Бремя страстей человеческих краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Начало XX в. Девятилетний Филип Кэри остаётся сиротой, и его отправляют на воспитание к дяде-священнику в Блэкстебл. Священник не испытывает к племяннику нежных чувств, но в его доме Филип находит множество книг, которые помогают ему забыть об одиночестве.

В школе, куда отдали мальчика, однокашники издеваются над ним (Филип хром от рождения), отчего он становится болезненно робок и застенчив — ему кажется, что страдания — удел всей его жизни. Филип молит Бога сделать его здоровым, и в том, что чуда не происходит, винит одного себя — он думает, что ему не хватает веры.

Он ненавидит школу и не хочет поступать в Оксфорд. Вопреки желанию дяди, он стремится поучиться в Германии, и ему удаётся настоять на своём.

В Берлине Филип подпадает под влияние одного из своих соучеников, англичанина Хэйуорда, который кажется ему незаурядным и талантливым, не замечая, что нарочитая необычность того — лишь поза, за которой не стоит ничего. Но споры Хэйуорда и его собеседников о литературе и религии оставляют огромный след в душе Филипа: он вдруг понимает, что больше не верит в Бога, не боится ада и что человек отвечает за свои поступки только перед собой.

Пройдя курс в Берлине, Филип возвращается в Блэкстебл и встречает там мисс Уилкинсон, дочь бывшего помощника мистера Кэри. Ей около тридцати, она жеманна и кокетлива, поначалу она не нравится Филипу, но тем не менее вскоре становится его любовницей. Филип очень горд, в письме Хэйуорду он сочиняет красивую романтическую историю. Но когда реальная мисс Уилкинсон уезжает, чувствует огромное облегчение и грусть оттого, что реальность так не похожа на мечты.

Дядя, смирившись с нежеланием Филипа поступать в Оксфорд, отправляет его в Лондон обучаться профессии присяжного бухгалтера. В Лондоне Филипу плохо: друзей нет, а работа наводит нестерпимую тоску. И когда от Хэйуорда приходит письмо с предложением уехать в Париж и заняться живописью, Филипу кажется, что это желание давно зрело в душе у него самого. Проучившись лишь год, он, несмотря на возражения дяди, уезжает в Париж.

Жизнь парижской богемы изменяет мировоззрение Филипа: он больше не считает этические задачи основными для искусства, хотя смысл жизни по-прежнему видит в христианской добродетели. Поэт Кроншоу, не согласный с такой позицией, предлагает Филипу для постижения истинной цели человеческого существования посмотреть на узор персидского ковра.

Когда Фанни, узнав, что летом Филип с приятелями уезжает из Парижа, устроила безобразную сцену, Филип понял, что она влюблена в него. А по возвращении он не увидел Фанни в студии и, поглощённый занятиями, забыл о ней. Через несколько месяцев от Фанни приходит письмо с просьбой зайти к ней: она три дня ничего не ела. Придя, Филип обнаруживает, что Фанни покончила с собой. Это потрясло Филипа. Его мучает чувство вины, но больше всего — бессмысленность подвижничества Фанни. Он начинает сомневаться и в своих способностях к живописи и обращается с этими сомнениями к одному из учителей. И действительно, тот советует ему начать жизнь заново, ибо из него может получиться лишь посредственный художник.

Известие о смерти тёти заставляет Филипа поехать в Блэкстебл, и в Париж он больше не вернётся. Расставшись с живописью, он хочет изучать медицину и поступает в институт при больнице св. Луки в Лондоне. В своих философских размышлениях Филип приходит к выводу, что совесть — главный враг личности в борьбе за свободу, и создаёт себе новое жизненное правило: надо следовать своим естественным наклонностям, но с должной оглядкой на полицейского за углом.

Однажды в кафе он заговорил с официанткой по имени Милдред; она отказалась поддержать беседу, задев его самолюбие. Скоро Филип понимает, что влюблён, хотя прекрасно видит все её недостатки: она некрасива, вульгарна, её манеры полны отвратительного жеманства, её грубая речь говорит о скудости мысли. Тем не менее Филип хочет получить её любой ценой, вплоть до женитьбы, хотя и осознает, что это будет гибелью для него. Но Милдред заявляет, что выходит замуж за другого, и Филип, понимая, что главная причина его мучений — уязвлённое тщеславие, презирает себя не меньше, чем Милдред. Но нужно жить дальше: сдавать экзамены, встречаться с друзьями.

Знакомство с молодой симпатичной женщиной по имени Нора Несбит — она очень мила, остроумна, умеет легко относиться к жизненным неурядицам — возвращает ему веру в себя и залечивает душевные раны. Ещё одного друга Филип находит, заболев гриппом: за ним заботливо ухаживает его сосед, врач Гриффитс.

Но Милдред возвращается — узнав, что она беременна, её наречённый сознался, что женат. Филип оставляет Нору и принимается помогать Милдред — так сильна его любовь. Новорождённую девочку Милдред отдаёт на воспитание, не испытывая к дочери никаких чувств, но зато влюбляется в Гриффитса и вступает с ним в связь. Оскорблённый Филип тем не менее втайне надеется, что Милдред снова вернётся к нему. Теперь он часто вспоминает о Hope: она любила его, а он поступил с ней гнусно. Он хочет вернуться к ней, но узнает, что она помолвлена. Скоро до него доходит слух, что Гриффитс порвал с Милдред: она быстро надоела ему.

Филип продолжает учиться и работать ассистентом в амбулатории. Общаясь со множеством самых разных людей, видя их смех и слезы, горе и радость, счастье и отчаяние, он понимает, что жизнь сложнее абстрактных понятий о добре и зле. В Лондон приезжает Кроншоу, который наконец собрался издать свои стихи. Он очень болен: перенёс воспаление лёгких, но, не желая слушать врачей, продолжает пить, ибо только выпив, становится самим собой. Видя бедственное положение старого друга, Филип перевозит его к себе; тот вскоре умирает. И опять Филипа угнетает мысль о бессмысленности его жизни, и изобретённое при аналогичных обстоятельствах жизненное правило теперь кажется ему глупым.

Филип сближается с одним из своих пациентов, Торпом Ательни, и очень привязывается к нему и его семье: гостеприимной жене, здоровым весёлым детям. Филипу нравится бывать у них в доме, греться у их уютного очага. Ательни знакомит его с картинами Эль Греко. Филип потрясён: ему открылось, что самоотречение не менее страстно и решительно, чем покорность страстям.

Вновь встретив Милдред, которая теперь зарабатывает на жизнь проституцией, Филип из жалости, уже не испытывая к ней прежних чувств, предлагает ей поселиться у него в качестве прислуги. Но она не умеет вести хозяйство и не желает искать работу. В поисках денег Филип начинает играть на бирже, и первый опыт ему удаётся настолько, что он может позволить себе и прооперировать больную ногу и поехать с Милдред к морю.

В Брайтоне они живут в отдельных комнатах. Милдред это злит: она хочет убедить всех, что Филип — её муж, и по возвращении в Лондон пытается его соблазнить. Но это ей не удаётся — теперь Филип испытывает к ней физическое отвращение, и она в ярости уходит, устроив погром в его доме и забрав ребёнка, к которому Филип успел привязаться.

Весть о смерти Хэйуорда заставляет Филипа снова задуматься о смысле человеческой жизни. Он вспоминает слова уже умершего Кроншоу о персидском ковре. Сейчас он толкует их так: хотя человек и плетёт узор своей жизни бесцельно, но, вплетая различные нити и создавая рисунок по своему усмотрению, он должен удовлетворяться этим. В уникальности рисунка и состоит его смысл. Тогда же происходит последняя встреча с Милдред. Она пишет, что больна, что её ребёнок умер; кроме того, придя к ней, Филип выясняет, что она вернулась к прежним занятиям. После тягостной сцены он уходит навсегда — этот морок его жизни наконец рассеивается.

Между тем старшая дочь Ательни, Салли, очень нравится Филипу, и однажды на сборе хмеля он поддаётся своим чувствам. Салли сообщает, что беременна, и Филип решает принести себя в жертву и жениться на ней. Потом оказывается, что Салли ошиблась, но Филип почему-то не чувствует облегчения. Вдруг он понимает, что брак — не самопожертвование, что отказ от выдуманных идеалов ради семейного счастья если и является поражением, то оно лучше всех побед. Филип просит Салли стать его женой. Она соглашается, и Филип Кэри наконец обретает ту обетованную землю, к которой так долго стремилась его душа.

Автор краткого содержания: Г. Ю. Шульга. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Филипу Кэри придётся, как и многим молодым людям, расстаться с иллюзиями, испытать много разочарований и найти своё призвание. Главная тема произведения — поиск смысла жизни. Жанр книги — роман воспитания.


Какие темы поднимает книга?

  • Вера и неверие в Бога.
  • Поиск смысла жизни.
  • Любовные отношения.
  • Дружба и предательство.
  • Классовое неравенство.
  • Отношения между людьми.
  • Одиночество.

Интересные факты

Как писалось выше, роман имеет автобиографические моменты. Как и главный герой, автор произведения Уильям Моэм рано остался сиротой. В возрасте 10 лет его отдали на воспитание равнодушному к нему дяде. Кроме тоски по родителям, мальчик испытывал физические проблемы. С детства он страдал от заикания.


Душевную боль и детские переживания Моэм перенёс на страницы книги. Произведение, посвящённое одиночеству ребёнка, стало одним из лучших в мировой литературе. Следует отметить, что Моэм был хорошим психологом. После обучения в медицинской школе он три года практиковал в больничных палатах.

Там он столкнулся не только с потребностью лечить физическую боль, но и исцелять душевные раны. Сам он считал, что врачебная практика — лучшая школа для писателей. Особенность романа — правдивость и некоторая перегрузка избыточными деталями.

Это связано с тем, что во времена писателя художественной литературы было не так много, как в наши дни. Писатели старались заполнить пробелы в знаниях читателей и описать подробно, всё что знали сами. К тому же объёмные романы тогда были в моде.

События романа начинаются трагически. Мать маленького Филипа умирает и того отдают на попечение дяди и тёти, у которых никогда не было детей и они толком не знали как себя с ним вести и как воспитывать. К тому же мальчик хромой. От своего недуга Филип страдал физически и морально.

Приёмные родители по-своему заботились о мальчике, но настоящей поддержки и опоры он от них не видел. В школе над ним смеялись и издевались. Единственным утешением для Филипа было чтение книг. После окончания обучения Кэри поступил в немецкий институт, где сдружился с Хэйуордом, любителем поспорить о религии и литературе.

Юноша и так слабо верил в Бога, а такие разговоры разуверили его окончательно. Филип решил полагаться только на свои силы. По настоянию дяди Филипу пришлось вернуться в Англию и заняться обучением профессии присяжного бухгалтера. С трудом выдержав год, Филип поехал к Хэйуорду в Париж.

Там он занялся живописью и начал вести богемный образ жизни. У него даже нашлась покровительница — некрасивая Фанни. Филип не мог ответить на её чувства и девушка покончила с собой. С того времени в душе Кэри появились сомнения в своих талантах и возникло чувство вины.

Занятия живописью Филип бросил и поступил учиться на доктора при больнице. Однажды, в кафе он познакомился с девицей по имени Милдред. Она была довольно глупой и ветреной. Влюблённый Филип старался не замечать этого и даже хотел на ней жениться, но Милдред сообщила, что выходит замуж за другого.


Молодость есть молодость и Филип повстречал новую симпатию Нору, но, как назло, Милдред разошлась со своим приятелем и беременная вернулась к Филипу. Родившуюся дочку она отдала в приют, а сама стала скатываться по наклонной пока не стала проституткой.


Критика

  1. Краткий пересказ может показаться бессмысленным и затянутым. На самом деле сюжет в произведении играет второстепенную роль. Главное место занимает психология персонажей, их рост и стремления.По раскрытию внутренних переживаний героев Моэму нет равных. Так считают многие, прочитавшие этот психологический роман.
  2. Произведение можно назвать философским, ведь Филип Кэри не плывёт тупо по течению жизни, он пытается найти свой путь, своё предназначение. Он ни хороший, ни плохой. В этом он похож на человека из реальной жизни. Его проблемы близки и находят сочувствие и понимание.
  3. На протяжении повествования герой не сидит на месте. Он то в Англии, то во Франции, то в Германии, что создаёт динамику движения сюжета. Все эпизоды связаны и имеют значение. Так, постепенно Филип освобождается от страстей человеческих и становится мудрее.

Что примечательного в книге?

  • В книге много действующих лиц, но все они не идеализированные, не без пороков и не без привлекательных качеств.
  • Жизнь в произведении описана как она есть, что делает книгу реалистичной и поучительной.
  • Роман проникнут особой атмосферой. Несмотря на объём книги, читать её легко.
  • Философией книга не перенасыщена, здесь её в меру. Как, впрочем, сантиментов, романтики и меланхолии.
  • Моэм постарался описать всё правдоподобно, поэтому женщины в книге не писаные красавицы, а как есть в жизни —разные, но с характером.
  • Произведение написано необычайно красивым, поэтичным слогом. При чтении испытываешь восхищение и восторг от каждого грамотно выверенного предложения.
  • События в романе не форсируются, но происходят плавно и постепенно. Сюжет с каждой новой главой закручивается в водоворот событий.

Следует ли читать роман?


Сомерсет Моэм — отличный писатель. Его произведения отличаются лёгкостью чтения. Сложные вещи он излагает простым языком, поднимая при этом сложные жизненные вопросы. Его книги из тех, что хочется перечитать ещё раз, каждый раз находя новые нюансы, делая выводы, пересматривая фразы под другим углом.

Книгу, безусловно, стоит читать. Сделать это вы можете, зайдя на наш сайт. Если вы хотите поделиться впечатлением от чтения данной книги, то оставляйте комментарии. Мы с удовольствием их прочитаем!


"Бремя страстей человеческих" - одно из знаковых произведений Уильяма Сомерсета Моэма, роман, принесший писателю мировую известность. Если есть сомнения, читать или не читать произведение, стоит ознакомиться с сюжетом "Бремени страстей человеческих" Уильяма Моэма. Отзывы о романе также будут представлены в статье.

иллюстрация к роману

Краткое содержание

Речь в романе идет о длительном периоде становления личности молодого человека Филиппа Карри, о поиске себя, смысла в жизни, первой любви и формировании ценностей. Роман охватывает путь взросления героя от детских лет до возраста, когда, пройдя через все испытания юности, персонаж оказывается зрелым и устойчивым в своих взглядах.

Филипп, рано оставшись сиротой, выращен своим дядей в соответствии с жесткими религиозными установками. Он имеет физический недуг, который причиняет ему огромный дискомфорт, - это хромота на одну ногу. Из-за своего недостатка мальчик все детство страдает от издевательств сверстников, а также винит себя, считая, что исцелиться ему мешает отсутствие безоговорочной веры в Бога и неумение молиться с полной отдачей.

Отправившись в Берлин получать образование, Филипп знакомится с юношей, который, не отличаясь высоким интеллектом, но претендуя на него, существенно влияет на взгляды главного героя. Персонаж разделяет атеистические убеждения друга, посчитав, что необходимо соблюдать моральные нормы, которые порождены совестью, но никак не слепой верой.

Спустя год по возвращении домой герой встречает первую любовь, которая, однако, не отличается глубиной: Филипп вскоре сам понимает, что полюбил не настоящего человека, а прекрасный образ, нарисованный воображением.

Далее главный герой уезжает в Лондон для постижения бухгалтерского дела. Это происходит по настоянию дяди и приносит лишь разочарование, Филипп ощущает рутинность и скуку бумажной и вычислительной работы.

Герой решает присоединиться к старым друзьям, которые изучают в Париже художественное искусство. Такой выбор идет в разрез с волей дяди, но в первое время приносит удовлетворение: возможность стать частью творческого круга столицы подкупает молодого человека своей романтичностью.

К очередной перемене мировоззрения приводит новая любовная драма, после которой главный персонаж отправляется в Лондон с намерением стать доктором. Здесь он наконец-то встречает женщину, которая готова дарить любовь, заботиться о нем и, кажется, прекрасно ему подходит. Но встреча с официанткой, когда-то будоражащей воображение Филиппа, возрождает в нем старые чувства.

В последних главах книги герой заканчивает учебу и начинает врачебную практику, встречает достойную девушку и делает ей предложение, перестает задаваться бесконечными безответными вопросами о смысле бытия и учится находить радость в земных и простых, но важных вещах - в семье, доме, работе.

иллюстрация к роману

Об авторе

Автор "Бремени страстей человеческих" Сомерсет Моэм родился в Париже в 1874 году в семье юриста.

Первые из написанных им романов ("Лиза из Ламбета", "Миссис Крэддок") не имели большого успеха. Однако писатель принял твердое решение полностью посвятить себя литературной карьере. Успех пришел на поприще драматургии: автору особенно хорошо удавались диалоги. Впоследствии Моэм стал признанным и состоятельным писателем. Ныне опубликовано и переведено на русский язык около двадцати его больших произведений и огромное количество рассказов и новелл.

Отзывы критиков

Критиками написано немало положительных отзывов о "Бремени страстей человеческих" Уильяма Моэма.

Принято относить произведение к жанру "романа воспитания". То есть его ставят в один ряд с такими книгами, как "Джейн Эйр" Шарлотты Бронте, "Воспитание чувств" Густава Флобера или "Обыкновенная история" Ивана Гончарова, так же повествующими о пути взросления человека. Моэм акцентирует внимание на взаимосвязи между внешними изменениями в любви и карьере героя и внутренним состоянием, текущими представлениями о будущем.

Автор не выводит на первый план влияние политической и общественной жизни того времени (действие романа происходит в начале XX века), он в равной степени рассматривает значение общества, ближайшего круга общения и внутреннего осмысления в становлении персонажа. Окружающий мир, включая и богемное, и так называемое "высшее" общество, описаны Моэмом в характерной ироничной манере с большим вниманием к деталям.

В отзывах о "Бремени страстей человеческих" Сомерсета Моэма критики обращают внимание на большое количество глубоких философских размышлений и непростой идейный посыл романа. Писатель не только ставит вопрос о смысле жизни и правильном пути в ней, но и предлагает свой ответ. Вероятно, ответ, к которому приходит персонаж, кого-то не удовлетворит и не всем придется по вкусу, но автору он, по-видимому, достаточно близок: счастье в простоте, непритязательности, благодарности судьбе.

Многие называют книгу Моэма "Бремя страстей человеческих" программной в творчестве Сомерсета Моэма. Тема преодоления земных низменных мотивов и поиска духовного начала в себе - одна из ключевых практически в каждой его книге. Это и "Луна и грош" или "Театр", где искусство и талант оказываются победителями в схватке с бытом, земными неурядицами, возрастом, а также "Острие бритвы", где на первый план выходит милосердие.

В то же время, с точки зрения стиля и сюжета, роман несколько нетипичен для писателя. Во-первых, дистанция между ним и его главным персонажем столь мала, что многие называли "Бремя страстей человеческих" биографией. Во-вторых, Моэм, как ни в одной работе ранее, заставляет читателя сопереживать герою, отказываясь от привычной писательской маски отстраненного сатирика. Хотя автор не раз подчеркивал, насколько важно для него оставаться наблюдателем, пусть иногда и субъективным, и заинтересованным.

Ирония Моэма, если и проявляется, то не выглядит злой или однобокой. Писатель лишь констатирует существующие недостатки и противоречия в мыслях и характере персонажа. С учетом многих автобиографичных подробностей ее можно трактовать как критический взгляд автора на себя в молодые годы.

портрет писателя

Негативная критика

Что касается негативных отзывов о "Бремени страстей человеческих" Моэма, то наиболее обсуждаемой и непонятой стала сюжетная линия, посвященная взаимоотношениям Филиппа с официанткой Милдред, и тот факт, что ей уделен огромный объем текста.

В частности, многие называют необъяснимой терпимость и милосердие Филиппа к девушке, проявленные вопреки неприятнейшему совместному прошлому.

У читателей и критиков неоднократно возникают вопросы, как мог глубокий и добрый сердцем юноша без памяти влюбиться в ничем не примечательную и откровенно пустую, безнравственную женщину? Ради чего терпит ее капризы и остается с ней, хотя очевидно несчастье обоих? Почему помогает ей даже тогда, когда уже больше не любит?

Кто-то из читателей в отзыве о книге "Бремя страстей человеческих" находит ответ в склонности героя к мазохизму, упрекая автора в недостойности и даже абсурдности поведения персонажей любовной линии. Но объясняют странное влечение Филиппа и иначе - именно как проявление противоречивости человека, заложенное глубоко в его сущности. Ведь неоднозначность натуры людей - ключевой мотив многих произведений автора.

Преодоление именно этой необъяснимой страсти - один из главных этапов нравственного развития героя и достижения им гармонии.

Другая известная претензия к роману - неоднозначность концовки. Обретение семьи, работы, переход от бесконечных исканий к будничному труду, спокойной размеренной жизни подается Моэмом как счастливый финал.

Авторы отзывов о книге "Бремя страстей человеческих" возражают: как можно считать хорошим концом обычное погружение персонажа в рутину? В романе нет даже никаких указаний на то, что Филипп испытывает настоящую любовь к будущей жене. Да и сама девушка настроена прагматично и, хотя ее зрелая мудрость - несомненное достоинство, романтическими чувствами явно не пылает.

Героев ждет впереди жизнь, которая представляется неплохой, но слишком банальной, никак не возвышенной и не вдохновляющей.

фрагмент картины, обсуждаемой в романе

Мнение автора

Вопреки многочисленным положительным отзывам современников, сам автор не считал роман лучшим своим произведением. В последствии он подчеркивал роль случая в том, что произведение стало столь популярно. В книге "Подводя итоги", где писатель обсуждает свои же произведения и открывает некоторые секреты их написания, Моэм упоминает нескольких известных американских писателей, своевременно давших роману высокую оценку. Их он и благодарит за масштаб известности книги.

Свой роман Сомерсет Моэм назвал несколько затянутым, признавшись, что во время его написания находился под влиянием царивших тогда общих представлений о значимой для художественной литературы книге. В то время шедевром признавалось длинное и максимально детализированное произведение. В поздние годы Моэм даже переписывал роман, исключая большие куски текста и стремясь к краткости изложения, но востребованной и более признанной осталась ранняя версия романа.

кадр из фильма

Реакция современников

Опубликованный в 1915 году роман Моэма "Бремя страстей человеческих" был сразу же очень тепло принят как на родине писателя, так и за рубежом. Он оказался привлекателен для читателя отсутствием явной пропаганды какой-либо конкретной идеологии. В то же время позиция автора ясна и проявляется в основном не в словах, а в поведении героя.

Оказался хорошо воспринят и нестандартный для того времени подход автора к прописыванию мотивации персонажей. Большинство поступков, совершаемых героями на страницах романа, объясняются в первую очередь личными особенностями характера, а не положением в обществе или принадлежностью к определенному классу. Для Сомерсета Моэма важны личности. Универсальность и высокая собирательность, описание целого поколения или большой категории людей не характерно для романа.

Например, отказ от привитых в детстве религиозных убеждений Филиппа, Моэм объясняет тем, что у юноши от природы не было никакой предрасположенности к вере.

Писатель принципиально отказывается от детальной передачи политической и социальной ситуации, в которой находятся персонажи. По его убеждению, романы, действие которых излишне тесно привязано ко времени и месту действия, слишком быстро теряют актуальность.

Прав писатель или нет, но сложно спорить с тем, что книга Сомерсета Моэма "Бремя страстей человеческих" была интересна современникам писателя и остается таковой для нынешнего читателя.

кадр из фильма

Автобиографические мотивы в романе

"Бремя страстей человеческих" не является автобиографией в строгом смысле слова. В романе множество вымышленных и собирательных образов. Тем не менее, многие ключевые события в жизни основного персонажа книги и ее автора совпадают.

Как и Филипп, писатель рано осиротел и был воспитан дядей в атмосфере религиозности и строгости.

Сомерсет Моэм наделяет своего героя существенным физическим дефектом - хромотой. Недуг причиняет мальчику огромные страдания - злые насмешки сверстников приводят к большой застенчивости и низкой самооценке. Сам писатель все детство так же мучился из-за другого недостатка - заикания.

Как следствие, будучи ребенком довольно замкнутым, Моэм рано увлекся книгами и называл чтение любимым занятием, что опять-таки объединяет его с Филиппом.

Персонаж книги, подобно автору, получает медицинское образование, в течение учебы получив немало жизненных уроков. Он близко сталкивается с нищетой и сам проживает несколько лет в тяжелых финансовых затруднениях, знакомится с людьми различных взглядов и социального статуса.

Писатель не отрицает и того, что многие мысли, высказанные героем по поводу философии, науки, литературы, искусства и отношений с людьми, - это его собственные взгляды в тот или иной период жизни.

Автор признается, что не все события, описанные в книге, были им пережиты лично. Некоторые он наблюдал со стороны, но они оказали на него большое влияние. Как бы то ни было, чувства и эмоции Филиппа Карри писателю, по его же словам, приходилось испытывать.

Персонажи

Кроме главного героя романа, за которым читатель наблюдает на протяжении всего развития сюжета, в книге много довольно примечательных персонажей, которые не менее подробно прописаны и привносят в жизнь Филиппа определенную философскую мысль, которая влияет на его взгляды.

Например, внимания заслуживает поэт Кроншоу, рассуждающий в доступных терминах о теории детерминизма. Изучив некоторые другие произведения автора ("Каталина", "Узорный покров"), можно увидеть, что персонаж с похожим мировоззрением появляется у Моэма не раз.

кадр из фильма

Читать или не читать

Ознакомившись с отзывами читателей, можно заметить, что книга в наибольшей степени пришлась по вкусу тем, кто ознакомился с ней в юношестве, поскольку в этом возрасте наиболее актуальны вопросы самоопределения, которые неизбежно сопровождаются дилеммами и сомнениями.

Оригинал или перевод

В распоряжении русского читателя, в случае, если нет возможности прочитать оригинал произведения, есть несколько переводов, которые считаются достаточно хорошими.

Распространен, например, перевод Е. Голышевой и Б. Изакова под редакцией С. Маркиша, по возможности сохранивший манеру повествования писателя.

Разумеется, некоторые языковые и смысловые тонкости при переводе передать крайне трудно. Так что всем, кто может похвастаться хорошим владением английского, предпочтительно ознакомиться с романом в оригинале.

Краткое содержание романа Бремя страстей человеческих Моэма

Мы изучаем - Краткое содержание романа Бремя страстей человеческих Моэма. Подсказки школьнику

По жанровой направленности произведение относится к разряду социально-бытового романа, основная тематика которого заключается в поиске человеком жизненного смысла, проходя через многочисленные трудности, разочарования и испытания.

Центральным персонажем произведения является Филипп Кэри, представленный в образе круглого сироты, пытающегося всю свою жизнь найти собственное истинное призвание.

Сюжетное повествование разворачивается в момент, когда девятилетний мальчик, лишившийся родителей, отправляется на воспитание к родному дяде, проживающему в Блэкстебле и являющемуся священнослужителем, не испытывающим к племяннику никаких родственных чувств.

В доме дяди мальчик обнаруживает большую библиотеку и начинает увлеченно изучать имеющиеся в ней книги. Дядя устраивает Филиппа в местное учебное заведение, где мальчик подвергается постоянным издевательствам, поскольку с детства отличается болезненным видом. Из-за неприязни сверстников Филипп становится робким и застенчивым человеком.

По окончании школы дядя планирует дальнейшее обучение племянника в Оксфорде, однако Филипп предпочитает учиться в Германии, где в период обучающих курсов заводит новых друзей, в частности, Хэйуорда. Затем молодой человек возвращается домой, где у него случается любовный роман, о котором он детально сообщает в письмах своему другу. Однако роман вскоре заканчивается, поскольку девушка принимает решение о расставании, которое Филипп достаточно болезненно переживает.

Затем дядя направляет Филиппа в британскую столицу для получения профессии присяжного бухгалтера, однако молодой человек бросает обучение и отправляется в Париж, желая изучать творческие профессии. Именно там у Филиппа происходит знакомство с Фанни Прайс, однако оно также является скоротечным. Когда Филипп покидает Францию, девушка совершает самоубийство.

В Англии Филипп становится студентом медицинского университета, где влюбляется в Милдред и раздумывает о свадьбе с девушкой. Однако девушка не испытывает к юноше чувств, поэтому Филипп отказывается от идеи женитьбы на ней и обращает свое внимание на милую и добрую Нору Несбит. Но через некоторое время оказывается, что Милдред ждет ребенка от Филиппа, которого при рождении оставляет отцу, а сама начинается отношения с другом Филиппа.

Спустя несколько лет Филипп встречает Милдред, которая становится проституткой. В один из дней молодому человеку удается получить крупную денежную сумму на бирже, поэтому он избавляется от своего детского недуга и вместе с Милдред переезжает в Брайтон, при этом он не живет с девушкой как с супругой. Данная ситуация раздражает Милдред и она, забрав дочь, бросает Филиппа, который остается без средств к существованию.

Юноше приходится бродяжничать, а затем работать обычным продавцом. Через некоторое время он узнает, что Милдред находится при смерти и едет на прощание с женщиной. Спустя годы, он становится наследником имущества дяди и обретает личное счастье с любимым человеком.

Читайте также: