Буллинг в школе медиация

Обновлено: 05.07.2024

Мы много писали о школьной травле, о разных ее сторонах — почему она происходит, как действовать родителям жертв и обидчиков, как отличить травлю от других конфликтов, как проводить профилактику. Теперь пришло время коснуться и правовых аспектов. Ведь зачастую то, что происходит в стенах школы между детьми, является нарушением закона, и тут необходимо действовать. А как? Попробуем разобраться.

1.

Это, к сожалению, не всегда понимают как родители жертв буллинга, так и родители обидчиков, не говоря уж о самих детях. Они думают, что все происходящее не более чем межличностный конфликт. Но на самом деле травля очень часто перерастает в то, что на языке закона называется правонарушением. Правонарушения эти описаны в разных статьях Уголовного и Гражданского кодексов. Например, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111, причем психическое здоровье сюда также относится), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), кража (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213), вандализм (статья 214).

Второе заблуждение, которое свойственно многим людям: тут некого привлекать к ответственности, дети же неподсудны. На самом деле ответственность за правонарушение существует всегда, а вот кто ее конкретно понесет, действительно зависит от возраста обидчиков.

Если детям, которые травят ребенка, еще нет 14 лет, всю ответственность за их действия несут родители и учреждение, где эти дети находятся. Обидчику уже исполнилось 14 лет? С этого момента наступает его личная ответственность по некоторым статьям Уголовного кодекса. По остальным ситуациям все еще отвечают его родители. С 16 лет ответственность наступает в полной мере. Подростка могут осудить по серьезным уголовным статьям: доведение до самоубийства (статья 110 УК РФ), склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства (статья 110.1), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282, сюда попадает кибербуллинг), клевета (статья 128.1), побои (статья 116), истязание, причинение физических или психических страданий (статья 117).

Вывод: если вашего ребенка травят, нужно трезво оценить ситуацию — есть ли тут что-то явно противоправное. И если есть — надо действовать, используя те возможности, которые предоставляет закон.

Но это лишь на словах просто — а в реальности, чтобы привлечь обидчиков (или их родителей) к ответственности, нужно действовать грамотно. Лучше всего обратиться за помощью к профессионалам-юристам.

2.

Школьная администрация обязана реагировать на жалобы родителей о травле, не вправе их игнорировать

В любом случае, независимо от того, будете ли вы жаловаться в правоохранительные инстанции, первое, что нужно сделать, как только вы узнали о травле своего ребенка, — обратиться к администрации школы и потребовать принять меры.

То есть руководство школы обязано реагировать на ваши обращения. Но — важный момент! — эти обращения должны быть письменными. Слова — это только слова, сотрясение воздуха, их к делу не подошьешь. Поэтому надо писать официальное обращение на имя директора школы. Обязаны ответить.

Помните: обращаясь к школьной администрации, нужно не просто описывать ситуацию, а приводить доказательства. В самом деле, не могут же педагоги начать действовать, опираясь только на ваши слова! Нужно обосновать и факт травли, и то, что ее участниками являются конкретные дети.

Иногда родители пострадавших от травли детей предубеждены против школьного начальства, заранее уверены, что никто ничего делать не будет, что никому этого не надо. Но это тоже опасный стереотип. Сейчас ситуация лучше, чем несколькими годами ранее, руководство школ в большинстве случаев осознаёт серьезность проблемы буллинга. Тем более что в прежние годы пассивность школы зачастую объяснялась не столько даже равнодушием, сколько непониманием, а как же действовать-то? Сейчас алгоритмы действий хорошо известны и доводятся до сведения педагогов.

3.

Обращаться в полицию нужно, только если ребенку нанесен физический ущерб

Достаточно ли только обратиться к руководству школы, или надо еще и задействовать полицию?

Ответ на этот вопрос прост: в полицию нужно обращаться, если ребенку нанесен физический вред. Причем речь не только о побоях, но еще и о краже или порче его вещей. Причем способ обращения — вызывать полицейских по телефону, идти в отделение или писать заявление — зависит от конкретной ситуации. К примеру, если ребенок в слезах звонит вам из школы и говорит, что его избили, вы туда примчались и видите, что он действительно избит, — нужно сразу звонить и вызывать наряд. А вот если у него, допустим, сломали смартфон, причем выяснилось это не сразу, вызывать полицию бессмысленно, тут надо писать заявление.

Бессмысленно обращаться в полицию, когда травля только начинается. А ведь начинается она обычно с мелочей — насмешек, подколок. Случайно толкнули, дернули за одежду, спрятали портфель, испортили учебник или тетрадь с контрольной работой. С точки зрения закона, криминала в этом нет, и подобные факты полицию не заинтересуют.

4.

Если все же обращение к руководству школы не помогло, надо обращаться в другие инстанции. Но — обязательно последовательно, а не веерной рассылкой по всем адресам

Допустим, вы написали заявление директору школы, дни идут, ответа нет. Возможно такое? Маловероятно, но в принципе возможно. Выше говорилось, что чаще всего школа реагирует адекватно, но не в ста же процентах случаев!

Писать нужно именно официальные письма. Лучше всего бумажные, заказные. Но можно и электронные обращения по тем адресам, которые опубликованы на официальных сайтах соответствующих инстанций.

Помните, ваша основная задача — защитить интересы ребенка, а не причинить максимум неприятностей школе. Жаловаться выше имеет смысл, только если вы четко видите, что школа не решает проблему. К счастью, почти всегда школы подключаются и стараются помочь.

5.

Защищая своего ребенка, важно держать себя в руках, чтобы самим не оказаться нарушителем закона

Понятно, что держать себя в руках непросто. Любой нормальный родитель, когда узнаёт, что над его ребенком издеваются, ощущает бурю эмоций, у него включается инстинкт защиты семьи. И если в таком состоянии он начнет совершать глупости (например, придет в школу и набросится с кулаками на обидчиков), то дело может закончиться для него уголовной статьей, а травля как была, так и останется. Кроме того, помните: инстинкт защиты семьи включается и у родителей обидчиков тоже, они грудью встают за своих чад и тоже могут на эмоциях заварить такую кашу, которую всем придется потом расхлебывать.

Имейте в виду: не только физическое воздействие, но и словесные угрозы тоже с точки зрения закона могут считаться правонарушениями. Представьте: вы в гневе кричите на одноклассников своего ребенка, грозите им головы оторвать, а они записывают ваши слова на диктофон, их родители обращаются в полицию, и формально ваши слова подпадают под статью 119 Уголовного кодекса — угроза убийством.

Поэтому вывод: во-первых, изучите закон, почитайте хотя бы Уголовный кодекс. Во-вторых, действуйте только легальными путями. Все разговоры с детьми-агрессорами и их родителями — только в школе, в присутствии педагогов. В-третьих, посмотрите памятку, специально составленную для родителей, чьи дети подверглись буллингу, и следуйте этим рекомендациям.

6.

Если факт буллинга официально подтвержден, родители жертв имеют право в судебном порядке требовать от родителей обидчиков денежные компенсации — на оплату лечения, за моральный вред

Допустим, травля в конце концов прекратилась — либо школа приняла меры, либо вы перевели ребенка в другую школу или на домашнее обучение. Но травмы — психические, а может, и физические, остались. И вы хотите восстановить справедливость, привлечь обидчиков (точнее, их родителей) к материальной ответственности. То есть собираетесь обращаться в суд. Это надо делать грамотно.

Прежде всего, необходимо собрать доказательную базу, экспертные заключения. Сохраните чеки:

  • на медикаменты, прописанные психологом/психиатром;
  • чеки на самого психолога/психиатра и других врачей, если были побои, физические травмы и лечение;
  • чеки на юриста;
  • чеки на репетиторов из-за пропуска школы;
  • чеки на имущество, которое испортили (или ссылки на стоимость идентичной вещи из магазина).

Также оцените моральный ущерб. Тут главное не увлечься — можно выставить и миллион, но суд снизит в десятки раз точно. Рассчитывайте, что в случае буллинга без тяжелого вреда здоровью суд постановит заплатить 100–200 тысяч рублей. Это по одному эпизоду, с одного родителя. Вы можете требовать компенсации за все эпизоды. Ребенок-агрессор может обойтись родителям в серьезные траты, и осознание этого очень быстро приведет их в чувство.

7.

Поднимать шум в соцсетях можно, но осторожно. И лишь в том случае, когда без общественного резонанса инстанции не шевелятся

Часто родители, чьи дети подверглись травле, пишут об этом в соцсетях. Нужно ли это делать? Ведь тут есть и плюсы, и минусы. Важно понимать, что шум в соцсетях — это инструмент, с которым нужно уметь обращаться. Если уж писать в соцсетях, то с целью привлечь внимание общества к проблеме и тем самым подтолкнуть бездействующих чиновников, а не просто излить накопившиеся эмоции.

Поэтому будьте осторожны, вовремя остановите обсуждение, если видите, что оно перестает быть конструктивным.

Намного полезнее привлекать внимание журналистов и общественных организаций, которые профессионально занимаются проблемами профилактики буллинга. К ним можно и нужно обращаться за советом, помощью, оглаской. Важно не хайповать, а открыто рассказывать о ситуации без лишних эмоций, не нарушая закон.

Помимо этого, на сайте есть форма обратной связи, куда родители московских школьников могут написать об эпизодах травли. Информация оперативно передается в школы и вместе с психологами и специалистами каждый случай отдельно разбирается и прорабатывается.А в школах столицы проходит работа с родителями и педагогами: их учат действовать в конфликтах определенным образом, сглаживать их, пытаться решать их позитивно. Разрешать сложные ситуации в школе помогают специальные службы — школьная медиация.

Буллинг
• Буллинг – травля, повторяющаяся
агрессия
по
отношению
к
определенному
субъекту,
включающая в себя принуждение и
запугивание. Может проявляться в
физическом
насилии,
угрозах,
вербальной агрессии, унижении,
подавлении
• от 15% до 25%
всех детей
участвовали в травле либо как
пострадавшие,
либо
как
нападающие

Виды буллинга
скрытый
• игнорирование, бойкот,
исключение из отношений,
манипуляции, намеренное
распускание негативных
слухов и т.п.
открытый
• пинки, толчки, физическое
насилие, отбирание и
порча вещей, публичное
унижение

Выявление буллинга в школе
Первичные признаки:
• Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников
в оскорбительной манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо
угрожают ему, требуют выполнения пожеланий других сверстников,
командуют им.
• Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной
манере.
• Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя
адекватно защитить.
• Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он
скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом
плачет).
• Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка,
разбрасывают их, рвут, портят.
• У ребенка есть следы - синяки, порезы, царапины или рваная
одежда, которые не объясняются естественным образом .

Выявление буллинга в школе
Вторичные признаки:
• Ребенок часто проводит время в одиночестве, и исключен из
компании сверстников во время перемен, обеда. У него, по
наблюдениям, нет ни одного друга в классе.
• В командных играх дети выбирают его в числе последних или не
хотят быть с ним в одной команде.
• Ребенок старается держаться рядом с учителем или другим
взрослым во время школьных перемен.
• Избегает говорить вслух (отвечать) во время уроков и производит
впечатление тревожного и неуверенного в себе.
• Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет.
• У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость.
• Одноклассники не подсказывают, не дают списать, не спрашивают
у него тему урока, домашнее задание.

Выявление буллинга дома
Первичные признаки:
• Возвращается домой из
школы с порванной одеждой,
с порванными учебниками
или тетрадями.
• У ребенка есть следы синяки, порезы, царапины
или рваная одежда, которые
не объясняются
естественным образом (то
есть не связаны с игрой,
случайным падением, кошкой
и т.п.).

Выявление буллинга дома
Вторичные признаки:
• Никогда не приводит домой (после школы) одноклассников или
других сверстников или очень редко проводит время в гостях у
одноклассников или в местах, где они играют/проводят время.
• Нет ни одного друга, с которым можно провести время.
• Ребенка никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он
сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник.
• Боится или не хочет идти в школу, по утрам перед школой плохой
аппетит, частые головные боли, боли в животе.
• Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы.
• Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет.
• Потерял интерес к школьным предметам/занятиям, ухудшилась
успеваемость.
• Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или
наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность.
• Требует или крадет деньги у родителей.

Актуальные последствия травли для детей-жертв
буллинга
• Аффективные
нарушения:
снижение
настроения,
депрессивность, высокий уровень тревоги, многочисленные
страхи, злость (большое количество негативных эмоций).
• Соматические нарушения: нарушения сна, аппетита головные
боли, боли в животе, нарушения работы ж.к.т., неожиданные
повышения температуры и т.д.
• Когнитивные нарушения: неустойчивость внимания, трудности
сосредоточения, нарушения концентрации памяти и т.п.
• Нарушение школьной адаптации: пропуски уроков, снижение
успеваемости и мотивации к учебе.
• Поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома,
протестное поведение и т.п.
• Суицидальные мысли и попытки.

Последствия травли для школьных коллективов
• Дети-агрессоры чаще других детей попадают в криминальные
истории, формируют искажённое представление о разрешении
конфликтов и социальном взаимодействии.
• Дети, непосредственно не участвующие в травле, переживают
много негативных эмоций: страха быть на месте жертвы, бессилия,
негативного отношения к школе.
• Для учителей самыми частыми последствиями буллинга являются
большое количество негативных эмоций в общении с детьми,
проблемы с дисциплиной в классе, снижение статуса среди
учеников, чувство собственной несостоятельности и бессилия, риск
административных взысканий, когда ситуация выходит из-под
контроля и травля приводит к физическим повреждениям,
суицидальному поведению, конфликтам с родителями.
• Недоброжелательная обстановка, разобщенность между детьми,
снижение мотивации к учебе, недоверие к взрослым – это основные
последствия травли для детского коллектива.

Профилактика буллинга
Общие компоненты программ:
1. Информирование учителей, сотрудников
школы, детей и родителей о проблеме
буллинга, его механизмах и последствиях
2. Единые для школы правила в отношении
буллинга и скоординированные мероприятия
по профилактике и преодолению
3. Обучение учителей
4. Групповые занятия с детьми
5. Взаимодействие с родителями
6. Превентивные меры и вмешательство/
меры
по
разрешению
существующих
проблем
7. Мероприятия на трех уровнях: школы,
класса и индивидуальном

Восстановительный подход
- это
системный
подход
к
решению
конфликтных
ситуаций,
который
предусматривает
восстановление,
нарушенного
вследствие
конфликта,
социально-психологического
состояния,
связей и отношений в жизни его участников и
их социального окружения; исправление
причиненного конфликтом вреда.

Виды восстановительных технологий
• Круг сообщества
• Круг заботы как профилактика социального
сиротства
• Семейные конференции как инструмент
укрепления семьи
• Восстановительная медиация – технология
примирения
• Профилактические
круги
(профилактика
негативных социальных явлений: конфликтов,
девиантного поведения и т.д.)

Круг сообщества
Особенностью круга сообщества является
привлечение к обсуждению конфликтной
ситуации всех заинтересованных людей, что
обеспечивает их активное участие в принятии
решения и разделении ответственности за его
последующее выполнение.

Основная цель
Восстановить разрушенные или разрушающиеся
связи, преодолеть конструктивным образом
травмирующие
ситуации
путем
принятия
ответственности.

Стратегия
Организация
процесса
взаимопонимания
с
помощью выслушивания того, что больше всего
заботит людей, их интересов, проблем и
переживаний при поддержке команды, состоящей
из ведущего и волонтеров круга.

Чему способствует практика
проведения кругов сообщества?
1. Помощь, взаимная поддержка и сопричастность
людей в круге
2. Мирное сосуществование участников круга
3.Свободное высказывание и обсуждение проблем в
круге
4.Укрепление позитивных связей в сообществе, которое
проводит круги
5.Развитие таких качеств членов сообщества, как
эмпатия, толерантность, ответственность за счет
участия в кругах и работе с травматическими и
болезненными ситуациями
6.Принятие
участниками
ответственность
за
происходящее в круге, развитие ответственной позиции
в целом

Этап 1: Отбор случаев
Драки
Унижения
Издевательства
Отвержение ребёнка в классе (новый
ученик, ситуация длится не долго)
• Затяжные конфликты между классами,
классом и учителем и т.д.

Этап 2: Подготовительный
•Сбор информации о развитии конфликтной
(проблемной) ситуации, об участниках, о
предпринимавшихся мерах по разрешению
конфликта (проблемы)
•Определение списка участников
•Предварительные
встречи
с
каждым
участником конфликта (проблемы) с целью
подготовки к общей встрече

3. Вопросы: в чем состоит ситуация, как развивался
конфликт (проблема), каков вклад каждой стороны в
возникновение и развитие ситуации, каковы
последствия для их жизни, какие чувства вызывает эта
ситуация. В ходе этой беседы ведущий помогает
участникам
прояснять
их
чувства,
скрытые
потребности, истинные стремления, применяя
приемы активного слушания.
4. Участники высказывают свое мнение о
возможностях разрешения конфликта
(решения
проблемы), о том, что может сделать каждая сторона
для этого.

Этап 3: Встреча участников к круге
1. Приветствие ведущего, представление целей
начавшейся встречи.
2. Знакомство. Каждый участник называет свое
имя и цель своего участия во встрече.
3. Ведущий предлагает участникам принять
правила поведения в кругу: говорить о себе, о
своих чувствах, о своей точке зрения, не
допускать обвинительных высказываний, после
окончания круга сохранять конфиденциальность
и т.д.

4. Каждый участник высказывает свое мнение о
ситуации, отвечая на вопросы: в чем состоит
ситуация, как развивался конфликт, каков вклад
каждой стороны в возникновение и развитие
конфликта, каковы последствия для их жизни,
какие чувства вызывает эта ситуация.
5. Ведущий обобщает все высказывания, делает
выводы.
6. Участники высказывают свое мнение о
возможностях разрешения конфликта, о том, что
может сделать каждая сторона для этого.

7. Ведущий обобщает все высказывания, делает
выводы и проверяет, насколько они совпадают с
мнением членов круга
8. Ведущий определяет пункты соглашения или
общую точку зрения
9. Ведущий помогает определить следующие шаги в
нормализации отношений, соглашение оформляется
письменно
10. Ведущий предлагает участникам поделиться
своими впечатлениями о прошедшей встрече,
участники делают это по желанию.
11. Ведущий благодарит всех за участие и завершает
встречу.

Важные условия
результативности круга
Компетентность ведущего
Соблюдение этапов проведения круга
Соблюдение правил
Для проведения круга должно быть
подготовлено помещение, в котором можно
рассадить всех участников по кругу, чтобы во
время общего разговора все могли видеть
всех, что способствует открытому общению и
достижению взаимопонимания.

Основные правила встречи в круге
уважать
символ
слова
(предмет,
обозначающий говорящего);
- говорить искренне и с уважением к
участникам;
- оставаться в круге до его завершения;
- соблюдать конфиденциальность

Символ слова
• Символ слова передается только в одну сторону
• Люди высказываются только с символом слова в
руках
• Символ слова должен обойти круг и вернуться к
ведущему

Церемония открытия
• создает чувство общности
• готовит
людей к честному, уважительному и
конструктивному освобождению от негативных
эмоций
• определяет
безопасное
пространство
для
откровенного разговора и роста взаимопонимания
• побуждает участников действовать на основе
личных ценностей
• укрепляет общие ценности
• готовит участников к совместной работе как членов
группы
• создает понимание того, возникшие проблемы,
лучше решать сообща

Церемония закрытия
• позволяет обдумать то хорошее, к чему
пришли участники круга в результате
обсуждения проблемы
• напоминает о созданных связях и выражает
надежду на длительный успех процесса
круга

Ведущий может:
- подвести итог сказанному в круге и поднять другие
вопросы до того, как он передаст символ слова
дальше
- оставить символ слова у себя и попросить
некоторых участников объяснить какие-то моменты
или ответить на определенные вопросы
- передать символ слова другому участнику для
начала нового раунда круга - оставить символ слова у
себя и предложить любому из круга высказаться
- поместить символ слова в центр круга, чтобы его
мог взять любой участник

Этап 4: консилиум специалистов по
результатам проведенной работы (СШМ)
Цель консилиума - обмен мнениями по следующим
вопросам:
• как велась подготовка и планирование работы
• все ли пункты плана были достаточно проработаны
• насколько
эффективно
были
проведены
предварительные
встречи
с
каждой
из
противоборствующих сторон
• достиг ли круг сообщества поставленных целей
• как возникали и как преодолевались затруднения в ходе
работы, что мешало и что помогало достижению
поставленных целей
• каков прогноз развития ситуации
• составляется анализ проведенной работы (по этапам) к
которому прилагается разработанный в круге план
действий по решению проблемы

Основные результаты круга
составление
плана
действий
относительно
урегулирования проблемной ситуации
- осознание участником своих чувств, потребностей,
убеждений, мотивов поведения
- осознание собственного вклада в создавшуюся
кризисную ситуацию (не другие виноваты, а я сам … )
- активизация внутренних позитивных ресурсов участника,
повышение самооценки
- повышение способности адаптации к меняющимся
условиям жизни, а также к тяжелым кризисным ситуациям
развитие способности по-другому посмотреть на
конфликт, придумать выход из трудной ситуации

- доверие к себе, развитие
мотивации на
социально-полезную активность
развитие
способности
построения
эмоционально благополучных отношений
- развитие умения позитивного отношения к
неизбежным между людьми столкновениям
интересов и потребностей
- развитие умения использовать конфликты для
лучшего понимания себя и других, а также для
решения проблем

Образовательная среда не всегда комфортна, в ней присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на психическое развитие обучающихся. Одним из таких факторов является буллинг.

  • зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;
  • желание подчинить, контролировать кого-то;
  • виктимность жертвы.

Последствия травли одноклассниками могут быть самыми плачевными. Ребенок привыкает считать себя неудачником и, как правило, не достигает успеха в жизни. Отсутствие навыка общения в коллективе делает его нелюдимым и замкнутым. Такие люди эмоционально неустойчивы, порой психически нестабильны.

Буллинг – скрытый процесс. Всем известно о его существовании, при столкновении с ним каждый пытается что-то предпринять. Однако никто не знает, сколько связанных с травлей страданий ежедневно испытывают школьники. Жертвами издевательств становятся ученики с умственными и физическими недостатками. Нередки случаи самоубийств и даже убийств.

Травля в школе – явление распространенное. Для его предотвращения, разрешения конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения ребенка и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц.

Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга

Для определения ситуации буллинга и его последствий необходимо собрать информацию и провести клинико-психологическое обследования. Опрашиваются пострадавший, возможные участники издевательств над жертвой и свидетели. Тщательным образом проводится анализ полученной информации. В результате анализа проясняются следующие аспекты:

  • Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища
  • Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается.
  • Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой, оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.
  • реальность буллинга;
  • его длительность;
  • характер (физический, психологический, смешанный);
  • основные проявления;
  • участники (инициаторы и исполнители);
  • их мотивация;
  • свидетели и их отношение к происходящему;
  • поведение жертвы (пострадавшего);
  • динамика происходящего;
  • прочие важные для диагностики обстоятельства.
  1. Создание условий недопущения буллинга.
  2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями.
  3. Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.

На втором – определить проблему (ее суть, серьезность, частоту возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей). Контролируются агрессивные намерения обидчиков и состояние жертвы. Вырабатывается план действий.

Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у подростков патологических последствий буллинга и оказанию квалифицированной комплексной помощи.

Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Острый психоз и суицидальное поведение – поводы для экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного расстройства необходимо экстренно убеждать родителей проконсультировать ребенка у психиатра.

Кто становится буллером?

Буллерами зачастую становятся дети, растущие без запретов, не знающие, что такое авторитет родителей. В то же время им очень не хватает внимания и уважения взрослых. Тоска по этим чувствам вызывает агрессию, которая какое-то время подавляется: ребенок не может выплеснуть ее на родителей. Тогда он начинает искать подходящую мишень. В школе со строгими правилами, в атмосфере взаимного уважения такой обучающийся обычно контролирует поведение. Но при возможности безнаказанно проявлять свою власть и силу у него загораются глаза. Большинство буллеров – это дети с ярко выраженными нарциссическими чертами характера. Они растут без внутреннего ощущения собственного достоинства, и поэтому им все время приходится самоутверждаться за счет других людей.

Как распознать нарциссические черты в своем ребенке?

Эгоизм, стремление в любой ситуации получить лучшее, как правило, заметны уже в 5 лет. Например, ребенок хватает лучший кусок со стола, причем делает это спокойно и уверенно. К сожалению, в обществе, нацеленном на внешний успех и потребление, желание ребенка быть во всем первым для многих родителей становится поводом для гордости. Кроме того, родители буллера нередко столь же нарциссичны, как и их ребенок. Они могут жестоко его наказать, но тот сорвет зло на очередной жертве. Примерно 50% агрессоров одновременно сами являются жертвой – в своей семье или в другом коллективе.

Профилактические мероприятия

Если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все более опасными. Реакция школьного сообщества на случаи насилия – важный аспект в решении проблемы.

Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако если ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса, то высока вероятность избежать многих конфликтов.

Ключевые слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга: предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения.

Необходимо организовывать классные часы, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Социально-психологичесая служба должна проводить с классами тренинги на сплочение классного коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.

Основная цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы, помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.

  • подготовка учителей для работы с трудными детьми;
  • содействие улучшению социального самочувствия;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
  • снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и алкоголем;
  • развитие и формирование самостоятельности и социальной компетентности;
  • изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.

Объединение профилактических мероприятий в единую систему (см. приложение) позволит создать в образовательной организации (далее – ОО) безопасное психологическое пространство. В основном меры сводятся к формированию определенных установок у каждого отдельного ученика, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.

Приложение

Примерный план мероприятий по профилактике и предотвращению буллинга в общеобразовательной организации на учебный год

Цель: создание благоприятных условий для успешного развития каждого ребенка, сохранения физического, психического и психологического здоровья.

В современном мире процедура медиации с каждым днем становится все более актуальной. Ведь сегодня общество полно стрессов, которые впоследствии вытекают в конфликты и споры. И в большинстве случаев решить возникающие проблемы могут помочь медиаторы.


Именно медиаторы, благодаря своему профессионализму и большому жизненному опыту, помогают сторонам прийти к компромиссу и найти общее решение.

Люди, знакомые с медиацией, знают, что применение примирительной процедуры достаточно обширно. Медиация помогает решить корпоративные и семейные споры, конфликты на работе, в образовании, в банковской и других сферах. В том числе – и в делах с участием несовершеннолетних.

Закон регулирует общественные отношения в сфере организации медиации в Казахстане, определяет ее принципы и процедуру проведения, а также статус медиатора.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних – часть государственной правовой политики нашей страны. И сегодня в Казахстане сформировалась национальная модель защиты прав детей, основанная как на институциональном, так и на законодательном уровнях, в соответствии с устоявшимися международными стандартами.

Девиантное поведение и трудновоспитуемость несовершеннолетних – одна из актуальных социальных проблем любого государства. На особенности поведения молодежи, особенно школьного возраста, влияет целый ряд различных факторов, таких как социокультурная среда существования, специфика и особенности воспитания в семье или за ее пределами, действия государства и другие.

Вместе с тем, в мире существует целый ряд проблем, связанных с безопасностью детей в организациях образования, в том числе у нас в стране. Об этом много пишут и говорят. Но давайте обратимся к официальным источникам.

Так, по данным Доклада о положении детей в Республике Казахстан в 2018 году, размещенного на сайте Комитета по охране прав детей МОН РК, половина школьников во всем мире в возрасте от 13 до 15 лет, что составляет около 150 миллионов детей, сообщают, что испытали насилие со стороны сверстников на территории школы и за ее пределами.

Существует множество форм насилия, с которыми сталкиваются подростки в классе и вне класса: во всем мире более чем каждый третий подросток в возрасте 13-15 лет испытывает травлю, и примерно такая же доля детей вовлекается в драки; 3 из 10 учащихся в 39 промышленно-развитых странах признаются в травле сверстников; около 720 миллионов детей школьного возраста живут в странах, где телесные наказания в школе запрещены не в полной мере; девочки чаще становятся жертвами психологических форм издевательств, а мальчики имеют более высокий риск быть подверженными физическому насилию и угрозам.

Важно подчеркнуть, что в мире с возрастающей цифровизацией обидчики распространяют информацию жестокого, оскорбительного и унизительного содержания одним лишь нажатием на клавишу. Проблема насилия, или, иными словами, буллинга и кибербуллинга ра́вля (жарг. бу́ллинг — англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива, особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) в казахстанских школах распространена в достаточно критических масштабах.

По результатам казахстанского исследования проблем насилия в отношении детей в школах, 66% детей столкнулось со школьным насилием и дискриминацией (психологическое, физическое насилие, вымогательство, оскорбления и притеснения сексуального характера, кибербуллинг и дискриминация). При этом 63% детей стали свидетелями насилия и дискриминации, 44% – жертвами, 24% совершили акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школе. Треть детей (33%), ставших свидетелями школьного насилия, не рассказали никому о происшествии.

Последствия буллинга не только негативно сказываются на психологической обстановке в школе, но и затрагивают качество образования. Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS показало, что отсутствие безопасности и частые случаи школьного насилия отрицательно влияют на результаты обучения учеников.

По данным социологического опроса детей в рамках подготовки данного доклада, в Казахстане 12,4% опрошенных детей столкнулись с буллингом, то есть испытывали на себе эмоциональное и физическое насилие со стороны сверстников, старших детей. Обеспокоенность вызывают Кызылординская (18,1%), Акмолинская, Актюбинская области (16,5%). Ниже среднего показателя по стране наблюдается в Алматы (7,6%), ЗКО (8,3%).

Приведенные данные должны насторожить общество, соответствующие государственные службы и структуры. На наш взгляд, особое внимание необходимо уделить школьной медиации как действенному инструменту в борьбе со школьным насилием и дискриминацией.

Отмечая отдельные положительные примеры распространения школьной медиации в отдельных регионах страны, необходимо констатировать недостаточность этой работы. Повсеместное распространение метода школьной медиации позволит максимально вовлечь несовершеннолетних в применение принципов медиативного подхода, позитивного общения, будет способствовать их социализации, развитию эмоционального интеллекта, созданию безопасной образовательной среды.

На наш взгляд, в этом процессе должны принять участие педагоги, школьные психологи, представители правоохранительных органов, судьи, и конечно, профессиональные медиаторы. Сотрудники правоохранительных органов и судьи, на живых примерах должны показать пагубность девиантного поведения, которое очень часто приводит подростков на скамью подсудимых.

Принимая во внимание все еще недостаточное распространение школьной медиации, особенно в регионах, считаем необходимым уделять данному вопросу больше внимания со стороны государства, подключать родителей, семью, общественность, активнее использовать социальные сети и другие средства массовой информации.

Дети – наше будущее, и оттого, каким оно вырастет, зависит судьба нации, общества в целом и будущее государства. Это не громкие слова, это реальность, с которой мы должны считаться. Необходимо всеми силами помогать развитию школьной медиации, создавать необходимые условия профессиональным медиаторам, уделять необходимое внимание, обучать молодых педагогов и старшеклассников формам и методам медиации. Только в этом случае мы сможем побороть нехорошие, вредные и опасные тенденции развития девиантного, агрессивного поведения, буллинга в организациях образования.

Никто не должен оставаться в стороне от этой непростой, скрупулезной, но очень нужной и важной работы для нашего общества и государства.Бесконфликтная среда – вот к чему мы все должны стремиться. И для достижения этой цели нужна большая, кропотливая работа.

Читайте также: