Буклет артикуляционная гимнастика для детей 5 6 лет в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Предлагаю Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

hello_html_6e2201e1.jpg

"Окошко"
широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно

hello_html_m2b789cc5.jpg

"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

hello_html_m26eae37b.jpg

"Чашечка"
улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

hello_html_205df198.jpg

"Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

hello_html_7134ea9d.jpg

"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

hello_html_60b70208.jpg

"Маляр"
губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

hello_html_389cad5d.jpg

"Грибочек"
улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке
присосать широкий язык к нёбу

hello_html_m7e10c1b8.jpg

"Киска"
губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

hello_html_m506b0782.jpg

"Поймаем мышку"
губы в улыбке, приоткрыть ро,т произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

hello_html_m59cea6aa.jpg

"Лошадка"
вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

hello_html_m3c560736.jpg

"Пароход гудит"
губы в улыбке, открыть рот с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы. "

hello_html_77e252b0.jpg

"Слоник пьёт"
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника",
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая

hello_html_ma0cd7aa.jpg

"Индюки болтают"
языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба. "

hello_html_m5ba24ee7.jpg

hello_html_4448e41.jpg

"Орешки"
рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

"Качели"
улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы

hello_html_5679baf2.jpg

"Часики"
улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Цель артикуляционной гимнастики - это тренировка и выработка точных движений органов артикуляционного аппара- та, которые необходимы для правильного произношения.

Основные рекомендации при проведении упражнений артикуляционной гимнастики.

  1. Заниматься с ребенком артикуляционной гим- настикой необходимо каждый день. Для того, чтобы ребенку не надоело, рекомендуют про- водить занятия несколько раз в день по 3-5 минут.
  2. За одно занятие используйте 2-3 упражнения.
  3. Повторять каждое упражнение необходимо 5- 7 раз.
  4. Проводить занятия с ребенком в игровой фор- ме.
  5. Начинать занятия с легких упражнений и пе- реходить к более сложным.
  6. Не добавляйте более одного нового упражне- ния при занятии с ребенком, необходимо по- стоянно закреплять изученный материал.
  7. При выполнении упражнений артикуляцион- ной гимнастики, ребенок должен находиться в спокойном и расслабленном состоянии. Луч- ше в положении сидя, ребенок должен вас хо- рошо видеть, чтобы мог правильно повторить упражнение.
  8. Ребенку можно дать зеркало, чтобы он видел свое отражение и вы могли бы вместе контро- лировать выполнение упражнения.
  9. Начинать занятия артикуляционной гимнасти- ки лучше с упражнений для губ.
  10. Следите за правильностью выполнения упраж- нения ребенком.

Все упражнения артикуляционной гимнастики должны проводиться симметрич- но – слева и справа, для верхней и нижней гу- бы.

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

ВложениеРазмер
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_malyshey.docx 411.49 КБ

Предварительный просмотр:

Цель артикуляционной гимнастики - это тренировка и выработка точных движений органов артикуляционного аппара- та, которые необходимы для правильного произношения.

Основные рекомендации при проведении упражнений артикуляционной гимнастики .

  1. Заниматься с ребенком артикуляционной гим- настикой необходимо каждый день. Для того, чтобы ребенку не надоело, рекомендуют про- водить занятия несколько раз в день по 3-5 минут.
  2. За одно занятие используйте 2-3 упражнения.
  3. Повторять каждое упражнение необходимо 5- 7 раз.
  4. Проводить занятия с ребенком в игровой фор- ме.
  5. Начинать занятия с легких упражнений и пе- реходить к более сложным.
  6. Не добавляйте более одного нового упражне- ния при занятии с ребенком, необходимо по- стоянно закреплять изученный материал.
  7. При выполнении упражнений артикуляцион- ной гимнастики, ребенок должен находиться в спокойном и расслабленном состоянии. Луч- ше в положении сидя, ребенок должен вас хо- рошо видеть, чтобы мог правильно повторить упражнение.
  8. Ребенку можно дать зеркало, чтобы он видел свое отражение и вы могли бы вместе контро- лировать выполнение упражнения.
  9. Начинать занятия артикуляционной гимнасти- ки лучше с упражнений для губ.
  10. Следите за правильностью выполнения упраж- нения ребенком.

Все упражнения артикуляционной гимнастики должны проводиться симметрич- но – слева и справа, для верхней и нижней гу- бы.

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Обращайтесь к нам по адресу:

692962, Приморский край, Партизанский район, с. Владимиро –Александровское; ул. Комсомольская 63 В

Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Содержимое публикации

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.

Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.

Выполняется комплекс гимнастики несколько раз в день.

Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение.

Организация проведения

артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики!

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

МДОУ Детский сад №71

в помощь родителям

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно, упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".

Юлия Огнева
Информационный буклет. Артикуляционная гимнастика.

Хочу поделится информационным буклетом для родителей логопедической группы.

Он выполнен в программе Publisher, а в своем посте я публикую полный его текст, а также изображение в формате презентации.

Первые рекомендации, которые дает логопед, это специальные упражнения для развития мышц речевого аппарата: губ, щек, языка.

К сожалению, не все родители осознают важность этого этапа коррекции речевых нарушений. Делают упражнения несколько раз и потом забывают, не успевают или вовсе не считают нужным выполнять. А между тем, эта работа является первым, подготовительным, этапом к постановке правильных звуков, о которых мечтают все родители!

Цели и задачи гимнастики

* Активизация мышц и кровообращения в зоне, принимающей участие в речи: губах, щеках, языке. В процессе гимнастики мышцы укрепляются, кровоснабжение данных зон улучшается, что облегчает ребенку произнесение нарушенных звуков. Поэтому несколько минут гимнастики рекомендуется выполнить перед произнесением речевого материала, рекомендованного логопедом.

* Вторая важная задача гимнастики: ребенок начинает понимать строение своего артикуляционного аппарата : где находится верхняя и нижняя губы, передние и боковые зубы, что значит поднять язык, загнуть его вверх или вниз. Понимание ощущений позволит ребенку правильно выполнять задания логопеда и держать артикуляционный уклад (положение губ, языка, зубов для того или иного звука)

Сколько времени этим заниматься

Выполнять упражнения необходимо ежедневно, желательно несколько раз по 5—7 минут. Можно делать упражнения в машине, по дороге в детсад, во время любых бытовых дел! Совсем необязательно для этого выделять специальное время.

Хорошая новость для всех: всю жизнь этим заниматься не придется!

Когда звук автоматизируется, т. е. ребенок будет сам произносить его правильно во всех положениях и словах, необходимость в гимнастике отпадет!

Помощь родителей неоценима!

Ребенок, который чувствует участие и контроль всех членов семьи за своей речью, гораздо быстрее начинает говорить правильно, по сравнению с теми, с кем не занимаются дома.

Вы помогаете своему малышу преодалеть речевые нарушения, почувствовать себя большим, готовым к школьному обучению.

Ведь другого, такого благодатного периода, в жизни ребенка не будет, т. к в школе другие цели и задачи!

Логопедический клуб "Лого-Эксперт"

Логопедический клуб "Лого-Эксперт"

Логопедический клуб "Лого-Эксперт" запись закреплена

БУКЛЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В данных буклетах для родителей представлены рекомендации логопеда по развитию речи детей в игре в домашних условиях. Игры направлены на развитие артикуляционных навыков, лексико грамматических категорий, памяти, внимания, мышления. Все игры подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей.
******************
Сталкивались со сниженной познавательной активностью детей на занятиях? Пройдите Практикум "100+ новых логопедических игр для запуска и коррекции речи ребенка", чтобы научиться применять современные игровые технологии для развития ребенка, запуска речи и коррекции речевых нарушений различной этиологии и сложности.
Вы сможете грамотно подбирать игры и добиваться высоких результатов от коррекционно-логопедических и развивающих занятий с детьми. А также получите огромное количество авторских методик и более 100 новых современных игр для развития и коррекции.

Читайте также: