Бессоюзные сложные предложения в школе

Обновлено: 02.07.2024

Приведем при­ме­ры бес­со­юз­ных слож­ных пред­ло­же­ний с раз­ны­ми зна­ка­ми пре­пи­на­ния из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной литературы.

В бес­со­юз­ных слож­ных пред­ло­же­ни­ях меж­ду их частя­ми скла­ды­ва­ют­ся раз­лич­ные смыс­ло­вые отно­ше­ния, в зави­си­мо­сти от кото­рых меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми ста­вят­ся сле­ду­ю­щие зна­ки пре­пи­на­ния:

  • запя­тая;
  • точ­ка с запятой;
  • тире;
  • двое­то­чие.

Запятые в бессоюзных предложениях

Запятая ста­вит­ся меж­ду частя­ми бес­со­юз­но­го слож­но­го пред­ло­же­ния, если дей­ствие в про­стых пред­ло­же­ни­ях раз­во­ра­чи­ва­ет­ся одно­вре­мен­но или после­до­ва­тель­но. В слож­ном пред­ло­же­нии исполь­зу­ет­ся инто­на­ция перечисления.

Равномерное дви­же­ние лод­ки было нару­ше­но, направ­ле­ние уте­ря­но (А. Толстой).

Солнце сади­лось, ветер все креп­чал, закат раз­го­рал­ся пур­пу­ром (В. Короленко).

А в июль­ские дни начи­на­ет ходить по полям без­звуч­ные зар­ни­цы, вспы­хи­ва­ет и гас­нет над поспе­ва­ю­щи­ми хле­ба­ми розо­ва­тое яркое пла­мя (Ю. Грибов).

Зеленые дорож­ки в лесу все как буд­то курят­ся, туман вез­де под­ни­ма­ет­ся, вода пузырь­ка­ми садит­ся на листья, на хво­ин­ки ёлок, на пау­тин­ные сети, на теле­граф­ную про­во­ло­ку (М. Пришвин).

Леса задум­чи­во вспы­хи­ва­ют золо­том, изу­мруд­но игра­ют ози­ми на лег­ких осен­них мороз­цах (Ю. Грибов).

Тихи пру­ды, холод и мрак вод их угрю­мо заклю­чен в тёмно-зелёные сте­ны садов (Н. Гоголь).

Непрерывно тре­ща­ли куз­не­чи­ки, пели пере­пе­ла, вда­ли где-то лени­во посви­сты­ва­ли соло­вьи (А. Чехов).

Сыро, густо, тени­сто, сад запу­щен (Т. Толстая).

Точка с запятой в бессоюзных предложениях

В слож­ном бес­со­юз­ном пред­ло­же­нии точ­ка с запя­той ста­вит­ся меж­ду про­сты­ми ослож­нен­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми, име­ю­щи­ми внут­ри свои зна­ки пре­пи­на­ния в виде запятых.

Тень и тиши­на. Статные оси­ны высо­ко лепе­чут над вами; длин­ные, вися­чие вет­ки берез едва шеве­лят­ся; могу­чий дуб сто­ит, как боец, под­ле кра­си­вой липы (И. Тургенев).

По реке кру­жи­лись снеж­ные вих­ри; они зарож­да­лись неожи­дан­но, слов­но сго­во­рив­шись, бежа­ли в одну сто­ро­ну и так же неожи­дан­но про­па­да­ли (В. Арсеньев).

Сквозь обна­жён­ные, бурые сучья дере­вьев мир­но беле­ет непо­движ­ное небо; тон­кий туман сто­ит вда­ли над жёл­ты­ми поля­ми (И. Тургенев).

Сквозь про­шло­год­нюю бурую лист­ву кое-где рас­тут высо­кие тра­вы; гри­бы сто­ят отдель­но под сво­и­ми шляп­ка­ми (И. Тургенев).

Сырая зем­ля упру­га под нога­ми; высо­кие сухие былин­ки не шеве­лят­ся; длин­ные нити бле­стят на поблед­нев­шей тра­ве (И. Тургенев).

Тире в бессоюзных предложениях

Тире ста­вит­ся меж­ду частя­ми бес­со­юз­но­го пред­ло­же­ни­я­ми, если меж­ду ними име­ет­ся зна­че­ние сопо­став­ле­ния (про­ти­во­по­став­ле­ния), след­ствия, срав­не­ния, усло­вия или вре­ме­ни совер­ше­ния действия.

Резкий воз­дух омыл лицо холод­ной водой — сон сра­зу про­пал (К. Паустовский).

В чистом поле идёшь — вете­рок встре­ча­ет и лицо обве­ва­ет (И. Никитин).

Сажаешь косо­го в рюк­зак — орет и ста­ра­ет­ся уку­сить. Опустишь на зем­лю — рюк­зак начи­на­ет беше­но пры­гать (В. Песков).

Смелые побеж­да­ют — трус­ли­вые поги­ба­ют (посло­ви­ца).

Шестнадцать лет слу­жу — тако­го со мной не было (Л. Толстой).

С миру по нит­ке — голо­му руба­ха (посло­ви­ца).

В пол­день прой­ти по мёрт­вой ули­це — чело­ве­ка не встре­тишь (М. Шолохов).

Это ёж — его голы­ми рука­ми не возь­мёшь (пого­вор­ка).

Он гово­рил — ему поко­ря­лись (И. Тургенев).

Летом про­ле­жишь — зимой с сумой побе­жишь (посло­ви­ца).

Не при­ло­жишь души — ника­кое дело не заиг­ра­ет (И. Васильев).

Пришла беда — отво­ряй воро­та (посло­ви­ца).

Двоеточие в бессоюзных предложениях

Так было и в этом году: осень сто­я­ла холод­ная, голая зем­ля про­мерз­ла и была твер­дая, как камень (Г. Скребицкий).

Вижу: что-то мельк­ну­ло в про­све­те, потом еще и еще. Белка! (Г. Федосеев).

Летом в лесах сред­ней поло­сы сне­ги­рей не уви­дишь: гнез­дят­ся они в лесах север­ных (В Песков).

Поднимешь гла­за вверх: бел­ки вид­ны сре­ди вет­вей (К. Паустовский).

Ремонт был бы гибе­лью для дома: нель­зя тор­мо­шить ста­рые, заду­бе­лые кости (В. Белов).

Однако пло­хо, если он [снег] будет сыпать всю ночь до утра. Тогда в лес хоть не ходи: ведь боль­шин­ство зве­рей днем спит, а ночью бро­дит в поис­ках пищи (Г. Скребицкий).

Форма и содер­жа­ние есть два изме­ре­ния вещей искус­ства: фор­ма — изме­ре­ние внеш­не­го, поверх­но­сти, содер­жа­ние — изме­ре­ние в глу­би­ну (М. Пришвин).

Я сра­зу понял: мед­ведь добы­ва­ет мёд (В. Арсеньев).

Человек само­влюб­лен­ный — это нечто сред­нее меж­ду глуп­цом и наха­лом: в нем есть кое-что от того и дру­го­го (Ж. Лабрюйер).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовка к ОГЭЗадание №5. Орфографический анализ I. Укажите варианты ответо.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовка к ОГЭЗадание №5. Орфографический анализ I. Укажите варианты ответо.

Подготовка к ОГЭОтвет 123

Подготовка к ОГЭ
Ответ
123

Подготовка к ОГЭПравописание Ы и И после приставок Для того чтобы безошибочно.

Подготовка к ОГЭ
Правописание Ы и И после приставок
Для того чтобы безошибочно писать гласные Ы и И после приставок, необходимо запомнить, что после русских приставок, оканчивающихся на согласную, в корнях пишется не И, а Ы в соответствии с произношением. Например: ПОДЫТОЖИТЬ, ПРЕДЫДУЩИЙ.
Это правило не распространяется:
на слова с иностранными приставками ДЕЗ-, СУБ-, КОНТР-, ТРАНС-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР- и др.(СУПЕРИГРА, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ);
на слова с русскими приставками МЕЖ- и СВЕРХ- (МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ);
на сложносокращенные слова (СПОРТИНВЕНТАРЬ);
а также на слово-исключение ВЗИМАТЬ, в котором после приставки ВЗ- произносится звук [и].

Определить вид предложений. 1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно.

Определить вид предложений. 1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно.

1.На какие группы делятся сложные предложения? 2.Из чего состоят все сложные.

1.На какие группы делятся сложные предложения?
2.Из чего состоят все сложные предложения?
3.При помощи чего соединяются в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения?

1. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года Синея блещут небеса (.

1. Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года
Синея блещут небеса (А.С. Пушкин)
2. Наступила весна стало тепло.
3. Мрачно было дождь капал ветер выл.
4. Тьма свету не любит- злой доброго не терпит.

1. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года, Синея, блещут небеса.

1. Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года,
Синея, блещут небеса (А.С. Пушкин)
2. Наступила весна, стало тепло.
3. Мрачно было: дождь капал, ветер выл.
4. Тьма свету не любит- злой доброго не терпит.

 Понятие о БСП (бессоюзном сложном предложении) Знаки препинания в БСП

Понятие о БСП
(бессоюзном сложном предложении)
Знаки препинания в БСП

Цели: 1. Понятие о бессоюзном сложном предложении 2. Познакомиться с особен.

Цели:
1. Понятие о бессоюзном сложном предложении
2. Познакомиться с особенностями БСП 3. Формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями СП
4. Использовать различные синонимические конструкции
5. Правильно расставлять знаки препинания в БСП

Бессоюзные сложные предложенияБессоюзное сложное предложение – это предложени.

Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

Знаки препинания в БСП. Значение.Перечисление Причина Пояснение Дополне.

Знаки препинания в БСП. Значение.
Перечисление

Противопоставление
Вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар восходит от земли. [], []

Пробираться сквозь чащу было трудно: колючие кусты разрослись очень густо. []:[]

Мой труд совершенно особый: он хочет науку приблизить к искусству, художественному произведению… []:[]

Но ведь известно: с годами трудно дружбу начинать. []:[]
Раз солгал - на век лгуном стал. (Пословица) []-[]
Увидел грача - весну встречай. (Пословица) []-[]

Лето припасает - зима поедает. (Пословица)
[]-[]

1. Вдруг потемнело набежала на солнце туча. 2. Утро было чудесным умытый лес.

1. Вдруг потемнело набежала на солнце туча.
2. Утро было чудесным умытый лес улыбался птицы щебетали.
3. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
4. Луна сияла ночь была тиха
5. Лето припасает зима поедает.
6.Кончил дело гуляй смело.
7. Посеешь ветер пожнешь бурю.

1. Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. (Причина) потому что []:[] 2. У.

1. Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. (Причина) потому что
[]:[]
2. Утро было чудесным: умытый лес улыбался, птицы щебетали. (Пояснение) а именно []:[], []
3. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (Причина пояснение дополнение) что []:[]
4. Луна сияла, ночь была тиха (Последовательность) и [], []
5. Лето припасает - зима поедает.
(Противопоставление) а []-[]
6.Кончил дело - гуляй смело. (Условие) тогда []-[]
7. Посеешь ветер - пожнешь бурю.
(Следствие) []-[]

Итог урока

Д.з. с.175-177 выписать правила, выписать примеры, составить к примерам схемы.

Д.з. с.175-177 выписать правила, выписать примеры, составить к примерам схемы.
Выписать БСП с различными знаками препинаниями из любого художественного произведения и составить к ним схемы ( 10 предложений)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 432 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Работа над интонацией при изучении бессоюзных сложных предложений в школе

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Работа над интонацией при изучении бессоюзных
сложных предложений в школе

Иванишкина Виктория Владиславовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа №568 Санкт-Петербурга

В БСП можно выделить такие характерные черты интонации:
1. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении: следует соблюдать правильную перечислительную интонацию. Перед точкой с запятой делать большую паузу, чем перед запятой.
Жжёт солнце/, слепить пыль/, жужжат оводы и мухи/, томит жажда//
Употребление запятой делает речь живой; более тесная связь между предложениями передаётся перечислительной интонацией.
Предложение с точкой запятой произносятся с понижением голоса к концу предложения и значительной паузой между предложениями; такие предложения читаются в замедленном темпе спокойным и несколько пониженным голосом.

2. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении: конец первой части произносится с неспокойным (предупредительным) понижением голоса, показывающим, что за той частью следует вторая. Между частями предложения следует делать паузу. На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум/: со станции шёл курьерский поезд//. (предупреждающая интонация).

При работе над интонацией в БСП возможны различные виды упражнений. на уроках синтаксиса для того, чтобы заострить внимание учащихся на интонацию и смысловые отношения частей БСП, методисты предлагают использовать тексты знаменитых писателей, для эффективного усвоения пунктуационных и интонационных навыков.

Обобщая наблюдения учащихся над текстами И.С Тургенева, учитель должен неоднократно подчеркнуть талантливость писателя, его глубокое знание природы, умение создать яркие пейзажи средствами языка.
Интонацию надо обязательно учитывать при изучении БСП в школе. Она помогает учащимся: установить смысловые отношения в БСП, правильно выбрать нужный пунктуационный знак, если это диктант, указать стилистические особенности текста художественного произведения.

Повторение по теме "Бессоюзное сложное предложение". Подготовка к ОГЭ.

ВложениеРазмер
БСП 97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Бессоюзное сложное предложение.

Продолжительность: 40 минут

Технологии : технология встречных усилий учителя и учащегося;

  • обобщение, систематизация и углубление знаний обучающихся о бессоюзном сложном предложении;
  • совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.
  • воспитание эстетического вкуса;
  • вызвать у обучающихся интерес к теме урока;
  • помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек;
  • воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  • развитие умения аргументировать, доказывать;
  • развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.

- Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.

С доброты человек начинается.

- Все ли слова вам знакомы и понятны?

- Запись эпиграфа в тетрадях.

- Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.

Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.

  1. Приставка в слове беспокойный (бес-)
  2. Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).
  3. Суффикс как в слове сонный (-Н-)
  4. Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа

Учитель: в результате у нас получилось слово?

Учитель: сформулируйте тему урока.

Учитель: сформулируйте свои, важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:

Учащиеся формулируют цели урока.

III этап. Контрольно-подготовительный

Соединить стрелками соответствие, проверяем через слайд №3

Вы должны были, братья, устоять, как стена.

Садков одинаково хорошо писал не только городские , но и сельские пейзажи.

Бессоюзное сложное предложение

Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня..

Предложение с однородными членами

Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.

Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.

Предложение с обращением

Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.

Учитель: что вы знаете по теме? (что я знаю?)

IV этап. Сотворчество .

Цель: поддержка активности, интереса учащихся, совместное решение задачи урока.

Учитель: обратимся к схеме:

Учитель: Я предлагаю вам просмотреть теоретический материал на ваших столах и отметить знакомую информацию +, незнакомую -, знаком ? информацию, нуждающуюся в дополнительных разъяснениях

( + материал слайда 4)

(приложение 1) Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно.

В русском языке представлены следующие типы бессоюзных предложений:

1. Между частями наблюдается смысловое равноправие , части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный:

Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин) .

Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка.

2. Части БСП неравноправны: вторая часть поясняет первую (или отдельные слова в ней) в каком-либо отношении, части соединены пояснительной интонацией, порядок следования частей фиксированный:

а) вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно ):

Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи .

б) вторая часть дополняет смысл первой (= что ):

Я выглянул в окно (и увидел): над лесом занимался рассвет.

в) вторая часть раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что ):

Я удивился: в двери торчала записка.

Как правило, в предложениях этого типа в первой части заключена основная часть высказывания, а вторая часть поясняет, дополняет содержание первой (является функциональным эквивалентом придаточного предложения).

3. Части БСП неравноправны и соединены особой контрастной интонацией (первая часть предложения характеризуется высоким тоном, вторая — резким понижением тона), порядок следования частей фиксированный:

а) в первой части содержится указание на условие или время совершения действия:

Тише едешь — дальше будешь.

Прихожу к колодцу — никого уже нет (М. Ю. Лермонтов).

В этом случае первая часть БСП является функциональным эквивалентом придаточного условия или времени, а вторая часть — аналогом главной части.

б) во второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий:

Не успел я моргнуть — мяч уже в воротах.

в) вторая часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части:

Молвит слово — соловей поет.

г) вторая часть содержит противопоставление:

Семь раз примерь — один раз отрежь.
Учитель :

-Что в тексте показалось вам понятным?

-Что оказалось новым, совсем непонятным?

-Что требует дополнительных разъяснений?

А теперь всю полученную информацию попробуйте занести в кластер, систематизировать её. Для этого помещаем изучаемое понятие в центр листа.(слайд 5)

Игровая пауза. Встаньте, кто определил, где БСП. (слайд №6)

Задание для первого уровня: выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему? Во время проверки начертите схемы предложений.

  1. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
  2. Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
  3. Желаешь себе добра – не делай зла другому.
  4. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
  5. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.

Задание для второго уровня : выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

  1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
  2. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
  3. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
  4. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
  5. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
  6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
  7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
  8. Доброта – качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
  9. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

Задание для третьего уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

  1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.
  2. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
  3. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
  4. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.
  5. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
  6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
  7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
  8. Доброта ( ) качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
  9. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.
  1. Проверка самостоятельной работы.
  1. (У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена). (это сложносочиненное предложение)
  1. 1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле . [ ]: [дополнение]. (вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое – знаем)
  2. 2. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [ ]: [пояснение]. ( вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз, а именно)
  3. 3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [ ]: [причина]. ( второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)
  1. 1.Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
  2. [ ] - [сравнение].
  3. (вторая часть предложения содержит сравнение; можно проверить союзом словно или как)
  4. 2. .Желаешь себе добра – не делай зла другому. [условие] – [ ].
  5. (первая часть содержит условие)
  6. 3. Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки.
  7. [условие] – [ ].
  8. (в первой части указывается условие, о чем говорится во второй части; проверочный союз – если)
  9. 4. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. . [ ]: [противопоставление].
  10. (вторая часть предложения противопоставляется первой части; можно между частями вставить союз а)

V. Рефлексивный этап урока

  • Чему научились сегодня на уроке?
  • Какое задание было самым интересным для вас? Почему?
  • Какое задание показалось трудным и почему?
  • Чему вы учились, работая в паре?

По итогам урока составьте синквейн о БСП. (Синквейн, пятистишие, по содержанию отвечающее теме). Поскольку синквейн –творческое задание, можно излишне не канонизировать его форму.

  • Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?
  • Достигли ли вы их?

VII. Определение домашнего задания.

Чтоб упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

Варьирую задание на дом по уровням. Первый уровень, обязательный, - то, что должны знать все члены учебной группы. Домашнее задание второго уровня (понятийного) выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет. Всем: 1. Выучить правило на стр.94-95, упр. 72 р\т.

VIII. Выставление оценок.

Данный урок проведён в 9 классе.

  • Образовательные:
  • обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.
  • совершенствование умения находить БСП в тексте
  • Развивающие:
  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  • развитие умения аргументировать, доказывать;
  • развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
  • правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
  • Воспитательные:
  • формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;
  • активизирование познавательной деятельности учащихся;
  • обеспечивание благоприятной психологической обстановки.

Методы : диалогический, коллективный, самостоятельный.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация MS Power Point , карточки.

Что такое обучение? Это – процесс познания окружающего мира, это направляемый педагогом и самим учеником путь преодоления незнания, а преодоление требует определенных усилий. Без усилий - эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения – невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика. Субъект – это тот, кто активно, сознательно включается в деятельность, несет ответственность за ее процесс и результат. Если формирующаяся личность окажется неподготовленной к необходимости прилагать усилия в той или иной деятельности, то вряд ли в будущем этот человек сможет достигнуть успеха.

Следовательно, ученик изначально должен быть поставлен в такие условия, чтобы прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог тоже должен не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и делать шаг навстречу в умении строить отношения со своими учениками. В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий педагога и ученика.

Урок, построенный на технологии встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, “вызов”, “сотворчество” и рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности.

Компьютерная презентация способствует системному освоению темы, поэтому уместно применение ИКтехнологии на уроке. Презентация используется на всех этапах урока.

Читайте также: