Британская школа психоанализа представители

Обновлено: 04.07.2024

Оглавление Введение 2 1. Понятие современного психоанализа 4 2. Основные школы современного психоанализа 5 2.1. Британская школа психоанализа. 5 2.2. Американская школа психоанализа 7 2.3. Французская школа психоанализа. 14 Заключение 19 Список используемой литературы 20

По данной работе можно сделать следующие выводы Психоанализ — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Несмотря на то, что, по мнению Фрейда, психоанализ должен был приобрести международный характер, история психоаналитического движения наглядно продемонстрировала, что в зависимости от стран и культур психоанализ смог следовать самым разнообразным направлениям. Создание Фрейдом в 1910 году Международной психоаналитической ассоциации (IPA) ставило перед собой цель объединить в первую очередь врачей и специалистов не имеющих отношения к медицине, собравшихся заниматься новой дисциплиной, а затем и объединить национальные психоаналитические общества. На заре истории психоанализа Вена, Берлин и Москва были великими столицами, представлявшими это международное психоаналитическое движение. История двадцатого века, пережившего две мировые войны, показала, что этот фундамент может быть поколебленным, но тем не менее, фрейдовское открытие бессознательного и детской сексуальности осталось незыблемым. Основными школами современного психоанализа являются: британская школа психоанализа, американская школа психоанализа и французская школа психоанализа.

Однажды возникнув, любое явление развивается. Этот закон природы применим ко всему, в том числе и к психоанализу. Поэтому не стоит удивляться, что вскоре после основания школы психоанализа Зигмунда Фрейда его последователи стали одну за другой открывать свои, разрабатывая все новые и новые направления. Каковы же они?

Откуда есть пошла.

Психоанализ — это не только не вся психотерапия, но даже не единственная из ее школ. Тем не менее, направлений в самом психоанализе великое множество. Зигмунд Фрейд разработал теоретический базис, опробовал его практическое применение, а также подвел философское обоснование и создал метод лечения. Все ближайшие соратники Фрейда признавали наличие бессознательного, были согласны с тем, что конфликт в психике приводит к ее расстройству, а при осознании бессознательного (влечения, страха, потребности) человек уменьшает внутреннее напряжение, а иногда и снимает сам внутренний конфликт. Терапия, основанная на классическом психоанализе, занимает долгие годы и требует регулярных и достаточно частых встреч пациента с врачом.

Однако этот базис, хоть и стал неоспоримой основой, оказался для многих категорически недостаточным. Мы уже говорили о направлениях, которые разрабатывали ближайшие соратники и последователи Фрейда — Адлер, Юнг и Фромм. Но число тех, кого интересовали все более широкие — или, напротив, узкие и глубокие — аспекты психоанализа, постоянно и неуклонно росло.

Зигмунд Фрейд выдвинул ряд идей, но, увы, не попытался свести их в единую систему, сосредоточив внимание на понятии Оно и эдиповом комплексе и упуская вопрос объектных отношений. А именно это понятие в психоанализе становится ключевым в 1940-х годах.

Эгоисты

Одним из первых значительных ответвлений от классического психоанализа стала так называемая эго-психология (или персонологическая психотерапия). Такое название данная школа получила потому, что главный упор в изучении был смещен с Оно, которое больше всего интересовало самого Фрейда, на Эго. Основными представителями этого направления стали дочь Зигмунда Анна Фрейд, а также Хайнц Хартманн и Эрик Эриксон.

Еще один нео

Салливан считал, что на формирование психического расстройства оказывает влияние огромное количество социокультурных факторов. А само развитие индивидуума происходит в процессе взаимодействия человека с эмоционально значимыми для него людьми. Именно эта идея и легла в основу теории интерперсональных отношений.

Основной задачей для Гарри Салливана стало сближение психиатрии и социальных наук, потому что развитие человеческого Я он мыслил только в рамках взаимодействия этого Я с социумом и усвоения им социальных оценок и ролей. Очень многое для своей теории Салливан взял у Фрейда, кроме того, среди своих вдохновителей он называл Джорджа Герберта Мида, Джона Дьюи, Чарльза Кули, а также Рут Бенедикт и Эдварда Шапиро.

Согласно воззрениям Салливана, человек представляет собой сложнейшую биосоциальную систему. Развитие индивидуума он представлял как процесс непрекращающегося обмена информацией между личностью и окружающим миром. Только родившись, каждый из нас испытывает потребность в контакте с другими людьми, и эта потребность биологическая. Отсутствие такого контакта не только нарушает процесс развития, но и ведет к психопатологическим нарушениям.

Ситуации взаимодействия с миром, в которые мы попадаем на протяжении всей жизни, с момента рождения и до смерти, являются повторяющимися. И каждый усваивает определенный алгоритм действий — реакции на определенную ситуацию.

Большое внимание Салливан уделял вопросу защитных механизмов, в частности сновидениям, мифам и мифологемам, причем как общим для всего человечества, так и личным мифам, которые, согласно его воззрениям, являются персональной защитой для каждого из нас.

Салливан намного опередил свое время, его идеи лежат в основе групповой и семейной терапии, которая начала развиваться только в конце ХХ века.

Из материнских рук

Возможно, для человечества было счастьем, что долгие века официально миром правили мужчины! Ведь схватки между женщинами порой выходят куда более свирепыми, нежели между самыми доминантными представителями сильного пола. Одно из таких сражений произошло и на полях психоанализа, когда в непримиримой борьбе идей сошлись две представительницы пола прекрасного и, как принято считать, слабого — Анна Фрейд и Мелани Кляйн.

Анна Фрейд

Мелани Кляйн первой из психоаналитиков высказала идею о том, что основным фактором развития личности являются отношения младенца с матерью, а также конфликт между инстинктами жизни и смерти. Влечение к жизни порождает способность любить и проявление либидо, влечение к смерти — деструктивные импульсы и агрессию.

Взгляды Кляйн были не просто революционными — для большинства ее современников, даже тех, кто сам был психоаналитиком, они были шокирующими. Она стала фактически создательницей детского психоанализа. С детьми работала и Анна Фрейд, но и она полагала, что до семилетнего возраста психоаналитическая работа с ними невозможна. Кляйн же создала методику и технику для проведения анализа состояния детей всех возрастов.

Аналогом метода свободных ассоциаций для детей стала игра. Именно в ней, по мнению Кляйн, дети выражали свои желания, фантазии, проблемы и опыт. Игрушки становились для малышей символом внешних и внутренних объектов, ассоциируясь у них как с теми, кто представляет угрозу или несет агрессию, так и с теми, кто дает им защиту и убежище.

Мелани Кляйн

Кляйн дала возможность психотерапевтам работать с пациентами совсем юного возраста, ввела понятия проективной идентификации, проекции и интроекции, доказала существование у ребенка в доэдиповом периоде мощного и агрессивного Супер-Эго. Но особое значение для дальнейшего развития психоанализа имело то, что она фактически заложила основы теории объектных отношений.

Главней объекта зверя нет!

Теоретические построения Мелани Кляйн настолько сильно потрясли мир психоанализа, что стали основой для зарождения целой школы, получившей потом название британской, так как все ученые, работавшие в этом направлении, проживали в Великобритании. Их имена теперь известны всему медицинскому миру: Винникотт, Спитц, Боулби, Балинт, Фейрбейрн, Гантрип и другие.

Представители британской школы полагали, что не влечения играют главную роль в формировании психики, а характер отношений с матерью и другими значимыми фигурами в окружении ребенка — объектами. А потому это направление получило название теории объектных отношений.

Внутренняя реальность не существует изначально, она формируется в три этапа: интеграция, персонализация и реализация. Младенец не интегрирован в реальность, и при определенных условиях он может так и остаться не включенным в окружающий мир или снова вернуться в состояние неинтегрированности.

В существование врожденных фантазий и интрапсихических структур Винникотт не верил. Самым важным с его точки зрения был контакт ребенка и матери. Мать — главный объект для младенца и его проводник в реальный мир, единственная, кто дает ему возможность приобрести качества личности.

Ребенок проходит несколько стадий зависимости: абсолютная (когда он не контролирует то, что происходит, а только принимает заботу и защиту), относительная (выражает потребности и осознает связь между требованием и его удовлетворением) и путь к независимости (у ребенка возникает возможность обходиться без реальной заботы, накапливаются воспоминания о заботе и развивается доверие к внешнему миру). Если мать отсутствует, ребенок сначала переносит потребности на переходный объект, потом отказывается и от него, обретая самостоятельность.

Теория самости разрабатывалась в процессе работы Кохута с пациентами, страдающими нарциссическими расстройствами. И это наложило определенный отпечаток на его концепцию. Основной проблемой у людей с нарциссическими расстройствами Кохут полагал глубокую неудовлетворенность потребности в уважении, одобрении и причастности к другим людям. В связи с этим он рассматривал Я как рефлексивную структуру, выполняющую функцию самоотображения и самоотношения. На одном полюсе Я находятся его претензии (потребность в достижениях, признании, господстве), а на другом — идеализированный образ родителей.

Опираясь на этот опыт работы, Кохут вывел теорию дефицита, отличающуюся от фрейдовской теории конфликта. И целью психотерапии он считал не проработку конфликта, а оказание помощи по формированию новой психической структуры пациента.

Помимо изучения объектных отношений Кохут много времени уделял и изучению девиантного поведения у детей, считая его реакцией на лишения.

Отдельную нишу занимает в этом направлении один из наиболее известных и авторитетных психоаналитиков современности — Отто Кернберг (1928 г. р.). В свое время он был большим приверженцем теории Мелани Кляйн, но за много лет сумел объединить ее постулаты с идеями Малер, Эриксона и ряда других исследователей, назвав в итоге собственную теорию эго-психологией. Но по сути он создал интегрированную теорию объектных отношений, адаптировав ее к лечению психических расстройств.

худ. Берта Моризо. Колыбель. 1872

Британская школа психоанализа поставила на первое место взаимоотношения матери и ребенка (худ. Берта Моризо. Колыбель. 1872)

Кернберг выделяет три структурные организации личности: невротическую, пограничную и психотическую. Организация личности зависит от того, насколько человек воспринимает собственную идентичность, насколько развит механизм защитных реакций и насколько высока способность индивидуума воспринимать и осознавать реальность.

В настоящее время Отто Кернберг является одним из самых авторитетных и влиятельных психоаналитиков в мире.

Разумеется, это далеко не все направления современного психоанализа, но основные его тенденции. О некоторых школах — экзистенциальный психоанализ (Ж. П. Сартр, Л. Бинсвангер), структурный психоанализ (Ж. Лакан) и других — мы еще поговорим ниже, в отдельных главах.

История психоанализа в Великобритании началась в конце XIX - го века , она тесно связана с историей Британского психоаналитического общества и рождает оригинальную концепцию многих авторов, наиболее известны Эрнест Джонс , Эдвард Гловер , Мелани Кляйн , Дональд Винникотт и Уилфред Бион .

Резюме

Истоки британского психоанализа

Первые контакты с идеями Фрейда были установлены в 1893 году в ходе исследования истерии Фредерика У. М. Майерса . Он представляет взгляды Зигмунда Фрейда в презентации для Общества психических исследований . Более известный, Хэвлок Эллис представил фрейдистские мнения английским врачам в неврологических журналах .

Связи с Кембриджским университетом и Bloomsbury Group

Интеллектуальное влияние Фрейда на студентов Кембриджа в период между двумя войнами очень важно.


Создание Британского психоаналитического общества

Основание Британского психоаналитического общества

В 1919 году Джонс распустил Лондонское психоаналитическое общество , обвинив нескольких психоаналитиков, в частности Дэвида Эдера, в том, что они остались под влиянием Юнга после разрыва последнего с Фрейдом. В 20 февраля 1919 г. Джонс выступил с инициативой создания Британского психоаналитического общества , которое он возглавлял до 1946 года. Новое общество было седьмым членом Международной психоаналитической ассоциации , оно началось с двенадцати членов, помимо Дэвида Эдера, Барбары Лоу , Бернарда Харта, Уильяма Макдугалла , Сирил Берт , Уильям Халс Риверс . В 1920 году в составе СБП было 27 полноправных и ассоциированных членов.

Джеймс Гловер и его младший брат Эдвард Гловер , врачи шотландского происхождения, прошли подготовку в качестве психоаналитиков и взяли на себя обязанности в рамках Общества. Джеймс Гловер работал в Медико-психологической клинике , первой лондонской клинике, предлагающей психоаналитическую терапию, затем провел дидактический анализ с Карлом Абрахамом в Психоаналитическом институте в Берлине . Он был принят в члены СБП в 1921 году и стал членом совета Общества в 1924 году; он является тренером кандидатов в аналитики и имеет обязанности заместителя директора Лондонской клиники психоанализа, созданной 6 мая 1926 г. . Он также присутствует в медицинской секции Британского психологического общества .

Радиация


Большое количество женщин подчеркивает, что профессия психоаналитика предлагает им как профессиональные возможности, так и новые перспективы в отношении исследований по вопросам, касающимся материнства или детей. Прибытие Мелани Кляйн представляет собой определяющее событие в истории британского психоанализа и совпадает с очень значительным интересом Психоаналитического общества к клиническим исследованиям, касающимся детей.

Подразделения

Научные споры (1941-1945)

Различия между Мелани Кляйн и Анной Фрейд


Теоретически и клинически они старые. Подход Анны Фрейд носит скорее образовательный и педагогический характер, чем аналитический. Она считает, что задача состоит в том, чтобы установить позитивные отношения между аналитиком и ребенком, таким образом заставив ребенка доверять терапевту. Для нее отношения переноса не могут быть установлены, потому что ребенок все еще связан со своими родителями в реальной жизни. для Мелани Кляйн возможен переход в аналитические отношения с ребенком; структура, которую она устанавливает, основана на игре ребенка, что для нее эквивалентно свободным ассоциациям при анализе взрослого. В более общем плане Мелани Кляйн выступает в качестве цитируемого специалиста по интерпретации переноса, ее техника состоит, в частности, в интерпретации страдания и вины, а также защиты, воздвигнутой против них. Анна Фрейд, со своей стороны, является частью фрейдистской традиции, целью которой является устранение репрессий с помощью техники свободных ассоциаций. Таким образом, Анна Фрейд упрекает Мелани Кляйн в том, что она придает слишком большое значение переносимому материалу в ущерб материалу, появляющемуся в сновидениях и свободных ассоциациях.

Научные споры

На ежегодном собрании 29 июля 1942 г. , члены SBP просят комитет по обучению представить отчет о его деятельности и организации научных дискуссий, направленных на изучение достижений, внесенных в психоанализ Мелани Кляйн. Комитет, состоящий из Эдварда Гловера, Марджори Брайерли и Джеймса Стрейчи (хотя он не участвовал), отвечал за организацию научных встреч. Он изучил все статьи и разделил их на четыре темы:

Вклады были распространены заранее и предполагались известными, автор представил на сессии комментарий, чтобы начать обсуждение. Назначенные участники дискуссии читали свои тексты на той же или на последующих сессиях, поэтому спонтанные дискуссии были редкостью. Мелани Кляйн мало вмешивалась, как Джоан Ривьер, кляйнианские тезисы защищали Сьюзен Айзекс и Пола Хейманн, в то время как Анна Фрейд, Дороти Берлингхэм и Хофферы также были на заднем плане.

Эдвард Гловер, Анна Фрейд и другие не присутствовали на последних трех сессиях: Гловер ушел из Общества, а Анна Фрейд покинула учебный комитет.

Организация этих обсуждений подчеркивает, что определенное количество членов Общества желало углубить связи между фрейдистской метапсихологией и интонациями, предложенными Мелани Кляйн, это Марджори Брайерли, Кейт Фридлендер , Сильвия Пейн, Элла Шарп, Адриан и Карин Стивен. и, в меньшей степени, Дональд Винникотт. В то же время в учебном комитете проводились обсуждения, чтобы подвести итоги его деятельности, а также обдумать его ориентацию. Гловер представил первую статью, на которую ответил Джеймс Стрейчи. Затем, осенью 1943 года, учебный комитет рассмотрел вклад Марджори Брайерли, Анны Фрейд и Мелани Кляйн в их методику, после чего 24 ноября 1943 г. , авторами Эллы Шарп и Сильвии Пейн. В тот же день членам комитета представляется отчет о работе учебного комитета и о новых направлениях. Гловер допрашивается коллегами на этом заседании и покидает пост президента СБП, его заявление об отставке зачитывается на заседании учебного комитета СБП. 24 января 1944 г. и объявление делается на внеочередном административном собрании 2 февраля .

Встречи и исследования вклада продолжаются и после отставки Гловера: 16 февраля 1944 г. изучается текст Паулы Хейманн и Сьюзан Айзекс о регрессии, затем текст Мелани Кляйн в марте и мае. В 26 июня 1944 г. , в правила SBP внесены поправки, и 4 октября , Сильвия Пейн избирается директором Общества. Британское психоаналитическое общество сопротивлялось угрозам раскола: расхождения не привели к исключениям или разногласиям, но они выявляют расхождения в интерпретации фрейдистской метапсихологии . Результатом научных разногласий является создание различных траекторий обучения, что позволяет избежать разделения внутри компании. Анна Фрейд временно отошла от Общества, оставаясь при этом чрезвычайно присутствующей на международной арене. Она основала Клинику детской психотерапии в Хэмпстеде (Центр Анны Фрейд) и свое собственное обучение, признанное Психоаналитическим обществом. В 1946 году он снова присутствовал на СБП во время внеочередного административного собрания.

Группа Независимых

Относительная важность трех групп в Психоаналитическом обществе варьировалась, причем Независимая группа была самой большой численно.

Сейчас в моде всевозможные афоризмы о смысле жизни. Вот одни из самых популярных:

Но, ставя эти красивые фразы в статусы, публикуя в соцсетях, цитируя их в компаниях, большинство людей даже не догадываются, что они принадлежат знаменитому психологу первой половины XX века Зигмунду Фрейду и отражают всю суть его учения, известного как психоанализ.

Что такое психоанализ


Психоанализ — это психотерапевтическое направление, созданное Фрейдом, эффективный метод лечения различных психических расстройств, получивший широкую популярность.

Это первое направление в психологии и психотерапии, детально проработанное в плане теории. Чётко описаны две ипостаси личности человека — бессознательное (скрытое, вытесненное, неосознаваемое) и сознательное (поверхностное, видимое, осознаваемое, понятное). Они постоянно вступают в противоречия между собой — отсюда и внутренние конфликты, приводящие в итоге к психическим расстройствам. Но самое главное — почти всегда побеждает бессознательное. Именно оно становится мотиватором большинства поступков и решений. Задача психоанализа — вскрыть его и перевести в плоскость сознательного.

Являясь ключевым понятием, личность в психоанализе максимально представлена с точки зрения и скрытых, и осознанных мотивов, которые определяют её развитие и совершенствование на протяжении всей жизни.

Что изучает данное направление? Предмет исследования — скрытые мотивы из бессознательного, провоцирующие развитие различных психоэмоциональных расстройств личности и поведения. Они раскрываются через высказываемый анализантом (пациентом) свободный поток мыслей.

На сегодняшний день психоаналитическое направление представлено разными школами. Но все они объединены базовыми понятиями — разделением на сознательное и бессознательное и поисками истоков проблем в детстве. В психологии это мощный инструмент для устранения неосознанных механизмов и привычных шаблонов, мешающих реализации желаний и социальной адаптации.

Из истории

Фрейд

Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939) — знаменитый австрийский психолог, психиатр и невролог. Практикуя в разных больницах, постепенно накапливал опыт, чтобы потом оформить его в одну чёткую и обоснованную теорию.

  1. Долгое время работал с пациентами, страдающими от невротических и истерических черт характера.
  2. Затем консультировал детей-афатиков (с нарушениями речи). Выявил, что их проблемы обусловлены не физиологией, а именно психическими реакциями.
  3. Проходил стажировку у знаменитого невролога Ж.-М. Шарко, изучая общий парез.


Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Психоанализ Фрейда (фрейдизм) в дальнейшем постоянно развивался, расширялся и критически переосмысливался. На его основе появлялись новые школы, течения и ответвления от классической теории. Чаще всего их возглавляли бывшие коллеги и ученики Фрейда. Например, А. Адлер и К. Г. Юнг. Хотя во многих вопросах они резко расходились во мнениях со своим учителем.

Многие специалисты отмечают, что психоанализ Юнга — направление, кардинально отличающееся от фрейдизма. Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр и педагог, разработавший учение об архетипах. Это структурные элементы коллективного бессознательного (существуют архетипы младенца, девы, матери, возрождения, духа, трикстера и др.). С их помощью можно растолковать не только сны, но и мифы разных народов. Цель юнговского направления (как её определял сам психоаналитик) — индивидуация личности. Это процесс психического развития, когда в полной мере реализуются индивидуальные способности (таланты) и уникальные особенности человека.

Особую популярность получила юнговская концепция психологических типов. В основе классификации — психологическая установка (экстравертная или интровертная) и психические функции (мышление, чувства, ощущения, интуиция).

Неофрейдизм

Вторая, более поздняя волна возникновения новых психоаналитических течений, — неофрейдизм. Самые яркие представители — Э. Фромм, К. Хорни, Г. С. Салливан, Ж. Лакан и др. Они пытались найти общие точки соприкосновения психоанализа с общественными и гуманитарными науками.

Эрих Фромм (1900-1980) — немецкий социолог, социальный психолог, философ, представитель Франкфуртской школы. Является основоположником неофрейдизма и фрейдомарксизма. Связал психоанализ Фрейда с марксизмом и этикой.

В России

В России данное направление стало невероятно популярным в 1920-х гг. Иван Дмитриевич Ермаков (1875-1942) — русский психиатр и психолог, попутно был художником и литературоведом. Считается пионером фрейдизма в СССР. Основал Государственный психоаналитический институт, перевёл на русский язык работы Фрейда и Юнга. Начиная с 1930-х гг. психоанализ подвергся гонениям и был предан забвению вплоть до 1990-х гг.

Современный психоанализ насчитывает более 20 школ и течений. Их теория и подходы к лечению расстройств различаются настолько кардинально, что найти у них один исток крайне затруднительно.

Классический фрейдизм

Основная концепция в двух словах: любые психические расстройства — результат конфликта бессознательного (сформированного под влиянием психосексуального развития) и сознательного (продиктованного воспитанием и социальными нормами).

Юнгианский психоанализ

Другое название — аналитическая (комплексная) психология. Цель — осмыслить и интегрировать глубинные силы и мотивации человеческого поведения через феноменологию не только сновидений (как у Фрейда), но ещё и фольклора и мифологии. Ключевое понятие — коллективное бессознательное.

Статистический

Авторская методика Ольги Перцевой, построенная на квадрате (психоматрице) Пифагора. Позволяет составить цифровой портрет личности, не осложнённый шаблонами общества, навязанными моделями мышления и поведения. Одно из направлений в нумерологии.

Экзистенциальный

Техника экзистенциальной психотерапии, разработанная Ж.-П. Сартром. Согласно ей, человек — завершённая целостность, а не комплекс паттернов поведения, вступающих в конфликт с сексуальными инстинктами (как у Фрейда). Основной инструмент — наблюдение.

Гуманистический

Основоположник — Фромм. Отрицает ведущую роль сексуальных влечений в развитии личности. Акцентирует внимание на других факторах её формирования — социологических, политических, экономических, религиозных и культурных.

Структурный

Основоположник — Ж. Лакан. Направление, использующее особое значение языка для характеристики бессознательного. Активно применяется для терапии речевых нарушений, продиктованных психическими расстройствами и детскими психотравмами.

Эго-психология

Ведущая роль в психике отводится Эго (согласно классической концепции, её играло Оно). Представители: А. Фрейд (младшая дочь Зигмунда Фрейда), Э. Глоувер, Э. Эриксон.

Теория объектных отношений

Основа британской школы психоанализа. Базовая идея — отношение людей к окружающему миру во взрослой жизни формируется под влиянием опыта, сложившегося в детстве. Основные представители — М. Кляйн и Д. Сандлер.

Современными школами с психоаналитическим подходом к лечению расстройств также являются Self psychology Кохута, интерперсонализм Салливана и интерсубъективизм Столороу.

Теория

Анализант — пациент, с которым работает психоаналитик.

Метапсихология — вся теория психоанализа.

Топографическая модель психики:

  • сознательная — её поверхностная, понятная, видимая часть;
  • бессознательное — скрытая, непонятная, загадочная, неосознаваемая;
  • предсознательное — пограничная, находящаяся в области бессознательного, но прорывающаяся наружу во время определённых ситуаций выбора или во снах.

Структурная модель психики:

  • Ид (Оно) — инстинкт, подчиняется принципу удовольствия;
  • Эго (Я) — контакт с окружающим миром через восприятие, управляет поведением и мышлением;
  • Суперэго (Сверх-Я) — нормы морали, ценности, основанные на моральных запретах и формирующихся в процессе воспитания.

Этапы психосексуального развития — опыт, оставляющий отпечаток в виде моральных установок, черт характера, паттернов поведения:

  1. Оральная фаза (от рождения до 1,5 года) — господство Ид.
  2. Анальная (1,5-3,5) — формирование сверх-Я под влиянием норм, правил, ограничений, запретов.
  3. Фаллическая (3,5-6) — повышенный интерес к сексу, который чаще всего приводит к комплексам Эдипа или Электры.
  4. Латентная (6-12) — отсутствие проявлений, перерыв.
  5. Генитальная, взрослая (с 12 лет).

Защитный психологический механизм — бессознательный психический процесс, направленный на устранение отрицательных переживаний:

  • замещающий;
  • компенсирующий;
  • вытесняющий;
  • отрицающий;
  • проектирующий;
  • сублимирующий;
  • рационализирующий;
  • регрессирующий.

Это основные защитные механизмы, описанные Фрейдом. На сегодняшний день список существенно расширен и включает более 30 психических процессов.

Основы

  • человеческое поведение, познание окружающего мира и опыт определены внутренними влечениями;
  • они иррациональны и бессознательны;
  • попытки их осознания вызывают психологическое сопротивление, которое проявляется в виде защитных механизмов;
  • индивидуальные особенности поведения и личности зависят от событий, произошедших в раннем детстве, на разных этапах психосексуального развития;
  • осознанное восприятие окружающего мира и материал бессознательного (вытесненного) вступают между собой в конфликт;
  • он приводит к различным психоэмоциональным расстройствам: неврозам, депрессиям, невротическим чертам характера, фобиям;
  • от области бессознательного можно освободиться, если осознать его (но сделать это можно только с помощью профессионала).

Это основные идеи психоанализа, на которых строится работа с пациентом.

Практика

Общая схема лечения

Анализант вербализует (проговаривает) мысли на основе свободных ассоциаций, возникающих у него в голове, а также фантазии и сны.

Далее психоаналитик на основании этого материала находит бессознательные конфликты, которые являются причинами всех проблем анализанта.

В конце концов он интерпретирует их, чтобы найти путь для решения проблем.

Примеры из частной практики Фрейда

В своих работах Фрейд подробно описывал не только теорию психоанализа, но и те клинические случаи, с которыми сталкивался сам. Всего их 43, но наиболее известны 5 из них. Они демонстрируют, как психиатры должны выстраивать свои сеансы в зависимости от того, с каким диагнозом они имеют дело.

Работы Фрейда по психоанализу

Психоаналитический подход эффективен при таких диагнозах, как:

  • тревожная и конверсивная истерия;
  • обсессивно-компульсивный невроз;
  • психоневротическая депрессия;
  • невротические черты характера;
  • фобии;
  • психосоматика.

Противопоказаниями являются различные формы ши­зофрении и маниакально-депрессивного психоза. Психоаналитический подход в лечении импуль­сивного невроза, перверсии, зависимостей и девиантного поведения решается в индивидуальном порядке.

Методы психоанализа

Свободные ассоциации

Является основным правилом психоанализа. Проективный метод, заключающийся в том, что анализанту предлагается свободно говорить всё, что приходит в голову. При этом он может высказывать даже то, что кажется ему абсурдным и непристойным. Задача психоаналитика — увидеть в этом потоке мыслей, вычленить и проанализировать бессознательное, связать с детством и снами пациента.

Толкование сновидений

Интерпретация

Центральный этап любого сеанса психоанализа. Психоаналитик расшифровывает пациенту символы из свободных ассоциаций и снов и объясняет суть внутреннего конфликта. Анализант в свою очередь должен принять и понять данное толкование. Только так он может начать расшатывать систему застойных патологических, навязчивых переживаний, сложившуюся на основе противоречий бессознательного и сознательного.

Сопротивление

Защитный механизм психики, препятствующий проникновению в бессознательное. Это сила, поддерживающая болезненное состояние. Она мешает пациенту говорить всё, что у него в голове. Часто это воспитание или социальные стереотипы.


Перенос

Другое название — трансфер. Бессознательное перемещение ранее пережитых чувств на совершенно другого человека (не того, на кого они были направлены раньше). В том числе — на психоаналитика.

Проработка

Последний этап с анализантом, когда происходит перестройка психики. Основная задача — изменить привычное поведение и устоявшиеся отношения через освобождение от патогенных шаблонов.

Это основные техники, используемые психоаналитиком в работе с разными психическими расстройствами.

Критика

На протяжении всего своего существования психоаналитический подход в психологии критиковался с различных точек зрения.

Основные положения критики:

  • длительный курс терапии (у Фрейда описан случай, когда он провёл 1 017 сеансов за 6 лет лечения одного пациента);
  • высокий риск возникновения ятрогенных эффектов и конформизма;
  • неэффективность кратковременного применения; в 2 раза эффективнее психоанализа;
  • отсутствует работа пациента над самим собой, он полностью зависит от психоаналитика;
  • иррационализм психоаналитического направления слишком запутан и не понятен многим людям.

Английский биолог Питер Медавар назвал психоанализ самым масштабным интеллектуальным мошенничеством ХХ века.

Несмотря на всю критику, философия психоанализа сыграла важную роль в развитии общества. Она активно используется практически во всех гуманитарных науках. Без неё была бы невозможна даже сексуальная революция. Сейчас данное направление, представленное более чем 20 школами и отдельными течениями, практикуется так же широко и часто, как и сто лет назад, когда было создано.

Читайте также: