Битянова консилиум в школе

Обновлено: 05.07.2024

В предыдущих разделах работы уже достаточно было сказано о роли консилиума в общей системе психолого-педагогического сопровождения школьников. Лишь еще раз отметим, что консилиум позволяет объединить усилия педагогов, психологов и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию.

В данном разделе мы подробно остановимся на процедурных и содержательных аспектах работы психолого-педагогического консилиума.

Прежде всего, о его участниках. Обязательными участниками консилиума являются психолог, завуч и классные руководители (в начальной шко'ле— основные учителя). Чрезвычайно желательным является присутствие на консилиуме школьного медика — врача или медсестры. По крайней мере, консилиум должен располагать соответствующей медицинской информацией. Педагоги-предметники в нашей модели не входят в число участников. Необходимая информация от них поступает на консилиум через классного руководителя и частично психолога, а итоги консилиума с соответствующими рекомендациями обсуждаются с ними завучем, в ходе обязательных консультаций, и психологом в рамках его работы по реализации решений консилиума. Могут быть сформулированы по крайней мере два аргумента в защиту такого положения. Во-первых, практика показывает, что выработка индивидуальной стратегии сопровождения в присутствии всего педагогического коллектива параллели, в ситуации многообразия мнений и взглядов на ребенка очень затруднена, а эффективность решений такого собрания практически нулевая. Во-вторых, проблемы конкретного ребенка могут быть связаны именно с отношением к нему определенного учителя, какого-либо ос-

• • • • Содержание деятельности школьного психолога• • • • —

трого конфликта в их отношениях.

В отсутствии педагога завуч и психолог могут выработать план работы и с ребенком, и с педагогом, не вынося этот вопрос на общее обсуждение. Итак, консилиум представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в

Психолог приносит на консилиум результаты своей диагностической деятельности — наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследования самих школьников. При этом обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В этих материалах информация о ребенке или его семье, во-первых, облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, а во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Формой предоставлений психологических данных на консилиум может быть приложение к протоколу психологического обследования, заполняемого психологом накануне консилиума. В самом протоколе фиксируются результаты всех обследований и в первичной числовой форме, и в виде некоторого качественного уровневого показателя. В бланке приложения к протоколу данные могут быть обобщены следующим образом:

1.Дано описание психологических особенностей обучения, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, но с опорой на содержание психолого-педагогического статуса школьника. Точнее, тех его компонентов, которые были исследованы психологом.

    Названы те сферы психической жизни школьника,

развитие которых характеризуется выраженными ин

дивидуальными особенностями и описаны их реаль

Представляя на консилиуме конкретного ребенка, психолог может опираться и на первичные данные протокола, однако другим участникам консилиума для ознакомления и работы предоставляются только тексты приложений.

Приведем в качестве примера один из возможных вариантов текста такого приложения.

Дата рождения 9 сентября 1988 г.

Дата обследования февраль 1996

Феномен развития на момент проведения обследования:

У мальчика возникают проблемы с усвоением учебного материала. Слабо развита произвольность интеллектуальной деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия учебной задачи, часто и быстро отвлекается. Не сформирован внутренний план действия: плохо справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на образец. Работоспособен, учебная мотивация достаточно высокая. Отношения с одноклассниками доброжелательные, с учителями в общение практически не вступает: выглядит стеснительным, робким. Тревожность высокая, самооценка не устойчивая.

Наличие отклонений или нарушений в развитии: Выявлены определенные нарушения в интеллектуальной

• • • Содержание деятельности школьного психолога • • • —

Аннотация:
Излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе, схема планирования работы школьного психолога в течение учебного года, даются авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и других. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.

Произведение расположено на страницах 1–299
Перечислите необходимые страницы и диапазоны страниц через запятую. Диапазон страниц обозначается первой и последней страницами диапазона через дефис. Если результирующий набор страниц превышает 10% документа, то лишние страницы отбросятся

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ М.Р. БИТЯНОВОЙФГБОУ ВО «Волгоградский.

Описание презентации по отдельным слайдам:

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ М.Р. БИТЯНОВОЙФГБОУ ВО «Волгоградский.

магистранты группы ПС-ШПМZ-11

Битянова Марина Ростиславовна – автор оригинальной концепции психологического.

Битянова Марина Ростиславовна – автор оригинальной концепции психологического сопровождения.

Под сопровождением М.Р. Битянова принимает такую систему профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях школьного воздействия. При этом выделяется принципиальное отличие сопровождения от руководства или помощи.

Принцип сопровождения (по Битяновой) является отправной точкой при разработке.

Принцип сопровождения (по Битяновой) является отправной точкой при разработке конкретных вопросов, в частности направлений работы школьного психолога.
К этим направлениям относятся:
школьная прикладная диагностика;
психокоррекционная и развивающая работа со школьниками;
консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов;
социально – диспетчерская деятельность.

М.Р. Битянова выделяет три взаимосвязанных компонента сопровождающей деятельн.

М.Р. Битянова выделяет три взаимосвязанных компонента сопровождающей деятельности педагога-психолога в школе:
систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения;
создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;
создание специальных социально-психологических условий детям, имеющим проблемы в развитии.

Содержательные аспекты модели психологического сопровождения М.Р. Битяновой1.

Содержательные аспекты модели психологического сопровождения М.Р. Битяновой
1. Безусловная ценность внутреннего мира ребенка.
2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения ребенком мира и отношений с ним.
3. Создание условий в рамках объективной данной ребенку педагогической среды для максимального раскрытия индивидуально-личностного потенциала.
4. Осуществление сопровождения преимущественно педагогическими средствами и при ведущей роли педагога.

Коррекционно-развивающую деятельность М.Р. Битянова рассматривает в качестве.

Коррекционно-развивающую деятельность М.Р. Битянова рассматривает в качестве основного направления работы школьного психолога, другие формы дополняют или заменяют её по необходимости, в частности, психодиагностика служит основой для её правильной организации.
В своей концепции психологического сопровождения автор указывает на необходимость реализации принципа целостности, лежащего в основе содержательного наполнения и организации коррекционно-развивающей работы.

В анализируемой модели сопровождения значительная роль отведена школьной прик.

В анализируемой модели сопровождения значительная роль отведена школьной прикладной психодиагностике. Отличительной особенностью её реализации является использование преимущественно низко формализованных методов.
На первом месте среди основных способов получения информации о ребёнке находятся экспертные опросы педагогов и родителей, структурированное наблюдение школьников в процессе обследования, анализ педагогической документации. Обращение к сложным формам диагностической работы представляется правомерным лишь в случаях, когда наблюдение невозможно.

М.Р. Битяновой признаётся важность просветительской работы. Автором приводятс.

М.Р. Битяновой признаётся важность просветительской работы. Автором приводятся примеры тех форм активности, в которых усвоение социально-психологических знаний будет наиболее эффективно. Задачи психологического просвещения конкретизируются в соответствии с актуальными потребностями всех субъектов образовательного процесса.
Битянова выделяет три направления просветительской работы в условиях общеобразовательной школы:
просвещение учащихся;
просвещение родителей обучающихся;
просвещение педагогов.

Модель психологического сопровождения М.Р. Битяновой можно представить в виде.

Модель психологического сопровождения М.Р. Битяновой можно представить в виде схемы:

Согласно Положению, на базе образовательной организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы создается психолого-педагогический консилиум (далее – ППк), цель которого – способствовать созданию оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации учащихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

В состав ППк входят: председатель — заместитель руководителя организации, заместитель председателя (определенный из числа членов ППк при необходимости), педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, секретарь (определенный из числа членов ППк).

Общее руководство деятельностью ППк осуществляет руководитель образовательной организации.

Для принятия решения об организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, выявления трудностей в освоении ими образовательных программ, разработки рекомендаций, консультирования участников образовательных отношений, оказания обучающимся психолого-педагогической помощи каждым специалистом ППк проводится обследование обучающихся.

Обследование обучающихся осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательной организации с письменного согласия родителей (законных представителей). Обследование обучающихся специалистами ППк осуществляется бесплатно.

Процедура и продолжительность обследования определяются, исходя из возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого.

На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости).

Каждый специалист ППк по данным обследования составляет заключение и разрабатывают рекомендации.

Результаты обследования ребенка каждым специалистом обсуждаются на заседании ППк.

Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося.

По итогам обсуждения составляется коллегиальное заключение ППк, вырабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания, а до сведения педагогических работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, — не позднее трех рабочих дней после проведения заседания.

Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей).

В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим ФГОС.

Плановые заседания ППк проводятся для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Внеплановые — при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников образовательной организации; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.

Что могут включать рекомендации ППк?

Согласно Положению, рекомендации ППк по организации психолого- педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ могут включать:

при наличии рекомендаций ПМПК:

разработку адаптированной основной общеобразовательной программы, индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника) для обучающегося, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу, в том числе на период адаптации обучающегося / учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной основе, другие условия в рамках компетенции образовательной организации;

на основании медицинского заключения:

условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе: дополнительный выходной день; организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня / снижение двигательной нагрузки; предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств; снижение объема задаваемой на дом работы; предоставление услуг ассистента (помощника); другие условия в рамках компетенции образовательной организации;

для обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации:

проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся; разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося; другие условия в рамках компетенции образовательной организации.

Примечание

Согласно положению, специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся. Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется образовательной организацией самостоятельно.

Справочно

В толковом словаре С.И. Ожегова консилиум трактуется как совещание врачей для установления диагноза заболевания и определения способов лечения.

Психолого-педагогический консилиум — одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

Источник:

Читайте также: