Бунге интуиция и наука краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Оглавление

Введение 3
Интуиция 4
Интуиция по Бунге. 7
Воображение 11
Интуиция и воображение в научном познании 14
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Интуиция и воображение в научном познании.docx

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Реферат на тему:

Преподаватель Леонов В. Е.

Введение

Прежде чем рассмотреть сами понятия интуиции и воображения и их место в структуре научного познания, необходимо взглянуть на научное познание как таковое.

Если научное знание есть результат рациональной деятельности, то может ли интуиция являться методом научного познания? И как, вообще, могут сочетаться в науке интуиция и логика, и каково необходимое соотношение этих двух понятий для совершения научных открытий и изобретательства?

Интуиция

Интуиция - форма знания, получаемого разумом непосредственно, без логического доказательства или анализа; открытие или изобретение, происходящее благодаря озарению; способность к целостному схватыванию ситуации и сущности проблемы.

Многообразие форм интуиции определяется спецификой профессиональной деятельности и условиями познания. В чувственной интуиции целостность ситуации или проблемы воспринимается в виде образа или символа (эйдоса). Образ может быть любой природы — зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, обонятельный или полимодальный; конкретный или абстрактный. Существенно то, что образ выполняет функцию управляющего центра (средоточия), который объединяет и организует процесс мышления, а также конструктивную деятельность воображения. Интеллектуальную интуицию определяют как непосредственное созерцание идей — прообразов вещей чувственного мира (Платон), схватывание сущности явлений (Э. Гуссерль), усмотрение идеальной целостности мира, его системности и категориальной оформленности, что обусловлено предшествующим жизненным опытом (Н.О. Лосский). Эмоционально-волевая интуиция проявляет себя в актах аксиологического предпочтения (М. Шелер). Мистическую интуицию связывают с созерцанием сверхчувственной реальности; есть свидетельства ее проявления и в научном творчестве (К.Э. Циолковский, В.Н. Вернадский, Н. Тесла).

Научный подход к интуиции требует, прежде всего, критического отношения к непосредственности интуитивного знания. Ее надо понимать не в абсолютном, а в относительном смысле — как непосредственность лишь по отношению к субъекту, как субъективно переживаемую непосредственность. Она означает не отсутствие процессов, опосредующих возникновение интуитивного знания, а лишь их неосознанность — скрытость от субъекта, непредставленность в его сознании. Но не представленными в сознании субъекта могут быть самые различные механизмы, с помощью которых осуществляется его познавательная деятельность, — как физиологические, так и психические. Интуиция многолика. Среди многообразия когнитивных механизмов, которые подпадают под имя интуиции, поскольку их действия субъект не осознает, можно выделить несколько основных типов:

  • интуиция как инстинктивная реакция;
  • диспозиционная интуиция (обусловленная бессознательными установками);
  • перцептивная (чувственная) интуиция;
  • ассоциативная интуиция;
  • логическая интуиция;
  • интеллектуальная интуиция.

Таким образом, интуитивность, понимаемая как непосредственность, или неосознанность, есть психологический феномен, сопутствующий различным познавательным процессам. В теории познания это психологическое понятие интуиции может использоваться лишь в собирательном смысле, а не как обозначение некоторого особого, специфического пути или способа получения знания.

Интуиция по Бунге.

Стоит обратить внимание как классифицирует интуицию М. Бунге.

1. Интуиция как восприятие

1.1 Быстрое отождествление предмета, явления или знака. Ясно, что постижение физического объекта, то есть чувственная интуиция, зависит от остроты восприятия субъекта, его памяти, сообразительности, опыта (микроскопист видит много объектов, ускользающих от внимания неспециалиста) и информированности (вообще говоря, мы не воспринимаем того, что не приготовились открыть). Субъекты с притупленными чувствами, неопытные или просто глупые - неважные наблюдатели. Их чувственная интуиция неточна, то есть способность распознавания, способность отождествления незначительна.

Обратите внимание на ограниченность возможностей чувственной интуиции: она дает нам то, что немцы называют Kennen (знакомство ) , и что Рассел именует knowledge Ьу acquaintance познанием через ознакомление), то есть непосредственное и неотчетливое ознакомление

с конкретными единичными объектами. Чувственная интуиция - лишь сырье для Erkennen или knowledge (познания через описание), ИЛИ выводного знания; чувственная интуиция, следовательно, донаучна; она встречается в деятельности ученого, но не в науке, как результате

этой деятельности. Научное познание представляет собой не восприятие, а переработку и дальнейшее развитие, ощущения.

1.2 Ясное понимание значения и (или) взаимоотношений последовательности знаков (например, текста или диаграммы) . Именно в этом смысле мы говорим об авторе, что его описания и объяснения интуитивны или интуитивно ясны: его мысли изложены в выражениях, представляющихся нам простыми и привычными, или, он пользуется иллюстрациями и метафорами, выуживающими что-то из нашей памяти или подстегивающими наше воображение.

Подобным же образом мы говорим, что нам интуитивно понятна последовательность дедукции в целом, хотя бы даже то или иное звено ее и ускользнуло от нас. Кроме того, мы заключаем, что последовательности рассуждений не достает доказательности с психологической точки зрения, если она слишком длинна или запутана. Это будет иметь место, если, например, рассуждение прерывается доказательством многочисленных вспомогательных теорем (лемм) или если логический анализ зашел дальше для наших текущих нужд.

1.3 Способность интерпретации: легкость, с которой осуществляется правильная интерпретация условных знаков. Мы говорим об одних людях, что они одарены «физической

процессах. Так физик-теоретик будет склонен видеть в квадрате той или иной величины какую-то неявную форму энергии, в матрице - таблицу возможных переходов различных состояний друг в друга, в интеграле Фурье волновой пакет, в разложении функции на ортогональные

составляющие - суперпозицию состоянии, в таком операторе, как коммутатор НА-АН, - скорость изменения и так далее. Некоторый навык в использовании символов, определенный опыт интерпретации да способность быстро выявлять связи между не имеющими на первый

Интуиция как воображение

1.4. Способность представления или геометрическая интуиция: умение наглядно представить или изобразить отсутствующие объекты, а также создавать изображения, наглядные или действующие модели или схемы абстрактных сущностей. Способность представления может рассматриваться как одно из конкретных проявлений способности интерпретации, о которой речь шла выше . Так называемая геометрическая интуиция, или, точнее говоря, пространственная интуиция, представляет собой способность: а) абстрагируясь от чувственной интуиции (например, от материальной ленты или струны), формировать геометрические представления (к примеру, образ некоторой кривой); и б) ассоциировать арифметические, алгебраические или

Если начать говорить о самой проблеме интуиции, то это одна из тех немногих проблем, которой придавалось большое значение, поскольку ее понимание, природа и постижение ее идеи беспокоили многих ученых, историков и философов с древнейших времен.

Так, первые черты философской проблематики в вопросе философии принадлежат знаменитым древнегреческим философам Платону и Аристотелю. Они придерживались мнения, что интуиция сама по себе не относится к сенсорному познанию, а скорее является формой абстрактного мышления. Проблема интуиции была отнесена к гносеологическим проблемам.

Творчество и интуиция. Объяснение и понимание - Основные идеи и мысли Марио Бунге

Основные идеи и мысли Марио Бунге

Основные идеи и мысли Марио Бунге о роли интуиции в жизни человека, о подчинении интуиции логике несколько отличаются от трактовки этих проблем другими авторами. Его понимание интуиции направлено против идеалистических интерпретаций роли интуиции. Согласно Бунге, интуитивно сформулированная гипотеза обязательно должна быть проверена и разобрана. Интуиция может сообщить человеку только часть целого, по поводу которого возникает мыслительный процесс. Это может дать человеку уверенность в одной теории или решении и полностью отвергнуть варианты другой, и наоборот. Но следует также помнить, что подозрение — это еще не доказательство.

Интуиция

Список определений интуиции огромен. Одной из причин этой путаницы является характеристика эпистемологических корней идеализма. Таким образом, идеализм — это абсолют, а долгое время он был лишь интуицией. Но постепенно, после нелегкой борьбы с идеализмом, диалектический материализм утвердился и окреп, дав нам иной взгляд на интуицию — уже как на форму процесса познания. Эта форма означает внезапность и непосредственность, бессознательность и особенность. Все эти термины, характеризующие данную форму интуиции, не дают нам полного понимания природы интуиции, но они, несомненно, одинаково важны.

Существует также ряд трудностей, связанных с изучением интуиции. В первую очередь, они обычно связаны с тем, что другие формы человеческого познания неизвестны. Мы будем называть такие формы, как ощущение, восприятие, воображение, сенсорным познанием. К рациональным мы относим сравнение, синтез, абстракцию и некоторые другие.

Ощущение

Прежде всего, необходимо понять, что когнитивная деятельность непосредственно вовлечена в процесс практического использования и преобразования социальных институтов или материальных объектов, то есть конкретных событий, происходящих в окружающем нас мире. Первым этапом познания является сама познавательная деятельность. Мы можем вспомнить разделение физического и умственного труда и последующее выделение последнего в особый вид деятельности — как поздний этап истории, который окончательно завершается развитием познавательного опыта человека в связи с практической деятельностью. Важно также отметить, что познавательная деятельность первична именно потому, что с ней и в ее начале происходит контакт человека с материальными объектами. Она является исходной основой других форм познавательной деятельности, без которой они не могут существовать.

Таким образом, для того чтобы человек мог познавать природные явления, процессы и вещи, созданные человеческим трудом, необходима другая форма деятельности, которая называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Она тесно связана с функционированием всего человеческого тела, органов чувств, мозга, нервной системы, а значит, есть ощущение, восприятие, воображение. Функционирование органов чувств играет важную роль в процессе познания, без него оно невозможно. Пока работа мозга и органов чувств осуществляется качественно, мы можем не замечать их роли. Но со временем все становится бесполезным, или, что еще хуже, дефектным от рождения (речь идет о врожденных повреждениях органов чувств). Но все это является доказательством великой силы человека, его способности компенсировать физическое несовершенство своего организма. Люди, лишенные от рождения одной или даже нескольких способностей, таких как зрение и/или слух, вполне могут позволить себе развитие рационального мышления, способность выражать или воспроизводить свои мысли изобразительно.

Итак, как уже говорилось выше, когнитивные способности человека в первую очередь связаны с некоторыми органами чувств. Некоторые из них могут быть несовершенны, но без их помощи мы не сможем понять мир таким, какой он есть. Существует три формы восприятия чувств. Эти понятия знакомы каждому из нас: ощущение, восприятие и представление.

Ощущение — это некий идеальный образ объекта, отражающий воздействие объекта через призму человеческого сознания. Когда мы чувствуем боль, будь то ожог, мы воспринимаем объект, стимул, в нашем сознании, но в действительности все не так просто. Мы чувствуем боль от ожога, потому что на кожу было оказано воздействие, будь то огонь или раскаленный предмет. Но в самом пламени, светящемся объекте, боли, конечно, нет. Боль — это особая реакция нашего тела. Боль — это физическое или эмоциональное страдание, неприятное ощущение, за которым следует особое состояние психики человека. Очень важно, что само ощущение отражает объективную связь субъекта с процессами, с которыми он взаимодействует. Ощущение является предпосылкой всей объективной системы отношений, в которой находится человек. Все мы знаем, что форма, качество, интенсивность зрительных или слуховых ощущений зависит от того, где находится сам объект, как и каким образом он направлен на субъект и так далее.

Восприятие — это целостный образ

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Новая книга М. Бунге посвящена мало раз­ работанному вопросу о роли интуиции в про­

цессе научного познания. Давая поапгивнов его

остроумному его выражению, «не привело даже

В книге дан критический анализ ИНтуи­ ционистсного направления в современной мате­ матикв и его отношепия к философскому иптуи­

Бунгв излагает собственное понимапив места

и роли различных видов ннтуиции в процессе

поанания. В анализе сущности интуиции и ее

роли в науке позиция автора по ряду вопросов является спорпой.

Издание рассчитано на специалистов по фи­ лософии, а также широкие круги иптсллпгеп­

Редакция литературы по вопросам философии u права

Немного найдется таких слов, которые были бы столь неопределенны, как слово «интуицию>. Безоговорочное употребление этого слова настолько вводит· в заблужде­ ние, что серьезно предлагалось изгнать его из словарей. Однако подобная операция была бы бесполезна, потому что данное слово твердо вошло в разговорный и даже в специальный язык и вместо него пришлось бы вводить

много новых терминов.

"у философов и ученых, как правило, нет согласия от­ носительно значения понятия интуиции. Для философов

интуиция, если не делать оговорок, - почти всегда спо­

собность человеческого ума, которая отличается как от

чувственности, так и от рассудка и представляет собой не что иное, как некий автономный способ познания, а

именно внезапное, полное и точное постижение.

С другой стороны, ученых занимает главным образом

выводное знание, опосредствованное, неполное, неточное

тяжким, кропотливым трудом.

в непосредственное постижение

и во внезапную надежную самоочевидность, а скорее в

более или менее быстрое воссоздание и стремительное фрагментарное умозаключение.

Те, кто придерживается научной ориентации - в нау­ ке или в философии, - могут верить в интуицию разного рода, но не в интуитивизм. Интуиция может быть источ­ ником прогресса, если плоды ее - обычно приблизитель­ ные предположения - подтверждаются. С другой сторо­ ны, интуитивизм является регрессивной тенденцией в философии; он догматически провозглашает существова­

ние и даже превосходство некоего непостижимого и не поддающегося контролю способа познания.

Основное содержание предлагаемой книги было изло­ жено в лекциях, прочитанных осенью 1960 года на мате­ матическом, философском и фиаическом факультетах Пенсильванского университета, за организацию которых автор выражает благодарность профессору Исааку Шен­ бергу.

1. философскии интуитивизм

От Арнеготеяя до Канта

корни аристотелевского интуитивиама

В своем Органоне 1, основном логическом произведе­ нии античности, Аристотель (384-321 до н. э.) излагает

вместе два тезиса, которые следует различать, хотя они

почти всегда рассматриваются как один. Это, во-первых, тезис фундаментальности,в соответствии с которым каж­ дая отрасль знания имеет основу или исходный пункт, являющиеся как радикальным (последним и окончатель­ ным), так и абсолютным, то есть независимым от мето­ дов подхода к данному объекту и его описания, И, во­ вторых, тезис непогрешимости, согласно которому любой фрагмент знания, заслуживающий названия научного, должен быть надежным и не ниждаюшимся в исправле­ ниях, для чего он должен быть основан на посылках, не требующих доказательства, несомненно, истинных и са­ моочевидных,

Нонечно, фундаментальность и непогрешимость при­ сущи не одной системе Аристотеля, а скорее характерны для догматизма вообще, будь он идеалистическим, эмпи­ рическим или материалистическим. Их можно обнару­ жить, например, и в требовании строить «надежное ана-

1 А р и с т о т о л ь, Аналитнки первал и вторая, Госполитиадат,

1952, стр. 181-184.

го, что принимается известным и докаванвым, подорвал доверие к тезисам фундаменгаяьности и непогрешимо­ сти. Теперь считается, что любая основа знания поддает­

ся совершенствованию, а всякое положение о вещах и

событиях требует поправок.

Далее, утверждение, припятое в данном контексте в

качестве посылки, недоказуемо в этом же контексте.

ное знание, согласно тезису непогрешимости, нвнаучно.

Поэтому интуиция осгаетсп единственным способом по­ стижения посылок ученого рассуждения. В конечном сче­ те «интуиция будет первоисточником науки: 2.

Таким образом, тезисы фундаментальпости и непогре­ шимости ведут и интуитивизму. Или правильнее скааатъ, что у Аристотеля и многих других, кто признает ценность

чувственного опыта и дедукции, они ведут к посгуяиро­ вапию существованпя ИНТУИЦИИ как автономного способа познания и как высшего источника истины. 1\ сожале­ нию, самое сищесгеование такой способности всеобщего

I А Р и с т о т е л ь, Аналитики первая и вторая. стр. 288. 2 Там же.

и внезапного постижения надежного знания этим не уста­

Интуиции, занимавшей в философии Аристотеля вто­ ростепенное место, была приписана важная роль в фило­ софии нового времени.

Рациональная интуиция Декарта

Те же ПОИСI\И первоосновы и достоверности побудили Декарта (1596-1650), который был гораздо больше пе­ рипатетиком, чем думал, хотя и являлся основателем фи­ лософии нового времени, выдвинуть тезис, что мы для целей исследования применяем исключительно интуицию и дедукцию, ибо только благодаря этим средствам мы достигаем познания вещей, не боясь ошибиться 1.

Для Декарта интуиция ааключается в «понятии ясного

и лшимагельного ума, настолько просгом и отчетливом,

что ОНО не оставляет нинакого сомнения в том, что мы

мыслим, или, что одно и то же, [в] прочном понятии ясно­

ГО И внимательного ума, порожденном лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более досто­ верном, чем сама дедукцию> 2. Таним образом, картевиан­

ская интуиция есть рациональная операция, с помощью которой преподносятСЯ полностью и непосредственно определенные истины, а эти-то самоочевидные утверж­ дении и следует выбирать в качестве аксиом.

В числе утверждений, которые «должны рассматри­

должны понимать интуитивно, то есть без анализа, что

I См. Р. Д е к а р т, Избранные проиаведевия, Госполитиадат,

По Декарту, у человека нет никакого другого пути

для достижения достоверного познания истины, кроме

самоочевидной интуиции и необходимого докааательства 3. 11 такое познание следует приобретать; только вероятное или иенадежнов знание надо отвергать. «Нужно зани­

И опять на заре философии нового времени фунда­

ментальность и непогрешимость, поиски эписземы, рас­ сматриваемой как познание, основанное на нерушимых

принципах и данных, приводят к интуитивизму, точно

так же, как в других случаях они привели к сенсуали­

стическому эмпиризму. Но картезианский интуитивизм, как и арисготелевский, представляет собой умеренную

разновидность интуитивизма, потому что считает интуи­

цию рациональным процессом и настаивает на том, что

тальности и непогрешимости идет руна об руку с борь­ бой против схоластики, целью которой было каи раз не рассмотрение объектов, «о которых наш ум кажется c~o­ собным достичь достоверных и несомненных познанию).

Р. Д е к а Р Т, Избранныв лроизведенвя, СТр. 87.

же, стр. 84-88, 120-138.

Отсюда пока еще далеко до современного антиинтел­ лектуального интуитивизма Бергсона, Шелера или Хай­ деггера. Однако это был один и тот же умеренный интуи­ тивизм, присущий классическому рационализму (Декарт, Спиноза и Лейбниц), который позже развивал Кант и который у большинства романтиков и современных ирра­ ционалиотов (от Шеллинга до Хайдеггера) кончил тем,

что всецело поглотил разум.

В наше время любой студент-математик мог бы опро­ вергнуть наивный интуитивизм Декарта, оспаривая инту­ итивный характер утверждений, которые он приводил как примеры. Декарт не мог знать, что обычная арифме­ тика - только одиа из бесконечного множества мыслимых арифметических систем, включающего наряду с прочими

исчисления, применяемые для отсчета времени в часах и

измерения углов, в которых встречаются такие странные

вых системах - например, в системах, признающих толь­

к ним не привык.

Второй каргеаианскойинтуицией была транзитивность равенства. Однако Пиаже покааал, что понятие транзи­ тивности приобретается параллельно с логической орга­ низацией мышления и отсутствует в дологической или

интуитивной схематизации, которая характеризует пер­ вые годы жизни ребенка. Согласно Пиаже, «на интуитив­ ных уровнях субъект отказывается выводить из двух чув­ ственно проверяемых неравенств А ние А 1. Но, конечно, Декарт жил в эпоху, когда ге­

нетическая и эволюционная мысль отнюдь не господство­

Не мог также Декарт знать и того, что транзитивность, к которой он обратился, представляет собой одно из свойств формаль1tого равенства, не является необходи­ мой для других типов эквивалентности, таких, как пер­ цептивное равенство. На самом деле, часто случается, что

мы не в состоянии увидеть различие ни между двумя чув­

Кан только мы осознали слабость чувственной интуи­ ции (исгочвика наших перцептивных суждений), риско­

ванность сокращенного рассуждения и относительный

I Р i а g е t, The Psychology of Inlelligence, 1950, р. 134.

характер математической истины, ~ожем ли мы еще ве­

рить в существование картеаианскои интуиции как источ­

ника достоверного знания?

Интуитивпое зпание Спинозы

Пример интуитивного познания, приведен~ый Спино­

зой носит опять-таки логико-магематвческии характер.

Он'дан в форме решения следующей задачи: зная три

целых числа, найти четвертое, которое относилось бы к третьему так же, как второе относится к первому. Мы обычно используем правило, заученное в школе, а имен­ но, если а: Ь=с : х, то х=Ьс: а. Но, согласно Спинозе, если заданные числа простые, например 1, 2 и 3, ТО «вся­ кий видит, что четвертое пропорциональное число есть 6,

и притом гораздо яснее, так как о четвертом числе мы

заключаем из отношения между первым и вторым, кото­

I Б. С п и н о в а, Избранные произведения, Гослитиздат, 1957,

2 Там же, стр. 606.

3 Там же, стр. 439.

Теперь мы представляем себе, что такое интуиция Спинозы - это просто быстрый вывод умозаключения, который облегчается знаковой формой (физические при­ анаки>, отображающей используемые понятия. Лейбниц (1646-1716), третий гигант троицы рационалистов, рас­ сматривал интуицию только так Однако ни Спиноза, ни Лейбниц не устрашились парадокса, что интуиция, кото­ рую они считали высшим способом познания, окавалась недостаточнойдля усгановлениякакого-либо'Нового основ­

ного приаципа математики или эмпирвческих наук.

Чистая интуиция Канта

Кант (1724-1804), видимо, адаптировал трихотомию Спинозы о духовной деятельности. В дополнение н чувст­ венной (эмпирической) интуиции и рассудку он ввел чистую интуицию (reine Anschauung). Принципы этой априорной, сверхопытной чувственности рассматриваются трансцендентальнойэстетикой, согласно 'Которой «сущест­ вуют две чистые формы чувственного созерцания как

принципы априорного знания, а именно пространство и

представление, лежащее в основе всех внешних соверца­

2 Там же, стр. 130.

Чистая интуиция, не опирающаяся на показания орга­ нов чувств и, более того, составляющая самую возмож­ ность чувственного опыта, является для Канта источни­ ком всех синтетических априорных суждений. Последние включают в себя синтетические суждения геометрии, представляющей собой, по Канту, априорную науку о фи­ зическом пространстве, и арифметики, которая, кан он считает, основана на счете, процессе, требующем време­ ни. Кроме того, если для Аристотеля, Декарта и Спинозы интуиция была способом познания первоначальных истин, то для Канта она является не чем иным, как возмож­

ностью внешнего опыта.

Теперь мы знаем, что остается от априорного, необ­ ходимого, абсолютного и самоочевидного характера, при­ писываемого Кантом аксиомам математики. Мы допуска­

ем, что они априорны, как указывали идеалисты и при­

знавали некоторые эмпирики; однако мы не согласны с

тем, что они абсолютно необходимы и, более того, само­ очевидны. У нас есть много геометрий, ни одна из кото­ рых не является логически необходимой, поскольку все они согласуются с одной и той же системой логики. Исто­

рия науки показывает нам, каким тяжким, каким дале­

ким от легкого интуитивного понимания был процесс по­ строения человеком тех понятий и теорий, которые он создал за несколько последних тысячелетий.

Современные геометрии можно разделить на три груп­ пы: а) геометрии математические, как абстрактные, то

есть неинтерпретируемые, так и конкретные, т. е. ин­ терпретируемые 'с помощью точек, линий, поверхностей и так далее; б) геометрии физические, приближенно верные

1 И. К а н т, Соч. в шести томах, т. 3, стр. 135.

с различной степенью точности (ганив, нан реJIЯТИвист­ скив теории ПРостраНства - времени); в) геометрии пер­ цептивные, то есть теории Видимого, слышимого, осязае­ мого и муснульного пространства. Психологи научили нас, что геометрия Евклида - еДинственная геометричесная теория, Известная Нанту, хотя проеНТивная геометрия за­ РОдилась более чем за сто лет до него, - не самая естест­ венная с психологичесной точки зрения, ПРИНятой Нан­ том. В действительности визуальное, ВИДимое простран­ ство - пространство, образуемое отношениями между Нормально ВИДИмыми объентами, - негомогенно, анизо­ тропно и, по-видимому, соответствует неевнлидовому про­ странству гиперболичесной геометрии Лобачевсного 1.

Нам известно такжв, что математичесние суждения, хотя бы и априорные, являются аналитичеСI синтетичесними, в том смысле, что они поддаются про­ верне чисто Логичесними среДствами. И мы научились от­ личать беснонечное множество возможных математиче­ ских геометрий от физичесной геометрии, ПРИнимаемой нами на наждом этапе Исследований. А что насается акси­ ом большей части этих геометрий, то они сделались таки­ ми сложными, ЧТО никто не в состоянии рассматривать их как самоочевидные или дорациональные. Очевидно только ОТСУтствие у них самоочевидности. Обратите вни­ мание па форму, которую ПРИнимает в геометрии Римана обобщенная теорема Пифагора, имеющая, между прочим,

в этой теории логичесний статус ан:сиомы:

ds 2 = L е« dgi dg k •

струирует, или создает) геометрии и теории, есть разум,

действительно поднрепленный в неноторых елучаях инту­

1947 1 . См. L u n еЬ u г g. MathematicaJ Analysis

af Вinokular Vision.

ицией - чувствен~ои инт~и~ Однако не все плоды дея -

вовсе не какой-то та

инственной чистои интуи

тельности разума самоочеВ~~~а подобная же судьба. Мы

Навтианоное время ПО~~те истина времени, как апри­

теперь полагаем, что хар YB~TBa является психологиче­

орной формы внутреннего ~иналь~ого отделения времени ской, и откааывввмся от ра Теория относительности на­ от физичесного ПРОСТР~Н~::~чесного пространства и вре­

учила нас, что ПОНЯIТ~ не неаависимы одно от другого и

мени и не априорнь,

от понятий вещества и по;я.

ников кантианского интуитивизм т'верждение

венного опыта недостаточно длява)

Вместо того чтобы

(например, категории ПРОС~~:~:т п~нятия, дающие ему

предполагать, что человен ~

которым он _ подобно

возможность понять ч~стыи ОП;IТ без

таких епйа rationis,

другим животным - о ладает

Нант придерживается ДOГMa:~:~~M совр~менной психоло­

известно, противореча~его Д я

будто «сам этот внешний

гии животных и детеи мнения,

Из всего солидного вклада

интуиции оказалась Ha~MeHee Ценнои ,

не наименее влиятельнои.

Если у Декарта и Спинозы:Ь ~;~ д иция UT за - его форма пределы рассуд , и ­

ка, то кантианская интуиция

1 И. 1\ а н т, Соч., в шести томах, т. 3, стр, 130.

яменпо поэтому она стала зародышем современного ив­

туитивизма, в свою очередь отворившего ворота иррацио­

нализму. Rонечно, здесь есть и важное различие. В то время как Нант допускал ценность чувственного опыта

и рассудка, которые он считал недостаточными, но не

бессильными, современные интуитивисты склонны изде­

ваться и над опытом, и над рассудком. Если Нант впал

в интуитивизм потому, что осознавал ограниченность чувственности и преувеличение традиционного рациона­ лизма, и потому, что неправильно понял природу матема­ тики, то интуитивисты наших дней и не пытаются решит>, ни единой серьезной проблемы ни с помощью интуиции, ни с помощью ее понятий. Они скорее озабочены тем, что­ бы устранить все интеллектуальные проблемы, ниспровер­ гнуть разум и планируемый опыт и бороться с рацио­

нализмом, эмпиризмом и материализмом.

Эта антиинтеллектуа~ьная разновидность интуитивиз­ ма развилась в романтический период (примерно в пер­ вой половине XIX века) непосредственно из семени, по­ сеянного Нантом, но не пользовалась существенным вли­ янием вплоть до конца столетия, когда она перестала быть болезнью отдельных профессоров и стала недугом

Типичным представителем интуитивисгсной реакции

против науки, логики, рационализма, эмпиризма и мате­

такое постижение дается исключительно в жизненном переживанив (Erlebnis) и никогда в виде теории.

сматривать как науку о духе, а не как естественную нау­

ку, какой ее представляют себе психофизиологи. Более

Введение

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Читайте также: