Беслан теракт в школе рисунки

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конкурс детских рисунков на асфальте 4-7 кл

Гайдукова О.В., педагог

ГКОУ «Специальная (коррекционная)

Цель : Показать детям необходимость и важность мирной жизни, через художественное творчество

Образовательные: научить детей отгадывать загадки; научить детей использовать в своей работе цветные мелки; закрепить у детей знание цветов.

Воспитывающие: воспитывать у детей понимание важности мирной жизни; воспитывать у детей умения работать в коллективе, сотрудничать.

Развивающие: развивать у детей художественный вкус, воображение и кругозор; развивать мелкую моторику рук.

Ход мероприятия:

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем мы играть!

Начинаем мы играть,

И конечно рисовать.

Организует детей в большой круг, проводит ритуал приветствия.

Это правая рука, Это левая рука. (по очереди поднять руку вверх)

Раз рука, два рука, (по очереди руки отводятся в стороны, дети берутся за руки образуя круг)

С добрым утром детвора! (покачивание рук вперед назад)

У меня есть карандаш, разноцветная гуашь.

И бумаги плотной лист.

А еще мольберт, треножник,

Потому что я … ХУДОЖНИК.

Давайте я вам подскажу, но для этого вам нужно отгадать мои загадки. Готовы?

1. Он бывает очень острым

И рисует ярко , пестро.

Грифелёк со всех сторон

Это друг надежный ваш

И художник -. (карандаш)

2. Нарисует он картину

И раскрасит Буратино,

Он напишет объявленье

Рисовать плакаты мастер

Яркий тоненький. (фломастер)

3. Познакомимся : я - краска,

В круглой баночке сижу.

Вам раскрашу я раскраску,

А еще - картинки к сказке

Ярче я, чем карандаш,

Очень сочная. (гуашь)

4. Волоски пушистой белки

Окуну слегка в гуашь я.

Все картинки и поделки

Очень ярко я раскрашу.

Нарисую солнце , листья

Мягкой шелковистой. (кистью)

5. На асфальте детвора

Нарисует нам с утра

Солнце, облако, машину,

Птичку, рыбку, Буратино,

Домик, бабочку, цветок.

Рисовать помог. (мелок)

Какие вы молодцы! Отгадали все загадки. Давайте возьмем цветные мелки и нарисуем рисунки нашим погибшим сверстникам - м аленьким жителям Беслана , чьи имена навсегда останутся в памяти человечества .

Рисунки на асфальте

Ведущий : Ребята, сегодня мы с вами вспомнили историю Б есланской трагедии , а закончить нашу акцию я хочу стихотворением Ольг и Богомолов ой:

Кусочек неба в маленькой ладошке,

Надежда на спасенье в маминых руках.

Недетский страх застыл в глазах у крошки,

Зажато тельце в огненных тисках.

-Ах, Мама, разве так бывает?

Чтоб взрослые губили малышей!

-Нет, старшие всегда оберегают.

А эти… не походят на людей!

Кто право дал вершить людские судьбы?

И нежные сердца злой болью наполнять?

Еще вчера они учить пытались буквы,

Сегодня свой букварь уже не смогут дочитать.

За что? - вопрос, который сотрясает землю;

За что? - он не найдет ответ в умах.

И лишь живой огонь свечи нетленной

Прощения молитву схоронит в сердцах

презентация к сценарию;

песня о Беслане;

презентация к песне;

интерактивная доска (экран и проектор) ;

заготовки с незаконченным тезисом “Трагедия Беслана – это…”;

укрепление ценностных ориентиров учащихся на сочувствие, сопереживание, культуру мира;

демонстрация на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм;

повышение мотивации учащихся к усилению собственной бдительности;

воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.

Ход мероприятия

Ведущий 1 (Вступительное слово о празднике 1 сентября) :

(1 слайд) 1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего детства. Это день, когда они вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь.

(2 слайд) - А как вы готовитесь к этому празднику?

- Как готовятся ваши родители?

-С каким настроением вы идете на школьную линейку, с какими надеждами?

(3 слайд) - Что для вас значит 1 сентября? Начните свое высказывание с незаконченного тезиса :

“ 1 сентября - это…. ”

(4 слайд) Этот день отмечает вся наша страна. (5 слайд) 89 субъектов Российской Федерации. Северная Осетия тоже готовилась к празднику. Это маленькая республика на юге нашей огромной страны. Столица – город Владикавказ. Во всей республике проживает чуть больше 712 тысяч человек. (6 слайд) А в городе Беслане (показать на карте, о котором сегодня будет идти речь, жителей всего-то 37 тысяч. Именно об этом городе 1 сентября 2004 года узнал весь мир.

Итак, праздник, 1 сентября. Утром все ученики с красивыми букетами отправились на школьную линейку. Точно так же 1 сентября город Беслан готовился к началу учебного года. Дети пришли на праздник в свою родную школу.

В 9 часов утра дети со 2-го по 11-ый класс уже выстроились на торжественную линейку на спортплощадке школы. Ожидался торжественный выход трех первых классов. Многие родители собрались вблизи школьного крыльца с фототехникой в руках в надежде запечатлеть первые школьные шаги своих детей.

(7 слайд) Промчалось лето синей птицей,

И мамы юной детворы,

Блеснув слезинкой на ресницах,

С детьми покинули дворы.

(8 слайд) Они сегодня встали рано,

С волненьем трепетным в душе,

И в школу города Беслана

Вели за ручку малышей.

(9 слайд) Большая, пахнущая краской,

Сияя яркой белизной,

Она казалась детям сказкой,

Прекрасной, светлою страной!

(10 слайд) Ничего не предвещало беды! И вдруг во двор школы въехало несколько машин, прозвучали выстрелы.

(11 слайд) 34 террориста окружили людей, собравшихся на торжественную линейку.

Угрожая автоматами, они заставляли всех забегать в спортивный зал школы. Для запугивания людей главарь банды хладнокровно расстрелял двух жителей города Беслана.

(12 слайд) Больше тысячи людей попали в заложники. Среди них оказались в основном дети. (13 слайд) На их глазах террористы минировали спортзал, взрывными устройствами опутывали потолок и стены.

(14 слайд) Ужас над головами,

Проволок страшный груз.

Дети кричат глазами :

"Мамочка, я боюсь!"

В душном спортивном зале

Время замкнуло круг…

Школьница Сонета Сабанова позднее рассказывала : “ Первого сентября 2004 года мы с сестрой и дедушкой пошли в школу. Мы оказались в заложниках. Первое время никто не понимал, что происходит, но после того как террористы начали минировать зал, стрелять в потолок и расстреливать людей на наших глазах, мы поняли, что с нами случилась беда”.

В первые часы захвата террористы убили 17 человек. Чтобы не допустить штурма, террористы выставляли в окна школы детей, отказываясь вести переговоры. А в случае начала штурма угрожали взорвать захваченную школу. Время в Беслане остановилось.

И только через два часа после захвата школы боевики выдвинули свои требования - личное присутствие президента республики для переговоров.

“… Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек. Если ранят любого из нас, убьем 20 человек. Если убьют из нас 5 человек, мы все взорвем. Если отключат свет, связь на минуту мы расстреляем 10 человек. ” Так звучали их угрозы.

Теракт в Беслане был спланирован тщательнейшим образом. Целью террористов был вывод российских войск из Чеченской республики и признание Чечни независимым государством.

Казалось, выхода нет. Любое неповиновение заложников тут же наказывалось. Но тем не менее, взрослые, оказавшиеся в числе заложников, не оставляли попыток поддержать и спасти детей. После освобождения, дети с особой благодарностью вспоминали своих любимых учителей, которые, не задумываясь о своих жизнях, спасали учеников.

(15 слайд) Из воспоминаний детей : Вместе со всеми пришел на школьную линейку и Иван Константинович Каниди, грек по национальности. Он многие годы преподавал физкультуру в этой школе. Когда начался захват заложников, боевики предложили ему уйти, учитывая его преклонный возраст (ему 74 года, но Иван Константинович остался со своими учениками, чтобы попытаться спасти их жизни. Нескольких ребятишек учитель спас еще в первые минуты захвата, когда смог закрыть их в одной из школьных комнат, откуда они позже смогли бежать. В спортзале, куда боевики согнали заложников, он всеми силами пытался облегчить участь детей, добиваясь, чтобы террористы дали им хоть немного воды. Он открыто заявлял боевикам, что они не мужчины, раз воюют с женщинами и детьми, за что был жестоко избит. При нем был убит учитель труда Александр Михайлов, который тоже пытался противостоять террористам, но и это Ивана Константиновича Каниди не остановило. Еще в первый день захвата он перенес сердечный приступ, но продолжал всеми силами поддерживать слабеющих от жары и отсутствия воды детей. По свидетельству выживших, он умудрился обезвредить одно или два взрывных устройства, предварительно закрыв их своим телом, чтобы предотвратить разлет осколков, если произойдет взрыв.

3 сентября начался кошмар. В спортзале прогремели два мощных взрыва. Сработали, как минимум, 7 самодельных взрывных устройств.

Близлежащие дворы затянуло дымом.

(16 слайд) В душном спортивном зале

Время замкнуло круг -

Взрывы над головами

Сотни смертей несут.

(17 слайд) Взрывами были выбиты окна и двери спортзала и выжившие заложники бросились на улицу. Боевики открыли по ним огонь. Заложники разбегались кто куда. После первых взрывов смогли убежать около 600 человек. (18 слайд) В спортзале начался пожар.

(23 слайд) Как только раздались взрывы, сразу же оперативный штаб дал команду на штурм. (24 слайд) Штурм был спонтанным, но бойцы подразделений “Вымпел” и “Альфа” действовали по заранее намеченному плану. (25 слайд) Первоочередной задачей для них было спасение детей. Они закрывали детей собой. Бой длился примерно 13 часов. (26 слайд) При освобождении заложников погибли 10 бойцов из подразделений “Альфа” и “Вымпел”.

(27 слайд) Слезы, ненависть, горе… Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели.

(28 слайд) По данным следствия, в школе террористы удерживали 1128 заложников.

3 дня… без еды… без воды…

(29 слайд) При проведении спецоперации было спасено 918 человек. В результате теракта с 1-го по 3-е сентября 2004 года погиб и позднее скончался от ранений 331 человек, в том числе 317 заложников, среди которых 186 детей, 15-учителей. Более 900 человек получили ранения.

(30 слайд) Беслан стал “Городом ангелов”. (31 слайд) Родители погибших восемь лет назад детей фактически живут на кладбище.

(32 слайд) Это кладбище в Беслане называют “Детским”, “Школьным переулком”, а последние 4 года уже официально именуют “Городом ангелов”. Здесь покоятся дети, их родители и учителя, погибшие при теракте в школе №1.

Из 266 могил 186 — детские. Есть еще одна — братская. Там похоронены тела тех, кого не удалось опознать.

На кладбище нет ворот. На входной арке выбито : “Город ангелов”. (33 слайд) Фигурки ангелочков в белоснежной одежде здесь повсюду : выставлены вдоль невысокой ограды, (34 слайд) восседают на постаментах между могилами.

(35 слайд) Надгробий столько, что красные мраморные плиты почти заходят за горизонт. (36 слайд) У каждой могилы — бутылки с минеральной водой, которой так не хватало детям, ставшим заложниками террористов.

(37 слайд) Дата смерти у всех одна — 3 сентября 2004 года.

(38 слайд) В небеса поднималися ангелы…

Все прекрасны, невинны, чисты.

Сколько звёзд тогда ярких попадало,

Маскируясь росой на цветы.

Вам, нежданно ушедшим так рано

Уготован в раю уголок.

Наши общие дети Беслана,

Вы простите ли нас за тот рок!

И теперь близким нет утешения.

Им кровинок родных не вернуть.

И зачем даровалось рождение?.

Чтоб так скоро в мученьях уснуть?.

(39 слайд) То, что случилось с детьми 1 сентября, мы никогда не забудем…

Тот, кто сделал это – проклят навсегда…

Тот, кто безразличен к этому – бесчеловечен…

(40 слайд) Трагедия в Беслане потрясла всех… Погибли люди… погибли невинные, беззащитные дети!

1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего детства. Это день, когда они вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь.

Но кто мог подумать, что этот день станет для многих из них последним!

Звучит ПЕСНЯ о трагедии в Беслане (Приложение №2, Песня) . Учащиеся слушают её и смотрят на экране фотографии из хроники трагедии (Приложение №2, Презентация к песне) .

Ведущий 3 : Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания.

Все присутствующие встают и чтят память погибших (на экране 41 слайд) .

Ведущий 4 : Ребята, сегодня мы с вами вспомнили историю бесланской трагедии. Какие эмоции она у вас вызвала? Мы предлагаем вам закончить следующий тезис : “Трагедия Беслана – это…”

Если у кого-то есть вопросы – спрашивайте. Если хотите что-то сказать – говорите.

Учащиеся задают вопросы, высказывают свои предположения, впечатления и пишут свои высказывания на подготовленных листах с тезисом “Трагедия Беслана – это…”. Впоследствии высказывания обрабатываются и печатаются в школьном журнале в виде отзывов о мероприятии.



12 лет назад, 1 сентября 2004 года, в Беслане группа террористов захватила школу №1 в Правобережном районе города. Вспомним события тех дней.



Линейка, посвященная Дню знаний, была перенесена из-за жары с традиционных 10 часов утра на 9 утра. Всего на линейке, по данным РИА, находилось 895 учеников и 59 учителей и технических сотрудников школы. Количество родителей, пришедших проводить детей в школу, неизвестно. На линейке оказалось много малышей: из девяти бесланских детсадов четыре не работали из-за затянувшегося ремонта, и родители привели детей с собой.



Группа вооруженных боевиков подъехала к зданию школы на тентованном ГАЗ-66 и ВАЗ-2107. Беспорядочно стреляя в воздух, террористы загнали в здание школы более 1100 человек — детей, их родственников и сотрудников школы. В суматохе от 50 до 150 старшеклассникам удалось бежать.



Около 19:00 боевики вышли на связь по мобильному телефону. Они отказались от предложения передать заложникам пищу и воду, мотивируя это тем, что в них могут содержаться психотропные вещества.

Рано утром 2 сентября террористы отказались обменять детей на взрослых.



В 16 часов в захваченную школу вошел бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. Переговоры с Русланом Аушевым о передаче воды и продуктов ни к чему не привели, однако из школы выпустили 24 женщины с грудными детьми.


Тем временем жара, отсутствие воды и смрад ухудшили состояние детей: многие из них теряли сознание. Заложники были вынуждены питаться лепестками принесенных ими цветов и пить собственную мочу, потому что все источники воды к тому времени были перекрыты террористами.

3 сентября в 13:04 в спортзале последовательно произошли два мощных взрыва с короткими интервалами. Через несколько минут заложники начали выпрыгивать через окна и выбегать через входную дверь во двор школы. Террористы открыли по ним огонь из автоматов и гранатометов, убив 29 человек.


Через пять минут после первых взрывов началась антитеррористическая операция, в которой принимали участие две оперативно-боевые группы ЦСН ФСБ. Над школой появились боевые вертолеты Ми-8.

В 13:31 террористы подорвали ранее установленные в захваченной школе взрывные устройства, обрушилась крыша. Началась паника. Боевики беспорядочно стреляли по людям.


В 13:50 российские спецназовцы вошли в здание школы. Другая часть российских спецподразделений вела бой с террористами, укрывшимися в жилом квартале рядом со школой. Дом, где находились террористы, расстреливали танки.











Около 14:08 практически вся школа, кроме заминированного спортзала, находилась под контролем спецназа. Начали выносить раненых и убитых. Машин скорой помощи и носилок не хватало. На помощь пришли местные жители, собравшиеся вокруг школы.

В 15:50 спецназ ворвался в здание спортзала школы и начал его разминирование. Силовая операция в Беслане была завершена к вечеру 3 сентября.

В результате теракта в Беслане погибло 334 человека, большинство из которых составили заложники, включая 186 детей от 1 года до 17 лет. К утру 4 сентября в больницы Беслана и Владикавказа поступило свыше 700 раненых, более половины которых составили дети. В 66 семьях погибло от 2 до 6 человек, а 17 детей остались круглыми сиротами. Для сравнения: за четыре года Великой Отечественной войны на различных фронтах Беслан потерял 357 мужчин.

Во время штурма здания погибли 10 сотрудников ЦСН ФСБ.

Ужас, страх, тревога, нашедшие воплощение в виде рисунка, скульптуры, инсталляции, чего угодно — это та точка, за которой начинается надежда на будущее. Для отдельно взятого человека или общества — не важно. Главное — это работает, утверждают психологи. Даже в случае таких чудовищных трагедий, как теракт в бесланской школе 1−3 сентября 2004 года.

За прошедшие 13 лет боль не стала глуше. Она переросла в нечто другое, заставляющее всех как один идти — если нужна помощь, сочувствовать — если ничем нельзя помочь, двигаться дальше — если худшее все же случилось. И немалая роль в этой кристаллизации памяти о трагедии принадлежит искусству.

Искусство как терапия

Искусство влияет на коллективную и индивидуальную память двумя способами: через творчество, как арт-терапевтическая практика для отдельного человека или общности людей — пострадавших, очевидцев, непосредственно связанных с трагедией; и через профессиональное переосмысление, проговаривание художником в своих работах полученных обществом травм.


Фото: Антон Подгайко/ТАСС

В спортивном зале школы № 1, где произошел теракт 1−3 сентября 2004 года

— Именно через творческие практики возможно пошаговое преодоление последствий деструктивных событий. Собираются в единое целое разрозненные осколки памяти человека о произошедшем, она постепенно переходит в произведение искусства, — говорит психолог, член Союза художников Северной Осетии Наталья Арчегова. — Каждая психологическая травма должна иметь свое завершение. Если его нет — человек остается уязвимым перед негативными переживаниями. Иногда естественным апофеозом травмы становится акт творчества с конкретным результатом.

Арт-терапия дает возможность безболезненного обращения к пережитому — боль остается, но притупляется, переходит в другую стадию, становясь всеобщей.

Существует несколько стадий, которые проходит человек, получивший серьезную психологическую травму, и, шире, травмированное общество: неверие в произошедшее и отсутствие ощущения реальности, поиск виноватых, погружение в собственное горе, пустота и, наконец, построение новых отношений в новой системе координат.

— Художник работает как раз со стадией пустоты, закладывая основу для нового будущего, — подчеркивает психолог.

Трагедии несут в себе такую концентрации энергии, что ее переход в чувственную область искусства становится процессом естественным и необходимым.

— Вынося трагедию из жизни в искусство, автор позволяет трагическому получить интерпретацию, собрать других вокруг костра, образовать некое равенство среди людей и пространство для диалога, — разъясняет художница Анжелика Гомиашвили.

Бесланские события нашли отражение в целом ряде художественных произведений. Ниже — некоторые из них.

Трагедия Беслана в творчестве


Фото: Северо-Кавказский филиал ГЦСИ

Работа заслуженного художника Азербайджана Сабины Шихлинской одновременно отсылает к невозможности слов и актуальности тишины, когда речь заходит о трагедиях такого масштаба. Но главным рефреном инсталляции становится ощущение бессилия человека, находящегося так близко, но не имеющего никакой возможности спасти, уберечь, предотвратить. Эта работа — о памяти и бессилии перед этой памятью, а бесконечно повторяющееся видео будто напоминает нам, что из этой воронки никогда уже не выбраться.

1 сентября 2004 года террористами была захвачена средняя школа №1 в городе Беслан (Северная Осетия). Нападение на школу произошло утром, в ходе торжественной линейки в честь начала учебного года. На тот момент в здании находились более 1100 человек, большая часть из которых - дети. На третий день после захвата школы федеральные силы приняли решение штурмовать здание. Операция по ликвидации террористов завершилась в ночь на 4 сентября. По официальным данным, жертвами событий в Беслане стали 334 человека, в том числе 186 детей. Спустя две недели ответственность за теракт взял на себя один из лидеров чеченских сепаратистов - Шамиль Басаев. Сегодня мы вспоминаем события тех дней.

Фото:AP

Одна из учениц бесланской школы, Виктория Кцоева, которая оказалась в числе заложников и была ранена, держит в руках крест, находясь в госпитале в Беслане. 3 сентября 2004 года

Фото:ИТАР-ТАСС

Фото:AP

Жительницы Беслана ждут новостей недалеко от захваченной террористами школы. 1 сентября 2004 года

Читайте также: