Бессоюзные сложные предложения в школе
Обновлено: 02.07.2024
Приведем примеры бессоюзных сложных предложений с разными знаками препинания из произведений художественной литературы.
В бессоюзных сложных предложениях между их частями складываются различные смысловые отношения, в зависимости от которых между простыми предложениями ставятся следующие знаки препинания:
- запятая;
- точка с запятой;
- тире;
- двоеточие.
Запятые в бессоюзных предложениях
Запятая ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если действие в простых предложениях разворачивается одновременно или последовательно. В сложном предложении используется интонация перечисления.
Равномерное движение лодки было нарушено, направление утеряно (А. Толстой).
Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разгорался пурпуром (В. Короленко).
А в июльские дни начинает ходить по полям беззвучные зарницы, вспыхивает и гаснет над поспевающими хлебами розоватое яркое пламя (Ю. Грибов).
Зеленые дорожки в лесу все как будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки ёлок, на паутинные сети, на телеграфную проволоку (М. Пришвин).
Леса задумчиво вспыхивают золотом, изумрудно играют озими на легких осенних морозцах (Ю. Грибов).
Тихи пруды, холод и мрак вод их угрюмо заключен в тёмно-зелёные стены садов (Н. Гоголь).
Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, вдали где-то лениво посвистывали соловьи (А. Чехов).
Сыро, густо, тенисто, сад запущен (Т. Толстая).
Точка с запятой в бессоюзных предложениях
В сложном бессоюзном предложении точка с запятой ставится между простыми осложненными предложениями, имеющими внутри свои знаки препинания в виде запятых.
Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы (И. Тургенев).
По реке кружились снежные вихри; они зарождались неожиданно, словно сговорившись, бежали в одну сторону и так же неожиданно пропадали (В. Арсеньев).
Сквозь обнажённые, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями (И. Тургенев).
Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками (И. Тургенев).
Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве (И. Тургенев).
Тире в бессоюзных предложениях
Тире ставится между частями бессоюзного предложениями, если между ними имеется значение сопоставления (противопоставления), следствия, сравнения, условия или времени совершения действия.
Резкий воздух омыл лицо холодной водой — сон сразу пропал (К. Паустовский).
В чистом поле идёшь — ветерок встречает и лицо обвевает (И. Никитин).
Сажаешь косого в рюкзак — орет и старается укусить. Опустишь на землю — рюкзак начинает бешено прыгать (В. Песков).
Смелые побеждают — трусливые погибают (пословица).
Шестнадцать лет служу — такого со мной не было (Л. Толстой).
С миру по нитке — голому рубаха (пословица).
В полдень пройти по мёртвой улице — человека не встретишь (М. Шолохов).
Это ёж — его голыми руками не возьмёшь (поговорка).
Он говорил — ему покорялись (И. Тургенев).
Летом пролежишь — зимой с сумой побежишь (пословица).
Не приложишь души — никакое дело не заиграет (И. Васильев).
Пришла беда — отворяй ворота (пословица).
Двоеточие в бессоюзных предложениях
Так было и в этом году: осень стояла холодная, голая земля промерзла и была твердая, как камень (Г. Скребицкий).
Вижу: что-то мелькнуло в просвете, потом еще и еще. Белка! (Г. Федосеев).
Летом в лесах средней полосы снегирей не увидишь: гнездятся они в лесах северных (В Песков).
Поднимешь глаза вверх: белки видны среди ветвей (К. Паустовский).
Ремонт был бы гибелью для дома: нельзя тормошить старые, задубелые кости (В. Белов).
Однако плохо, если он [снег] будет сыпать всю ночь до утра. Тогда в лес хоть не ходи: ведь большинство зверей днем спит, а ночью бродит в поисках пищи (Г. Скребицкий).
Форма и содержание есть два измерения вещей искусства: форма — измерение внешнего, поверхности, содержание — измерение в глубину (М. Пришвин).
Я сразу понял: медведь добывает мёд (В. Арсеньев).
Человек самовлюбленный — это нечто среднее между глупцом и нахалом: в нем есть кое-что от того и другого (Ж. Лабрюйер).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Подготовка к ОГЭ
Ответ
123
Подготовка к ОГЭ
Правописание Ы и И после приставок
Для того чтобы безошибочно писать гласные Ы и И после приставок, необходимо запомнить, что после русских приставок, оканчивающихся на согласную, в корнях пишется не И, а Ы в соответствии с произношением. Например: ПОДЫТОЖИТЬ, ПРЕДЫДУЩИЙ.
Это правило не распространяется:
на слова с иностранными приставками ДЕЗ-, СУБ-, КОНТР-, ТРАНС-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР- и др.(СУПЕРИГРА, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ);
на слова с русскими приставками МЕЖ- и СВЕРХ- (МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ);
на сложносокращенные слова (СПОРТИНВЕНТАРЬ);
а также на слово-исключение ВЗИМАТЬ, в котором после приставки ВЗ- произносится звук [и].
1.На какие группы делятся сложные предложения?
2.Из чего состоят все сложные предложения?
3.При помощи чего соединяются в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения?
1. Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года
Синея блещут небеса (А.С. Пушкин)
2. Наступила весна стало тепло.
3. Мрачно было дождь капал ветер выл.
4. Тьма свету не любит- злой доброго не терпит.
1. Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года,
Синея, блещут небеса (А.С. Пушкин)
2. Наступила весна, стало тепло.
3. Мрачно было: дождь капал, ветер выл.
4. Тьма свету не любит- злой доброго не терпит.
Понятие о БСП
(бессоюзном сложном предложении)
Знаки препинания в БСП
Цели:
1. Понятие о бессоюзном сложном предложении
2. Познакомиться с особенностями БСП 3. Формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями СП
4. Использовать различные синонимические конструкции
5. Правильно расставлять знаки препинания в БСП
Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.
Знаки препинания в БСП. Значение.
Перечисление
Противопоставление
Вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар восходит от земли. [], []
Пробираться сквозь чащу было трудно: колючие кусты разрослись очень густо. []:[]
Мой труд совершенно особый: он хочет науку приблизить к искусству, художественному произведению… []:[]
Но ведь известно: с годами трудно дружбу начинать. []:[]
Раз солгал - на век лгуном стал. (Пословица) []-[]
Увидел грача - весну встречай. (Пословица) []-[]
Лето припасает - зима поедает. (Пословица)
[]-[]
1. Вдруг потемнело набежала на солнце туча.
2. Утро было чудесным умытый лес улыбался птицы щебетали.
3. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
4. Луна сияла ночь была тиха
5. Лето припасает зима поедает.
6.Кончил дело гуляй смело.
7. Посеешь ветер пожнешь бурю.
1. Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. (Причина) потому что
[]:[]
2. Утро было чудесным: умытый лес улыбался, птицы щебетали. (Пояснение) а именно []:[], []
3. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (Причина пояснение дополнение) что []:[]
4. Луна сияла, ночь была тиха (Последовательность) и [], []
5. Лето припасает - зима поедает.
(Противопоставление) а []-[]
6.Кончил дело - гуляй смело. (Условие) тогда []-[]
7. Посеешь ветер - пожнешь бурю.
(Следствие) []-[]
Д.з. с.175-177 выписать правила, выписать примеры, составить к примерам схемы.
Выписать БСП с различными знаками препинаниями из любого художественного произведения и составить к ним схемы ( 10 предложений)
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 590 432 материала в базе
Материал подходит для УМК
§ 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Работа над интонацией при изучении бессоюзных сложных предложений в школе
Работа над интонацией при изучении бессоюзных
сложных предложений в школе
Иванишкина Виктория Владиславовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа №568 Санкт-Петербурга
В БСП можно выделить такие характерные черты интонации:
1. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении: следует соблюдать правильную перечислительную интонацию. Перед точкой с запятой делать большую паузу, чем перед запятой.
Жжёт солнце/, слепить пыль/, жужжат оводы и мухи/, томит жажда//
Употребление запятой делает речь живой; более тесная связь между предложениями передаётся перечислительной интонацией.
Предложение с точкой запятой произносятся с понижением голоса к концу предложения и значительной паузой между предложениями; такие предложения читаются в замедленном темпе спокойным и несколько пониженным голосом.
2. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении: конец первой части произносится с неспокойным (предупредительным) понижением голоса, показывающим, что за той частью следует вторая. Между частями предложения следует делать паузу. На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум/: со станции шёл курьерский поезд//. (предупреждающая интонация).
При работе над интонацией в БСП возможны различные виды упражнений. на уроках синтаксиса для того, чтобы заострить внимание учащихся на интонацию и смысловые отношения частей БСП, методисты предлагают использовать тексты знаменитых писателей, для эффективного усвоения пунктуационных и интонационных навыков.
Обобщая наблюдения учащихся над текстами И.С Тургенева, учитель должен неоднократно подчеркнуть талантливость писателя, его глубокое знание природы, умение создать яркие пейзажи средствами языка.
Интонацию надо обязательно учитывать при изучении БСП в школе. Она помогает учащимся: установить смысловые отношения в БСП, правильно выбрать нужный пунктуационный знак, если это диктант, указать стилистические особенности текста художественного произведения.
Повторение по теме "Бессоюзное сложное предложение". Подготовка к ОГЭ.
Вложение | Размер |
---|---|
БСП | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Бессоюзное сложное предложение.
Продолжительность: 40 минут
Технологии : технология встречных усилий учителя и учащегося;
- обобщение, систематизация и углубление знаний обучающихся о бессоюзном сложном предложении;
- совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.
- воспитание эстетического вкуса;
- вызвать у обучающихся интерес к теме урока;
- помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек;
- воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
- развитие умения аргументировать, доказывать;
- развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.
- Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.
Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.
С доброты человек начинается.
- Все ли слова вам знакомы и понятны?
- Запись эпиграфа в тетрадях.
- Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.
Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.
- Приставка в слове беспокойный (бес-)
- Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).
- Суффикс как в слове сонный (-Н-)
- Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа
Учитель: в результате у нас получилось слово?
Учитель: сформулируйте тему урока.
Учитель: сформулируйте свои, важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:
Учащиеся формулируют цели урока.
III этап. Контрольно-подготовительный
Соединить стрелками соответствие, проверяем через слайд №3
Вы должны были, братья, устоять, как стена.
Садков одинаково хорошо писал не только городские , но и сельские пейзажи.
Бессоюзное сложное предложение
Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня..
Предложение с однородными членами
Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.
Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.
Предложение с обращением
Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.
Учитель: что вы знаете по теме? (что я знаю?)
IV этап. Сотворчество .
Цель: поддержка активности, интереса учащихся, совместное решение задачи урока.
Учитель: обратимся к схеме:
Учитель: Я предлагаю вам просмотреть теоретический материал на ваших столах и отметить знакомую информацию +, незнакомую -, знаком ? информацию, нуждающуюся в дополнительных разъяснениях
( + материал слайда 4)
(приложение 1) Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно.
В русском языке представлены следующие типы бессоюзных предложений:
1. Между частями наблюдается смысловое равноправие , части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный:
Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин) .
Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка.
2. Части БСП неравноправны: вторая часть поясняет первую (или отдельные слова в ней) в каком-либо отношении, части соединены пояснительной интонацией, порядок следования частей фиксированный:
а) вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно ):
Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи .
б) вторая часть дополняет смысл первой (= что ):
Я выглянул в окно (и увидел): над лесом занимался рассвет.
в) вторая часть раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что ):
Я удивился: в двери торчала записка.
Как правило, в предложениях этого типа в первой части заключена основная часть высказывания, а вторая часть поясняет, дополняет содержание первой (является функциональным эквивалентом придаточного предложения).
3. Части БСП неравноправны и соединены особой контрастной интонацией (первая часть предложения характеризуется высоким тоном, вторая — резким понижением тона), порядок следования частей фиксированный:
а) в первой части содержится указание на условие или время совершения действия:
Тише едешь — дальше будешь.
Прихожу к колодцу — никого уже нет (М. Ю. Лермонтов).
В этом случае первая часть БСП является функциональным эквивалентом придаточного условия или времени, а вторая часть — аналогом главной части.
б) во второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий:
Не успел я моргнуть — мяч уже в воротах.
в) вторая часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части:
Молвит слово — соловей поет.
г) вторая часть содержит противопоставление:
Семь раз примерь — один раз отрежь.
Учитель :
-Что в тексте показалось вам понятным?
-Что оказалось новым, совсем непонятным?
-Что требует дополнительных разъяснений?
А теперь всю полученную информацию попробуйте занести в кластер, систематизировать её. Для этого помещаем изучаемое понятие в центр листа.(слайд 5)
Игровая пауза. Встаньте, кто определил, где БСП. (слайд №6)
Задание для первого уровня: выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему? Во время проверки начертите схемы предложений.
- Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
- Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
- Желаешь себе добра – не делай зла другому.
- Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
- У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.
Задание для второго уровня : выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
- Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
- Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
- Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
- Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
- У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
- Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
- Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
- Доброта – качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
- Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.
Задание для третьего уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
- Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.
- Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
- Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
- Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.
- У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
- Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
- Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
- Доброта ( ) качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
- Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.
- Проверка самостоятельной работы.
- (У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена). (это сложносочиненное предложение)
- 1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле . [ ]: [дополнение]. (вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое – знаем)
- 2. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [ ]: [пояснение]. ( вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз, а именно)
- 3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [ ]: [причина]. ( второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)
- 1.Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
- [ ] - [сравнение].
- (вторая часть предложения содержит сравнение; можно проверить союзом словно или как)
- 2. .Желаешь себе добра – не делай зла другому. [условие] – [ ].
- (первая часть содержит условие)
- 3. Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки.
- [условие] – [ ].
- (в первой части указывается условие, о чем говорится во второй части; проверочный союз – если)
- 4. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. . [ ]: [противопоставление].
- (вторая часть предложения противопоставляется первой части; можно между частями вставить союз а)
V. Рефлексивный этап урока
- Чему научились сегодня на уроке?
- Какое задание было самым интересным для вас? Почему?
- Какое задание показалось трудным и почему?
- Чему вы учились, работая в паре?
По итогам урока составьте синквейн о БСП. (Синквейн, пятистишие, по содержанию отвечающее теме). Поскольку синквейн –творческое задание, можно излишне не канонизировать его форму.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?
- Достигли ли вы их?
VII. Определение домашнего задания.
Чтоб упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание.
Варьирую задание на дом по уровням. Первый уровень, обязательный, - то, что должны знать все члены учебной группы. Домашнее задание второго уровня (понятийного) выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет. Всем: 1. Выучить правило на стр.94-95, упр. 72 р\т.
VIII. Выставление оценок.
Данный урок проведён в 9 классе.
- Образовательные:
- обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.
- совершенствование умения находить БСП в тексте
- Развивающие:
- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
- развитие умения аргументировать, доказывать;
- развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
- правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
- Воспитательные:
- формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;
- активизирование познавательной деятельности учащихся;
- обеспечивание благоприятной психологической обстановки.
Методы : диалогический, коллективный, самостоятельный.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация MS Power Point , карточки.
Что такое обучение? Это – процесс познания окружающего мира, это направляемый педагогом и самим учеником путь преодоления незнания, а преодоление требует определенных усилий. Без усилий - эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения – невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика. Субъект – это тот, кто активно, сознательно включается в деятельность, несет ответственность за ее процесс и результат. Если формирующаяся личность окажется неподготовленной к необходимости прилагать усилия в той или иной деятельности, то вряд ли в будущем этот человек сможет достигнуть успеха.
Следовательно, ученик изначально должен быть поставлен в такие условия, чтобы прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог тоже должен не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и делать шаг навстречу в умении строить отношения со своими учениками. В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий педагога и ученика.
Урок, построенный на технологии встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, “вызов”, “сотворчество” и рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности.
Компьютерная презентация способствует системному освоению темы, поэтому уместно применение ИКтехнологии на уроке. Презентация используется на всех этапах урока.
Читайте также: