Биология 5 класс параграф 18 краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Занятия конспектированием стали популярны при изучении начал дисциплин в средней школе. Особенно актуальна такая работа для предметов естественнонаучного цикла. Учителя нередко задают в классе задачи на составление краткой записи объяснения материала, а на дом - конспектирование параграфов учебника, информации из справочников, практикумов. Например, конспекты по биологии за 5 класс - одна из важнейших практик, взятых на вооружение педагогами многих школ, общеобразовательных и специализированных. Чем качественнее будет проведена работа, тем выше будет ее результат, и тем полезнее станет итог. А именно - ребенок научится выделять в материале главное, анализировать, систематизировать его, формулировать короткие и емкие, точные определения, быстро их фиксировать в понятном, удобном для дальнейшего использования формате.

Неоспоримая польза конспектирования уроков

Полезность, которую несут конспекты по биологии 5 класс, сложно переоценить. Среди основных преимуществ такой работы и ее результата:

  • формирование умения грамотной работы с информацией;
  • отработка навыков логического анализа, сравнения, систематизации данных;
  • желание и необходимость внимательного прочтения большого количества научных источников по дисциплине;
  • представление изученного в удобной для применения форме, чтобы впоследствии изучать, повторять по конспектам материал курса.

Для тех, кто увлечен наукой всерьез, можно предложить составлять краткие записи по темам не только того учебника, по которому предмет изучается в школе, но и по другим учебным пособиям, программам, УМК.

Основы грамотного составления конспектов

Сложностью для многих пятиклассников является сама работа по составлению краткой записи. Далеко не все умеют качественно работать с книгой или конспектировать лекцию за педагогом. Научиться грамотно формулировать конспекты по биологии 5 класс поможет обширная коллекция таких материалов, представленная на портале еуроки. Здесь собраны работы по всем программам и УМК, по которым предмет изучается в 5-м классе. Работая с этим источником, дети:

  • смогут увидеть и запомнить, как верно и четко, в рамках регламентов Стандартов образования, конспектировать сведения;
  • научатся работать с информационно-справочными источниками;
  • запомнят большой объем данных, поскольку в конспектах они представлены в максимально удобном для восприятия и памяти, наглядном и сжатом виде.

Чтобы конспектирование приносило максимальную пользу пятиклассникам, следует подходить к такой работе предельно внимательно. Например, уделять минимум час в день работе с источниками, не допускать долгих, сверх 15 дней, перерывов в ней, стремиться не просто воспользоваться готовым решением, но и запомнить его, впоследствии - самостоятельно воспроизвести конспект по той или иной теме, параграфу, разделу курса дисциплины за пятый класс.

Подробный решебник (ГДЗ) по Биологии за 5 (пятый) класс - готовый ответ параграф - 18. Авторы учебника: Плешаков, Сонин. Издательство: Дрофа 2018.

Похожие ГДЗ

Биология 5 класс Н.И. Сонин рабочая тетрадь (Живой организм)

ГДЗ Рабочая тетрадь биология 5 класс Н. И. Сонин

Биология 5 класс Кириленкова (Плешаков) тетрадь для оценки качества знаний (Живой организм)

ГДЗ Тетрадь для оценки качества знаний биология 5 класс Кириленкова В.Н.

Биология 5 класс Плешаков Введенский

ГДЗ учебник биология 5 класс Плешаков А.А.

Биология 5 класс Сысолятина (Плешаков) тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений

ГДЗ Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений биология 5 класс Сысолятина Н.Б.

В пятом классе школьники приступают к изучению курса биологии. Темы этого года обучения преимущественно посвящены разделу ботаники – царству растений. А также внимание уделено изучению строения бактерий и её роли в жизни человека. Это интересный материал, но обилие новой информации вызывает у юных подростков затруднения в учебном процессе.

Систематизировать полученные на уроке знания поможет ГДЗ к учебнику по биологии для 5 класса В. В. Пасечника. В пособии даны правильные ответы ко всем заданиям книги – вопросам и упражнениям. Вся информация представлена в структурированном и детализированном виде, поэтому сборник пригодится каждому учащемуся. Решебник рекомендован для самостоятельной проверки выполненных заданий учениками, а также для подготовки домашней работы под контролем родителей.

Водоросли — самые древние растения на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и в других местах с повышенной влажностью.

Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Водоросли относятся к низшим растениям, они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Водоросли размножаются бесполым путём (простым делением клеток или спорами) и половым путём.

Несмотря на сравнительно простое строение, различные группы водорослей имеют свои особенности и происходят от различных предков.

Одноклеточные водоросли. Зелёные водоросли обитают в солёной и пресной воде, на суше, на поверхности деревьев, камней или зданий, в сырых, затенённых местах. Виды, живущие вне воды, в период засухи находятся в состоянии покоя. Простейшие зелёные водоросли — одноклеточные (рис. 58).

Одноклеточные водоросли

Рис. 58. Одноклеточные водоросли

Хламидомонада и хлорелла

Рис. 59. Хламидомонада и хлорелла

Ещё одна одноклеточная зелёная водоросль — хлорелла — широко распространена в пресных водоёмах и на влажных почвах (см. рис. 59). Её мелкие шаровидные клетки видны только с помощью микроскопа. Снаружи клетка хлореллы покрыта оболочкой, под которой находится цитоплазма с ядром, а в цитоплазме — зелёный хроматофор.

Строение зелёных одноклеточных водорослей

Вы, наверное, обращали внимание на зелёные налеты в нижней части деревьев, на заборах и т. п. Их образуют приспособившиеся к наземной жизни различные одноклеточные зелёные водоросли (рис. 60). Под микроскопом видны одиночные клетки или группы клеток зелёных водорослей. Единственный источник влаги для этих водорослей — атмосферные осадки (дожди и роса). При недостатке воды или при низких температурах плеврококк и другие наземные водоросли могут проводить часть жизни в состоянии покоя.

Зелёные водоросли на стволе дерева

Рис. 60. Зелёные водоросли на стволе дерева

Многоклеточные зелёные водоросли. У многоклеточных представителей зелёных водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. В проточных водоёмах часто можно заметить ярко-зелёные скопления шелковистых нитей, прикреплённых к подводным камням и корягам. Это многоклеточная нитчатая зелёная водоросль улотрикс (рис. 61). Его нити состоят из ряда коротких клеток. В цитоплазме каждой из них расположены ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца. Клетки делятся, и нить растёт.

Многоклеточные зелёные водоросли

Рис. 61. Многоклеточные зелёные водоросли

В стоячих и медленно текущих водах часто плавают или оседают на дно скользкие ярко-зелёные комки. Они похожи на вату и образованы скоплениями нитчатой водоросли спирогиры (см. рис. 61). Вытянутые цилиндрические клетки спирогиры покрыты слизью. Внутри клеток — хроматофоры в виде спирально закрученных лент.

Многоклеточные зелёные водоросли живут также в водах морей и океанов. Примером таких водорослей может служить ульва, или морской салат, длиной около 30 см и толщиной всего две клетки (см. рис. 61).

Наиболее сложное строение в этой группе растений имеют харовые водоросли, обитающие в пресноводных водоёмах. Эти многочисленные зелёные водоросли по внешнему виду напоминают хвощи. Харовую водоросль нителлу, или блестянку гибкую, часто выращивают в аквариумах (см. рис. 61).

Бурые водоросли. Бурые водоросли в основном морские растения. Общий внешний признак этих водорослей — желтовато-бурая окраска слоевищ.

Бурые водоросли — многоклеточные растения. Их длина колеблется от микроскопической до гигантской (несколько десятков метров). Слоевища этих водорослей могут быть нитевидными, шаровидными, пластинчатыми, кустообразными. Иногда они содержат воздушные пузыри, удерживающие растение в воде в вертикальном положении. К грунту бурые водоросли прикрепляются ризоидами или дисковидно разросшимся основанием слоевища.

У некоторых бурых водорослей появляются группы клеток, которые можно назвать тканями.

В наших дальневосточных морях и морях Северного Ледовитого океана растёт крупная бурая водоросль ламинария, или морская капуста (рис. 62). В прибрежной полосе Чёрного моря часто встречается бурая водоросль цистозейра (см. рис. 62).

Бурые водоросли

Рис. 62. Бурые водоросли

Красные водоросли. Красные водоросли, или багрянки, — в основном многоклеточные морские растения (рис. 63). Лишь некоторые виды багрянок встречаются в пресных водоёмах. Очень немногие из красных водорослей одноклеточные.

Красные водоросли

Рис. 63. Красные водоросли

Размеры багрянок обычно колеблются от нескольких сантиметров до метра в длину. Но среди них есть и микроскопические формы. В клетках красных водорослей, кроме хлорофилла, содержатся красные и синие пигменты. В зависимости от их сочетания окраска багрянок меняется от ярко-красной до голубовато-зелёной и жёлтой.

Внешне красные водоросли весьма разнообразны: нитевидные, цилиндрические, пластинчатые и кораллопо-добные, в разной мере рассечённые и разветвлённые. Часто они очень красивы и причудливы.

В море красные водоросли встречаются повсеместно в самых разных условиях. Обычно они прикрепляются к скалам, валунам, искусственным сооружениям, а иногда и к другим водорослям. Благодаря тому что красные пигменты способны улавливать даже очень небольшое количество света, багрянки могут расти на значительных глубинах. Их можно встретить даже на глубине 100—200 м. В морях нашей страны широко распространены филлофора, порфира и др.

Значение водорослей в природе и жизни человека. Водорослями питаются рыбы и другие водные животные. Водоросли поглощают из воды углекислый газ и, как все зелёные растения, выделяют кислород, которым дышат живые организмы, обитающие в воде. Водоросли вырабатывают огромное количество кислорода, который не только растворяется в воде, но и выделяется в атмосферу.

Человек использует морские водоросли в химической промышленности (рис. 64). Из них получают йод, калийные соли, целлюлозу, спирт, уксусную кислоту и другие продукты. Водоросли используют как удобрения и употребляют на корм скоту. Из некоторых видов красных водорослей добывают студенистое вещество агар-агар, необходимое в кондитерской, хлебопекарной, бумажной и текстильной промышленности. На агар-агаре выращивают микроорганизмы для использования их в лабораторных исследованиях.

Значение и использование водорослей

Рис. 64. Значение и использование водорослей

Во многих странах водоросли используют для приготовления разнообразных блюд. Они очень полезны, так как содержат много углеводов, витаминов, богаты иодом.

Особенно часто употребляют в пищу ламинарию (морскую капусту), ульву (морской салат), порфиру и др.

Хламидомонаду, хлореллу и другие одноклеточные зелёные водоросли применяют при биологической очистке сточных вод.

Чрезмерное размножение водорослей, например в оросительных каналах или рыборазводных прудах, может принести вред. Поэтому каналы и водоёмы приходится периодически очищать от этих растений.

Наличие водорослей — необходимое условие для нормальной жизни водоёмов. Если в них сбрасывают нечистоты, химические отходы, металлический лом, гниющую древесину и другие материалы, то это неизбежно ведёт к гибели водорослей, других растений и животных, появлению мёртвых и заражённых водоёмов.

Новые понятия

Водоросли. Хроматофор. Ризоиды. Хламидомонада. Хлорелла. Ламинария

Вопросы

  1. Почему водоросли относят к низшим растениям?
  2. Где обитают зелёные одноклеточные водоросли?
  3. Какое строение имеет хламидомонада?
  4. Где обитают и какое строение имеют зелёные многоклеточные водоросли?
  5. Где обитают и какое строение имеют бурые водоросли?
  6. Где обитают и какое строение имеют красные водоросли?
  7. Что такое слоевище?
  8. Что такое хроматофор?
  9. Что такое ризоиды? Почему их нельзя называть корнями?
  10. Какое значение имеют водоросли в природе?
  11. Как человек использует водоросли?

Подумайте

Почему даже у многоклеточных водорослей, имеющих большие размеры, отсутствует сосудистая система?

Задания для любознательных

Осторожно снимите зелёный налёт с коры нескольких деревьев. Приготовьте микропрепараты и изучите их под микроскопом. Рассмотрите клетки водорослей, образующих зелёный налёт. Постарайтесь установить, одним или несколькими видами водорослей он образован.

Читайте также: