Бруно латур где приземлиться краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Люди не центр Вселенной, живая природа должна быть наделена субъектностью, а ее агенты (в том числе вирусы) – политическим представительством: Латур не единственный, кто развивает такие идеи, но, вероятно, первый, кто придумал популяризировать их театральными средствами. Театр временно свернулся, но актуальность поставленных французским философом вопросов сегодня только обострилась.

Кто такой Бруно Латур

При чем здесь театр

От диспута к пьесе

Исследуя исторический случай, Латур нередко реконструирует его в виде научных дебатов. В аудиториях Кембриджа он разыграл знаменитый публичный спор 1903 г. между Габриэлем Тардом и Эмилем Дюркгеймом о природе социологии и ее отношении к другим наукам (сам Латур выступал в роли Тарда, а его коллега Бруно Карсенти в роли победителя Дюркгейма). В другом проекте Латура – в Центре Помпиду – двое ученых (Эли Дюринг из Университета Нантера и Химена Каналес из Гарварда) реконструировали не имевший места в действительности, но оставивший многочисленные следы в публикациях спор 1922 г. между Альбертом Эйнштейном и Анри Бергсоном о природе времени. Эйнштейн утверждал, что Бергсон ничего не понимает в физике, а Бергсон видел в идеях Эйнштейна не очень хорошо развитую метафизику.

Земля ускоряется

image


ГДЕ ПРИЗЕМЛИТЬСЯ?
Опыт политической ориентации

Публикация фрагмента книги

ЛЕС


ГДЕ ПРИЗЕМЛИТЬСЯ?
Опыт политической ориентации

Наталья Зайцева и Алексей Воронков

"Горячая ультрасовременность"


ГДЕ ПРИЗЕМЛИТЬСЯ?
Опыт политической ориентации

Что такое социальные исследования науки и техники

Theory and Practice

В этой книге Латур утверждает, что мы вошли в новую эпоху, когда Земля перестала быть просто инструментом и площадкой наших действий, а стала полноценным политическим актором. Если раньше она молча позволяла человеку пользоваться собой как безмолвным и неиссякаемым ресурсом, то сегодня обретает голос. Латур призывает услышать этот голос и пересмотреть основания политического устройства в новых условиях, когда на сцене появляется новый участник — наша планета. С этой темой связаны и многочисленные прикладные проекты социальных исследователей сегодня. Они выясняют, как в регионах, которые уже затронули климатические изменения, люди учатся обращать внимание на ранее неочевидную агентность Земли.


ГДЕ ПРИЗЕМЛИТЬСЯ?
Опыт политической ориентации

Новые книги

Коммерсант Weekend


ГДЕ ПРИЗЕМЛИТЬСЯ?
Опыт политической ориентации

Пять книжных новинок, заслуживающих вашего пристального внимания

Горький медиа

Сочетая публицистический пафос с вполне научным подходом к вопросу, Латур делает неожиданно позитивный вывод и говорит, что все будет хорошо. Правда, для этого сначала придется вспомнить о старых добрых европейских ценностях, на которых до недавнего времени держалась наша цивилизация.


ГДЕ ПРИЗЕМЛИТЬСЯ?
Опыт политической ориентации

Топ продаж за июль 2019


ГДЕ ПРИЗЕМЛИТЬСЯ?
Опыт политической ориентации

Интервью Олега Хархордина с Бруно Латуром

Colta

Copyright © 2009 — 2022. Европейский университет в Санкт-Петербурге. Реквизиты


Новая книга французского социолога и философа Бруно Латура (род. 1947) написана на злобу дня: в центре внимания автора — текущая политическая ситуация в мире и, прежде всего, в Европе, а также определяющие ее факторы. Главным из этих факторов Латур считает новый климатический режим, без осознания реальности которого мы, по его мнению, не сможем найти политических ориентиров и встать на твердую землю, уходящую у нас из-под ног под влиянием глобализации. Излагающая в сжатом виде практические выводы из экологической философии Латура, книга завершается своеобразным гимном Европе и ее будущему. Для социологов, философов, политологов и всех интересующихся вопросами глобализации, климатических изменений и современной политики.

Контакты


Содержание

Биография

Дайте мне лабораторию, и я переверну мир

Политика природы

В центре внимания статьи — развивавшаяся в последнее время идея политической экологии, которая породила движения, старающиеся воздвигнуть в качестве основополагающего политического принципа заботу об окружающей среде. В практике этих движений наблюдается застой, и Б. Латур пожелал разобраться в самой идее политической экологии, чтобы выяснить причину такого исхода. В процессе этого исследования выясняется, что политическая экология из-за непроработанной теоретической основы заблуждается относительно своей реальной деятельности. Забота о природе на самом деле не входит в сферу её компетенции по ряду причин.
Первая причина заключается в том, что политика не может защищать интересы природы, так как изначально создана для защиты интересов человека и именно его полагает субъектом. Она может защищать природу, только наделив её субъективными качествами и наделив естественными правами, ранее принадлежавшими лишь человеку: это ведёт к абсурду. Вторая причина — политическая экология полагает реальные интересы природы и природу саму по себе как явление, доступное непосредственному пониманию человека, тогда как на самом деле она имеет дело лишь с научной интерпретацией феномена природы. Поэтому разговоры о глобальных природных кризисах всегда субъективны, касаются частностей и не имеют под собой настоящих оснований. Значение политической экологии состоит в том, что она выявляет контраст между ясными, чётко определёнными научными понятиями и непредсказуемыми, выходящими за пределы этих понятий явлениями реального мира во всей их сложной внутренней взаимосвязи.

Читайте также: