Благодатное знание краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Влиятельной фигурой общественной мысли Семиречья в XI веке был Жусуп Баласагун. Взращенный на синтезе тюркской и персидской культур, он сумел в своем творчестве представить в системном, оригинальном изложении основные социально-политические проблемы: правила социальной регуляции и функционирования государства, места и роли человека в обществе, идеальное правление.

Поможешь – и бедный на среднего тянет,

А средний – богатым, зажиточным станет.

Бедняк, ставши средним, упрочит доход,

А станет богат – вся страна расцветет.

Народ будет счастлив, страна благоденна,

В мольбах о тебе все склонятся смиренно[27].

Разумность общественного устройства не бросается в глаза, пока идет все нормально. Когда же социальный порядок разрушается, возникают новые идеи и лозунги, способные разрушить порядок и гармонию. Сравнивая общественное устройство с натуральным хозяйством, мыслитель отмечает, что оно само себя регулируется в нужном направлении. Однако важным условием разумности общественного устройства выступает наличие свободы, горизонтов волеизъявления.

По мнению академика А.Кононова, возможно, что Жусуп Баласагун ощущал настоятельную необходимость в создании новой морально-этической основы для раздираемого неурядицами общества.

Что ж так люди дурны? Что ж отринут закон?

Что за век послан мне, Где я жить осужден?

Как достойных возвысить, А зло выгнать вон?

Добрый лад и закон – Все утрачено сплошь.

Люди подлы, и где же добро ты найдешь![28]

Упорядочить на новой основе жизнь недавних кочевников во всех ее сферах, внести в нее политико-правовую организацию, такое государственное управление, которое должно дать подвластному народу самое главное – закон.

Основа страны, ее силы опора –

Две вещи, два корня, два твердых упора:

Закон справедливости – первый устой,

Второе – войска одарять с щедротой.[29]

Быть беком достоин муж чести достойной –

Могучий, решительный, смелый, спокойный…

Ему ум и знанья иметь подобает,

Ему благородство, заметь, подобает…

Народу нужны храбрецы – вожаки,

Чьи силы в великих делах велики…

Муж должен быть дерзок, отважен и смел,

Да так, чтобы с недругом биться умел…

«Когда над собаками лев – голова,

Важно, что Баласагун говорит не только о том, каким должен быть бек, но и чего не должно присутствовать в его правлении.

Две вещи опасны могуществу бека,

Они его путь искривляли от века.

И два этих зла – беззаботность и гнет,

Обеими бек развращает народ…

Насилием долго не держится власть:

Не стерпит народ, и – насилию пасть.

Бек должен чуждаться вина и разврата:

Два зла этих – верная счастья утрата.

А если властителя к играм потянет,

Он в нищенство всех за собою заманит[31].

Где властен закон, там безбеден народ.

И в славе его имя живет.

Цветут при законе страна и весь мир.

При гнете – в загоне страна и весь мир[32].

Философ считал, что если государство будут возглавлять просвещенные ханы, опирающиеся в своей деятельности на науку, нравственность, то они будут издавать справедливые законы и действовать на основе этих законов. Справедливость, подчеркивает Баласагун, - это необходимое нравственное качество главы государства. А это значит действие в соответствие с законом. По мнению мыслителя, правитель должен быть справедливым при соблюдении законов, в решении вопросов управления обществом, он не может в своих действиях разделять людей на рабов и беков, а обязан относиться к ним одинаково, как герой его поэмы – правитель Кюнтогды (символ справедливости), который говорит:

По правде вершу все дела я привычно,

А бек или раб предо мной – безразлично.

И сын ли, чужой ли, родня ли, приятель.

Пришелец, приспевший ли – кстати, некстати ль

Они для меня по закону равны.

Я им не смягчу, ни прибавлю вины.[33]

Жусуп делает Кюнтогды символом законности. Только когда глава государства действует справедливо на основе закона, совести и разума, тогда возникает идеальное государство.


Когда недавно опубликовали перечень книг, которые в это сложное время читает наш президент, я вдруг увидел знакомое название, которое сказало мне о многом.

Мы живем на этой планете немного лет, а человечество тысячи. История показывает, что жизнь и общество развивается по спирали. Каждое новое поколение проходит те же этапы, что и предыдущее, но на более высоком уровне. Люди и государства рождаются, развиваются, умирают, они переживают войны и эпидемии. Все, что происходит сейчас, уже было. Свои знания они всегда пытались сохранить в книгах. Не зря великий Тамерлан собирал книги в завоеванных им городах, держал штат переводчиков.

Имя Юсуфа Баласагунского известно каждому школьнику. Но сколько казаховедов прочитало его произведение? А оно сегодня актуально и современно больше, чем когда-либо.

Юсуф родился в городе Баласагун в Кашгарии в 11 веке. Свою книгу он написал в возрасте 54 лет. Работал над ней примерно восемнадцать месяцев, но в ней содержится накопленный им опыт, знания, наблюдения и выводы.

В основе книги лежат четыре высоких понятия: справедливость, счастье, ум, довольство. Каждому из 4-х понятий автор присваивает имя и превращает в героев, которые спорят между собой, ведут беседы, зада¬ют друг другу вопросы и дают на них ответы. Справедливость он назвал Кюн-Тогды-элик и сделал его властителем. Счастье сочинитель назвал именем Ай-Толды и возвел его в сан визиря. Довольство, имену¬емое Одгурмыш, автор сделал братом визиря. Ум назван именем Огдулмыш и наречен сыном визиря. То есть речь идет о государстве, во главе которого стоит справедливость. Счастье и материальное благополучие друзья, но их помощник-знание.

В произведении на первое место ставятся образование и воспитание. Большое значение уделяется и нормам обычной и семейной жизни, потому что все начинается с семьи.

В стихотворной форме ведется обмен мнениями, дается характеристика нравственности отдельных социальных групп, вырабатываются принципы этики и этикета с точки зрения законов того времени. К примеру, одним из важных этапов в жизни каждого человека является выбор спутника жизни, и Юсуф Баласагунский выделяет четыре важных качества, на которые необходимо уделить внимание при выборе невесты: богатство, красота, знатность и ум. Он поясняет, что богатство жены делает мужа зависимым до конца его жизни, знатная жена не пара с простолюдином, красавица жена может сделать мужа ревнивым, больным человеком.

С женой своею будет счастлив тот,
Кто честность в ней и доброту найдет.
И если ты богат такой женой,
Считай, что четырех нашел в одной.

Испокон веков в народе считается, что все хорошие черты у детей зависят от их родителей и воспита¬ния. Баласагуни подчеркивает, что девушка должна расти на глазах у родителей, быть охраняема ими, они должны выполнять ее желания, но держать ее строго, а по достижении возраста должны выдать замуж. Женщина –хранительница очага и воспитание должна получить соответствующее.

Когда в семье ребенок народится,
Не надо понапрасну суетиться.
Для дома, для ухода за детьми
Из чистоплотных женщину возьми.

Юсуф Хас-Хаджиб говорит о дифференцированном подходе в воспитании сыновей и дочерей, который вызван не только традиционным разделением хозяйственных трудовых работ на мужские и женские, но и нравственными, эстетическими и физическими различиями.

Учи детей приличью, знаньем, коих
Им бы хватило для миров обоих.
Дай сыну в руки знанье ремесла,
Чтоб горя жизнь ему не принесла.
Пусть он не будет по отцовской воле
Никчемным, как невспаханное поле.

В поэме устанавливаются нормы поведения в семье и быту (женитьба, воспитание детей, приглашение и прием гостей, гуманистическое отношение к людям разных социальных слоев).

Но самое большое внимание уделяется качествам, которыми должен обладать руководитель государства, тому, как он должен подбирать подчиненных и на что при этом должен обращать внимание, расставляя их на соответствующие качествам и талантам должности.

В свою очередь, в поэме определяются основные качества придворных и людей, занимающих различные государст¬венные должности (военачальник, начальник стражи, посланник, казначей и др.),

дается подробная характеристика каждой должности, описываются должностные обязанности, указываются права и обязанности начальников и подчиненных, раскрываются взаимоотношения с людьми разных сословий и профессий (ремесленники, купцы, земледельцы, скотоводы, поэты, ученые, врачи и др.), устанавливаются даже нормы поведения госслужащего в семье и быту (женитьба, воспитание детей, приглашение и прием гостей. В общем, этика государственного служащего, очень подробно описанная в полном объеме, вплоть до манеры одеваться и вести себя в обществе.

Я думаю, что сегодня книга Юсуфа должна стать настольной книгой чиновников всех рангов, потому что ничего в этом мире не изменилось. Люди обзавелись смартфонами, но по сути остались теми же. А целью руководителя государства по-прежнему остаются счастье, благосостояние и безопасность его граждан.


admin
все записи автора

Ханиф Абдурахман

Кичащийся знаньем
от знаний далек,
Признался в незнанье -
достигнешь высот.
Познание -
море без края и дна.

Баласагун был одним из самых больших городов, крупным торгово-ремесленным центром государства Караханидов. Оно представляло собой в этногенетическом плане объединение ряда тюркских племен, возвысившихся в начале Х в., и просуществовало в течение трех веков. Социально-экономической основой каганата было специфическое соединение кочевого и оседлого хозяйства.

Юсуф Баласагуни был выходцем из определенной культурной зоны и политического региона, охватывающего в свое время Отрар (Фараб), Шаш (Ташкент), Тараз, Чуйскую долину, Прииссыккулье, Фергану, Кашгари. В культурноязыковом отношении он - общий предок тюркоязычных народов, в географическом - близок к казахам и киргизам, конкретно - к тюркскому племени чигилей.

Ханиф Абдурахман

Работа Юсуфа Баласагуни "Кутадгу билик" является первым энциклопедическим произведением не на официальном литературном языке, каким являлся арабский язык в то время, а на родном языке тюрков, факт сам по себе очень значительный, что свидетельствует о патриотизме и любви к родному языку. Вместе с этим, им руководили политические мотивы, стремление научить среднеазиатскую династию караханидов, еще не оторвавшуюся от кочевой среды, управлять страной с высокоразвитыми оседлыми районами, областями (Маверанахр, Восточный Туркестан). А чтобы его назидания были поняты и кочевниками-караханидами, необходимо было написать по-тюркски. Но "Кутадгу билик" не только политический трактат, он является суммой знаний по различным областям науки и культуры своей эпохи, в нем собран и обобщен материал с философским осмыслением жизненных позиций самого автора, в частности, рассмотрены мировоззренческие проблемы смысла жизни, предназначения человека, его места и роли в общественном и природном универсуме. Произведение Баласагуни представляет обширную систему, в которой выдвигаются как проблемы общефилософского характера, так и жизненно-практического, этнического и эстетического плана. Стремление к энциклопедичности, универсальности, охвату общемивоззренческих проблем было присуще самому характеру философствования в культурном регионе, к которому принадлежал Юсуф. Мировоззрение Юсуфа имеет троякие корни - философские, шаманистские, исламские.

Юсуф вписывается в общий процесс Ренессанса и на Востоке, в частности, совершенно явственны в его творчестве отпечатки философии восточного перипатетизма. Речь идет о мощной культурно-философской традиции, идущей от Аристотеля и продолженной аль-Фараби и Ибн-Синой. Ее влияние на автора "Кутадгу билиг" впервые отметил немецкий востоковед О.Альбертс. Идейная парадигма восточного средневековья не исчерпывается только мыслительной деятельностью профессиональных философов. Она также представлена промежуточным "непрофессиональным"" философским творчеством таких поэтов как Рудаки, Фирдоуси, Юсуф Баласагуни, Омар Хайям, Низами, Навои, Насими. Но способ существования поэзии этого времени имеет характерные особенности и черты: с одной стороны, в творчестве поэтов преобладает ярко выраженный рационализм художественного мышления, с другой - рационализм, облаченный в символические покровы суфизма. Усложнение поэтических форм, образов, приемов не меняло основного содержания поэзии, направленной на жизненные реалии, поиски реализации гуманистических принципов истины, добра, счастья. В сущности, поэзия средневековья занималась разработкой самых общемировоззренческих, нравственных и социальных проблем, что и философия. И многие поэтические произведения можно отнести к произведению философского жанра и в силу этого они могут и должны быть включены в процесс историко-философского развития.

Ханиф Абдурахман

Юсуф Баласагуни.Благодатное знание
(Повествует о том, как Айтолды написал завещание элику Кюртогды)

Велел дать себе он бумаги, чернил
И с именем бога к письму приступил.

И начал он с имени бога: "Всесущий,
Творец-всезиждитель, господь всемогущий!

Ты - тварей живых сонмы тысяч создавший,
От голода спасший их, всех напитавший!

Всем чаяньям сущих свершение - в боге,
Ему в этом деле не надо подмоги.

Он все созидает своим повеленьем,
И создано все по его предреченьям.

Всем воля его смерть познать повелела,
Все смертны, а сам он не знает предела.

Восславь, о мой боже, благого пророка,
Безмерно, всегда его чту я глубоко.

Хвала и друзьям его благословенным,
Воздай им хваленьем моим неизменным.

И ты долго здравствуй, элик достославный,
Народами правь своей волей державной.

Зовусь Айтолды я, был полной луноюI,
Но я на ущербе, и смерть предо мною.

И смерть, словно ловчий, меня изловила,
И нет мне спасенья, и все мне не мило.

Всегда ко мне добрый, радел ты мне долго,
Но я ухожу - не исполнить мне долга.

Завет, что пишу я в послании этом,
Да будет тебе моим горьким ответом.

Я, предан делам сего мира душою,
По правде вершил их, с заботой большою.

И вот, преисполнен к тебе обожанья,
Пишу я тебе - ты прочти завещанье.

Послушай, что вымолвил муж: благонравный,
А дар благонравия - дар самый главный:

"Внемли благонравным, - их речи и слово
Тебе - что добыча благого улова.

Вся суть у мужей благонравья - правдива,
Советам их верь: вознесешься на диво!"

Исполнен к тебе я любви благонравной,-
Послушай совет мой, элик достославный!

Покаялся я перед часом скончанья-
Увы, бесполезны мои покаянья!

Но надобно было мне это смиренье-
Просил я простить мои злые свершенья.

Досталось не мне серебро мое, злато,
Удел мой - считать, сколь печальна утрата.

Печалясь, умру я, а что мне в печали?
Лишь бог - мне защита, надежды пропали!

Сегодня прощусь я с юдолью земною,
А завтра и ты отойдешь вслед за мною.

Покуда, элик, тебя смерть не задела,
Старайся разумно свершить свое дело.

Будь добрым, жестоким не будь и суровым,
Возрадуй народ свой и делом, и словом.

Пока ты здоров, будь добро раздающим,
И все, чем владеешь, раздай неимущим.

Вот - сказано мужем правдивым, послушай,
Он был с малых лет прозорливым, - послушай:

"Далек смертный час - ты о смерти подумай,
При жизни молись со смиренною думой,

А смерть подойдет - покаяние тщетно:
Что пользы в могиле стенать безответно!"

Когда я умру, о элик, будь усердным,
Зря время не трать, будь смирению верным.

Не дай обольстить себя счастью мирскому,
Путь правды прокладывай к делу любому.

Поставь над народом закон справедливый,
Увидишь: вся жизнь твоя станет счастливой.

Не жги себя жадностью к бренным соблазнам
И шею сверни своим прихотям праздным.

Ты - бек, и по-рабски не льстись этим миром,
Не жди его кар, сам покинь его сирым.

Не тешься суетами высокомерья,

Не верь в этот мир, он не стоит доверья.

Будь близок лишь с теми, что сердцем богаты,
От злых будь подальше - натерпишься зла ты!

Услуги корыстных отвергни с презреньем,
Коварных людей не зови к угощеньям.

Не зная греха, будь в молитве покорным -
Не будет ничто тебе столь благотворным.

И, помня о смерти, сбирайся в дорогу-
Она из засады нагрянет к порогу.

С.К. Бабаджанов. Юсуф Баласагуни

Юсуф умер в возрасте 68 лет. Он похоронен на юге г. Кашгара в местности Пайпап.

Красны речи словом, а мысли — речами,
Красны люди ликом, а лики — очами!

Учение Юсуфа о строении вселенной имеет много общего с системой Аристотеля-Птоломея. Но, исходя из достижений естественных наук своего времени, мыслитель отстаивает концепцию о шарообразности земли, которая вращается вокруг своей оси. Продолжая традиции древних мыслителей, Юсуф считал, что окружающая действительность состоит из четырех материальных тел (земля, вода, воздух и огонь), которые являются основой мира и жизни на земле. Он полагал, что земля занимает центральное место и лежит в основе четырех стихий. Поэт утверждает, что все явления природы и общества развиваются и изменяются закономерно.

В области гносеологии мыслитель выдвинул плодотворные идеи о происхождении и сущности сознания, о роли разума и знания в жизни людей. Подобно представителям восточного перипатетизма, он выступает как рационалист. Юсуф рассматривает разум как творческую силу и инструмент познания предметов материального мира. По концепции Юсуфа, разум озаряет человека светом знаний. В то же время поэт не отрицает роли чувственного восприятия в познании истины. Важно подчеркнуть, что мыслитель правильно ставит вопрос о роли разума в интеллектуальной деятельности человека.

Особое внимание своих современников Юсуф обращает на то, что познание невозможно без знания: чтобы глубже познать мир, необходимо систематически пополнять свое образование и знания.

Баласагуни подчеркивает: человек отличается от животных такими качествами, как ум и знания, что мудрость, учение и знания являются основой уважения и ценности людей, что знания — богатство, без них бесплодны как речь человека, так и его разум. Мыслитель глубоко верил в возможность совершенствования общественной жизни и управления государством, опираясь на просвещение и науку. Эти идеи Юсуфа созвучны взглядам Фараби, Ибн Сины и Фирдоуси.

Мыслитель призывает всех членов общества к дружелюбию и с уважением относиться к земледельцам, скотоводам и ремесленникам, поскольку они кормят и одевают людей.

Он полагает, что единственным путем установления гармонических отношений между социальными группами и классами, утверждения социальной справедливости является выработка гуманного закона управления государством.

По мнению поэта, правитель должен быть справедливым при соблюдении законов, в решении вопросов управления обществом, он не может в своих действиях разделять людей на беков и рабов, а обязан относиться к ним одинаково, как герой поэмы правитель Кюнтогды — символ справедливости.

Только когда глава государства действует справедливо, на основе закона, утверждает Юсуф, возникает идеальное государство. Мыслитель считает, что справедливый властелин должен быть просвещенным, мудрым, он должен обладать разумом, знаниями и рассудком. Он призывал правителей управлять государством, опираясь на успехи науки, просвещения и т.д.

В сочинении Юсуфа особое внимание уделяется проблемам морали, этические идеи проходят красной нитью через всю поэму. Поэт раскрывает содержание таких этических категорий, как справедливость, добро и зло, показывает их взаимосвязь, выдвигает концепцию: справедливость должна быть основой и содержанием добра. Быть справедливым правителем, полагает он, это значит совершать добрые дела.

Поэт размышляет также над проблемами нравственного воспитания людей и его социальной ролью. В центре внимания мыслителя находятся вопросы воспитания молодежи, подготовка лиц, преданных государству, служащих интересам народа:

А пользы желай не себе, а народу,
Тебе самому его благо — в угоду.

Юсуф уделяет внимание проблемам семейного воспитания личности. Это не случайно, т.к. в семье у детей закладываются основы интеллекта, нравственного и физического здоровья. Он считает, что родители должны быть требовательными, строгими в отношении детей, они обязаны быть примером, достойным подражания. Поэт отмечает, что невоспитанность детей — это несчастье, как для них самих, так и для родителей:

А ежели сын твой не в строгости рос,
Оставь все надежды, какой с него спрос?
Детей баловал — вред себе же нанес:
Весь век горевал, настрадался до слез.

Ю. Баласагуни исследовал общечеловеческие, нравственные принципы, которые не потеряли своего значения и сегодня. Опираясь на эти принципы, мы и должны воспитывать современное молодое поколение.

Наследие мыслителя оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры тюркских народов. Своим творческим гением Юсуф доказал, что тюркоязычные народы могут внести свой вклад в развитие общемировой культуры.

(Печатается в сокращении).

А.И. Нарынбаев,
доктор философских наук, профессор,
г. Бишкек

По Юсуфу Баласагуни, достоинство сынов человеческих составляют три непреходящие ценности: знания, язык, добрые дела.

Детей надо любить. Надо знать еще, как их любить, чтобы они приняли твой дар.

«Не лживый, а праведный выбери путь,

Дж. А. Кутманалиева,
руководитель лаборатории Гуманной Педагогики,
г. Бишкек, Кыргызстан

Читайте также: