Царь эдип краткое содержание вахтангова

Обновлено: 07.07.2024

Прикосновение к античности — всегда риск. Приоткрыть дверь в мир столь далёкий и пленительный со своими законами, эстетикой, сюжетами… Римас Туминас находит способ приблизить ту эпоху к современному зрителю , наполнить её эмоциями и страстями.

Конфликт зреет в душе Эдипа. Совершив убийство в запальчивости, по незнанию, он находит силы для суда над самим собой. Не бежит и не ждёт наказания извне, а выносит себе приговор. Строгий, беспощадный, нравственный. Осознанно теряя власть, благополучие и здоровье, Эдип стремится обрести искупление через страдания.

Римас Туминас:

Хочется поставить спектакль о главном — о человеческом достоинстве, о чести, о сильном человеке, о лидере, который смог сам приговорить себя к наказанию… Сегодня такого практически нет. Всё оправдывается, слишком многое дозволяется. Хотелось бы поднять флаг чести и достоинства человека.

Спектакль создан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Лауреат Премии “Хрустальная Турандот” в номинации “Лучший спектакль сезона 2016-2017”

Лауреат Премии “Звезда театрала” в номинации “Лучший спектакль. Большая форма”, 2017

Лауреат Премии МК в категории МЭТРЫ в номинации “Лучший спектакль”, 2017


Это трагедия о роке и свободе: не в том свобода человека, чтобы делать то, что он хочет, а в том, чтобы принимать на себя ответственность даже за то, чего он не хотел.

Пересказал М. Л. Гаспаров. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.


Софокл. Царь Эдип. (Перевод с древнегреческого Сергея Шервинского.)
Сценическая редакция театра.
Совместная постановка Театра имени Евгения Вахтангова и Национального театра Греции.
(Спектакль молодой, идет около года.)

Хор фиванских старейшин исполняют на греческом греческие артисты (природная музыкальность греков налицо).
Первое и главное впечатление от спектакля – аутентичность классике. Никаких излишеств, эпатажа, мера, точность, высокая культура современного прочтения Первоисточника, принадлежащего Осевому времени. Действительно – Школа, великая русская театральная школа, живая Традиция, внутри которой только и можно быть свободным. В лучшем смысле слова (без нафталина) – академический театр – мастера.

В главных ролях: Эдип – Виктор Добронравов, экспрессивная актерская работа, требующая к тому же большой физической подготовки (прыжки через голову и пр.), на контрастах, в напряженном ритме – штопор внутрь себя: глаза зрачками в душу… пограничность психологических состояний, предел самопознания, внутренний ад. Но, в случае с Эдипом, мне не хватило диапазона голоса.

Единственная деталь – на русской сцене паузу держать умеют слабо. И не знаю почему, опыт экзистенциальный есть у всех… закрытость, граничащая со страхом. – возможно, мешают. Но пауза – это центр всего, фокус, собирающий и отдающий энергию: и по вертикали - Дионису, и по горизонтали - зрителям.

Символ неумолимого рока на сцене (а рок – главное действующее лицо в трагедии) достаточно удачный, точный по существу, - некий вращающийся гигантский брус (даже не знаю, как назвать эту геометрическую фигуру) – полая турбина, или каток, на который опираются, вспрыгивают и под которым, как под жерновами, оказываются… Его вращение/перемещение вперед-назад, под удары магической музыки и дым/туман… - едва ли не кульминационное действие, удерживающее внимание зрителя, как медитация, создающее напряжение – ожидание – вопрошание – вслушивание в волю Богов, в иррациональную поступь Рока, в глубины самосознания. Мысль о жизни-смерти, судьбе беззащитного человека, заброшенного в этот мир, о вечности…о столкновении иррационального и рационального в земном сознании и бытии. Это состояние создано в спектакле. И это главное – задуматься, пропустить через себя, пережить катарсис. Вообще, данному спектаклю характерен сплав спонтанности и математической точности, выверенности ходов и режиссерских решений.

Царь Лай, родной отец Эдипа, не смог обмануть судьбу, обойти волю Аполлона. Но произволом умножил количество жертв. Фатализм? Или надо уметь держать удар судьбы?!
Карму необходимо исчерпывать до дна, погашать, обнулять – по счетам следует платить, а не убегать от расплаты. Антитеза Лаю – сама Иокаста, повесившаяся в знак раскаяния, и Эдип, искупающий непреднамеренную вину – самоослеплением, страданием, изгнанием – честным самопознанием!

Спектакль удался, в спектакле есть своя неповторимая атмосфера/энергия/энергетика. Режиссером и актерами – выстрадан.
Жесты Иокасты-Максаковой (застывшая рука к запрокинутому лбу убитой горем царицы и др.) стоят перед глазами, врезались в память навсегда. Статуарно, информационно нагружено и гипнотично.

Спасибо всем! (я всех вас люблю!)

Эдип есть в каждом из нас. Сюжет трагедии, как архетип, неисчерпаем.
Эволюция человеческого сознания и драматического искусства возвращаются к жанру Трагедии на новом этапе.
Актуальна сегодня трагедия как никогда, ибо абсолютна по смыслу.
Прыжок в будущее возможен, только оттолкнувшись от Первооснов!

Театр всегда будет н а д кинематографом и никогда ему не проиграет.

С почтением,
Наталья Шлемова, 31 мая 2017.

На мой взгляд, "Царь Эдип" - это лучший спектакль в Вахтангова, да и вообще на русской сцене сегодня.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Создатели постановки отмечали, что обращение к таким столпам античной литературы, как трагедия Софокла, - всегда большой риск. Перед авторами стояла цель погрузить зрителя в мир, скрытый от сегодняшнего дня веками, мир со своей эстетикой и законами.

На протяжении веков театр оказывает влияние на развитие разных жанров искусства. Он вдохновлял Шекспира и Байрона, Пушкина и Шиллера, Гёте и Ануя.

В своем сочинении Софокл рисует портрет сильной личности в момент самых трагических жизненных событий. Совершив преступление в запальчивости, Эдип находит в себе силы уйти и наказать себя. Его ориентир и опора в жизни – достоинство, без которого существовать он просто не может. Потерять достоинство для главного героя недопустимо, и вся последующая жизнь калеки и изгоя становится искуплением.

краткое содержание царь эдип

Немного о пьесе

Действие трагедии начинается в городе Фивах, где правит царь Лаий со своей супругой Иокастой. Однажды правитель пошел к дельфийскому оракулу, который предсказал ему страшное будущее – он погибнет от руки своего сына. Царь пришел в ужас от такого пророчества.

царь эдип краткое содержание

Когда Иокаста родила младенца, Лаий забрал его у матери и отдал пастуху, велев отнести дитя на пастбища Киферона и оставить на растерзание хищникам. Этот момент является завязкой сюжета трагедии «Царь Эдип. Краткое содержание произведения, изложенное далее, покажет нам, что именно этот поступок послужил толчком к исполнению предсказания.

Но крестьянин пожалел ребенка и отдал его другому пастуху, который жил в соседнем царстве - Коринфе. Однако о происхождении младенца он умолчал. Пастух отнес нежданный дар своему царю, у которого не было своих детей. Правитель решил усыновить ребенка и назвал его Эдипом.

Побег и роковая встреча

Тогда Эдип отправился к дельфийскому оракулу, чтобы узнать правду. Но пифия ответила, что, кем бы ни был его отец, ему суждено убить его и взять в жены родную мать. Юноша пришел в ужас от этого известия и решил уйти из Коринфа, чтобы не навредить родным.

На дороге ему повстречалась колесница, на которой восседал старик в окружении слуг. Эдип не успел уступить дорогу, и возница ударил его палкой. Юноша разозлился и выхватил посох. Одним ударом он сразил старца и перебил почти всех его слуг, одному только удалось бежать.

Эдип не стал его догонять и продолжил свой путь.

Сфинкс

софокл царь эдип краткое содержание

О всесилии рока рассказывает трагедия "Царь Эдип "(краткое содержание прекрасно иллюстрирует эту мысль). Итак, наш герой приходит в Фивы, где царила невероятная суматоха: у входа в город поселился Сфинкс (лев с женским лицом), который убивал всех, кто не мог отгадать его загадку. Становится известно и то, что царь Лаий отправился за помощью к дельфийскому оракулу, но по дороге на него напали и убили.

Эдип стал спасителем Фив, и благодарный народ избрал его своим царем. Вдова Иокаста стала его женой, а в советники был назначен ее брат Креонт.

Новая беда

царь эдип краткое содержание по главам

Эдип ответил, что он уже послал Креонта за ответом к оракулу. И вот советник вернулся. Предсказатели ответили, что болезнь отступит, когда будет наказан убийца Лаия. Эдип обещает найти виновного и издает указ: отыскать убийцу, отлучить его от молений, жертв, воды и огня, изгнать из города и проклясть.

Страшное обвинение

трагедия царь эдип краткое содержание

Итак, к Эдипу приходит Креонт, услышавший о том, что царь подозревает его в измене. Но советник отвечает, что ему не нужна власть, так как она делает человека несвободным. Царь не верит, они начинают спорить, ругаются. Шум их перепалки привлекает внимание Иокасты.

Тут герой начинает подозревать, что Тересий мог быть и прав. Эдип спрашивает, остались ли свидетели убийства. Да, одному из слуг удалось спастись. Герой требует привести его во дворец.

Известие из Коринфа

софокл царь эдип краткое содержание по главам

Во дворец приходит коринфский вестник и сообщает, что царь умер, а жители надеются, что Эдип займет его место. Герой соглашается с тем, что все пророчества лживы, так как ему предрекали убийство отца и брак с матерью. Но вот его отец ушел из мира вдали от него, а жена его Иокаста рождена в другом государстве. И все же он не решается вернуться в родной Коринф, пока его царица-мать жива, чтобы совершенно обезопасить себя.

Тогда вестник отвечает, что если только это сдерживает Эдипа от возвращения, то он может не волноваться. Когда-то он сам принес маленького героя с поля Киферон в дом коринфского царя, и тот решил его усыновить. Поэтому бояться нечего.

Эдип в ужасе спрашивает у жены, как умер ее сын. Однако Иокасте уже все стало понятно, она умоляет его больше ни о чем не спрашивать. Но муж не слушает ее, тогда царица убегает в свои покои.

Развязка

царь эдип очень краткое содержание

Тут вступает хор, который в песне повествует о том, что свершилась судьба. Прибегает Креонт. Он уже забыл былые обиды и умоляет Эдипа не покидать дворец. Но герой непреклонен, за свои поступки он должен быть изгнан и проклят богами.

Читайте также: