Битянова консилиум в школе
Обновлено: 05.07.2024
В предыдущих разделах работы уже достаточно было сказано о роли консилиума в общей системе психолого-педагогического сопровождения школьников. Лишь еще раз отметим, что консилиум позволяет объединить усилия педагогов, психологов и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию.
В данном разделе мы подробно остановимся на процедурных и содержательных аспектах работы психолого-педагогического консилиума.
Прежде всего, о его участниках. Обязательными участниками консилиума являются психолог, завуч и классные руководители (в начальной шко'ле— основные учителя). Чрезвычайно желательным является присутствие на консилиуме школьного медика — врача или медсестры. По крайней мере, консилиум должен располагать соответствующей медицинской информацией. Педагоги-предметники в нашей модели не входят в число участников. Необходимая информация от них поступает на консилиум через классного руководителя и частично психолога, а итоги консилиума с соответствующими рекомендациями обсуждаются с ними завучем, в ходе обязательных консультаций, и психологом в рамках его работы по реализации решений консилиума. Могут быть сформулированы по крайней мере два аргумента в защиту такого положения. Во-первых, практика показывает, что выработка индивидуальной стратегии сопровождения в присутствии всего педагогического коллектива параллели, в ситуации многообразия мнений и взглядов на ребенка очень затруднена, а эффективность решений такого собрания практически нулевая. Во-вторых, проблемы конкретного ребенка могут быть связаны именно с отношением к нему определенного учителя, какого-либо ос-
• • • • Содержание деятельности школьного психолога• • • • —
трого конфликта в их отношениях.
В отсутствии педагога завуч и психолог могут выработать план работы и с ребенком, и с педагогом, не вынося этот вопрос на общее обсуждение. Итак, консилиум представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в
Психолог приносит на консилиум результаты своей диагностической деятельности — наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследования самих школьников. При этом обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В этих материалах информация о ребенке или его семье, во-первых, облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, а во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Формой предоставлений психологических данных на консилиум может быть приложение к протоколу психологического обследования, заполняемого психологом накануне консилиума. В самом протоколе фиксируются результаты всех обследований и в первичной числовой форме, и в виде некоторого качественного уровневого показателя. В бланке приложения к протоколу данные могут быть обобщены следующим образом:
1.Дано описание психологических особенностей обучения, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, но с опорой на содержание психолого-педагогического статуса школьника. Точнее, тех его компонентов, которые были исследованы психологом.
-
Названы те сферы психической жизни школьника,
развитие которых характеризуется выраженными ин
дивидуальными особенностями и описаны их реаль
Представляя на консилиуме конкретного ребенка, психолог может опираться и на первичные данные протокола, однако другим участникам консилиума для ознакомления и работы предоставляются только тексты приложений.
Приведем в качестве примера один из возможных вариантов текста такого приложения.
Дата рождения 9 сентября 1988 г.
Дата обследования февраль 1996
Феномен развития на момент проведения обследования:
У мальчика возникают проблемы с усвоением учебного материала. Слабо развита произвольность интеллектуальной деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия учебной задачи, часто и быстро отвлекается. Не сформирован внутренний план действия: плохо справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на образец. Работоспособен, учебная мотивация достаточно высокая. Отношения с одноклассниками доброжелательные, с учителями в общение практически не вступает: выглядит стеснительным, робким. Тревожность высокая, самооценка не устойчивая.
Наличие отклонений или нарушений в развитии: Выявлены определенные нарушения в интеллектуальной
• • • Содержание деятельности школьного психолога • • • —
Аннотация:
Излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе, схема планирования работы школьного психолога в течение учебного года, даются авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и других. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.
Произведение расположено на страницах 1–299
Перечислите необходимые страницы и диапазоны страниц через запятую. Диапазон страниц обозначается первой и последней страницами диапазона через дефис. Если результирующий набор страниц превышает 10% документа, то лишние страницы отбросятся
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
магистранты группы ПС-ШПМZ-11
Битянова Марина Ростиславовна – автор оригинальной концепции психологического сопровождения.
Под сопровождением М.Р. Битянова принимает такую систему профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях школьного воздействия. При этом выделяется принципиальное отличие сопровождения от руководства или помощи.
Принцип сопровождения (по Битяновой) является отправной точкой при разработке конкретных вопросов, в частности направлений работы школьного психолога.
К этим направлениям относятся:
школьная прикладная диагностика;
психокоррекционная и развивающая работа со школьниками;
консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов;
социально – диспетчерская деятельность.
М.Р. Битянова выделяет три взаимосвязанных компонента сопровождающей деятельности педагога-психолога в школе:
систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения;
создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;
создание специальных социально-психологических условий детям, имеющим проблемы в развитии.
Содержательные аспекты модели психологического сопровождения М.Р. Битяновой
1. Безусловная ценность внутреннего мира ребенка.
2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения ребенком мира и отношений с ним.
3. Создание условий в рамках объективной данной ребенку педагогической среды для максимального раскрытия индивидуально-личностного потенциала.
4. Осуществление сопровождения преимущественно педагогическими средствами и при ведущей роли педагога.
Коррекционно-развивающую деятельность М.Р. Битянова рассматривает в качестве основного направления работы школьного психолога, другие формы дополняют или заменяют её по необходимости, в частности, психодиагностика служит основой для её правильной организации.
В своей концепции психологического сопровождения автор указывает на необходимость реализации принципа целостности, лежащего в основе содержательного наполнения и организации коррекционно-развивающей работы.
В анализируемой модели сопровождения значительная роль отведена школьной прикладной психодиагностике. Отличительной особенностью её реализации является использование преимущественно низко формализованных методов.
На первом месте среди основных способов получения информации о ребёнке находятся экспертные опросы педагогов и родителей, структурированное наблюдение школьников в процессе обследования, анализ педагогической документации. Обращение к сложным формам диагностической работы представляется правомерным лишь в случаях, когда наблюдение невозможно.
М.Р. Битяновой признаётся важность просветительской работы. Автором приводятся примеры тех форм активности, в которых усвоение социально-психологических знаний будет наиболее эффективно. Задачи психологического просвещения конкретизируются в соответствии с актуальными потребностями всех субъектов образовательного процесса.
Битянова выделяет три направления просветительской работы в условиях общеобразовательной школы:
просвещение учащихся;
просвещение родителей обучающихся;
просвещение педагогов.
Модель психологического сопровождения М.Р. Битяновой можно представить в виде схемы:
Согласно Положению, на базе образовательной организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы создается психолого-педагогический консилиум (далее – ППк), цель которого – способствовать созданию оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации учащихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
В состав ППк входят: председатель — заместитель руководителя организации, заместитель председателя (определенный из числа членов ППк при необходимости), педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, секретарь (определенный из числа членов ППк).
Общее руководство деятельностью ППк осуществляет руководитель образовательной организации.
Для принятия решения об организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, выявления трудностей в освоении ими образовательных программ, разработки рекомендаций, консультирования участников образовательных отношений, оказания обучающимся психолого-педагогической помощи каждым специалистом ППк проводится обследование обучающихся.
Обследование обучающихся осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательной организации с письменного согласия родителей (законных представителей). Обследование обучающихся специалистами ППк осуществляется бесплатно.
Процедура и продолжительность обследования определяются, исходя из возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого.
На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости).
Каждый специалист ППк по данным обследования составляет заключение и разрабатывают рекомендации.
Результаты обследования ребенка каждым специалистом обсуждаются на заседании ППк.
Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося.
По итогам обсуждения составляется коллегиальное заключение ППк, вырабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания, а до сведения педагогических работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, — не позднее трех рабочих дней после проведения заседания.
Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей).
В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим ФГОС.
Плановые заседания ППк проводятся для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Внеплановые — при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников образовательной организации; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
Что могут включать рекомендации ППк?
Согласно Положению, рекомендации ППк по организации психолого- педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ могут включать:
при наличии рекомендаций ПМПК:
разработку адаптированной основной общеобразовательной программы, индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника) для обучающегося, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу, в том числе на период адаптации обучающегося / учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной основе, другие условия в рамках компетенции образовательной организации;
на основании медицинского заключения:
условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе: дополнительный выходной день; организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня / снижение двигательной нагрузки; предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств; снижение объема задаваемой на дом работы; предоставление услуг ассистента (помощника); другие условия в рамках компетенции образовательной организации;
для обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации:
проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся; разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося; другие условия в рамках компетенции образовательной организации.
Примечание
Согласно положению, специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся. Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется образовательной организацией самостоятельно.
Справочно
В толковом словаре С.И. Ожегова консилиум трактуется как совещание врачей для установления диагноза заболевания и определения способов лечения.
Психолого-педагогический консилиум — одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Источник:
Читайте также: