Цель физкультминутки в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Многие педагоги думают, что физминутки отнимают массу времени, расхолаживают учащихся. Данное методическое пособие приводит результаты анкетирования школьников, убеждающие в полезности двигательных пауз.

В пособии раскрываются правила, место, значение и примеры двигательных минуток.

ВложениеРазмер
metodicheskoe_posobie.doc 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Только оптимальный – среднеинтенсивный – режим двигательной активности создаёт у младших школьников основу хорошего физического самочувствия и ярко выраженного повышения умственной работоспособности.

Физкультурная минута (пауза) – проведение 3-5 физических упражнений во время урока теоретического цикла (2-3 минуты) или урока труда (5-7 минут).

  1. предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников;
  2. необходимость кратковременного, но эффективного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку;
  3. активизация внимания учащихся, повышение способности к восприятию учебного материала.

Особо тщательно следует подходить к подбору упражнений на уроках русского языка, чтения и математики, когда школьники долгое время находятся в статических позах. В них должны быть задействованы как крупные мышцы туловища, так и мелкие мышцы кисти и пальцев рук. Это не только в значительной мере позволяет снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма, связанные с воздействием статической нагрузки, но и содействует развитию мелких мышц кисти, совершенствованию тонких двигательных координаций, нужных для выработки правильных графических навыков, и в первую очередь навыков письма. Кроме того, проприоцептивные импульсы от пальцев рук вызывают активацию ассоциативных зон коры головного мозга, что положительно сказывается и на развитии речевой функции.

На других уроках, когда позы детей бывают более свободны, физминутки могут носить сравнительно низкую интенсивность. Однако, если они проводятся на 4-ом или 5-ом уроках, то есть в период наибольшего утомления, то, независимо от вида учебной работы, игровому отдыху следует уделять достаточно много времени. Внимание должно быть нацелено на соотнесение качества и числа упражнений с днём учебной недели, сезонными и погодными условиями, общим самочувствием учеников, их эмоциональным настроением в конкретный день на конкретном уроке. Обязательным должно быть упражнение в потягивании, так как оно является естественным для утомленного человека. Иногда в физпаузу включают хоровое пение или декламацию, упражнения под музыку.

Многие педагоги считают, что физминутки отнимают массу времени урока, не способствуют оптимизации учебного процесса.

Однако, при этом они констатируют, что использование физминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физпаузы становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Ответы были такие:

- помогают преодолевать сонливость и однообразность урока – 35%;

- повышают работоспособность – 30%;

- создают хорошее настроение – 20 %;

- способствуют общению – 6 %;

- мешают уроку – 5 %;

- ограничивают время урока – 4 %.

Во многих школах часто можно наблюдать такую ситуацию, когда даже во время обычной перемены ребята не имеют возможности подвигаться. Они задерживаются педагогами, хотя это должно быть наказуемо.

Учащимся необходимы двигательные минуты на уроке, которые позволяют им размять своё тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Оздоровительные минутки – это только часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Систематическое использование физминуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.

Оздоровительные минутки может проводить сам педагог или с помощью учащихся-инструкторов. Можно использовать различные предметы или подручные средства, которые позволят разнообразить физминутки.

Упражнения, которые можно использовать, необходимо делать сюжетными, давать им названия. Это способствует развитию интереса учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность, интерес к окружающей жизни. Оздоровительные минутки способствуют не только сохранению физического здоровья, но и сохранению их психического здоровья.

Преимущества проведения физминуток на уроке:

  1. Физминутки проводятся по единому расписанию в масштабах всей школы. Например, учителя знают, что после 2-ого урока на каждом последующем каждый учитель должен проводить физминутку на своем уроке.
  2. В них могут принимать участие все ученики класса, вне зависимости от какого бы то ни было заболевания.
  3. Благодаря разминкам учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности.
  4. Игровые физминутки способствуют повышению работоспособности, активности учащихся на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.
  5. Учебное время после физминуток не будет потеряно зря.
  6. Для проведения физминуток не нужны спортивные снаряды и спортивное оборудование.
  7. Данные упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволит развивать одновременно как интеллектуальную сферу ребенка, так и его двигательную активность.

Иногда школьные результаты способствуют формированию стрессов, которые, накапливаясь, губительно действуют на детский организм. У детей пропадает желание учиться, они становятся злыми, агрессивными. Окружающий мир перестает быть для него радостным и занимательным, ребенок отгораживается и закрывается от всех, оставаясь наедине со своими проблемами.

Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем. В связи с этим правильно организованный учебный процесс способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками для школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья.

К учебному процессу предъявляют особые требования:

- строгое регламентирование учебной нагрузки;

- учет динамики умственной работоспособности учеников в течение дня, четверти, года.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у детей школьного возраста имеет два основных типа. 1-ый подъем приходится на интервал 9-11 часов (отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма). Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3-м уроках. Начиная с 12 часов, работоспособность начинает падать, заметно снижаясь к 14 часам. Во второй половине дня начинается новый подъем, с 16 до 18 часов работоспособность остается достаточно высокой.

Неодинакова работоспособность и в течение учебной недели. Ее уровень в начале недели довольно низок, нарастает к середине недели и в конце недели вновь падает. Поэтому наибольший объем нагрузки должен приходиться на вторник и среду.

Эффективность работы учащихся на уроке во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием наглядного и дидактического материала, применением различных средств обучения.

Физминутки на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.

Насколько эффективна физкультурно-оздоровительная работа, мы можем судить по следующим показателям:

- уровень заболеваемости на 1 ребенка;

- функциональные показатели: а) частота пульса в покое; б) время восстановления ЧСС после функциональной пробы; в) тип реакции ССС на физическую нагрузку; г) длительность задержки дыхания на вдохе;

- самостоятельное использование школьниками физупражнений в режиме дня для укрепления здоровья;

- перераспределение детей по группам здоровья.

Физминутки проводятся в течение 2-3 минут в момент проявления признаков утомления. Комплекс включает 3-4 упражнения. Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз. Выполнение должно быть эмоциональным, что может быть достигнуто путем произнесения простейших стихотворных текстов в ритме движений. Комплексы могут выполняться стоя или сидя, вслед за показом или вместе с учителем. Выполняются упражнения на выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание головы, расслабление кистей, дыхательные упражнения, движения на предупреждение нарушения осанки. Следует выполнять упражнения для глаз.

Примеры рифмовок для проведения физминуток на различных предметах.

Все умеем мы считать.

1, 2, 3, 4, 5! (шагаем на месте)

Все умеем мы считать, (хлопаем в ладоши)

Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте)

Руки за спину положим, (руки за спину)

Голову поднимем выше (подняли голову)

И легко-легко подышим. (вдох-выдох)

Подтянитесь на носочках столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев на руках у вас. (подняться на носках)

1, 2, 3, 4, 5! Топаем ногами.

1, 2, 3, 4. 5! Хлопаем руками.

Мы решали, мы решали.

Мы решали мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем,

Улыбнемся, тихо сядем.

Мы считали и устали.

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали – раз, два, три.

Ножками потопали – раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели,

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

На разминку становись!

Раз-два-три, не отставай.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку.

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком.

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой! Раз-два!

Мы за парты сядем вместе,

Вновь возьмемся за дела.

Письмо и чтение.

Встанем, дети, скажем тихо:

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Тихо сесть начать писать.

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

И работать продолжаем.

Мы пройдемся по дорожке.

Чтобы отдохнуть немножко,

Мы пройдемся по дорожке.

Но дорожка не простая –

Нас от парт не отпускает.

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперед, другой – вперед,

А потом наоборот.

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

Во дворе растет подсолнух.

Во дворе растет подсолнух,

Утром тянется он к солнцу.

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже.

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот.

Руки в спину упираем,

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок.

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам.

Дети по лесу гуляли.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно мы похлопаем, ножками потопаем.

Хорошо мы погуляли и немножечко устали.

Дети утром рано встали.

Дети утром рано встали.

За грибами в лес пошли.

Белый гриб в траве нашли.

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, 1, 2, 3,

И в лукошко набери.

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

Утомил всех долгий путь –

Дети сели отдохнуть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Роль физминуток в начальной школе

Физминутки необходимы на уроках в начальной школе, особенно в 1-ом классе. В статье описаны основные правила физминуток, виды физминуток и примеры различных физминуток, которые могут быть использованы.


Сборник физминуток для начальной школы

Большая подборка физминуток, позволяющих снять утомляемость младших школьников на уроках.


Сборник физминуток для начальной школы.

Предлагаю вам подборку физминуток для снятия утомляемости у обучающихся на уроке в начальной школе.


Виды физминуток в начальной школе.

Релаксация младшего школьника на уроках.


Учебно-методическое пособие "Математические диктанты" для начальной школы

Сборник заданий для устного счёта в начальных классах.


Cборник физминуток в начальной школе

Минутки здоровья на уроках в начальной школе.


Статья "Роль физминуток в начальной школе"

Для того чтобы дети в начальной школе имели хорошее самочувствие и высокую активность задача учебного процесса правильно использовать и подобрать игры оздоровительного характера.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основные задачи физминутки.

Как подобрать упражнения для физминутки.

Методика организации и проведения физминуток.

По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у детей любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти и снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от учителя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения детей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для учителя, что детям срочно требуется физминутка! Физминутки снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в школе, независимо от возраста детей.

Физкультурные минутки во время уроков проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц корпуса (особенно спины) и мелких мышц кистей.

Учитель должен предупредить возникновение утомления у обучающихся. Своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, т.к. утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств.

Переутомление – крайнее состояние утомления, когда организм после нагрузки уже не может восстановиться самостоятельно и нуждается в помощи. Например, в реабилитации, длительном отдыхе, иногда в медикаментозном лечении.

Каждый учитель должен знать, что признаки утомления у детей 6-7лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 7-8 лет – через 10-12 минут, в 9-10 лет через 12-15 минут!

2.Определение физминутки

Физкультминутка - это небольшой комплекс специально подобранных упражнений для снятия возможного утомления с определенных групп мышц ребенка и взрослого.

3.Цель физминутки

Цель физминуток – активно изменить деятельность детей и взрослых, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.

4.Основные задачи физкультминутки:

1)снять усталость и напряжение;

2)внести эмоциональный заряд;

3)совершенствовать общую моторику;

4)выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;

5)тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.

Физкультминутки проводят во время занятий с детьми, которые связаны с ограничением подвижности и активным сосредоточенным вниманием детей.


5.Как подобрать упражнения для физминуток?

1.Упражнения должны быть знакомы детям и просты в исполнении.
2.Упражнения должны охватывать в основном крупные мышечные группы.
3.К таким упражнениям относятся потягивания, выпрямление позвоночника, ходьба на месте, подскоки, приседания в быстром темпе.
4.В случае необходимости могут использоваться упражнения для более мелких групп мышц: для кистей рук, шеи, лица, глаз.
5.Благоприятным для завершения физминутки для детей после пяти лет является точечный профилактический самомассаж 2-3 биологически активных точек по схеме.

От того, как организован урок и насколько он рационален, зависит функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности. Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.

Поэтому одним из обязательных условий организации урока являются физминутки.

Физминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности, это необходимый элемент в здоровьесберегающей деятельности учителя.

Продолжительность физминуток не менее 1,5 – 2 минут каждая.

В 1 классах проводятся 2 физминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна после 20 минут от начала урока. Совсем не обязательно провести в течении урока лишь одну физминутку, большой эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Но не увлекайтесь и не превышайте временной лимит. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными. В последние дни учебной недели и в конце учебной четверти, когда дети особенно быстро утомляются, необходимо количество физминуток увеличить.

Физминутки могут быть направлены на снятие локального утомления и физминутки общего воздействия на усталый организм.

По содержанию физминутки способствующие снятию локального утомления различны и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Физминутки общего воздействия применяются в комплексе на различные группы мышц, это упражнения, рассчитанные на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности.


Ее задачи: способствовать снятию физического, психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности, в целях сохранения здоровья, предотвращения утомляемости, разнообразить игровую деятельность.

Цель проведения физкультминутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для школьников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Роль физкультминуток на уроках.

Условия выполнения упражнений:

- упражнения желательно выполнять в позе свободного стояния;

- каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах;

- в процессе зрительного поиска дети совершают сочетание -движений головой, глазами туловищем;

- продолжительность упражнений 1,5 – 2 минуты;

- упражнения выполняются в середине каждого урока, в тот момент, когда наблюдаются первые признаки утомления у школьников ( частая смена поз, отвлечение и т.п.)

Физкультминутки делятся на 4 группы:

1. Оздоровительно-гигиенические (для снятия напряжения с глаз, мышц рук и спины, предупреждение сколиоза);

2. Танцевальные под музыку (по желанию детей, но при условии, что учитель не будет смотреть);

3. Ритмические под музыку (элементы аэробики);

Физкультурные минутки помогают:

Снятие усталости, напряжения, ослабить утомление на уроке, проводить профилактику нарушения осанки, поддержание работоспособности, активного внимания;

Материал на тему Физкультминутки на уроках физической культуры в начальной школе

Использование на уроках физкультминуток позволяет:

- Включить в урок здоровьесберегающий компонент.

- Осуществить смену видов деятельности.

Физкультминуток на уроке в включает в себя:

- упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укреплению мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, релаксационные упражнения для мимики лица, психогимнастика, дыхательная гимнастика.

Существуем несколько видов физминуток, которые учителя ФК рекомендуют школе:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук;

- гимнастика для глаз; гимнастика для улучшения слуха;

- упражнения для профилактики плоскостопия;

- упражнения, корректирующие осанку;

Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления урока.

А в этот урок гармонично вписываются физминутки. При этом мастерство учителей в этом направлении сотрудничает с психологической службой, которая вносит свои требования:

- составлять интересные физминутки, соответствующие возрасту учеников;

- привлекать внимание к изображёнию;

- учитывать возрастные, психологические, и другие особенности учеников;

- грамотно использовать свой опыт и новейшие достижения педагогики, психологии и других наук;

- разнообразить физминутки, избегая шаблонности при их создании. На уроках необходимо следить за появлением первых признаков утомления.

Учителями ФК выработан небольшой комплекс упражнений, которые необходимо применять в качестве физминуток в зависимости от вида усталости.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Ее задачи: способствовать снятию физического, психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности, в целях сохранения здоровья, предотвращения утомляемости, разнообразить игровую деятельность.

Цель проведения физкультминутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для школьников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Роль физкультминуток на уроках.

Условия выполнения упражнений:

-упражнения желательно выполнять в позе свободного стояния;

-каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах;

-в процессе зрительного поиска дети совершают сочетание -движений головой, глазами туловищем;

-продолжительность упражнений 1,5 – 2 минуты;

-упражнения выполняются в середине каждого урока, в тот момент, когда наблюдаются первые признаки утомления у школьников ( частая смена поз, отвлечение и т.п.)

Физкультминутки делятся на 4 группы:

1. Оздоровительно-гигиенические (для снятия напряжения с глаз, мышц рук и спины, предупреждение сколиоза);

2.Танцевальные под музыку (по желанию детей, но при условии, что учитель не будет смотреть);

3.Ритмические под музыку (элементы аэробики);

Физкультурные минутки помогают:

Снятие усталости, напряжения, ослабить утомление на уроке, проводить профилактику нарушения осанки, поддержание работоспособности, активного внимания;

Использование на уроках физкультминуток позволяет:

-Включить в урок здоровьесберегающий компонент.

- Осуществить смену видов деятельности.

Физкультминуток на уроке в включает в себя:

упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укреплению мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, релаксационные упражнения для мимики лица, психогимнастика, дыхательная гимнастика.

Существуем несколько видов физминуток, которые учителя ФК рекомендуют школе:

-упражнения для снятия общего или локального утомления;

-упражнения для кистей рук;

-гимнастика для глаз; гимнастика для улучшения слуха;

-упражнения для профилактики плоскостопия;

-упражнения, корректирующие осанку;

Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления урока. А в этот урок гармонично вписываются физминутки. При этом мастерство учителей в этом направлении сотрудничает с психологической службой, которая вносит свои требования:

• составлять интересные физминутки, соответствующие возрасту учеников;

• привлекать внимание к изображёнию;

• учитывать возрастные, психологические, и другие особенности учеников;

• грамотно использовать свой опыт и новейшие достижения педагогики, психологии и других наук;

• разнообразить физминутки, избегая шаблонности при их создании. На уроках необходимо следить за появлением первых признаков утомления.

Учителями ФК выработан небольшой комплекс упражнений, которые необходимо применять в качестве физминуток в зависимости от вида усталости.

Ни для кого не секрет, что физминутки для учащихся имеют огромное значение. А когда они еще и музыкальные и интерактивные, то это непередаваемое удовольствие и для учителя и для ребенка.

Динамическая пауза для школы. Под веселую музыку дети повторяют движения.

Мишка в пятницу пришёл, (Ходьба на месте имитирует шаги медведя).

Он в лесу медок нашёл, (Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с поворотом туловища вправо, влево)

На высокой ёлке, Где колкие иголки.(Взгляд поднять вверх, вниз. Пальцы рук раздвинуты, как иголки)

Мы у пчёл медку попросим (Встряхнуть кисти рук)

На дворе настала осень, (Потянуться)

Скоро мишка ляжет спать, (Медленно приседают)

Будет лапу он сосать. (Наклоны головы вправо, влево, руки под головой)

Пчёлы дали мёду, Целую колоду. (Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах)

(На каждую фразу стиха выполняется своё движение )

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Он глядит (правую руку над глазами)

В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)

«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)

После того, как движения разучены, можно устроить соревнование, постепенно ускоряя темп песенки. Побеждает тот, кто дольше всех не собьётся.

В понедельник я купался

А во вторник – рисовал

В среду долго умывался

А в четверг в футбол играл

В пятницу я прыгал, бегал

(подскоки на месте).

Очень долго танцевал

(кружение, хлопки в ладоши).

А в субботу, в воскресенье

Целый день я отдыхал.

(Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)


-75%

Физкультминутки для начальной школы и подготовительных групп детского сада представляют собой комплексы веселых и увлекательных упражнений для детей 6-11 лет, направленных на снятие усталости во время урока.

Еще одна основная цель физкультминуток – это формирование мышечной и костной систем ребенка и укрепление здоровья младших школьников. При этом важно следить за тем, чтобы физминутки были интересны детям: от этого зависит их вовлеченность в выполнение упражнений и эффективность последних.

Основные требования к проведению физминуток

Физминутка

Существует ряд требований и рекомендаций, которым должны соответствовать физминутки для учеников начальной школы:

Физминутки необходимо проводить по две на каждом уроке для учеников первого класса и по одной, начиная со второго или третьего уроков во 2-4 классах;

Упражнения проводятся на начальном этапе утомления – это конец первой половины урока, то есть его 15-20-ые минуты (соответственно 10-ая и 25-ая минуты для первоклассников);

Оптимальная длительность разминки составляет 2-5 минут, она варьируется в зависимости от содержания занятий и вида деятельности;

Тип и комплекс физкультминуток также обусловлен видом и содержанием урока. Рекомендуется подобрать 3-4 разнообразных упражнения (с упором на утомленные группы мышц) с повторами по 4-6 раз, это позволит преподавателю не только восстановить хорошее самочувствие детей, но и сохранить их интерес и, соответственно, результативность;

Не рекомендуется использование интенсивных упражнений (резких наклонов, прыжков, выпадов), так как они, с одной стороны, нарушают гигиеническую норму, а с другой – быстро утомляют детей.

При проведении физминуток необходимо уделять внимание технике выполнения упражнений, а также следить за осанкой и дыханием учащихся.

Упражнения могут выполняться сидя и стоя в проходах между столами, а также индивидуально, в парах и в группах.

Виды физкультминуток

Существует большое количество классификаций физминуток по цели и виду деятельности.Наиболее общими и широко употребимыми видами разминок являются:

физкультминутки для глаз;

физкультминутки для пальцев;

речевые физкультминутки с движениями;

музыкальные и танцевально-ритмические физкультминутки.

Такие разминки представляют собой целые комплексы упражнений, направленных на снятие усталости с тех или иных групп мышц и исполняемые в той или иной манере.

Физкультминутки для глаз

Детские глаза

Этот тип физминуток, предназначенный для снятия усталости с глаз. Однако в наши дни он также выполняет общую оздоровительную функцию.

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. - Поморгать глазами
Посмотрите все в окно, - Посмотреть в окно и в другую сторону
Ах, как солнце высоко. - Посмотреть вверх
Мы глаза сейчас закроем, - Закрыть глазки ладонями
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, - Посмотреть глазами по дуге
Вправо, влево повернем, - Ворочать глазами вправо-влево
А потом скатимся вниз, - Посмотреть вниз
Жмурься сильно, но держись. - Зажмурить глаза, открыть и поморгать.

Глазки зажмурьте и веки сомкните,
5 секунд так посидите.
Хлопаем ресницами, бабочка взлетает
Нам так зимой ее не хватает.
Соседу по парте мы подмигнем
Левым, а потом и правым глазком.
Тикают часы, бегут минутки
Следим глазами за маятником
Какие тут еще шутки!
Стрелка обходи полный круг
И ты следи за ней, мой друг.
Держим голову прямо и смотрим в потолок,
А потом глазами поищем пол, дружок.
У нас отлично получается,
Жаль,что зарядка для глаз кончается.

Глаза детей каждый день подвергаются опасному влиянию – это планшеты, мобильные устройства, телевизоры и компьютеры, с которыми дети взаимодействуют не только в развлекательных, но и в учебных целях. Поэтому очень важно включать упражнения для глаз в любой комплекс физкультминуток.

Самые легкие и простые варианты их выполнения – это рисунки глазами каких-либо фигур и узоров. Однако при желании можно придумать множество других вариантов упражнений с использованием подручных средств, мультимедийных материалов и ритмического сопровождения.

Физкультминутки для пальцев

Упражнения для пальцев рук для детей

Данный вид физминуток служит для снятия усталости с пальцев рук. Он также очень важен для детей младшего школьного возраста, потому что в этот период ребенку требуется большое количество усилий для того, чтобы не только писать, но и даже держать в руках ручку.

Кроме того, для детского формирующегося организма важно правильное развитие. Пальчиковая гимнастика служит хорошим способом улучшения кровообращения и помогает формировать кисти рук.

Этот пальчик вымыл ручки,
Этот пальчик сел за стол,
Этот пальчик съел весь супчик,
Этот – выпил весь компот,
А вот этот не поел –
Потому и похудел!
(Массируем подушечки пальцев поочередно, начиная с большого и заканчивая мизинцем).

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. )

Ёжик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
(Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.)

Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
(Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко расправляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)

Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.
(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)

Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можно
Крепко-накрепко сожмём.
(Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими.)

Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмёт быстрее?
(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)

Не следует игнорировать этот тип физминуток на уроках труда и рисования: несмотря на то, что эти уроки направлены главным образом на развитие мелкой моторики, с пальчиков все так же необходимо снимать напряжение.

Хорошим вариантом для выполнения комплекса физкультминуток для пальцев рук служат различные упражнения в стихах.

Речевые физкультминутки с движениями

Речевые физкультминутки с движениями

В эту группу входят дыхательные и артикуляционные упражнения. Этот вид разминки является самым распространенным, поскольку лучше всего способствует удержанию детского внимания в группе и позволяет задействовать несколько групп мышц.

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

Раз — мы встали
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.

Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)

В качестве упражнений детям даются небольшие песни или стихи, которые необходимо исполнять, выполняя различные движения, как бы инсценируя их.

Музыкальные и танцевально-ритмические физкультминутки

Такие физкультминутки выполняются под веселую детскую музыку и подразумевают выполнение школьниками различных движений в ритм песенки и по желанию преподавателя под счет. Этот вид физкультминуток максимально включает в работу сразу несколько групп мышц и суставов.


Такие упражнения следует проводить каждый день, однако не на каждом уроке, поскольку они достаточно сильно расслабляют и могут подорвать дисциплину. Хорошей практикой является проведение этого типа физкультминуток на большой перемене, в качестве разминки, когда дети только приходят в школу, или в начале урока физкультуры.

Как сделать физкультминутку полезной и увлекательной

Для того, чтобы двигательные упражнения удерживали интерес ребенка и способствовали закреплению пройденного материала, их необходимо подстраивать под каждый предмет и тему занятий.

На уроке географии

Вот лишь некоторые примеры:

На уроках истории и географии в упражнения можно включать карту, просить детей потянуться к какой-то ее части.

Для уроков русского языка хорошо подойдут любые смешные и веселые песенки и стихи, особенно хорошо, если в них отрабатывается пройденный материал. На иностранном языке также хорошо использовать короткие детские стишки для запоминания лексики.

Упражнения для физкультминуток ограничиваются только фантазией учителя. При грамотном ознакомлении с рядом требований такие паузы станут для детей не только хорошим отдыхом, но и новым интересным способом обучения.


Учитель начальных классов Дудина Лилия Ивановна
Цель физминуток - активно изменить деятельность детей, ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка на продолжение занятий.
Основные задачи:
1)снять усталость и напряжение;
2)внести эмоциональный заряд;
3)совершенствовать общую моторику;
4)вырабатывать четкие координированные действия по взаимосвязью с речью;
5)тренировка скоростных навыков и выполнения мыслительных операций.

В своей работе с детьми я использую здоровьесберегающие технологии, среди которых особо выделяю тематические физминутки. Считаю, что данный материал будет полезен любому учителю, идущему на урок в начальные классы.


Руки, ноги разминаем.
(Встряхивание руками. Встряхивание ногами.)

На уроке по теме "Как развивается растение" можно провести игру "Как росло растение": предлагаю детям представить, что они маленькие семена, попавшие в почву (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек). Далее рассказываю, как развивается из семени растение.
- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться (мышечное напряжение, глаза зажмурены). Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи (расслабление мышц). Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.


– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)
– Будем считать, Грибы собирать (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед (имитация сбора грибов)
– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках)
– Ягоды считаем, Дружно приседаем, (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Голову не опускать, спина прямая)

Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Восемь раз ногами топнем.
Прибавляем три к семи –
Столько мы присесть должны. (7хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.)

Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец! (Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)


Минутки с мячом кидаю, называю слово дети
- делят на слоги,
- называют синонимы, антонимы,
- ставят ударение.

Если буква гласная вызвала сомнения,
Ты её не медленно ставь под ударения.

Я ТЫ, ОН, ОНА - вместе дружная семья.
Вместе учимся читать, вместе учимся писать.
И конечно, и конечно - звук от буквы отличать.
Раз, два, раз, два – написать нам звук нельзя.
Звук мы произносим, слышим,
А в тетради буквы пишем.
Состоят из букв слова .
Знает это он, ты, я.
Раз, два, три, четыре, пять-
Надо четко всем нам знать.
Буквы мы читаем, пишем,
Звуки произносим, слышим.
Звук от буквы отличай
И пятерки получай

Раз, два, три, четыре, пять-
Это всем нам надо знать.
Сочетанье ЖИ и ШИ
Пишем только с буквой И.
Чаща, роща- здесь ЧА- ЩА
Дружит только с буквой А.
Щуку я тащу, тащу ,
И от счастья всем кричу-
ЧУ и ЩУ, ЧУ и ЩУ
Все пишите с буквой У.
(Проговаривая слова физминутки, дети повторяют за учителем движения)

Запомни раз и навсегда,
Что гласные Е,Ё,Ю,Я,
В начале слова, как всегда
Обозначают звука два.
Вот в слове ЕЛКА букв четыре,
А если звуки посчитать,
То их, конечно, не четыре .
А в ЕЛКЕ звуков будет пять.
И если в слове после гласной
Окажутся Е, Ё, Ю, Я.
То будет в каждой такой букве
Звук не один, а целых два.
Нужно слитно написать.

С при – приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по – приставкой посмеяться.
С вы- вытягиваем руки.
С о – опустим их опять.
Вот и все. Настало время
С за – зарядку завершать

Читайте также: