Царская невеста краткое содержание зазеркалье

Обновлено: 05.07.2024

После ухода Бомелия Любаша горько упрекает Григория в том, что он разлюбил ее. Но Грязной не слушает девушку. Звонят к заутрене. Григорий уходит. Любаша клянется отыскать разлучницу и отворожить ее от Грязного.

Действие II

Приворотное зелье

Улица в Александровской слободе. Из монастыря после вечерни выходят прихожане. Марфа рассказывает подружке о женихе Иване Лыкове. Вдруг из ворот монастыря появляется отряд опричников. Она не узнает во главе отряда царя Ивана Грозного, но его пристальный взгляд пугает Марфу. Лишь увидев отца и жениха Марфа успокаивается. Собакин приглашает Лыкова в дом, девушки идут вслед за ними. У дома Собакиных появляется Любаша. Она хочет видеть свою соперницу и заглядывает в освещенное окно. Любаша поражена красотой Марфы. В отчаянной решимости она бросается к Бомелию и просит его продать зелье, которое могло бы извести человеческую красоту. Бомелий соглашается в обмен на ее любовь. Возмущенная Любаша хочет уйти, но лекарь грозит рассказать о ее просьбе Грязному. Доносящийся из дома Собакиных смех Марфы заставляет Любашу согласиться на условие Бомелия.

Действие III

Дружка

Горница в доме купца Собакина. Хозяин рассказывает Лыкову и Грязному о том, что Марфа вместе с Дуняшей и другими боярскими дочерьми вызвана во дворец к царю на смотрины.

Встревожен Лыков, встревожен и Грязной. Собакин пытается успокоить жениха. Грязной вызывается быть дружкой на свадьбе у Лыкова.

Торжественно появляется Малюта с боярами и объявляет волю Грозного — Марфа выбрана сочетаться браком с государем и стать царицей.

Действие IV

Невеста

Премьера

Премьера “Царской невесты” в театре “Зазеркалье”

Пыточная камера. Григория Грязного мучают на растяжке.

В очередной раз облитый водой боярин поет: “Чем кончится, что будет впереди, не знаю сам”. В следующую секунду Малюта Скуратов отрубает Грязному голову и насаживает ее на кол. Там муляж (не слишком, к счастью, натуралистичный) и висит всю увертюру “Царской невесты”.

Об него чуть не стукаются запуганные бабы, которых шугают бородатые опричники в полумонашеских черных клобуках. Не до баб: на сцену выкатывают главного героя постановки, который в опере Римского-Корсакова вообще-то не появляется.

“Царскую невесту” театра “Зазеркалье” уже окрестили “оперой про Ивана Грозного”. И эта формулировка полностью соответствует замыслу режиссера Александра Петрова.

Скелет в шапке Мономаха, восседающий на руинированной лошади, взирает на зрителя с афиши спектакля и со сцены театра. А уж как зыркнет на героев, повернув золоченый череп, так все прямо обмирают.

Опричники таскают туда-сюда конную статую, молятся парсуне с изображением Ивана Грозного (и носят ее вместо нательных икон), активно терроризируют окружающих. Малюта Скуратов в ужасающем гриме и его свора “цепных псов режима” то хватают за грудки Ивана Лыкова, зачем-то явившегося на пирушку XVI века в пушкинском фраке с цилиндром (почему европейские ценности нельзя было воспевать в исторически адекватном кафтане?), то объективируют до безобразия хор крепостных девок, то хлещут нагайками кого попало, а подозревают в измене и крамоле вообще всех.

Пожалуй, впервые любовные страсти репертуарного хита меркнут перед темами “беззакония власти и попрания личности, колоссальной набожности и изуверства”, как их обозначил Александр Петров в программном интервью.

Хоровые славословия, чтения указов, малейшие упоминания царя в любых контекстах выделены не только сцендвижением, но и плотным оркестровым звуком, на редкость отчетливым вокальным произношением. Тяжелая атмосфера жестокости и бесправия создана — уникальный случай — не только визуальными, но и чисто музыкальными средствами.

Неудивительно, что к буйству царских парамилитарес подтягиваются и лирические герои. Поют мясисто, лепят образы широкими мазками, действуют, не выбирая средств и выражений.

Здешняя Любаша вполне способна отравить соперницу, доктор Бомелий (зачем-то в чумной маске) — купить секс за яд, Грязной — оклеветать друга-Лыкова, а Марфа — петь предсмертную арию в обнимку с его отрубленной (и уже реалистично окровавленной) головой.

Опера-плакат вроде бы не требует особенно тонкой выделки деталей. Допускает и сомнительные черно-красные занавески, и художественно выкроенную дыру в белом киноэкране, на который так и не проецируется никакого путного видео. В крысиной норе скрывается Бомелий со своей добычей Любашей, вот и ладно.

Пусть скрипит и посвистывает подиум “второго этажа” под ногами отряда невест: он же ездит вверх-вниз вместе с помыслами Марфы, и на том спасибо. Пусть условные сарафаны героинь снабжены декольте чуть не по моде XIX века — вон, Лыков вообще во фраке, и ничего.

Впрочем, едва ли все эти мелочи помешают восприятию премьеры, вышедшей аккурат в те дни, когда очередной поклонник Ивана Грозного — да не оперный — вздумал защищать доброе имя своего кумира, подравшись с картиной Репина в Третьяковской галерее.

Такие чудовищные совпадения, казалось бы, только в оперетте бывают. Ну или в наши последние дни.

Царская невеста

Эта опера о любви - горячей, страстной, сжигающей все вокруг. О любви, возникшей в одну из самых жестоких и страшных эпох в истории нашей страны - время правления Ивана Грозного. Время опричнины, бояр, показательных казней и смертельных пиршеств.

Действующие лица

Голос

Описание

опера царская невеста

Действие происходит в 16 веке во время правления Ивана Грозного. Опричник Григорий Грязной мучается от своей влюбленности к Марфе, дочери купца Собакина, которая помолвлена с Иваном Лыковым. Грязной организовывает пир, где приходит множество гостей, которых он знакомит со своей любовницей Любашей. На пиру был Бомелий, царский доктор, и Грязной спрашивает нет ли у того зелья приворотного, что бы приворожить девицу. Лекарь дает положительный ответ, и после недлительных уговоров, согласен приготовить зелье. Всю их беседу подслушивала Любаша.

После церковной службы Марфа с Дуняшей ждали Ивана Лыкова, в это время мимо них проехал Иван Грозный, в виде всадника, осмотрев молодых красавиц. Вечером Любаша встречается с Бомелием и просит приготовить зелье, которое отравит соперницу Марфу. Лекарь согласен дать такое зелье, но взамен хочет любви. Любаша в безысходном состоянии соглашается на условия.

2000 молодых девушек были на царских смотринах, но из них только дюжина были отобраны, в том числе Марфа и Дуняша. В доме Собакина все переживают, что могут выбрать Марфу, тогда свадьбы не будет. Но сообщают благую весть, что скорее всего царь выберет Дуняшу. Все выпивают за это радостное событие, а Григорий добавляет зелье в стакан Марфы, но Любаша заранее подменила "приворот" на свою "отраву". Марфа выпивает зелье, начинается радостное пение по поводу женитьбы, но в этот момент появляются царские бояре с Малютой и вестью, что Иван Грозный берет в жены Марфу.


В царских покоях неизвестная болезнь убивает Марфу. Грязной приходит и рассказывает, что Лыкова будут казнить, т.к. он признался что отравил дочь Собакина. Помутненный разум Марфы воспринимает Григория за Лыкова. Грязной осознает, что это он виноват, не выдерживает и выдает всю правду, что это он добавил зелье ей. Грязной хочет что бы его забрали, но и наказали Бомелия. Приходит Любаша и сознается во всем. Грязной в бешенстве убивает свою любовницу.

Фото:

опера царская невеста краткое содержание
римский корсаков царская невеста



Интересные факты

Иван Грозный

  • Несмотря на такую важную роль Ивана Грозного в опере, он не имеет вокальной партии. Его образ целиком и полностью характеризуют оркестровые темы.
  • В своей музыкальной драме автор переплел между собой два любовных треугольника: Марфа-Любаша-Грязной и Марфа-Лыков-Грязной.
  • Композитор сочинил оперу "Царская невеста" за 10 месяцев.
  • Эта музыкальная драма не единственная, которая была написана по драме Льва Мея, также по его произведениям были написаны оперы " Псковитянка" и "Сервилия".
  • Римский-Корсаков, был одним из участников " Могучей кучки". После премьеры "Царской невесты" члены Балакиреевского кружка не одобрили его новаторские решения. Они посчитали его чуть ли не предателем, который отошел от старой русской школы, а также балакиреевских устоев.
  • В либретто оперы не вошло много персонажей из драмы Льва Мея.
  • Партию Марфы, Николай Андреевич писал специально под оперную диву Н.И. Забела-Врубель.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

После ошеломляющего успеха оперы "Садко" , Н.А. Римский-Корсаков решил поэкспериментировать, и создать новую, уникальную оперу. Композитор сделал ее "простой", не стал вставлять большие, массовые сцены и хоры, как это было принято до этого в оперном русском искусстве. Также его целью было показать именно вокальную кантилену в написанных им ариях. И Николаю Андреевичу это удалось.

Римский-Корсаков начал работу над оперой в 1898 году, в этом же году он и закончил ее. Над либретто работал сам композитор. Николай Андреевич сохранил всю хронологию, которая была в драме Мея, а также оставил неизмененными некоторые тексты из произведения. Важно, что у композитора был помощник, его бывший ученик И. Тюменев. Он помогал в написании либретто к опере, а также в редактирование слов в некоторых ариях.

Постановки

Царская невеста

3 ноября 1899 года (по-новому времяисчислению), состоялась премьера оперы "Царская невеста" в частном театре С. Мамонтова (г. Москва). Эта опера вызвала разные эмоции у зрителя, но в целом, музыкальная драма пришлась "по вкусу" публики.

В России данную оперу ставили и ставят довольно часто. Всевозможные русские музыкальные театры могут похвастаться постановкой оперы, если и не в настоящем времени, то хотя бы в прошлом веке. "Царская невеста" ставилась в таких местах, как: Мариинский театр, Ленинградский театр оперы и балета, Большой театр (г. Москва), Новая опера, Самарский академический театр оперы и балета и мн. др.. К сожалению, за рубежом опера не пользуется такой популярностью, хотя несколько разовых постановок на заграничных сценах были.

В заключении хочется сказать, что эта опера будет актуальна всегда. Такие сильные эмоциональные переживания, подобные ситуации часто встречаются и в нашей с вами жизни. Николай Андреевич смог добиться своей музыкой того, что прослушивая арии из данной оперы, невольно проникаешь в смысловую глубь, и уже будто вместо персонажа переживаешь его горе или радость.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Н.А.Римского-Корсакова

Краткое содержание

Хозяин дома спрашивает у лекаря, может ли он создать любовное зелье. Тот говорит ему о порошке, который необходимо насыпать в вино руками того, к кому нужно приворожить. Любаша горюет о том, что Григорий разлюбил ее. Она жалуется на это своему возлюбленному. Григорий грубо обрывает ее, говоря, что разлюбил, Любаша же, напротив, признается в любви. Григорий уходит, а девушка в ненависти обещает отворожить от него ту колдунью, в которую он влюбился.

Второе действие начинается в Александровской слободе. Люди, отслужив церковную службу, выходят из монастыря, и неожиданно толпа затихает, увидев появившихся опричников царя. Люди толкуют о том, что царь выбирает себе невесту. Из монастыря также выходят ключница Петровна, Марфа и Дуняша, ее подруга. Марфа исполняет арию, рассказывая о своем женихе Иване.

Прибывает царь Иван Грозный и приближенный ему опричник. Он внимательно смотрит на Марфу, пугая девушку своим взглядом, а затем уходит. Появляются ее отец Василий Собакин и возлюбленный Иван Лыков, все вместе они входят в дом. Неожиданно появляется Любаша в фате, выслеживающая Марфу. Она подглядывает в окно за своей соперницей, восхищаясь ее красотой, затем идет в дом Бомелия. Девушка, отказавшись зайти внутрь, просит у него зелье, способное извести красоту Марфы. Бомелий соглашается дать зелье Любаше в обмен на ее любовь.

Третье действие начинается в доме Собакина. Тут же, вместе с хозяином, сидят Иван Лыков и Григорий Грязной, исполняющие трио. Собакин говорит о том, что царь устроил смотрины, в которых будет участвовать Марфа. Позже Марфа и Дуняша возвращаются со смотрин. Грязной подсыпает Марфе порошок, и та выпивает напиток. В дом входят опричники и объявляют, что во время смотрин государь выбрал в жены Марфу.

Читайте также: