Бунин затишье краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Спокойствие и красота русской осени – такова тема произведения 1887 г., и юный автор постарался наполнить поэтическое полотно мельчайшими подробностями пейзажа.

В первой строфе “Затишья” звучит узнаваемая фраза – “прощальная пора”. Она дополняется рифмой “вечера”, создавая устойчивые аллюзии на строки Пушкина и Тютчева. Зачин похож на цитату известных стихотворений, где “прощальная краса” лучезарных дней “осени первоначальной” становится доминантой художественного пространства.

Подобные связи обращают

Из каких компонентов слагается новая трактовка “прощальной поры”? Миром правят тишина, спокойствие, свет и блеск. Соответствующая группа лексики представлена в начальной строфе: “светлая”, “спокойно дремлет”, “тихие поля”, “прелесть раздумья”.

Словесный материал, расположенный во второй и третьей строфах, по своему значению идентичен лексике, представленной в зачине. Существенным отличием становится смена планов изображения: сначала объектом описания является дальний

Убранство деревьев сравнивается с “ярким золотом” костра, листья – с блестящими бабочками, а легкие облака – с “прозрачною фатою”. Описание оживляется при помощи олицетворений: “дремлет день”, “степь молчит”.

Лирический герой выступает внимательным созерцателем, сосредоточенно изучающим осенние приметы. Фиксируется каждое движение листьев, которые срываются с веток березы: изображая этот фрагмент пейзажа, автор задействует два глагола и три деепричастных оборота в рамках одного катрена.

В финале внимание героя переключается на верхний план. Картина неба завершает детализированную природную зарисовку. Тучи, плывущие по высоким и “пустынным небесам”, метафорически уподобляются узорам.

Заключительное двустишие подытоживает увиденное героем-созерцателем. Афористичный философский вывод констатирует гармонию и умиротворенность, царящие “в природе и в душе”.

Основополагающий мотив тишины, изначально восходящий к поэтике Тютчева, позже трансформировался и получил самостоятельное осмысление. Лирический герой, окутанный безмолвием, улавливает недоступное в загадочном ритме вечности. Тишина способна сместить акценты даже при трагическом исходе, смягчив его мотивами памяти, “бессмертной грусти” и бесконечности времени.

Молодой помещик Владимир Сергеевич Астахов приезжает в свое имение Сасово, чтобы проверить его доходность. К нему сразу же заглядывает ближайший сосед Михаил Николаевич Ипатьев в компании приятеля, Ивана Ильича Бодрякова. Ипатьев горячо приглашает Астахова погостить в его поместье, и Владимир Сергеевич охотно соглашается.

Новый знакомый Астахова является вдовцом. Вместе с Михаилом Николаевичем в Ипатьевке проживают его дочки, Настя и Катя, а также свояченица, носящая имя Марья Павловна. Девушка усердно занимается работой в саду и иными хозяйственными делами, в общении с Владимиром Сергеевичем Маша первоначально демонстрирует сдержанность и явную холодность.

Веретьев пытается оказывать знаки внимания Маше, девушка отчитывает его за легкомыслие и излишнее употребление алкоголя, однако свояченица Ипатьева все же окончательно не отталкивает от себя молодого мужчину. Астахов оказывается приглашенным на именины к одному из соседей, Гавриле Степановичу Акилину. Он заблаговременно договаривается с Надеждой Алексеевной о том, что на балу она станцует с ним мазурку.

Однако во время праздника Владимир Сергеевич выясняет, что Веретьева обещала соответствующий танец еще одному поклоннику, некоему Стельчинскому. Этот господин, беседуя с Астаховым наедине, настаивает на том, чтобы помещик отказался от мазурки с Надеждой Алексеевной, в противном случае Стельчинский готов вызвать его на дуэль. Владимир Сергеевич крайне удивлен поведением этого молодого человека, он понимает, что провинциальное затишье и спокойствие на самом деле являются обманчивыми. Тем не менее, Астахов намерен танцевать мазурку с Веретьевой, и Стельчинский сообщает, что утром направит к нему своего секунданта.

Брат Надежды Алексеевны настаивает на том, чтобы Стельчинский принес Владимиру Сергеевичу свои извинения, оберегая честь сестры. На следующее утро Астахов поспешно уезжает в Петербург.
По прошествии нескольких месяцев помещику становится известно о заключении брака между Веретьевой и Стельчинским, по словам приятеля Астахова, пара также переехала в столицу. Друг рекомендует Владимиру Сергеевичу стать супругом Марьи Павловны. Вновь приехав в Сасово, Астахов замечает, что Маша несколько похудела и стала еще более печальной и мрачной, чем ранее.

На следующее утро Владимир Сергеевич узнает о том, что свояченица Ипатьева утопилась, при этом никто не понимает причин подобного поступка. Астахов прощается с ушедшей из жизни Машей и возвращается в столицу. Впоследствии он берет в жены барышню из обеспеченной семьи, однажды он случайно встречает на улице Веретьева, однако вовсе не стремится обсуждать с этим человеком прошлое. Позднее Владимир Сергеевич отправляется на прогулку по Невскому проспекту вместе с избранницей и ее матерью, стараясь не задумываться о том, обрел ли он счастье.

В повести показана трагедия работящей и умеющей глубоко чувствовать девушки, любовь которой остается незамеченной и неоцененной. Скромная Марья Павловна не вызывает особого интереса у Астахова, которому жизнь в провинции в целом кажется крайне скучной и однообразной, он стремится к роскошному и полному развлечений столичному существованию. В итоге Владимир Сергеевич достигает желаемого, однако все же не ощущает морального удовлетворения и радости.

В этом пересказе нет блочных цитат. Вы можете помочь проекту, если расставите блочные цитаты. См. руководство по цитированию.

Содержание

Глава 1 [ ред. ]

Деревня Сасово. В одной из комнат господского флигеля молодой человек перебирает счета. Это помещик Владимир Сергеевич Астахов, прибывший в деревню из главного своего имения, отстоящего вёрст на сто, с целью проверки. В дверях стоит староста. В углу слуга устанавливает железную кровать. Перебрав все бумаги, Владимир Сергеевич отпускает старосту и просит слугу подать чай.

Михаил Николаич, заметив некоторую сонливость в собеседнике, спешит попрощаться и приглашает его к себе. Гости удаляются. Астахов засыпает.

Глава 2 [ ред. ]

Двое везут старушку в коляске. Это 73-летняя мать Ипатьева. Она жалуется на больные ноги, даёт пару наставлений и удаляется.

Глава 3 [ ред. ]

Утром Владимир Сергеевич уезжает в деревню. Он откладывает отъезд домой и вечером снова появляется у Ипатьева. Там его представляют брату Надежды Алексеевны — Веретьеву. У Веретьева обнаруживается талант к подражанию. Он искусстно показывает Егора Капитоныча и даже самого Астахова.

Владимира Сергеевича приглашают на именины к ещё одному соседу — Гавриле Степановичу. После уговоров тот соглашается. Надежда Алексеевна обещает ему пятую кадриль (на все остальные она уже приглашена). Но Астахов просит мазурку. Надежда Алексеевна соглашается.

Глава 4 [ ред. ]

Глава 5 [ ред. ]

Надежда Алексеевна уже танцует с Стельчинским. После танца Владимир Сергеевич подходит к ней и напоминает об обещании. Сельчинский заявляет, что мазурка была обещана и ему. Веретьева ссылается на свою забывчивость и просит господина Сельчинского не ставить её в неудобное положение перед нездешним гостем. Она уносится с Астаховым в кадрили.

После первого танца к Астахову подходит господин Сельчинский и на французском просит его переговорить наедине в соседней комнате. Там последний ставит сопернику ультиматум: отказ от мазурки либо дуэль. Владимир Сергеевич в изумлении. Ему это кажется шуткой, но Сельчинский заявляет о серьёзности. Астахов не намерен отказываться от мазурки. Тогда Сельчинский обещает наутро прислать секунданта и удаляется.

Этот разговор вводит Владимира Сергеевича в замешательство. Вот так затишье! Он бы сразу уехал, но нужно дождаться мазурки. Он было обращается к Ивану Ильичу, чтобы тот был его секундантом, но тот в испуге отказывается.

Так или иначе по окончании мазурки Владимир Сергеевич хочет непременно уехать. Но слуга, которому он наказал быть наготове, признаётся, что кучер напился. Астахову приходится заночевать. Он не может уснуть, думая о вздорности ситуации.

Глава 6 [ ред. ]

Проходит три месяца. В клубе Астахов встречает своего старого приятеля, сплетника и дельца Флича. Тот передаёт ему приветствие от госпожи Стельчинской, под коей подразумевает Надежду Алексеевну. Та вышла замуж известно за кого и умчалась в Петербург. С мужем она почти не видится, но это ничего: девушка ударилась в искусство, водит знакомства со всевозможными актёрами. Её брат, Веретьев, пропал, может быть ушёл с циганами, но в губернии его нет и никто не знает, где он. Жена Егора Капитоныча умерла. Флич также рассказывает, что у Ипатьева всё идёт прежним чередом и намекает Астахову жениться на Марье Павловне.

В это время в Сасове сгорает шесть домов и Владимир Сергеевич отправляется туда. Осмотрев потери и приняв меры, он едет в Ипатьевку и застаёт Ипатьева и Ивана Ильича как всегда за шахматами. Михаил Николаевич встречает его уже не так радушно и слегка скованно. Марья Павловна переменилась, похудела и стала ещё печальнее и угрюмее.

Весь вечер Астахов скучает, не зная, о чём поговорить. Спать его укладывают в той же комнате, что и в первый приезд. Он снова выглядывает в ночной сад и видит белое пятно. Оно быстро исчезает и Астахов принимает его за видение.

Ночью Владимир Сергеевич просыпается от суеты и криков в доме. Выскочив из комнаты, он ловит Ивана Ильича за руку и требует объяснений. Тот отвечает в недоумении — Марья Павловна утопилась.

Тело вытягивают из воды баграми, приносят в дом и принимаются откачивать, но уже поздно. Наутро Астахов прощается с покойницей, стоит несколько минут в вежливом молчании и удаляется. В доме Ипатьева плачут все — Марья Павловна заслужила хорошую славу.

Владимир Сергеевич прогуливается по Невскому проспекту. Он пополнел и возмужал, но не постарел, женился на богатой барышне и создаёт впечатление человека счастливого.

Астахов сталкивается с господином в фуражке, сперва его не узнаёт, но тот представляется Веретьевым. Они обсуждают последние происшествия. Веретьев ловко увиливает от разговоров о Марье Павловне.

После этого Астахов заходит в кондитерскую на Невском, где встречает всех своих почтенных друзей. Помпонский отмечает, что негоже джентльмену разговаривать с господином в фуражке. Владимир Сергеевич его не дослушивает: подъезжает его жена в модной низенькой каретке. У жены выражение лица недовольное и уставшее. За ней сидит такая же мать. Он открывает дамам двери. Все отправляются на прогулку по Невскому.

За днями серыми и тёмными ночами
Настала светлая прощальная пора.
Спокойно дремлет день над тихими полями,
И веют прелестью раздумья вечера.

Глубоко степь молчит – ни звука, ни движенья…
В прозрачном воздухе далёко тонет взор…
На солнце жёлтый лес сверкает в отдаленье,
Как ярким золотом пылающий костёр.

В саду листки берёз, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блёклую траву беспомощно летят.

Плывут узоры туч прозрачною фатою
В пустынных небесах, высоко над землёй.
И всё кругом светло, всё веет тишиною,
В природе и в душе – молчанье и покой.

Спокойствие и красота русской осени – такова тема произведения 1887 г., и юный автор постарался наполнить поэтическое полотно мельчайшими подробностями пейзажа.

Словесный материал, расположенный во второй и третьей строфах, по своему значению идентичен лексике, представленной в зачине. Существенным отличием становится смена планов изображения: сначала объектом описания является дальний план, степные просторы и кромка леса, затем – ближний, березовые листья в саду.

Лирический герой выступает внимательным созерцателем, сосредоточенно изучающим осенние приметы. Фиксируется каждое движение листьев, которые срываются с веток березы: изображая этот фрагмент пейзажа, автор задействует два глагола и три деепричастных оборота в рамках одного катрена.

За днями серыми и темными ночами
Настала светлая прощальная пора.
Спокойно дремлет день над тихими полями,
И веют прелестью раздумья вечера.
Глубоко степь молчит — ни звука, ни движенья.
В прозрачном воздухе далеко тонет взор.
На солнце желтый лес сверкает в отдаленье,
Как ярким золотом пылающий костер.
В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят.
Плывут узоры туч прозрачною фатою
В пустынных небесах, высоко над землей.
И все кругом светло, все веет тишиною,
В природе и в душе — молчанье и покой.
1887

Читайте также: