка интерес к математике, к играм математического содержания, потребности во взаимодействии и общении со сверстниками во время игр.

II. Практический этап

Эта форма работы развивает у детей сообразительность, находчивость, способность к рассуждениям. Здесь дети не только развивают свои счетные навыки, способности производить действия в уме, проявлять смекалку, воображение, логическое мышление, но и радость от проведения совместного интеллектуального конкурса, и доброжелательной атмосферы соревновательного мероприятия.

По результатам проведённых интеллектуальных конкурсов можно сделать выводы, о том какие знания более доступны в освоении, а какие требуют дополнительных усилий и применения более интересной формы подачи.

Наибольший интерес у старших дошкольников взывают задания на соотношение сенсорных эталонов формы с формой предметного изображения, и реальных предметов;

задания связанные с овладением зрительным синтезом, наглядно-образным представлением; задания о времени суток, днях недели, временах года. На заключительном этапе работы над конкурсными заданиями дети уже проявляют самостоятельность, а если возникают трудности, то стараются сами найти пути решения, без помощи взрослого (педагога).

По результатам повторного мониторинга можно сделать вывод, что у детей повысился уровень сформированности математических представлений. А так же появился интерес к занятиям математикой за счет участия в интеллектуальных конкурсах.

III. Заключительный этап

Таким образом, применение такой формы работы с дошкольниками как интеллектуальные конкурсы являются эффективным и положительным средством для формирования и развития математических представлений. В результате наблюдения за самостоятельной и совместной деятельностью детей, в процессе выполнения конкурсных заданий можно сделать вывод, что дети стали более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой деятельности), уверенными в своих силах.

Читайте также: