Беседы с детьми с овз в доу

Обновлено: 07.07.2024

Цель: разнообразить жизнь детей дошкольного возраста при помощи включения в образовательный процесс различных форм и видов игровой деятельности; развивать двигательную активность у детей с ОВЗ, формировать моторную ловкость, быстроту реакции, пространственную ориентировку.

Развитие умений производить точные движения пальцами рук предполагает формирование:
- способности координированной работу рук со зрительным восприятием;
- творческой активности, фантазии;
- развитие памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса;
- обучению ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей, развивать тактильные ощущения;
- воспитание усидчивости, аккуратности, доброжелательности, умение работать в коллективе и индивидуально.

- обогащать и активизировать словарь;

- развивать навыки диалоговой речи;

- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

- развивать тактильные восприятие, мышление и память;

- воспитывать культуру речевого общения.

Виды образовательной деятельности: рассматривание и обсуждение предметов, игровая и коммуникативная деятельность.

Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, воздушные шарики, бумага формат А4, клей ПВА, кисти.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы и заучивание стихов.

Дидактические и настольно-печатные игры по выбору детей.

Подвижные разнообразные игры на прогулке.

Взаимодействие с родителями воспитанников:

Беседы с родителями о роли игрушки в развитии детей, анкетирование родителей.

Участие родителей в обогащении игровой среды в группах.

- Дети, вспомните, какие игрушки есть у вас дома? (Детям предлагается рассмотреть картинки и назвать, что на них изображено).

- Как можно назвать одним словом?

Ответы детей: Игрушки.

- Для чего нужны игрушки?

Ответы детей: - Чтобы играть.

- Давайте посмотрим, какие игрушки есть у нас в нашем игровом уголке.

Ведущий: - Эта большая игрушка, плюшевая, коричневая. (Ответы детей)

Зверь забавный сшит из плюша,

Есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного

И устроим ему берлогу.

Ведущий: - У игрушки есть голова, длинные уши, любит морковку. (Ответы детей)

Серый байковый зверюшка,

Ну-ка, кто он, угадай

И морковку ему дай!

Ведущий: - Игрушка имеет круглую форму, прыгает, скачет. (Ответы детей)

Стукнешь о стену – а я отскочу.

Бросишь на землю – а я подскачу.

Я из ладоней в ладони лечу.

Смирно лежать не хочу.

Ведущий: - Игрушку можно одевать, кормить и обувать, с ней весело играть и дружить. (Ответы детей)

Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и, если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я,

Подскажите-ка, друзья? Это кукла.

Ведущий: - Мы строим дома, башни, дороги, и пароходы. Конструируем и творим, ребята назовите, что это? (Ответы детей)

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

Ведущий: - Спасибо, ребята вам за стихи и рассказ о игрушках в нашей группе. А теперь давайте немного отдохнем и покажем как мы умеем правильно дышать. (Учитель- дефектолог проводит дыхательную гимнастику)

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее, шарик!

Ведущий: - Ну вот, теперь мы опять готовы продолжить на разговор об игрушках. А есть ли у вас любимые игрушки? Расскажите о них?

Много у меня игрушек:

И машинок, и зверушек.

Хоть какую назови –

Все любимые мои.

Много у меня игрушек:

И машинок, и зверушек.

Хоть какую назови –

Все любимые мои.

Ну а это кто такой?

Заведешь – взмахнёт рукой,

Это клоун! Он смешит!

Вот он яркий клоун мой:

Яркий, бодрый, озорной!

Звоном будит поутру

И зовёт меня в игру.

Много у меня игрушек:

И машинок, и зверушек,

Ружья есть и пистолет.

Да чего уж только нет!

С ними я люблю играть:

И кормить, и умывать

Свинка Хрюша заболела.

Что теперь мне с нею делать?

Присмотрю-ка я за ней

Быстро вылечу я Хрюшу!

Дам я ей большую грушу.

Пачку вкусного печенья,

Чашку сладкого варенья

Я люблю своих игрушки,

Уложу их на подушки,

Лягу с ними я в кровать,

Всех укрою. Будем спать!

(Дети проходят на стульчики. Садятся.)

Ведущий: - Дети, я предлагаю вам послушать загадку.
Она не плачет, не кричит,
Она тихонечко лежит.
Но только кто-то из ребят,
Захочет с нею поиграть -
Её глазоньки захлопают.
И ноженьки затопают.

(Учитель дефектолог показывает детям куклу и объясняет им, что это игрушка. С ней можно поиграть.) Ответы детей.


Ведущий: - Я вам куклу покажу.
И про куклу расскажу.
Вот у куклы голова,
А вот глазки-их два.
Вот у куклы носик, ушки, щёчки, ротик.
Вот у куклы ручки,
Вот у куклы ножки,
А на них сапожки.
Кукла глазки закрывает,
Кукла глазки открывает,
Наша кукла плакать может,
Дети кукле помогают,
Дети куколку качают,
Наша кукла засыпает.

На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Куклы Машины сидят: Загибают поочередно все пальчики.

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок. Разгибают поочередно все пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Маше

Мы игрушки сосчитать.

- Ребята, давайте с вами рассмотрим нашу куклу, из каких частей можно сделать аппликацию?

Ответы детей: - Голова, туловище, руки, глаза, волосы.

- Молодцы, все части назвали, нам с вами нужно будет сделать кукле заплатки на платьице. Найдите на одежде у куколки место для заплатки, подберите часть необходимую ремонта. Возьмите кисть и наклейте одинаковой по размеру кусочек заплатки.

Воспитания в детях чувства гуманного и толерантного отношения к людям с ограниченной возможностью. Формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека. Развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие. Формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках.

ВложениеРазмер
zanyatie_o_invalidah.docx 17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия о людях с ограниченными возможностями.

(Старшая и подготовительная группа).

Задачи приоритетной образовательной области:

Развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников к детям с ограниченным возможностями здоровья.

Воспитания в детях чувства гуманного и толерантного отношения к детям.

Формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека.

Развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие. Формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках.

Задачи ОО в интеграции:

Познакомить детей с понятием – дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие любознательности и познавательной мотивации.

Познакомить детей с понятием – дети-инвалиды, дети с ОВЗ.

Развивать связную речь детей.

Способствовать развитию ориентировочного навыка, развитие координации движения, зрительно-моторной координации, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, сосредотачиваться на своём занятии, играть по правилам.

Оборудование: рисунок с изображением инвалидов идущих по дороге: глухонемой, глухой, слепой, слепоглухонемой.

- Ребята! Все мы живем на нашей планете Земля для счастья, радости, любви! Но есть дети, которым не хватает радости, любви и счастья! Это инвалиды или по-другому их называют дети с ограниченными возможностями здоровья!

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об инвалидах. Как вы думаете, каких людей называют инвалидами? (Ответы детей)

- Это люди, которые по состоянию своего здоровья они не всегда могут себя обслужить – то есть им тяжело самим одеться, принимать пищу, играть, говорить, читать, петь, а некоторым, даже передвигаться! Они не видят или не слышат, они испытывают постоянную боль и недомогание!

Далее воспитатель предлагает детям решить проблемную ситуацию.

- Представьте себе, что однажды отправились в дорогу четыре человека: слепой, глухой, глухонемой и слепоглухонемой. Слепому человеку сложно было быстро идти, он просил своих друзей не спешить, но ни глухой, ни глухонемой, ни слепоглухонемой не откликались. Глухой человек всегда переспрашивал слепого, что тот говорит, пытаясь понять смысл по движениям его губ. Глухонемой человек шёл впереди всех и ни на кого не обращал внимания. Самым последним шёл слепоглухонемой человек.

(Воспитатель показывает рисунок, а затем предлагает детям ответить на вопросы)

- Почему слепому было трудно идти быстро?

- Почему друзья не реагировали на его просьбы идти медленнее?

- Почему глухой человек постоянно переспрашивал слепого?

- Как он пытался понять, что тот говорит?

- Почему глухонемой, идя впереди всех, не обращал внимания на своих друзей?

- Почему слепоглухонемой человек в пути отстал от своих друзей?

- Если бы ты оказался рядом, то как бы ты мог помочь этим людям в пути?

- Как можно помочь слепому человеку на улице? При переходе улицы? При входе в подъезд дома?

- Ребята, а вы знаете, что слепым людям помогают специально обученные собаки – поводыри, которые помогают своему хозяину ориентироваться в окружающем мире, свободнее передвигаться в пространстве.

- Для помощи другим людям чаще всего дрессируют немецких овчарок, иногда боксёров и лабрадоров. Тренировка начинается с выполнения простых команд: сесть, встать, лежать, стоять и т.д. Затем на собаку надевается специальная упряжка, конец которой держит в руках тренер. Собака учится идти слева от тренера на полшага впереди. Она должна выбирать дорогу, чтобы хозяину не приходилось наталкиваться на препятствия. Обученная собака – поводырь слушается хозяина, но двигается с места только тогда, когда это безопасно, выбирая удобный маршрут.

(Воспитатель показывает картинку, где изображён слепой человек, держащий на поводке собаку – поводыря и идущий за ней).

- Обычно такую собаку тренируют в присутствии хозяина и примерно в течение месяца они как бы привыкают друг к другу. Хозяин управляет упряжкой, посредством которой они передают сигналы друг другу. Вскоре они уже могут путешествовать по городским улицам, сначала под присмотром тренера, а затем и самостоятельно. Обычно собака становится не только незаменимым помощником, но и другом. И с этих пор они неразлучны.

- Ещё для слепых людей издают специальные книги, где шрифт напечатан объёмными буквами. Читают такие книги с помощью пальцев.

- Ребята, инвалидам очень тяжело в жизни. Поэтому будьте добрыми, отзывчивыми, милосердными и никогда не отказывайте таким людям в помощи. Они вам будут очень благодарны!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Зимние виды спорта и люди с ограниченными возможностями"

Открытое занятие, подготовленное для знакомства детей подготовительной к школе группы с понятием "люди с ограниченными возможностями" Цели:Познакомить детей с понятием – люди с ограниченными возм.


Люди с ограниченными возможностями здоровья

конспект занятия на тему: "Люди с ограниченными возможностями здоровья" для детей второй младшей группы.


На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол.


Данное мероприятие разработано с целью приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ.


Мастер - класс "Ограничения или возможности. Использование современных подходов и технологий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья".

Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка. Период дошкольного детства очень .

Комплексное дооборудование различных зон учебного заведения, обеспечивающих их доступность для всех категорий людей с ограниченными возможностями здоровья

Комплексное дооборудование различных зон учебного заведения, обеспечивающих их доступность для всех категорий людей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели: развивать у детей терпимость к различиям между людьми, формировать толерантное, уважительное отношение друг к другу.

Задачи: 1. Учить детей адекватно и спокойно реагировать на людей с ОВЗ.

2. Выработать навыки коммуникативной культуры общения и взаимопонимания

В нашем мире много разных людей. Он населён совершенно разными людьми. Нас окружают очень красивые люди, а некоторые наоборот- нам неприятны. Но каждый человек мечтает иметь друзей и быть хоть кем-то любим.

Слайд 2. Иногда просто- от усталости или для удовольствия мы зажмуриваем глаза или закрываем их ладошками. Ребята, закройте, пожалуйста,глаза. Что вы видите? Есть на свете люди, которые всегда видят только темноту. (Включить звук)Зато у этих людей очень хороший слух. Также бывает и наоборот.

Слайд 3. Мы видим неожиданную картинку. Нам хочется, поделиться этим необычным событием с каждым… Некоторые дети, люди, не могут рассказать об этом, так как не умеют говорить, хотя и не маленькие уже. Они не могут этому научиться, так как не слышат как это- говорить. Закройте плотно уши, что вы слышите? В такой тишине живет живут 1000 людей. Но разве это причина, чтобы не общаться с этими людьми?

Слайд 4. Посмотрите на этих детей. Они так же как и вы любят гулять. Единственная проблема, что они вынуждены ограничивать свои движения. Трость заменяет им глаза, предупреждает о неровностях и преградах на пути. У таких ребят и книги другие. Посмотрите, сможете ли вы прочитать такую книгу? Вам такая книга покажется не интересной, а ребята могут над ней и посмеяться и погрустить, так же как вы с обычными книгами. Что помогает нам читать книги? А чем читают книги те, кто очень плохо видит?

Слайд 5. Они читают пальцами рук, а для маленьких ребят как раз и придумали ваш любимый волшебный карандаш. Картинки в этих книгах рельефны и тактильны, мы можем их почувствовать. А непонятные для нас точки в этих книгах- это буквы, которые ребята изучают также, как и вы изучаете обычный алфавит.

Слайд 7. Это происходит не из-за его лени, а от того, что у него недостаточно способностей.

Слайд 8. На самом деле все дети одинаковые. Все вы любите играть как в подвижные игры, так и в обычные игрушки, особенно, если это происходит в хорошей компании. А уж о любви к компьютерным играм и говорить нечего- дети их просто обожают.

Слайд 9. А все наши девочки очень любят быть красавицами и королевами, даже если вместо трона жизненно необходимая коляска.

Слайд 10. Но даже лишившись свободы действий, они стараются быть как все. Среди них есть : заядлые болельщики,талантливые танцоры и не менее замечательные художники.

Слайд 11. Они как и вы сильные и ловкие, потому что посещают уроки физкультуры. Только для них это чаще тренировка, восстанавливающая физкультура. Что она восстанавливает, как вы считаете?

Слайд 12. А что бы вы думали у этих подружек? Это специальные велосипеды. Мы с вами садимся на велосипед для того,чтобы быстро ехать. А эти девочки с помощью своих велосипедов тренируют походку. Ездить им уже надоело, и они мечтают ходить ногами.

Слайд 13. Если даже нет надежды на выздоровление, они не бросают спорт. Продолжают тренировки. Среди таких ребят есть даже Олимпийская сборная по разным видам спорта.

Слайд 14. А если посмотреть на этих ребят, можно подумать, что это суперагенты со специальной техникой. Аппаратура у них,конечно, специальная- слуховой аппарат, он необходим им для того, чтобы слышать, что говорят окружающие. Такие люди и в самом деле немного секретные агенты- они умеют читать по губам.

Слайд 15. Но вот разговаривать им очень сложно, поэтому они выражаются на языке жестов. Я предлагаю вам выучить три основных жеста. Повторяйте за мной.

Слайд 16. Среди всех этих ребят, лишённых чего- либо, есть очень талантливые люди. Возможно у этой девочки не получается решать примеры, зато она замечательная пианистка.

Слайд 17. Эти танцоры мало видят, но прекрасно умеют считать шаги в прекрасном вальсе.

Слайд 18. Среди них есть не мало детей, умеющих играть на различных музыкальных инструментах.

Слайд 19. Какие бы они не были, как бы не выглядели, у них, как и у вас есть, любящие родители, без которых порой они и шага не могут сделать.

Слайд 20. И маме или папе таких детей куда приятнее чувствовать. Что их ребёнок обычный, с которым дети любят играть, смеяться и радоваться дружбе с ним… и не в коем случае не показывать на необычного ребёнка пальцем или смеяться над ним.

Все мы очень разные, и порой, очень разные, но все мы равны в своём желании быть любимыми, быть необходимыми.

В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе и детей-инвалидов.

«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие этим детям вести полноценную жизнь.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Виды ОВЗ

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов.

1) Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2) Нарушения в сенсорных функциях. Это - зрение, слух, обоняние и осязание.

3) Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4) Изменения статодинамической функции.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

  • Дети, с нарушениями: слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речевыми дисфункциями (разные степени);
  • интеллекта;
  • задержкой психического развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Отдельная категория - дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада, поскольку процесс взаимного приспособления очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Мы можем выделить следующие направления работы специалистов дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ:

  • Социализация в ДОУ
  • Сенсорное развитие.
  • Моторное развитие.
  • Развитие речи и коммуникации.
  • Развитие познавательной деятельности.
  • Развитие игровой деятельности.
  • Формирование бытовых навыков.
  • Взаимодействие с родителями.

Рассмотрим некоторые наиболее важные элементы этой деятельности:

Социализация в ДОУ

Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.

Этапы социализации:

- Адаптация ребёнка в ДОУ. Основная задача этого этапа - создание у ребенка положительной установки на посещение детского сада и активное включение его в коррекционно- развивающий процесс.

- Взаимодействие детей в рамках группы. На этом этапе ребёнок овладевает первоначальными навыками общения, игры.

В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую воспитателю необходимо ставить перед собой, - это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Эта же задача решается воспитателем и в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.

Значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Воспитателю необходимо предусмотреть увеличение времени , отводимого на режимные моменты, прием пищи, различные упражнения на релаксацию(дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, логоритмические упражнения, игры с водой и песком, самомассаж, сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики, звуковые эффекты и музыка).

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. и напрямую связано с развитием органов чувств и их взаимодействием.

Дефицит сенсорного развития зачастую связан с недостаточным количеством стимулов, нарушением восприятия и оценки этих стимулов. Проявляется в необходимости более длительного времени ребенку для приема и переработки сенсорной информации и, фиксации на сенсорных стимулах в ущерб другим видам деятельности, наличии трудностей в обобщении, хранении и отображении сенсорного опыта в речи. Преодолевается сенсорный дефицит использованием сенсорного материала, сенсорных игр, расширением практической деятельности.

Моторное развитие

Моторика - это двигательные функции всего организма. Под моторикой понимают движения, которые выполняют определенные задачи и сопровождаются последовательностью действий. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Крупная моторика включают в себя выполнение таких действий, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и другие физические качества. Развитие крупной моторики проходит по общему шаблону в определённом порядке у всех людей, являясь основой в деятельности ребенка, на которую накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

У детей с ОВЗ часто возникают трудности с арсеналом двигательных возможностей, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями, а также качеством движений. Движения детей могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными и механическими, с отсутствием пластичности. Наблюдается нарушение развитие крупной моторики, координации движений, затруднено сохранение занятой позы, встречается двуручная деятельность. Нарушение мелкой моторики отражается на бытовых навыках, рисовании, письме, лепке, ручном труде и др.

Соответственно при плантровании работы с детьми с ОВЗ необходимо уделить внимание моторному развитию. Полезными будут различные упражнения, игры на развитие проприоцепции (способность чувствовать положение тела, положение мышц, даже не используя зрение), которая, в свою очередь, связана с развитием координации и равновесия.

Мигель Л.А.считает, что:

Развитие познавательной деятельности

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

У детей с ОВЗ часто встречаются недоразвитие способности к восприятию и переработке информации, Это проявляется в необходимости более длительного времени для этих процессов. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности; память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.; мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое Часто встречаются недостаточность знаний об окружающем мире, недостаточно сформированы пространственные представления. Дети часто не могут установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое, ..

Развитие коммуникации и речи

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида: нарушение звукопроизношения, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха.

Григоренко Н.Ю. отмечает, что: «следует особо акцентировать внимание:

Игровая деятельность

Игра для ребенка – это способ познания мира. В игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление.

Дети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре, плохо овладевают манипулятивными действиями с игрушками. Интерес к игре возникает в процессе обучения. Развивающие игры предшествуют освоению деятельности с предметами.

Игровые действия развиваются в два этапа: ознакомительный и отобразительный. Также воспитатель знакомит детей с функцией замещения игрушки предметом. В старшей дошкольном возрасте у детей с ОВЗ часто присутствует только предметная игра, поэтому воспитатель ставит перед собой задачу усложнения игровых действий, и затем обучения ребенка сюжетной игре, а затем сюжетно-ролевой игре.

В процессе взаимодействия со сверстниками у детей с ОВЗ чаще всего наблюдается параллельная игра. В парной игре дети взаимодействуют со сверстниками через предмет, используют партнера по игре как объект, показывают отдельные игровые действия. Часто детям с ОВЗ сложно ощущать себя в коллективе. Перед педагогом стоит сложная задача вовлечь такого ребенка в сюжетно-ролевые игры с другими детьми и общеколлективные игры.

Вся работа по развитию индивидуальных способностей ведется постепенно: первый этап – индивидуальные игры, второй – участие в парных, групповых играх, и последний этап – самый главный – вовлечение в коллективные игры

Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками

Нарушения двигательного, эмоционального, познавательного развития часто приводят у детей с ОВЗ к возникновению трудностей в овладении навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков. Часто неразвиты навыки пользования горшком, самостоятельно есть, одевания, общегигиеническими навыками, культуры поведения. В процессе овладения этих навыков важно тренировать их как в повседневной жизни, так и играх и упражнениях. Постепенно помощь воспитателя, или родителя уменьшается, и ребенок овладевает самостоятельным выполнением различных действий. Необходимо стремится к осознанности детьми выполняемых действий, а также обратить внимание на формирование мотивации к овладению навыков.

Социальное развитие детей затруднено. Они часто слабо владеют нравственно-этическими нормами поведения, держат дистанцию в общении со сверстниками. Воспитателю необходимо пробудить интерес в таких детях к окружающим людям, развивать их коммуникативные навыки, пробуждать в них чувство сопереживания к другим людям, развивать самоконтроль в проявлении их эмоций.

Учебный процесс по индивидуальным маршрутам для детей с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или частичное устранение отклонений.

Основными принципами обучения являются:

  • мотивирование к учебному процессу;
  • психологическая безопасность;
  • единство совместной деятельности; помощь в приспособлении к окружающим условиям.

Работа с детьми с ОВЗ - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть ежесекундной, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Также необходимо при работе с детьми учитывать, что нервная система ребят подвижна, эмоциональный фон бывает неустойчив, ребята достаточно быстро устают, поэтому необходимо в арсенале иметь игры на физическое и эмоциональное расслабление (некоторые из них мы предлагаем в Приложении 1).

Оценить 459 0

Внеклассное занятие для детей с ОВЗ.

Цель: 1.Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.

2. Развивать память. Разговорную речь. Умение вести беседу.

3. Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним, желание заботиться о близких людях.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(дети идут по кругу)

Прежде чем начать наше занятие, давайте вспомним правила поведения, которые мы должны соблюдать.

Парта – это не кровать,

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно,

На занятии не болтай,

Как заморский попугай.

Воспитатель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними!

Ребята, назовите пожалуйста, кто живет вместе с вами дома? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра…) Саша Т, Люба, Алёша.

Вы назвали чужих людей или родственников?

Подумайте, и скажите, как можно одним словом назвать родственников, которые живут вместе? (семья) Правильно, молодцы!

Послушайте стихотворение и скажите, о чем оно?

Читает ребенок. Семья – это МЫ. Семья – это я,

Семья – это папа и мама моя,

Семья – это Павлик — братишка родной,

Семья – это котик пушистенький мой,

Семья – это бабушки две дорогие,

Семья – и сестренки мои озорные,

Семья – это праздник за круглым столом,

Семья – это счастье,

О чем говорится в этом стихотворении?

Ребята, все вы живете в семье и я считаю, что вы – счастливые люди. У вас есть мамы, папы, братья, сестры, родные люди, одним словом, семья, любящая вас. Вы, наверно, уже догадались, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? Да, мы с вами поговорим о

семье. Тема нашего сегодняшнего занятия так и называется:

Давайте встанем в круг и вспомним шуточное стихотворение о старушке Меланье.2 слайд

У Меланьи, у старушки (идут по кругу, держась за руки)

Жили в маленькой избушке,

Семь дочерей, да семь сыновей (останавливаются и показывают 7 пальцев), Все без бровей (закрывают брови ладонями),

С такими глазами (широко раскрывают глаза),

С такими ушами (оттягивают уши),

С такими носами (показывают длинный нос),

С такой головой (поднимают руки над головой, сцепляя пальцы),

С такой бородой (кланяются в пояс).

Ничего не пили, ничего не ели (грозят указательным пальцем),

Целый день сидели (слегка сгибают колени).

И мы присядем на стулья. Сколько было у Меланьи дочерей? А сыновей? Семь это много?

Раньше в старину на Руси были большие семьи, в которых было много детей. Недаром в стихотворении упоминается цифра 7.

Давайте посмотрим, откуда произошло слово СЕМЬЯ.

Сначала разгадайте небольшой ребус: 7 Я3 слайд

СемьЯ. Т.е. у мамы, таких, как я, семь. Какое слово напоминает эта цифра? СЕМЬЯ.

Отсюда и слово семья.

В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.4 слайд

Ребята, но и в наше время встречаются большие семьи. У кого из вас большая семья? . Использовать рисунки детей.

Расскажите, кого ты нарисовал? А кто еще есть в вашей семье, расскажи. Кто самый старший из детей, а кто младший?

Скучаете ли вы по своим родным, когда уезжаете из дома?

А по кому вы скучаете больше всего?

А сейчас вспомните, какими ласковыми словами и именами называют ваши родные вас дома. Правильно, в семье друг друга называют ласково, нежно, потому что любят друг друга.

своих членов семьи ласково, нежно, любя. Послушайте внимательно. Я буду называть вам слово, а вы должны будете сказать это же слово, но ласково.5 слайд

ДОЧЬдочка, доченька, дочурка

СЫНсынок, сыночек, сынуля

Семья – это мама, и папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье ещё братья и сёстры бывают

И меня называют:

Котёнок и лапочка, заинька. птичка,

Мне ктото братишка, а ктото сестричка.

Семья – где все любят меня и ласкают,

И лучше семьи ничего не бывает.

Молодцы, я надеюсь, вы как можно чаще будете называть своих родных ласковыми словами. Ведь этим мы выражаете свою любовь к ним.

А теперь поиграем. Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – дедушка.

А мизинчик – это я.

Вот и вся моя семья.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно

Но счастливо жить одному невозможно!

Да, одному человеку нелегко прожить. Самое большое богатство в жизни каждого человека – это его семья.

Ребята, на одном из занятий, мы с вами говорили о том, как вы помогаете своим родителям. Давайте поиграем и вспомним, кто какие обязанности имеет в семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и сказать, кто же выполняет ту или иную обязанность у вас в доме.

1.Кто ходит на работу?

2.Кто готовит еду?

3.Кто ходит за продуктами в магазин?

4.Кто учит уроки?

5.Кто вяжет носки, варежки?

6.Кто наводит порядок в доме?

7.Кто может отремонтировать мебель?

Вот как много обязанностей в доме. А вы помогаете взрослым по дому? Расскажите, что вы делаете? Молодцы, какие хорошие помощники растут из вас!

А что мы учимся делать здесь, в школе? Какие обязанности у нас есть? (дежурим по классу, столовой, учимся прибираться в классе, в спальных комнатах). Как вы думаете, то, чему мы учим вас в школе, может пригодиться в жизни? Я надеюсь, что вы будете хорошими помощниками своим родителям и это пригодится вам в жизни.

Ребята, посмотрите на слайд какой цветок здесь изображен?6 слайд

Правильно, ромашка. А ромашка - это символ семьи. Как вы считаете, наш класс можно назвать одной дружной семьей? Почему? (мы живем вместе, дружим, заботимся и переживаем друг за друга)

Нам, взрослым, хочется, чтобы вам всем было хорошо в школе, как дома. Давайте сделаем свою ромашку, символ нашей школьной семьи. У каждого из вас есть по одному лепестку с вашими именами, а на обратной стороне написаны качества, без которых невозможна крепкая и дружная семья. Нужно прочитать это слово и прикрепить свой лепесток к серединке.

ИТОГ Давайте вспомним, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии? (о семье, об обязанностях, учились ласково называть друг друга, помогать своим близким).

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

У вас на столе лежат смайлики, поднимите тот, который соответствует вашему настроению после нашего занятия. Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали.

Читайте также: