Британская школа дизайна портфолио студентов

Обновлено: 07.07.2024

Сразу предупреждаю, что писать буду много. Поэтому, если кто не любит длинные посты, не теряйте время:))

Извиняюсь сразу, если кого я лично обижу. Все фамилии и имена реальные, никто ничего не выдумал. Это мое личное мнение, не претендующее на единственно правильное.

Я практикующий дизайнер и к моменту осознания, что необходимо учиться дальше у меня за плечами был опыт работы в данной сфере. Но так как основное мое образование хоть и связано с искусством (история искусства), но напрямую с дизайном не пересекается, то все знания в области дизайна, которые у меня были, были добыты кровью и потом мной самой. А мне хотелось чего-то большего, фундаментальных знаний. Поэтому передо мной встал вопрос выбора учебного заведения. "Международная школа дизайна" сразу не вдохновила меня своим расположением в бывшем советском институте, где царит дух "убей в себе любую мысль о дизайне". Хотя я поняла потом, что была не права и посещала мастер-классы данной школы, и даже ездила с ними на стажировку в Лондон (о чем напишу отдельно). " Детали" меня не привлекли "поверхностным", как мне показалось подходом (возможно, я не права, я этого не исключаю). МАРХИ отпал, так как я была знакома с методикой преподавания в данных учебных заведениях и мне очень не хотелось впитать закостенелую советскую классическую школу. И вот, мой выбор пал на Британку - свободную, как дух туманного Альбиона, креативную и преуспевающую. Все эти мысли пришли мне в голову, когда учебный процесс уже шел (октябрь-ноябрь), но это меня не остановило. Распечатав несколько своих проектов я договорилась о встрече. Надо заметить, что в Британке есть 2 вида образования: 1. Британское (на английском языке http://britishdesign.ru/programs/bhe/) и 2.Российское дополнительное (на русском языке http://britishdesign.ru/programs/rae/ ). Я была уверена, что мне нужно именно британское. Но, приехав в школу и поговорив с куратором курса (Бабкина Елена,http://britishdesign.ru/tutors/?id=29), я решила, что мне подойдет и российское, где меньше "лишних" предметов типа написаний "эссе".
Так все и случилось. Группы были уже набраны, так что выбора особо у меня не было. Но я благодарна случаю, что я попала именно в свою группу (мои сокурсники меня поймут:)). Всего было 2 группы примерно по 20 чел - первый курс. На втором курсе нас объединили в одну группу, так как нас осталось всего ок. 20 чел.
Учебный процесс .
Состоит из 4-х семестров по полгода. Т.е. всего 2 года. Обучение 3 раза в неделю с 18.30 до 21.20 в будни и в субботу почти весь день. Расписание может меняться, но об этом заранее предупреждают (спасибо ответственной администрации). После каждого семестра - просмотр. Необходимо показать все, что ты сделал за полгода. За одну ночь перед просмотром все это сделать нереально, поэтому необходимо выполнять задания на протяжении всего семестра. Халтура не прокатит (хотя некоторым и это удалось).

1 семестр. Осень 2010 г.

Занятия первого семестра:

Основы рисунка (Косарева Оксана)

Основы дизайн проектирования - А и Б дизайна. Что такое симметрия, ритм и композиция. Много практических заданий. Изготовление первых коллажей и макетов. Все очень полезно. Но очень мало… Я бы остановилась больше на композиции. Мои работы по предмету:

Оценка 5.

Основы живописи. С таким волшебным преподавателем, как Галина Ивановна невозможно не рисовать. Ее слова "вы мои хорошие", " да это же просто шедевр!" и т.д. вдохновляли на подвиги всех. Выяснилось, что рисовать могут все! Все, без исключения! Спасибо Вам большое, Галина Ивановна! Работы гуашью, акварелью, смешанные техники с использованием парафина, соли, обрезков, мятой бумаги. Такой полет фантазии! Это настоящий толчок, который отрывает обычного человека от земли и заставляет парить на другом уровне, там, где начинается дизайн, наверное)) Мои работы по предмету:

Оценка 5.
Фото с занятий:

Основы рисунка. Точнее основы академического рисунка. Карандаш, уголь, сангина, мелки и т.д. Основы перспективы. Все хорошо, до экзамена. На нем выяснилось, что критерии оценки непонятны и очень субъективны. Я, как и многие друге, до этого рисунком профессионально не занималась. Мои работы были оценены на 3. Оценка - это конечно условность, но мне хотелось знать, что я делала не так. На вопрос что не так, мне было сказано, ну, предметы какие-то пластилиновые. Я, и еще ряд несогласных вызвались на апелляцию. Теперь нас оценивала комиссия из других преподавателей (к слову, в ней были члены союза художников). На нас за 30 мин вылился такой поток информации о том, что и как надо делать, который превысил уровень знаний, полученных по этому предмету во время семестра. Се ля ви. Покупайте книжки и учитесь по ним, или дополнительно еще где-то.

Мои работы:
Моя оценка 3.
Фото с занятий:

Макетирование. Очень нужный, а самое главное интересный предмет, на котором нас учили делать макеты. Начали мы с обычных бумажных кубиков, а закончили довольно сложным исполнением объемной картины. Кстати, макетирование есть не во всех школах. И это плюс Британки. Дизайнер должен уметь работать руками. Кстати, в Британке вообще ценится ручная подача, что я тоже считаю несомненным плюсом. На мой взгляд компьютерная графика лишает дизайн души и жизни.

Мои работы по предмету:

Моя оценка 4 (чтобы получить 5 нужно ходить на все занятия или сделать что-то невероятное)


День начинается в 10.00. Но если вы хотите найти себе место, начните его в 9.00 Просмотр начнется часов через 5, у вас есть время что-то закончить:) В общем, стоит атмосфера какой-то выставки народного творчества. Очень утомительно, шумно, людно, тесно. Все заканчивается часам к 6 вечера. Все ужасно выматываются, но остается приятное послевкусие и удовлетворение, как после тяжелой тренировки.
Фото:


Резюме : В общем первый семестр оставил положительное впечатление, не смотря на какие-то разногласия. Моя оценка семестру - 5.

2 семестр. Весна 2010 г .

Занятия второго семестра:

Дизайнерский рисунок (Косарева Оксана)

Дизайнерский рисунок. Э-м… Для изучения данного предмета я посещала мастер-класс "Креативного скетча" в Международной школе дизайна (http://designschool.ru/study/masterclass/risunok-i-zhivopis/kreativnyj-sketch/). И осталась очень довольна. Кроме того, я смотрела обучающие ролики (http://vimeo.com/13479536). Ну вы поняли, занималась добычей информации (которую нам видимо просто забыли дать) и самообразованием. На занятиях мы рисовали кто чем мог и как мог. Обещание показать, как правильно рисовать акварельными и простыми карандашами, акварелью и маркерами так и осталось обещанием. Зато у нас было несколько занятий по перспективе, мы писали формулы, по которым необходимо было вычислять масштаб в перспективе, и еще много чего. После 10 исписанных страниц у меня красуется надпись "на практике все рисуется на глаз". Эскизы можно было сдать те, что рисовались для истории стилей. Мои работы по предмету:

Моя оценка 5.

Просмотр. Все начиналось как обычно, с развески. Я уже говорила, что в прошлый раз было тесно. В этот раз ничего не изменилось, не учитывая того, что аудиторию нам дали еще меньше. Все происходило по обычному сценарию. Моя оценка 4.
Фото с просмотра:

Резюме. То ли энтузиазма к концу первого года поубавилось, то ли весна подействовала, но недовольство в массах достигло своего предела, письма с жалобами в администрацию так и сыпались. Именно этот семестр стал причиной ухода многих студентов. Кто-то перевелся на другие курсы, кто-то вовсе покинул. В общем, было грустно. Но самые стойкие остались ждать что же будет дальше. Моя оценка семестру 3.

Здравствуйте! Очень надеюсь, что поможете. Мне интересно узнать какое должно быть портфолио для Foundation в БВШД? У них на сайте написано:

При поступлении абитуриент должен представить на рассмотрение свое портфолио, в которое могут входить примеры его творческих работ за последние несколько лет. Старайтесь представить примеры самых лучших и современных работ, наиболее полно отражающих ваши персональные способности в области творческих дисциплин. Требования к диапазону и стилистике представляемых работ являются достаточно широкими. Могут быть представлены любые авторские разработки и проекты в таких областях, как графика, рисунок, живопись, текстиль, фотография, декоративное искусство, дизайн, веб-дизайн, анимация и т. д.


Первый вопрос: какое таки оно должно быть?! Ну и второй, если я занимаюсь фотографией и веб-дизайном и у меня не супер-пупер развиты художественные способности (в художественной школе не училась, но рисую, хреново, но бывает) это хорошо или плохо? Вообще не совсем понятно, что конкретно им надо от портфолио. Все, что перечислено, текстом который я выделила, или что-то из? Буду рада услышать тех кто уже поступил туда или слышал, рассказывали, хоть что-то.

Здравствуйте)
я поступала на фондейшен в прошлом году после подготовительных курсов и поступила. Так что можете спрашивать. Но, сразу предупреждаю, учиться я там не стала. По разным причинам.

Я отвечала уже на подобный вопрос год назад, так что просто дам вам почитать мои размышления на эту тему:

однообразные рисунки бртанке не нужны и если в вашем портфолио будет все одинаковое - вас просто не возьмут. Конкурс в школу большой и народ фигачит много и разное для поступления.
Политика школы такова, что выживает только человек трудолюбивый и открытый новым опытам.
Задания как праввило даются довольно расплывчато и ученик сам на заданную тему делает всё возможное и даже больше, потому что большая половина того, что было сделано на заявленную тему просто "выбрасывается", потому что это "не интересно" или "не актуально" или "уже было" или "сухо" или "жидко" или еще как-то не так. А еще конкуренты очень сильные ребята не дают расслабляться.
Нагрузка очень сильная.
Очень большое внимание всегда уделяется ресёчу. Перед стартом своего творческого процесса все копают интернет, библиотеки и друзей на эту тему и изучают что человечество уже изобрело.
Мой совет?
РАБОТАТЬ
ставить перед собой задачу, сроки и объем и делать сверх того, что вы запланировали.
Например возьмите любое слово не "собака", "фломастер", а например - совесть, власть, грех, процесс
и создайте на эту тему за неделю 3 РАЗНЫХ графических работы А2 и скетчбук А4 разворотов хотя бы 10, в котором будут вклеенные работы других авторов на эту тему и ваши скетчи и поиски, разрисовано развитие идеи. Чтобы потом, просмотрев этот скетчбук, можно было понять почему и как вы пришли именно к такому результату.

Портфолио должно показывать вашу способность много и продуктивно работать, а также способность нестандартно смотреть на вещи.

А еще я вам очень рекомендую узнать когда будет выставка школьная и сходить на нее, там же пообщаться с теми, кто поступил и выжил в этом году и с вашими конкурентами, которые только собираются поступать.

В моём ЖЖ под тегом bhsad вы сможете найти работы и скетчбуки, с которыми я поступала.

А почему учиться там не стала, если не секрет? ) Про интернет, библиотеки и т.д. это мне близко. Я люблю так работать, точнее я никак иначе работать не умею. ) Спасибо за ответ. ))))))))))

Я как понимаю ты там учишься сейчас? Не знаешь, в этому году ведь не Алекс Мэтьюс будет просматривать портфолио на фондейшен?

поняла, что у меня не достаточно времени на этот проект и сгенерировала себе другой.
Сейчас я учусь в Scream School на отделении motion design.
Алекс в британке больше не работает. Сейчас куратором фондейшена (вроде как) является Доминик Ригини-Бренд, но то, что вы попадете на собеседование именно к нему маловероятно, хотя возможно. Я проходила собеседование с Иеном.

Спасибо за ответ. ) Зайти я туда никак не смогу, я живу в Самаре. В Москве бываю у подруги, но не так часто как хотелось бы. Насчет портфолио так и не сложилось определенное мнение. К примеру знаю одну девушку, не общаюсь, а просто знаю ее и ее портфолио с которым она поступала, в нем сделанные в 3D интерьеры, портреты и пара гипсовых рисунков, разработка шрифта и достаточно банальные фотографии аля псевдо-фешн. Вот по ее портфолио я не поняла для себя, почему ее приняли. Единственное что в голову пришло, потому что она умеет рисовать. Так как ничего особенного лично я не заметила.

Опять же таки, вопрос: Надо ли уметь рисовать очень хорошо? А то у меня уже бзики начинаются на эту тему. Смена образования ужасная вещь. (

Забыла, насчет английского, я бы посоветовала (если финансы позволяют) съездить в Англию на 2-3 недели. Стоит это не очень дорого на самом деле. Я находила одну фирму Московскую которая отправляет студентов учиться туда, языку. Фирма хорошая, общалась с ними лично. Стоимость разная. Я тогда обсуждала курсы месячные вроде, выходило что-то вроде 1000$, чуть больше или меньше. Уже не помню. Но туда можно и на 1 неделю. Выйдет дешевле. Я туда подтягивать язык поеду в июне, скорее всего. ) Если интересно, могу дать контакты фирмы (сайт, телефоны).

"В этом плюс МХПИ - есть деньги, значит будешь учиться, и никаких тебе довольно унизительных процедур просмотра работ."
А как это можно понять? Просто я очень хочу поступить,но понимаю,что мои навыки…

Здравствуйте! Как раз собираюсь поступать на этот факультет, поэтому и пишу. Имею одно высшее, гуманитарное, и теперь хочу учебу-практику. У меня, если позволите, два вопроса: 1) насколько трудно и…

Программа позволяет учащимся освоить широкий спектр задач и инструментов современного дизайнера и художника, определиться с выбором профиля дальнейшего обучения и подготовить портфолио, необходимое для успешного поступления на программы британского бакалавриата по искусству и дизайну.

Варианты обучения

Условия поступления

Дополнительные экзамены

Поступление по олимпиаде

Можно поступить без экзаменов, победив в одной из олимпиад

Кому подойдет программа

Курс подойдет для абитуриентов с законченным средним полным или средним профессиональным образованием, прошедшим не менее 1 года художественной подготовки, позволившим создать разнообразные творческие работы. Она предназначена для дальнейшего перехода на программы британского бакалавриата БВШД по искусству и дизайну.

Преимущества обучения

Британские методики преподавания

Выпускники попадают в творческую среду, где занятия организованы с использованием британских методик преподавания творческих дисциплин. Такая система обучения способствует раскрепощению студента, помогает ему определить собственную сферу интересов, чтобы в дальнейшем чувствовать себя уверенно на программах британского бакалавриата.

Создание портфолио

В ходе занятий студенты работают над созданием собственного портфолио работ. Таким образом, по окончании курса студенты готовы к поступлению на британский бакалавриат, для которого предоставление портфолио — необходимое требование. Навыки по созданию профессионального портфолио также необходимы при дальнейшем трудоустройстве.

Регулярное посещение мероприятий

Студенты черпают вдохновение и формируют собственный художественный почерк, изучая вместе с преподавателями экспозиции популярных московских выставок, художественных галерей и музеев, чтобы потом проводить совместный анализ увиденных работ. На программе запланирована поездка в Берлин с целью посещения арт-пространств.

Активная языковая практика

Преподавание английского языка строится по передовым методикам с учетом лексикологической специфики сферы дизайна. Особое внимание уделяется развитию разговорной речи и умению грамотно выражать свои мысли. Студенты готовятся к сдаче международного теста IELTS, что является обязательным условием для перехода на программы бакалавриата. 

Масштабная итоговая выставка

Студенты принимают участие в ежегодной выставке, на которой представляют свои итоговые работы по направлениям: промышленный дизайн, графический дизайн, современное искусство, архитектура и дизайн интерьера, иллюстрация и дизайн одежды. Экспозиция проходит в студиях Foundation Art and Design и открыта для свободного посещения. 

Освоение нестандартных техник

Мастерские обеспечивают все необходимые условия для применения художественных техник, исполняемых вручную: живописи, скульптуры, а также техник печати, таких как гравюра и шелкография. Помимо этого, студентам доступен центр макетирования и прототипирования, оснащенный передовым оборудованием для работы с металлом, деревом и фотолаборатория для аналоговой печати. 

Оснащенные лаборатории

Студенты пользуются 3D принтерами, современной стерео-лабораторией для работы с 3D графикой и академией печати Roland DG, предоставляющей доступ к широкоформатным принтерам и плоттеру. Компьютерная лаборатория HP, более 600 компьютеров Apple Macintosh и PC воплощают самые смелые идеи в цифровом пространстве.

Гарантированная образовательная траектория

На занятиях программы студенты знакомятся с нетрадиционными изобразительными техниками, помогающими раскрыть их творческий потенциал, развить воображение и координацию движений. Учащиеся создают монументальные полотна, рисуя разными предметами, с завязанными глазами и даже собственным телом.

Профессиональная практика

На уровне Stage 1 студенты познакомятся с профессиональными художниками и дизайнерами, которые проведут ряд лекций о своих работах. Это позволит студентам получить представление о современной профессии в креативных индустриях, узнать, какие навыки необходимы для каждой сферы, и определить свою будущую карьерную траекторию.

Творческие исследования

Работая над различными проектами, студенты развивают навыки проведения исследований и презентации проекта аудитории, расширяют свои горизонты и глубже знакомятся с контекстом современной индустрии.

Международные возможности

Программа Foundation развивает связи с рядом институций по всему миру. В настоящее время курс сотрудничает с Манчестерской школой искусств, EBAC в Сан-Паулу и Пекине. Благодаря этим связям студентам программы удалось организовать выставку в Манчестере, а также работать над совместными проектами со студентами из Бразилии и Китая.


Бизнес на нехватке дизайнеров

Все началось в 2003 году со скромного учебного заведения (40 студентов и 3 штатных сотрудника) на площадке Международного института рекламы. 23-летний предприниматель Александр Аврамов (он общался с клиентами

и вел проекты в компании в области мультимедиа, интернета и дизайна) видел, что в России растет спрос на дизайнеров, а профессионалов не хватает. Качественное образование в этой сфере будет востребовано, решил Аврамов — и не прогадал.


Жонглировать сотней шариков сразу

Выбирая главного партнера — вуз для валидации школы в России, — Аврамов в 2002 году объехал с презентациями больше десятка университетов по всей Великобритании. Сначала представлял общую концепцию, для заинтересовавшихся — детальную.

Чтобы запустить в России британский вуз, нужно было пройти валидацию: британский университет анализирует своего потенциального партнера по множеству параметров на соответствие заданным стандартам качества. БВШД и Хартфордшир составили план развития на несколько лет вперед (сейчас британцы проверяют его раз в полгода). По словам Макинтайра, условия были те же, что и для других партнерских вузов:

— Александр изначально считал, что новая школа должна соответствовать британскому Кодексу качества (UK Quality Code for Higher Education — кодекс правил и предписаний для высших учебных заведений в Великобритании. — Inc.) и внутренним стандартам Хартфордшира, и собирался сделать их своим преимуществом — показателем аналогичного британскому образования.

БВШД подала на получение аккредитации — права преподавать британские программы Хартфордшира, — и одновременно ее основателям нужно было найти помещение, нанять преподавателей (прежде всего из Великобритании) и сотрудников администрации, провести рекламную кампанию для привлечения студентов, купить компьютеры и мебель.

— Это примерно как жонглировать 100 шариками сразу, — говорит Аврамов.


читайте также

— Речь шла о желании менять мир, о создании питательной творческой среды для новых проектов, чтобы было чем гордиться после выхода на пенсию, — говорит он.

Аврамов взял на себя оперативное управление школой, а Ганжа занялся стратегическими вопросами. Общая сумма инвестиций в проект составила порядка $150 тыс. Оба партнера утверждают, что никогда не привлекали в проект заемные деньги, — вложили собственные сбережения. Аврамов умалчивает, имел ли он до запуска БВШД отношение к политпиару, и не раскрывает доли основателей в проекте.

— Как сказал Генри Форд, я могу отчитаться за каждый из своих миллионов, кроме первого, — шутит он.

Консорциум в цифрах

Источник: данные компании

тыс. долларов — стартовые инвестиции в запуск Британской школы дизайна.

тыс. человек в год — общее число студентов школ консорциума.

млн рублей — общая выручка консорциума в 2016 году.

преподавателей работают в школах консорциума.

образовательных программ представлено в консорциуме.


Первые преподаватели БВШД: Леонид Фейгин, Людвиг Быстроновский, Александр Алексеев. Иллюстрации: Евгений Тонконогий

Против посредственности

Стратегия бизнеса Консорциума

1

Привлекать лучших — опытных зарубежных преподавателей и практикующих профессионалов из российской индустрии.

2

Инвестировать в ресурсную базу.

3

Развивать связь с индустрией, быть связующим звеном между студентами и игроками на рынке креативных продуктов и услуг.

4

Разрабатывать эффективные образовательные программы с учетом передового международного опыта — по британским методикам (БВШД и МАРШ) и американским образовательным технологиям (МШК и Scream School).

— Я хотел, чтобы у нас работали самые лучшие, опытные, страстные, желающие делиться опытом люди, и то же самое касается менеджмента. Не терплю посредственностей, я их просто ненавижу.

— Практика развивает креативные части мозга. Мы не верим, что может быть хорошим продакт-дизайнер, который работал только в области 3D-моделирования, но никогда ничего не делал руками, — говорит директор консорциума Екатерина Черкес-заде.

Союз независимых школ

Школа быстро набирала обороты и расширяла число программ (сейчас в БВШД более 300 преподавателей и более 2 тыс. студентов только на долгосрочных программах). Но если в начале 2000-х самой популярной была профессия дизайнера, к концу десятилетия ее начали вытеснять профессии, связанные с технологиями. Аврамов со свойственным ему визионерством давно подумывал о расширении в эту область.

Директора школ консорциума

БВШД

Scream School

МАРШ

Евгений Асс,
Никита Токарев

Московская школа кино

Директор Консорциума — Екатерина Черкес-заде

— Я подумал, что проще будет запускать новый проект не с нуля: у Scream был опыт, и мы сэкономим полгода-год, — говорит Аврамов.

— Планов громадье: мы развиваем направления, связанные с VR, в кино, играх, дизайне, есть курс, посвященный мультимедийным коммуникациям, и многое другое, — говорит Надежда Насоновская.

Но основатели не стали останавливаться на Scream School — частью плана было раз в несколько лет расширяться и выходить в соседние творческие сферы. В 2012 году школа компьютерной графики встала на ноги и основатели БВШД запустили еще два проекта. Первый из них — школа архитектуры МАРШ (альтернатива государственному МАРХИ) — получила аккредитацию London Metropolitan University. Ректором пригласили архитектора Евгения Асса, а директором — доцента МАРХИ Никиту Токарева.


читайте также

— Мы ценим традицию и опыт МАРХИ, ведь я и другие наши преподаватели — его выпускники. Но мы понимали, что российская модель архитектурного образования появилась еще в 50-60 годах — и ей нужна альтернатива, — вспоминает Никита Токарев.

Школа начинала с магистратуры, но три года назад в МАРШ появился и бакалавриат. В этом году будет первый выпуск и открывается подготовительное отделение. В школе учатся 150 студентов в год. МАРШ стала первой частной школой архитектуры в России. Неудивительно, что при почти полном отсутствии конкурентов альтернативный подход к архитектурному образованию стал пользоваться спросом, считает основатель архитектурного бюро Kleinewelt Architekten Николай Переслегин:

— Мы брали студентов МАРШ на практику в бюро и читали лекции в этой школе, и мне всегда было приятно видеть людей с горящими глазами — они все неравнодушны, очень искренне и неформально относятся к своему делу и посвящают ему все время. Кроме того, в МАРШ декларируется исследовательско-аналитический подход, которого в традиционных вузах в России сильно не хватало.

Спустя неделю после запуска МАРШ основатели БВШД открыли Московскую школу кино (МШК), которую возглавила Екатерина Черкес-заде, ставшая таким образом директором двух школ консорциума (сейчас она директор всего консорциума). Чтобы снизить расходы на аренду и управление, четыре школы объединились в консорциум с единой структурой управления и стратегическим планом развития. У каждой школы свои программы, преподаватели и маркетинговый отдел.

— Консорциум существует по университетской модели. Если отбросить названия школ, это те же самые факультеты: кино, компьютерных технологий и компьютерной графики, искусства и дизайна, архитектуры, только со своими брендами, — объясняет Аврамов.

Трудности: люди, деньги, кризис


Стратегических ошибок в развитии консорциума не было, считает Александр Аврамов, — только тактические, например кадровые: несколько раз британские кураторы курса Foundation Art and Design (первая ступень подготовки к британскому диплому бакалавра) увольнялись в середине учебного года, приходилось срочно искать им замену.

Люди просто не выдерживали жизни в Москве, не хватало привычного комфорта — городской среды, безопасности, погоды и т.д. А мы это не учли, не анализировали психотип кандидатов, не объясняли, насколько это может быть challenging, — говорит Аврамов.

Еще одним испытанием стало падение курса рубля к фунту стерлингов в 2014 году. Студенты платят за обучение в рублях, но зарплату преподавателям по-прежнему нужно было выплачивать в фунтах. Уволить преподавателей в середине учебного года невозможно. Пришлось поднять цены на обучение в среднем на 20% по всем школам, рассказала Inc. Екатерина Черкес-заде. По её словам, тогда дополнительное финансирование и инвестиции не понадобились — обошлись собственными силами:

Мы поняли, что для сохранения качества обучения можем только взять меньше студентов, которые заплатят больше. Это позволило сократить издержки на ресурсную базу, сохранив качество.

Все же кризис сильно ударил по финансовым показателям школы, консорциум планирует вернуться к докризисным показателям только в 2017 году.

Как устроен бизнес консорциума

Почти 99% дохода — плата студентов за обучение. Каждая из школ предоставляет ряд долгосрочных и краткосрочных образовательных программ. В БВШД это британский бакалавриат и подготовительные курсы — Foundation, Pre-Foundation, российские программы дополнительного профессионального образования (ДПО) — для тех, кто получает новую профессию или повышает квалификацию, а также программы для подростков (Britanka Artscool) и краткосрочные курсы.

Стоимость обучения немаленькая: британский бакалавриат в БВШД по графическому дизайну, моде, иллюстрации, интерьеру, фотографии стоит 475 тыс. рублей в год (то есть британский диплом бакалавра обойдётся примерно в 1,5 млн рублей). Программа года подготовки к бакалавриату Foundation Art & Design стоит 380 тыс. рублей. Российские программы — 300-350 тыс. рублей в год. Бакалавриат или магистерская степень в архитектуре и урбанистике в МАРШ обойдется в 325 тыс. рублей в год. Британские программы дороже, так как более 20% общей стоимости обучения отчисляется в партнерские университеты и существенная часть расходов уходит на зарплату преподавателей. Но это в три-четыре раза дешевле аналогичного образования за рубежом, говорит Аврамов.

Почти половина инвестиционного бюджета консорциума используется школами совместно, у них общая бухгалтерия, ресурсы, хозяйственный отдел, но у каждой — свой директор, центр по связям с индустрией, отделы академического качества и маркетинга, образовательные программы. Находиться на единой площадке выгодно, говорит Екатерина Черкес-заде:

— Британские программы учатся днем, а остальные — вечером и в выходные дни. Так мы экономим на аренде.

В 2010-м году консорциум переехал на завод Artplay в Москве: там само пространство (лофты, высокие потолки и большие окна) создает творческую атмосферу. С тех пор консорциум расширился вдвое и сейчас арендует более 10 тыс. кв. м, арендная ставка — от 16 до 18 тыс. руб за кв. м в год (на аренду уходит более 170 млн рублей в год). Сейчас идет ремонт еще на 1,3 тыс. кв. м — под новые классы и лаборатории.

Рынок частного образования в России

C 2012 года в России программы ДПО не подлежат государственной аккредитации (кроме госслужбы, педагогики и частной охранной деятельности). Частные школы сами определяют свои образовательные программы, не соблюдая госстандарты, и конкурируют брендами, качеством и стоимостью образования.

По словам Черкес-заде, в школы ежегодно инвестируется 40-50 млн рублей из прибыли. Большая часть денег уходит на замену компьютеров, апгрейд текущих студий и прочее оборудование, а также ремонт и открытие новых корпусов. Самая ресурсоемкая по оснащению — Московская школа кино: на кинозал с проектором ушло 15 млн рублей, а съемочный павильон с осветительным оборудованием, хромакеем и декорациями обошелся в 30 млн рублей. Наименее затратна Scream School, несмотря на то что это огромный парк компьютерных классов. Из-за падения рубля вдвое выросли затраты на лицензии софта (в школе 232 наименования ПО, и все легальное, подчеркивает директор Scream School Анна Григорьева). После кризиса, по словам Екатерины Черкес-заде, маржинальность Scream School снизилась с 30% до 20%.

Чтобы школы были прибыльны, перед директором каждой школы стоят собственные KPI.

— Мы школа частная и должны зарабатывать и выполнять определенные финансовые требования: никто наши убытки не покроет. Мы должны приносить прибыль, и есть бюджет, в который мы должны уложиться. При этом основную задачу школы я вижу не в заработках, а в изменении профессии архитектора в России, — поясняет директор МАРШ Никита Токарев (конкретные цифры он не называет).

Обязанность директора также — развивать новые программы, укреплять коммьюнити и приглашать на работу лучших специалистов в индустрии. Для этого в школах создаются отделы академического качества, рассказала директор Scream Анна Григорьева:

— Этот отдел узнает, кто в индустрии востребован, с человеком встречаются, проверяют, насколько грамотно он может изложить учебный материал, прежде чем пригласить на работу.


Общая выручка консорциума в 2016 году, по данным СПАРК, составила 683 млн рублей. Около 60% от выручки на сегодняшний день приносит Британская высшая школа дизайна, еще 15% — Московская школа кино, 18% — Scream School, остальное — Московская школа архитектуры, говорит Екатерина Черкес-заде. По ее словам, инвестиции и прибыль распределяются между школами примерно в таком же соотношении.

Прибыль консорциума основатели не раскрывают, по их словам, она практически полностью реинвестируется в развитие консорциума. Участники рынка, с которыми поговорил Inc., оценивают прибыль примерно в 70 млн рублей в год. Рентабельность школ — примерно 10% от оборота, считает дизайнер и руководитель Школы дизайна ВШЭ Арсений Мещеряков:

— Для образования, если оно качественное, 10% рентабельности — это не так плохо. Этот показатель редко бывает выше, поскольку в образовании в первую очередь следует говорить о качестве, а качество требует вложений, — говорит он.

— Для меня это социальная инвестиция, так как я заинтересован в развитии современных и инновационных форм образования. А для консорциума важна моя экспертиза в области технологий, которая позволит сделать образование еще более технологичным и поможет развивать новые направления, реально востребованные бизнесом, например изучение блокчейна, — рассказал Солонин Inc.

— У нас очень командный тандем. Большую часть вопросов мы решаем сообща. Особенно вопросы стратегического характера – распределение инвестиций в развитие той или иной школы, запуск новых направлений, открытие новых проектов, весь спектр маркетинга, — говорит Насоновская.

Попечительский совет Британской высшей школы дизайна

Источник: данные компании, СПАРК


Александр Аврамов

Основатель БВШД и консорциума. Первый бизнес начал в школе: записывал на дискеты компиляции компьютерных игр и сдавал в комиссионку, а в классе торговал самодельными копиями постеров с Сильвестром Сталлоне и другими киноактерами. Окончил магистратуру Московского государственного горного университета (студентом делал техно-вечеринки и работал диджеем). Занимался управлением в сфере дизайна и пиаром, в 2003 году открыл Британскую школу дизайна.


Игорь Ганжа


Сергей Солонин


Надежда Насоновская

Конкуренция с невежеством

До 2011 года по числу студентов консорциум рос на 50-60% в год, затем рост замедлился до 25-35% в год. По словам Аврамова, спрос на образование в России недостаточно быстро развивается:

— Наш главный конкурент — это невежество, нежелание образовываться, учиться и получать новые навыки. Люди скорее купят себе дорогую машину или поедут в отпуск в Италию стоимостью в три зарплаты, чем инвестируют в собственное образование.

Что думают о Британской школе дизайна выпускники и конкуренты:


Дмитрий Салливан

основатель дизайн-студии Studio Sulliwan:


Арсений Мещеряков

руководитель Школы дизайна ВШЭ:


Александр Коровин

основатель компании Qlean (в 2013 году окончил британский бакалавриат БВШД по специальности Graphic Design):

Мост в индустрию

— А для компаний это сразу множество свежих идей при невысоких затратах, плюс поиск потенциальных сотрудников, — говорит Екатерина.

Специалисты, которых готовят в школах консорциума:

Британская высшая школа дизайна: иллюстратор, графический дизайнер, веб-дизайнер, продакт-дизайнер, UX/UI

дизайнер, дизайнер мобильных приложений, креативный директор, арт-консультант, галерист, арт-директор, фотограф, специалист в области мультимедиа-арт, сценограф, fashion-стилист, байер, дизайнер одежды, дизайнер ювелирных украшений, дизайнер интерьеров, бренд-менеджер, менеджер в индустрии моды и другие (в БВШД есть специальная карта профессий, где показаны возможные направления карьерного роста в творческих профессиях).

Scream School: гейм-дизайнер, концепт-художник (разработчик визуального дизайна для кино, анимации,

компьютерных игр), аниматор, специалист по игровой графике, 3D-дженералист, режиссер анимации, моушн-дизайнер, специалист по визуальным эффектам и компьютерной графике, специалист по композитингу (совмещению съёмочного материала, визуальных эффектов и анимации в единую картину), специалист по мультимедийным коммуникациям.

Московская школа кино: сценарист, продюсер, режиссер, оператор, художник-постановщик, актер, художник по гриму,

композитор кино, монтажер, звукорежиссер, саунд-дизайнер.

МАРШ: архитектор, урбанист, специалист по световому дизайну.

— Мы рассматривали для такого конкурса и государственные вузы, но БВШД показалась мне более структурированной, более подготовленной к работе с внешними партнерами. У них есть специальный человек, отлаженные договоры, всё отработано на уровне коммуникаций, — говорит Гуржий.

Читайте также: