Брехт страх и отчаяние в третьей империи краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

В годы эмиграции в тв-ве Брехта – резкая критика фашизма+твердая револ. концепция истории. Послед. борьба с фашизмом – не т-ко уничтожение гитлер. гос-ва, но и революция пролетариата.

19. Австрийская литература первой половины XX века. Феномен пражской немецкоязычной литературы.

Австрия получила государственную самостоятельность, и это способствовало дальнейшему обособлению австрийской нацио­нальной литературы, вычленению ее из литературы на немецком языке, с которой она сохраняет родственную близость.

Понятие "пражская немецкая литература" сложилось в ре­зультате худ. деят-ти литераторов, живших в столице Чехии, которая почти три столетия не имела незави­симости и входила в Австро-Венгрию. Здесь жил и Ф. Кафка и др.писатели. Немало содействуя по­средничеству между немецкой и чешской культурой, боль­шинство из них, евреи по национальности, создавали имев­шую свой колорит пражскую немецкоязычную литературу. В начале века в ней сильно выражены тенденции экспрессио­низма, символизма, модернистское начало.

Примерно таким же ощущением тревоги и неустойчивости жизни пытаются заразить зрителя в подвале на Чаплыгина. Две молодые художницы, студентки Школы-студии МХАТ Полина Лиферс и Александра Карпейкина поставили все декорации косо, словно мир покачнулся и потерял ориентиры, прежде всего — нравственные.

В этой искривленной реальности все персонажи ведут себя по-разному. Молодой нахальный штурмовик с внешностью истинного арийца (Станислав Чепурченко) чувствует себя комфортно, как паук, заманивающий жертву в свою паутину. Юркий следователь (Иван Шибанов) с готовностью прогибается под изменчивый мир, вытягиваясь по швам под нужным углом. А вот бывшую интеллигентную пару (Игорь Петров и Луиза Хуснутдинова) горбиться и корчиться в тесных клетушках новой идеологии заставляет животный страх. Страх вообще главный герой пьесы Брехта. Он проникает во все дома и семьи, отравляя самые интимные человеческие отношения. Родители видят в сыне потенциального доносчика, девушка боится своего жениха и после свидания просит подругу проверить, нет ли у нее на спине мелового креста — метки неблагонадежных. Жена-еврейка вынуждена покинуть мужа, чтобы не навлечь на него неприятности, — у того не хватает смелости ее остановить. И даже священник вынужден изворачиваться, толкуя слова Библии так, как угодно фюреру.

Александр Коручеков выбрал пять самых ярких сцен из 24-х эпизодов этой антифашистской саги и поставил их во вполне классическом стиле, без эффекта отстранения, зонгов и публицистических лозунгов, бросаемых в зал. Но постарался сделать брехтовских героев понятными и близкими каждому зрителю. Режиссер не осовременивал текст и не проводил прямых параллелей, скажем, между нацистами-штурмовиками и православными казачьими патрулями. Но как настоящий ученик Сергея Женовача попытался уловить в пьесе настроение, созвучное нашему времени: чувство беспомощности перед лицом тоталитарной машины и неуверенность в завтрашнем дне.

Страх и отчаяние в Третьей империи — Страх и отчаяние в Третьей империи (нем. Furcht und Elend des Dritten Reiches) пьеса немецкого поэта и драматурга Бертольта Брехта, написанная с 1935 по 1939 годы в эмиграции в Дании. Пьеса состоит из 24 сцен и описывает ситуации, в… … Википедия

Эйслер Х. — (Eisler) Ханс (6 VII 1898, Лейпциг 6 IX 1962, Берлин) нем. композитор, педагог и обществ. деятель (ГДР). Чл. Коммунистич. партии Германии с 1926. Детство и юность провёл в Вене, где получил начальное муз. образование, в 1919 23 обучался… … Музыкальная энциклопедия

Бертольд Брехт — Бертольт Брехт Bertolt Brecht Имя при рождении: Eugen Berthold Friedrich Brecht Дата рождения: 10 февраля 1898 г. Место рождения: Аугсбург, Германия Дата смерти: 14 … Википедия

Бертольт Брехт — Bertolt Brecht Имя при рождении: Eugen Berthold Friedrich Brecht Дата рождения: 10 февраля 1898 г. Место рождения: Аугсбург, Германия Дата смерти: 14 … Википедия

Бетрольт Брехт — Бертольт Брехт Bertolt Brecht Имя при рождении: Eugen Berthold Friedrich Brecht Дата рождения: 10 февраля 1898 г. Место рождения: Аугсбург, Германия Дата смерти: 14 … Википедия

Брехт, Бертольд — Бертольт Брехт Bertolt Brecht Имя при рождении: Eugen Berthold Friedrich Brecht Дата рождения: 10 февраля 1898 г. Место рождения: Аугсбург, Германия Дата смерти: 14 … Википедия

Брехт — Брехт, Бертольт Бертольт Брехт Bertolt Brecht Бертольт Брехт Фотография 1948 года из Немецкого федерального архива … Википедия

Брехт Б. — Бертольт Брехт Bertolt Brecht Имя при рождении: Eugen Berthold Friedrich Brecht Дата рождения: 10 февраля 1898 г. Место рождения: Аугсбург, Германия Дата смерти: 14 … Википедия

Брехт Бертольд — Бертольт Брехт Bertolt Brecht Имя при рождении: Eugen Berthold Friedrich Brecht Дата рождения: 10 февраля 1898 г. Место рождения: Аугсбург, Германия Дата смерти: 14 … Википедия

Коллекция произведений Виталия Михайловича Воловича (1928–2018), академика Российской академии художеств, народного художника России, в Государственном художественном музее Алтайского края весьма представительна и насчитывает 52 графических произведения — главным образом, гравюр, выполненных в различных техниках. Большинство из них представляют зрелый период творчества художника, время его творческого взлета, когда практически каждая серия работ отмечалась высокими российскими и международными наградами и премиями.

О В.М. Воловиче прочно укрепилось мнение как о художнике книжной графики. Это вполне справедливо, потому что фактически с первых шагов его творческой жизни, можно сказать, даже раньше, еще в стенах Свердловского художественного училища, он почувствовал особую тягу к художественному оформлению книги. Это не случайно. Про таких людей говорят — книгочей, и это очень точно, ибо с книгой он не расставался всю жизнь. В этом, кроме собственных предпочтений, большую роль сыграли традиции семьи.

Его мать, Клавдия Филиппова, была одаренной писательницей, а отчим Константин Боголюбов также проявил себя в области художественного литературного творчества, но более всего он известен как литературовед, сделавший немало открытий в области уральской литературы. Поэтому погружение в мир художественного слова у В. Воловича состоялось очень рано, и это важно подчеркнуть в связи с рассматриваемой темой, которую в широком смысле можно сформулировать как проблема противостояния войне и различным формам насилия.

Биография художника хорошо описана, что позволяет просто сослаться на тех, кто еще раньше в монографиях и статьях осветил основные этапы жизни М.В. Воловича [см. 1–10]. Путь к вершинам искусства и признания был тернист и потребовал от него колоссальных усилий. Трудоспособность и жажда творчества В. Воловича поражают. Он работал в буквальном смысле до конца дней, был полон новых замыслов, и чувствуется, что многие образы, волновавшие его, не успели получить воплощения. Необыкновенная сила воображения, высокая культура, начитанность создавали ту благоприятную творческую среду, в которой рождались замыслы его работ.

Триптих благодаря своим высоким художественным достоинствам широко разошелся и ныне хранится в собраниях нескольких крупных музеев. Это произведение появляется в переломный для творчества Воловича период. У него возникли затруднения с Уральским книжным издательством, где сложилось мнение о нем как о художнике-формалисте. В атмосфере борьбы с подобного рода явлениями в то время это мнение стало серьезным основанием отказать Воловичу в заказах, что существенно осложнило жизнь. Но высочайшая работоспособность — со слов В.М. Воловича, по 10 часов в день — и обилие волнующих образов побуждают его искать выход. И предложение из Лейпцига оказалось очень кстати.

Фактически каждый эпизод пьесы — это мини-спектакль, даже порой просто мизансцена, в которой участвуют иногда лишь два героя, ведущие диалог. Язык произведения яркий, выразительный. Персонажи переданы выпукло, сильными штрихами выявляются их черты характера, ясно прочитывается авторская оценка всего происходящего. Брехт выступает в пьесе как выдающийся мастер слова, создающий захватывающие и волнующие читателя образы. Казалось бы, проще всего художнику было идти вслед за Брехтом, потому что он мыслил художественно и сценически и фактически предлагал готовую композицию, представлял важнейшие детали и психологию героев. Читая Брехта, буквально видишь всю сцену, она разворачивается вплоть до выразительного описания отдельных предметов и эмоций и жестов персонажей.

Художник применяет выразительный композиционный прием, используя форму триптиха. Каждая часть и самостоятельна, и связана с другими; последовательно с разных граней идет раскрытие главной темы — формирование фашистской идеологии, изменение мироотношения людей, отказ от прежних ценностей и утверждение культа войны.

В произведении явно прочитывается дух средневековья, с его мрачными культами, тиранией и насилием. Общая композиция с первого взгляда погружает зрителя в ту зловещую атмосферу. Триптих по форме восходит, в том числе, к алтарным преградам. Левая и правая части триптиха воспринимаются как створки алтаря, но это не триптих света, а часть зловещих обрядов сил насилия и тьмы. Волович символически указывает на эту параллель с алтарными церковными преградами, помещая в центральную часть подобие креста, на котором распята книга. В деталях и стилистике триптиха дух тевтонского средневековья проявляет себя в готических символах в виде оружия, в образах химер, которые, нагло улыбаясь зубастыми пастями, выныривают из самых темных уголков гравюр.

Композиция триптиха обладает большой выразительностью и целостностью. Это сразу очевидно при взгляде на работы, но стоит также обратить внимание на поэтические посвящения, предшествующие каждой части триптиха в альбоме, которые выбрал сам художник при разработке макета [8, с. 178–182]. Фактически он разделил на три части первый зонг в книге, который в сжатом и образном виде передает дух произведения. В левой и центральной части для акцентировки сюжета он добавил части из других зонгов. В.М. Волович, видимо, отчетливо почувствовал особое значение этой поэтической метафоры и взял ее за основу своей работы.

Это очень важный момент, который о многом говорит в отношении творческого метода художника. Он становится не иллюстратором литературного текста, а, поняв замысел писателя, обращается к центральной его идее и именно для нее создает свой пластический и символико-метафорический язык. Писатель и художник объединились на высшем идейном уровне, увидели одну и ту же проблему из глубины, из сущностных основ. Б. Брехт и В. Волович одинаково остро почувствовали суть фашизма, исторгающего из человека все человеческое и замещающее его звериным, химерическим началом. Возникло поэтико-художественное единство, что само по себе редкое и очень ценное явление в искусстве.

Приведем поэтические послания к каждой из частей. Послание к левой части звучит так:

Главный элемент в гравюре — парадный портрет отвратительного чудовища, рогатого, с зубастым клювом, увешанного орденами, со свитком в одной руке и острым кинжалом в другой. Само это изображение уже должно отталкивать и отрезвлять. Однако изображенные художником вокруг портрета люди зашлись в фанатическом восторге. Лишь внизу показана одинокая фигура погибшего человека, окруженная солдатами с автоматами и в касках. Вся энергия толпы направлена к портрету, от зрителя в глубину.

Композиционное движение, начатое в правой части, получает свое развитие в левой половине центрального сюжета. Здесь изображена плотная толпа солдат, стреляющих по книге на кресте из автоматов. Исполнители чудовищного акта монолитны в своем порыве. Правая часть заполнена странными существами — тевтонскими рыцарями-идолами, они безлики, некий сгущенный мрак покрывает их средневековыми доспехами. Громадные остроконечные мечи воткнуты в землю, фактически — в толпы людей за колючей проволокой. Здесь движение, начатое в предыдущих частях, не только останавливается, но и переориентируется фронтальным разворотом идолов на зрителя.

Ему предшествует фрагмент первого зонга с красноречивым содержанием:

Здесь появляются знакомые детали, например богатая резная рама, теперь уже без изображения химеры, которая воспринимается как открытое окно в черную бездну, откуда выплывают зловещие фигуры летящих самолетов. Из-под рамы вырывается плотный поток — безликая масса вооруженных солдат в касках с крестами, перед ними разворачивается горящая земля, по бокам на элементах свастики, теперь превратившихся в виселицы, — трупы замученных людей. Это развязка, кульминация, попрание знаний и духовных ценностей, поток лавы насилия.

Таким образом, триптих, как и драма Б. Брехта, представляют собой манифест против мракобесия, обнажают сущность любой формы насилия, предупреждают нас, но и одновременно показывают — что именно в мире противостоит злу и войне, откуда должны черпать силы все антифашистские и миротворческие движения. Тоталитаризм власти и соглашательство обывателей — питательный раствор для фашизма. Волович, будучи прозорливым и чутким художником, создал подлинное произведение, актуальное не только для 70-х годов прошлого века, но имеющее непреходящее значение, особенно в наши дни. Именно такого рода работы входят в центральное смысловое пространство любой выставки и, конечно, будущей постоянной экспозиции Государственного художественного музея Алтайского края.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВОЛОВИЧ В. ГРАФИКА: [АЛЬБОМ] / АВТ. ВСТУП. СТ.: Г.В. ГОЛЫНЕЦ, С.В. ГОЛЫНЕЦ. ЕКАТЕРИНБУРГ: АВТОГРАФ, 2002. 344 С.: ИЛ.
2. ВОЛОВИЧ В.М. ЖЕНЩИНЫ И МОНСТРЫ: РИСУНОК, АКВАРЕЛЬ, ТЕМПЕРА, ОФОРТ / АВТ. ВСТУП. СТ. ЛЕВ ЗАКС. ЕКАТЕРИНБУРГ: АВТОГРАФ, 2013. 397 С.
3. ВОЛОВИЧ В. КНИЖНАЯ, СТАНКОВАЯ ГРАФИКА: КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ / АВТОР ВСТУП. СТ. И СОСТ. Н. ГОРБАЧЕВА. СВЕРДЛОВСК: Б. И., 1985. 48 С.
4. ВОЛОВИЧ В.М. КОРАБЛЬ ДУРАКОВ: САТИРИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ В 13 ГЛАВАХ: [АЛЬБОМ]. ЕКАТЕРИНБУРГ: АВТОГРАФ, 2016. 552 С.
5. ВОЛОВИЧ В.М. МАСТЕРСКАЯ: ГУАШЬ, ОФОРТ, РИСУНОК: [АЛЬБОМ] / ПЕР. НА АНГЛ. В. ДОРОГОКУПЛЯ. ЕКАТЕРИНБУРГ: АВТОГРАФ, 2011. 428 C.
6. ВОЛОВИЧ В.М. МАСТЕРСКАЯ: ЗАПИСКИ ХУДОЖНИКА. ЕКАТЕРИНБУРГ: АВТОГРАФ, 2017. 601 С.
7. ВОЛОВИЧ В.М. ПАРАД-АЛЛЕ: ГРАФИКА, РИСУНОК, АКВАРЕЛЬ, ГУАШЬ, ОФОРТ, ШЕЛКОГРАФИЯ: [АЛЬБОМ]. ЕКАТЕРИНБУРГ: АВТОГРАФ, 2011. 352 С.
8. ВОЛОВИЧ В.М. 100 ИЛЛЮСТРАЦИЙ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ КЛАССИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: [АЛЬБОМ]. ЕКАТЕРИНБУРГ: АВТОГРАФ, 2008. 252 С.
9. ВОЛОВИЧ В.М. ШЕСТНАДЦАТЬ РЕПРОДУКЦИЙ / ВСТУП. СТ. Л. ДЬЯКОНИЦЫНА. ЛЕНИНГРАД: ХУДОЖНИК РСФСР, 1975.
10. ЗАСЛУЖЕННЫЙ ХУДОЖНИК РСФСР ВИТАЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВОЛОВИЧ: КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ / СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РСФСР, СВЕРДЛОВСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РСФСР; АВТ. ВСТУП. СТ. И СОСТ. КАТ. С.В. ГОЛЫНЕЦ. ЛЕНИНГРАД: ХУДОЖНИК РСФСР, 1977. 17 С.

Читайте также: