Богатырское слово краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Основные персонажи былины

  • Добрыня Никитич, русский богатырь. Красив и строен, силен, умен, образован. Нравом спокоен, воспитан. Очень честный и справедливый, бесстрашный.
  • Змей Горыныч, гадюка трехголовая. Самоуверенный, наглый разбойник. Жестокий и безжалостный. Лжец и клятвопреступник.
  • Мамелфа Тимофеевна, мать Добрыни. Вдова, очень мудрая и опытная женщина. Все знает, во всем сына поддерживает.
  • Князь Владимир, грозен, сердит, ругается, угрожает.
  • Забава Путятишна — молодая и красивая племянница князя, ее украл Горыныч.

Краткая былина о Добрыне Никитиче для читательского дневника:

Богатырь Добрыня Никитич живет под Киевом вместе с матерью, вдовой Мамелфой Тимофеевной. Все любили Добрыню за его силу, добрый нрав и веселый характер.

Как-то в жаркий день отправился он к Пучай-реке искупаться, и там напал на него Змей Горыныч. Стали они биться. Отбил Добрыня одну голову Змею, и начал тот пощады просить. Пообещал Змей Горыныч, что больше не станет русских людей в плен брать. Поверил ему Добрыня и отпустил.

Узнала про это Мамелфа Тимофеевна, опечалилась, но виду не подала. Наутро велела она Добрыне вывести из стойла дедова коня Бурку и оседлать его. И дала сыну плетку-семихвостку.

Приехал Добрыня к змеиному логову, а там ползают змееныши. Стал Бурка их топтать, но их было много, обвили они ноги коню, тот сдвинуться не может. Тогда Добрыня ударил его меж ушей плеткой-семихвосткой, и у Бурки силы появились. Потоптал он всех змеенышей до последнего.

Тут и Змей Горыныч прилетел, и начался у них бой, который длился целых три дня и три ночи. И победил Добрыня врага. Еще три дня ждал богатырь, пока земля впитает всю кровь Змея, а потом отправился к пещерам змеиным. Освободил там множество народа, а среди них и Забаву. Посадил ее на коня и отправился в Киев.

Так русский богатырь освободил родную землю от страшного врага и выполнил волю своего князя.

Главная мысль:

Если начал дело, обязательно его закончи, чтобы возвращаться не пришлось. Былина эта учит быть честным, добрым, сильным. Учит стоять за родную землю на смерть, защищать стариков и детей, спасать женщин. Учит не верить лживым речам врагов. Учит слушаться родителей и не нарушать своего обещания.

Под стольным градом Киевом жила женщина вместе с сыном своим Добрыней. Добрыня знаменит был: красивый, умный, смелый и веселый.

Как-то летом захотел Добрыня от жары спастись и искупаться. И начал он просить у матушки разрешения съездить к Пучай-реке. Мать стала его отговаривать, потому что очень уж эта река сердитая. Тогда стал проситься Добрыня просто по берегу поездить и отпустила его мать. Оделся Добрыня, сел на коня, взял с собой оружие, слугу и поехали они к реке.

Приехали они к берегу, слез с коня и приказал слуге на берегу коня посторожить. Снял с себя одежду, оружие и в воду бросился. Поплыл Добрыня по реке, а река тихая, спокойная. Удивился Добрыня, ведь мать ему совсем другое рассказывала. И вдруг все вокруг загрохотало, а небо стало темным.

Летит к реке Змей Горыныч трехголовый. Увидал Змей богатыря и решил его в плен взять. Много, говорит, у меня в плену русских людей, а Добрыни нет. А богатырь под воду нырнул, доплыл до берега и до коня побежал. А слуга, когда услышал Змея, струсил и ускакал на коне вместе со всем оружием.

Горыныч уже летит, а на берегу нет ничего кроме шляпы, в которой богатырь к реке приехал. Схватил богатырь шляпу, насыпал туда песка и хлестнул Змея, да так, что голову ему отбил. Уронил Горыныча на землю и убить хотел, но злодей пощады запросил.

Предупреждала его матушка, чтобы не ездил он, но Добрыня ее не послушал. Приехал богатырь русский на пир, а там тоже невесело. Рассказал тут князь Владимир про то, что выкрал и унес Змей Горыныч его племянницу и спросил, кто сможет спасти Забаву. А никто не хочет, не вызывается помочь горю княжескому.

Вышел тут Алеша Попович и сказал князю, что видел, как Добрыня змея братом своим называл. И повелел тогда Владимир Добрыне привезти племянницу назад, а коли нет – не сносить ему головы.

Загрустил Добрыня, приехал домой да поведал матушке, что все на пиру хорошо было, только приказал князь ему вырвать племянницу княжескую Забаву из лап злодея – Змея Горыныча. Стала мать богатыря думать, как сыну помочь, а Добрыне в это время сказала спать ложиться.

Добрыня спит, а матушка его бодрствует. Ночь напролет сидит и плетет плеточку-семихвостку из семи шелков. С рассветом подняла матушка Добрыню да повелела ему в старую конюшню пойти, найти там коня Бурушку. Конь этот еще деду Добрыни Никитича верно служил.

Нашел богатырь Бурушку, почистил, покормил, к избе подвел да оседлал. А тут и матушка вышла, да плеточку сыну подала. Ту самую, которую всю ночь глаз не смыкая плела. И посоветовала мать сыну на гору Сорочинскую, в логово Змея прибыть, когда злодея дома не будет, и притоптать всех его змеенышей.

Приехал Добрыня в змеиное жилище, а там змееныши стали коню богатырскому ноги обвивать. Выхватил тогда богатырь плеточку да стал коня стегать. И стал Бурушка с удвоенной силой змеенышей бить копытом. Так и прибил всех.

Слез Добрыня Никитич с коня и к пещерам направился. Прилетел тут Змей Горыныч и стали герой со злодеем биться. Сражались они три дня и три ночи, достал потом богатырь плеточку и стал ей Змея охаживать. Так он Горыныча укротил и отрубил ему все головы.

Хлынула из Горыныча кровь, залила Добрыню по пояс. Стоит Черная кровь и в землю не впитывается. Тогда достал богатырь свою плеточку да стал сыру землю хлестать, чтобы расступилась она и кровь приняла. Послушалась его мать-сыра земля.

Пошел тогда богатырь к пещерам, все замки сорвал да пленников освободил. А в последней пещере нашел богатырь Забаву Путятишну и в княжеский дворец ее привез.

Вывод:

Эта былина учит никогда не сдаваться и бороться на стороне добра, защищать слабых.

Надвинулась великая беда. Чудовищный многоголовый Змей стал совершать на Русь налёты, похищая как неповинных мирных людей, так и славных воинов, которые не могли воспротивиться ему. Добрыня Никитич решил сразиться со Змеем. Он не послушался матери, которая остерегала его от того, чтобы ехать далеко в чисто поле, на Сорочинскую гору, где ползают малые змеёныши. Ещё не велела она купаться в Пучай-реке.

Добрыня повергает его навзничь, вскакивает ему на грудь и достаёт булатный нож, который всегда носил с собой на нательном кресте. Змей молит о пощаде, заклинает не убивать его и предлагает сговор: он больше не летает на Святую Русь, не берет в полон православных людей, Добрыня же не появляется на Сорочинской горе и не топчет змеёнышей.

Добрыня соглашается и выпускает Змея. Тот вмиг уносится под облака. Однако чудовище не сдержало слова. Достаточно было ему, пролетая над Киевом, положить глаз на племянницу князя Владимира Забаву, чтобы все клятвы Горыныча оказались забыты. Он спускается на землю, хватает девицу и уносит ее в свою мерзкую нору.

Однако сам Добрыня хорошо понимает, что предстоит тяжёлый бой. Он возвращается от князя, понурив молодецкую голову. На тревожные расспросы матери, не обидели ли его, не обнесли ли чаркой на пиру, не насмеялся ли над ним какой дурак, отвечает, что дело совсем не в этом. Его беспокоит великая служба, которую предстоит выполнить для князя Владимира. Мудрая мать Ефимья Александровна советует сыну отправляться в горницу и хорошо выспаться.

Добрыня просыпается полный богатырской силы. Умывается белёшенько, снаряжается в поход на Змея. На конюшне он выбирает Бурка — старого, но верного и ещё доброго коня, которого любовно поит и кормит. Затем он седлает коня — долго и очень тщательно:

«Седлал Бурка в сёдлышко черкасское,

Он потнички да клал на потнички,

Он на потнички да клал войлочки,

Клал на войлочки черкасское сёдлышко,

Все подтягивал двенадцать тугих подпругов,

Матушка вручила сыну шёлковую плётку, наказав, когда змеёныши обовьют у Бурка ноги так, что конь не сможет двигаться с места, покрепче стегать его сзади и спереди этой плёткой. Так оно и случилось. Змеёныши налипли на ноги Бурка, обвили его и стреножили. Добрыня вовремя постегал коня шёлковой плёткой. Бурушка стал подскакивать, отряхивать гадов с ног и потоптал их всех до единого.

Они дерутся без перерыва трое суток, и никто не добивается перевеса. Добрыня чувствует, что силы на исходе, и в это время слышит голос, идущий с небес:

«Молодой Добрыня сын Никитинич!

Дрался со Змеёй ты трое суточки,

Подерись со Змеем ещё три часа:

Добрыня, забыв об усталости, все исполняет. Земля расступается и поглощает ядовитую кровь. Добрыня идёт в змеиное логовище, где находит по сорок пленных царей, царевичей, королей и королевичей, не считая множества простого народа. Он выпускает всех из подземелья на волю. Затем выводит с поклоном Забаву Путятичну и провожает ее в Киев, заметив, что именно ради неё предпринял весь этот опасный поход:

«Для тебя я эдак теперь странствовал,

Ты поедем-ка ко граду ко Киеву,

Видео былина о Добрыне и Змее

Добрыня во всех былинах выражает свои богатырские качества, ревностно оберегает достоинство русского воина, он разумен в речах, сдержан, тактичен, заботливый сын и верный супруг. Во всех былинах раскрываются эти черты его облика. В ряде былин Добрыня выполняет различные дипломатические поручения князя Владимира.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Оригинал этого произведения читается всего за 1 минуту. Рекомендуем прочесть его без сокращений, так интереснее.

Краткое содержание былин об Илье Муромце

Исцеление Ильи Муромца

В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит — так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.

Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.

Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырём, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Но богатырь не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев.

Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника. По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.

Илья Муромец и Идолище

Несметное войско татар под предводительством Идолища осаждает Киев. Идолище является к самому князю Владимиру, и тот, зная, что никого из богатырей нет поблизости, пугается и приглашает его к себе на пир. Илья Муромец, который в это время находится в Царь-граде, узнает про беду и тотчас отправляется в Киев.

По дороге он встречает старца пилигрима Ивана, берет у него клюку и меняется с ним одеждой. Иван в платье богатыря идёт на пир к князю Владимиру, а Илья Муромец приходит туда же под видом старца. Идолище спрашивает у мнимого богатыря, каков из себя Илья Муромец, много ли он ест и пьёт. Узнав от старца, что богатырь Илья Муромец ест и пьёт совсем немного по сравнению с богатырями татарскими, Идолище насмехается над русскими воинами. Илья Муромец, переодетый пилигримом, вмешивается в разговор с издевательскими словами о прожорливой корове, которая так много ела, что от жадности лопнула. Идолище хватается за нож и бросает его в богатыря, но тот ловит его на лету и срубает Идолищу голову. Потом выбегает во двор, перебивает клюкой всех татар в Киеве и избавляет от плена князя Владимира.

Илья Муромец и Святогор

Илья Муромец едет по полю, выезжает на Святые горы и видит могучего богатыря, который дремлет, сидя на коне. Илья удивляется, что тот спит на ходу, и с разбега сильно ударяет его, но богатырь продолжает спокойно спать. Илье кажется, что он нанёс недостаточно сильный удар, он бьёт его ещё раз, уже сильнее. Но тому все нипочём. Когда же Илья изо всей силы бьёт богатыря в третий раз, тот наконец просыпается, хватает Илью одной рукой, кладёт себе в карман и возит с собой двое суток. Наконец конь богатыря начинает спотыкаться, а когда хозяин корит его за это, конь отвечает, что ему трудно одному возить двоих богатырей.

Святогор братается с Ильёй: они меняются нательными крестами и становятся отныне крестовыми братьями. Вместе ездят они по Святым горам и однажды видят чудо чудное: стоит большой белый гроб. Начинают они гадать, для кого предназначен этот гроб. Сначала в него ложится Илья Муромец, но Святогор говорит ему, что этот гроб не для него, и ложится в него сам, а названого крестового брата просит закрыть его дубовыми досками.

Через некоторое время Святогор просит Илью убрать дубовые доски, которые закрывают гроб, но, как Илья ни старается, он не может их даже сдвинуть. Тогда Святогор понимает, что пришло время ему умирать, и начинает исходить пеной. Перед смертью Святогор говорит Илье, чтобы тот слизал эту пену, и тогда никто из могучих богатырей не сравнится с ним по силе.

Илья в ссоре с князем Владимиром

Стольный князь Владимир устраивает пир для князей, бояр и богатырей, а лучшего из богатырей, Илью Муромца, не приглашает. Илья сердится, берет лук со стрелами, сбивает золочёные маковки с церквей и созывает голь кабацкую — собирать золочёные маковки и нести в кабак. Князь Владимир видит, что вся городская голь собирается вокруг богатыря и вместе с Ильёй они пьют и гуляют. Опасаясь, как бы не вышло беды, князь советуется с боярами, кого им послать за Ильёй Муромцем, чтобы пригласить его на пир. Те подсказывают князю послать за Ильёй его названого крестового брата, Добрыню Никитича. Тот приходит к Илье, напоминает ему, что у них с самого начала был уговор, чтобы меньшему брату слушаться большего, а большему — меньшего, а потом зовёт его на пир. Илья уступает своему крестовому брату, но говорит, что никого другого не стал бы и слушать.

Вместе с Добрыней Никитичем Илья приходит на княжеский пир. Князь Владимир сажает их на почётное место и подносит вина. После угощения Илья, обращаясь к князю, говорит, что, если бы князь послал к нему не Добрыню Никитича, а кого-нибудь другого, он не стал бы даже слушать посланного, а взял бы стрелу и убил бы князя с княгиней. Но на этот раз богатырь прощает князя Владимира за причинённую обиду.

Илья Муромец и Калин-царь

Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.

В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.

Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.

Илья Муромец седлает коня, надевает доспехи, берет лучшее оружие и отправляется в чистое поле, где стоит неисчислимая татарская рать. Тогда Илья Муромец отправляется на поиски святорусских богатырей и находит их в белых шатрах. Двенадцать богатырей приглашают его вместе с ними отобедать. Илья Муромец рассказывает своему крестному батюшке, Самсону Самойловичу, что Калин-царь грозит захватить Киев, и просит у него помощи, но тот отвечает, что ни он, ни остальные богатыри не станут помогать князю Владимиру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, святорусские богатыри, никогда ничего доброго от него не видели.

Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, — это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.

В чистом поле к ним присоединяется Илья, и они разгоняют все татарское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Владимиру в Киев, и тот соглашается не казнить врага, а брать с него богатую дань.

Илья Муромец на Соколе-корабле

По Хвалынскому морю двенадцать лет плавает Сокол-корабль, ни разу не причаливая к берегу. Корабль этот дивно украшен: нос и корма — в виде морды звериной, и у неё вместо глаз — два яхонта, а вместо бровей — два соболя. На корабле помещаются три церкви, три монастыря, три торговища немецких, три государевых кабака, и живут там три разных народа, которые не знают языка друг друга.

Хозяин корабля — Илья Муромец, а верный его слуга — Добрыня, Никитин сын. Турецкий пан, Салтан Салтанович, замечает с берега Сокол-корабль и приказывает своим гребцам плыть к Соколу-кораблю и взять Илью Муромца в плен, а Добрыню Никитича убить. Илья Муромец слышит слова Салтана Салтановича, накладывает калёную стрелу на свой тугой лук и приговаривает над ней, чтобы летела стрела прямо в город, в зелёный сад, в белый шатёр, за золотой стол, где сидит Салтан, и чтобы она пронзила Салтану сердце. Тот слышит слова Ильи Муромца, пугается, отказывается от своего коварного замысла и впредь зарекается иметь дело с могучим богатырем.

Илья Муромец и Сокольник

Недалеко от города на заставе пятнадцать лет живут тридцать богатырей под началом Ильи Муромца. Богатырь поднимается на заре, берет подзорную трубу, смотрит во все стороны и видит, как с западной стороны приближается неизвестный богатырь, подъезжает к белому шатру, пишет грамоту и передаёт Илье Муромцу. А в той грамоте неизвестный богатырь написал, что он едет в стольный город Киев — церкви и государевы кабаки огнём пожечь, иконы в воде утопить, печатные книги в грязи истоптать, князя в котле сварить, а княгиню с собой забрать. Илья Муромец будит свою дружину и рассказывает про неизвестного удальца и про его послание. Вместе со своими богатырями он думает, кого послать вдогонку за чужаком. Наконец он решает послать Добрыню Никитича.

Добрыня догоняет неизвестного в чистом поле и пытается вступить с ним в разговор. Сначала чужак не обращает на слова Добрыни никакого внимания, а потом поворачивается, одним ударом снимает Добрыню с коня и велит ему ехать назад к Илье Муромцу и спросить у него, почему он, Илья, сам не поехал за ним.

Пристыженный Добрыня возвращается и рассказывает, что с ним произошло. Тогда сам Илья садится на коня, чтобы догнать чужака и расквитаться с ним. Своим дружинникам он говорит, что не успеют они щи сварить, как он вернётся с головой дерзкого удальца.

Илья догоняет неизвестного богатыря, и они вступают в поединок. Когда ломаются их сабли, они берутся за палицы, пока те не распаиваются, потом хватаются за копья, а когда ломаются и копья, вступают в рукопашный бой. Так они дерутся целые сутки, но ни один не может ранить другого. Наконец у Ильи подламывается нога, и он падает. Сокольник собирается заколоть богатыря, но Илье удаётся сбросить с себя врага Он придавливает Сокольника к земле и, прежде чем заколоть его кинжалом, спрашивает, кто он такой, какого роду и племени. Тот отвечает Илье, что его мать — Златогорка, удалая богатырка одноокая. Так Илья узнает, что Сокольник — его родной сын.

Илья просит сына, чтобы тот привёз свою мать в Киев, и обещает, что отныне он будет первым богатырём в его дружине. Однако, Сокольника берет досада, что мать скрыла от него, чей он сын. Он приезжает домой и требует у неё ответа. Старушка во всем признается сыну, а тот, разгневавшись, убивает ее. После этого Сокольник сразу же едет на заставу, чтобы убить и Илью Муромца. Он входит в шатёр, где спит его отец, берет копье и ударяет его в грудь, но копье попадает в золотой нательный крест. Илья просыпается, убивает сына, отрывает ему руки и ноги и разбрасывает по полю на добычу диким зверям и птицам.

Три поездки Ильи Муромца

Едет Илья по Латынской дороге и видит камень, на котором написано, что перед ним, Ильёй, три дороги: по одной ехать — быть убитым, по другой — быть женатым, по третьей — быть богатым.

Богатства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встречает целую станицу разбойников. Те пытаются ограбить старика, но Илья соскакивает с коня и одной лишь шапкой разгоняет разбойников, а потом возвращается к камню и исправляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою.

Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошёл в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними — королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение. Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней — глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идёт во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей. А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и размётывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.

После этого Илья возвращается к камню и снова подправляет на нем надпись. Едет богатырь по третьей дороге, которая сулит ему богатство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаменевает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Василий Старостин Русь Богатырская: былинные сказания

Русь Богатырская: былинные сказания: краткое содержание, описание и аннотация

Раскрывая тему героического прошлого нашей Родины, автор создал ряд поэтических произведений по мотивам русского былинного эпоса. Читатель познакомится с былинами о Даниле Ловчанине, о Микуле Селяниновиче, об Илье Муромце и других.

Василий Старостин: другие книги автора

Кто написал Русь Богатырская: былинные сказания? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Василий Старостин: Русь Богатырская: былинные сказания

Русь Богатырская: былинные сказания

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Олег Алексеев: Крепость Александра Невского

Крепость Александра Невского

Владимир Фирсов: Чувство Родины. Стихи и поэмы

Чувство Родины. Стихи и поэмы

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Вадим Кожинов: Русь богатырская. Героический век

Русь богатырская. Героический век

Былины

Петр Полевой: Сказка об Илье Муромце

Сказка об Илье Муромце

Русь Богатырская: былинные сказания — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Василий Игнатьевич и Скурла-царь

Что случилося с князем Владимиром?
Опоили его зельем-бесивом:
Возбесился-лишился князь великий ума.
А кто опоил-обесноватил его?
А не люди его зельем-поилом,
Не бесовка-колдунья, не волшебница,
Опоила его власть великая,
Довела до беснованья беспредельная:
Княжья власть его порчей испортила,
На дурное самодурство ум истратила.
Разогнал бесноватик всех витязей,
Удалил от двора дружину русскую.
Кто куда богатыри поразъехались.

Славен был святорусский богатырь на Руси —
Храбрый витязь Василий Игнатьевич.
Славен силой был, славен мужеством,
Славен смелостью и отвагою,
Славен сметкою, военной хитростью.
Слабоват был Василий Игнатьевич
Ох ко чарочке да с зелёным вином.
А пошли богатыри от Владимира —
Не остался при князе и Васильюшка:
Покидал он службу богатырскую,
Покидал он самоправца Володимира.
Закатился Василий во царёв кабак.
Пропил там своего коня доброго.
Пропил он там своё платье цветное.
Пропил он всё оружье богатырское.
Всё пропил-спустил с себя до ниточки.
Был Василий Игнатьевич — гроза богатырь.
Стал пропойца: Васька пьяница.
Да и сам-то Владимир Красно Солнышко —
Он и так, он и сяк выпивать не дурак:
Он пьёт, он льёт, он посуду бьёт;
Дескать, пить на Руси-то веселье еси!

Едет стар казак Илья Муромец.
Собирает он из розни дружинушку.
Наезжает на шатёр белобархатный.
Во шатре — шесть удалых-славных витязей.
И сидят-то они, прохлаждаются,
В шашки-шахматы развлекаются,
А оружье ржою рыжей изъедается.

Приходила пора, худое времечко:
Поле чистое затуманилося,
Небо ясное позатучилося,
Солнце красное попритенилося.

Из-под той ли берёзки кудреватыя,
Из-под кустика Леванидова,
Выбегали три тура одинаковые.
По лесам бежали туры одногнёдые,
По полям перебегали одношёрстные,
По горам они скакали златорогие.
Добегали они до моря синего.
В море синее туры бросалися.
Доплывали до Буяна до острова.

Басурман-посол — он коня седлал,
Он скакал через заграды подорожные,
Через те ли валы надземельные,
Через те ли стены городо́вые.
Прискакал-прилетел да проламывался,
Кидавал ярлык перед Владимиром,
Учинял разгром по-приказанному.
Нашумел-нагремел, сам вон пошёл.

Потерял слова Володимир-князь —
Приутихли бояре кособрюхие.
Нет хороброй-могучей дружинушки;
Нет защитников теперь у Киева.
Ты куда идёшь, Владимир, собираешься?
Для чего вдоль по Киеву слоняешься?

И опять побрел Владимир-солнышко.
Он забрёл-зашёл во смрадную трущобину.
Повстречал там малую подсушину,
Доконала-добила горемыку нужда:
На подсушине и рубашонки нет —
Волоса торчком, борода клочком.

Не внимает Василий речи княжеской.
Повернулся Василий на правый бок.
Подложил под ушко он левый кулак.
Захрапел Василий пуще прежнего.
Князь будит его, не добудится.
За головушку Владимир хватается,
Над пропоицей убивается.
Помогли ему голи кабацкие —
Растолкали-разбудили подтычинами.
Пробуждался-просыпался пропойничек.

Возвилась-возлетела калена стрела,
Пролетела выше дерева жарового,
Пронеслась пониже облака ходового.
Угодила ко Скурле в золочён шатёр.
Прострелила-убила три головушки,
А у Скурлы-царя самолучшенькие:
Сына, зятя да дьячка того выдумщичка.
Он Скурле, дьяк, не родняк, не свояк —
Он не родственник, он не свойственник.
Да на выдумки дьяк был хитёр-быстёр.
Оттого Скурле дьяк был дороже всех!

Испугался Скурла-царь, задрожал-закипел.
Он кричит-зычит, разузнать велит,
Трем искателям-узнавателям
Привести к нему виноватого.

И вошли татары в стольный Киев-град.
Они били-рубили-вешали,
Всех князей да бояр повывели;
Понаграбили злата-серебра.
А и вдов-сирот принялись убивать.
А и чёрных мужиков подряд вырубливать.
Увидал Василий Игнатьевич.
Из шатра спешил, он выскакивал.
С ходу-бегу на коня он запрыгивал.

Пораздал казну Василий Игнатьевич.
Поспешил ко Владимиру в горницу.
А Владимир-то — он сидит-дрожит,
С белым светом князь уже прощается:
Ждёт меча над головой басурманского.
Говорит ему Василий Игнатьевич:
«Гой еси ты, Владимир Красно Солнышко!
Не сиди, не дрожи, не прощайся ты
С белым светом, князь, прежде времени;
Вся беда прошла-миновалася:
Злы вороги все повыкрошены.
Все повырублены, все повытоптаны,
Сам Скурла мечом рассечён пополам.
А бояре-князья все повырезаны!
Будет славно теперь на белом свете жить!›

Не успел досказать Васька-пьяница,
Не успел домолвить слова последнего,
А из всех дверей — по семи зверей —
Поползли тут бояре толстопузые.
Самозлейшие бояре и целы-здоровы:
От татар, от беды лих попрятались,
Красным золотом да повыкупились!
Все на белый свет показалися,
На свои места посадилися.

И не вытерпел Василий Игнатьевич,
И вскочил он на ноженьки на резвые,
Похватал он столешники дубовые
Толстобрюхих бояр всех побил-погубил!

Множество былин, дошедших до нас из далекого прошлого, рассказывают о богатыре и защитнике русской земли, Илье Муромце. Несмотря на то, что мы слышали о нем с самого детства, Илья Муромец остается загадочным персонажем. Не одно столетие ученые пытаются изучить историю его жизни, но тайны, связанные с ним, остаются.

Русские народные былины про Илью Муромца

Родился народный богатырь под городом Муромом, который находится во Владимирской области, в селе Карачарове. Прославился Илья своими подвигами уже в зрелом возрасте, после тридцати лет, так как с самого рождения был болен и до 33 лет не вставал с кровати. Исследователи выяснили, что Илья Муромец не мог ходить вследствие генетического заболевания, которое спровоцировало проблемы с позвоночником.


Но, однажды, произошло чудо, к нему в дом постучались старцы и попросили Илью подать воды. Илья ответил, что не может этого сделать, так как не владеет ни руками ни ногами. Старцы настояли, и будущий герой встал с кровати. Волхвы не зря пришли к нему в дом, так как ими было сказано, чтобы Илья собирался в дорогу для совершения ратных подвигов.


С этого момента и начинаются приключения Ильи Муромца. Всего известно 53 былины, из них, в пятнадцати сюжетах, главный герой — Илья Муромец.


Автор былины об Илье Муромце


Существует несколько версий. Одна из них, это тексты воеводы Смоленского Филона Кмита-Чернобыльского, владевшего имением недалеко от города Киева. Он пишет о былинном богатыре, защитнике русских земель, Илье Муравленине. В киевском цикле былин так же фигурирует герой-богатырь, однако никакого отношения его похождения к Киеву не имеют. В германских эпических поэмах можно прочитать об Илье Русском, могучем витязе, происходящим из княжеского рода. В сочинениях норвежского автора в 1250 году (поэмы Вилькина или Тидрек) — у князя, по происхождению русского, Гертнита, был сын незаконнорожденный, Илииас, приходящийся братом по отцовской линии Владимиру Мономаху. Наиболее полный свод упоминаний собрал известный ученый историк, С.Н.Абзалов. Он обнаружил 53 былины, но лишь в 15 из них, Муромец является главным персонажем.

Былина бой Ильи Муромца, краткое содержание


Отправился Илья в Киев к князю Владимиру, попросив благословения родителей. Путь ему перегородила гора на берегу реки Оки. Опрокинул он ее и река потекла по другому руслу. Подъехал Илья Муромец к Чернигову и увидел много татар, которые обложили этот город, а жители все спрятались. Увидел Илья большой дуб и вырвал его, да пошел им размахивать. Трех царевичей татарских, за кудри поднял и наказал разъезжаться по своим ордам. Так богатырь освободил город от захватчиков. Жители стали благодарить Илью и просить остаться у них воеводой. Отказался Илья, так как много было врагов у земли русской и богатырю еще много работы будет.

Былина Алеша Попович Илья Муромец, краткое содержание


Алеша Попович, сын попа, попросил отца собрать дружину, чтобы поехать в чисто поле и стрелять всякую живность. Дал отец ему дружину и лошадей. Ехали они день и ночь, пока не остановились у трех дорог — на Киев, на Чернигов и к синему морю. И решили они следовать в Киев церквям поклониться, да встретили на дороге орду с Василием Прекрасным, которая задумала Киев взять. Разгромила дружина рать великую и поскакала в Киев, но не принял их князь Владимир, который правил в ту пору. И поехал обиженный Алеша Попович со своей дружиной в Ростов. Прознал про это Илья Муромец и стал просить князя собрать пир и послать за Алешей. Поехал за ним Добрыня Никитич и стал уговаривать вернуться. Одарил князь Алешу землями, а Илья Муромец стал зваться старшим братом.

Былина исцеление Ильи Муромца краткое содержание


Илья, сын крестьянский жил в селе под названием Карачарово, под Муромом. Не может он двигать руками и ногами и тридцать лет не встает с печи. Но, вот, однажды, когда Илья остается дома один, перед воротами останавливаются три калика (странника), просят его открыть и дать напиться. Илья отвечает, что прикован к постели и встать не может, но калики настаивают. Неожиданно для себя встает Илья, находит в погребе пиво сладкое и выносит странникам. Попив сами, калики просят выпить Илью, после чего почувствовал он в себе силу богатырскую. И говорят ему калики, что отныне суждено быть ему богатырем великим, и не грозит ему смерть в бою. И надо купить ему жеребчика и продержать дома его три месяца, кормить пшеном отменным. Спустя три месяца Илья Муромец отправляется в путь, навстречу подвигам.

Былина Илья Муромец и Добрыня, краткое содержание


Богатырь Добрыня служил в войсках князя Владимира. Это один из известных богатырей, который отличался не только силой, но и умом. Прославился он своей силой по всей русской земле, дошел слух и до Ильи Муромца. И решил Илья испытать Добрыню, на самом ли деле он так силен. Отправился Илья в Рязань, где жил Добрыня, но дома его не застал. Мать Добрыни отговаривала богатыря от поединка, и Илья собрался уже ехать назад, но услышал во дворе бахвальство Добрыни и предложил ему сразиться. Сражались они в трех поединках. В первом никто не победил, во втором, сломались сабли, в третьем, оба ушли по колено в землю. Закончилось все тем, что Добрыня победил, оказавшись на груди Ильи Муромца. Так и познакомились богатыри.

Илья Муромец и Соловей Разбойник, краткое содержание


После того, как Илья Муромец освободил жителей Чернигова, отправился он в Киев. Ему рассказали, что ведут туда два пути, на одном из которых засел Соловей Разбойник, от его свиста все живое гибнет. Конечно, выбрал Илья опасный путь. Услышав свист разбойника, конь стал спотыкаться, а деревья вокруг гнуться. Но, не испугался богатырь, выстрелил Соловью Разбойнику в глаз, привязал к седлу и повез его в Киев к князю Владимиру. Князь не поверил, что это настоящий Соловей Разбойник и приказал ему свистнуть, после чего много народу полегло замертво. Рассердился Илья, отвез разбойника подальше от города и отрубил ему голову.

Когда происходили события в былине об Илье Муромце


Фигура исторического персонажа, Ильи Муромца, окутана тайнами и легендами. В былинах и сказаниях нет четкого ответа, когда родился и жил богатырь. В истории Руси можно ассоциировать образ Ильи с разными личностями. Наиболее правдивой версией считается жизнь Илии Печерского, инока и силача, по прозвищу Чоботок (Сапожок), родившегося в Муроме. Жил он в двенадцатом веке, принял монашество в преклонном возрасте с именем Илия в Киево-Печорской лавре.


Согласно этой версии, умер инок в 1188 году. Его памяти посвящен день — 1 января. Причислен к лику святых в 1643 г.


В лавре, где он служил монахом, покоятся его мощи. В одном из храмов Мурома находится средний палец левой руки. Согласно исследованиям, было выяснено, что это мощи человека крепкого телосложения, роста 177 см (что считалось по тем временам очень много), который умер в возрасте 50 лет, перенесший паралич и имеющий множественные ранения.


Основная мысль былины Илья Муромец

Известный богатырь боролся с врагами русской земли, чем и заслужил славу и уважение. Главная задача воина, служить своей отчизне, защищать обиженных и слабых. Образ Ильи Муромца нам показывает, что единое сильное государство способно навести порядок внутри страны. На всякого разбойника всегда найдется герой-богатырь, способный остановить беспредел и несправедливость.

Чему учит былина Илья Муромец

Любовь к своей Родине, готовность встать на ее защиту, это главное, чему учит былина об Илье Муромце. Не искал богатырь легких путей, чтобы уничтожить Соловья Разбойника, пошел трудным путем и победил. Не важны слава и деньги, главное, чтобы твоя страна жила в мире и спокойствие.

Пересказ былины три поездки Ильи Муромца


На перекрестке трех дорого увидел Илья Муромец камень Алатырь, на котором было написано: поедешь прямо, будешь убит, поедешь направо, обогатишься, а налево — женишься. Выбрал Илья путь прямо, где ждала его смерть, так как богатство ему ни к чему, а жениться поздно. В Смоленских топях увидел он множество разбойников, сорок тысяч, которые хотели его ограбить и убить. Только богатства у него не было, и стал Илья своим шлемом размахивать, так всех разбойников и перебил. Вернулся он к камню и исправил надпись, что дорога прямо открыта. Затем выбрал он дорогу, указывающую на женитьбу. Встретила его девица, отвела в свои покои и стала на кровать укладывать. Тогда Илья схватил ее и саму на кровать бросил. Упала она в подвал, где томились 12 богатырей. Выпустил их Илья. Вернулся к камню и еще одну надпись исправил. Поехал по третьему пути, нашел богатства и раздал бедным. И третью надпись на камне исправил.

Читайте также: