Борма ярыжка краткое содержание

Обновлено: 14.05.2024

Символическая легенда, сполна раскрывшаяся только в ХХ веке. Мечта любого Бормы-ярыжки — немедленно отправился в кабак, бросив на произвол судьбы и корону, и скипетр, и рук державу, и книжку. В особенности книжку.

Комментарии

Жизнь

VIP-тусовка

Объявления

Здоровье

Что такое вирши?

Система для промывания носа Revyline Nasal300 доступен в Сочи

Почему любимый человек изменяет и что можно сделать

Рабочий способ - как увеличить подтягивания на турнике за 1 месяц

23 февраля Мафия-НН

В Барнауле проходят всероссийские соревнования по настольному теннису

People in Ukraine are queueing for banks and sheltering in metro stations in the wake of Russian airstrikes

"Львенок" готовится в путь По маршруту "Екатеринбург - Верхняя Пышма" будут курсировать трамваи "Львенок"

Алтайский следком проверит жалобы граждан на перебои с поставками жизненно важных лекарств

ВНИМАНИЕ, РОЗЫСК!

Экологический интернет-форум прошел в Барнауле

Медведев стал полуфиналистом турнира в Мексике

Барнаул — город героев: единороссы предлагают рассказать о своем герое в социальных сетях

Пул первого: главы России и Белоруссии Путин и Лукашенко обсудили ситуацию в Донбассе

Ищу попутчиков: как туристы в Крыму справляются с отменой авиарейсов

Сергей Собянин подписал распоряжение о выплатах ветеранам к 77-й годовщине Победы

Навальный в суде высказался о событиях на Украине: Я против этой войны

В Барнауле 26 февраля будет работать 20 пунктов сбора вторсырья

Песков: главы ДНР и ЛНР попросили президента Путина помочь в отражении агрессии Киева

Радость свободного выбора

Жизнь замечательных людей

Иван Федоров - i_001.jpg

Иван Федоров - i_002.jpg

Иван Федоров - i_003.jpg

Иван Федоров - i_004.jpg

Поговорка метко определяла отношение наших предков к книге. С первых дней появления на Руси книга встретила любовь и почет. А пришла книга в нашу страну еще в конце X века с крещением Руси, которое приобщило Русское государство к греческой и мировой культуре.

Лишь в результате деятельности Константина и Мефодия греческие книги стали усиленно переводиться на славянский язык; в течение какой-нибудь четверти века возникла значительная по объему литература на славянском языке, образовался литературный славянский язык.

Раньше, чем в Киевскую Русь, христианство проникло в Болгарию. Здесь в конце IX и в первой четверти X века наступил подлинный расцвет письменности и литературы.

Конечно, дело шло о книгах церковных, но возникновение письменности должно было дать сильнейший толчок развитию всей культуры. В Болгарии уже в то время появилась светская учебная книга — грамматика, переведенная с греческого и частично даже переделанная применительно к славянскому языку Иоанном Болгарским (или Иоанном, экзархом Болгарским). Эту грамматику изучали и на Руси еще полтысячи лет.

Книги тогда были рукописные, или, как их называли современники, письменные: книгопечатание еще не было изобретено. Как уже упоминалось, они предназначались для распространения христианской религии; это были церковно-греческие книги — евангелие, апостол, псалтырь. Их содержание помогало возвысить и укрепить власть киевского князя.

Но даже самые первые книги заключали в себе не только церковные тексты.

Книгу вернее было бы назвать по имени того, кто трудился над ней, — Григорьевым евангелием, но ученые прошлого столетия, нашедшие рукопись, предпочли увековечить имя того, кто купил книгу, а не того, кто ее делал.

Иван Федоров - i_005.jpg

Эти послесловия были одной из форм, в которых первоначально создавалась и развивалась русская литература. Русские книжные люди учились в литературной форме выражать свои мысли, взгляды, идеи в те времена, когда из-за господствовавших церковных взглядов еще невозможно было выступать в роли светского писателя, но уже испытывалась такая потребность. Благодаря послесловиям читатель находил в церковной книге и злободневное произведение своего современника.

Но не одни церковные книги пришли к нам вместе с христианством. Под видом церковной литературы, маскируясь под нее, с самого начала проникла к нам из Греции обильная нецерковная литература. Это были повести, сказки, легенды; действующие лица их большей частью взяты из церковных книг. Поэтому они долгое время принимались за подлинные церковные книги. Однако при ближайшем рассмотрении оказывалось, что идеи их нередко противоречили официальной точке зрения церкви. Такие произведения названы апокрифами.

Сочинитель этого рассказа совсем не в поповском духе заставил Адама быстро признать дьявола владыкой земли и предпочесть его. Таких апокрифов было много, и долгое время не делалось различия между ними и официальной церковной литературой. Только в дальнейшем, с распространением ересей, апокрифы стали преследоваться и запрещаться церковью именно потому, что на них начали ссылаться еретики в защиту своих взглядов.

В период введения христианства на Руси церковь помогла создать единое феодальное государство. Это дало церкви огромную силу, длительное господство во всех областях умственной деятельности, в том числе и в литературе и письменности. С разложением феодального строя начались нападки на феодализм; но, чтобы бороться против феодализма, надо было разрушать и авторитет церкви, освящавшей феодализм. Поэтому борьба против феодализма становится одновременно борьбой против церкви и принимает форму ересей. Под оболочкой богословских ересей крылось недовольство не только крестьян, но и горожан. Богословская борьба определялась в конечном счете чисто материальными, классовыми интересами ее участников.

Символическая легенда, сполна раскрывшаяся только в ХХ веке. Мечта любого Бормы-ярыжки — немедленно отправился в кабак, бросив на произвол судьбы и корону, и скипетр, и рук державу, и книжку. В особенности книжку.

Последние записи в этом журнале

Русы на Каспии

Совсем иной исход имели морские набеги русов на Каспийское побережье Закавказья, состоявшиеся во время правления Олега. Эти походы не были…

Щемящее фото

Год 1912, Балканская война. Пленные османские солдаты делят с котёнком кусок хлеба.

Как всё было (зарисовка закулисной дипломатии)

На 99% уверен, что за кулисами дипломатии было примерно так (где-то в декабре-январе, после провала российских мирных инициатив). — Мистер Байден, в…

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 50 жетонов
  • Социальный капитал 8 927
  • В друзьях у
  • Длительность 12 часов
  • Минимальная ставка 50 жетонов

Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…

4 Книгопечатание Иван Фёдоров (родился между 1510 и 1530 гoдами, умер в 1583) – изобретение книгопечатания.

9 В последние годы жизни талантливый русский первопечатник Иван Федоров разрабатывает разборную модель пушки, и даже предлагает её Саксонии и Австрии. Правителям этих государств разработка не приглянулась.

10 Наука Пасхалии – таблицы с указание дат Пасхи. Географические знания получали по писцовым, межевым, посольским землям. Исторические знания отражены в хроногрофах. Появляются руководства по солеварению.

11 Литература Летописание - Никоновская летопись (середина 16 века) Историко – литературные произведения. Публицистика.

14 Домострой (Сильвестр) Сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.

15 Публицистика Сказания о князьях владимирских. Переписка Грозного с А. Курбским. Сочинения И. Пересвета. Сочинения Матвея Башкина. Сочинения Фёдора Косого. Сочинения Фёдора Карпова.

16 Матвей Башкин Церковные обряды не нужны. Отрицал иконы. Тайну исповеди. Считал,что холопство против христианской веры: (У меня, что было кабал полных (документов на полное холопство, то есеми всё изодрал)

17 Фёдор Косой Отрицал христианскую символику, так как крест – орудие казни Христа. Выступал за равенство народа.

18 Фёдор Карпов Общество и государство должны строиться на соблюдении закона. Правитель долен нести закон и правду. Сетовал по поводу падения нравов.

19 Архитектура. Шатровый стиль: восьмерик на крестообразном основании. Самое знаменитое сооружение церковь Вознесения в Коломенском.

20 Церковь Вознесения в Коломенском (1532) Вельми чудна высотою и красотою, и светлостию, такова же бываша прежде всего на Руси. Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя.

21 Покровский собор на рву (Василия Блаженного). Годы строительства ( ). Основатель – Иван 4. Высота храма составляет 65 метров. Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов) Архитекторы- Барма и Постник.

25 Андрей Чохов (около ) выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик. Более 40 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20) тяжёлых орудий, в том числе Царь-пушку (1586).

26 Царь Пушка Средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году Изначально задуманная для обороны Кремля oт зaхвaтчикoв, Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[Current Location |Казань, Татарстан, Россия]

(. )

Дальнейшее развитие сюжета выглядело так.

В сказании о Феодоре Борме набожный грек Феодор отправляется из Константинополя в Вавилон, чтобы добыть царскую корону и спасти империю в её самый трудный час. Вавилон традиционно населён змеями, тут ничего необычного. В Вавилоне есть православная церковь, в церкви сидит девушка, благодаря которой Фёдор добывает царский венец. Девушка дарит Феодору православный ковёр-самолёт (полотно, на котором вышиты лики святых), и Феодор летит обратно в Константинополь. Но он опоздал, город захвачен турками. Тогда Феодор летит на север и находит Ивана Грозного в момент взятия Казани (между падением Константинополя и взятием Казани прошло сто лет, но кого это волнует?). Грозному Феодор Борма и вручает вавилонский царский венец, шапку Мономаха. Происходит этакий неравновесный обмен - захват христианами мусульманского города компенсирует историческую победу мусульман над православием.

С этого момента Казань плотно вплетается в сюжет. Во-первых, потому что согласно распространённому мнению, царский титул на Руси пошёл от Казани. А во-вторых, Казань и есть змеиный город. Вернее, так: сверху мусульманский слой, а под ним - змеиный, где Зилант.

"Историческим символом Казани является мифическое драконоподобное существо Зилант, часто упоминаемое в легендах. Например, когда многочисленные змеи и рептилии сильно мешали развитию города, охотники отправились на поиски Царя змей и победили его, по другой версии, жители города откупились от гигантского змея золотом, после чего все змеи покинули город. Другая легенда утверждает, что гигантский драконоподобный змей всегда сторожил ханские сокровища, и что он и по сей день охраняет спрятанные перед захватом города богатства в потаённых пещерах".

"После того, как построили крепость, народ стал сильно бояться собираться в крепости, а это потому, что в этих местах повсюду точно копны лежали кучами змеи. По берегам озер, в местности Суконной слободы, были болота и камыши, в которых очень много было диких кабанов, почему и озеро прозвано было Кабаном. По берегам реки Казанки были змеи, настоящие драконы, толстые как бревна. По ним произошло и название Зилантов (жылан тауы, т.е. змеиная гора). До гор Адмиралтейских (биш балта, т.е. пять топоров), изобиловавших тогда ягодами, т.е. до нашей Ягодной слободы, как на Зилантове, так и в норах у него, было много крылатых драконов, что и отмечено в гербе Казанской губернии изображением дракона-змеи. Из-за множества змей и дано название Зилантов. Затем хан, строивший Казань, собрал своих визирей и устроил с ними совещание, каким-бы образом истребить этих змеи. Пол конец решили так: туда, где лежат змеи, натаскать соломы и зажечь. Конечно, в то время спичек еще не было. Нашли одного проворного юношу и, посадив его на лошадь, послали тула, где была наложена солома. Юноша подъехал и, сидя верхом на лошади, высек огонь огнивом, зажегши огонь, бросил в солому.

Когда солома загорелась, одна большая змея, взяв в зубы свой хвост, как кольцо подкатилась сзади юноши и нанося удары, вместе с лошадью и одеждою погубила его. Когда солома загорелась, много змей погибло, а оставшиеся в живых заползи под землю и скрылись в норах, но и их истребили огнем от пороха. Когда змеи были истреблены и окрестности города стали для людей безопасны, народ стал собираться и населить город".

. И я там был, и лик змеедевы на здании вокзала видел:


(Только не надо мне говорить, что это изображение символизирует обычную татарскую девушку.)

И наконец, вавилонская тема заканчивается сказкой о Борме Ярыжке, поздним и книжным сюжетом, представляющим собой нечто вроде пьяного пересказа Одиссеи с элементами народных историй о Лихе Одноглазом и переводных лубочных книжек. "Ярыжка" - это значит пьяница, забулдыга, и именно ему, циничному пьянице, поручают привезти шапку Мономаха из Вавилона, змеиного города. "Царь Вавилонский издал указ, чтобы на всем змеи были вырезаны и написаны: и на чашках, и на ложках, и на монетах. Бог его и наказал: все эти змеи ожили и поели все живое".

Эта сказка сама по себе является маленьким шедевром, от начала:

"Царь Иван Васильевич кликал клич:
— Кто мне достанет из Вавилонского царства корону, скипетр, рук державу и книжку при них?"

Но там всё хорошо, включая встреченную Бормой на руинах Вавилона Царь-девку ("наполовину змею, наполовину девку") и её сестру, которая держала Борму на цепи и регулярно насиловала:

"Дожидался до вечера — приходит девка.
— Ну, я тебя разорву — съем! Да еще я на тебя полюбуюсь и помучаю!

Эта девка его каждый день смертью стращала и двадцать лет с ним прожила, и прижила сына".

Судьба худшая, чем смерть! Называется "брак".

Но там всю сказку надо читать, она того стоит.

И да, в этой сказке тоже находили следы взятия Казани, в упоминании вавилонских змей, которых поубивало порохом. Якобы это можно считать отголоском применения пороховых зарядов во время осады Казани, города крылатого змея (в то же время, это напоминает легенду об основании Казани на месте сожжённого змеиного гнезда).

Итак, эволюция сюжета: Россия получает царский венец Вавилона через Византию -> царский венец привозит из Вавилона византиец, который не может вернуться домой, потому что Константинополь захвачен турками -> Византия забыта, русские цари получают царский венец непосредственно из Вавилона. И постепенное сближение между мистическим дохристианским Вавилоном и мусульманской Казанью, на фоне превращения легендарного царского титула в реальный и осязаемый.

Читайте также: