Боюсь ходить в туалет по большому в школе

Обновлено: 07.07.2024

Вопрос. Что делать, если мой ребёнок отказывается ходить в школе в туалет? Терпит до дома, потому что в школьной уборной грязно и нет дверей.

Ответ. Ребёнок приходит в школу не из дикого леса. У него уже есть сформированный образ того, что плохо, что хорошо, что красиво, а что безобразно. Существуют общепринятые понятия о личной гигиене, которые ребенок постепенно, по мере взросления, усваивает. Знания эти вкладывают родители, а затем воспитатели и учителя.

Когда он приходит в школу, то уже имеет представление о том, что туалеты бывают разные. Но, к сожалению, не у всех получается легко воспринять новые условия, и поэтому только наличие колоссальной поддержки со стороны взрослых может спасти ситуацию.

  • В первую очередь дети обращают внимание на запах. Если ребенок заходит в туалет и там плохо пахнет, вряд ли он захочет там остаться без острой необходимости. Наличие неприятного запаха как бы дает нам сигнал: в этом месте грязно и неопрятно.
  • Второй важный аспект — визуальная чистота. Приходя в новое место, любой человек сначала осматривается, для того чтобы решить: безопасно здесь или нет? Как и куда я смогу выйти в случае опасности?

Поэтому, когда ребенок приходит в туалет, он неосознанно сравнивает помещение с теми комнатами и локациями, к которым привык. Например, с туалетом дома, с теми туалетами, которые он уже посещал до этого (у родственников, друзей, туалеты в торговых центрах и т. п.). Это происходит достаточно быстро. На основании увиденного ранее ребенок может принять решение, грязно здесь или нет.

  • Третий важный пункт — это обстановка. Имеется в виду наличие или отсутствие окон, хорошего освещения. Открытые окна будут настораживать, создавать ощущение небезопасности, может появиться страх быть увиденным. Отсутствие достаточного освещения создает атмосферу неуюта и может вызывать чувство острого дискомфорта. Отсутствие дверей и вовсе может стать причиной того, чтобы терпеть дальше.

Что в таких случаях делать родителям?

Надо понимать, что проблема школьных туалетов на глобальном уровне будет решаться очень долго. Будет здорово, если у вас есть желание и возможность пойти к администрации и начать разбираться, почему дети учатся в таких условиях. Но начинать разговор с ребёнком нужно уже сейчас.

Важно аккуратно выяснить истинную причину отказа: стеснение, брезгливость или, может быть, определенные фобии?


Почему школа — это территория иерархии. И особенно это заметно в туалете и в столовой

Если напряжение, которое испытывает ребенок, слишком высоко и затрагивает физиологию, можно обратиться за консультацией к психологу и неврологу. Они помогут определить, какой ритм жизни нужен ребенку сейчас, чтобы снижать внутреннее напряжение. Обращение за консультацией к специалистам вовсе не означает, что с ребенком что-то не так. Для вас и для него это дополнительная возможность решить вопрос максимально безболезненно.

Важно выявить, что движет ребенком. Дальше можно прийти к исследованию следующих вопросов: что тебя беспокоит? Боишься ли ты чего-то? Когда ты хочешь в туалет, что ты чувствуешь, испытываешь? Как эти две потребности умещаются в тебе сразу? Что будет, если ты сходишь в туалет? Что изменится? Давай попробуем представить? Как я могу помочь тебе в этом?

Возможно, итогом разговора станет просто необходимость завести ребенку индивидуальную косметичку (антисептик, влажные салфетки, одноразовые накладки на сиденья) и эта простая мера поможет решить проблему.

За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Александра Перчаткина.

Многие родители сталкиваются с намеренной задержкой стула у детей из-за неприятных, болезненный ощущений во время хождения на горшок.

Почему возникает такая проблема и как с ней справляться рассказывает детский психиатр Жерехов Алексей Борисович .

Ребенок боится ходить по-большому — рекомендации детского психиатра Жерехова Алексея Борисовича

Из-за стресса у ребенка вся семья может переселиться к туалету и забыть все другие темы разговоров.

У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром.

Диагноз СДВНС не грозит ничем страшным. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.

Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически.

На что обратить внимание, если у ребенка страх ходить в туалет

Другие симптомы невроза. Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.

Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?


Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.

Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни.

Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.

Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может частично объяснять и симптоматику ребенка.

Как помочь ребенку решить деликатную проблему

Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.

Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.

С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.

Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.

Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.

Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом — далее рефлексы запускают психологическую составляющую.


Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.

Что делать, если лучше не становится

Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2–4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.

Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.

Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.

ребенок боится ходить в туалет по большому

Родители достаточно часто сталкиваются с различными фобиями детей. Одна из них заключается в том, что ребенок боится ходить в туалет по большому. Этот страх может возникнуть в любом возрасте, причины его бывают физиологические и психологические.

Что вызывает страх, перерождающийся в фобию?

Дети начинают контролировать акт дефекации в 1,5- 2 года. Если родители пытаются усадить малыша на горшок раньше, они рискуют напугать его и напрочь искоренить интерес к этому нужному предмету. Нельзя делать это насильно, даже если вы видите, что кишечник готов к опорожнению.

Причина страха может лежать в психологической плоскости: дети не совершают акт дефекации, потому что боятся наказания за испачканные штанишки. Даже самые маленькие понимают и чувствуют дискомфорт, когда родители их ругают.

Физиологической основой страха является боль. Обычно боязнь сходить на горшок возникает после перенесенных болезненных ощущений, появляющихся во время этого процесса. Боль может проявляться при проблемах с кишечником, включающих:

  • запоры;
  • дисбактериоз;
  • трещины ануса;
  • геморрой;
  • глистные инвазии.

Обычно ребенок после запора долго боится ходить в туалет. Он хорошо помнит, что было больно и терпит до последнего. Это приводит к затвердению кала и новым запорам. Если причина страха в этом, необходимо проконсультироваться с врачом, изменить рацион, добавить в меню препараты с клетчаткой, чернослив, курагу, много фруктов и овощей.

Почему ребенок боится ходить в туалет в школе?

Во многих случаях появление фобий, связанных с дефекацией и боязнью посещения туалета, начинается после посещения детского сада или школы. Это связано со сменой обстановки, неумением объяснить свои потребности, стеснительностью. В садике малыш не может сходить на чужой горшок или стесняется попросить вытереть ему попу. В школе ребенок может испугаться и вовремя не попроситься выйти в туалет на уроке. Многие дети не могут опорожнить кишечник в общественном туалете, где зачастую не обустроены перегородки.

Что могут сделать родители? Если малыш боится горшка купите вместе с ним новый горшок-игрушку, причем тот, который ему понравился. На изделие в форме машинки или самолета, ему обязательно захочется присесть. Самым нерешительным можно предложить игру: усаживать на горшок всех любимых мягких зверюшек и кукол. Если у ребенка не получается, не торопите его, расскажите ему сказку, почитайте книгу, посмотрите картинки, а в спокойном состоянии повторите попытку еще раз. И самое главное – не скупитесь на похвалу, если все прошло результативно.

ребенок боится ходить в туалет

Когда проблемы со стулом и болезненные ощущения не пропадают после введения в рацион фруктов и овощей, следует обратиться к врачу. Доктор может назначить мягкое слабительное, глицериновые или облепиховые свечи, пробиотики. Лечение зависит от причин, вызывающих данную проблему.

В домашней обстановке приучить малыша к горшку и сделать так, чтобы все его страхи улетучились, достаточно просто. Сложности могут возникнуть при посещении общеобразовательных учреждений. Чтобы не усугублять ситуацию, родителям стоит попросить няню, воспитательницу или школьную учительницу быть повнимательнее, объяснив им вашу проблему. Если будет сохранятся спокойная обстановка, малыш быстро привыкнет к новым условиям. В школе при знакомстве с территорией, сходите вместе с ребенком и посмотрите туалет. Объясните, что все дети его посещают.

Что делать, если боязнь не проходит?

Что делать, если ребёнок боится ходить в туалет по-большому

Почему ребёнок боится какать

Терпит, чтобы избежать неизбежного. Если ребёнок столкнулся с болью во время дефекации, он может начать бояться какать. Такая тактика может провоцировать запоры и приводить к дискомфорту при дефекации. Получается замкнутый круг: терпит — из-за этого снова больно — опять терпит.

Даже взрослые пытаются отсрочить неприятные ситуации, а дети — тем более. Таким образом, если из-за затвердевших каловых масс малыш ощутил боли при дефекации, в следующий раз он попытается оттянуть этот момент.

Испытывает стресс или не может адаптироваться на новом месте. Дефекация — психологизированный акт, который во многом зависит от наших установок и переживаний. Например, на новом месте даже у многих взрослых не сразу нормализуется стул. Действует природный механизм — в любой незнакомой ситуации подожди и не оставляй следы.

Существует две базовые стратегии. Птица в стрессе первым делом облегчается, чтобы буквально налегке сняться с места. А вот все, кто прячется или выслеживает, наоборот, избегают оставлять после себя пахучие следы, пока опасность не минует. У людей нередко запускается эта стратегия тела: есть стресс, опасность, незнакомая ситуация — значит, лучше потерпеть.

Есть переживания, связанные со свободным выражением эмоций, проявлением себя. Да, дефекация связана с экспрессией себя, а в более взрослом возрасте и с творчеством. Кал — это первое, что человек производит в своей жизни. Из еды мы делаем отходы и наблюдаем результат. С позиции взрослого это незначительное достижение: ведь мы уже научились производить более сложные, интересные и ценные продукты. У ребёнка же всё иначе, и ему нужно принять то, что он производит, выработать к процессу дефекации стабильное нормальное отношение.

Если есть переживания, мешающие это сделать — брезгливость, страх не угодить любимому взрослому или разочаровать его — то они могут стать почвой для развития страха к дефекации. Бывают очень восприимчивые и чувствительные дети, и они могут всерьёз опасаться, что испачкавшимися и испускающими неприятный запах будут отвергнуты родителями (особенно если родители подпитывают эти опасения, ругая малыша, когда тот обкакался). Отсюда возможны и боли, и переживания.

Если ребёнку пока небезопасно выразить себя, он закрывается — зажимается и психологически, и физически — в итоге сам стимулирует запор своим страхом.

Подобрано неподходящее питание. Если в рационе ребёнка преобладает грубая пища, не хватает жидкости или ещё что-то провоцирует чрезмерную твёрдость каловых масс, то могут возникать боли во время дефекации. И, как следствие, страх к этому процессу.

Медицинские причины. Есть ряд заболеваний кишечника, кожи и других, при которых малыш может столкнуться с запорами и болями при дефекации. Для установления диагноза и возможного лечения необходимы знания специалиста, и даже ему могут быть нужны результаты анализов или исследований. Если ваш педиатр придерживается доказательной медицины, то не назначит необоснованных обследований и лечения, но сможет определить проблему, если она есть, и предложить способы её решить.

Что делать, если ребёнок боится какать

Ретроспективно оцениваем причины, психологические триггеры. Вспомните, давил ли кто-то на ребёнка в вопросах, связанных с дефекацией. Например, вы сами или родственники. Если дело в родственниках, которым вы периодически оставляете малыша, не переубеждайте их, но обязательно расскажите, как вести себя с вашим ребёнком. За него отвечаете вы, поэтому так делать можно и нужно.

Если поняли причины проблемы, устраняем их. А если не поняли, максимально мягко реагируем на любые неудачи, связанные с процессом дефекации. И наблюдаем за ребёнком. Будьте готовы к тому, что борьба со страхом не приведёт к успеху быстро. Чтобы преодолеть любой страх, нужно подходить к нему издалека, постепенно приближаясь к тому, что пугает. Так работает метод систематической десенсибилизации: издали контактируем со своим страхом — привыкаем к источнику страха — становится нестрашно (можем с этим спокойно жить).

Условно говоря, отходим на километр от источника страха, потом приближаемся на 100 м (до состояния, когда уже стало страшно, но ещё нет паники). И так постепенно приближаемся к источнику страха, с каждым разом всё больше. То же с горшком: ребёнок, пытаясь подольше не покакать, и отходит от источника страха на этот самый километр. И задача взрослого — постепенно помогать ему приблизиться.

В случае с дефекацией это нелегко организовать: естественные процессы жизнедеятельности не могут подождать, пока малыш наберётся смелости. Готов он или нет, его кишечник нуждается в регулярном опорожнении. Поэтому, чтобы помочь постепенно преодолеть неприязнь, отменяем все требования, касающиеся горшка.

Если раньше требовали, чтобы ребёнок какал только в горшок и только в туалете, временно пренебрегаем этим правилом. Вместо того, чтобы строго контролировать малыша в вопросах освоения горшка, помогаем ему расслабиться, успокаиваем и поддерживаем. И только когда ребёнок успокоится при отсутствии требований, возобновляем процесс освоения горшка. И, наученные предыдущим опытом, делаем это более бережно и терпеливо, чем в прошлый раз.



Если ребёнок боится ходить в туалет по-большому, временно отменяем требования к нему и нагрузки, чтобы снизить стресс. Помогаем расслабиться, успокаиваем и поддерживаем, и только потом возобновляем процесс освоения горшка

Договариваемся и идём навстречу. Если ребёнку 3-4 года, с ними можно разговаривать и договариваться. Например, предложить подержать за ручку, сходить с ним, повысаживать 3 раза в сутки, помочь преодолеть стресс и начать пользоваться унитазом.

Чтобы взрослому было проще сохранять спокойствие и оставаться в ресурсе, когда ребёнок учится преодолевать страх к дефекации и постепенно осваивает горшок, важно понимать, что из позиции сочувствия проще, чем из позиции злости распределять чувства. Ошибочно думать, что малыш всё делает вам назло — это не так.

Контролируем питание и образ жизни. Может помочь здоровая диета, а также — препараты, смягчающие стул (и то, и другое — только по согласованию с врачом). Важно, чтобы, когда малыш терпит, твёрдые массы не копились, не создавали боль при дефекации и не подкрепляли его негативные ассоциации с этим процессом.

Если в жизни малыша не хватает движения, активности, нужно создать для этого подходящие условия — ведь малоподвижный образ жизни способствует проблемам с дефекацией.

Проходим консультацию врача. Если психологических предпосылок к запорам нет, а они происходят регулярно, и поэтому ребёнок боится ходить в туалет по-большому, необходимо пройти осмотр врача-педиатра и при необходимости сдать анализы, пройти лечение.

Чего нельзя делать

Ругать. Если ребёнок боится какать и терпит, то крики и осуждение со стороны взрослых только подкрепят этот страх. Руганью не добиться ни каких-либо улучшений, ни дисциплины, ни тем более полного решения проблемы.

Слишком эмоционально реагировать. Крайности вредны — как в выражении положительных эмоций, так и отрицательных, когда дело касается вопросов горшка. Каким бы ни было ваше отношение к успеху или неуспеху, лучше всего отреагировать нейтрально.

Поход на горшок — это естественная и обыденная часть жизни, вот что полезно транслировать ребёнку. И делать это нужно особенно аккуратно, если вы по своим личным причинам брезгливо, с неприязнью относитесь к процессу. Восприимчивый малыш может уловить негативную эмоцию и испытать стыд, страх — а они усугубят сложности.

Игнорировать проблему. Конечно, ситуации, когда ребёнок постоянно терпит, могут и сами со временем пройти. Но будет гораздо лучше, если взрослый уделит внимание этой проблеме и поможет малышу преодолеть страх. Вот что может быть, если отпустить всё на самотёк.

Как обеспечить профилактику запоров

Не давим на ребёнка в вопросах освоения горшка — уменьшаем вероятность проблем.

Если уделяем проблемам с туалетом внимание, то только в положительном ключе: не ругаем, а направляем и показываем, что хотим помочь; и что любую проблему можно решить, и у вас есть план.

Не вымещаем собственные переживания, связанные с негативным опытом, пережитом в детстве, на своих детях: смотрим с позиции сочувствия, а не раздражения.

Ответственно подходим к планированию рациона ребёнка — чем он младше, тем более подходящие продукты должны быть в меню. Важен и способ их приготовления — плоха как слишком измельчённая, так и слишком грубая пища.

Никакую проблему не игнорируем, а решаем всё вместе с ребёнком.

Коротко о главном

  1. Если ребёнок боится ходить в туалет по-большому, причины проблемы могут быть как психологическими, так и физиологическими, часто — их сочетанием.
  2. Боль во время дефекации; стресс; переживания, связанные с жизнью тела и выражением себя психологически; неконструктивная реакция родителей на неудачи и успехи ребёнка; неподходящий рацион питания; недостаточно активный образ жизни — основные причины сложностей.
  3. Чтобы понять, почему ребёнок боится какать, стоит ретроспективно оценить ситуацию и поискать возможные предпосылки для её возникновения, а также проконсультироваться с врачом и сдать назначенные анализы.
  4. Чтобы помочь ребёнку преодолеть страх к дефекации, важно временно убрать все ограничения и требования, связанные с горшком. Все остальные требования и нагрузки также полезно свести к минимуму. Избегайте всего, что увеличивает стресс.
  5. Не стоит игнорировать проблему. Это может привести к психологическим и физиологическим проблемам во взрослой жизни, сформировать у ребёнка неэффективные модели поведения.

Фото Татьяны Третьяковой и из блога How we Montessori

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Вопрос. Что делать, если мой ребёнок отказывается ходить в школе в туалет? Терпит до дома, потому что в школьной уборной грязно и нет дверей.

Ответ. Ребёнок приходит в школу не из дикого леса. У него уже есть сформированный образ того, что плохо, что хорошо, что красиво, а что безобразно. Существуют общепринятые понятия о личной гигиене, которые ребенок постепенно, по мере взросления, усваивает. Знания эти вкладывают родители, а затем воспитатели и учителя.

Когда он приходит в школу, то уже имеет представление о том, что туалеты бывают разные. Но, к сожалению, не у всех получается легко воспринять новые условия, и поэтому только наличие колоссальной поддержки со стороны взрослых может спасти ситуацию.

  • В первую очередь дети обращают внимание на запах. Если ребенок заходит в туалет и там плохо пахнет, вряд ли он захочет там остаться без острой необходимости. Наличие неприятного запаха как бы дает нам сигнал: в этом месте грязно и неопрятно.
  • Второй важный аспект – визуальная чистота. Приходя в новое место, любой человек сначала осматривается, для того чтобы решить: безопасно здесь или нет? Как и куда я смогу выйти в случае опасности?

Поэтому, когда ребенок приходит в туалет, он неосознанно сравнивает помещение с теми комнатами и локациями, к которым привык. Например, с туалетом дома, с теми туалетами, которые он уже посещал до этого (у родственников, друзей, туалеты в торговых центрах и т. п.). Это происходит достаточно быстро. На основании увиденного ранее ребенок может принять решение, грязно здесь или нет.

  • Третий важный пункт – это обстановка. Имеется в виду наличие или отсутствие окон, хорошего освещения. Открытые окна будут настораживать, создавать ощущение небезопасности, может появиться страх быть увиденным. Отсутствие достаточного освещения создает атмосферу неуюта и может вызывать чувство острого дискомфорта. Отсутствие дверей и вовсе может стать причиной того, чтобы терпеть дальше.

Что в таких случаях делать родителям?

Надо понимать, что проблема школьных туалетов на глобальном уровне будет решаться очень долго. Будет здорово, если у вас есть желание и возможность пойти к администрации и начать разбираться, почему дети учатся в таких условиях. Но начинать разговор с ребёнком нужно уже сейчас.

Важно аккуратно выяснить истинную причину отказа: стеснение, брезгливость или, может быть, определенные фобии?

Если ребенок говорит, что не может садиться на общественный стульчак, там куча бактерий, то, возможно, он получил эти знания от родителей или значимых взрослых и воспринимает теперь поход в чужой туалет как опасность. Тогда, может быть, родителям стоить провести ряд "мастер-классов", как пользоваться туалетом вне дома, что использовать при посещении (антисептик, одноразовую накладку на сиденье), и тем самым сделать посещение туалета легитимным. То есть подтвердить право ребенка на посещение общественного туалета, дать ему понять, что это не смертельно.

Если напряжение, которое испытывает ребенок, слишком высоко и затрагивает физиологию, можно обратиться за консультацией к психологу и неврологу. Они помогут определить, какой ритм жизни нужен ребенку сейчас, чтобы снижать внутреннее напряжение. Обращение за консультацией к специалистам вовсе не означает, что с ребенком что-то не так. Для вас и для него это дополнительная возможность решить вопрос максимально безболезненно.

Важно выявить, что движет ребенком. Дальше можно прийти к исследованию следующих вопросов: что тебя беспокоит? Боишься ли ты чего-то? Когда ты хочешь в туалет, что ты чувствуешь, испытываешь? Как эти две потребности умещаются в тебе сразу? Что будет, если ты сходишь в туалет? Что изменится? Давай попробуем представить? Как я могу помочь тебе в этом?

Возможно, итогом разговора станет просто необходимость завести ребенку индивидуальную косметичку (антисептик, влажные салфетки, одноразовые накладки на сиденья) и эта простая мера поможет решить проблему.

Читайте также: