Беседы по профилактике терроризма и экстремизма с обучающимися в школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Система классных часов по профилактике экстремистских проявлений среди несовершеннолетних

Грачева Наталия Евгеньевна,

учитель истории и обществознания,

стаж работы 20 лет

Пояснительная записка

В настоящее время современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом.
Вышеперечисленные факторы в определенной степени стимулируют напряженность в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими конфликтами, начинают появляться различные оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через экстремизм и терроризм.

В условиях вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.
Однако именно подрастающее поколение России оказалось самой незащищённой в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме.
Наблюдаются факты дезорганизации молодежи, подверженности ее влиянию экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур других народов, тенденция роста неформальных молодежных групп и объединений, среди которых особую тревогу вызывают молодежные неформальные объединения экстремистской направленности.

Таким образом, актуальность проблемы экстремизма в молодежной среде определяется не только его опасностью для общественного порядка, но и тем, что данное преступное явление имеет свойство перерастать в более серьезные преступления, такие как терроризм, убийство, причинение тяжких телесных повреждений, массовые беспорядки. С учетом вышеизложенного, можно утверждать, что исследование проблемы группового экстремизма в молодежной среде в настоящее время приобрело особенно значимый и неотложный характер.

общешкольные мероприятия для учащихся:

работа с родителями:

1-11 классы – классные родительские собрания по данной тематике.

Данная методическая разработка представляет опыт работы классного руководителя по формированию основных ценностных установок, а именно формирование толерантной личности. Классные часы данной тематики является средством развития личности подростка, а также одной из форм профилактической работы классного руководителя по профилактике экстремистских проявлений среди несовершеннолетних.

Автор использует в своей педагогической деятельности активные формы организации деятельности учащихся. Дебаты (дискуссии, прения, обмен мнениями) как форма организации деятельности учащихся, особенно уместны в подростковом возрасте, так как дают возможность удовлетворить сразу несколько актуальных (порой противоречивых) потребностей подростков:

- духовных (в новых знаниях об окружающем мире);

- личностных (в самовыражении, самореализации, т.е. в деятельном проявлении себя как самостоятельной, оригинальной и творческой личности);

- престижных (в признании и уважении со стороны других людей);

- социальных (в общении и сотрудничестве с другими людьми, в принадлежности к определённому кругу людей, своему обществу, стране).

Форма проведения: дискуссия

Участники: учащиеся 9 класса

Оборудование и оформление: ПК, мультимедийный проектор, экран; раздаточный материал (тексты)

Воспитательные цели: дать представление о явлении экстремизма на примере движения скинхедов и фашизма; его причинах и негативных последствиях; дать представление о патриотизме и о поступках, в которых он проявляется; формировать уважительное отношение к людям независимо от их этнической, культурной или религиозной принадлежности.

Воспитательные задачи:

привести пример патриотизма;

привести пример экстремизма;

рассмотреть действия экстремизма, на примере скинхедов и фашизма;

сравнивая два понятия, подвести итог.

Подготовительная работа:

Информирование учащихся о предстоящем мероприятии;

Поиск материала и видеоматериала;

План мероприятия:

Организационный момент (2 минуты). Вступительное слово классного руководителя - (3 минуты);

Основная часть (20 – 35 минут);

Заключительная часть (5 минут).

Ход классного часа:

Организационный момент. Вступительное слово классного руководителя:

- Добрый день. Я рада приветствовать Вас сегодня на нашем мероприятии (визуальная оценка количества присутствующих).

Основная часть

У учащихся на партах находятся тексты для работы. Это примеры патриотического отношения к своей Родине (Приложение 1).

Классный руководитель читает текст вслух.

- Это самый яркий пример патриотизма. Это желание помочь своей стране в экстремальных условиях, в мучениях и под угрозой смерти. Это великий подвиг великого русского духа.

Если отталкиваться от научного определения, то патриотизм — это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы ( Современный толковый словарь русского языка ).

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания.

К сожалению, без черного, белого не существует… И черное это – экстремизм.

Учащиеся обращают внимание на материалы Приложения 2 . Классный руководитель зачитывает примеры экстремизма из жизни современного российского общества.

- Корни этих двух явлений одинаковы, это любовь к родине. Но в случае патриотизма этот корень есть основа всего. Из этого корня растет прекрасное, крепкое дерево равновесие, которого не в силах нарушить ни что, даже пытки фашистской Германии. В случае экстремизма, этот корень прорастает в тоненький стебелек, после чего высыхает вовсе.

Под экстремизмом, как правило, понимаются взгляды, учения или системы ценностей, категорически отрицающие существующий и общепринятый комплекс ценностей и при этом выступающие за насильственную смену ценностного комплекса в обществе ( Современный толковый словарь русского языка ). Взгляды и учения эти могут быть политические, социальные (культурные), религиозные. Экстремизм определяется как приверженность к крайним взглядам и мерам ( Большая Советская Энциклопедия ).

Главная цель экстремизма - привлечь как можно больше единомышленников. Где это можно сделать в современном информационном обществе? Конечно в сети Интернет.

Вопросы для обсуждения:

1 . Почему возникает тенденция пренебрежительно относиться к определенным группам людей?

2. Чем могут отличаться от нас некоторые группы людей

3. Почему существуют различия национальные, расовые, религиозные?

4. Являются ли национальная или расовая принадлежность и культурные (религиозные) обычаи страны заслугой человека? Почему?

Классный руководитель: Таким образом, подводя итог нашему разговору, можно сделать следующий вывод: человек не выбирал и не создавал свою нацию, расу и или религию; принадлежность к нации или расе не определяет качество духовной жизни человека. Человек может отличаться от нас по одному или нескольким признакам, он может иметь отличные от нас привычки и обычаи, но ценность человека составляет лишь качество его жизни, объем блага, которое он несет другим.

- У экстремистов другое мнение, они часто пропагандируют идеи национального превосходства, такие как национализм или фашизм.

После распада Советского Союза в России к середине 90-х годов скинхеды (сторонники идей фашизма) вдруг сразу становятся если не массовым, то многочисленным и заметным явлением, и сегодня в России их насчитывается 65-70 тысяч человек, группировки скинхедов существуют в 85 российских городах. Для сравнения: во всех остальных странах мира существует около 70 тысяч скинхедов. В России, практически, все скинхеды являлись националистами, причем, весьма агрессивными. Почему это произошло?

Одной из причин того, что многие даже вполне нормальные молодые люди стали скинхедами, является то, что в начале 90-х годов у них, практически, не было возможности стать частью какой-либо молодежной группы, имевшей патриотическую идеологию. А ведь это чрезвычайно важно для молодых людей, находящихся в поисках цели жизни и своего предназначения, настроенных на служение интересам Родины. А подхватить это вдохновение оказалось на тот момент практически некому, кроме экстремистов.

Неслучайно значительную массу движения скинхедов составляют подростки, твердо верящие в то, что таким образом они служат Родине. Идеология скинхедов двинулась дальше. На устах экстремизма появилось новое понятие – неофашизм, то есть возрождение фашизма.

Фашизм – форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину, включающую систему массовых организаций и разветвленный аппарат идеологического воздействия, а также систему массового террора, широко использующую национал-социалистические лозунги и формы организации масс для маскировки тотального насилия ( Политический словарь ).

Экстремисты пропагандировали чистоту русской нации. И для этого необходимо было искоренить всякого, кто не являлся русским, православным или не имел славянской внешности. Так начались безжалостные побоища, в которых жертвами выступали все перечисленные выше. Рынки, вокзалы, и прочие места скопления людей неславянской внешности были растоптаны толпами подростков, которые слепо выступали за чистоту расы.

- А теперь давайте зададимся вопросом: можно ли считать эти действия проявлением любви к Родине? А как насчет самой Родины: гордится ли она этими поступками? Награждают ли руководители страны скинхедов и идеологов экстремизма за особые достижения в деле служения интересам Родины? ( элемент дискуссии, выслушиваются мнения учащихся )

Классный руководитель: Вы правы. Конечно же, нет. Именно поэтому экстремизм не является выражением патриотизма и любви к Родине. Страна стыдится экстремизма. Народ, в стране которого царит разгул экстремизма, не может жить в спокойствии, потому что жизнь любого человека здесь находится под угрозой.

Патриотами же называют людей, проявивших зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование. В этом проявляется настоящий патриотизм. Родина – это все люди, которые живут в моей стране, и никто не должен приноситься в жертву ради счастья и благоденствия одной группы людей, не важно – представляет она большинство населения или нет.

Бессмертным доказательством этому служит тот самый подвиг советской партизанки – Зои Космодемьянской.

3. Заключительная часть

Патриотизм – это любовь к стране, а экстремизм – это ненависть к людям. Поэтому, настоящий патриот никогда не станет экстремистом.

Форма: дебаты

Участники: учащиеся 10 класса

Цель классного часа - профилактика экстремизма и ксенофобии

1. формирование толерантного восприятия окружающего мира;

2. формирование навыков общения и позитивных эмоциональных отношений

Ожидаемые результаты:

- определят свое отношение к экстремизму и ксенофобии как недопустимым способам демонстрации своего отношения к окружающему миру, другим людям;

- у учащихся возникнет потребность научиться выражать свои чувства, высказывать свои мысли и демонстрировать свое отношение к окружающему миру социально приемлемыми способами, что будет способствовать формированию толерантного восприятия окружающего мира.

Формы работы: групповая и коллективная.

Рабочий (раздаточный) материал :

- листы с определением основных разбираемых понятий;

- листы — задания с карточками для групповой работы;

- таблички с изображением смайликов (условных изображений лица человека) - веселого, грустного, безразличного.

Рекомендации к проведению классного часа:

Для стимулирования активной работы, необходимо в начале мероприятия обсудить с учащимися условия участия в разговоре:

- взаимоуважение (слушать друг друга, не перебивать, не критиковать, уважать чужое мнение);

- активность (нельзя сидеть и просто слушать, не участвуя в обсуждении, не высказывая свои мнения и отношения к обсуждаемым вопросам).

Классный руководитель должен отслеживать соблюдение данных правил во время дебатов, прерывать попытки учащихся детей критиковать, осуждать, оценивать друг друга, обращая их внимание на принятые ранее правила.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент:

Учащиеся приглашаются в учебный класс, классный руководитель просит занять места в кругу (в зоне коллективной работы). Затем он напоминает правила участия в дебатах.

2. Подготовительный этап:

Классный руководитель: Сегодня мы с вами будем обсуждать следующие вопросы:

Кто такие экстремисты и чем они отличаются от экстремалов. Что общего в этих двух понятиях.

Хорошо или плохо быть экстремистом?

Классный руководитель: Наш круг мы поделим на три условные зоны:

1. зона противников экстремизма

2. зона сторонников

3. зона сомневающихся

Вам необходимо подумать и решить, поддерживаете ли вы экстремистов, осуждаете, или еще не определились в своем отношении к ним? Пожалуйста, пересядьте в соответствии с занимаемой вами на данный момент позицией ( учащиеся занимают места согласно своему выбору ).

Сегодня, возможно, в ходе обсуждения у вас изменится отношение к данному вопросу, и тогда вы можете, не спрашивая разрешения, пересесть в ту часть круга, которая соответствует вашей новой позиции. В течение классного часа вы имеете право пересаживаться столько раз, сколько раз у вас будет меняться отношение к обсуждаемому вопросу. Это ваше право и оно обсуждению и осуждению не подлежит!

Классный руководитель подсчитывает количество сторонников разных позиций и записывает результаты на доске.

3. Этап обсуждения:

Классный руководитель: Сейчас время работы в большом круге. Сторонники разных позиций, пожалуйста, обоснуйте свой выбор (выслушиваются мнения участников).

Классный руководитель задает следующие вопросы и выслушивает мнения всех участников:

Что вы знаете об экстремизме?

Чем отличается экстремист от экстремала и что у них общего?

После выслушивания мнений участников дебатов, классный руководитель раздает листы с определением понятий ( Приложение 1 ) и предлагает каждому лично оценить по десятибалльной шкале, насколько точно было его представление о данных понятиях ранее (при условии, что 1 балл соответствует полному несоответствию). Желающие могут огласить результаты самооценки.

Классный руководитель: Изменилось ли ваше представление и отношение к разбираемым понятиям? Если да, то я напоминаю, что вы можете поменять свое место в круге, выбрав соответствующий сектор.

Классный руководитель проводит повторный подсчет сторонников разных позиций и записывает результаты на доске ниже ранее записанных.

Классный руководитель : Экстремист, радикальный человек, радикал. Это слова-синонимы. Предлагаю вернуться в зону коллективной работы для продолжения обсуждения. Если ваше отношение к разбираемому понятию изменилось, можете изменить свое место в круге, заняв соответствующий сектор (когда подростки займут свои места, классный руководитель проводит повторный подсчет сторонников разных позиций и записывает результаты на доске, ниже ранее записанных ).

Классный руководитель раздает листы ( Приложение 3 ).

Классный руководитель: Быть экстремистом, быть радикальным человеком, значит:

- отрицать всякое инакомыслие,

- пытаться жестко утвердить свою систему взглядов,

- требовать от своих сторонников слепого повиновения .

Приведите, пожалуйста, примеры из личного социального опыта, исторические факты, показывающие экстремистскую деятельность людей ( выслушиваются примеры учащихся ).

(Классный руководитель может дополнить примеры учащихся, напомнив о крестовых походах в средние века)

Классный руководитель: Как вы думаете, какие действия считаются экстремистскими с точки зрения закона ? ( зачитывается Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности ") ( Приложение 5 ).

Классный руководитель предлагает учащимся в очередной раз определить, изменилось ли отношение к разбираемым понятиям? Если да, то напоминает, что участники диспута могут поменять свое место в круге, выбрав соответствующий сектор. Далее проводится повторный подсчет сторонников разных позиций и записывает результаты на доске ниже ранее записанных.

Классный руководитель: Как вы думаете, какие виды экстремизма выделяют ученые? По отношению к чему (кому) могут быть направлены экстремистские действия? ( выслушиваются мнения учащихся ).

Классный руководитель раздает листы ( Приложение 4 ), предлагая учащимся зачитать определяемые виды экстремизма и привести примеры из жизни, исторические факты по каждому виду экстремизма ( выслушиваются примеры учащихся).

Классный руководитель: Если ваше отношение к разбираемому понятию изменилось, можете поменять свое место в круге, заняв соответствующий сектор.

4. Подведение итогов.

Классный руководитель: Наши дебаты подходят к концу, и я предлагаю участникам разных секторов круга обосновать свою позицию и аргументировать свой выбор ( выслушиваются мнения учащихся).

5. Этап рефлексии

Классный руководитель: Я прошу всех участников поделиться своими впечатлениями, высказать, что узнали нового, что было для вас полезным, какие трудности испытали во время обсуждения данной проблемы (выслушиваются мнения учащихся).

Классный руководитель благодарит учащихся за работу, активность, открытость.

Вся работа педагогов должна быть построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении детей и подростков. Необходимо формировать у ребёнка на всех этапах его развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.

Информация для детей и учащейся молодёжи должна быть представлена широко и разнообразно, с использованием средств массовой информации, технических средств обучения. Всё это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных явлениях, способствует формированию адекватного поведения.

Начальная школа

В среднем звене воспитательная работа с обучающимися направлена на формирование культуры взаимодействия, непримиримости к нарушителям закона, общественной морали и ответственности, совместное создание и сохранение правил. Наиболее продуктивными в этом возрасте являются различные формы совместной работы и коллективной творческой деятельности. Формирование способности уважения друг к другу, культуры взаимопонимания послужит основой для профилактики экстремистских действий. На данном этапе решается одна из основных задач образовательной системы – воспитание подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях, опирающихся на национальное самосознание и мировую культуру. В данный период формируется толерантное мировоззрение, веротерпимость и межнациональное согласие.

Для обучающихся 10-11 классов предлагаются формы работы, которые позволяют проанализировать типичные социальные ситуации экстремистского и террористического поведения. Основной формой работы может стать социальный практикум, который позволит каждому участнику высказать своё мнение и представить способ решения ситуации. Самоопределение обучающихся во время проведения таких занятий позволит зафиксировать степень их готовности к отказу от экстремистских действий.

ВложениеРазмер
tsikl_besed_po_profilaktike_terrorizma_i_ekstremizma_1.docx 79.23 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И МОЛОДЁЖИ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

протокол № 3 от 18.11.2015г.

_______ Р.А. Монасыпова

(январь 2016 года - декабрь 2016 года)

Тиунов Юрий Иванович – специалист по социальной работе с молодёжью отдела ППДМ;

Илькаева Ильсияр Халилулловна – методист отдела ИМР.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. …. 12

Экстремизм и терроризм – проблемы злободневные для России, которые угрожают не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей, целостности нашей многонациональной страны.

По данным МВД России, в среднем до 80% участников группировок экстремистской направленности составляют лица в возрасте до 30 лет. Молодёжная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возврат от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуется развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности. Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, работа и т.д.). В этот период молодые люди, продолжая образование, покидают школу, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации свободы и социальной незащищенности. В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акции, митингах, погромах. Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут молодых людей к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация ли тоталитарная секта. В связи с чем, основные ориентиры при организации работы с детьми, подростками, молодежью, в рамках организации их свободного времени включают в себя профилактические и информационно-просветительские мероприятия, с целью повышения правосознания молодых граждан и предотвращения экстремистских взглядов в подростково-молодежной среде.

Подростковые клубы по месту жительства являются ключевым звеном в системе социального воспитания детей и подростков. Деятельность подростковых клубов по месту жительства направлена на организацию свободного времени детей, подростков, молодежи по месту жительства. Основной контингент посетителей это дети, подростки и молодежь, более 65% мужского пола, не определившиеся в учреждениях дополнительного образования, спорта и культуры. Привлекательна клубная деятельность и тем, что вблизи дома можно заняться физической подготовкой, творческой самореализацией, организовать предметную занятость на бесплатной основе, кроме того, привлекает и то, что клуб – это территория неформального общения, и посещать можно в свободном режиме, когда удобно самому подростку.

На современном этапе, основная задача специалистов вовлечь неорганизованную категорию детей, подростков и молодежи в социально-значимую деятельность по месту жительства, а также организовать максимально комфортную воспитательно-развивающую среду. Многолетний опыт работы подростковых клубов по месту жительства давно уже доказала свою профилактическую эффективность. Вопросы предупреждения безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, профилактика социально негативных увлечений и интересов детей, подростков и молодежи включены в ежедневный план работы специалистов.

Для повышения уровня правосознания у подростков и молодёжи планируется оформление информационных стендов в клубах по месту жительства, а также разработка и распространение печатной продукции в виде памяток для подростков и молодёжи. В наглядных материалах содержится информация, направленная на недопущения межнациональной вражды и экстремизма с разъяснением административной и уголовной ответственности подростков и их законных представителей.

  • подростки и молодёжь, посещающие подростковые клубы по месту жительства;
  • несовершеннолетние учетной категории и проживающие в семьях социально-опасного положения.


о принятых мерах по предупреждению противоправного поведения со стороны учащихся в школе, профилактике экстремистских проявлений, совершенствованию правосознания и правовой культуры несовершеннолетних.

В школе создана система воспитательно-профилактической работы, которая в целом позволяет успешно решать вопросы снижения уровня подростковой преступности. Она предусматривает аналитико-диагностическую деятельность, организацию внеучебной занятости школьников, усиление идеологической и социально-педагогической составляющих воспитательного процесса. Профилактическая работа в школе включает в себя: проведение декад правовых знаний, бесед по правовой тематике; тематические классные часы; организацию школьных праздников; сотрудничество с ОПДН; функционирование Совета по профилактике преступлений и правонарушений, школьной службы примирения.

С целью профилактики национального и религиозного экстремизма, формирования толерантного сознания и поведения согласно

запланированы и проведены мероприятия:

-Моя малая Родина,

-Дела человека красят,

- Права и обязанности,

-Привычки хорошие и плохие,

- Герои земли Русской,

- Символы русского государства,

-Конституция. Право. Законы,

-Что значит быть гражданином России?,

- Причины и профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Стало традиционным проведение открытых часов общения :

В станице Ивановской работает краеведческий музей. Целью деятельности музея является приобщение школьников к культурному наследию разных народов с помощью музейных экспонатов. В музее проводится работа по пополнению количества музейных экспонатов и материала, посвященных национальным культурам проживающих в станице.


В школе ведется работа по формированию методического материала по противодействию экстремистским проявлениям среди воспитанников: методические разработки, сценарии, памятки, листовки.

Ведется мониторинг изучения интересов и потребностей учащихся школы:

- изучение национального состава класса и школы, его особенностей;

- иагностическая работа (социологический опрос) с целью изучения психологических особенностей личности учащихся и выявление уровня толерантности;

- выявление проблемных детей склонных к непосещению занятий, уклонению от учебы, допускающих прогулы, грубость с педагогами и сверстниками, недисциплинированность, склонных к участию в неформальных молодежных группировках;

- выявление учащихся, склонных к совершению правонарушений, преступлений, и детей, находящихся без контроля родителей во второй половине дня.

В школе ведётся мониторинг учащихся группы риска. С детьми, стоящими на всех видах учёта, постоянно проводятся индивидуальные беседы классными руководителями. По мере необходимости посещаются семьи, проводится работа с родителями.

В школе работает Совет по профилактике правонарушений среди учащихся.

Ежемесячно в школе проводятся заседания Совета по профилактике правонарушений среди учащихся. На Совете рассматриваются вопросы, связанные с поведением учащихся на уроках и во внеурочное время, пропуски уроков без уважительной причины, успеваемость, опоздания.

Работа Совета по профилактике правонарушений среди учащихся строится в тесном контакте с сельской администрацией. Совместно с членами родительских комитетов, инспектором ОПДН посещаются неблагополучные семьи, проводятся беседы.

Проводится работа с родителями:

-классные родительские собрания по вопросам воспитания культуры толерантности: "Формирование толерантного поведения в семье",

-индивидуальные консультации для родителей.

Регулярно (1 раз в четверть) проводятся учебно - тренировочные занятия с педагогическим составом и обучающимися школы по эвакуации из здания школы на случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Заместитель директора по ВР Сивостьянова И.В.


Памятка родителям

по профилактике экстремизма

Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.

Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние пропаганды экстремистов:

- Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.

- Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

- Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов.

Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние экстремистской идеологии, можно свести к следующим:

а) его ее манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;

- резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

- на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;

- в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант - нацистская символика), предметы, которые могут быть использованы как оружие;

- подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;

- повышенное увлечение вредными привычками;

- резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;

- псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы - такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

Будьте более внимательны к своим детям!

Памятка:

Профилактика экстремизма

в подростковой среде

В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи. Экстремизм - это деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта - демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта.

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

1. Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ.

2. Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.

Во-первых , экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Во-вторых , экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

В-третьих , экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

В-четвертых , экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.


Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:

Во-вторых, криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).

В-третьих, рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).

В-четвертых, наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).

В-пятых, использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).

В-шестых, использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

Исходя из этого, вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

1. Информирование молодежи об экстремизме, об опасности экстремистских организаций;

2. Проведение педагогических советов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, классные часы и родительские собрания, на которых разъясняются меры ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности;

3. Особое внимание следует обращать на внешний вид ребёнка, на то, как он проводит свободное время, пользуется сетью Интернет и мобильным телефоном;

4. Пропагандировать среди молодёжи здоровый и культурный образа жизни: организация летнего отдыха и временного трудоустройства несовершеннолетних, проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию детей и подростков, проведение спортивных и культурно-массовых досуговых мероприятий.

5. Развитие толерантности у подростков, повышение их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию;

6. Снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров;

7. Научить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека.

8. Создание условий для снижения агрессии, напряженности;

9. Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи: (например, занятия творчеством или спортом, разнообразные хобби, клубы и т. д.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа направлена на формирование устойчивой жизненной позиции подростков, не допускающей в поведении экстремистских настроений. В ходе беседы раскрываются понятия "экстремизма" и "терроризма". У обучающихся развиваются навыки ведения дискуссии, умение делать выводы.

Профилактическая беседа для подростков:

Цель: формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении экстремистских настроений.

Воспитательная задача: сформировать у воспитанников отрицательное отношение к экстремизму, терроризму; воспитывать чувство ответственности воспитанников за судьбу человечества; сформировать общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения.

Образовательная задача: дать представление о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме, объяснить сущности терроризма, его типы и цели;

Развивающая задача: развивать у учащихся навыки ведения дискуссии, обсуждения и анализа полученной информации; умения делать выводы; развивать самостоятельность суждений учащихся; формировать умение работать в группах.

Оборудование:

Презентация (сопровождает весь урок) (прилагается)

Ход беседы

Вступительное слово социального педагога

Экстремизм и его виды

Экстремизм (от фр. exremisme, от лат. extremus – крайний) – это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.

Экстремизм многолик и проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Различают этнический, политический, религиозный, экономический, сексуальный, межличностный и иные виды экстремизма, которые могут проявляться на уровне личности, группы, государства (общества).

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию, которая основана на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

В основе экстремизма лежит агрессия. Однако это неравнозначные понятия, так как по своей сути любой экстремизм агрессивен, но далеко не каждый случай агрессии равнозначен экстремизму.

Ребята, а что, по-вашему мнению, можно считать экстремистскими действиями?

Возможные ответы: хулиганство, вандализм, осквернение мест захоронения, публичную демонстрацию нацистской символики, распространение экстремистских материалов, публичное разжигание национальной или расовой вражды, причинение вреда здоровью и убийство из-за национальной или расовой ненависти, терроризм.

Ответственность за экстремистскую деятельность

Но нужно помнить, что за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

(Слайд 6) Терроризм - это крайнее проявление экстремизма, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

Терроризм – последняя стадия человеческого безумия, первым зернышком которого является экстремизм, т.е. провокация беспорядка, гражданское неповиновение и многое другое.

Суть терроризма – насилие с целью устрашения. И частью террористической тактики, направленной на вызов паники, страха у населения является теракт.

Ни для кого не секрет, что проблема распространения экстремизма и терроризма в российском обществе является фактором, угрожающим национальной безопасности и целостности всего государства.

И мне хотелось сегодня вспомнить лишь немногие теракты, которые за последние 20 лет потрясли нашу страну. Только вдумайтесь в число невинно пострадавших во время терактов.

Захват больницы в Буденновске,

Захват около 2000 человек в больнице и роддоме города Кизляр (Дагестан).

Взрыв в девятиэтажном жилом доме в Каспийске.

В сентябре 1999 года взрывы в жилых домах прогремели во многих городах России: в дагестанском Буйнакске, на улице Гурьянова и на Каширском шоссе в Москве, в городе Волгодонск Ростовской области.

2000г. Взрыв в подземном переходе у станции метро "Пушкинская" в центре Москвы

2001г. Почти одновременные взрывы заминированных автомобилей в городах Минеральные Воды и Ессентуки и в деревне Адыге-Хабл в Карачаево-Черкессии.

9 мая 2002г. Взрыв в центре дагестанского города Каспийск, где проходили торжества по случаю Дня Победы.

23 октября 2002г. - Норд-Ост Захват более 900 человек в московском Театральном центре на Дубровке чеченскими сепаратистами.

2003г. Взрыв в переполненной студентами электричке, шедшей по маршруту Кисловодск - Минеральные воды, неподалеку от города Ессентуки.

Первое сентября 2004 года в школе №1 в городке Беслан. В результате последовавшего штурма погибли 334 человека, 186 из них - дети.

2010г. Взрывы на станциях московского метро "Лубянка" и "Парк культуры"

Давайте почтим память всех жертв теракта минутой молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Портрет экстремиста - террориста

А сейчас давайте попробуем представить себе портрет экстремиста - террориста.

(Работа в группах) После обсуждения каждая группа представляет свой портрет.

молодые люди от 14 до 22 лет (в редких случаях до 25-30 лет); (Мовсар Бараев,23,захвативший заложников на Дубровке)

предпочитают силовые варианты при решении жизненных задач;

стремятся идти к цели кратчайшим путем с предпочтением силовых методов;

нечувствительны к чужой боли, страданиям и потерям;

лишены родительской заботы;

познали раннее унижение;

низкий уровень образования и общей культуры;

искаженное представление об историческом прошлом.

Хочу обратить ваше внимание на возраст террористов. В последние годы все более актуальной становится проблема участия молодежи в экстремистской деятельности. Молодежный экстремизм – это чуть ли не самая страшная проблема современности.

(Слайд 24 - ролик)

А как вы думаете, почему именно молодые люди становятся экстремистами?

Возможные ответы: В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, отрицанием того, что говорят взрослые, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности. Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

Способы вербовки и как не стать жертвой

А как, по-вашему, вербуют в экстремистские и террористические организации?

Возможные ответы: Через Интернет. Причины популярности Интернета преступниками – легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности. Мессенджеры: WhatsApp и Viber. Наиболее легко вербовке поддаются одинокие люди, ищущие вторую половину; люди, находящиеся в состоянии стресса или депрессии; имеющие серьезные нерешенные проблемы; романтики; люди, чувствующие обиду на окружающее общество или близких, непонимание с их стороны; люди, находящиеся в духовном поиске; люди, подвергающиеся различного рода дискриминации.

Наверное, вы слышали о Варваре Карауловой, которая со своими вербовщиками познакомилась через WhatsApp (Слайд 25) и мы уже говорили с вами о 20-летней бердчанка Валерии Старостенко, которая была завербована радикальными исламистами, и втайне от родителей пыталась сбежать в Сирию. Она была задержана сотрудниками ФСБ и приговорена к трём годам лишения свободы.

Предварительно, перед знакомством для последующей вербовки в ИГИЛ, или другую вредную во всех смыслах организацию, вербовщики могут исследовать странички в соцсетях — это кладезь для психоанализа и первичного отбора более подходящих для вербовки личностей (в соцсетях — таких великое множество)…

И что нужно делать, чтобы не попасть под влияние экстремистов?

Возможные ответы:

Ограничьте доступ к своим фотографиям, записям и другим материалам только для круга друзей, которых хорошо знаете, с помощью соответствующих настроек!

Вербовщик вычисляет свою жертву путем анализа переписки в различных группах: мусульманских группах, группах, посвященных восточной культуре, группах брошенных жен, людей, находящихся в депрессии или испытывающих какие-либо трудности, например, имеющих задолженность перед банком, группах знакомств, группах по интересам, например, среди поклонников компьютерных стрелялок и даже на популярных городских форумах. Не слишком откровенничайте в общедоступных группах и на форумах, ведите себя осторожней! Для обсуждения личных историй используйте псевдоним или пишите в третьем лице: "Хочу посоветоваться, с моим знакомым был такой случай. "

Наметив себе несколько жертв, вербовщик начинает знакомиться с ними. Будьте внимательны, когда к вам "стучится" новый знакомый! Не принимайте в друзья всех подряд! Выясняйте, кто он и откуда Вы можете быть знакомы! Ведь это может быть бот или вербовщик!

Перепроверяйте любую информацию, исследуя предмет полностью, начиная с отзывов в Интернете и заканчивая сводками МВД.

Не верьте простым и ярким обещаниям.

Найдите глобальную цель в жизни, продумайте путь ее достижения. И тогда ни одна секта, ни один ИГИЛ, ни одна мысль или идея не сможет сдвинуть вас с пути, по которому идете Вы для достижения намеченных планов.

Помните! От экстремизма и насилия нас защищают полиция и ФСБ, но никто не защитит нас лучше, чем мы сами!

Подведение итогов (рефлексия)

А сейчас я хочу, чтобы вы написали, была ли для вас наша беседа полезной или нет, что нового вы узнали, или может, какой-то совет дали бы своим одноклассникам и сверстникам.

У экстремизма нет лица, нет религии, нет нации. Это то, что толкает тебя на плохие поступки. Это тяжелая ноша ответственности за последствия.

(Слайд 27) Выбирай будущее сам!

Воронина Е.А. Организация просветительских бесед по профилактике преступлений экстремистского и террористического характера

Воронина Е.А., Никандрова Н.Н. Профилактика вовлечения молодежи в неформальные группы деструктивной направленности

Крылова Т.А. Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде

Крылова Т.А. Выявление отдельных проявлений девиантного поведения, включающего вовлеченность в молодежные группы деструктивной направленности

Читайте также: