Царское село википедия краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Зарождение и развитие дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе связаны с освобождением из-под власти Шведского королевства старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и учреждением в нем столицы Российского государства.

В 1710–1720 годах на месте усадьбы начинает создаваться загородная царская резиденция, вокруг которой появляются деревни, а также слобода дворцовых служителей. Постепенно планировка ансамбля упорядочивается. Вскоре Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а с началом дворцового строительства она получила высокий титул Царского Села.

На протяжении двух веков Царское Село являлось летней парадной императорской резиденцией, строительство которой имело государственное значение и велось при участии правительственных ведомств.

Царскосельский дворцово-парковый ансамбль — блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — начала XX века. Целое созвездие выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев воплощало здесь замыслы венценосных заказчиков. В Царском Селе сосредоточены лучшие образцы архитектуры барокко и классицизма; именно здесь появились первые в российской столице интерьеры, оформленные в стиле модерн.

Композиционным центром ансамбля является Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец — великолепный образец отечественного барокко. Восхищают роскошью убранства Большой зал и Золотая анфилада парадных помещений, среди которых — всемирно известная Янтарная комната, возрожденная к новой жизни. Сегодня, входя во дворец, мы можем почувствовать дух елизаветинской и екатерининской эпох и познакомиться с уникальными произведениями изобразительного и прикладного искусства.

В Царском Селе находится одно из лучших творений архитектуры классицизма — Александровский дворец. Пройдя по комнатам его жилой половины, открытым для посещения, можно получить представление о художественных пристрастиях последних представителей династии Романовых, осмотреть Парадный кабинет императора, оформленный в стиле модерн.

Более сотни памятников рассредоточено по территории Екатерининского и Александровского парков общей площадью в 300 гектаров: это величественные дворцы и интимные павильоны, мосты и мраморные монументы, а также экзотические сооружения в стилистике готической, турецкой, китайской архитектуры, сообщающие уголкам парков романтическую атмосферу.

Дворцы и парки уникального Царскосельского ансамбля значительно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Екатерининский дворец, в течение двадцати восьми месяцев находившийся на оккупированной территории, к 1944 году превратился в обгоревшие руины. Некоторые парковые павильоны были частично или полностью разрушены; серьезные повреждения получили и другие здания комплекса. В парках Царского Села, изрытых траншеями и блиндажами, было разрушено 25 мостов, около 50 плотин, дамб и каскадов.

Теперь, по прошествии более чем полувека после войны, реставрационно-восстановительные работы в заповеднике, начавшиеся в 1950-х годах, можно без преувеличения назвать беспримерными в международной практике. Архитекторы и реставраторы по сей день воссоздают бесценное наследие прошлого, применяя традиционные материалы и технологии позолотных, камнерезных, лепных и других работ мастеров XVIII–XIX веков, секреты которых открываются вновь на основе документальных источников.

Екатерининский дворец.

Екатерининский дворец. "Царское село".

Содержание:

Интерактивный тур по музею-заповеднику


Царское село. Одни, услышав такое словосочетание, вспомнят русских царей — именно здесь была летняя императорская резиденция, другие свяжут эту географическую точку с именем Александра Пушкина — в Царскосельском лицее прошли годы его учёбы и здесь юный лицеист проявил себя как подающий надежды поэт. Для большинства же это место — просто замечательный уголок для отдыха, где Вас встретят восхитительные образцы прекрасной классической архитектуры в обрамлении роскошных парков.

Царское село: историческая справка

Годом основания Царского села считают 1710. Именно в тот год Сарская Мыза была подарена Петром I его супруге, Екатерине Алексеевне. На следующий же год царь объявил её истинной Государыней Екатериной I, а принадлежащие ей загородные владения под Петербургом — летней императорской резиденцией.

В настоящее время площадь музея-заповедника составляет более 300 гектаров. Понятно, что такую огромную территорию обойти и досконально осмотреть за один день невозможно. Поэтому большинство посетителей предпочитают для дневного осмотра выбрать одну или несколько его частей. Познакомимся ближе с каждой из них.

Екатерининский парк занимает южную часть музея-заповедника, раскинувшись на 107 га. Он начинается сразу за Большим Екатерининским дворцом.


Одна из частей парка, так называемый Старый или Голландский сад, заставит восхищаться тех, кто предпочитает парковое устройство в регулярном, или французском стиле. Он закладывался и развивался главным образом с 1719 по 1722 год под руководством садовых мастеров из Голландии Яна Роозена и Иоганна Фохта. Всё делалось согласно существующей в то время моде: выверенные чёткие линии, помпезность и роскошь.

Екатерининский парк.

Мраморный мост в Екатерининском парке.

Эрмитажная кухня.

Вторая часть Екатерининского парка, который именуют Новым или Английским, найдёт поклонников среди почитателей традиций пейзажного паркового искусства. По периметру участок почти весь окружён каналами, а зрительной границей Нового и Старого парков служит Большой пруд и Камеронова галерея. Эта часть парка сочетает в себе прелесть живой природы и великолепие рукотворных строений.

Екатерининский дворец.

Большой зал Екатерининского дворца.

Великолепие дворца в наибольшей степени ощущается в Большом, или Тронном зале. Не могут не очаровать Парадная анфилада, Синий и Серебряный кабинеты, гостиная, Китайский зал, парадный кабинет и опочивальня. Неизменной популярностью у туристов пользуется Янтарная комната.


Её подарил царю Петру прусский король. Уникальная комната была утеряна в годы Второй мировой войны. Многолетние поиски шедевра были безуспешны. По сохранившимся эскизам и рисункам комната была восстановлена в 2003 году — к 300-летию Санкт-Петербурга.

Павильон


Бело-голубые тона фасада и лепные украшения на нём сразу настраивают на то, что строение посвящено морской стихии. Сохранились сведения, что для украшения интерьера Грота использовали более 200 тысяч крупных раковин и не менее 300 кг мелких. Стены и окна украшены изображениями дельфинов, тритонов, кувшинами с льющейся водой и, конечно же, ликом сурового Нептуна.


Императрица Екатерина II любила проводить здесь утренние часы умиротворяющего уединения. Не случайно этот павильон также называют Утренним залом.

Камеронова галерея находится рядом с Екатерининским дворцом, на границе между регулярным и ландшафтным парком. Она возвышается над пространством в прямом и в переносном смысле, ведь Екатерина II задумывала его в качестве места для задумчивых прогулок и философских бесед. Чтобы наилучшим образом выполнить её желание, из Рима пригласили популярного в то время архитектора Чарльза Камерона. В результате получилась галерея, внешний облик которой служит символом двойственного характер бытия: мощный и тяжёлый на вид первый этаж, а над ним — второй, прозрачный и почти воздушный, стилизованный под античные образцы.

Камеронова галерея.

Вид с Камероновой галереи.

К галерее ведёт высокая лестница, перед которой посетителей встречают массивные скульптурные изображения Геракла и Флоры. В самом же здании на философские размышления настраивают бюсты известных мыслителей разных времён: Сенеки и Сократа, Платона и Эпикура, Софокла и Цезаря, Александра Македонского и Марка Аврелия, английского дипломата Чарльза Фокса и австрийского императора Иосифа II, а также нашего соотечественника Михаила Ломоносова.


В отделке павильона было использовано множество ценных пород: мрамора, яшмы, агата, кварцита. Кроме этого интерьер комнат декорирован многочисленными изящными статуями и бюстами из бронзы или мрамора.



Малый Китайский мост в Александровском парке.

Александровский дворец.

Жилые комнаты, которые служили семейным гнездом последнего русского императора Николая II, располагаются в Восточном флигеле. Взору посетителей открыты Угловая и Кленовая гостиная, Сиреневый кабинет и спальня. В комнатах сохранились некоторые личные вещи царя и его жены, цесаревича и великих княгинь: одежда, игрушки, бланк с расписанием занятий и т.д.

Детский домик — это миниатюрный павильон, расположенный на небольшом островке в центре Детского пруда на северо-западной части Александровского парка. Построен был этот павильон для игр детей царя Николая I в 1830 году. Рядом с домиком приютилась небольшая кухня. Также вблизи стоят два мраморных бюста: Карла Мердера — воспитателя Александра I и поэта Василия Жуковского, который так же оказал значительное влияние на воспитание наследника престола. С XIX века неподалёку от домика устроили кладбище любимых домашних собак императора.

В 1941 году здание театра серьезно пострадало во время обстрела и в настоящее время почти полностью разрушено.





Ратная палата располагается на самой границе с Александровским парком, недалеко от Белой башни. Заложено здание было в мае 1913 года в присутствии царя Николая II. Первоначальным назначением палаты было устройство в ней музея истории русского войска. В неё уже начали свозить оружие, документы, трофеи и картины соответствующей тематики. Но после начала военных действий с Германией было принято решение посвятить экспозицию именно этой войне. Ратная палата выполняет своё предназначение до сих пор, являясь Музеем Первой мировой войны и в настоящее время.

Ратная палата.

Федоровский собор.

Екатерининский собор.

Интерактивный тур по музею-заповеднику

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Фасад Екатерининского дворца со стороны Александровского парка.

2. Фасад Екатерининского дворца со стороны Екатерининского парка.

3. Большой зал Екатерининского дворца.

4. Первая антикамера Екатерининского дворца.

5. Арабесковый зал Екатерининского дворца.

7. Камеронова галерея.

Музейный комплекс расположен практически в центре города, расстояние до него от железнодорожной станции составляет около 2,5 км. От станции непосредственно к музею-заповеднику ходят автобусы и маршрутные такси (дорога занимает около 10 минут).

Царское Село

300 лет назад, 24 июня 1710 года, Петр I издал указ, согласно которому имение под названием Сарская мыза отходило в собственность Екатерине I. Сейчас щедрый подарок императора известен всем как Царское Село.

300 лет назад, 24 июня 1710 года, Петр I издал указ, согласно которому имение под названием Сарская мыза отходило в собственность Екатерине I. Сейчас щедрый подарок императора известен всем как Царское Село. На протяжении двух столетий оно было загородной резиденцией российских монархов. Здесь одновременно решались важные государственные дела и устраивались шикарные балы. Царское Село пережило и Октябрьскую революцию, и годы Великой Отечественной Войны, и до сих пор не перестает поражать всех своим благолепием и величественностью.

Нецарское происхождение

После изгнания шведов Петр I подарил усадьбу сначала своему сподвижнику А.Д. Меншикову, а позже, в 1710 году, издал указ, согласно которому имение отходило в собственность Марте Скавринской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны. Таким образом, датой основания Царского Села можно считать 24 июня 1710 года.

В 1716 было закончено строительство деревянной Успенской церкови, и мызу переименовали в Сарское Село, а затем в Царское Село. В 1740-1750 годах велась активная застройка территории бывшей мызы, и скромный царский дворец постепенно стал превращаться в шикарную загородную резиденцию русских самодержцев, которая и по сей день считается одним из самых красивейших дворцово-парковых ансамблей Европы. Примечательно, что в реставрационных работах 50-х годов принимал участие знаменитый архитектор В.В. Растрелли.

"Город муз"

Период с 1811 г. по 1843 г. является одним из наиболее значимых в истории Царского Села. В это время здесь располагался Императорский Лицей. Экспериментальное учебное заведение, созданное по инициативе М.М.Сперанского, лицей воспитывал просвещенную элиту общества, будущих государственных чиновников. В числе первых лицеистов были А.С.Пушкин, К.К.Данзас, А.А.Дельвиг. В 1843 г. учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург и переименовано в Александровский лицей.

Неспроста Царское село называют "городом муз". Ведь кроме А.С.Пушкина и его друзей-лицеистов в городе жили и творили Сергей Есенин, Николай Карамзин, Анна Ахматова, Николай Гумилев и многие другие.

Статус города Царское Село получило в 1808 году при Александре I. А в 1837 году в городе появилась первая российская железная дорога - Царскосельская, сначала она соединяла императорскую резиденцию с Санкт-Петербургом, а позже была продлена до Павловска. Вплоть до 1851 г. Царскосельская железная дорога была единственной в стране и шестой в мире.

Интересно, что Царское Село также является родиной российского автомобилизма и автомотоспорта. В конце XIX – начале ХХ веков здесь часто проходили так называемые "гонки моторов". А в 1912 году было основано Царскосельское автомобильно-спортивное общество. Однако императорские земли являлись не только транспортным центром России, ведь это был еще и первый город в Европе, который освещался электричеством.

Во время Первой мировой войны вблизи Александровского дворца был организован Царскосельский лазарет, в котором в качестве сестер милосердия работали императрица Александра Федоровна и ее дочери. В ХХ веке название города неоднократно менялось. Так, после Октябрьской революции 1917 года его переименовали в Солдатское село, затем в Детское село, а в 1937 году в честь 100-летней годовщины смерти Пушкина городу присвоили имя великого поэта.

Загадки Янтарной комнаты

Наибольший урон Царскому Селу был нанесен во время Великой Отечественной Войны. После освобождения города в 1944 году от величавого Екатерининского дворца остались одни руины, были разрушены все парки, вырублены деревья. Немецко-фашистские войска лишили не только Россию, но и всю Европу одного из самых главных архитектурных сокровищ. До сих пор неясной также остается судьба Янтарной комнаты, существует несколько гипотез, связанных с ее исчезновением.

Дело в том, что после захвата Царского Села фашистами Янтарная комната была вывезена в Кенигсберг, где до 1944 г. выставлялась для обзора в Королевском замке. Затем она предположительно была спрятана в замке, где и хранилась вплоть до начала штурма города советскими войсками. После штурма в апреле 1945 г. Янтарная комната бесследно исчезла.

Некоторые исследователи считают, что комната погибла в пожаре во время штурма. Другие утверждают, что панно до сих пор хранятся в тайниках Кенигсберга. Существуют также предположения, что Янтарная комната была обнаружена спецподразделениями США и попала к частным коллекционерам, или же была вывезена немецкой армией в Южную Америку.

Реставрация Царского Села продолжается и по сей день. К 300-летнему юбилею открыли парадную анфиладу Александровского дворца, стали доступны многие павильоны, а на знаменитом китайском мостике, соединяющем Екатерининский и Александровский парки, вновь появились китайские скульптуры, которые были уничтожены в свое время фашистской Германией. На восстановление легендарной Янтарной комнаты было потрачено 6 т янтаря из Калининградского месторождения. Самый большой самородок, использовавшийся в процессе реставрации, весил 1 кг.

"Капризные" мосты и пожар во дворце

Другие поговаривают, что известные мосты в Царском Селе, находящиеся над парковой дорогой, - Большой и Малый Каприз - были возведены за одну ночь по приказу Григория Потёмкина, который хотел угодить своей капризной любовнице – императрице Екатерине II.

Еще одна легенда связаны с дачей первого директора Лицея В.Ф.Малиновского. Император Александр I, рассердившись на Малиновского, запретил строительство дач в обеих царских резиденциях – Царском Селе и Павловске. Однако Малиновский не растерялся и, желая досадить императору, но, не желая нарушать приказа, построил свою дачу на одинаковом расстоянии от обеих резиденций так, что дорога из одного дворца в другой раздваивалась и обходила дачу с двух сторон.

А некоторые знатоки утверждают, что при виде раззолоченного Екатерининского дворца в Царском Селе местные жители часто пугались и убегали с криками "Пожар!".

Царское Село, общий вид

Царское Село – государственный музей-заповедник, находится в городе Пушкине. История дворцово-паркового комплекса, ставшего парадной летней резиденцией русских императоров, тесно связана с именами царственных особ.

Из истории Царского Села

После победы над шведами Петр I основал новую столицу, Санкт-Петербург. Чтобы быстрее заселить необжитые места вокруг города, император раздавал пригородные земли своим приближённым.

Бывшая усадьба шведского магната, Сарская мыза, досталась Александру Менщикову. В 1710 году Петр I передал часть владений Менщикова Марте Скварновской, ставшей в 1712 году супругой императора под именем Екатерины Алексеевны.

Царское село в 18 веке

Под влиянием русской народной этимологии название превратилось в Саарское село и, наконец, стало Царским Селом.

Царское Село при русских императрицах

Роскошью и красотой Царское Село обязано трём российским императрицам.

Обустраивать территорию вокруг усадьбы супруге помогал Пётр I. 9 августа 1724 года под гром артиллерийских орудий торжественно освятили церковь и новый дворец, вокруг которого обустроили парк.

Двадцатилетнее правление Елизаветы Петровны превратило Царское Село в летнюю резиденцию русских императоров. Любительница роскоши, императрица приказала возвести изящные постройки в китайском, египетском и античном стилях.

Екатеринский дворец, 19 век

Екатерина II, пришедшая на смену Елизавете Петровне, внесла немало изменений в облик Царского Села. При ней селение приобрело лоск и аристократичность. Императрица приказала построить новые памятники с политическим смыслом.

Царскосельский парк Екатерина Великая дополнила живописным ландшафтом, создала многочисленные искусственные водоёмы.

Росокшный дворец Екатерины

Дальнейшая судьба императорской резиденции

Три века Царское Село являлось парадной летней императорской резиденцией. В эпоху Александра I дворцы Царского Села достраивались и улучшались.

Царское село сегодня

Император основал здесь Царскосельский Лицей, который прозвали Городом муз. В Лицее воспитывался Александр Сергеевич Пушкин. С 1808 года Царское Село утверждено как город.

Интересно! Здесь родился Николай II, и здесь же он отрёкся от престола. Отсюда семью Романовых увезли в сибирскую ссылку. В Царском Селе убили первого священнослужителя.

После революции дворцово-парковый комплекс превратили в музей, в 1918 году город переименовали в Детское Село. В 1937 году в 100-летний юбилей А.С. Пушкина город назвали в честь поэта.

Во время Великой Отечественной войны Пушкин оккупировали фашисты. Во дворцах устроили гараж и штаб гестапо, дворцовую церковь превратили в стоянку машин, на территории комплекса хоронили нацистов, предметы искусства уничтожили.

Реконструкция началась в 1947 году

Реставрация дворцов и парков в Пушкине началась в 1947 году и продолжилась до 2021 года. В музейном комплексе – тысячи экспонатов: парковая и интерьерная скульптура, графика и акварели, редкие книги и предметы быта, коллекции женской и мужской одежды, фарфор и оружие.

Дворцово-парковый ансамбль расположен на площади 300 га и состоит из трёх парков: Александровского, Екатерининского и Баболовского, где расположены одноимённые дворцы.

Александровский дворец

Александровский дворец возведён в 1792 году по просьбе Екатерины II: царственная бабушка преподнесла шикарный подарок на свадьбу любимому внуку, князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I.

Александровский дворец

Проектировал и строил дворец итальянец Джакомо Кваренги, который выбрал античный стиль со сдержанностью убранства, строгостью и лаконичностью линий. Дворец гармонично вписывается в окружающий пейзаж: кроны деревьев вровень с двухэтажным сооружением.

Архитектурные особенности

В глубине Александровского парка – вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. Здание симметрично: левая и правая половины в точности повторяют силуэт друг друга.

Передний фасад украшен колоннадой, которая выдается от основной линии здания. Между колоннадой и фасадом – терраса, продолжающая вестибюль дворца. Линия колонн из 20 попарно поставленных элементов, заканчивается подъездами, верх которых оформлен балюстрадой, – ограждением из фигурных столбиков.

У входа – две статуи

Интерьер

Александровский дворец – семейный дом Романовых, не предназначен для проведения придворных церемоний и балов. Интерьер без чрезмерной позолоты, вычурного орнамента и росписей.

Внутренние помещения дворца построены по принципу анфилады – помещений, вытянутых в одну линию, разделённых перегородками и украшенных колоннами. В каждой комнате на стенах из искусственного мрамора – картины, на сводчатых потолках – росписи.

Отделка стен, зеркала, золочёная мебель из красного дерева, удобные диваны и ковры на полу – всё подобрано с утончённым вкусом, добротностью и роскошью. По углам комнат – печи, между которыми зеркала в белых позолоченных рамах. Всюду – портреты царственной семьи Романовых.

Изящный рояль

Уют в комнатах создают скатерти на столах, изящный рояль, дубовая мебель в приёмной императора, позолоченные часы, изразцовые камины и напольные вазы.

Интересно! В специальных ящиках – разнообразные комнатные растения. Половину стены в спальне занимают святые образы.

Во дворце отведено место для бассейна и турника для гимнастов. В кабинете Николая II коллекция из винтовок и пистолетов, охотничьих ножей и шашек, ценный набор портсигаров.

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец, возведённый в 1723 году, назван в честь Екатерины I, которая приказала построить в Царском Селе летнюю резиденцию. В царствование Елизаветы Петровны здание расширили и перестроили архитекторы Земцов и Растрелли.

В 1770 году новой хозяйкой дворца стала Екатерина II, украсившая апартаменты по своему вкусу. Приглашённый императрицей знаток античной архитектуры шотландский архитектор Камерон оформил дворец с утончённой красотой, строго и изящно.

Внешнее убранство

Дворец, возведённый в стиле барокко, восхищал размерами и живописностью декора. Широкая лазоревая лента фасада, облицованная накладными портиками с белоснежной позолочённой колоннадой и изысканной лепниной, выглядела празднично и торжественно.

Фасад здания

Архитектор украсил дворцовый фасад фигурами атлетов и кариатид, львиными масками. Над северным корпусом возвышалось пять глав дворцовой церкви, над южным корпусом и парадным крыльцом – купол с многоконечной звездой на шпиле.

Интерьеры дворца

Роскошно и изысканно украсил апартаменты дворца Растрелли. По длине здания протянулась парадная анфилада комнат, декорированная золочёной резьбой. Окна, расположенные в нишах, создают игру светотени.

Залы дворца

Паркет залов – из амаранта, палисандра и пальмы, чёрного и розового дерева – инструктирован перламутром. Многоярусные изразцовые печи украшены кобальтовой росписью и колоннами. На стенах – живописные полотна. На позолоту украшений дворца ушло 100 кг червонного золота.

В интерьере много золота

В 1812 году по заказу императора Александра I Парадный кабинет и смежные с ним комнаты, оформленные в едином стиле, – прославление блестящих побед русской армии в Отечественной войне 1812 года.

Столовая

Последним аккорд в анфиладе дворца – Парадная лестница, созданная в 1860 году. Белоснежную мраморную лестницу украшает лепнина, вазы и скульптуры. Над входом – большие часы и барометр.

Уникальное помещение Екатерининского дворца – Янтарная комната, отделанная янтарём. Создавали её 10 лет немецкие мастера для короля Пруссии, Фридриха I. Через несколько лет сын Фридриха, новый король Пруссии, преподнёс драгоценность в дар Петру I.

Янтарная комната

Перевезённую в Северную столицу в 1717 году, по указу Елизаветы Петровны комнату обновили. В 1755 году шедевр перевезли в Царское Село.

Интересно! Площадь Янтарной комнаты 100 кв.м, высота – 7,8 метров, для облицовки стен потратили 6 тонн янтаря.

Паркет из драгоценных пород дерева, комоды ручной работы и зеркала в простенках, китайский фарфор и янтарный угловой столик на изогнутых ножках, мозаики из агата и яшмы дополняют и оттеняют красоту помещения.

Современная Янтарная комната – новодел, выполненный по сохранившимся эскизам. Во время Великой Отечественной войны фашисты похитили комнату. Над копией художники и архитекторы работали 24 года.

Баболовский дворец

Место возведения дворца выбрала Екатерина Великая. Постройку на окраине Царского Села, недалеко от деревни Баболово назвали Баболовским дворцом. Здание, построенное из красного кирпича со стрельчатыми окнами и восьмиугольной башней, задумано императрицей как увеселительный павильон.

Баболовский дворец

Одноэтажное строение, в котором у каждой из семи комнат был свой выход в сад, выглядело миниатюрно. По высочайшему повелению в парке выкопали два пруда. Территорию площадью 270 га подарила Екатерина II князю Григорию Потемкину, где он заложил парк с ивовой аллеей длиной 700 метров.

Интересно! Старинный парк стал местом свидания императора Александра I с тайной возлюбленной Софьей Вельо, дочерью придворного банкира.

Дворцом здание назвали за роскошную купальню с грандиозной ванной. В 1823 году Александр I приказал устроить во дворце необычную ванну. Царь-ванну создали инженер Батаркун и каменотёс Самсон Суханов.

Ванна огромных размеров

Интересно! Высота изделия – 1,9 м, глубина – 1,5 м, диаметр – 5,3 метра, ёмкость – 1900 вёдер воды.

Чаша выдолблена из цельного куска гранита весом 160 тонн, доставленного с финского острова. Десять лет мастер полировал изделие. Ванну установили, потом возвели круглые стены. К бассейну вела чугунная лестница с перилами, которая опиралась на чугунные колонны.

Зимой и летом, при различном освещении, ванна смотрится иначе. Радужные отсветы создают содержащиеся в граните минералы. Кто купался в ванне и подогревалась ли в ней вода, – неизвестно.

Здание пока не восстановили

Во время оккупации немцы собирались вывезти ванну, но не смогли – вес её 48 тонн. Здание пострадало при обстреле, чудом уцелела ванна. Здание не реконструировано. К Баболовскому дворцу приходят туристы, чтобы посмотреть на Царь-ванну.

Читайте также: