Цель игры спортивная школа

Обновлено: 07.07.2024

В настоящее время все более осознается тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью уже не отвечают современным требованиям и должны быть усовершенствованы либо заменены более эффективными. Исходя из этого, практически во всех странах идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы.

Особое внимание ученых и специалистов привлекают вопросы перестройки физкультурно-спортивной работы в школах и других учебных заведениях в соответствии с современными требованиями и более активное использование потенциала спортивных игр.

Сегодня основными задачами физкультурно-спортивной работы в школе специалисты считают формирование у учащейся молодежи физической культуры и приучение к здоровому образу жизни, привитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности, выработку навыков регулярных занятий физическими упражнениями, содействие эмоциональному, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности, формирование творческих способностей.

Новые школьные программы по физическому воспитанию направлены на решение именно этих задач.

В новых школьных программах по физическому воспитанию предусматривается большее, по сравнению со старыми программами, количество часов, выделяемых на подвижные и спортивные игры, а также большее разнообразие игр.

В последние годы осознается тот факт, что традиционная, обычно используемая на практике модель организации спортивных соревнований детей и молодежи, основанная на жесткой конкуренции участников, всемерном поощрении небольшой группы победителей, отделении спортивных соревнований от художественных конкурсов и т.д., имеет достаточно серьезные "минусы". Она развивает у спортсмена желание победить любой ценой (даже за счет здоровья, односторонности развития, нарушения нравственных принципов), продемонстрировать свое превосходство над другими, завоевать ценные призы, награды, получить другие связанные с победой материальные блага, добиться славы и т.д. Эти "минусы" традиционной модели побуждают специалистов к поиску и практическому применению в работе с детьми и молодежью таких новых моделей организации и проведения соревнований, которые обладают более высоким гуманистическим, культурным потенциалом.

В нашей стране можно выделить четыре основных подхода к переосмыслению содержания физкультурно-спортивной работы в школах и других учебных заведениях. Первый ориентируется, главным образом, на усвоение учащимися определенных знаний в сфере физической культуры и спорта, а также двигательных умений и навыков. В рамках второго подхода акцент делается на значимом тренировочном эффекте и высоком уровне развития физических качеств посредством увеличения объема обязательных занятий физкультурой. Третий, спортивно-ориентированный, подход основан на рациональном сочетании классно урочной и секционных форм занятий определенными видами спорта. Ставится задача формирования у учащихся привычки систематически заниматься избранными видами двигательной активности. В рамках четвертого – оздоровительного подхода, как высшая ценность рассматриваются здоровье учащихся и соответствующий уровень их физического развития, физической подготовленности.

В рамках совершенствования физического воспитания в школе важное значение придается созданию конкретных вариантов учебных программ с учетом особенностей интересов учащихся и профессиональных возможностей преподавателей. Предполагается, что она должна состоять из двух частей: базовой (обязательной) и вариативной (дифференцированной).

Альтернативные формы организации физического воспитания допускают отказ от традиционного урока физкультуры и проведение занятий в учебно-тренировочных группах за пределами академического расписания и в тренировочных режимах. При этом учащиеся имеют полную свободу выбора вида занятий в связи с их интересами и уровнем притязаний.

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны, но все же их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания об окружающей их среде. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Использование соревновательно-игрового метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие положительного переноса, т.е. координационной общности с изучаемым видом физической деятельности, облегчают освоение программного материала. Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития учащихся, но и их духовного воспитания. Использование соревновательно-игрового метода позволяет преподавателю успешно развивать как общефизическую, так и специальную подготовку учащихся. Физическая подготовка является фундаментом для освоения любого вида программы. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению. Физическая подготовка делится на общую и специальную.

В общую физическую подготовку входит развитие основных физических качеств учащихся: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости. Подбор средств общей физической подготовки для каждого занятия зависит от задач, решаемых на нем, а также условий обучения. При этом необходимо учитывать гигиенический фактор, т.е. занятия желательно проводить на свежем воздухе, спортивной площадке, стадионе. Хорошая общая физическая подготовка учащегося и как следствие этого – его гармоническое развитие, связанное с совершенствование мышечного чувства, представляют собой необходимый фундамент для дальнейшей специализации в конкретном виде спорта.

Специальная физическая подготовка предусматривает развитие физических качеств, необходимых для конкретного вида программы. Развитие гибкости (подвижности суставов) во время игры в футбол осуществляется при пассивном и активном воздействии. При совершенствовании подвижности в суставах следует придерживаться следующих правил ( развивать гибкость планомерно и систематически; использовать в игре или соревнованиях упражнения на растягивание и выполнять их пружинисто, небольшими сериями, с постепенным увеличением темпа и амплитуды; осуществлять полное разогревание тела перед началом упражнении; чередовать упражнения на гибкость с упражнениями на силу, ловкость, быстроту.

Для проведения спортивных игр важно научить детей обращаться с мячами (волейбольным, футбольным, баскетбольным). Упражнения такого вида динамичны и эмоциональны. Они способствуют развитию силы, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты простой и сложной двигательных реакций. Требуют проявления находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Они эффективно влияют на развитие у детей как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения) так и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ).

В ходе поиска инновационных подходов к организации учебных занятий с детьми и подростками, психологами и специалистами была выявлена особая значимость и привлекательность для них игровой деятельности. Подвижные и спортивные игры позволяют решить целый комплекс важных задач в работе с детьми и подростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но и умственные, психические и творческие способности, нравственные качества и т.д. Систематическое использование подвижных игр на уроках физкультуры, в группах продленного дня, на удлиненных переменах в школах способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности. Спортивные игры можно по праву назвать средством всесторонней физической подготовки учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спортивные игры занимают большое место в содержании работы по физическому воспитанию. В мир спорта ребенок входит играя. Поэтому в физическом воспитании школьников широко используются спортивные игры.

Черненко Валентин Дмитриевич,

учитель физической культуры

Место и задачи спортивных игр в школе

В наши дни физическая культура и спорт приобретают значение решающих факторов среди комплекса условий, определяющих оптимальную жизнедеятельность человека.

«Физическая культура – органическая часть культуры, сфера
деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных
ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического
развития человека, совершенствования его двигательной активности, направленная на укрепление его здоровья и способствующая гармоничному
развитию личности.

Основными задачами физической культуры и спорта является постоянное повышение уровня здоровья, физического и духовного развития населения, содействие экономическому и социальному прогрессу общества, а также утверждение международного авторитета в мировом содружестве.

Физическое воспитание – составная часть учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении, направленная на всестороннее усовершенствование учащихся, чтобы подготовить их к жизни, общественно полезному труду, к защите Отечества, и осуществляется в единстве с умственным, моральным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением. Поэтому задача школы – не только подготовить грамотного и культурного человека, но и создать необходимые условия для ее всестороннего физического развития.

Усовершенствование школьных программ предъявляет повышенные требования к умственной и физической трудоспособности учащихся, нормальное умственное и физическое развитие которых возможно только при условии оптимального двигательного режима.

Среди ряда учебных целей отмечены такие: изучение элементов спортивных игр, отдельных видов спорта.

Спортивные игры занимают большое место в содержании работы по физическому воспитанию.

Памятники древней культуры, найденные при раскопках, наскальные изображения и рисунки, предметы быта и культовые принадлежности, устные предания, сказания и легенды позволяют судить о культуре древнего человека, и о физической культуре в том числе.

Становление советской системы физического воспитания было сопряжено со значительными трудностями: требовалось создавать систему физического воспитания, которой еще не бывало в мировой практике. Новая система физического воспитания ставила перед собой конечную цель – воспитать физически совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите Родины.

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми. Среди большого разнообразия игр широко распространены у детей подвижные игры.

Среди подвижных игр различают собственно (элементарные) подвижные игры и спортивные игры.

Спортивные игры – высшая ступень подвижных игр. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Характерным для спортивных игр является сложная техника движений и определенная тактика поведения в процессе игры. Это требует от участников специальной подготовки, тренировки. Каждая спортивная игра рассчитана на точно установленное количество играющих, определенную площадку, инвентарь. Спортивные игры требуют специального судейства соответственно твердым правилам той или другой игры. В некоторых спортивных играх правила несколько варьируются в зависимости от состава участников (школьники или взрослые, юноши или девушки).

Спортивные игры представляют собой самостоятельную группу игровых видов спорта, относящихся к спортивным единоборствам. Их характерная черта – непосредственная борьба с соперником, в результате которой выявляются преимущества в достижении конечной цели игры.

В программе Олимпийских игр современности – 7 видов спортивных игр. Спортивные игры собирают множество зрителей, что, в свою очередь, способствует привлечению к регулярным занятиям физическими упражнениями новых отрядов школьников.

Специально организуемые игры на спортивно-игровых комплексах помогают борьбе с детской безнадзорностью, улучшают условия для здорового отдыха и восстановления сил, способствуют вовлечению детей и подростков в спортивные секции.

Среди многообразия средств и методов, используемых на занятиях волейболом, баскетболом, футболом, ручным мячом, важное место занимают подвижные игры. На любом этапе обучения они как бы подводят определенный итог этому этапу, решая задачу воспитания наиболее правильного стереотипа движений.

Педагог, активно включающий подвижные игры в свои уроки, естественно, не должен ограничиваться лишь установленных правил игры. Желательно в зависимости от местных условий и состояния учебного процесса модернизировать эти игры, вводить в них новые условия, менять отдельные правила, ставить новые задачи, создавать новые игры. При этом необходимо учитывать возрастные и половые особенности учащихся.

Предлагаемые подвижные игры можно использовать как на уроках физической культуры, так и в различных формах внеклассной физкультурно-спортивной работы.

Дети-анимационные персонажи играют с мячом

Период дошкольного детства — это важный этап в формировании представлений о здоровом образе жизни. Поэтому образовательной концепцией детского сада предусмотрено всестороннее физическое развитие малышей. А поскольку ведущим видом деятельности у детей является игра, то наиболее эффективным способом достижения поставленной цели является организованная игровая активность, предполагающая физические нагрузки. На некоторых психолого-педагогических и методических тонкостях организации спортивных игр и упражнений стоит остановиться более подробно.

Суть понятий: разбираемся с терминологией

Во многих методических источниках понятия спортивная игра и спортивное упражнение отождествляются. Между тем это не одно и то же. Спортивные игры — это отдельные виды спорта, которые предполагают командное или индивидуальное противоборство, определённое конкретными правилами (футбол, хоккей, волейбол). Спортивные упражнения — это способы решения определённых двигательных задач (например, катание на велосипеде по прямой или по кругу во второй младшей группе или скольжение, стоя или присев, по ледяной дорожке в подготовительной группе). Поскольку в дошкольном детском учреждении практикуются не только игры и упражнения, но и упражнения игрового характера (например, бросать мяч в корзину двумя руками от груди в средней группе), то имеет смысл говорить о понятии, включающем все эти элементы, – спортивных играх и упражнениях.

Дети играют в футбол на улице

Обычно малыши с большим удовольствием включаются в спортивные виды деятельности

Цели и задачи проведения спортивных игр и упражнений

Миссия проведения спортивных игр и упражнений состоит в создании условий для:

  • физического развития (спорт укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма, тренирует ловкость, выносливость, темп и ритм движений);
  • умственного развития (дети учатся ориентироваться в пространстве и времени, а за счёт необходимости выполнять игровые задачи в определённый хронометраж, происходит активизация процессов мышления, стимулируется сообразительность);
  • коммуникативного развития (во время участия в спортивных играх ребята учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми в коллективе);
  • нравственно-духовного воспитания (в ходе участия в спортивной деятельности у малышей воспитывается самодисциплина, воля, честность, самообладание и т.д.).

Это интересно. Для всех возрастных групп цели и задачи организации спортивных игр и упражнений будут одинаковы, но с разработкой разных по сложности задач.

Для реализации этих целей при организации игр и упражнений спортивного характера предполагается решение таких задач, как:

  • получение начальных представлений о различных видах спорта;
  • обогащение опыта движений (к примеру, в средней группе дети учатся отбивать мяч ногой в футболе или перебрасывать его через сетку в волейболе и пр.);
  • обучение техническим нюансам выполнения элементов спортивных упражнений и игр (так, например, в старшей группе для более сильного и направленного удара по воротам в хоккее, игроки учатся держать клюшку двумя руками);
  • развитие устойчивого интереса к спортивной деятельности игрового и неигрового характера (к примеру, в младшем дошкольном возрасте это достигается заданиями развлекательного характера — прокати куклу на санках и пр.);
  • воспитание самостоятельности (если вначале, в младших группах, педагог показывает игры и упражнения, то впоследствии дети сами проявляют инициативность в выборе игр);
  • развитие стремления к здоровому образу жизни;
  • формирование эстетических и этических представлений о мире вокруг и взаимодействии людей.

Это интересно. Спортивные игры и упражнения проводятся инструктором по физической культуре на занятиях по физкультуре, а также воспитателем на прогулках, при проведении досуга.

Педагог делает с детьми спортивное упражнение на улице

Спортивные упражнения и игры проводятся на улице или в помещении, воспитателем или инструктором по физкультуре

Видео: спортивные упражнения и игры как средство взаимообучения детей разного возраста в детском саду

Классификация спортивных игр

В методической литературе можно найти несколько классификаций спортивных игр и упражнений, основывающихся на разных определяющих признаках.

Таблица: основные виды спортивных игр

Видео: спортивные игры и упражнения с обручем

Видео: спортивные игры и упражнения зимой

Рекомендации по проведению спортивных игр и упражнений в детском саду

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены психолого-педагогические рекомендации относительно организации спортивных игр и упражнений.

Дети проползают под препятствием

Инвентарь для спортивных игр и упражнений также должен соответствовать возрасту малышей

Приёмы для проведения спортивных игр и упражнений

В работе с дошкольниками педагог пользуется тремя группами приёмов, комбинируя их в той или иной последовательности в зависимости от содержания вида деятельности и темы.

Это интересно. Игровые приёмы в этом виде деятельности являются не вспомогательным способом наладить взаимодействие с детьми, а формой этого самого взаимодействия, так как речь идёт именно об играх и упражнениях спортивного характера.

Словесные приёмы

Речь сопровождает любое (!) действие ребёнка. Тем более если речь идёт о знакомстве и отработке игровых действий.

Объяснение

Каждое движение малышу мало показать, нужно ещё и описать. К тому же так дети учатся формулировать условия игры, что является важным условием успешного воспитания самостоятельности в этом виде деятельности. Если игра детям уже знакома, то есть предполагается повторение, то и условия нужно стараться напоминать одним и тем же набором речевых средств. Важно, чтобы педагог говорил выразительно, без излишней эмоциональности и не прерывался на замечания или другие отступления.

Педагог идёт с детьми в хороводе

Педагог должен сопровождать объяснение демонстрацией

Загадки и стихотворения

Традиционно используются для мотивации детей. Рифмованные строки привлекают внимание ребят, к тому же загадки ещё и возбуждают азарт в разгадывании. Также эти приёмы могут использоваться для создания положительного эмоционального фона, сюрпризного момента. По своему опыту знаю: мои воспитанники старшей группы очень любят спортивные игры, поэтому эффект неожиданности поддерживаю тем, что предлагаю малышам сначала угадать, во что будем играть:

  • Мяч по травке шустро скачет От ворот и до ворот. Бьют ногами — он не плачет. Кто игру мне назовёт? (Футбол);
  • В этом спорте игроки Все ловки и высоки. Любят в мяч они играть И в кольцо его кидать. Мячик звонко бьёт об пол,
    Значит, это … (баскетбол);
  • — Не пойму, ребята, кто вы? Птицеловы? Рыболовы? Что за невод во дворе? — Не мешал бы ты игре, Ты бы лучше отошёл. Мы играем в… (волейбол).

Это интересно. Поскольку детям может оказаться нелегко угадывать, о какой конкретно игре идёт речь, загадки даже для старшего дошкольного возраста могут быть с ответами по рифме.

Если на прогулке предполагаются игры и упражнения со спортивным инвентарём, то настроить детей на работу, а также напомнить, какие предметы нужно захватить с собой из спортивного уголка, помогут стихотворения:

  • Ускакал от Кати мяч И пропал куда-то. Нет нигде его, хоть плачь, Скрылся, вот беда-то! За диваном, под столом, В печке, под кроватью И в углу за сундуком Мячик ищет Катя. А того не знает, Что Барбос и серый кот В волейбол играют.
  • Мы с Маринкою и Галкой На одной большой скакалке Дружно прыгаем и скачем, Вверх взлетаем словно мячик, Вместе с нами прыгают Вероника с Лизою. Приходите на скакалку — Вместе прыгать Нам не жалко.
  • В руки мы возьмём скакалку, Обруч, кубик или палку. Все движения разучим, Станем крепче мы и лучше.

Воспитательница показывает на картинку с олимпийскими кольцами

Ответы к загадкам могут быть в картинках

Короткие сказки

Дети любят сказки, и этот факт позволяет поставить небольшие по объёму сюжетные зарисовки вместе с загадками и стихотворениями на ступень пьедестала наиболее эффективных мотивационных приёмов.

Это интересно. Последний вопрос для детей среднего и старшего дошкольного возраста рекомендуется делать проблемным. Так ребята учатся рассуждать, делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи.

Чтение

  • нечасто (иначе у малышей сложится образ воспитателя, постоянно читающего, а не рассказывающего, играющего);
  • коротко (отрывки для чтения должны быть на пару небольших по объёму предложений);
  • интересно (информация должна быть новой и обязательно интересной, возможно, необычной, например, неизвестные факты о футболе и пр.).

Если в группах есть дети, умеющие читать, то зачитывание коротких описаний можно отдать им на откуп.

Девочка читает детям

Отрывки для чтения не должны быть слишком длинными, с непонятными для детей словами

Наглядные приёмы

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В отношении работы с детьми это правило действует, может, и не на 100%, но на 70–80% точно (оставшиеся проценты пойдут на слово и практику). Использование наглядности — важное условие достижения поставленных образовательных целей и задач. Среди наиболее действенных приёмов, воздействующих на зрительный канал восприятия малышей, можно выделить:


В физическом воспитании детей всех возрастов активно используются спортивные и подвижные игры. Они интересны и полезны. Однако пользу приносит только правильное физическое воспитание. Существуют определенные рекомендации по поводу проведения тех или иных игр в конкретных возрастных группах, имеются некоторые ограничения и правила безопасности.

Важность двигательной активности

С детства детей нужно приучать к физическим тренировкам. В физкультурной, двигательной активности нуждается человеческий организм вне зависимости от возраста. Активный образ жизни вызывает положительные изменения. Благодаря физическим тренировкам снижается вероятность возникновения многих заболеваний, улучшается самочувствие, регулируется и делается более гармоничным процесс развития.

Если детям не прививать с раннего возраста потребность в движении, они будут расти слабыми. При недостаточной физической активности страдают мышцы. Они не поддерживают должным образом тело в правильном положении. В итоге слабость мышц приводит к развитию плохой осанки, искривлению позвоночника.

Однако приучить детей к активному образу жизни не так-то просто. Они не горят желанием делать, к примеру, ежедневную зарядку, не любят уроки физкультуры в школах. Вырабатывать потребность в движении рекомендуется игровым способом. Это один из методов физического воспитания. Его суть заключается в выполнении двигательных действий и следовании определенному придуманному сюжету.

Спортивные и подвижные игры с правилами разной сложности не только развивают мышцы и делают детей сильными, ловкими и быстрыми, но и способствуют появлению важных психических и нравственных качеств. Физическое воспитание формирует самостоятельность, инициативность. Большое влияние игры оказывают на умственное развитие, ведь дети в процессе двигательной активности осмысливают сюжет, придумывают эффективную тактику действий.

Техника безопасности спортивных и подвижных игр

Задачи активного времяпрепровождения в игровой форме

Проведение спортивных и подвижных игр позволяет решить 3 задачи. Одна из них – оздоровительная. Для того чтобы эта задача выполнялась, требуется правильно организовывать занятия – обязательно учитывать возрастные особенности детей, их физическую подготовленность. При правильной организации достигается следующий результат:

  • укрепляется костно-связочный аппарат, мышечная система;
  • активизируются все виды обмена (минеральный, белковый, углеводный, жировой);
  • оказывается положительное воздействие на нервную систему (при условии, что игры хорошо организованы, вызывают у детей положительные эмоции);
  • закаливается организм (этот результат появляется при проведении игр на свежем воздухе).

Особо полезны игры больным детям. Такой категории лиц двигательная активность необходима в специальных лечебных целях. Движения обеспечивают функциональный и эмоциональный подъем и в итоге оказывают оздоравливающее воздействие.

Вторая задача спортивных и подвижных игр – образовательная. Ее суть заключается в оказании воздействия на процесс формирования личности. В процессе двигательной активности с соревновательным элементом у детей развивается умение анализировать обстановку, принимать решения, делать выводы, взаимодействовать с другими людьми, появляются организаторские навыки при выполнении определенных ролей. Огромную пользу дошкольникам и школьникам младших классов приносят игры с предметами (мячами, кеглями и т. д.). Благодаря таким занятиям повышается мышечно-двигательная, кожно-тактильная чувствительность, совершенствуется двигательная функция рук и пальцев.

Третья задача игр – воспитательная. Под ней понимается воспитание у детей важных физических качеств:

  1. Ловкости. Это качество вырабатывается подвижными, спортивными играми, тема которых связана с постоянным изменением условий или правил, быстрым переходом от одних действий к другим.
  2. Силы. Для проявления этого качества у детей необходимы игры с умеренными физическими нагрузками.
  3. Быстроты. Воспитанию этого качества способствует большое количество игр, провоцирующих быстрые реакции на тактильные, зрительные, звуковые сигналы и построенных на необходимости выполнения каких-либо действий в кратчайшее время.
  4. Выносливости. Это качество формируется при многократных повторениях напряженных движений.
  5. Гибкости. Выработка этого качества возможна в играх, основанных на частом изменении направления движений.

Классификация игр

Перед изучением классификаций важно дать определение спортивным и подвижным играм. Это немного разные понятия. Спортивные игры являются высшей формой подвижных игр. Они, как это понятно из названия, связаны со спортом и базируются на соревновании. Простыми подвижными или подвижными играми на основе спортивных называются такие, которые основаны на беге, прыжках, метаниях и др.

Спортивные игры принято подразделять на 2 группы. Первая из них – это командные. В таких играх соревнования проходят между группами. В качестве примера этих игр можно назвать баскетбол, волейбол, хоккей, футбол. Вторая группа – лично-командные. В них соревнуются конкретные участники. Подобное наблюдается в теннисе, шахматах, шашках.

Существующая классификация подвижных игр основана на учете главных мотивов физической активности и взаимоотношений задействованных детей. В соответствии с ней выделяют 3 группы игр:

  • некомандные;
  • переходные;
  • командные.

В некомандных играх есть определенные правила. Дети выполняют поставленные условия, действуют в личных интересах и при этом не взаимодействуют с другими участниками. Это значит, что общей цели для играющих не предусмотрено.

В переходных играх нет постоянной общей цели для всех участников. Дети действуют в собственных интересах. Перед каждым игроком стоит конкретная цель. На определенном этапе игры необходимо взаимодействие с другими детьми. В итоге все участники включаются в коллективную деятельность.

В командных играх дети объединяются в коллективы. Перед каждой группой ставится общая цель. Для ее достижения участники действуют совместно. Все дети полностью подчиняют свои личные интересы устремлениям своей команды для достижения победы. Командные игры являются особенно полезными. Они учат детей устанавливать контакты в группе, взаимодействовать с другими участниками, находить общий язык.

Соревнования между детьми

Техника безопасности по спортивным и подвижным играм и принципы их проведения

В работе с детьми любого возраста нужно строго соблюдать технику безопасности. Ее игнорирование способно привести к причинению вреда здоровью (болезням, травмам). Правила техники безопасности заключаются в следующем:

  1. Место проведения спортивных и подвижных игр обязательно проверяется. Если занятие проводится на улице, то поверхность должна быть нескользкой. Если же игры планируется организовывать в здании, то следует позаботиться о том, чтобы помещение было хорошо освещенным и проветриваемым.
  2. Сначала детям объясняются правила спортивной, подвижной игры. Перед игрой также воспитатель, учитель или кто-то из родителей напоминает о том, что нужно избегать столкновений, толчков и ударов. Если кто-то упадет, то нужно остановить занятие и помочь тому ребенку подняться на ноги.
  3. Перед началом игры проверяется наличие спортивного костюма и спортивной обуви, осматривается спортивный инвентарь.

Важно в работе с детьми в процессе физического воспитания соблюдать не только технику безопасности по спортивным и подвижным играм, но и принципы их проведения. Лишь при выполнении этого условия занятия пойдут на пользу здоровью и не причинят вреда. Вот список основных принципов:

  • учет возрастного развития;
  • систематичность;
  • доступность;
  • постепенность;
  • чередование нагрузок;
  • наглядность.

Важное внимание стоит обратить на то, что не все дети успешно осваивают какие-либо движения, упражнения, тактики. Со слабыми игроками нужно обращаться очень тактично, не требовать от них выполнения сложных правил. В противном случае таким детям может быть причинен вред как физическому, так и психическому здоровью.

Если что-то у некоторых учеников не получается, то это не значит, что они ленивые, непослушные, что-то недопоняли или им просто не нравятся предлагаемые темы подвижных и спортивных игр. Неудачи зачастую – это проявления индивидуальных особенностей организма. Задача воспитателей, учителей и родителей в таком случае – не требовать выполнения того, что не получается, терпеливо стремиться к тому, чтобы слабые детишки постепенно развивались и приближались к общему уровню игровой подготовленности коллектива.

Общие правила выбора и организации игр

Огромное значение играет правильный выбор игры. Он зависит от возраста детей, их развития, подготовленности, количества занимающихся. Обязательно учитывается форма занятий (например, перемена, урок или праздник). На перемене проводятся непродолжительные игры для отдыха от умственной деятельности. На уроке физкультуры они уже предлагаются более длительные, способствующие выработке силы, ловкости, быстроты и других качеств. На праздничных мероприятиях востребованы массовые игры.

Участие в различных видах спортивных и подвижных игр вызывает незначительную усталость. Это ощущение является полезным. Оно, возникая систематически, способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Но иногда дети все же переутомляются из-за индивидуальных особенностей или по той причине, что они сильно увлекаются играми, слишком эмоционально реагируют на все происходящее. Очень важно так дозировать физическую нагрузку, чтобы она не вызывала переутомления, ведь из-за него наступает вялость, снижается аппетит, нарушается сон.

К внешним признакам переутомления относят чрезмерную одышку, резкое покраснение лица, усиленное потоотделение, ухудшение координации движения. У детей снижается интерес к игре. Они иногда начинают жаловаться на усталость, легкое головокружение. При таких признаках нужно прекратить игру. Стоит отметить, что бывают такие случаи, когда признаки переутомления не наблюдаются. Дети, сильно заинтересовавшиеся и увлекшиеся игрой, начинают просить воспитателя, учителя или родителей о продолжении. Однако в таких случаях не стоит идти на поводу у детей. Важно вовремя завершить игру.

Конечно, в проведении подвижных, спортивных игр детей участвует много. В большой группе учитывать уровень подготовленности и индивидуальные возможности каждого ребенка сложно, поэтому следует планировать оптимальные нагрузки. В самом начале занятия никогда не предлагаются игры, требующие проявления значительной силы, быстроты, ловкости, ведь сперва требуется проведение разминки. Если у детей день был довольно насыщенным (с большими умственными и физическими нагрузками), то стоит предложить малоподвижную игру. Если же день был ненапряженным, то рекомендуется чередовать интенсивные игры с малоинтенсивными.

Подвижные игры в детском саду

Работа с детьми в детском саду

Специалисты рекомендуют проводить в детском саду подвижные игры. Спортивные игры в этом возрасте плохо воспринимаются. Лучше всего их предлагать тем детям, которые уже подготавливаются к школе. Как же организовывать физическое воспитание с учетом возраста? Дети из младших групп очень активны, подвижны. Они любят бегать, догонять, что-то бросать, но координация у них плохо развита. Дети в таком возрасте хорошо воспринимают простые игры. Особенно им нравятся занятия с придуманным сюжетом.

После рассказа предлагают деткам поиграть в такую игру. В первое время роль автомобиля может выполнять воспитатель детского сада или кто-то из родителей, если игра проводится дома. Воробушками будут дети, а их гнездышками – стулья. Правила следующие: если автомобиль не гудит, юные участники игры встают со стульев, опускаются на пол и демонстрируют поиск зернышек или водички; когда машина начинает бибикать, детки быстро убегают к стульям и садятся на них.

Детям из старших групп, помимо сюжетных и несюжетных игр, предлагаются игры с элементами соревнования. Воспитанникам подбираются такие соперники, которые равны по физическим силам и развитию двигательных навыков (т. е. имеют равные шансы на победу). В подготовительных к школе группах дополнительно проводят игры-эстафеты, различные спортивные игры и упражнения.

Спортивные эстафеты

Игры-эстафеты для подготовительных групп

Игры-эстафеты – это командные подвижные игры с соревновательным элементом. Они проводятся, как правило, в конце основной части физкультурного занятия, на спортивных праздниках, в походах. Цели игр-эстафет, проводимых с детьми старшего дошкольного возраста, бывают следующими:

  • общая и специальная разминка;
  • улучшение эмоционального состояния детей;
  • повторение и закрепление изученных ранее упражнений.

В игры-эстафеты включаются разнообразные движения – бег с метанием, с преодолением препятствий, ведением мяча и т. д. Важно, чтобы все действия, совершаемые детьми, не несли в себе никакой опасности. Не рекомендуется включать в эстафету лазанье по канату, акробатические кувырки назад и вперед, бег по узкому буму. Опасность представляют такие подвижные игры в спортивном зале, в которых требуется добежать до стены и коснуться ее. Некоторые дети в дошкольном возрасте еще не могут вовремя затормозить.

Спортивные игры и упражнения для дошкольников

В физическом воспитании дошкольников спортивные игры очень важны. Они укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества (силу, ловкость, выносливость, сообразительность), воспитывают ответственность, волю, решительность, помогают снимать нервное напряжение, высвобождать эмоции. Однако без начальной подготовки знакомить детей со спортивными играми не рекомендуется. Вначале лучше всего проводить подвижные игры с элементами спортивных игр.

Одна подходящая спортивная игра для дошкольников – бадминтон. В ней используется волан и ракетка. Цель – не допустить попадания волана на свою площадку и приземлить его на стороне соперника. В садиках перед знакомством детей с бадминтоном воспитатели проводят подготовительную работу. С помощью спортивных упражнений и подвижных игр с элементами спорта специалисты:

  • формируют у детей умение играть с мячом;
  • вырабатывают у воспитанников соответствующую осанку;
  • формируют навык броска;
  • вырабатывают подвижность кисти руки;
  • формируют необходимые физические качества (быстроту реакции, силу удара);
  • знакомят с правилами;
  • отрабатывают основные приемы игры в бадминтон.

Баскетбол – это еще одна игра, которую можно предложить дошкольникам. Она является довольно сложной, эмоциональной. В нее входят прыжки, быстрый бег, броски мяча. Некоторые дети не могут быстро овладеть приемами игры. Успешно ее осваивают те воспитанники, которые уже владеют навыками различных манипуляций с мячом. Перед игрой в баскетбол подготовительная работа тоже проводится. С детьми воспитатели осваивают перед занятиями спортивными играми подвижные игры, выполняют такие упражнения, которые способствуют обучению технике перемещения и удержания мяча, его передаче, ведению, бросанию в корзину.

Бадминтон и баскетбол – это не единственные игры, с которыми можно знакомить дошкольников. Детям будет интересно и полезно узнать о большом теннисе и настольном, хоккее. Наряду со спортивными играми стоит проводить и обычные спортивные упражнения – катание на коньках, ходьбу на лыжах, плавание и др. Они выполняются на свежем воздухе. У детей благодаря им повышаются защитные силы организма, ускоряются обменные процессы. Дополнительная польза заключается в том, что девочки и мальчики получают знания о явлениях природы, приобретают понятия о свойствах снега, льда, воды.

Детский бадминтон

Физическое воспитание школьников и больных, ослабленных детей

В жизни школьников продолжают важное место занимать игры. Для учеников младших классов развлечения придумываются с сюжетом. Для детей из средних и старших классов проводятся соревновательные занятия, спортивные эстафеты, спортивные и подвижные игры. Примеры игр:

Больным и ослабленным детям с различными отклонениями в состоянии здоровья (при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата), находящимся в стационаре или дома тоже требуются физические упражнения. Для такой категории лиц детские спортивные и подвижные игры разделили на 4 группы: I – с незначительной нагрузкой, II – с умеренной нагрузкой, III – с тонизирующей нагрузкой, IV – с тренирующей нагрузкой.

Игра с мячами для школьников

Примерные игры для больных и ослабленных детей

  • подбрасывание мяча, хлопок в ладоши за спиной и ловля мяча;
  • подбрасывание мяча вверх, поворот вокруг и ловля мяча;
  • подбрасывание мяча, принятие сидячего положения на полу со скрещенными ногами и ловля мяча и т. д.

Игры из IV группы рассчитаны на детей в состоянии стойкой ремиссии имеющегося заболевания. Занятия, как правило, состоят из довольно разнообразных упражнений. От детей требуются движения с большой амплитудой, бег, быстрота реакции.

Игры для детей в спортивном зале

В заключение стоит отметить, что спортивные и подвижные игры на прогулке, в школе или детском саду – это незаменимые методы физического воспитания. Они не только развивают и укрепляют детский организм, но и способствуют получению знаний об окружающем мире, развитию мышления, смекалки, важных морально-волевых качеств.

Читайте также: